» » »

Арещенко Т.Н. История застройки Унечи

Город Унеча вырос в своё время из железнодорожной станции, открытой на 6-м участке Полесских железных дорог в 1887 году. Застройка началась с вокзала и происходила по большей части стихийно, особенно в дореволюционный период. Вокзал был деревянный, одноэтажный, в нём размещались два небольших зала, буфеты и ресторан, телеграф, комната дежурного и кабинет начальника станции. Первое здание вокзала просуществовало до 1942 года и было разрушено во время бомбардировки станции советской авиацией.

На территории станции восточнее вокзала был построен небольшой деревянный пакгауз, здесь же располагался товарный двор для грузов. По другую сторону вокзала были возведены четыре деревянных одноэтажных жилых дома. В каждом из них было по шесть небольших комнат для начальствующего состава и служащих депо и станции.

Чуть позднее рядом с вокзалом было сооружено водоёмное здание, первый этаж его был сделан из кирпича, а второй – деревянный. Там располагались резервуары для воды. Воду брали из реки Унеча, для чего на берегу было построено каменное здание водокачки. До нашего времени там сохранился небольшой кирпичный остов. 

Это практически все сооружения, имевшиеся на станции в первые годы после ее открытия. Но именно эти первые объекты задали схему застройки Унечи – сначала пристанционного посёлка, а затем и города районного подчинения.

По воспоминаниям старожилов, первоначально посёлок застраивался одновременно в трёх местах: по Водоёмной дороге (сейчас это улица Октябрьская, до этого – Водокачечная), непосредственно напротив станции (район рынка и прилегающих улиц) и за линией железной дороги, где сейчас находятся последние станционные пути. По окраинам посёлка располагалось несколько хуторов.

Улица Водокачечная возникла как дорога между водоёмным зданием на вокзале и водокачкой на реке. Вдоль этой дороги  в 1887 году и обосновались первые жители нового посёлка. Земля была арендована ими у найтоповичских казаков. Нечётная сторона улицы начиналась большим домом многочисленной семьи торговцев Кайдановых, переселившихся из деревни Совки (сейчас на этом месте находится универмаг). Дальше по этой же стороне  располагалась еврейская синагога, а за ней стоял дом  торговца Лейбы Наймарка из деревни Займище, еще ниже построил себе дом под железной крышей лесопромышленник Авраам Иоффе, в нём же располагался его мануфактурный магазин. В соседях у Иоффе прилепился скромный домик крестьянина из Песчанки Кирилла. В нём долгое время жил портной Лёва. К сожалению, фамилий ни того, ни другого до наших дней не сохранилось.

Завершалась нечётная сторона домиком найтоповичского крестьянина Емельянцева, в одной из квартир которого жил со своей семьёй Евсей Гурвич, будущий большевик, писатель, журналист, домами двух сапожников, одного из которых звали Иваном Егоровичем Жлуктой и домиком Антона Ухарева, плотника из Найтопович.

По чётной стороне первым стоял дом лесопромышленника Стерлина, за ним находился домик сапожника Алтера, потом вниз по улице шли дом и лавка-монополька торговца Саксонова, избушка бедняка Казакевича, богатый двор булочника Хайкина. Ещё ниже по улице располагался фельдшерский пункт в частном доме крестьянина Рогая. Больных принимал фельдшер из Павловки. За фельдшерским пунктом стояли дом Стародубцева и скромная хатка николаевского солдата Сергея Пастухова. Последними на этой стороне были построены дома найтоповичского казака Мирона Шавеко (сейчас на этом месте находится Унечский краеведческий музей) и дом Тимошенко, ж/д рабочего.

Таким образом, в результате активной застройки к началу 20 века на Водокачечной улице было  уже около двадцати частных домовладений, синагога и фельдшерский пункт. В 1926 году решением исполкома поселкового совета улицу переименовали в Октябрьскую.

Как только станция была введена в эксплуатацию, рядом с вокзалом стихийно возник базар, и началась активная застройка прилегающей территории.

Первым в 1887 году там построил два дома помещик Белохвастов, вскоре недалеко от него появилась бакалейная лавка Лейбы Наймарка.

Ближе к Мглинскому тракту (сейчас это улица им. Володарского) был поставлен мучной склад, принадлежавший Рубинчику. От него в ряд в сторону Водокачечной улицы лицевой  стороной к вокзалу располагались лавки: рыбная, мясная, бакалейная, мучных изделий, глиняной посуды, железоскобяных изделий. Завершали ряд бубличная и чайная.

Параллельно рынку и вокзалу протянулась узкая дорога, которая в те времена называлась Почтовой. Начиналась эта дорога зданиями почты и почтово-конной станции, дальше располагались заезжие дворы Либермана, Менделёва, Кронгауза, несколько жилых домов местных торговцев и лавка, где производили сидр  и продавали пиво. Кстати, в одном из этих жилых домов в 1918 году размещалась Унечская чрезвычайная комиссия. С приходом Советской власти улица стала носить имя Карла Либкнехта. В 1943 году она была полностью разрушена фашистами.

Ещё одно место активной застройки посёлка в то время – его залинейная часть. Здесь было построено несколько домиков для сдачи в аренду. Принадлежали  эти домики найтоповичским крестьянам, которые сдавали их в аренду служащим железной дороги. Там же, за путями, компания А.Нобеля «Меркурий-Кавказ» построила нефтекеросиновый склад. К началу 1917 года там располагалось не более 15-ти строений.

С 1889 года началась интенсивная застройка вдоль Суражской  дороги (сейчас это улица им. Ленина). Первыми там обосновались работники станции: осмотрщики вагонов, слесари, рабочие. В 1914 году в самом начале улицы построил себе дом торговец Ландцман. В 1918 году в этом доме размещался штаб Богунского полка. В 1934 году дом был перенесён в район железнодорожной больницы и отдан под квартиры медработникам. В 1943 году он был полностью разрушен во время боёв за Унечу. Всего на Суражской улице к 1917 году стояло не более тридцати домов.

Севернее вокзала, пересекая улицы Суражскую и Водокачечную, от хутора Верёвки на запад проходила просёлочная дорога. Вдоль неё постепенно селились люди.  Так появилась улица Транспортная – одна из старейших в нашем городе. Долгое время улица была безымянной. В первые годы Советской власти улица носила имя Семашко. И только с 1937 года была названа Транспортной.

К 1909 году на станции Унеча были построены два деревянных  типовых дома для дежурных машинистов и помощников, а также для кочегаров и смазчиков. В это же время на станции появились водонапорная башня и баня, а в 1914 году там было поставлено несколько деревянных бараков для семей железнодорожников. После революции в них размещались школа и клуб.

В 1909 и 1911 годах высшей комиссией из Петербурга были проведены ревизии станционных построек и помещений. Вот что записала комиссия в одном из своих актов: «Пассажирское здание деревянное, общего типа… Здание дежурных кондукторов деревянное, хорошее на 36 кроватей, но нет сушилки…Дежурное здание паровозных бригад. Отдельный деревянный дом… Сушилка плохая…Дежурное помещение кочегаров и смазчиков отдельное, деревянное…на 18 кроватей. Нет сушилки… Осмотрели жилой деревянный дом, где квартира стрелочника в одну комнату, с русской печью и такую же квартиру сторожа. Обе квартиры очень малые…»

Наиболее интенсивно Унеча застраивалась в 1900-1917 годы. В 1900 году была проложена кратчайшая дорога от хутора Верёвки до почты на вокзале. Дорогу назвали Мглинской, потому что по ней в Унечу из Мглина доставлялись грузы и пассажиры. Началась застройка прилегающих к дороге земель. Так сформировалась будущая улица им. Володарского. Вскоре здесь был построен стружечный завод, принадлежавший Блантеру, отцу будущего советского композитора Матвея Блантера. Завод стал первым промышленным предприятием в Унече. Его появление тоже способствовало активной застройке посёлка. Рядом с ним появились частные дома работников завода. В 1908 году на стыке нынешних улиц Крестьянской и им. Володарского  предпринимателем Осмоловским были построены паровая мельница и маслобойня, а за несколько лет до этого, в 1902 году, в Унече появилось добровольное пожарное общество. Население тогда в посёлке едва дотягивало до трёхсот человек. В 1903 году на ст. Унеча появляется начальная железнодорожная школа, это было одноэтажное деревянное здание около вокзала. В акте высшей особой комиссии, обследовавшей станцию записано: «На станции Унеча школа церковно-приходская в ведении православного вероисповедания одноклассная с трёхгодичным обучением открыта в 1903 году. Вся площадь 39.44 кв. саженей… Обучается 29 мальчиков и 18 девочек. Учителей – 2…». В 1913 году на улице Суражской в частном доме Колесникова была открыта поселковаЯ инициативная крестьянская трёхклассная школа. 

К началу 20-х годов в Унече насчитывалось 197 домовладений и 2200 жителей.

В 1927 году на стадионе по улице Первомайской (тогда безымянной) была возведена деревянная школа – девятилетка, в 1935 году она стала десятилеткой. В 1928 году там же был открыт железнодорожный клуб им. 1 Мая, построенный методом народной стройки. Как вспоминали  старожилы, развернулось невиданное  по тем временам строительство, которое стало важным событием для жителей маленького пристанционного посёлка. К строительной площадке была подведена  железнодорожная ветка для подвоза материалов. Многое на стройке делали тогда вручную, техники не хватало. Кранов не было, кирпичи носили на себе с помощью «козы», специального приспособления. Место  стройки было низким, под ногами хлюпала грязная жижа, всё время приходилось подсыпать грунт. Землю носили в корзинах, вёдрах, мешках. Параллельно с возведением здания благоустраивалась и прилегающая территория. За разбивку парка, обустройство клумб, установку фонтанов отвечал бывший начальник депо Н.Г. Соколов. Им же в своё время был разбит сад вдоль станционных путей и сквер.

В 1929 году в Унече был построен первый трёхэтажный жилой дом с водяным отоплением, а в 1935 году по улице Октябрьской появилось первое кирпичное здание школы – десятилетки (школа №5). В 1939 году кирпичное здание уже другой школы появилось и на улице им. Володарского (школа №1).

В 1937 году был сдан в эксплуатацию трёхэтажный корпус железнодорожной больницы. До этого времени на стационарное лечение работников станции отправляли в Гомель.

Постепенно с годами посёлок Унеча всё больше приобретал черты города: строились дома, школы, стадионы, обустраивались парки и скверы. Благоустройство города было постоянной заботой исполкома поселкового Совета. В городе отсутствовали канализация и водоотведение. Частично эти функции выполняла большая канава, по которой из общественной бани на поля фильтрации текла мыльная вода. Вдоль канавы был вымощен дощатый тротуар, который тянулся до клуба им. 1 Мая и жилых домов за ним. Перед войной, в конце 30-х годов, посёлок, а с 1940 года и город Унеча застраивался особенно бурно. Приехавшие сюда на жительство люди строили свои дома. Значительную часть населения составляли железнодорожники. Коммунистам в те годы запрещалось строить частные дома, поэтому на станции было создано жилищное товарищество, в Унече его называли «жилкооперация». Земли под строительство товариществу отвели по улице им. Крупской. Строили одноэтажные деревянные дома на несколько семей. Здесь же был открыт и кооперативный магазин.

В тридцатые годы в Унече развернулось интенсивное строительство промышленных предприятий и промысловых артелей. Были построены корпуса крахмало-паточного и цикорного заводов, маслозавода, птицекомбината. Бурное развитие местной промышленности прервала Великая Отечественная война.

После освобождения от фашистов Унечу пришлось отстраивать практически заново. Многое делалось методом народной стройки. Так, после работы унечцы приходили на привокзальную площадь, получали лопаты и саженцы, и высаживали молодые тополя от железнодорожной бани до хлебозавода вдоль всей ул. им. Иванова. В 1946 году на восстановленном и обустроенном стадионе по ул. Первомайской состоялся первый послевоенный футбольный матч: унечский «Локомотив» сыграл с гомельским «Динамо». Надо сказать, в сороковые – пятидесятые годы город и район практически превратились в одну огромную строительную площадку.

Как раз  в это время улица напротив вокзала стала застраиваться двухэтажными кирпичными домами. Они и сейчас стоят вдоль рынка. Тогда же было закончено строительство здания вокзала для транзитных пассажиров административного здания Унечского отделения дороги, и началась застройка двухэтажными кирпичными домами улицы Советской. Появляются и обустраиваются новые улицы. Для работников станции выстроена целая улица одноэтажных домов в посёлке Решающем (сейчас это улица Мира). Вслед за ней оформилась и ул. Локомотивная. На них для удобства жителей были открыты почта, столовая, детские ясли, магазин.

В последние годы пятой пятилетки завершается, наконец, восстановление железнодорожной больницы  и строительство нового здания районной больницы. Улучшались и  условия жизни унечцев. В начале 1952 года последние несколько семей унечцев были переселены из землянок в благоустроенные квартиры. Тогда же, а точнее, в 1958 году в Унече был открыт узкоформатный кинотеатр «Пионер». Местная власть в лице исполкома городского Совета занимается в это время электрификацией улиц, поскольку вплоть до середины шестидесятых годов половина домов и квартир не имела электричества: «Мы живём на новой улице, но до сих пор у нас нет электрического света… дети делают уроки при керосиновых лампах. Нет у нас и радио». (Из письма жителей в местную газету).

По-прежнему головной болью тогдашней Унечи оставались непролазная грязь, поскольку город расположен в низине и зловонные водосточные канавы, по которым вода текла через весь город. Одна такая сточная канава стала  своеобразной географической приметой города: «Где была?» - «В магазине на канаве» (из разговора местных жителей).  В планах развития города значилось озеленение улиц, строительство дорог и тротуаров, капитальная застройка новых микрорайонов.

В августе 1958 года в корпусах бывшего цикорного завода начал свою работу радиозавод «Тембр». Ввод в строй этого предприятия послужил мощным толчком для капитального строительства в городе, для развития его инфраструктуры. Для работников завода были построены жилые дома по улице  им. Попова, спорткомплекс «Электрон», поликлиники.

Бурным капитальным строительством отмечены в Унече 60-е годы. Именно тогда в Унече появляются первые четырёхэтажные дома со всеми удобствами по ул. им. Горького: «Настоящая радость пришла в семьи унечских железнодорожников. Они получили новые благоустроенные квартиры с ванной, водопроводом, паровым отоплением!.. Тридцать две семьи стали новосёлами» (из заметки в местной газете). 

В это же время началось активное асфальтирование улиц города. Первые метры асфальта появились на улице Октябрьской рядом с универмагом. Тогда же в городе была введена в строй централизованная канализация. Были открыты кинотеатр «Мир» (1966 год), комбинат  бытового обслуживания, заасфальтированы улицы Октябрьская, им. Луначарского и им. Володарского. В 1964 году в центре города было построено кирпичное здание почты, так как после войны почта ютилась сначала в землянке, а затем в старом деревянном доме по адресу: ул. Ленина, 66, здесь же располагались телефонная станция и телеграф. В 1965 году напротив новой почты выросло здание райкома партии и райисполкома, а между ними методом народной стройки была сооружена площадь им. Ленина, ставшая смысловым центром города.

В 1967 году на площади был открыт памятник В.И. Ленину, выступивший завершающим акцентом архитектурного ансамбля.

Тогда же по ул. Октябрьской был возведён  первый в Унече пятиэтажный дом с баллонным  сжиженным газом.

Параллельно с жилищной и культурной застройкой ведётся строительство промышленных предприятий. В 1968 году начинает строиться крупнейший в Нечерноземье мелькомбинат, а в октябре 1969 года в Унече открывается галантерейная фабрика.

В начале 70-х годов поднялись многоэтажные дома по ул. Суворова и Пролетарской, частный  сектор в разных микрорайонах города пополнился почти сотней домовладений. В эти же  годы были построены новые здания редакции и типографии, учебные корпуса и общежитие ПУ-6, осуществлена пристройка к зданию райкома партии.

На реке Унеча, огибающей город, было начато строительство моста –плотины и водохранилища с зеркалом воды в 13 гектаров. В 1979 году в Унечу пришёл природный газ.

Следующие десять лет Унеча жила подготовкой к своему 100-летнему юбилею. В 1987 году к этой дате были введены в строй восемь объектов: средняя школа №3, районная поликлиника, пополнившая комплекс медицинских объектов по ул. Октябрьской, административное здание УВД, здание банка на углу улиц им. Ленина и Первомайской. В старом здании Госбанка по ул. Октябрьской был торжественно открыт Унечский краеведческий музей.  Юбилейные  объекты  завершают  строительный бум 80-х годов.  

Источники:

  1. Материалы из архива краеведа С.Г. Кнороза.
  2. Бовтунов А.Т. «Унеча – город Брянщины». – Клинцы, 2000 г.
  3. Бовтунов А.Т. «История Унечского района». – Брянск, 2012 г.
  4. Воспоминания Миненкова Н.А.
  5. Воспоминания Малеева С.Н.
  6. «Ленинское знамя». – 1962 год.
Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (03.07.2016) | Автор:
Просмотров: 4656 | Комментарии: 16 | Теги: застройка, история, вокзал, унеча | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 161 2 »
16 Александр  
По теме изначального названия ул. Иванова в Интернете имеет место следующая информация:
«... Решением Унечского городского Совета в 60- е годы прошлого века память Иванова была увековечена в названии одной из центральных улиц Унечи – в его честь переименовали бывшую Линейную улицу».
Возможно, эта информация взята из каких-то архивных источников или газет прошлых лет. Иванову.
Красной площадью, похоже, именовали привокзальную площадь, а не саму ул. Иванова, которая имеет достаточно большое протяжение вдоль ж. д.

14 Александр  
В исследовании упоминается ул. им. Иванова. Это одна из первых или даже самая первая улица Унечи. Известно, что эта улица носит имя Николая Ивановича Иванова, председателя пограничного ЧК ст. Унеча и Унечской партийной организации в 1918-1919 гг., с 1960-х годов. Вопрос автору работы и посетителям сайта. Интересно, какое название она носила до переименования?

15 unechamuzey  
0
Александр,эта улица , проходящая вдоль привокзальной площади, некоторое время носила название Красная площадь.

13 Александр  
Сергею. Повстречалась мне вот эта запись в сети: "Уже спустя месяц полк имел 3 батальона, одну батарею артиллерии из 3-х орудий, конную разведку в 40 сабель и 12 пулеметов. Всего же в полку насчитывалось до 1200 человек, исключительно партизан-добровольцев. Разместился полк в бараках на ст. Унечи" (см. http://everstti-rymin.livejournal.com/1032202.html).
Вопрос. Где на ст. Унеча располагались бараки, в которых размещался полк?

12 Александр  
Сергею.
Сегодня просматривал сборник историко-краеведческих очерков «Тихая моя родина…» 1997 года издания. В очерке Н. Аксененко «Революцией мобилизованные и призванные» написано: «В октябре Богунский полк насчитывал свыше полутора тысяч штыков. Были созданы три батальона, конная сотня, пулеметная команда, артбатарея, штаб, обоз и другие вспомогательные подразделения».
Музею.
Если обратить на следующий абзац из «Истории застройки Унечи»: «С 1889 года началась интенсивная застройка вдоль Суражской дороги (сейчас это улица им. Ленина). Первыми там обосновались работники станции: осмотрщики вагонов, слесари, рабочие. В 1914 году в самом начале улицы построил себе дом торговец Ландцман. В 1918 году в этом доме размещался штаб Богунского полка. В 1934 году дом был перенесён в район железнодорожной больницы и отдан под квартиры медработникам. В 1943 году он был полностью разрушен во время боёв за Унечу. Всего на Суражской улице к 1917 году стояло не более тридцати домов», то его можно несколько пояснить информацией из воспоминаний участника Гражданской войны Туманова Василия Дмитриевича (см. http://radimich.narod.ru/history_from_sivil_war_history_in_Unecha.htm). По воспоминаниям Туманова В.Д.: «Штаб Н.А. Щорса в Унече находился в доме Иоффе (купца) на углу теперешней Ленинской и Луначарской улицы, а напротив, в доме Ланцмана была его квартира, где он жил. Теперь на этом месте, где жил Н.А. Щорс, построен большой каменный дом, в котором живут рабочие и служащие Унечи, а где был штаб, живут Королевичи».
Воспоминания Туманова датируются 1963 годом. С тех пор прошло 54 года, застройка Унечи обновилась. Однако если посмотреть расположение домов на перекрёстке ул. Ленина и Луначарского на Яндекс-карте, то можно увидеть, что на месте дома купца Ланцмана в настоящее время, по всей вероятности, стоит дом № 4 по ул. Ленина. А вот где располагался штаб Богунского пока: на месте дома № 6 по ул. Ленина или на месте дома (в доме) № 35 по ул. Луначарского? И в каком месте стоял дом, который в 1934 году был перенесён в район железнодорожной больницы и отдан под квартиры медработникам? Какие комментарии по этому вопросу могут дать работники музея и посетители сайта?

11 Александр  
Сергей, унечские краеведы пишут, что эти полки дислоцировались в районе Унечи.
Богунский полк дислоцироваться мог и Унече, и в Найтоповичах, и в Брянкустичах, и в Рюхове и в Старой Гуте, а также в других населённых пунктах, ближайших к Унече. Вставали на постой, наверно, по хатам.
Кстати, если ближе к теме, то пока Унеча застраивалась имели случаи проживания местных жителей в железнодорожных вагонах. И это не во время формирования Богунского полка, а в 1970-е годы.

10 Сергей Петриковский  
Александру. Где-то есть сводки о численности Богунского полка. Их надо искать в компьютерных завалах. Из воспоминаний богунца Тищенко: "Через два дня в полку остались только подписавшие присягу. Их было свыше 1900 человек. Не подписали присягу и ушли до 120 человек". Это относится к октябрю 1918 года. Т.о. Богунский полк - порядка 2000чел., Крестьянский полк - не знаю сколько и Ленинский полк - тоже не знаю сколько. Вы уверены, что это всё было на Унече?

9 Александр  
Сергею. Под штыками я подразумеваю количество бойцов всех подразделений. У всех были винтовки независимо от служб, в том числе и у кашеваров. Так откуда Вами озвучено количество бойцов в 2000 человек? Была ли в полку хотя бы тысяча на момент его формирования в Унече?

8 Сергей Петриковский  
Александру. Прошу не путать 2000 штыков и 2000 человек. В штатном составе полка состояли пулемётчики, артиллеристы, кошевары и даже венерический отряд, и пр. которые к штыкам не относились. Но если учесть все остальные, перечисленные Вами подразделения - где же они размещались? Похоже, что уже более 2000 тыс. человек.

7 Александр  
Сергею. Несколько сомнительно, что при формировании Богунский полк достигал численности в 2000 штыков. Откуда такие данные? В то же время, совсем необязательно, что он всем составом дислоцировался непосредственно в Унече. Летом 1918 года в районе Унечи также дислоцировался и Ленинский полк, который охранял демаркационную линию. Здесь же дислоцировались подразделения Брянского и Крестьянского полков.

6 Александр  
Со стороны ул. Транспортной от музея, действительно, стоял магазин. В моей памяти, которая охватывает вторую половину 1960-х и начало 1970-х годов, там был магазин детских товаров. Другие товары в памяти как-то не отложились. Наверно, потому, что они нас, детей, просто не интересовали. Запомнился он детской одеждой, игрушками, тетрадками, новогодними украшениями, хлопушками и бенгальскими огнями. От ул. Транспортной магазин отделяла какая-то частная территория, огороженная высоким деревянным забором, который стоял вдоль улицы от ул. Октябрьской до ул. Школьной.
На месте здания ресторана «Унеча» стояло деревянное здание. Мне оно почему-то вспоминается как детские ясли.
Что касается филиала школы № 41, который располагался через дорогу от здания Госбанка (в настоящее время музея), то он существовал там не только в 1950-е, но и вначале 1970-х. Был он там до тех пор, пока здание шк. № 41 не расширилось двумя новыми пристройками из силикатного кирпича, в одной из которых расположились учебные классы, а в другой – спортзал. Дом пионеров в этом здании находился, наверно, ещё несколько лет после этого.

1-10 11-13
Имя *:
Email *:
Код *: