» » »

Сазоненко А.В. Диверсии на железной дороге Брянск – Гомель в 1941 – 1943 гг.

Великая Отечественная война велась с небывалым в истории ожесточением. Наряду с грандиозными битвами на фронте широкое распространение получила борьба в тылу на временно оккупированной территории. Одним из направлений партизанских действий были диверсии на железных дорогах. Высокотехнологичная, маневренная война требовала регулярных поставок материалов. Фронт нуждался ежедневно в сотнях тысяч тонн горючего, боеприпасов, техники и снаряжения. Необходимо было оперативно перебрасывать огромные контингенты войск. Учитывая общее состояние шоссейных дорог в европейской части СССР, эти задачи не могли быть реализованы. Единственным путем оставались железные дороги, имевшие достаточно разветвленную сеть и налаженную инфраструктуру именно в этой части СССР.

Одной из таких магистралей стала железная дорога Брянск – Гомель. Построенная в конце XIX века Полесская железная дорога была выполнена на самом высоком инженерном уровне. Двухколейное полотно, ферменные металлические мосты, развитая инфраструктура и связь, делало ее более чем подходящей для использования. Тем более что стремительное наступление немецких войск в августе – сентябре 1941 года не позволило частям Красной армии серьезно вывести ее из строя.

Диверсии начались сразу же после оккупации территории. Об этом свидетельствуют многочисленные документы и воспоминания. Вот некоторые из них.

20 сентября 1941 года около разъезда Коробоничи группа партизан в 16 человек под командованием Матюхина и при содействии группы железнодорожников во главе с Арефьевым,  (житель гор. Унеча, старый партизан) минировала полотно железной дороги, в результате чего сброшен под откос бронепоезд (4 бронеплощадки и 1 бронепаровоз). Убито много немцев (количество не установлено). В ответ на это немцы расстреляли несколько человек мирных жителей дер. Шапочки Унечского района.(1) 

Докладная клинцовского отряда. 9 октября 1941 группа партизан во главе с тов. Мурашко заминировала железную дорогу около разъезда Святец. Пущен под откос эшелон противника. 16 октября 1941 группа диверсантов во главе с тов. Кузиченко на железной дороге Унеча – Жудилово вывела из строя бронепоезд. 28 октября 1941 диверсионная группа тов. Мурашко минировала железную дорогу Святец – Новозыбков. Пущен под откос эшелон. Декабрь 1941 железнодорожники на станции Святец перевели стрелки в результате столкновения два эшелона вышли из строя.(18)

Партизанские действия были настолько дерзкими, что о них стал упоминать и противник. 13 декабря 1941 года. Командующий группой армий «Центр» Ф.фон Бок записал в своем дневнике. «В Почепе откуда я снял дивизию сил безопасности, чтобы усилить 2 армию, партизаны взорвали железнодорожный мост».(20)

Но в начальный период войны в действиях партизанских  отрядов и диверсионных групп различного подчинения не было согласованности. И только с созданием центрального штаба работа по разрушению коммуникаций противника в ближайшем тылу приобрела целенаправленный характер.  С 1942 года операции стали носить массовый характер.

15 марта 1942. В тылу врага в районах Орловской области действуют 65 партизанских отрядов, оставленных в тылу и переброшенных через линию фронта. Действия этих партизан и групп распространяются на все коммуникации врага, проходящих вблизи городов Брянска, Почепа, Клинцов, Новозыбкова. Железная дорога Брянск – Гомель постоянно контролируется партизанами и диверсионными группами.(4)

25 мая 1942. В конце марта боец Навлинского отряда –мастер по диверсиям – тов. Ижукин заминировал ж.-д полотно в районе станции Палужье на глазах у немцев. Мина была самодельной, на вид страшной, и когда подбежали немцы для того, чтобы разминировать, то, увидев чудовище, убежали. Шедший поезд в 47 вагонов пошел под откос. Результат операции: 204 фашиста убито, 400 ранено.(5)

17 июня 1942. В мае месяце были проведены операции на железных дорогах: Брянск – Гомель, Брянск – Льгов. В ночь с 21 на 22 мая было разрушено железнодорожное полотно и нарушена связь между станциями Красный Рог и Выгоничи. В этой операции участвовало 920 человек (из них 200 человек с лопатами, пилами и топорами) семи партизанских отрядов Трубчевского и Выгоничского районов. Итоги операции таковы: было разрушено 7.5 километров железнодорожного полотна, местами взорвана насыпь, маленькие мосты. На расстоянии 4.5 километра разрушена связь ( столбы спилили, провода порвали). При выполнении операции был пущен под откос немецкий бронепоезд и убито немецких солдат и офицеров 51 человек, много раненых. Станция Хмелево была разрушена и были захвачены документы и аппаратура. В результате проведенной операции на перегоне ст. Красный Рог и ст. Хмелево железная дорога в течение 5 дней не работала. Враг был вынужден бросить большие силы и 7 самолетов на борьбу с партизанами, а также мобилизовать местное население, свыше 4 тысяч солдат и 2 ж.-д батальона на восстановление линии.(6)

29 июня 1942. Железная дорога Брянск – Гомель разбита на участки, на которых действуют партизанские отряды. На участке Брянск – станция Палужье действует Выгоничский партизанский отряд. На участке ст. Палужье – Красный Рог действует Почепский партизанский отряд и на участке ст. Красный Рог – ж.-д. будка, что на реке Судость, действует Хомутовский партизанский отряд. Наряду с этим действуют мелкие диверсионные группы на участках Унеча – Почеп, Почеп – Красный Рог. 25 июня 1942 года отряд имени Лазо Выгоничского района в районе ст. Палужье обстрелял поезд где было выведено из строя большое количество гитлеровцев. По данным разведки движение на магистрали Гомель – Брянск определяется до14 пар поездов. Согласно указаниям приняты меры по разрушению железнодорожного полотна на магистрали Брянск – Гомель на перегонах Брянск – Пятилетка, Пятилетка – Палужье, Палужье – Выгоничи, Выгоничи – Бородино, Бородино – Пильшино, Пильшино – Красный Рог, Красный Рог – Почеп, Почеп – Жудилово, Жудилово – Унеча. На линию железной дороги направлено 6 партизанских отрядов и более 15 групп. Емлютин.(7)

10 сентября 1942. По указанию командования объединенных партизанских отрядов западных районов Орловской области, партизанские отряды Выгоничского района за первую декаду сентября нанесли чувствительный удар по ж.-д. коммуникациям противника, пустив под откос шесть воинских эшелонов и бронепоезд. При крушении противник понес потери только убитыми 1882 человек убитыми и больше 1000 ранеными. Нанесен материальный ущерб противнику в транспорте и военной технике.(8).

13 октября 1942г. доношу, что посланная мною 27 сентября на диверсии ж.-д. в Почепский район группа минеров под командованием тов. Кондратова в ночь на 3 октября 1942 пустила под откос воинский эшелон противника в районе Почеп – Витовка с живой силой  в составе 28 вагонов. Эта же группа  в ночь на 4 октября в районе Почеп – Витовка пустила под откос эшелон в составе 38 вагонов. Группа подрывников под командованием тов. Грибачева в ночь на 6 октября в районе Козарезовка – Почеп пустила под откос эшелон из 32 платформ с техникой. Этой же группой в ночь на 7 октября в районе Козарезовка – Почеп пущен под откос эшелон из 46 вагонов. Л.Б. Бляхман.(9)

5 ноября 1942 В ночь на 4 ноября 1942 года группой подрывников партизанского отряда им. Баумана под командованием тов. Ивакина в районе Выгоничи – Брянск на 29 километре пущен под откос воинский эшелон с живой силой, шедший по маршруту Гомель – Брянск. 4 ноября группой подрывников партизанского отряда им. Лазо под командованием тов. Мосина в районе ст. Выгоничи пущен под откос воинский эшелон с живой силой и техникой. 3 ноября группой подрывников партизанского отряда им. Баумана под командованием Каратеева в районе Синего моста (Палужье) пущен под откос воинский эшелон. Тарасов.(10)

На железной дороге Брянск Гомель проводили диверсии не только партизаны Брянщины но и  из соседней Украины и Белоруссии.

4 октября 1942. За время пребывания в Клетнянских лесах диверсионными группами соединения на железных дорогах Клинцы, Унеча, Брянск, Беленковичи пущено под откос 3 эшелона, уничтожено два моста. Федоров.(11)

Летом 1942 немцы, обеспокоенные положением на железной дороге Гомель – Брянск, предприняли против брянских партизан карательную экспедицию и партизанский отряд им. Дзержинского, сразу же оказался участником боев с карателями.(22)

До 17 сентября 1942 Иван Петров и остальные ребята из отряда им. Дзержинского занимались диверсионной работой на железной дороге Брянск – Гомель.(23)

На  Гомельской  дороге заминированной Сарычевым и Долгих 19 августа подорвался эшелон. Разбито 35 -40 вагонов.(24) Так действовали партизаны из Тульской области.

1943 год стал переломным в войне и не последнюю роль в этом сыграли партизаны проводившие грандиозные операции по разрушению тыла противника.

29 января 1943.Молодежь г. Брянска организует диверсии. Насыпает в двигатели песок, замораживает паровозы в депо. За зимние месяцы в Брянске заморожено 14 паровозов(2)

27 января 1943. Партизанским бригадам под командованием тов. Емлютина дан приказ вывести из строя на длительный период времени железную дорогу Унеча – Брянск.(12)

Для проведения подобных операций требовалось громадное количество взрывчатки и специалистов подрывников. И командование Красной армии знало об этих трудностях и шло на встречу партизанам, наладив регулярные поставки через партизанские  аэродромы.

8 февраля 1943. В практике взрыва мостов требуется значительное количество взрывчатки. Так например для взрыва выгоничских мостов через реку Десна 2 февраля потребовалось 950 кг. тола. Партизаны прибегают к пополнению запасов тола из трофейных снарядов, но это значительного эффекта не дает, т.к. отнимает много времени и дает ограниченное его количество. Противник в районе действия партизан запасов взрывчатки не держит из опасения захвата его партизанами. Рейтер.(13)

В ночь с 20 на 21 февраля между станциями Жудилово – Почеп взорвала 36 стыков рельсов на обоих путях, порвала телефонную связь на протяжении 1 километра. Железнодорожная линия не работала более недели. Отряд им. Ворошилова №1 в ночь на 8 марта 1943 разгромил гарнизон ж.д. станции Кресты (железная дорога Брянск – Почеп) . 1 марта бригадой им. Щорса на ж.-д. Гомель – Брянск пущен под откос эшелон противника.(14)

Одной из важнейших операций партизан в 1943 году стал взрыв «Голубого моста»8 марта 1943 в период подготовки гитлеровцами операции «Цитадель» на железнодорожной магистрали Гомель – Брянск партизаны бригад им. Щорса, им.Кравцова, «Смерть немецким оккупантам» и отряда им. Ворошилова под общим командованием Героя Советского Союза М.П. Ромашина взорвали «Голубой мост» через реку Десна у станции Выгоничи.(21)   Взорван  двухпутный железнодорожный мост длиной 290 метров через реку Десна на железнодорожной линии Брянск – Гомель. Движение поездов в течение марта месяца было приостановлено. Гарнизон в составе 350 солдат и офицеров был полностью уничтожен. Сейчас немцами восстановлен мост только на одном пути.(15)

14 марта 1943. Партизанская бригада им. Чапаева в ночь с 15 на 16 февраля 1943 на ж.-д. линии Брянск – Почеп взорвала 8 стыков рельсов, 10 телефонных столбов. Дорога не работала двое суток.

7 апреля 1943. Докладная записка Мглинского партизанского отряда. За 1942 – 1943 гг. партизанский отряд пустил под откос 21 немецкий эшелон. Кроме этого, отряд сжег и подорвал 3 моста на железной дороге Брянск – Гомель.(16)

Действия партизан не могли не обратить внимания. Со стороны оккупационных властей  предпринимались различные меры по предотвращению диверсий. Дорога усиленно охранялась немецкими войсками и подразделениями сателлитов – венграми и итальянцами. Выпиливался лес вдоль железнодорожного полотна. Обочины минировались. В городах издавались следующие распоряжения.

4 августа 1943. распоряжение бургомистра г. Брянска. Ходьба по путям по обоим сторонам рельсов на 500 метров запрещена под угрозой немедленного расстрела. Сообщение местным жителям, проживающим в местах около железных дорог, этому запрещению не подлежит. Хождению населения к запрещенным местам и обратно должно препятствоваться вооруженной силой.(3)

Но диверсии продолжались вплоть до освобождения. 4 августа 1943.

С 3 на 4 августа бригадой «За Родину»  в результате мощного удара по магистрали Брянск – Гомель, на протяжении 12 километров взорвано 1026 рельсов, взорван ж.-д. мост на реке Дубне длиной 12 метров, разбита и сожжена станция Жудилово на которой полностью уничтожены три эшелона с боеприпасами, горючим и техникой. Взорваны все стрелки и семафоры.(17)

28 сентября 1943. Докладная клинцовского отряда. 17 мая 1943 года диверсант Новиков минировал  ж.-д. Унеча – Сураж. Уничтожен эшелон. 5 августа 1943 диверсанты Бояков и Братков минировали ж.-д. Унеча – Сураж в результате взорван эшелон с боеприпасами.. 25 августа 1943 минер Новиков заложил мину на железной дороге Клинцы – Унеча. Уничтожен эшелон с зерном. 4 сентября 1943 взорван эшелон на ж.д. Унеча – Сураж.(19)

После освобождения Брянщины железная дорога Брянск – Гомель была восстановлена и стала одной из главных магистралей. Но, увы, разрушения были настолько велики, что восстановить ее в прежнем виде не удается до настоящего времени.

Источники:

Партизаны Брянщины. Сборник документов. Издание второе. Тула 1970.

  1. стр. 65
  2. стр. 97
  3. стр.103
  4. стр. 119 – 120
  5. 148
  6. 169 – 170
  7. 181 – 182
  8. 226
  9. 245 – 246
  10. 251
  11. 268
  12. 271
  13. 280
  14. 297 – 298
  15. 307
  16. 311
  17. 351
  18. 413
  19. 414

Ф. фон Бок. Я стоял у ворот Москвы. Военные дневники 1941 – 1945. Москва. «Яуза». 2006.

  1. стр. 285

Книга Памяти. Том 12. Брянск. 2003.

  1. стр. 241

Ты помнишь товарищ ? Сборник воспоминаний. Тула. 1966.

  1. стр. 13
  2. стр. 111
  3. стр. 112
Категория: Работы коллег | Добавил: unechamuzey (07.02.2017) | Автор:
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: