Главная » Статьи » Биографии |
Это было давно… В эпоху фраков и цилиндров, прекрасных дам и блестящих кавалеров. Это было совсем недавно, всего более ста лет тому назад. Примадонна появлялась на сцене Большого зала Благородного собрания под грохот аплодисментов в ослепительно сверкающем бриллиантами длинном платье, роскошный шлейф которого ложился у ее ног. Это было что-то волшебное! Огромные люстры Колонного зала заливали все вокруг ярким светом, но, когда появлялась Она, вдруг разом загорались все свечи, расположенные над верхним карнизом по всему огромному периметру. И невероятное количество Ее бриллиантов, золотых украшений мгновенно вспыхивали всеми цветами радуги. «Поэтесса любви нашего времени», «певица радостей жизни» - вот, пожалуй, самые точные эпитеты, которыми увенчали ее восхищенные поклонники. Она была самой популярной певицей начала ХХ века. Ее гонорары были сравнимы только с гонорарами Шаляпина или заезжих итальянских оперных звезд. Табличка над кассой «все билеты проданы» вывешивалась спустя день после объявления о ее концертах в любом российском городе. В историю русской эстрады она вошла как создательница особого жанра – приблизительно того, что сейчас мы называем эстрадной песней, поп-музыкой. Легенда российской эстрады - Анастасия Дмитриевна Вяльцева - родилась 13 марта в 1871 году в бедной крестьянской семье в слободе Алтухово Севского уезда (ныне Брянской области). В марте этого, 2021г., отмечается её 150-летие. Отец ее рано ушел из жизни – его придавило упавшей лесиной /он служил управляющим дачами графа Орловского/. Семья жила в маленькой избушке у самого леса на краю поселка. Избушка была старая, покосившаяся, с дырявой крышей. На скромные сбережения, оставшиеся после смерти мужа, мать поднимала детей. Когда деньги кончились, она нанялась прачкой в имение. Детство и юность Анастасии были нелегкими. На плечи девочки обрушился весь груз домашних работ. Певица не скрывала в дальнейшем свое крестьянское происхождение и всегда гордилась этим. Дети подросли, и с ними надо было определяться. И мама Мария Тихоновна решила перебраться в Киев. Денег на дорогу не было. Они с помощью соседей сколотили плот, и мать вместе с детьми отправилась по реке в Киев. Плыли днем, ночью разводили костер на берегу и ночевали у огня. В Киеве Настю отдали ученицей в вышивальную мастерскую, ей было 8 лет. И в течение 3-х лет девочка училась кройке и шитью дамских нарядов. Настя быстро привыкла к делу, к людям. Она знала множество песен, и скоро стала любимицей всей мастерской. Потом Настя работала продавщицей минеральной воды, горничной в одной из киевских гостиниц. Карьеру артистки Вяльцева нашла здесь же, в Киеве, в местных опереточных театрах с маленьких незаметных ролей. Ей было всего 13 лет. Сначала петь ей не пришлось, ее определили в балетную труппу. Затем играла безмолвные роли. Потом, уже в другом театре, она пела в хоре, ездила на гастроли. Однажды в Малом опереточном театре в Петербурге она спела партию цыганочки Кати в оперетте «Цыганские песни в лицах». Ее выступление имело огромный успех. Ее вызывали несколько раз на «бис». О неизвестной доселе А. Вяльцевой заговорили во весь голос. С этого времени ей стали давать роли героинь, и она получала по 150 рублей в месяц. Это для начинающей артистки была очень большая сумма. Из этого театра Вяльцева ушла в московский театр «Эрмитаж», которым руководил Я.В. Щукин. Этот театр был очень знаменит и в России, и за рубежом. Ей назначили жалованье в 750 рублей в месяц. Первое же ее выступление в Москве прошло с огромным успехом. На ленте, которая украшала одну из корзин с цветами, было написано: «Москва признаёт тебя своею». На сцене «Эрмитажа» Вяльцева проработал 12 лет. Затем стала работать в Петербурге в театре «Буфф». Она стала любимицей и московской и петербуржской публики. Талант актрисы, великолепный голос, искренность исполнения – все это привлекало к ней зрителей. Она пела в опереттах «Продавец птиц», «Веселая вдова», «Синяя борода», «Прекрасная Елена» и многих других. Своим глубоким и сильным голосом она владела в совершенстве, прекрасно танцевала, была гибкой, грациозной, остроумной. Свою душу Вяльцева на сцене отдала не только оперетте. Особой ее любовью был русский классический романс. Первый публичный концерт ее как исполнительницы романсов вызвал настоящую сенсацию. Он состоялся на летней сцене московского театра «Эрмитаж». Успех был выше всяких ожиданий. На второй концерт Анастасии Дмитриевны публика уже валом валила. Ее приглашали наперебой, зная, что ее участие в любом концерте гарантирует большие сборы. Концерты Вяльцевой начинались поздно – в полдевятого вечера, но зрители, боясь опоздать, собирались с шести часов, и к началу концерта людьми заполнялись все переулки, ведущие к театру. Зал с трудом вмещал желающих послушать певицу. Программа концерта часто нарушалась. Зрители выкрикивали любимые романсы, и каждый хотел, чтобы именно его заявку исполнила певица. Иногда ей приходилось петь по 50-60 романсов. Это было на пределе человеческих возможностей. Зал гудел, как разбуженный улей, и в антракте никто не покидал своих мест. А после каждого концерта зрители толпились возле гримерной актрисы, прося автограф и цветы на память. До экипажа певица добиралась с помощью полицейских, которые расчищали ей путь. Но еще больший успех, чем в столице, имели концерты Вяльцевой в провинции. В 1902 году она совершила свое первое турне по России, и везде ей сопутствовал оглушительный успех. С 1904 года ее жизнь стала постоянной гастролью. Вяльцева покорила Россию, ей рукоплескала вся страна. Для провинциальных городов ее приезды всегда становились праздниками. Ведь тогда не было ни радио, ни телевидения, и когда приезжала в какой-нибудь захолустный город сама Вяльцева - в собственном вагоне, красивая, богатая, с артистами из столицы, - люди валом валили на ее концерты, платили в три раза дороже обычного, чтобы не только послушать Вяльцеву, но и посмотреть на эту необыкновенную женщину. Артистку встречали как самого желанного гостя. И концерты проходили всегда в переполненных залах. В 1907 году она приобрела частный вагон-салон, ставший ее передвижным домиком. Вагон состоял из гостиной, будуара, спальной комнаты для аккомпаниатора и комнаты для сопровождающих ее артистов. Для репетиций в поезде Анастасия Дмитриевна возила с собой рояль. В своих выступлениях певица не пропускала и маленьких городов. В 1911 году Вяльцева побывала в Брянске и Карачеве. К сожалению, мы не можем сейчас услышать голос живой певицы. Но сохранились её граммофонные записи. Хотя сама Вяльцева граммофон не любила и, услышав запись своего голоса, однажды сказала: - «Граммофон – самое ужасное зеркало голоса, которое особенно зло подчеркивает недостатки и дефекты его». Сохранилось около 40 записей романсов в исполнении «Несравненной» и лишь одна ария из оперы «Кармен». В 1900-е годы о Вяльцевой много писали и говорили. Журналисты нарекли ее "несравненной". Газеты расписывали ее очень дорогие, сногсшибательные туалеты... Но и не только прекрасным голосом и редким по красоте тембром была наделена певица от природы. Для каждой артистки высшим даром является сценическое обаяние. Его невозможно приобрести ни трудом, ни опытом, ни какими-то усилиями. Вяльцевой же это обаяния было отпущено сверх меры. Прекрасная внешность, легкие выразительные жесты, чарующая улыбка – все покоряло зрителей. Как писала одна из провинциальных газет: «Это ломаная бровь, что-то застенчивое в движениях рук, загадочное мерцание серых глаз приводит публику в восторг». И еще манера исполнения, где не было надрыва, специальных эффектных приемов. Певицу отличало чувство меры, врожденный художественный такт, которые оберегали от жеманства, манерности, преувеличенных эмоций. Отсюда – сдержанность, естественность жестов и мимики. Одна из столичных газет отмечала умение Вяльцевой петь «необычайно интимно». «Госпожа Вяльцева стояла перед тысячной толпой, красивая, изящная, и переживала исполняемый ею романс. Мы все одинаково понимали ту любовь, которой жила певица, потому что все люди одинаково любят». Певицу часто спрашивали: в чем секрет ее успеха? А она отвечала: "Все очень просто! Я пою то, что всем понятно". Популярный цирковой борец Иван Поддубный сказал как-то: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева». Говорят, человек познается полнее в своем отношении к детям. Анастасия Дмитриевна их любила самозабвенно. Но своих детей у певицы не было. И все тепло своей души она переносила на чужих. Однажды в небольшом городке на Волге она подобрала девочку-нищенку, стоявшую на перекрестке. Девочке было восемь лет. Вяльцева привезла ее в гостиницу, отмыла, отогрела, одела с ног до головы и увезла с собой в Петербург. Девочка прожила у нее несколько лет. Но затем Вяльцева отдала ее на воспитание к богатым и одиноким людям. Но у этих людей девочка неожиданно заболела и умерла. Анастасия Дмитриевна долго была неутешна: она чувствовала свою вину, что отдала ребенка в чужие руки. В последние годы своей жизни она воспитывала мальчика Женю Ковшарова, жившего у нее с младенческих лет, которого она любила как родного сына. Попал он к ней при довольно необычных обстоятельствах. На одном из концертов Несравненной поднесли несколько корзин с цветами. Она увезла их домой, не подозревая, что в самой большой спал двухмесячный младенец, усыпленный маковым отваром. Через некоторое время корзина «запищала». Сбежались все домочадцы. И каково же было их удивление, когда среди цветов обнаружили младенца, а в пеленках записку со словами: «Женя Ковшаров». Отдавать ребенка в приют Вяльцева не пожелала, и мальчик остался с ней. Однако в личной жизни Вяльцева была глубоко несчастным человеком. Когда еще совсем юной она пела в хоре петербургского Малого театра, ее приметил адвокат Н.О. Холева, имя которого было хорошо известно в России. Они стали жить вместе. Николай Иосифович Холева очень любил ее и сделал все для того, чтобы Анастасия стала звездой. На три года Вяльцева ушла со сцены и, пользуясь покровительством и деньгами Холевы, усиленно работала над совершенствованием своего голоса. Она брала уроки вокала и актерского мастерства у преподавателей Петербургской консерватории, выезжала в Италию к профессору Марти. Холева заказал авторам песни и романсы для будущего сольного концерта своей подопечной. И сам, будучи прекрасным гитаристом и исполнителем цыганских романсов, имея в театральном мире большие связи, стал для нее и учителем, и продюсером. Вяльцева станет королевой русского романса. Да вот только Николай Иосифович об этом уже не узнает, потому что вместе они были всего 7 лет - вплоть до его неожиданной кончины в 1899 году. И когда Н.И. Холева умер, Вяльцева вернулась в театр С.А. Пальма, чтобы начать все сначала. Жила тихо и уединенно. Но незадолго до начала русско-японской войны ею увлекся один из блестящих кутил столицы, статный и рослый красавец ротмистр Василий Бискупский, на 7 лет младше ее. Любовь оказалась взаимной. И для певицы стала едва не личной трагедией его отправка на Дальневосточный фронт. Когда же была получена телеграмма о его тяжелом ранении, она, забыв все и вся, в том числе собственные концерты, ринулась в незнакомые края, чтобы ухаживать за ним. Она снарядила на свои деньги санитарный поезд и стала сестрой милосердия в полевом госпитале, помогла не только жениху, но и тем, кто был с ним на поле боя. Две недели она выхаживала практически умирающего Бискупского, не выходя из его палаты ни днем, ни ночью, и поставила его на ноги. Войну Бискупский закончил в звании полковника. Был за храбрость награжден орденами и вскоре назначен начальником личной охраны императора Николая II. Но после женитьбы на Вяльцевой офицерский суд чести лишил его всех званий. Их брак был мезальянсом. Василий Васильевич стал устроителем гастролей и комендантом собственного вагона жены – знаменитой певицы. Замужество Анастасии Дмитриевны омрачалось: Бискупский оказался заядлым игроком и страстным любителем горячительных напитков… Негативные стороны супружеской жизни и трудные будни бесконечных концертов и гастролей заметно подточили силы легкоранимой Вяльцевой. 10 лет гастролей, по 40 концертов в тур, без микрофонов, в больших залах не прошли для здоровья бесследно. Здоровье уходило… Неизменными оставались лишь ее прекрасные душевные качества. Всю жизнь А.Д. занималась благотворительностью: помогала приютам, построила родильный приют в Алтухово, платила стипендии студентам Петербургского университета – крестьянским детям, построила столовую для студентов. Незадолго до смерти, Анастасия Дмитриевна составила завещание, согласно которому 2 ее дома в Петербурге с обстановкой и прилегающими земельными наделами были завещаны в собственность города для устройства в них приюта для брошенных детей и больницы для малоимущих. Во время театрального сезона 1912 года А.Д. Вяльцева почувствовала недомогание. Медики поставили диагноз – воспаление легких. Несмотря на это, она вернулась в Петербург к мужу и оттуда отправилась в очередное гастрольное турне. Во время гастролей часто падала в обморок. Вернувшейся в Петербург Несравненной консилиум специалистов фактически подписал приговор – рак крови. Восемь лет назад Она спасла Его, своего будущего супруга, и вот теперь Он предпринимал лихорадочные, нечеловеческие усилия, чтобы, в свою очередь, спасти Ее. В январе 1913 года была сделана редчайшая по тем временам операция переливания крови, которую для больной дал ее муж. Естественно, подобного опыта у медиков практически не было: Цитата из медицинского документа: «А.Д. Вяльцевой произведена 21 января чрезвычайно редкая в медицинской практике операция переливания крови в артерию левой руки. Кровь для операции взята от ее мужа – г. Бискупского. Как теперь выяснилось, произведенная операция трансфузии крови имела благоприятный результат. 24 января был произведен анализ крови больной, давший очень благоприятные результаты: обнаружено увеличение кровяных шариков на 3 процента. Поднявшаяся у больной температура также учитывается, как благоприятный симптом. Некоторые осложнения происходят при питании: беспрерывные рвоты после принятия молока. Исследования крови будут производиться теперь через день. Если в течение 7 дней процентное отношение гемоглобина будет хотя бы немного увеличиваться, тогда только можно будет сказать, что кризис вполне миновал. В здоровье полковника В.В. Бискупского наступило значительное улучшение. Василий Викторович уже ходит по комнате. Правая его рука на перевязи». К сожалению, доктора, сами того не подозревая, совершили трагическую ошибку: умирающей артистке влили кровь не той группы. Умерла Вяльцева 4 февраля 1913 года, не дожив до 42 лет, в расцвете творческих сил, в зените славы и популярности. Она сгорела всего за месяц. Прощался с певицей весь город. В день похорон, по словам очевидцев, от наплыва народа в ее доме возникла реальная угроза разрушения межэтажных перекрытий. Похоронная процессия направилась от ее дома до Невского проспекта, потом через весь Невский - до Никольского кладбища Александро-Невской лавры, где Вяльцева была похоронена. Ее последний выход на публику удался на славу – согласно полицейским сводкам около 160 тысяч человек шли за гробом, покрытым белыми цветами. Писатель С. Г.Петров (Скиталец) писал: «Вяльцева умерла. Угасла как тихий аккорд сладкозвучной песни, и еще угрюмее и безотраднее стал Петербург… За последние 15-17 лет не было, кажется, никого, кто бы так согревал, молодил и радовал петербуржцев, как Вяльцева. Ее серебряный голос пел нам о любви и о страсти, о весне, о солнце, об упоительном мае... И когда она пела, казалось, раздвигались стены концертного зала, и манила даль, и веял вольный ветер, а мы, «рожденные ползать», ощущали крылья и отрывались от земли, ее пыли и ее забот. По капельке, во всех концах России расточала она свои силы, сок своих нервов, кровь сердца и угасла, как лилия, оторванная от стебля. Она не вся умерла. Граммофонная пластинка сохранила, людям тень ее голоса, но даст ли она понять не слышавшим ее, что такое была Вяльцева, в чем было ее очарование, что сделало ее «несравненной»?.. Это знаем только мы, ее современники, и тем горше наша утрата, и тем тяжелее думать, что ее уже нет!..». К сожалению, после страшных потрясений: революций и войн, Россия забыла Вяльцеву.
Лишь спустя годы, а точнее через 100 лет после рождения Анастасии Дмитриевны снова возник интерес к биографии знаменитой землячки и к её творчеству. Вышла первая книга о ней С. П. Кизимовой, благодаря тогдашнему директору Навлинского музея Слуцкой Тамаре Константиновне, в музее был создан уголок Вяльцевой, ставший позже целым залом.
В 1994г. вначале на областном уровне, а позже и всероссийском был организован и стал регулярно проводиться конкурс вокалистов имени Анастасии Вяльцевой"Гори, звезда приветная!», в котором принимало участие до 30 исполнителей из разных городов России.
Мы с гордостью можем сказать, что победителем первого вяльцевского конкурса стал наш земляк, заслуженный работник культуры Брянской области Пузик П.Г. И призом для победителя стал удивительный карандашный портрет Анастасии Дмитриевны, написанный жителем Навли Бобовским. Время всё расставило на свои места. Прошло 150 лет со дня рождения и 108 лет со дня ее преждевременной смерти. Репертуар Вяльцевой поют самые знаменитые исполнители современной России, ее имя на слуху у почитателей ее творчества, и, особенно, у ее земляков на Брянщине. Есть экспозиция, посвященная великой русской певице Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, в музее поселка Навли. В 2017 году была открыта экспозиция в ее честь в ее родном поселке Алтухово. В 2018 году в центре поселка на здании вокзала установлена мемориальная доска. Осенью 2020 года на месте ее отчего дома был посажен сквер с двумя рябиновыми аллеями, в окружении лип, кленов и берез. А в честь 150-летия со дня рождения Несравненной в сквере появится гранитный памятный знак, который уже изготовлен на деньги, собранные почитателями ее таланта. И сегодня всё ещё сияет ее звезда, своим теплом и светом добра согревающая уже не одно поколение землян, дарящая им своим талантом красоту и радость. Она и сегодня со своей любовью и преданностью России, жертвенностью и стремлением к помощи любому страждущему, современна и любима, а творчество ее востребовано и является великолепным образцом для подражания.
| |
Просмотров: 1514 | | | |
Всего комментариев: 0 | |