» » »

1945 – 2000 годы (часть 1)

Послевоенное состояние экономики Унечского района производило удручающее впечатление, которое можно охарактеризовать двумя словами – хаос и разруха.

Вместе с тем, в 1944-1945 годах, а также всю первую послевоенную пятилетку, работа по восстановлению хозяйства района велась очень активно.

В первую очередь было необходимо поставить на ноги железнодорожное хозяйство и наиболее важные промышленные объекты.

В течение полутора лет после освобождения Унечи было запущено в эксплуатацию паровозное депо, вагонный участок, пристанционные пути, объекты обслуживания станции. К 1946 году станция уже работала с полной нагрузкой.

В довольно короткие сроки в городе и районе были восстановлены птицекомбинат, райпромкомбинат, швейная и сапожная мастерские, большая часть колхозов.

Еще в 1944 году, на западной окраине Унечи было создано предприятие, занимавшееся хранением и отпуском горюче-смазочных материалов. В городе оно известно под названием нефтебазы. С годами небольшой пункт по отпуску топлива превратился в крупную организацию с собственной материально-технической базой и сетью АЗС.

Начиная с послевоенных лет, Унеча постепенно стала приобретать тот облик, который мы наблюдаем сегодня. В частности, в первые годы после окончания войны в городе были проведены работы по озеленению. Так, вся улица Иванова, от бывшей железнодорожной бани до старого хлебозавода была засажена тополями, отдельные из которых сохранились до настоящего времени. Был восстановлен парк возле Первомайского клуба.

Большой объем работы в первые послевоенные годы пришлось проделать сотрудникам Унечского райвоенкомата, который обрабатывал огромное количество запросов, касающихся судеб солдат, призванных местным РВК на фронт. Военным комиссаром в Унече в первые послевоенные годы был гвардии подполковник Пичуричко.

Потихоньку возрождалась спортивная жизнь района. Так, в 1946 году в Унече состоялся первый послевоенный футбольный матч. Встречались местный «Локомотив» и «Динамо» из Гомеля. Матч завершился победой хозяев со счетом 4-0.

После войны на железных дорогах были восстановлены политотделы. В Унече такой отдел расположился в новом здании, рядом с железнодорожной баней.

19 июня 1946 года приказом Главного Управления трудовых резервов СССР в Унече была создана железнодорожная строительная школа фабрично-заводского обучения №2. Так появилось на свет учебное заведение, больше известное в нашем городе как ПУ-17, расположенное в залинейной части Унечи. Первым его директором стал Петр Прохорович Руденков, занимавший эту должность с 1946 по 1950 годы.

Созданное сразу после войны, училище не так давно отметило свой шестидесятилетний юбилей. За эти годы ПУ-17 стало крупным специализированным учебным заведением, обучающим молодежь по специальностям мастера строительных, отделочных и столярно-плотничных работ, тракториста-машиниста, автомеханика, электромонтажника, сварщика, мастера лесного хозяйства. История ПУ-17, как самостоятельного учебного заведения, закончилась в 2012 году, когда училище было объединено с ПУ-6.

В течение нескольких послевоенных лет было восстановлено железнодорожное училище, которое с каждым годом расширяло свои возможности и вскоре стало одним из крупнейших железнодорожных ПУ в Европейской части СССР.

Продолжалось заселение залинейной части города. Там, где сегодня протянулась улица Мира, локомотивное депо построило для своих работников несколько домов. В 1947 году появились первые жильцы на улице Локомотивной.

Несмотря на рост населения Унечи, по-прежнему преобладающим в количественном отношении в нашем районе оставалось сельское население. После войны оно насчитывало более 40 тысяч. Однако, уже к семидесятым годам сократилось до 30 тысяч, а к восьмидесятым и вовсе наметился перелом в пользу горожан. В 90-х годах городское население района уже существенно преобладало над сельским.

Поднимать хозяйство с нуля пришлось не только в городе, но и на селе. По всем показателям, в сравнении с довоенным периодом, сельское хозяйство Унечского района находилось в полнейшем упадке. В деревнях и селах катастрофически не хватало рабочей скотины и техники. Например, во время весеннего сева 1945 года, в бороновании колхозных земель участвовало около 2 тысяч коров. Селянам зачастую приходилось трудиться на голом энтузиазме. Повсеместно применялся тяжелый ручной труд.

Тем не менее, жизнь на селе возрождалась.

Так, в Брянкустичах после войны были построены электростанция, школа, дом культуры, восстановили фермы, возвели водонапорную башню. В 1947 году председателем брянкустичского колхоза, получившего название им. Сталина, вновь был избран Егор Драчена, который руководил хозяйством еще до войны. В связи с постройкой в селе электростанции, следует отметить, что в домах жителей Брянкустич свет электрических ламп появился даже раньше, чем у некоторых горожан из Унечи. Жизнь в селе постепенно налаживалась. Вскоре был открыт колхозный радиоузел, приобрели пилораму, станки. К концу шестидесятых брянкустичский колхоз купил более 30 тракторов и пару десятков автомашин. Построили комплекс для крупного рогатого скота, автомастерские и многое другое, что позволило со временем стать местному хозяйству одним из самых крупных и успешных в районе.

В связи с излишне большим количеством колхозов (после войны они были практически в каждом населенном пункте) в районе постепенно началась процедура их укрупнения. Тенденция сокращения количества хозяйств привела к тому, что к концу 80-х годов их число сократилось со 100 до менее чем 20.

Первые пять послевоенных лет оказались для сельского хозяйства самыми тяжелыми. Особенно трудным был 1946 год, принесший сильную засуху и как следствие неурожай, повлекший голод.

Несмотря на все принимаемые усилия, к 1950 году Унечский район так и не сумел достигнуть довоенного уровня численности скота и сельхозтехники.

Однако, постепенно село оправлялось от удара и крестьянская жизнь потихоньку налаживалась. Так, с начала 50-х годов в хозяйства понемногу начала поступать новая техника: автомашины, комбайны, трактора. Восстанавливалась животноводческая отрасль – одна из ключевых для сельского хозяйства того времени.

Как мы уже упоминали, до войны в Унече работало две средние школы. Однако, этого количества было недостаточно и поэтому в послевоенные годы в нашем городе была открыта еще одна школа, известная всем унечцам, как школа № 2. Официальной датой ее открытия считается 1949 год, когда учителя и ученики въехали в новое двухэтажное кирпичное здание. Однако, фактически история этого учебного заведения началась еще во время оккупации, в 1942 году, когда на улице Володарского, по инициативе педагогов-энтузиастов, было построено деревянное здание для занятий школьников. Однако, долго это здание не простояло, т.к. было уничтожено во время бомбардировки в 1943 году. После освобождения города, занятия возобновились в деревянном здании на углу улиц Коммунистической и Пролетарской. Однако и это здание не уцелело, будучи уничтоженным во время пожара, случившегося в послевоенные годы. После этого пожара и началось строительство нового кирпичного здания школы, которое по сей день стоит на улице Луначарского.

Первым директором школы № 2 был назначен Иван Ефимович Кальянов – человек, отдавший делу школьного образования 56 лет своей жизни. К слову, известный российский эстрадный певец и композитор Александр Иванович Кальянов приходится ему сыном. Он родился в нашем городе и тоже окончил школу № 2.

В последующие годы школу возглавляли Н.Е. Сырников, В.Г. Родин, А.А. Крипень, В.Д. Каводник. Из стен школы, сделавшей более 50 выпусков, вышло немало достойных людей.

В 1950 году своей школой обзавелась и залинейная часть города. Сегодня она называется средней школой № 4, хотя больше известна унечцам под названием «тридцать девятой». Школа № 39 долгие годы была учебным заведением, подведомственным железной дороге и лишь в постсоветское время стала муниципальной.

В 1951 году в Унече, напротив железнодорожного вокзала было построено красивое двухэтажное здание для сотрудников Унечского отделения Белоруской железной дороги. Впоследствии в этом здании располагался детский сад, а с недавнего времени – районный и мировой суды.

1951 год был отмечен для нашего района громким уголовным делом. Так, следственными органами в Суражском и Унечском районах была раскрыта крупная тайная община евангелистов-пятидесятников (христианская секта, возникшая в США), деятельность которых в СССР была под запретом. Эта община включала в себя евангелистов в основном из Суража и Унечи. Руководила организацией суражский рабочий П.Ф. Дубинина. Уголовное дело против евангелистов-пятидесятников завершилось для нескольких активистов общины большими лагерными сроками.

В 1953 году станция Унеча очередной раз в своей истории поменяла ведомственную принадлежность. На этот раз она перешла в подчинение Московско-Киевской железной дороги. Затем, непродолжительное время, с 1959 по 1961 годы, станция находилась в составе Калининской железной дороге, а с 1961 года и по настоящее время относится к Московской дороге.

С окончанием войны произошло резкое увеличение объема работы станции и депо. Так, в одной из секций депо в послевоенные годы работала транспортно-ремонтная мастерская, куда со всей страны доставляли для ремонта дрезины, мотовозы, дизельпоезда, самоходные краны и прочую железнодорожную технику. Для подготовки специалистов по ремонту такой техники, в железнодорожном училище была сформирована специальная группа.

В пятой пятилетке на станции было восстановлено основное здание вокзала и закончено строительство вокзала для транзитных пассажиров. На улице Иванова было возведено несколько жилых двухэтажных домов. Началась застройка улицы Советской. Жилищный вопрос в послевоенные годы был очень актуален, поскольку некоторые семьи еще несколько лет после войны были вынуждены в прямом смысле слова жить в землянках.

В поселке Решающем (залинейная часть города) открылись детские ясли. В 50-х годах было построено здание городской (районной) больницы на 155 мест и закончено восстановление железнодорожной больницы, от которой после войны остались одни стены.

В целом же, послевоенная Унеча мало чем напоминала современный нам город. Асфальта еще нигде не было, на многих улицах царила непролазная грязь, а забитые водосточные канавы еще более усугубляли санитарную ситуацию. Такое понятие, как тротуар тогда было еще незнакомо унечцам.

В 1954 году в Унечском районе был создан лесхоз, который образовался на базе нескольких лесничеств. До этого унечские леса входили в состав Стародубского лесного хозяйства, образованного еще в 1940 году. Первым директором Унечского лесхоза был назначен Григорий Ефремович Митрохин. Сегодня унечское лесное хозяйство представлено двумя подразделениями. Это ГУ «Унечское участковое лесничество» и филиал «Унечский» ГУП «Брянский лесхоз», юрисдикция которых распространяется на территорию сразу нескольких смежных районов.

Унечские лесники обосновались на краю соснового бора в северной части города, там где сейчас находится парк имени Уральских добровольцев. Администрация лесхоза дислоцируется там и до настоящего времени. Рядом с ее зданием сегодня мы может увидеть небольшой и неприметный лесной массив. Примечателен он тем, что ранее здесь был самый настоящий дендросад, в котором местные лесники высадили более 80 пород деревьев, произрастающих на территории Брянской области, и обнесли их штакетником. Рядом, на территории 16 гектаров был разбит большой лесопарк, названный в честь Уральских добровольцев, освобождавших Унечу от немцев в 1943 году. На ручье, протекающем по территории парка, соорудили плотину, в результате чего получился водоем, известный жителям города как старое озеро. Впоследствии в парке было поставлено более десятка аттракционов, на озере сооружено кафе «Поплавок», работали летняя эстрада, танцплощадка, лодочная станция, вдоль парковых аллей появились красивые статуи. Парк имени Уральских добровольцев стал одним из любимых мест отдыха горожан. В свое время он был даже удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса парков культуры и отдыха. К сожалению, все это в девяностые-двухтысячные годы пришло в полное запустение: от аттракционов и лодочной станции не осталось и следа, танцплощадка поросла бурьяном, да и в целом сегодня парк производит удручающее впечатление.

В 1955 году в городе была создана стационарная пожарная часть. Осенью этого же года была введена в строй новая мощная электростанция. До этого электричество городу давала слабая дизельная станция, установленная в паровозном депо, мощности которой хватало лишь для нужд железной дороги. Фактически, до середины 50-х годов Унеча была лишена полноценного энергоснабжения. В сельской местности, за редким исключением, электричества не было и вовсе. В 1956 году на новой ТЭЦ был запущен второй генератор. После этого мощности Унечской электростанции стало вполне хватать для нужд города. Конец 50-х – начало 60-х годов стали временем бурного развития районного электрохозяйства. К концу 50-х годов были полностью электрифицированы все населенные пункты района. К началу 60-х годов в Унечском районе насчитывалось около 700 километров ЛЭП, из которых более половины - высоковольтные. Для обслуживания всего этого хозяйства, в 1964 году была создана новая организация – районные электросети, сокращенно – РЭС. В 70-е годы в районе появилась организация «Унечаагропромэнерго», которая занималась обслуживанием и ремонтом электрического хозяйства в колхозах и совхозах.

1958 – год появления в Унече первого кинотеатра. Им стал «Пионер» на улице Кирова. Его здание сохранилось до наших дней, но по назначению уже давно не используется. Сегодня большинство муниципальных кинотеатров находятся в полном упадке и большим спросом провинциальный кинопрокат не пользуется. А в свое время попасть на киносеанс в Унече было большой проблемой – иной раз за день проходило до 20 показов и почти все с аншлагами. И это только в городе. Множество киноустановок имелось и в селах района.

В 1955 году на станции Унеча создается новое предприятие – путевая дорожная машинная станция № 3 (ПДСМ-3). Сегодня она носит название ПМС-100. Ее основной задачей является осуществление работ по ремонту железнодорожного пути.

В том же году к Унечской дистанции пути была присоединена 2-я Кричевская дистанция. После реорганизации, дистанция пути поменяла нумерацию и стала именоваться 20-й. Спустя два года к ней также присоединили Почепское подразделение. С 1961 года предприятие стало называться 55-й дистанцией пути. В ее задачи входит постоянное поддержание железнодорожного полотна в исправном и безопасном состоянии. В момент своего образования Унечская дистанция обслуживала почти 250 километров железнодорожных путей. Сегодня - вдвое больше.

В годы семилетки 1959-1965 годов в Унечском локомотивном депо произошло долгожданное событие - приписанные к Унече паровозы полностью перешли на жидкое топливо. Это значительно облегчило труд машинистов – ведь до этого за одну поездку в топку паровоза уходило около 20 тонн угля. Теперь профессия паровозного кочегара ушла в историю. С переходом на жидкое топливо начали поступать и новые мощные локомотивы серии «Л». Спустя ровно год, Унечское депо стало именоваться локомотивным. Произошло это неслучайно – в 1965 году в депо начали поступать первые тепловозы. Старые добрые паровозы постепенно сдавали свои позиции, становясь все больше историей. Новые мощные локомотивы позволяли увеличить средний вес грузового состава сразу на 400 тонн (в 1965 году он составлял 2195 тонн). Возросла также и скорость перевозок.

Была проведена значительная работа по оснащению и усовершенствованию путевого хозяйства. К 1967 году была сдана в эксплуатацию автоблокировка и электрическая централизация стрелок на участке Унеча-Почеп, а также поездная радиосвязь на участке до Брянска.

В вагонном депо в послевоенные годы были завершены работы по реконструкции цехов и подсобных мастерских. Были построены отделения автосцепки, ремонта люков и дверей, рессорное отделение, установлены грузоподъемные краны. К концу 60-х в депо не осталось ни одного старого деревянного здания – на их месте были возведены новые кирпичные корпуса. В постсоветский период Унечское вагоноремонтное депо некоторое время находилось в структуре ОАО «РЖД», а несколько последних лет принадлежит частной московской компании.

В первой половине 60-х годов Унечский район стал частью большой нефтяной «трубы» - через наши земли протянулся участок крупнейшей в мире системы магистральных нефтепроводов «Дружба». Изначально Советский Союз строил его для снабжения соцстран Восточной Европы нефтью, добывавшейся на востоке нашей страны. Свое начало нефтепровод «Дружба» берет в Альметьевске, затем через Самару тянется до Унечи, а отсюда - до белорусского Мозыря, где разветвляется на два участка - белорусский и украинский. Общая длина «Дружбы» составляет более 5 тысяч километров.

Сам нефтепровод начали строить в декабре 1960 года. Параллельно с прокладкой трубы, в местах ее будущего прохождения начали возводить соответствующую инфраструктуру. Ключевыми звеньями во всей системе стали нефтеперекачивающие станции. Одну из таких станций в 1962 году начали строить на краю села Высокое Унечского района. 5 октября 1964 года станция была запущена в эксплуатацию и через унечскую землю на запад потекло «черное золото». За последующие 10 лет на станции было установлено 26 новых агрегатов по перекачке нефти. Станция в Высоком продолжает работать и в наши дни, обеспечивая перекачку огромных объемов нефти. Постройка нефтеперекачивающей станции преобразила жизнь поселка. Со временем, в Высоком вырос целый городок из жилых домов, магазинов и школы. Благодаря предприятию, Высокое сегодня является одним из немногих густонаселенных и развивающихся сел района, в то время, как многие другие населенные пункты постепенно вымирают, исчезая с карты нашего региона.

Еще один объект, обязанный своим рождением увеличению экспорта советского сырья на запад, появился на свет в октябре 1966 года в селе Найтоповичи. Это линейно-производственная диспетчерская станция «8Н», обслуживающая нефтепродуктопровод. Также, как и в Высоком, благодаря ЛПДС «8Н», жизнь в Найтоповичах не остановилась, подобно тому, как это произошло в десятках других сел и деревень района. Станция во многом способствовала развитию села и его инфраструктуры. Со временем здесь появился целый поселок из двухэтажных домов, двухэтажная школа, один из лучших в районе сельских домов культуры.

В начале 60-х годов начались работы по усовершенствованию автодороги, соединяющей Брянск и Гомель. До этого грунтовка, связывающая областные центры, проходила прямо через населенные пункты Унечского района, в частности, Рассуху, Задубенье, Аленовку и саму Унечу. Одной из задач, стоявших перед проектировщиками дороги, было выпрямление трассы. В итоге, после выполненной корректировки, автодорога пролегла в нескольких километрах южнее Унечи. Таким образом, сегодня федеральная трасса М-13 (Брянск-Новозыбков-граница с Белоруссией) в Унечском районе проходит, минуя наш город, который остается в 8 километрах к северу от нее.

В 1962 году в Унече, в здании на восточной окраине города открылась музыкальная школа. В середине 90-х она переехала в помещение на углу улиц Ленина и Первомайской (современное здание сбербанка). Сегодня в этой школе занимаются около 400 учащихся на пяти отделениях: народные, духовые, струнные инструменты, фортепиано и хор. Многим из выпускников школы первые аккорды, выученные в Унече, привили любовь к музыке до такой степени, что она впоследствии стала их главной профессией.

В 1962 году постановлением пленума Брянского обкома КПСС от 7 декабря 1962 года в Унече были созданы промышленно-производственный партком и партком производственных колхозно-совхозных управлений. Аналогичные комитеты были созданы и по линии ВЛКСМ. Задачей первого было руководство партийной, хозяйственной, культурной жизнью на территории промышленной зоны, второго – на территории сельской зоны. Впрочем, эти парткомы просуществовали недолго и были ликвидированы в 1964 году.

В 1963 году было сдано в эксплуатацию новое трехэтажное здание школы-интерната на 350 мест, где учащиеся на полном государственном обеспечении могли жить и одновременно получать общее среднее образование. В конце 90-х годов прошлого века школу перепрофилировали под интернат для детей-сирот, а с недавнего времени в стенах интерната разместилась коррекционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 1963 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР в состав Унечского района был включен Мглинский район. Однако, в подчинении Унече мглинчане находились недолго, так как уже с 1 января 1967 года Мглинский район был восстановлен как самостоятельная единица.

В 1964 году сразу несколько населенных пунктов Унечского района обрели новые названия. Случилось это в связи с принятием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 августа 1964 года «О переименовании населенных пунктов Брянской области». Так, деревня Плевки стала теперь Вишневой, Брешковку переименовали в Дубровку, Зарюховская Буда с тех пор именуется Березино, Лупеки превратились в Лужки. Для чего было принято это сомнительное решение об упразднении исторически сложившихся названий деревень – сказать затруднительно. Возможно, посчитали, что такие названия как, например, «Плевки» или «Лупеки», являются не слишком благозвучными.

Тем временем, в городе продолжали возводить новое жилье. К середине 60-х годов было завершено строительство всех двухэтажных домов на улице Советской и нескольких домов на переулке Крупской. Впервые в городе были сданы в эксплуатацию четырехэтажные дома со всеми удобствами. Первое такое жилье появилось на улице Горького. На центральной площади в 1964 году было построено здание почты, а спустя год напротив него выросло здание райкома партии и райисполкома. В этот же период жители Унечи впервые увидели на улицах своего города асфальт – первый участок с таким покрытием появился на улице Октябрьской, рядом с универмагом. На очереди было асфальтирование улиц Луначарского и Володарского. Вовсю велись работы по обустройству центральной площади. 6 ноября 1967 года на торжественном митинге здесь был открыт памятник Ленину. Впрочем, этот памятник вождю не был первым в нашем городе: в 1928 году Ленин появился возле клуба им. 1 Мая, а в 1963 году бюст Ленина был установлен возле здания школы-интерната. Еще один бюст основателя советского государства в конце 60-х годов был возведен на территории Унечского мясоптицекомбината. Памятник Ленину на площади изначально был выполнен из бетона, но в 1987 году его заменили на бронзовый – тот самый, который стоит на площади в наши дни. Он был изготовлен в Киеве по проекту архитектора В.М. Иваненко.

Следует также назвать имя человека, по проекту которого в 60-х годах прошлого века застраивалась почти вся центральная часть Унечи – им был архитектор В.Н. Городков.

В 1966 году в Унече было сдано в эксплуатацию более 7 тысяч квадратных метров жилья, построен кинотеатр «Мир» на 400 мест, а спустя два года на Бельце появилась его уменьшенная копия - кинотеатр «Луч» на 300 мест. В конце 60-х годов вовсю шла застройка улицы Попова. В селах района открылось 14 школ, несколько типовых домов культуры и магазинов, два детских сада.

В залинейной части города продолжалось строительство новых корпусов ПУ-6. В 1966-1970 годах училище обзавелось слесарной мастерской, кузнечным цехом, гаражами и складскими помещениями. В первой половине 70-х годов был построен новый учебный корпус на 500 мест, а также общежитие для иногородних учащихся на 200 с лишним мест.

В восьмой пятилетке на южной окраине Унечи началось строительство завода железобетонных изделий. Вскоре из его цехов уже начала выходить первая продукция – перекрытия, балки, опоры. К 1972 году, после ввода в эксплуатацию второй очереди завода, предприятие вышло на свою полную проектную мощность – тысячу кубометров железобетона в год. Основной рынок сбыта завода ЖБИ находился в Брянской области, но часть продукции также отправлялась и за ее пределы. В наши дни завод принадлежит частной компании и продолжает работать по основному профилю.

Активно развивалась жизнь и на селе. Так, в 1969 году колхоз в Павловке добился среднего урожая в 17,2 центнеров зерновых с гектара. Работавшая в Павловке с 1946 года агроном Ефросинья Денисова за достигнутые успехи была награждена орденом Трудового Красного знамени.

В шестидесятых годах во многих хозяйствах района, в том числе и в павловском, был практически полностью механизирован процесс возделывания зерновых культур и картофеля, начали внедряться доильные установки. К концу 60-х годов в павловском колхозе насчитывалось 19 тракторов, 10 комбайнов, 10 автомашин. В декабре 1969 года в хозяйстве был принят в эксплуатацию новый свиноводческий комплекс, рассчитанный на содержание 1000 животных. В дальнейшем, вплоть до перестроечных времен, павловское хозяйство продолжало активно развиваться. В 80-х годах в Павловке было построено много объектов хозяйственного и социального назначения, среди которых Дом культуры, Дом животноводов, котельная с тепловыми сетями, асфальтированная дорога до деревни Судынка, жилые дома. К сожалению, сегодня большая часть всей этой инфраструктуры пришла в полный упадок.

В Староселье в 60-х годах был построен дом культуры со зрительным залом на 350 мест. А новая двухэтажная школа появилась в этом селе еще в конце пятидесятых годов.

В 1960 году на сельскохозяйственной карте нашего района появилось новое крупное предприятие. Им стал большой совхоз «Унечский». Особенностью этого сельхозпредприятия было то, что он объединил в себе все колхозы, находившиеся вокруг города Унеча, а именно: Аленовский, Белогорщский, Добрикский, Красновичский, Неждановский, Писаревский и Старогутнянский. То есть, это был своего рода «городской совхоз». Правда, в таком виде «Унечский» просуществовал недолго, поскольку вскоре от него начали отделяться самостоятельные хозяйства. Первым обособился совхоз «Аленовский», затем ушли в «самостоятельное плавание» Писаревка и Красновичи. Со временем от «суперсовхоза» осталось всего лишь одно хозяйство в Старой Гуте, хотя название «Унечский» за ним сохранилось. Старогутнянское хозяйство специализировалось на производстве яиц и надо отметить, весьма в этом преуспевало. В отдельные годы количество яиц, поставляемых совхозом «Унечский» государству, доходило до 13 миллионов штук в год. В постсоветский период на базе старогутнянского совхоза было организовано акционерное общество «Унечское», существующее до настоящего времени.

Говоря о специализации других районных хозяйств, следует выделить Аленовку, сделавшую ставку на животноводство и откорм КРС.

Писаревский совхоз изначально специализировался на садоводстве (местные жители хорошо помнят писаревские яблочные сады), но затем, когда выяснилось, что местная почва не совсем подходит для выращивания фруктов, основная ставка была сделана на овощи. Одно время в писаревском хозяйстве получали большие урожаи гречихи, занимались пчеловодством. В шестидесятые годы совхоз был на лидирующих позициях по выращиванию хмеля, тонна которого в те времена стоила около 8 тысяч рублей. В писаревском хозяйстве также было одно из самых больших в районе дойных стад.

Итоги работы Унечского района в 60-х годах, были высоко оценены областными властями в октябре 1967 года. Район был награжден юбилейным Красным знаменем обкома КПСС, который передавался Унече на вечное хранение. Секретарем местного райкома тогда работал Сергей Алексеевич Панков, председателем райисполкома – П.Е. Мажуго, секретарем райкома ВЛКСМ – В.Ф. Шамов. В наши дни С.А. Панков живет в Брянске, занимает должность председателя Совета ветеранов Брянской областной общественной организации ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

Более того, в 1969 году среди пяти городов РСФСР, отмеченных по темпам благоустройства как лучшие, была названа и Унеча.

В апреле 1968 года в Унече началось строительство крупнейшего в Брянской области комбината хлебопродуктов. В состав этого объекта входил мощный элеватор на 16 тонн зерна, мельница на 245 тонн помола в сутки и сушилки, рассчитанные на обработку 16 тонн зерна в час. Объект был сложным, поэтому его строительство велось поэтапно. Комбинат в том виде, в котором он предстает перед нами сегодня, был завершен лишь к концу 70-х годов. С 1977 года директором нового комбината был назначен А.Э. Браже.

После запуска в эксплуатацию, Унечский КХП мог обеспечивать мукой хлебопекарскую промышленность не только всей Брянской области, но даже отгружать часть продукции в соседнюю Белоруссию. В 1980 году в составе комбината появился новый крупный цех, он же одновременно комбикормовый завод, рассчитанный на выпуск 500 тонн продукции в сутки. Комбинат продолжает работать по основному профилю и в наши дни, однако, последние годы экономическая ситуация на предприятии остается крайне нестабильной и угрожающей дальнейшему существованию комбината.

Что же касается более давней истории этого объекта, то, как выяснилось, у него был предшественник еще в военные годы. Так, сохранились архивные документы, из которых известно, что в 1943 году в Унече существовало предприятие, занимавшееся заготовкой сена для нужд военных частей и называлось оно «Заготсено». После войны профиль предприятия изменился: вначале оно стало заниматься заготовкой зерна, а потом преобразовалось в хлебоприемный пункт.

В октябре 1969 года в Унече была создана галантерейная фабрика. После развала СССР фабрика поменяла свой организационно-правовой статус, а сегодня на ее базе работает ОАО «Тонус», выпускающее изделия медицинского назначения (бинты, бандажи и др.) и джинсовую одежду.

В 1967 году население Унечского района составляло 57,1 тысяч человек.

В 70-е годы в нашем городе у железной дороги появился серьезный конкурент. Им стал завод «Тембр». Автор этого текста, детство которого во второй половине 80-х и начале 90-х прошло рядом с «Тембром», хорошо помнит ежедневный нескончаемый поток людей, направлявшихся утром к проходным завода, а вечером обратно. Порой казалось, что на «Тембре» работает вся Унеча. Этот завод с его пятитысячным коллективом был настоящим городом в городе и его появление во многом придало новый импульс развитию социально-экономической жизни Унечи.

Со временем завод обзавелся новыми корпусами, была построена огромная столовая, ныне пришедшая в полное запустение. Также как и железная дорога, «Тембр» строил социальные объекты, в числе которых значатся известный всем горожанам пионерлагерь «Ручеек», детский сад «Солнышко», два общежития, жилые дома. Продукция «Тембра» находила сбыт у тысяч предприятий и организаций внутри Советского Союза, а также экспортировалась более чем в 20 зарубежных стран. Помимо основного резисторного производства, завод выпускал и «непрофильные» товары. Например, светильники и телевизионные антенны. «Тембр» имел важное стратегическое значение, причем, не только региональное, но и без преувеличения республиканское. В 1975 году приказом министра электронной промышленности СССР на заводе было создано конструкторско-технологическое бюро. Важность объекта подчеркивалась еще и тем, что все процессы, происходившие на «Тембре», постоянно находились под контролем сотрудников органов госбезопасности.

В постсоветский период на предприятии произошли преобразования в духе наступившего времени и производственные мощности «Тембра» перешли в частные руки. В 2004 году на базе бывшего радиозавода было образовано ООО «Тембр», которое продолжило выпуск основного профильного товара – резисторов. Помимо этого, «Тембр», пытаясь выжить в современных условиях, освоил выпуск около 40 видов электрических изделий: электроплиток, светильников, розеток и т.п.

Помимо «Тембра», в 70-80 годы в Унече успешно работали электромеханический завод, галантерейная фабрика, овощесушильный завод. Последний в свое время был создан на базе крахмального завода и изначально предназначался для выпуска продукции длительного хранения – крахмала-сырца и сушеного цикория. В дальнейшем завод освоил производство сушеных овощей, в больших объемах выпускал концентраты плодово-ягодных киселей, а затем и готовой продукции – плодовоовощных консервов, варенья, компотов. В двухтысячные годы текущего века завод прекратил свое существование. В настоящее время производственные мощности бывшего овощесушильного завода используются крупным агрохолдингом «Картофельная нива».

В семидесятых годах свое десятилетие отметило районное объединение «Сельхозтехника», первые корпуса которого создавались в 1965-1966 годах на болотистой местности в южной части города.

Одним из символов нашего города, известным каждому его жителю, является телевизионная мачта-ретранслятор. Унечская телевышка была построена по технологии, типичной для телевизионных мачт того времени (аналогичные мачты встречаются во многих городах бывшего СССР). Она представляет собой конструкцию из четырехгранной призмы весом в 300 тонн, удерживаемую тросовыми растяжками на трех уровнях. Высота мачты в Унече составляет 234 метра (с антенной надстройкой). Будучи самым высоким в области, унечский ретранслятор обеспечивает уверенный прием телевизионного сигнала на территории всей западной и юго-западной Брянщины.

1971-й стал годом крупных строительных успехов: на улице Ленина было построено общежитие завода «Тембр» на 300 мест, расширены здания почты и железнодорожной аптеки, школа №2 обзавелась спортзалом, новые здания были построены на межрайбазе и в пожарном депо. На улицах Пролетарской и Суворова появились новые дома. В первой половине 70-х в городе были возведены еще несколько жилых многоэтажек, типография, общежитие и жилой корпус ПУ-6, железнодорожное общежитие на 300 мест. Начиная с 70-х годов, в Унече началось массовое возведение пятиэтажных многоквартирных домов со всеми удобствами.

И в это же время, на северной окраине города, по течению реки Унеча началось возведение искусственного водохранилища с зеркалом площадью 13 гектаров. Это водохранилище известно всем жителям Унечи как новое городское озеро. Его появление не было связано с какими-то проблемами водоснабжения, т.к. потребности нашего города в воде полностью удовлетворяются за счет подземных артезианских источников. Городское озеро изначально планировалось как объект для загородного отдыха жителей и гостей Унечи. На западной оконечности озера, под автомобильным мостом была поставлена дамба-плотина, через которую вода из озера уходит дальше, по течению реки. В соответствии с планом строительства водоема, в центре озера был оставлен небольшой живописный островок, на котором растут несколько деревьев. Городское озеро стало любимым местом отдыха унечцев и гостей города. В свое время на озере работала лодочная станция и прокат катамаранов. В двухтысячных годах, на южном берегу озера, на территории бывшей водокачки частным лицом был построен большой и красивый центр отдыха «Криница». Цены в нем по местным меркам довольно кусачие. Вместе с тем, это пока единственное в городе заведение с достаточно высоким уровнем ресторанного сервиса.

Если уж речь зашла о строительстве, то следует сказать, что в 70-х и в 80-х годах строительная отрасль Унечи была представлена двумя крупными организациями – СМП-685 (бывшая СУ-322) и ПМК-226.

Строительно-монтажный поезд №685 являлся на протяжении многих десятилетий флагманом строительной отрасли в Унече. История старейшей строительной организации нашего города начиналась в 1944 году, когда на станции появился первый на Белорусской железной дороге строительно-восстановительный участок. Затем этот участок был преобразован в СУ-322 Калужтрансстроя, а впоследствии переименован в СМП-685. Среди заслуг этой организации значатся восстановление корпусов паровозного депо и вагонного участка после войны, строительство вокзала, школ, больниц, детских садов, административных зданий, а также массовое жилищное строительство в городе и районе. Силами этой организации построена большая часть всех пятиэтажных жилых домов в Унече. Да и в целом, можно без преувеличения сказать, что вся Унеча, за небольшим исключением, была построена силами СМП-685. Также отметим, что, помимо строительства в Унече, СМП-685 возвел массу объектов в разных местах бывшего СССР.

Передвижная механизированная колонна №226 была образована в Унече в 1978 году. Тогда эта организация входила в состав Клинцовского строительного треста. Среди объектов, построенных ПМК-226, следует выделить комбинат хлебопродуктов, автовокзал, ветсанутильзавод, полигон ТБО, самую большую в районе школу №3, множество жилых домов в городе и на селе. Сегодня, будучи уже акционерным обществом, ПМК-226 по-прежнему занимается строительством различных объектов, среди которых за последние годы выделяются большой хирургический корпус на 150 мест, новый корпус школы № 1, четырехэтажное здание нового торгового центра на ул. Иванова. В 2002 году в Павловке была открыта средняя школа, построенная силами ПМК-226.

К 1980 году Унеча занимала площадь около 2 тысяч гектаров и в городе насчитывалось более 150 улиц и переулков.

Семидесятые-восьмидесятые годы стали периодом, в основном определившим современный облик унечской железной дороги. В 1971 году унечские связисты впервые на Московской железной дороге ввели в эксплуатацию новейшую систему диспетчерской централизации на участке Унеча - Закопытье (станция под Гомелем). В 1976 году вагонники освоили эксплуатацию автономных рефрижераторных вагонов и ремонт тележек грузовых вагонов на поточно-конвейерных линиях. На станции были построены маршрутно-релейная централизация стрелок и сигналов, маневровая горка и обводной путь протяженностью 7,2 км. Все чаще стали укладывать тяжелые бесстыковые рельсы на железобетонных шпалах.

В 1978 году в Унече была создана новая крупная организация – Мостостроительный поезд № 15, в задачи которого входил ремонт и восстановление мостов на Московской железной дороге. Помимо работ по основному профилю, унечский мостопоезд возводил и другие объекты. Так, силами МСП-15 в восьмидесятых годах в Унече был построен путепровод через железную дорогу (автомобильный мост, пересекающий ж/д путь со стороны брянского направления).

В 70-х годах в сельском хозяйстве района наиболее успешным стал 1973-й, когда впервые в Унечском районе был получен урожай зерна в 34,4 тысячи тонн при средней урожайности 14,6 центнера. Наиболее урожайным стал этот год и для картофелеводов.

Счет сельхозтехники в хозяйствах района в 70-е годы шел уже на сотни, хотя после войны ее можно было пересчитать по пальцам. В колхозах и совхозах района активно развивалась инфраструктура: строились дома, асфальтировались дороги. Так, в Писаревке вырос целый городок из двухэтажных жилых домов, в Красновичах – поселок из одноэтажных каменных домов, в Новых Ивайтенках – двухэтажная школа и Дом культуры. В колхозе «Коммунар» был построен крупный свиноводческий комплекс на 6 000 голов.

В семидесятых годах в Унечском районе, наконец, были расселены все оставшиеся мелкие хутора. Ушли в историю такие населенные пункты как Красный Довжик, Дмитров, Зеленая Дубрава, Богунец, Сапичев, Амелькин, Троицкий. Удивительно, но еще 40 лет назад в таких мелких хуторах находилось четверть всех крестьянских дворов района.

Семидесятые стали десятилетием бурного развития торговой сети Унечского района. Особенно выделялись в этой сфере две структуры: организация потребкооперации и торговая сеть ОРС НОД-15. У каждой из этих организаций имелась целая сеть магазинов, на долю которых приходилось более 2/3 всего розничного товарооборота в районе.

Первый газовый участок в Унече был образован еще в 1966 году и подчинялся он конторе «Почепмежрайгаз». Поначалу унечские газовики размещались в небольшом деревянном доме на улице Первомайской. В 1968 году Унечский участок присоединили к тресту «Клинцымежрайгаз». Первым начальником Унечского газового участка был назначен М.Г. Клищенко.

В 1977 году в Унечу пришел природный газ, на который сразу же перевели часть котельных. На стадионе «Локомотив» по этому поводу состоялся общественный митинг, на котором в торжественной обстановке был зажжен первый газовый факел. Если быть более точным, то газ в Унече был и до 1977 года, но раньше он доставлялся сюда не самым удобным способом - в баллонах, с которыми возникало немало проблем. Например, в Унече не было своего обменного пункта баллонов и их приходилось возить на обмен в Клинцы. Также, для эксплуатации баллонов приходилось приобретать специальные дорогостоящие установки. Запуск газопровода открывал качественно новые возможности для газификации населения. Помимо котельных, к газопроводу начали подключать первые пятиэтажные дома. В 1980 году на базе газового участка было создано новое подразделение - трест «Унечамежрайгаз», входивший в систему ПО «Брянскоблгаз». Унечскому тресту были подчинены также Стародубский и Мглинский участки. По мере возрастания темпов газификации, природный газ ежегодно подавали в 200-300 квартир жителей Унечи и района. Среди сельских населенных пунктов, первыми получивших голубое топливо, были Брянкустичи и Найтоповичи. Впоследствии от Найтоповичей до Высокого был проложен газопровод высокого давления, в который врезали отводы для подачи газа в Рюхово, Березину и Рохманово. Была построена обводная труба от газораспределительной станции вокруг юго-западной окраины Унечи. В 1992 году Унечский газовый трест был реорганизован в производственное управление «Унечарайгаз» и в таком виде он существует до настоящего времени. Сегодня ПУ «Унечарайгаз» обслуживает без малого 300 километров газопроводов, 18,5 тысяч газифицированных квартир, 66 коммунально-бытовых и промышленных предприятий, 29 отопительных котельных.

Впрочем, отметим, что газификация населенных пунктов Унечского района оказалась делом долгим и затратным, а посему не завершена и в наши дни.

Категория: История Унечского района | Добавил: unechamuzey (01.12.2017) | Автор:
Просмотров: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: