» » »

Обыночный А.А. Деревня Чернятка, или факты и домыслы из истории деревни, которой уже нет

Хотел я что-то написать,
 Но вспомнил, говорила мать:
 "Сынок, родной,
писать писульки - это просто…"
 И я закрыл свои глаза.
 И вдруг нахлынула слеза,
Когда  увидел
деревенские погосты...
 (А. Куцебещенко)

 

Данная подборка материалов, взятых из различных источников, посвящена одному из тех населённых пунктов Унечского района Брянской области Российской Федерации, которые имели место в пределах его территории и в силу ряда  объективных или субъективных на то причин к настоящему времени прекратили своё существование.

В перечне населённых пунктов района в составе Березинского сельского поселения до недавнего времени значилась, да и, наверно, значится до сих пор, деревня Чернятка,  пустующие дома которой сгорели в середине марта 2014 года в результате безответственных пожогов прошлогодних трав и посевов на полях в её окрестностях. Дома и хозпостройки сгорели почти все, остались только пара обугленных срубов, кладбище, да таксофон в центре деревни, который, по словам очевидцев, на момент пожара был в исправном состоянии.

Так исчезла деревня, имевшая не менее чем трёхсотлетнюю историю. Не хотелось бы говорить о деревне в прошедшем времени, однако, как это ни печально, факт её исчезновения уже свершился.

***

Местоположение. Чернятка находилась в центральной части Унечского района примерно в 1 км к северо-западу от автомобильной дороги А240 (бывшая М-13), связывающей Брянск с центральной и западной частями Брянской области, а также Гомелем и Брестом. Деревня располагалась вдоль  северного берега тихой речки Жеча, одного из притоков самой большой реки района Унечи.

Ближайшие к деревне населенные пункты: деревни Аленовка, Березина Рябовка, Яблонка, село Рюхов и посёлок Первомайский. До районного центра, города Унечи (его юго-восточной окраины, Козлихина хутора), от Чернятки по прямой  около 5 км.

Деревня была расположена одной улицей, имевшей направление с юго-востока на северо-запад. Протяженность этой улицы в разные годы XX века  составляла примерно от  800 до 1000 м. В 1970-е годы эта единственная улица получила название Цветочной, и было на ней на тот момент 28 домов.

Основание деревни. Основана деревня предположительно в начале XVIII века  кем-то из представителей известного в то время  на территории Стародубского полка рода Валькевичей (Валкевичей), игравших достаточно заметную роль среди казацкой старшины Малороссии.

По всей вероятности, изначально Чернятка не являлась единым населённым пунктом и представляла собой две отдельно стоящие слободки. Свидетельство об этом можно найти в книге Лазаревского «Сулимовский архив. Фамильные бумаги Сулим, Скоруп и Войцеховичей. XVII-XVIII в.», изданной в Киеве в 1884 году. В этом издании на стр. 213-214 помещено письмо Петра Валькевича к Григорию Скорупе о захвате Межениковских земель и о возврате сена, забранного у жителей слободок Чернещины и Чернятки, поселённых на тех землях.

До отмены крепостного права в 1861 году  Чернятка полностью принадлежала Валькевичам и их потомкам. Других владельцев не имела.

Если говорить о более точном времени основания Чернятки, то его можно отнести примерно к 1712-1713 годам (в это же время были основаны близлежащие деревни Алёновка и Рябовка).  Есть основания считать, что на место Чернятки в то время могли быть переселены крестьяне из деревни Меженики нынешнего Стародубского района, большей частью которой в то время владели вышеупомянутые Валькевичи.

Название деревни. Первоначальное название ‑ Чернетщина, Чернящина, Чернещина, Чернесчина - еще в 60-70-ые годы 20-го столетия временами было на слуху старших поколений местных жителей.

Относительно происхождения названия Чернятки унечскими историками и  краеведами в свое время была  выдвинута версия,  предполагающая, что название это пошло от имени Чернь - так называли смуглого ребенка. Однако с таким предположением можно не согласиться и немного поспорить. В данном случае наиболее предпочтительным может выглядеть иной вариант, связанный непосредственно, как с историей образования самой деревни, так и  с толкованием значения слова «чернь» различными изданиями словарей русского языка.  В толковых словарях это слово обозначает людей, относившихся на протяжении многих столетий к низшим, непривилегированным классам общества, т.е.  простонародью, простолюдинам или голытьбе (голоте). Таким же значением слово «чернь» объясняется и словарях украинского языка. Поэтому логичнее было бы предположить, что в начале XVIII века господа Валькевичи на закрепленные за ними на берегу Жечи земли переселили своих крепостных  крестьян или, как было принято говорить, свою чернь из деревни Меженики.  И, так как во вновь заселенной слободе никто из господ не проживал (упоминаний об этом ни в одном из известных документов нет) или проживал временами, то самими Валькевичи и дали поселению название Чернясчина, трансформировавшееся со временем в Чернесчину, Чернящину, Чернещину и, наконец, в Чернятку.

Памятники археологии. Как уже было сказано выше, деревня Чернятка была основана предположительно в начале XVIII века. Однако есть подтверждения тому, что эти места были обжиты людьми в более раннее время. В 1985 году специалистами Центрально-Черноземного отряда Института археологии под руководством А. В. Кашкина было проведено обследование местности, расположенной несколько восточнее  деревни. Экспедицией было установлено и картографировано пять древних поселений, результаты чего в дальнейшем были отражены в таком научном труде, как «Археологическая карта России: Брянская область» 1993 года издания.

Не исключено, что археологи проводили свои раскопки в районе Чернятки уже по горячим следам находок следов древней цивилизации местными жителями. Местность, на которой в отчетах экспедиции указаны поселения, относящиеся примерно к периоду  середина III тыс. – начало I тыс. до н.э., распахивалась на протяжении нескольких десятилетии XX века, вследствие чего местным жителям временами попадались находки, которые принято относить к археологическим. И по воспоминаниям старожилов, в деревне задолго до прихода сюда археологов знали о существовании на возвышенном месте вблизи Жечи древнем поселении, а данная местность на протяжении нескольких поколений именовалась ее жителями Селищем.

Благодаря Селищу Чернятка считается историческим местом поселения.

Население. Чернятка на протяжении всей своей трехсотлетней истории никогда не была большой деревней. Максимальное число жителей в ней отмечено в 1926 году – 176 человек. Число же жителей деревни  в разные годы составляло: 1859 – 31, 1892 – 111, 1901 – 140, 1926 – 176, 1979 – 66, 1989 – 40, 2002 – 21, 2010 – 7.

Фамилии жителей, проживавших в Чернятке на протяжении почти трех столетий в разные периоды её существования следующие: Белодедовы, Годуновы, Давыдёнок (Довыдёнок), Дегтяревы, Дудко, Зайцевы, Зможные, Зуевы, Кравцовы, Кукареко, Обыночные, Шаура, Шкабаро (Шкабара) и Шулик.

Жители с фамилиями Дегтяревы и Кравцовы упоминаются в таких документальных источниках как «Ревизская сказка крестьян помещика Г. И. Валькевича д. Слобода Чернощина Стародубского уезда. 1816» и «Ревизская сказка крестьян помещицы А. Г. Макаровой с. Чернощины Стародубского уезда. 1850», в то время как остальные из перечисленных фамилий в них отсутствуют. Это даёт основание предполагать, что Дегтярёвы и Кравцовы относятся к числу первопоселенцев Чернятки. А вот Белодедовы, Давыдёнки (Довыдёнки), Зайцевы, Зможные, Зуевы, Шкабаро, Шулики и другие в этих источниках отсутствуют и, по всей вероятности, появились в деревне только после 1861 года, т. е. после отменены крепостного права.

Административно территориальное подчинение. Административно-территориальное подчинение Чернятки в течение трёх столетий  её существования неоднократно менялось.  

Начало 18 века ‑ 1764 гг. – Новоместская сотня Стародубского полка Войска Запорожского (Гетманщины или Малороссии). Центр сотни – г. Стародуб. По некоторым источникам на первых порах могла относиться к Стародубской полковой сотне.

1764‑1781 гг. - Малороссийская губерния, унаследовавшая полковое и сотенное деление от Гетманщины.  При этом полки разделили на поветы (так на этой территории в то время назывались уезды). Чернятка с этого времени числилась в составе Стародубского повета, центром которого являлся г. Стародуб.

1781‑1796 гг. – территория Стародубского полка, включая Стародубский повет, в составе Новгород-Северского наместничества.  При этом полковое и сотенное деление было упразднено.

1796-1802 гг. - территория упразднённого Новгород-Северского наместничества, включая Стародубский повет, в составе вновь образованной Малороссийской губернии.

1802‑1919 гг. - Стародубский повет (с 1839 г. – уезд) в составе Черниговской губернии. Губернским городом являлся Чернигов. Согласно «Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года уезды были разделены на сельские волости, как низшие административно-территориальные единицы. Чернятка была причислена к Лыщичской волости Стародубского уезда, в составе которой находилась до 1929 года. Волостным центром было село Лыщичи.

Что касается Лыщичской волости, то в современных справочных изданиях (в частности, тот же энциклопедический словарь «Населённые пункты Брянского края»)  о её существовании указывается с 1861 года (более ранние упоминания о Лыщичской волости мы здесь опускаем).  Однако есть основание считать, что это не совсем так. Так в «Памятной книге Черниговской губернии», изданной в 1862 году Черниговским губернским статистическим комитетом, в «Сведениях о числе волостей и должностных лиц управления временно обязанными крестьянами Черниговской губернии»  среди волостей Стародубского уезда Лыщичская волость не значится. Нет её и в составе соседних Мглинского и Суражского уездов. В то же время к 5-му Юдиновскому мировому участку Стародубского уезда наряду с Куровской, Решетинской и Юдиновской волостями причисляется Рюховская, о существовании которой упоминаний мы больше пока нигде не встречали. Дословно о Рюховской волости написано: «3 волость Рюховская: общ. 9, влад. 20, сел. 16 и должн. лиц 10». Запись эта показывает, что территория её объединяла 9 общин, 20 владений, 16 сёл и при волостном управлении состояло 10 должностных лиц. В каком селе размещался волостной центр – не указано, но, по всей вероятности, в селе Рюхов. Сколько времени просуществовала волость как Рюховская – неизвестно, но нетрудно предугадать, что впоследствии с какого-то времени она стала именоваться Лыщичской, а центр её был перенесён в Лыщичи.

Следует отметить, что в XIX — начале XX вв.  наряду с волостями в уездах существовали и административно-полицейские единицы, которые именовались станами. Каждый стан включал несколько волостей и управлялся становым приставом. В разные годы Чернятка, как и вся Лыщичская волость, относилась то ко второму,  то к первому стану, то  снова ко второму.

Не меньшая чреда административно-территориальных преобразований в нашем регионе, коснувшихся в той или иной мере Чернятки, происходила и после революций 1917 года.

С июня 1917 наши земли нашего края относись к национальной автономии Украины, признанной Временным правительством России и просуществовавшей до Октябрьской революции.

Уже 7 (20) ноября 1917 года  III Универсалом Центральной Рады  была провозглашена Украинская Народная Республика (УНР) как широкая автономия при сохранении федеративной связи с Россией.

В январе 1918 года (9 (22) января) руководство УНР объявило о независимости Украины от России, провозгласив самостоятельное украинское государство. 

В июне 1918 года в Почепе состоялся съезд северных уездов Черниговской губернии, на котором на основании проведенного ранее референдума было принято решение о присоединении северных уездов к России.

В мае 1919 г. северные уезды Черниговской губернии (Мглинский, Почепский, Новозыбковский, Стародубский и Суражский) вошли в состав новой, Гомельской губернии, которая была включена в РСФСР.

Почти сразу же после Октябрьской революции в Советской России начали создавать такие местные органы власти и  административно-территориальные единицы как сельские Советы (сельсоветы).

Учитывая, что своего населения в Чернятке  было недостаточно для образования отдельного Сельского Совета, её жители образовали общий сельсовет с жителями соседней деревни Зарюховской Буды (в настоящее время – Березина). В доступных (автору подборки) источниках  Зарюхово-Будский сельсовет впервые упоминается в 1919 году в составе Лыщичской волости Стародубского уезда Гомельской губернии.

В составе Зарюхово-Будского (позднее, с 1930-х годов, сокращённо именовавшегося Зарбудским) сельсовета Чернятка находилась до 1950  года и вместе с ним неоднократно меняла свою административно-территориальную прописку.

Так, с мая 1919 по декабрь 1926 года  Чернятка как населённый пункт Зарбудского с/с Лыщичской волости Стародубского уезда находилась в составе Гомельской губернии, а с декабря 1926 по сентябрь 1929  уже числилась в Брянской.

Начиная с этого же, 1929 года,  в стране проводилась административная реформа, результатом которой стало упразднение таких административных единиц, как волости и уезды, и появление на административно-территориальной карте СССР новых административно-территориальных единиц - районов. Одним из таких вновь образованных районов стал Унечский, который в период с 1929 по 1937 гг. входил в состав Западной области. В состав вновь образованного Унечского района были включены и населённые пункты бывшей Лыщичской волости упразднённого Стародубского уезда. С тех пор и до настоящего времени Чернятка была населённым пунктом Унечского района.

С 27 сентября 1937 года Брянщина, а вместе с ней и Унечский район, вошла в состав вновь образованной Орловской области.

В составе Орловкой области Унечский район находился до момента образования (5 июля 1944 г.)  Брянской области и с тех пор неизменно является одним из её районов.

Решением Брянского облисполкома от 13 октября 1950 года  д. Чернятка была передана из состава Зарбудского сельсовета в соседний Алёновский сельсовет (центр – д. Алёновка).

Решением Брянского облисполкома от 15 июня 1954 года на территории Брянской области произошло укрупнение сельсоветов, в результате которого сельсоветы Унечского района Алёновский, Зарбудский и Рюховский были объединены в один – Рюховский с центром в селе Рюхов.

27 января 1960 года было принято Решение Брянского облисполкома об образовании Алёновского с/с Унечского р-на с центром в д. Алёновка (в 1980-е годы центр был перенесён в д. Березину). В его состав вошли деревни Алёновка, Зарбуда, Рябовка, Чернятка, Яблонка, поселок Первомайский и хутора Козлихин Рюховского с/с того же р-на.

Следующее и последнее административно-территориальное преобразование для Чернятки случилось уже в первом десятилетии XXI века, когда с  1-го января 2006 года из населённых пунктов Алёновского и Рюховского с/с в составе Унечского муниципального района Брянской области было образовано Березинское  сельское поселение, административным центром которого стала д. Березина.

Вера. Традиции. Веру жители Чернятки исповедовали православную, людьми себя испокон веков считали русскими. Иноверцев и инородцев среди них ни в документальных источниках, ни в памяти народной, отмечено не было.

Ближайшим к Чернятке населённым пунктом, в котором была церковь до Великой Октябрьской социалистической революции и в первые годы после неё, являлось село Рюхов. Жители Чернятки на протяжении более чем двухсот лет со времени её основания были прихожанами церквей этого села, которых, как известно, в Рюхове было две.

Первая из них - церковь Святого Пророка Ильи.  Ильинская церковь Рюхова упоминается в первой половине XVIII века, в 1747 году. Есть предположение, что  храм в Рюхове был ещё до татар. До какого времени она существовала –  доподлинно неизвестно. Однако, в 1791 году Ильинская церковь в Рюхове ещё принимала прихожан, о чём свидетельствуют её метрические книги за этот год, хранящиеся в настоящее время в ДАЧО (Державный архив Черниговской области). 

Вторая церковь, основанная в честь Покрова Пресвятой Богородицы, появилась позже. Известна дата её постройки – 1796 год. В 1924 году здание Покровской церкви сгорело. А своей работе «К истории села Рюхов и деревни Буда Зарюховская» Е. А. Чеплянская, сотрудница ГАБО, указала, что в 1883 году при Покровской церкви было избранно попечительство, в числе членов которого упоминается и представитель д. Чернещины, некто Иван Дегтярь. Иван Дегтярь, по всей вероятности, был одним из самых зажиточных и уважаемых жителей деревни того времени.

После того, как церковь в Рюхове сгорела,  верующие из Чернятки могли быть прихожанами церквей в других населённых пунктах Унечского района, например, в Старом Задубенье. Церковь в Старом Задубенье являлась единственной не прекращавшей богослужение на протяжении всего периода Советской власти.

В 1994 году, когда  в Березине,  была открыта Церковь Смоленской Божией Матери, верующие из числа уже немногих оставшихся к этому времени в Чернятке жителей, стали её прихожанами.

На протяжении многих лет существования деревни её жители, как и большинство населения близлежащих сёл и деревень, традиционно почитали и отмечали престольные и народные праздники. Из общего числа праздников особо надо выделить Николу Зимнего, православный праздник в память святого Николая Чудотворца или Николая Угодника, покровителя земледелия и скотоводства, хозяина земных вод, защитника от всех бед и несчастий, отмечаемый ежегодно 19 декабря.  Этот день в Чернятке отмечался по-особому, так как Николай Угодник считался покровителем и защитником деревни. Из года в год его икона переносилась в деревне из дома в дом. Её перенос сопровождался богослужением и традиционным всеобщим застольем. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока деревня почти полностью не опустела. Последним местом нахождения иконы был дом Зуевых Ивана Иванович и Елены Ивановны. Переселяясь после смерти мужа в соседнюю Алёновку, поближе к детям, Елена Ивановна передала икону Николая Угодника на хранение в Церковь Смоленской Божией Матери в Березину. На этом, собственно говоря, история деревни и закончилась, несмотря на то, что простояла она после этого пустующими домами ещё несколько лет.

Образование. Своей школы в Чернятке никогда не было, ни до Октябрьской революции 1917 года, ни в годы Советской власти. О том, где до революции чернятские дети получали первые азы грамоты, можно говорить только предположительно, т. к. свидетельств этому не сохранилось. Ближайшие к Чернятке населённые пункты того времени – Еленовка (также - Займище, современное – Алёновка), Буда Зарюховская (Березина), Рюхов, Рябовка и Яблонка. Упоминаний о существовании школ до революции в Буде Зарюховской и Яблонке в доступных (составителю данного материала) источниках не встречалось, а вот школы  в Рюхове и Алёновке с Рябовкой были.

По воспоминаниям уроженки Чернятки Татьяны Ивановны Костюковой на рубеже 1920-1930-х годов в деревне был пункт по ликвидации неграмотности. Он размещался в помещении колхозной канцелярии. Её мать, Дарья Ефимовна Шулик, ходила по вечерам туда на учёбу. Занятия в этой школе грамоты проводил кто-то из учителей, приходящих из Зарбуды (Березины).

До Великой Отечественной войны чернятские дети посещали начальную школу (1-4 классы) в Зарбуде (Березине), а продолжали своё образование в семилетней школе села Рюхов. В послевоенное время чернятцы учились в Рюхове, школа которого с 1958 года стала восьмилетней. Полное (десятилетнее) среднее образование они могли получить в школах и профессионально-технических училищах Унечи. В 1987 году средняя общеобразовательная школа была открыта в д. Березине.

В 1948 году в Алёновке была организована изба-читальня, предшественница нынешней Березинской сельской библиотеки, заведующим которой или, как тогда было принято говорить, избачом в 1950-1951 гг. был житель Чернятки Шулик Николай Иванович.

Следует также отметить, что в первой половине 1970-х гг. в доме Зможных Елены Агеевны и Фёдора Ильича находился внестационарный библиотечный пункт выдачи книг. Выдачей книг занимались их дочери, школьницы Вера и Люба. Здесь всегда имелся небольшой фонд, который принадлежал Аленовской сельской библиотеке. Книги, как и положено, выдавались с записью в персональную карточку.

С 1930-х по начало 1960-х  в деревне был свой клуб, который располагался в помещении местной колхозной канцелярии.

О войнах и революциях. Отметим наиболее известные из них.

Во время Отечественной войны 1812 года прямых военных действий на территории Стародубского повета (уезда) не было. Непосредственное участие в боевых действиях на полях сражений принимали воины Стародубского драгунского полка и других воинских частей, в которых были рекруты из числа жителей уезда. Кроме этого, население  края внесло свой вклад в победу над супостатом, принимая участие в народном ополчении и снабжении армии провиантом и фуражом. Интересный факт, свидетельствующий об участии жителей Чернятки в войне 1812 года, обнаружила жительница Брянска Ирина Буштак, работая в ГАБО с таким документом как «Ревизская сказка крестьян помещика Г. И. Валькевича. Д. Слобода Чернощина Стародубского повета, 1816 год». В этом документе говорится, что житель деревни Емельян Алексеев Дегтярёв в 1812 году возил в армию провиант и оттуда не вернулся. Неизвестно погиб  Емельян от руки неприятеля или умер своей смертью где-нибудь в дороге, но было ему в ту пору 70 лет, дома у него остались жена Васса, сын Евфрем и дочь  Анастасия, которым было на то время соответственно 46, 10 и 4 года.

Если сведений об участии чернятцев в Русско-японской войне 1904-1905 г. г.  не встречалось, то можно с уверенностью, что во время Первой мировой войне 1914-1918 гг. чернятские мужики воевали.  Доподлинно известно, что ушел на ту войну и не вернулся из её окопов Шулик Василий Михайлович (прадед составителя материала), оставивший жене своей, Марфе Ивановне, четверых несовершеннолетних детей: Ивана, Ирину, Захара и Федоса. О том, что призывался в армию в годы Первой мировой Зуев Федос Борисович, свидетельствует фотография от 1915 года, сохранившаяся у его потомков, на которой он изображён в военной форме. Сохранилось фотография военных лет и у потомков Зуева Ивана Ильича, который на ней запечатлён в форме кавалериста и при погонах. Оба Зуевы с войны вернулись.

Были ли среди чернятцев участники революций 1905 и 1917 гг., неизвестно, свидетельств таких не сохранилось. Не сохранилось также и сведений о тех односельчанах, которые могли являться участниками Гражданской войны, как за Советскую власть, так и против неё.

Великая Отечественная война. Более дух лет, с 17 августа 1941 по 23 сентября 1943 года Чернятка находилась на территории, временно оккупированной немецко-фашистскими войсками. Впервые, почти за двух с половиной вековую (на тот время) историю деревни, нога врага ступила на чернятскую землю.

Одни из чернятских мужчин, жителей и уроженцев деревни, ушли на фронт до начала оккупации, в июне-августе 1941 года, а другие призывались уже после освобождения Унечского района, начиная с сентября 1943-го года. Имена всех тех, кто ушёл  на фронт, установить в настоящее время достаточно сложно, но в большинстве своём они известны (25 человек).

Более половины из них (14 человек) полегли на полях сражений или до сих пор считаются пропавшими без вести.

Имена большинства из них увековечены в Книге Памяти и на мемориальных досках памятника воинам-землякам в д. Алёновка.

Кроме тех, кто завоевывал победу над врагом на фронте, были среди жителей деревни и пособники оккупантов. В период оккупации был в Чернятке и свой староста, были и свои полицаи. Полицаев из числа жителей деревни было трое.

О том, принимал ли кто-то из чернятцев участие в партизанском движении на Брянщине или на других территориях, оккупированных врагом, свидетельств не встречалось, ни документальных, ни устных.

По воспоминаниям местных жителей боёв за Чернятку ни при отступлении Красной Армии в 1941 году, ни при освобождении Унечского района в сентябре 1943 года не было. Все военные действия проходили несколько в стороне от деревни.

По воспоминаниям Шкабаро Василия Яковлевича и Костюковой Татьяны Ивановны во время оккупации немцы пытались отправить на работу в Германию троих жителей Чернятки 1926 года рождения  (Шулика Николая Ивановича, Зайцева Николая Андреевича и Зуеву Анну Матвеевну). Под Клинцами поезд попал под бомбёжку, и им удалось сбежать.

Осенью 1943 года в поле между Черняткой и посёлком Первомайский, у Алёновского шляха, со стороны Первомайского, располагался военный аэродром. Лётчики базировались на этом аэродроме и в Чернятке до тех пор, пока не закончились бои по освобождению Гомеля, и Красная Армия не продолжила наступление дальше на запад.

В годы Советской власти. Советская власть установилась в нашем регионе почти сразу же после Октябрьской революции 1917 года. Таким образом, советским в истории Чернятки можно считать период с 1917 по 1991 годы. На протяжении всего этого времени Чернятка жила всеми теми событиями и преобразованиями, которые происходили в целом по стране. Жители деревни принимали участие, как в формировании, так и работе местных органов власти и других общественных организаций. Сведений об этом на текущий момент обнаружилось совсем немного, но они есть.

Так выписка из протокола №2 Лыщичской Волостной избирательной комиссии Стародубского уезда от 16.11.1923 свидетельствует о том, что в 1923 году членом Зарюхово-Будского с/с от Чернятки был Зможный Иосиф Алексеевич. О самом Зможном в протоколе содержатся следующие сведения: «Зможный Иосиф Алексеев (род. 1892) – член с/с; имущество: 2 и 1/4 д. земли, 1 лошадь, 1 корова, 1 свинья, семейство: 4 души».

В 1925 году членами Зарюхово-Будского с/с от д. Чернятка были избраны  Довыденко (так по протоколу, на самом деле - Довыдёнок) Василий Фёдоров, 38 лет, и  Дегтярёв Тимофей Павлов, 27 лет.

В послевоенный период в числе членов Зарбудского, Рюховского и Алёновского с/с от Чернятки в разные годы были Зайцев Николай Андреевич, Шулик Анатолий Захарович, Шулик Евдокия Степановна, Шулик Николай Иванович и другие жители деревни. Шулик Н. И. в 1960-е годы являлся председателем Алёновского с/с, а Шулик Е. С. в 1970-е была депутатом Унечского Совета народных депутатов.

Что касается общественных организаций, то известно следующее.

В ГАБО  среди дел Лыщичского волостного комитета (Р-1420, оп.1, д.31) имеет место протокол № 2 от 6 августа 1925 года, составленный  членами правления лесов местного значения д. Чернятки Лыщичской волости. Из него известно, что членами этого правления на тот момент являлись жители деревни Дегтярев Тимофей Павлович, Дегтярев Иван Иванович и Зуев Михаил Максимович (лесной сторож).

В 1920-е годы в стране существовали крестьянские комитеты общественной взаимопомощи.   Согласно архивным материалам, хранящимся ГАБО (Список по перевыборам крестьянских комитетов взаимопомощи д. Зар.Буда, Яблонка, Чернятка от 1925 года), членами такого комитета при Зарбудском с/с от Чернятки являлись:

 «… Кукореко Афанасий Иванов, 20

 Зуев Михаил Максимов, 28

 Белодедов Кузьма Иванов, 33».

(числа после Ф. И. О. означают возраст).

Известно, что в Чернятке был свой колхоз, носивший название «Вторая пятилетка» и получивший свое название, судя по всему, благодаря тому, что время образования колхоза совпало с началом Второй пятилетки (годы – с 1933 по 1937).

Из числа активных участников колхозного строительства в деревне её старожилы вспомнили следующих жителей Чернятки: Белодедова Кузьму Ивановича, Дегтярёва Ивана Ивановича,  Довыдёнка Михаила Афанасьевича, Зможного Ивана Алексеевича, Зможного Илью Алексеевича, Зможного Иосифа Алексеевича, Кукореко Афанасия Ивановича, Шкабара Семёна Тимофеевича, Шулика Ивана Васильевича.

Колхоз в Чернятке просуществовал до 1950-го года, до момента начала укрупнения мелких коллективных хозяйств. В результате укрупнения чернятский колхоз «Вторая пятилетка» был объединен с рябовским колхозом «Красная Звезда».

По воспоминаниям Костюковой Т. И., Зуевой Е. И., Шкабара В. С., Шкабаро В. Я. колхозом в Чернятке в разные годы руководили: Зможный Илья Алексеевич, Дегтярёв Иван Иванович, Белодедов Кузьма Иванович, Шулик Дарья Ефимовна, Шулик Николай Иванович и Шулик Иван Васильевич. Последним на посту председателя в Чернятке был Шулик И. В., который после объединения чернятского колхоза с рябовским несколько лет возглавлял и объединённый колхоз. Счетоводом (по нынешним временам  - бухгалтером) в колхозе «Вторая пятилетка» был Шкабара Семён Тимофеевич.

К началу 1960-х годов большинство колхозов Унечского района были объединены и преобразованы в совхозы. С февраля 1960 года по апрель 1963 года земли Чернятки в составе Алёновского отделения входили в совхоз «Унечский», а  с апреля 1963 по февраль 1968 в откормочный совхоз «Быковский» Брянского треста «Скототкорм». В феврале 1968 базе Алёновского отделения был создан откормочный совхоз «Алёновский», который существовал  до начала 1990-х годов. Центральная усадьба совхоза сначала располагалась в д. Алёновке, а в 1980-е была перенесена в Березину.  В 1990‑е в связи с веянием в истории России нового времени совхоз «Алёновский» был преобразован в СПК «Алёновский». СПК «Алёновский» просуществовал до 2008 года.

В послевоенные годы в Чернятке существовала полеводческая бригада, занимавшаяся в основном воспроизводством таких овощных культур, как капуста, огурцы, помидоры, морковь, лук, свекла. В 60-70-ые годы прошлого столетия эту бригаду возглавляла Шулик Евдокия Степановна, удостоенная за свой многолетний и самоотверженный труд высокой правительственной награды -  ордена Трудового Красного Знамени. В 60-ые годы совхозные поля охранял в своем шалаше старый дед Луговец (так в деревне прозывали Дегтярёва Семёна Никитича).

До середины 70-х годов прошлого века в деревне также содержалось крупное совхозное стадо крупнорогатого скота, которое затем было передано в центральную усадьбу совхоза «Аленовский». На рубеже 1960-1970-х годов стадо это на выпас выгоняли Шулик Мария Борисовна и Зайцева Ксения Герасимовна. Шулик М. Б. была отмечена юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Был в Чернятке, как и во всех деревнях того времени, общественный (колхозный, в позднее – совхозный) табун лошадей, который тоже прекратил свое существование в те же 70-е годы прошлого века. Одним из последних чернятских конюхов был Зуев Иван Михайлович.

Несмотря на то, что деревня находилась вблизи районного центра и основной автомагистрали Брянской области, электричество в ней появилось только к концу 60-х годов прошлого столетия. 

Информации о том, услугами какого почтового отделения пользовались жители Чернятки до 1917 года, пока ни в одном из доступных источников не встречалось. С установлением в регионе Советской власти вплоть до Великой Отечественной войны почта доставлялась в Зарбудский сельсовет, к которому Чернятка в то время относилась. Из сельсовета почту забирал кто-нибудь из жителей Чернятки, оказавшихся в Зарбуде на момент её поступления, и передал её адресатам.

В послевоенное время Чернятка обслуживалась почтовым отделением с. Рюхов, а начиная с середины 1980-х годов почту в деревню доставляли из д. Березины (старое название – Зарбуда). Долгие годы (1960-начало1990 гг.) п/о Рюхов возглавлял уроженец Чернятки Шкабара Владимир Семёнович. В числе почтальонов была жительница деревни Дудко Любовь Фёдоровна.

В 1980-х годах в деревне в домах некоторых жителей (Зайцева Луки Илларионовича, Дегтярёва Петра Васильевича, Шулика Анатолия Захаровича, Шулика Николая Ивановича) появились телефоны. А в середине 2010-х, когда в деревне почти не осталось жителей, в центре её, в рамках реализации федеральной программы, был установлен таксофон, услуги которого, по всей вероятности, востребованы не были.

О том, где и в какие годы могли получать медицинскую помощь жители Чернятки можно судить по следующей информации. До 1917 года ближайшие к Чернятке медицинские пункты были в таких волостных центрах, как  Павловка, Лыщичи, Гарцево, Старое Задубенье. Ближайшая больница - в Стародубе. Первая больница в Унече появилась в 1920 году. В Лыщичах в 1927. В 1939 году в Унечском районе  больницы были в Унече, Павловке, Лыщичах и Лизогубовке. На территории нынешнего Березинского сельского поселения медпункты в послевоенное время  были в Аленовке, Зарбуде (Березине), Рюхове, Шапочке, Волкустичах. Чернятцы пользовались услугами медпунктов, как в Зарбуде, так и в Алёновке.

Газификация деревни не проводилась, однако, начиная с 1970-х годов, во многих домах появились газовые плиты, голубое топливо для которых доставлялось из Унечи в баллонах.

В свое время были в деревне и свои общественные бани, которые истапливалась, как и все деревенские баньки в этой местности, по-черному. Туда по субботам ходили попариться и помыться почти  всей деревней, так как у большинства дворов своих бань не было. Первая, ещё колхозная, в довоенные годы стояла в самом начале деревни со стороны Алёновского шляха. Вторая, послевоенной постройки, находилась недалеко от речки Жечи, между нею и фермой. Действовала она до начала 70-х годов прошлого столетия.  К этому времени число бань в личных подворьях увеличилось, и необходимость в общественной бане отпала сама собой.

Рядом с этой баней (послевоенной постройки) стояла большая верба, на макушке которой облюбовали себе место аисты, называемые местным населением черногузами за черный цвет оперения  крыльев и нижней части туловища. У славянских народов испокон веков считалось, что аисты хорошо разбираются в людях и селятся только у добрых и работящих. Собственно говоря, жители этой деревни всегда отличались и добрым отношением друг к другу, и уважительным отношением к старшим и умением вести свое хозяйство.

Вообще, в Чернятке обитало два семейства аистов. Гнездо второго находилось в северо-западной части деревни на такой же большой вербе, что стояла напротив дома, в котором жила семья Шкабара Семёна Тимофеевича. Эту вербу в первой половине 1970-х годов изрядно потрепало грозой, гнездо было разрушено, а оставшегося в живых одного из аистят местные ребята подсадили в гнездо у старой баньки. К аистам в деревне относились трепетно и бережно.

Миграционные процессы. Исходя из тех статистических сведений (приведены выше),  которые оказались доступными на момент составления материала, можно отметить, что со времен отмены крепостного права в 1861 году до 1930-х годов население деревни неуклонно прибывало. Очевидно, что этому способствовало переселение в деревню нескольких семей (Довыдёнки, Зайцевы, Зможные, Зуевы, Шкабара, Шулики  и другие) из других населённых пунктов, состоявшееся примерно в период с 1860-х по 1900-й годы.

Что касается оттока населения из деревни, вызывавшего в конечном итоге её вымирание, то первая достаточно значительная волна миграции из Чернятки отмечена  уже на рубеже 1920-1930-х годов, когда часть жителей деревни переселились во вновь образованный ими посёлок, именовавшийся и запомнившийся среди местного населения как Чернятский (официально - посёлком им. Калинина). В числе первопоселенцев Чернятского посёлка были семьи Довыдёнка Андрея Давыдовича, Довыдёнка Василия Фёдоровича, Довыдёнка Ивана Фёдоровича, Довыдёнка Степана Давыдовича и Шулика Артёма Ивановича.

В 1939 году в Сибирь и на Дальний Восток по оргнабору уехало сразу несколько семей. Это - семьи Зайцева Игната Николаевича, Зможного Ивана Алексеевича, Зможного Ильи Алексеевича, Зможного Иосифа Алексеевича, Кукореко Афанасия Ивановича, Дегтярёва Тимофея Семёновича.

В предвоенные годы начался из деревни и отток молодёжи, которая в то время вербовалась на стройки и промышленные предприятия крупных городов страны и назад в Чернятку уже не возвращалась. Например, Зуева Нина Федосовна, Зуева Галина Матвеевна и Антоненко Николай Яковлевич уехали в Ленинград

Наиболее активно процесс миграции жителей из деревни происходил в 1950-1980‑е годы.

Уже в 1990-е годы деревня начала приходить в запустение. К началу 2000-х в ней оставались лишь несколько жилых домов, населенных в основном жителями преклонного пенсионного возраста. Если проследить динамику убывания населения деревни за последние тридцать-сорок лет её существования, то выглядит это так: 1979 – 66, 1989 – 40, 2002 – 21, 2010 – 7. Как видно из этой статистики, ещё по состоянию на 1 января 2010 года официально численность населения Чернятки составляла 7 жителей, но фактически на этот период в деревне оставался один жилой дом с двумя жительницами женского полу. Покинули ее к этому времени и аисты...

Последними ушли из деревни Зайцева Анна Ивановна, вдова Зайцева Николая Андреевича, с дочерью Раисой в 2012 году. Им как членам семьи ветерана войны государство выделило квартиру в Унече.

Таким образом, постепенно пустея,  деревня прекратила   своё существование. Случившийся в марте 2014 года пожар лишь подвёл итог её трёхсотлетней истории.

Источники:

  1. Административно-территориальное деление Брянского края за 1916-1970 гг.: историко-географический справочник:. / Сост. С.П. Кизимова; отв. ред. С.В. Янченко – В 2-х томах.- Брянск: Брян. Отделение Приокского кн. Изд., 1972.;
  2. Административно-территориальное деление Брянского края за 1916-1985 гг. / Сост. С.П. Кизимова. — В 2-х томах. — Тула, 1987..;
  3. Административно-территориальное деление Брянского края за 1916-2006 годы: Справочник. Справочник. Том первый. Издание 3-е переработанное и дополненное.  – Клинцы: издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2011. – 255 c.
  4. Реестр административно-территориальных единиц, сельсоветов (поссоветов), населенных пунктов Брянской области от  13 апреля 2012  г. №  388-р;
  5. Населенные пункты Брянского края. Энциклопедический словарь. Брянск: Группа компаний «Десяточка» (изд-во «Белобережье»), 2010. – 402 с.
  6. Государственное казенное учреждение Брянской области «Государственный архив Брянской области». Путеводитель [Текст]: Ред. кол.: З.П. Коваленко (председатель), Ж.Л. Розанова (ответственный составитель), М.М. Горбачева, Л.М. Турилина. – Брянск: Управление по делам архивов Брянской области; Государственное казенное учреждение Брянской области «Государственный архив Брянской области»; Издательсво «Курсив», 2012. – 816 с. Приложения.
  7. Тихая моя родина... Редактор - Полякова И. В., фото - Штанько В. С.. Сборник историко-краеведческих очерков. - Брянск: Издательство - ТОО "Придесенье", 1997 г. - 176 с., ил.
  8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
  9. Лазаревский А.М. Описание старой Малороссии. Том I/Полк Старадубский. Издание второе. – Белые Берега: Группа компаний «Десяточка» (издательство «Белобережье»). 2008. – 560 с
  10. Колхозная нива на Брянщине. Бовтунов А. Т. Историко-экономический очерк о Сельском хозяйства Унечского района.  - Клинцы: Издательство Клинцовской городской типографии, 2003 г. - 377 с., ил.
  11. Земля наших предков. Очерки о селениях Унечского района Брянщины/а.Т.Бовтунов. – Издательство ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение». 2008. – 560 с: ил., фото.
  12. Особенности традиционной народной культуры Унечского района (одежда, обычаи, обряды, песни). Составители: И. Н. Рухлядко,  Н. А. Голик, Н.Д. Фещукова  Фото: В.Г. Лазарева, Е.А. Бовтунова. - Клинцы: Издательство ООО "Типография "Александрия". 2005 г. - 48 с., ил.
  13. Археологическая карта России: Брянская область / Автор-составитель А.В.Кашкин. – М., 1993. - 304 с.
  14. Историко-статистическое описание Черниговской епархии", книга 7. Стародубский, Мглинский, Новозыбковский, Глуховский и Неженский уезды. Издательство: Чернигов, Губернская типография, 1873. 439 стр.
  15. Постановление Президиума Всероссийского Исполнительного Комитета от 25 июля 1923 года «О введении в действие Лесного Кодекса, принятого II сессией X созыва 7-го июля 1923 года».
  16. Атлас. Брянск. Брянская область. Масштаб 1:200000. - Казань: Издательство ГУП ПИК «Идеал-Пресс». 2003
  17. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
  18. Труды Черниговской губернской Архивной комиссии 1906-1908, выпуск 7. –Чернигов: Издательство типография Губернского Правления, 1908. - 402 с.
  19. Наш край в истории Отечества. Летопись родного края. Сборник научно-исследовательских работ по истории края. Выпуск 2. – Унеча: Отпечатано  в ООО «Типография «Александрия» в г. Клинцы, 2013. – 169 с.
  20. Заруба В. Н. Административно-территориальное устройство и администрация Войска Запорожского в 1648-1782 гг. – Д.: ПП «Лира ЛТД», 2007. – 380 с. 
  21. Кривошея В.В., Кривошея І.І., Кривошея О.В. Неурядова старшина Гетьманщини. – К.: «Стилос», 2009. – 432 с.
  22. Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 23/12/2011 Брянская  область.

Архивные источники:

  1. ДАЧО: Ф. 679, о. 1, д. 255. Метрические книги: Ильинская церковь, 1789.
  2. ДАЧО: Ф. 712, о. 1, д. 232. Метрические книги: Ильинская церковь, 1791.
  3. ДАЧО: Ф. 679, о. 1, д. 384. Исповедальные ведомости: Ильинская церковь, 1756.
  4. ф. 542 оп. 2 д. 226. «Ревизская сказка крестьян помещика Г.И. Валькевича д. Слобода Чернощина Стародубского уезда». 1816 г.
  5. ф. 542 оп. 2 д. 501 «Ревизская сказка крестьян помещицы А.Г. Макаровой с. Чернощины Стародубского уезда». 1850 г.
  6. ф. 1420 оп.1 д. 13 л.106. Чернятка деревня Лыщичской волости Клинцовского уезда Гомельской губернии. Списки избирателей по состоянию на ноябрь 1924 года.
Категория: Работы коллег | Добавил: unechamuzey (05.02.2017) | Автор:
Просмотров: 383 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 141 2 »
14  
vuneche, спасибо за фоторепортаж.

13  
Фоторепортаж из Чернятки

http://vuneche.ru/chernyatka-pervomajskij-yablonka-fotoreportazh/

12  
Сергей, тема это, конечно, другая. Текущей темы она касается незначительно. В то же время Ваше замечание в части административно-территориального устройства того периода принимается. Упоминание о существовании Инструкции Временного правительства от 4 августа 1917 года независимо от её исполнения или неисполнение, на мой взгляд, заслуживает внесения как в текст комментируемого материала, так и других исследований, затрагивающих вопросы административно-территориального устройства того периода на территории Унечского района.

11  
К сожалению ничего по этому поводу пока сказать не могу (я не унечский краевед). Структура власти на Унече в период 1917-1919 годов достаточно часто менялась - был и ВРК, и Исполком. Была и т.н. "Политбаза". С этим можно разобраться, но это другая тема.

10  
Сергей, но был ли в числе этих представителей партии Стерлин Самуил Яковлевич? Какая роль отводилась ему в администрации Унечи того времени? Как называлась эта администрация?

9  
Насколько я знаю партия "Поалей Цион" (ЕСДРП) была достаточно представительной на Унече. Имела своих людей в администрации, имела свой печатный бланк и круглую печать.

8  
Сергей, судя по материалам, размещённым на этом сайте, а также на страницах других Интернет-ресурсах, представляющих Унечу, для унечских краеведов тема, обозначенная Вами, пока ещё относится к разряду исследований, которые, возможно, предстоят в будущем.
С партией Поалей-Цион связано имя одного из уроженцев Унечи, Стерлина Самуила Яковлевича.
Краткая информация:
«Стерлин Самуил Яковлевич. Род.1891, ст.Унеча Орловской обл.; еврей, член ВКП(б) (в 1916-1919 гг. член партии «Поалей Цион»), обр. незаконченное высшее, помощник начальника Транспортного факультета по политчасти Военно-транспортной Академии РККА,полковой комиссар, прож. в Москве: ул. Б.Садовая, д.14, кв.3. Арест. 10.01.1938. Приговорен ВКВС СССР 28.08.1938 по обв. в участии в военном заговоре. Расстрелян 28.08.1938. Реабилитирован 8.12.1956».
Источники: http://sovterror.ru/fact21184?searchqueryid=0&sign=
http://www.vse-adresa.org/book-of-memory/bukva-17/name-95/surname-51/repression-2
Однако с Унечей он мог быть связан только как с местом своего рождения.

7  
На мой взгляд там был полный "бардак". Там были комиссары временного правительства, вскоре появились управленцы от Центральной рады, а кроме того была и местная власть. Каждый житель подчинялся тому, кого считал приемлемым по своему усмотрению.
Вообще-то, именно этот вопрос я хотел выяснить у унечских краеведов - какая структура административной власти была на Унече осенью 1918 года? Какие партии были представлены в администрации, кто лидировал? Какой вес в администрации имела партия Поалей-Цион?

6  
Сергей, на страницах некоторых Интернет-ресурсов встречается следующее: "После бурных трехдневных дебатов Центральная Рада была вынуждена принять инструкцию". Однако всё же хотелось бы уточнить, кто обладал реальной властью на территории Стародубского уезда в период с 4 августа по 25 октября 1917 года: Временное правительство или Центральная Рада.

5  
У меня есть гипотеза на этот счет. Похоже,что немцы и не собирались оккупировать Северную Черниговщину, считая её российской территорией. 1 марта 1918 года немецкие войска вошли в Киев, а на западе заняли Гомель. Часть гомельской группировки стремительно продвигается на юг: 6 марта занята Городня, 8 марта - Сновск, а 12 марта Чернигов. Однако другая часть группировки остановилась перед Новозыбковским уездом (в сторону Брянска) и стала закрепляться. И только 9 апреля немцы делают рывок и занимают Новозыбков, а уже 10 апреля останавливаются на линии Робчик-Лыщичи-Кустичи. Предполагаю, что немцы просто произвели зачистку территории, откуда их болезненно щипали всякие партизанские, красногвардейские отряды и отряды ополчения. В том числе вкусные немецкие обозы.

1-10 11-14
Имя *:
Email *:
Код *: