» » »

Голик Н.А. Источник света Христова

(Из истории Разрытовского Свято-Троице-Покровского женского монастыря). Ф.1 

Село Разрытое… Здесь всё пропитано историей. В памяти этого места —   вера и неверие, мечты и реальность, легенды и документы.  Ф.2

Село Разрытое возникло небольшим восточнославянским поселением в истоке реки Воронусы еще до нашествия монголо-татар на Киевскую Русь. Старинные литературные источники свидетельствуют, что Разрытое претерпело много бед от княжеских неурядиц и монголо-татарского разорения в период феодальной раздробленности Киевской Руси.

С н.18 века селом владели Гудовичи. Ф.3 В 1781 году здесь имелось 28 дворов и 35 хат. Имение располагалось на возвышенной местности, было окружено вековым сосновым бором. На севере — обширное озеро, на западе — фруктовый сад, с южной стороны — парк с искусственно выращенными деревьями разных пород, со множеством живописных аллей и дорожек. Над прудом стояла деревянная церковь Михаила Архангела.

В 1834 г. на месте старой церкви был возведен монументальный в стиле позднего классицизма трёхпрестольный (в честь Святой Троицы, Покрова и Михаила Архангела) каменный храм. Ф.4 Начал строительство граф Василий Васильевич Гудович (17579-1831), внук знаменитого генерал-фельдмаршала И.В.Гудовича. А после его смерти в 1831году достраивали храм  его наследники, в т.ч., по-видимому, сын, тоже Василий Васильевич Гудович (1819-1886). Ф.5

Вот какую характеристику в своих воспоминаниях оставил о графе Василии Гудовиче его хороший знакомый, известный историк, граф Сергей Дмитриевич Шереметев: «Это был человек глубоко верующий, искренно православный, чисто русский, скромный и по – христиански милосердный». В 1860г. прихожан храма насчитывалось 515 человек мужского и 538 женского пола.

После смерти графа имение досталось его сестре  Александре Васильевне, вышедшей замуж за князя Михаила Павловича Голицына. К этому времени имение пребывало в запустении. Мало что осталось и от благочестия жителей Разрытого.  Княгиня решила возродить благочестивые традиции предков  и на противоположном берегу пруда, напротив церкви Михаила Архангела, поселить женскую православную общину. На нужды обители она пожертвовала часть своих земельных угодий, а также крупную денежную сумму. Епископ Черниговский и Нежинский Антоний благословил богоугодное начинание княгини Голицыной. Ф.6

Но ещё более двух лет потребовалось на документальное оформление общины. Этими делами по поручению епископа Антония занимался регент Архиерейского хора, молодой священник Димитрий Красногорский.

25 июля 1900 году был подписан Указ Святейшего Синода об утверждении в имении княгини Голицыной при селе Разрытом Мглинского уезда женской общины, с наименование её Свято-Троице-Покровской. В №14 «Прибавления к Черниговским епархиальным известиям» за 1900г. сообщалось: Ф.7 «На устройство общины княгиня пожертвовала 1000 десятин разного рода земли, а в обеспечении причта церкви внесла 50000рублей. Штат общины сначала будет установлен на 25-30 человек, а потом увеличится до 300 человек. 4го июля состоится закладка домовой церкви при устраиваемой общине».

Святейшим Синодом утверждался также Устав общины, где первым пунктом были определены её цели: «доставление желающим вести жизнь богоугодную и распространение среди окружающего населения христианского благочестия, путем воспитания и обучения в духе Православной Церкви и призрения немощных и бедных».

Такие общины являлись своеобразными женскими монастырями в миру, там не требовали пострига в инокини. Так называемое белое монашество. Вдовы и девицы православного вероисповедания  в возрасте от 20 лет давали обет безупречного поведения, аскетического образа жизни и отречения от мирских соблазнов.

Указом Святейшего Синода начальницей Разрытовской общины назначалась игуменья Архелая, в миру Александра Михайловна Дашкевич, дочь протоиерея из города Бердичева Киевской губернии, настоятельница Нежинского монастыря.  Ф.8

Стать священником и духовником обители получил приглашение отец Димитрий Красногорский. Но из-за состояния своего здоровья, а также семейных проблем он принял предложение не сразу.

В своих сомнениях он обращается к Иоанну Кронштадтскому, встреча с которым ещё в Чернигове определила всю дальнейшую судьбу отца Димитрия  и молитвенное общение с которым не прерывалось до самой смерти будущего святителя. Ф.9 Отец Димитрий  просит его молитв и благословения. И получает ответ: «Бог благословит идти на пастырство в новую обитель". А после приезда отца Димитрия в Разрытое  праведник присылает ему приветствие: «Дорогой и любезный собрат во Христе о. Димитрий! Сердечно поздравляю тебя с переменой места, на котором дай Бог тебе сравнительной легкости, здравия нерушимого, бодрости и долгоденствия. Да хранит тебя Господь Пастыреначальник на многие годы цела, честна, здрава, долгоденствующа с дорогою супругою и чадами. Твой собрат протоиерей Иоанн Сергиев. 21. X. 1900 г.»

25 сентября 1900г. Разрытовская община была освящена лично приехавшим из Чернигова епископом Антонием. Ф.10

Начальный этап становления обители был довольно сложным. Село Разрытое своим укладом не в лучшую сторону отличалось даже от соседних. Первое, что бросилось в глаза отцу Димитрию: « бедность местных жителей. Убогие избы, сделанные из легкого материала, будто где в степи, а не в самом Полесье, очень небольшие дворики при них с жалкими надворными постройками. Куда ни посмотри – на жилище ли, на одежду ли, на скот ли, - почти везде видишь убожество. Бедность, нищета, непредприимчивость, неряшество не могут не броситься в глаза. И однако же при действительной, подчас вопиющей бедности, какое образцовое пьянство!"

Ф.11 Несмотря на это,  очень скоро в обитель потянулись православные женщины, как опытные монахини, так и молодые послушницы и трудницы разных сословий из Чернигова, Нежина, Стародуба, Мглина, уездов Киевской, Черниговской, Курской, Кишиневской и Московской губерний.

У молодого священника был дар - умение преподнести святоотеческую мудрость доступным человеку языком. Ещё во время его службы в Чернигове проповеди отца Димитрия стали регулярно публиковаться в журнале «Черниговские епархиальные известия». Ф.12

В 1901г. священник Димитрий был «награжден скуфьей во внимание к полезной и очень усердной службе в должности регента Архиерейского хора, а с сентября 1900 г. и в должности настоятеля церкви Покровской женской общины в селе Разрытом».

В Разрытовской обители стали регулярно проводиться Палестинские чтения, главной целью которых было содействие православному паломничеству на Святую землю. Отец Димитрий проводил их со «способными сестрами общины», иногда в чтениях участвовали священники других храмов. Количество слушателей росло с каждым годом. Так, если вначале их было до 700 человек, то в 1908 г. было проведено 26 лекций, на которых присутствовало 2600 человек.

Ещё с момента создания обители её руководители игуменья Архелая и отец Димитрий были едины в желании со временем обратить общину, главной целью которой является христианское социальное служение, в православный монастырь, где на первом месте стоит служение Богу.

С лета 1902г. отец Димитрий занимается документами по преобразованию общины в монастырь. Будучи по делам в Петербурге, он заезжает в Кронштадт к отцу Иоанну, который передаёт ему икону Тихвинской Божьей матери и письмо с благословлением. Ф.13

В 1904 году по решению Синода Разрытовская община стала женским монастырём.

Ещё в  ноябре 1901г. умирает основательница и благодетельница общины Александра Васильевна Голицына. Детей у неё не было. 82 десятины земли, принадлежавшие монастырю, были обменены на такое же количество земли с постройками Гудовичей.

Благодаря мудрому пастырству  игуменьи Архелаи и отца Димитрия, а также при молитвенной поддержке праведного Иоанна Кронштадтского Свято-Троицко-Покровский Разрытовский монастырь процветал и духовно, и материально.

Ф.14 К 1907 году здесь насчитывалось до 80 инокинь, существовала школа-приют для девочек-сирот, богадельня, куда помещались не только постаревшие и больные монахини, но и беспризорные немощные старушки.

В 1908 году обитель посетил объезжавший епархию преосвященный Нестор, епископ Новгород-Северский, викарий Черниговский. «Пребывание в Разрытовском монастыре владыке и сопутствующим лицам доставило большое духовное удовольствие. Внешний порядок, чистота, благолепие и внутренний строй монастырской жизни, проникнутый духом любви Христовой, установившийся под мудрым руководством матушки игумении Архелаи, вызвали пожелание, да продлит Господь ее годы на благо обитательниц монастыря».

В том же году настоятельница монастыря игуменья Архелая была награждена императором наперстным крестом из Кабинета Его Величества, с украшениями.

За год до кончины отца Иоанна Кронштадтского его посетила одна из послушниц Разрытовского монастыря. Ф.15 И праведник благословил обитель иконой царицы Александры, хотя и не мог знать, что в храме монастыря один из престолов был освящен в честь этой святой, небесной покровительницы основательницы обители Александры Голицыной.

Сестры монастыря поддерживали молитвенную связь не только с Иоанном Кронштадтским, но и с оптинскими старцами. А в Оптиной Пустыни с 1907 по 1912гг. жил и работал историк и писатель Сергей Александрович Нилус, который в своих книгах сохранил и некоторые воспоминания  разрытовских монахинь. Ф.16

Очень переживая за спивающееся местное население, руководители монастыря решили открыть Общество трезвости. В ноябре 1909г. был утвержден его устав.  Официальное открытие его состоялось 2 февраля 1910г. После литургии, был отслужен молебен святителю Феодосию, который был покровителем общества. Ф.17 В тот же день были открыты библиотека и чайная. Несмотря на откровенную враждебность в этом вопросе местных жителей, за год в Общество записалось 700 человек. Отец Димитрий обратился ко всем пастырям своего округа о поддержке и молитвенном содействии.

В 1914г. монастырем была куплена усадьба на берегу озера. За усадьбой располагалась большая пасека.

6 мая 1914г. усердное богоугодное служение отца Димитрия было отмечено орденом святой Анны третьей степени.

С началом Первой мировой войны размеренная жизнь монастыря изменилась. В 1915г. при обители был создан  лазарет на 10 коек. Там же открыли приют для пяти девочек, сирот погибших воинов, стали принимать и беженцев. Кроме того регулярно собирались и отправлялись пожертвования  в пользу семей убитых и увечных воинов. Ф.18

Из монастыря стали забирать скот: и коров, и лошадей. Обрабатывать большие земельные площади без лошадей стало трудно. Не хватало и рабочих рук. Обитателей монастыря становилось всё больше. Нужен был второй священник и им стал иерей Иоанн Оглобленский.

В 1916г. игуменья Архелая подала рапорт о переименовании престолов в монастырской церкви: главного - во имя Святой Троицы, а придельного – в честь священномученика Василия Анкирского и святой мученицы царицы Александры.

В мае этого же года отец Димитрий Красногорский был возведен в сан протоиерея.

В этот последний сравнительно благополучный год  в послужных списках обители числятся 34 монахини и 20 послушниц; кроме них, в монастыре проживали насельницы, находящиеся на добровольном послушании. Здесь был большой фруктовый сад с питомником, цветники, пасека, скотный двор, имелись свои пахотные, огородные и сенокосные земли, паромная переправа через озеро.

С октябрьского переворота 1917 г. всё благополучие закончилось: начались непрекращающиеся реквизиции, поборы, а то и просто разбойные нападения на монастырь. Существует достаточно много документов, подтверждающих это.  Ф.19

В декабре 1917 года по решению Мглинского уездного исполкома монастырское имущество переписали и объявили народным достоянием и, как тогда было принято, просто разграбили. Земельные угодья обители были переданы Разрытовской сельхозшколе.

С ноября 1917 по июнь 1918 года для нужд Красной Армии было конфисковано 7 лошадей, крытый фаэтон, бричка, 4 быка, 15 коров, 4 свиньи, 4 овцы и 200 пудов сена. Кроме этого Мглинский уисполком потребовал выдачи 20 тысяч рублей из неприкосновенного монастырского капитала. Активное участие в разграблении монастыря приняли и местные крестьяне: утащили оттуда 120 пудов сена, три овцы, 12 колод пчёл.

21 декабря 1918г. Разрытовский монастырь был зарегистрирован как трудовая община. Весной 1919 года пришла новая беда — эпидемия сыпного тифа, унесшая немало жителей Разрытого и насельниц монастыря.

Постепенно и монастырские здания отходили «на нужды советской власти». Сюда, в Разрытое,  перевели детский приют, устроили здесь фельдшерский пункт — всё за счёт построек обители.

Престарелая и больная игумения Архелая пишет прошение епископу Черниговскому и Нежинскому Пахомию, в котором ходатайствует об увольнении ее от занимаемой должности «по слабости здоровья». Согласия не последовало, и матушка Архелая оставалась настоятельницей до самой своей смерти. Скончалась она 7 февраля 1920 года. Последней настоятельницей умирающего монастыря стала его казначея, схиигумения Людмила (Иващенко).

Ф.20 24 июня 1921 года президиум Мглинского исполкома Гомельской губернии принял постановление о ликвидации монастыря в Разрытом. Было объявлено, что обитель «является контрреволюционным гнездом  на четыре уезда Гомельской губернии, во главе которого стоят игуменья Иващенко и священник Красногорский…».

Возмущённые произволом местных властей, члены Унечского церковного совета Свято- Николаевской церкви обратились с жалобой к председателю ВЦИК М.И. Калинину. Калинин распорядился предоставить жильё 160 «выселенным» разрытовским монашкам. Но пока суд да дело, монахини разбрелись по миру. Так угасла жизнь Свято-Троицкого Покровского женского монастыря в селе Разрытом. 25 мая 1922г. он прекратил своё существование.

Назавтра всё имущество обители было конфисковано Почепским уисполкомом  и в течение двух лет  использовано для хозяйственных нужд уисполкома и для оборудования партклуба.

Ф.21 Ф.22 В обители были уничтожены церковь и все постройки, кроме одного деревянного корпуса, в котором позже были больница и роддом.  Сохранились также остатки сада. Да на противоположном берегу озера – полуразрушенная приходская церковь Михаила Архангела.

И все равно, Разрытое — намоленное, дивное место. Здесь особая тишина и красота. И сегодня  здесь немноголюдно. Но, наверное, в таких местах и не нужно толпами ходить.

Источники:

  • «Прибавление к Черниговским епархиальным известиям», 1900г., №14.
  • «Прибавление к Черниговским епархиальным известиям», 1908г., №20.
  • «Прибавление к Черниговским епархиальным известиям», 1909г., №4.
  • «Черниговские епархиальные известия», 1900г., №19.
  • «Черниговские епархиальные известия», 1901г., №13.
  • «Черниговские епархиальные известия», 1908г., №10.
  • Людмила Гончарова. Земля предков. Очерки по истории Черниговской и Брянской земель.- Рязань, 2011.
  • Кизимова С.П. Зубова Е.М. «По следам святых обителей». - Брянск, 1999.
  • Рухлядко И.Н., Рожков Р.С. Село Ивайтенки - имение графов Гудовичей. // Наш край в истории Отечества. Сборник научно-исследовательских работ по истории края. - Клинцы, 2011.
Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (03.07.2016) | Автор:
Просмотров: 239 | Комментарии: 1 | Теги: разрытое, история, монастырь | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: