» » »

Великая Отечественная Война (часть 3)

Мероприятия по восстановлению работоспособности станции требовалось завершить в самые короткие сроки, поскольку фронт, застывший на реке Сож, готовился к началу крупной Гомельско-Речицкой операции и Унеча должна была стать ключевым транспортным узлом, находящимся в непосредственной близости от театра военных действий. И унечцы справились с поставленной задачей. В самое ближайшее время было восстановлено полотно и поезда пошли на запад – к фронту. Управление локомотивами осуществляли местные бригады машинистов. Нужно сказать, что поездка к линии фронта была очень опасным делом, т.к. составы время от времени подвергались немецким бомбардировкам.

Параллельно с восстановлением пути, началась работа по возведению и ремонту корпусов паровозного депо и вагонного участка. Мужских рук не хватало, поэтому зачастую тяжелую работу приходилось выполнять женщинам. В короткие сроки были запущены паровозное депо, вагонный участок и путевое хозяйство. На селе также закипела работа – колхозники начали постепенно восстанавливать свои хозяйства, сеять хлеб. Отметим, что унечцы восстанавливали не только хозяйство родного района. Многих по разнарядке отправляли работать в соседние районы.

Желая помочь фронту, унечцы собирали денежные средства для военных нужд. Более 200 тысяч рублей собрали только местные железнодорожники. Сельские жители отправили на фронт многие тысячи пудов хлеба и картофеля. Колхозники Павловского сельсовета добровольно собрали и передали для нужд фронта 98 тысяч рублей.

В городе успешно шла работа по восстановлению и ремонту жилых домов, объектов социального назначения, предприятий. В 1944 году в Унече уже работали птицекомбинат, маслозавод и некоторые другие предприятия.

В помещении клуба им. 1 Мая был организован временный тыловой госпиталь.

Более четырех с половиной тысяч жителей нашего района погибло в годы войны. Среди наших земляков, сражавшихся на полях Великой Отечественной, было немало по-настоящему героических людей.

Например, родившийся в 1912 году в деревне Товбозино, Савелий Дринь. Выходец из крестьянской семьи, рядовой Савелий Дринь служил в составе 740-го стрелкового полка 217-й стрелковой дивизии 48-й армии 1-го Белорусского фронта. В бою за поселок Святое Озеро Рогачевского района Гомельской области С. Дринь вместе с командиром роты бросился под вражеский «фердинанд», остановив ценой собственной жизни контратаку немцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года Савелию Дриню было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). С. Дринь был изначально похоронен в одном из сел Рогачевского района, но в 1957 году перезахоронен в братскую могилу в городе Рогачеве, который находится на севере Гомельской области. В Унече в память о земляке на Аллее Героев была установлена стела.

Герой Советского Союза Григорий Данилович Галутва родился 14 (27) декабря 1916 года в семье крестьянина в поселке Ново-Красный, недалеко от Унечи. Окончил 10 классов школы, после чего работал кондуктором автобуса. Осенью 1936 года был призван в Красную Армию, где служил командиром стрелкового отделения и ответственным секретарем бюро ВЛКСМ войсковой части № 5878 Белорусского военного округа. В 1938 году Г.Д. Галутва вступил в ВКП(б) и в декабре того же года был зачислен курсантом Ленинградского Краснознаменного пехотного училища, где в течение 8 месяцев обучался по специальности командира разведывательного подразделения. После этого группу курсантов училища, в которую попал и Г.Д. Галутво, направили на Дальний Восток, где разгорался советско-японский конфликт из-за вторжения японцев на территорию Монголии, с которой у СССР был заключен союзный договор.

Свое первое боевое крещение курсант Галутва получил в августе 1939 года в боях против японцев на реке Халхин-Гол, где он в составе 1-й армейской группы занимал должность помощника начальника спецподразделения. В боях на Дальнем Востоке Г.Д. Галутва, выбираясь из японского тыла, получил свое первое ранение и за проявленную в бою храбрость был удостоен ордена Красного Знамени. В училище Галутва больше так и не вернулся, оставшись служить в Забайкалье.

Великую Отечественную войну Г.Д. Галутва встретил в должности помощника начальника разведотдела штаба 2-го стрелкового корпуса Забайкальского фронта. Еще до этого, в феврале 1941 года он окончил разведывательные курсы Генштаба. В октябре 1942 года Г.Д. Галутве было присвоено очередное воинское звание старшего лейтенанта.

С апреля по июнь 1943 года Г.Д. Галутва обучался на курсах усовершенствования офицерского состава при военном факультете Ленинградского института иностранных языков.

В боевых действиях на полях Великой Отечественной войны Г.Д. Галутва участвовал с лета 1943 года. Сначала он служил адъютантом командира 76-й стрелковой дивизии 3-й резервной армии, которая в июле 1943 года вошла в состав Западного фронта. Затем, в августе сорок третьего Г.Д. Галутва был назначен начальником шифровальной группы штаба 76-й дивизии, которая в те дни участвовала в тяжелых боях под Ельней. После освобождения Ельни Г.Д. Галутва был назначен на должность командира батальона. Сначала временно, а спустя пару месяцев - постоянно.

Осенью 1943 года батальон старшего лейтенанта Г.Д. Галутвы участвовал в освобождении города Починок (освобожден в один день с Унечей – 23 сентября 1943 года), форсировал Сож, освобождал поселок Монастырщина и в начале октября 1943 года прорвался на территорию Могилевской области.

1 декабря 1943 года комбат Галутва был тяжело ранен в бою на подступах к реке Проня и эвакуирован в тыловой госпиталь во Владимире. Спустя 3 месяца, Г.Д. Галутва был снова в строю и отправился в 5-ю армию 3-го Белорусского фронта, где до июня 1944 года числился в офицерском резерве, а затем получил под командование 1-й стрелковый батальон 558-го стрелкового полка 159-й стрелковой дивизии.

В 20-х числах июня 1944 года батальон Галутвы в результате успешного прорыва перерезал стратегически важное шоссе Витебск-Орша и закрепился в данном районе. За успешно проведенную операцию приказом Главковерха 159-я дивизия стала именоваться «Витебской».

Впоследствии батальон под командованием Г.Д. Галутвы успешно выполнил задачу по форсированию реки Березина и к июлю 1944 года вступил на территорию Литвы, подойдя вплотную к ее столице Вильнюсу.

10 июля 1944 года комбат Галутва со своими бойцами прорвался в тыл соперника в районе литовского города Лентвариса, расположенного недалеко от Вильнюса, где уничтожил штаб немецкой дивизии. Во многом именно благодаря действиям батальона Галутвы операция по взятию Вильнюса была успешно завершена уже к 13 июля 1944 года.

15 июля 1944 командование дивизии выдвинуло подразделения 558-го стрелкового полка к Неману, поставив задачу перейти реку в районе села Пуни. К вечеру 15 июля 1944 года советские воины овладели этим прибрежным местечком, а ночью вблизи него на подручных средствах полк форсировал Неман. Первым на противоположный берег вышел стрелковый батальон старшего лейтенанта Г.Д. Галутвы. И именно на него обрушился первый и самый страшный удар противника. Но бойцы достойно отразили натиск немцев, подбив при этом две самоходки и четыре бронетранспортера, а затем сами перешли в атаку, обратив противника в бегство. К исходу 16 июля 1944 года на противоположном берегу Немана находились уже все полки 159-й стрелковой дивизии.

До конца месяца батальон Галутвы вел бои на подступах к крупному городу Каунасу, который был освобожден в последний день июля 1944 года.

В двухмесячных непрерывных боях дивизия понесла значительные потери в личном составе. Многие роты и батареи насчитывали по 20-30 человек. И все же они нашли в себе силы, чтобы продолжить наступление. Первым из подразделений дивизии к восточно-прусской границе в районе Кудиркос-Науместиса (совр. Шакяйский район Литвы) вышел 558-й полк. На главном направлении наступал батальон Г.Д. Галутвы. Это он, взаимодействуя с левофланговым полком соседней дивизии, выбил гитлеровцев из приграничного местечка Войтьешки (Войтишки). Его же бойцы совместно с полковой артиллерией и самоходными установками отразили контратаку 27 танков и двух батальонов пехоты, уничтожив десятки гитлеровцев и 19 танков. Вскоре после этого боя в первой половине дня 17 августа 1944 года батальон отважного комбата Г.Д. Галутвы достиг границы Восточной Пруссии. К вечеру туда вышли и остальные части дивизии. После завершения этой операции Г.Д. Галутва был представлен к званию Героя Советского Союза, а также ему было присвоено воинское звание капитана.

До января 1945 года батальон Г.Д. Галутвы готовился к началу масштабной Восточно-Прусской операции. За это время комбат успел получить ранение, месяц провел в медсанбате и в ноябре 1944 года вернулся к своим бойцам.

В январе 1945 года капитану Г.Д. Галутве было досрочно присвоено воинское звание майора.

13 января 1945 года батальон Галутвы в составе 159-й дивизии участвовал в наступлении советских войск в Восточной Пруссии. При участии батальона к 17 января 1945 года был взят город Радшен (совр. поселок Весново Калининградской обл.) и тем самым прорван мощный рубеж гумбинненской обороны немцев (от названия г. Гумбиннен – совр. г. Гусев Калининградской обл.). За эту операцию майор Галутва был удостоен ордена Красного Знамени.

18 января 1945 года батальон Галутвы продолжил наступать в направлении Инстербурга (совр. Черняховск). Во время одной из атак комбат получил тяжелое ранение и был эвакуирован в тыл. Ранение оказалось настолько серьезным, что воевать майору Галутве больше не пришлось. День Победы он встретил в госпитале.

24 марта 1945 года за героизм, отвагу, смелые и решительные действия, проявленные в ходе военных действий летом 1944 года, Григорию Даниловичу Галутве было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.

Осенью 1945 года, после выписки из госпиталя, Г.Д. Галутва был демобилизован. С этого времени начался новый, мирный этап его жизни.

После войны Г.Д. Галутва окончил Московский государственный педагогический институт имени Ленина и Академию внешней торговли. Более 25 лет работал в системе внешторга СССР. С 1977 года на пенсии. Жил в Москве.

Г.Д. Галутва прожил долгую жизнь и умер 24 ноября 2002 года. Похоронен в городе Дедовске Истринского района Московской области. В Унече в память о выдающемся земляке на Аллее Героев была установлена стела.

Никифор Прокофьевич Усов родился 23 мая 1922 года в поселке Первомайский Аленовского сельсовета в семье крестьянина. С 1941 года в Красной Армии. В 615-м стрелковом полку (167 стрелковая дивизия 38-я армия, Воронежский фронт) занимал должность помощника командира взвода связи. Никифор Усов отличился в боях близ Киева в 1943 году, когда он вместе со своим подразделением бойцов-связистов вброд перешел по ледяной воде Днепра на островок Песчаный севернее украинской столицы и соединил штаб дивизии с пунктом корректировки артогня, что позволило вести точный и эффективный обстрел немецких позиций. За образцовое выполнение боевой задачи старший сержант Усов был награжден званием Героя Советского Союза. В 1946 году Усов закончил Киевское военное училище связи. В послевоенные годы Усов нес службу на границе с Чехословакией, а затем был командирован в Абхазскую АССР, где участвовал в строительстве мостов через реки Бзыбь и Гумисту. Усов служил в армии до 1956 года, после чего в звании старшего лейтенанта был уволен в запас. После увольнения Усов в 1969 году окончил Сухумский педагогический институт, потом некоторое время работал преподавателем истории в школе №10 города Сухуми, а затем, вплоть до самой смерти занимал должность председателя ДОСААФ Абхазии. Никифор Прокофьевич Усов умер 23 февраля 1992 года и был похоронен на «Маякском» кладбище города Сухуми.

Прославленный летчик, Герой Советского Союза, гвардии лейтенант Игорь Емельянович Середа родился 25 августа 1921 года в Москве в семье железнодорожника. Спустя некоторое время его семья переехала в Унечу, где Игорь Середа провел свои детство и юность, окончив в нашем городе школу №41. Интерес к летному делу обозначился у него еще в юные годы. Известно, что свои первые шаги в небо Середа сделал на летном поле аэроклуба ОСОАВИАХИМа в Бежице (ныне Бежицкий район город Брянска).

В 1938 году Середа был призван на службу в армию. В 1939 году окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище, затем служил техником в одной из авиачастей.

На фронтах Великой Отечественной войны авиатехник Середа воевал с июня 1941 года. Его авиаполк располагался вблизи западной границы СССР и с началом немецкого вторжения был вынужден отступать на восток. В тылу авиаполк был расформирован и до 1943 года Середа в боевых действиях участия не принимал.

В 1943 году И.Е. Середа закончил Вязниковскую военно-авиационную школу пилотов и вскоре сбылась его мечта – он стал военным летчиком-истребителем. В короткие сроки Середа освоил самолет Ла-5 и в апреле 1943 года был направлен в 240-й истребительный полк, входивший в состав Степного фронта. В 1944 году этот полк был переименовал в 178-й.

В период войны Середа был командиром звена 178-го гвардейского истребительного авиационного полка (14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). Сражался в небе на Курской дуге, в районе Белгорода, Харькова и Днепра. Участвовал в Корсунь-Шевченковской операции. В районе Южного Буга Середа участвовал в воздушном бою в одном звене с легендарным советским асом Иваном Кожедубом, которого не без оснований считал своим другом. Середа воевал в небе над Молдавией, Румынией и Венгрией. Закончил войну в Чехословакии.

Гвардии лейтенант Середа совершил 159 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил 17 самолетов противника. 5 июня 1944 года, всего за один день Середа сбил сразу три немецких самолета. На фюзеляже самолета Игоря Середы красовались не только пятиконечные звездочки по количеству сбитых немецких самолетов, но и голова орла.

В 1944 году И.Е. Середа вступил в ВКП(б).

Звание Героя Советского Союза было присвоено ему Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 мая 1946 года с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Среди наград героя также три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Отечественной войны 2-й степени.

С 1948 года капитан Середа в запасе. После войны он вернулся к родителям в Унечу, здесь встретил свою вторую половину, женился, и затем несколько лет жил и работал в нашем городе.

Во второй половине 50-х годов Середа переехал на постоянное место жительства в Кишинев, где жил и трудился до самой смерти. Будучи инвалидом второй группы, И.Е. Середа плодотворно занимался литературной деятельностью. Среди его книг известны такие произведения как «О вас, боевые друзья», «Между двух зорь», «Группа «Меч» и др. Активно сотрудничал с прессой, был внештатным сотрудником нескольких молдавских газет. Некоторое время работал в ДОСААФ Фрунзенского района Кишинева. В 1983 году за активную общественную деятельность Игорь Середа был награжден орденом «Дружбы народов».

И.Е. Середа скончался 6 октября 1988 года. Похоронен в молдавской столице. В Унече память об И.Е. Середе увековечена стелой на Аллее Героев и мемориальной табличкой на его родной школе.

Герой Советского Союза, Афанасий Иванович Фокин (1907-1953) - уроженец деревни Добрынь (ныне Климовский район Брянской области), сын жудиловского путевого обходчика, летчик минно-торпедной авиации. В 1927 году вступил в ВКП(б). На службе в военной морской авиации с 1933 года, окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Участвовал в советско-финской войне. Великую Отечественную Фокин встретил в июне 1941 года в должности помощника командира 4-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота в звании младшего лейтенанта. С первых дней войны принимал участие в боевых вылетах. В августе 1941 года старший лейтенант А.И. Фокин в составе авиагруппы особого назначения совершил несколько вылетов на бомбардировку Берлина. В самом первом вылете экипаж Фокина до Берлина не дотянул, отбомбившись на город Штеттин (совр. Щецин в Польше), зато в двух последующих Фокин сбрасывал бомбы уже на германскую столицу. После этих бомбардировок, 9 августа 1941 года Лондонское телеграфное агентство сообщало:

«Немцы пытались скрыть факт бомбардировки Берлина советскими самолетами, но потом вынуждены были этот факт признать. Берлинцы, которых в свое время уверяли в том, что их городу не грозит опасность воздушного нападения, теперь знают, что столица уязвима для налетов как английской, так и советской авиации. Это весьма важный психологический фактор, который окажет большое влияние на моральное состояние немцев».

Весной 1942 года Фокин был переведен в 36-й минно-торпедный авиаполк Черноморского флота, где служил в должности командира эскадрильи. В 1943 году в румынском порту Констанца Фокин лично торпедировал и потопил вражеский транспорт водоизмещением 10 тысяч тонн. Это был тот самый знаменитый дневной авианалет на Констанцу 28 сентября 1943 года, в котором участвовала специально отобранная группа из лучших бомбардировщиков Черноморского флота. Несколько экипажей не вернулись с этого задания. В их числе был и экипаж Шики Абрамовича Корданского, который, после того, как его самолет был подбит, геройски направил его прямо на палубу немецкого корабля. По непонятным причинам звание Героя Советского Союза Ш.А. Корданскому было присвоено лишь спустя 47 лет – в 1990 году. Самолет под командованием другого отважного летчика - В.М. Левашова, упал прямо в воду возле пляжа. Сегодня в Морском музее Констанцы хранятся некоторые части этого самолета.

Экипажу Фокина при налете на Констанцу чудом удалось уцелеть.

В послужном списке Фокина значится также несколько потопленных в Черном море вражеских транспортов, сторожевых кораблей и пущенная на дно десантная баржа. 16 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР А.И. Фокину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С июня 1944 года полк, в котором служил Фокин, воевал в Заполярье, где участвовал в Петсамо-Киркенесской операции, в ходе которой советские войска Карельского фронта во взаимодействии с Северным флотом прорвали оборону немецкой 20-й горной армии, освободив Петсамо (совр. Печенга Мурманской обл.) и северные районы Норвегии. К этому времени А.И. Фокин носил уже майорские звезды, а вскоре его назначили командовать 9-м гвардейским минно-торпедным авиаполком Северного флота. После окончания Великой Отечественной войны А.И. Фокин в составе Тихоокеанского флота участвовал в советско-японской войне. После войны некоторое время служил на Черноморском флоте в должности командира отдельной перегоночной эскадрильи. После продолжил службу на Тихоокеанском флоте, где дослужился до звания полковника, на правах инспектора-летчика занимался боевой подготовкой кадров авиации ВМС. Подразделение, в котором служил Фокин (предположительно, это был 105-й авиакорпус 5-го ВМФ) дислоцировалось в Порт-Артуре (совр. Люйшунь в Китае). В январе 1953 года А.И. Фокин предположительно погиб вместе с экипажем при выполнении ночного разведывательного полета на реактивном бомбардировщике Ил-28 над Желтым морем.

Достоверные обстоятельства гибели полковника Фокина неизвестны до сих пор. После того, как 14 января 1953 года Ил-28 под командованием Фокина не вернулся на свой аэродром Хоусаньдавань, были организованы его поиски. Однако, каких либо следов самолета и экипажа обнаружить не удалось. В качестве одной из вероятных версий случившегося считается столкновение самолета с водной поверхностью в условиях ограниченной видимости. Также рассматривается версия о том, что Ил-28 полковника Фокина был сбит ночным истребителем ВМС США F3D «Skynight», пилотируемым майором Элсвином Данном, который отрапортовал об уничтожении 13 января 1953 года советского истребителя МиГ-15, при этом, в условиях темноты вполне мог перепутать его с Ил-28. Напомним, что на тот момент между Северной Кореей и Южной Кореей шла война, в которой принимали участие советские и американские военно-воздушные силы и акватория Желтого моря регулярно патрулировалась боевыми самолетами. Однако, по официальным данным ВВС СССР, в этот день истребительные полки советской авиации, дислоцирующиеся в Китае, потерь не имели.

Помимо Звезды Героя, А.И. Фокин был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Александра Невского, Красной Звезды, различными медалями. В память о земляке в Унече на Аллее Героев установлена стела.

Помимо А.И. Фокина и И.Е. Середы известны имена и других военных летчиков – уроженцев Унечи. Так, штурман 47-го гвардейского Борисовского авиаполка дальней разведки Абрам Наумович Голубов погиб 11 апреля 1943 года в воздушной катастрофе.

Командир звена 979-го истребительного Волковысского авиаполка, уроженец 1916 года, лейтенант Тимофей Прокофьевич Коржов погиб 13 октября 1942 года в воздушном бою. Известно, что полк Т.П. Коржова с сентября 1942 года действовал в составе 229 истребительной авиадивизии 4-й Воздушной армии Закавказского фронта.

Многие наши земляки участвовали и в завершающей стадии Великой Отечественной войны, когда советские войска вели бои в самом сердце третьего рейха. Так, Николай Николаевич Тимченко, участник операции по взятию Берлина, участвовал в знаменитом штурме Зееловских высот.

Двумя орденами Красной Звезды, многочисленными медалями, среди которых есть и «За взятие Берлина», награжден другой наш земляк – Иван Прокофьевич Оснач, родившийся в 1925 году в деревне Камень Стародубского уезда.

«На всю жизнь остались в моей памяти ожесточенные бои за освобождение Кенигсберга. Наши бойцы, проявляя массовый героизм, освобождали город от полчищ фашистов. Рота, в которой воевал я, вступила в предместье Кенигсберга. Особо отличившихся бойцов, в том числе и меня, командование наградило Орденом Красной Звезды. Наши войска подходили к польской границе, но противник основательно укрепился на подступах к ней. Мы сосредоточили наши силы на прорыв обороны противника. Во время этого ожесточенного боя произошел памятный для меня случай: я встретился со своим отцом. С ним мы узнали печальную весть о смерти матери…» - вспоминал И.П. Оснач.

Тогда он еще не мог предположить, что виделся со своим отцом в последний раз. Прокофий Оснач погиб при освобождении города Ружан на востоке Польши.

И.П. Оснач известен и как почетный труженик железной дороги – более 40 лет он проработал в вагонном депо на станции Унеча.

15 августа 1919 года в деревне Брянкустичи в крестьянской семье родился Иван Яковлевич Холощак (1919-2002). В довоенные годы он окончил 7 классов школы, работал пчеловодом в местном колхозе. В 1939 году И.Я. Холощак был призван в армию, где служил сначала курсантом, а затем командиром отделения полковой школы 31-го Пугачевского стрелкового полка 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, которая получила свое наименование в связи с тем, что в годы гражданской войны ее возглавлял легендарный В.И. Чапаев (1887-1919). В 1940 году в составе этой дивизии Холощак участвовал в операции по возвращению в состав СССР Бессарабии, аннексированной в 1918 году Румынией. Советское правительство не признавало захвата Бессарабии и 26 июня 1940 года обратилось к румынскому правительству с нотой, в которой предлагало возвратить регион, а также передать СССР северную часть Буковины. Итогом борьбы за Бессарабию стала передача ее в состав СССР (с согласия Германии, подтвержденного секретными протоколами к пакту Молотова-Риббентропа). В результате 2 августа 1940 года на большей части Бессарабии была образована Молдавская ССР, а южные бессарабские уезды - Измаильский, Аккерманский, а также северный Хотинский уезд были присоединены к Украинской ССР. После окончания операции 25-я дивизия была расквартирована в городе Рени Одесской области, на границе с Румынией.

На фронтах Великой Отечественной войны И.Я. Холощак сражался с самого первого ее дня. Участвовал в боях на Южном, Крымском, Центральном, 1-м Украинском фронтах. В 1943 году окончил курсы подготовки среднего политсостава и в том же году вступил в ВКП(б).

В списке боевых заслуг И.Я. Холощака значатся оборонительные бои на Пруте и Днестре, защита Одессы и Севастополя, Курская битва, форсирование Днепра.

Во время обороны Севастополя, Холощак в апреле 1942 года получил тяжелое ранение и был эвакуирован в тыловой госпиталь, где долго лечился, вернувшись в строй лишь спустя год с небольшим.

В боях под городом Рыльском, в сентябре 1943 года батальону 383-го стрелкового полка 121-й Рыльской стрелковой дивизии 60-й армии, в котором И.Я. Холощак служил комсоргом, был отдан приказ форсировать реку Сейм. Под ураганным огнем противника бойцам удалось перебраться на другой берег, где погиб командир одной из рот. Всю ответственность за судьбу боя взял на себя И.Я. Холощак. В стремительной атаке под его командованием было взято село Высколь. Сам Холощак получил в этом бою ранение и попал в медсанбат. Но спустя 20 дней лейтенант Холощак снова был в строю.

В конце сентября 1943 года лейтенант И.Я. Холощак вновь отличился в бою при форсировании Днепра, когда во главе отряда переправился на речной остров, а оттуда со своими бойцами - на правый берег Днепра в районе села Глебовка Вышгородского района Киевской области. Захватив плацдарм, советские воины удерживали его до подхода батальона.

17 октября 1943 года за проявленный героизм и мужество И.Я. Холощак был удостоен звания Героя Советского Союза. Но получить Звезду он смог лишь в следующем году, т.к. в ноябре 1943 года в бою под Фастовом получил очередное тяжелое ранение и был отправлен в госпиталь. И.Я. Холощак залечивал раны до конца 1944 года и на фронт больше не вернулся. С 1948 года – в запасе.

После войны И.Я. Холощак приехал в Унечу, где работал секретарем райкома комсомола, директором птицекомбината. А затем переехал в Орел, где трудился в управлении «Вторчермета». И.Я. Холощак умер 27 мая 2002 года. Похоронен в Орле на Лужковском кладбище. В память об И.Я. Холощаке в Унече установлена стела на Аллее Героев.

Уроженец Погарского района Федор Федорович Зеленский был выпускником Унечской железнодорожной школы ФЗУ (ныне – ПУ-6). В 1937-1941 годах он работал в вагонном участке станции Унеча, откуда и ушел на фронт. В боях на Сандомирском плацдарме летом 1944 года командир минометной батареи Ф. Зеленский лично уничтожил несколько танков противника. 23 сентября 1944 года Ф.Ф. Зеленский был удостоен звания Героя Советского Союза за форсирование реки Висла и стойкость минометной батареи, которой он командовал. После войны Ф.Ф. Зеленский жил и работал в Погаре. Сегодня перед входом в унечское вагонное депо в память о Герое установлена мемориальная доска с его фотографией.

Еще один унечский вагонник, удостоившийся высокого звания - Петр Александрович Ермаков (1914-1969) – уроженец деревни Слобода (по другим данным – деревни Старая Рудня), выпускник Унечского железнодорожного училища, поездной вагонный мастер паровозной колонны № 7 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. В 11 лет П.А. Ермаков остался сиротой и жил у чужих людей. В 1932 году он был направлен на учебу в Унечскую школу ФЗУ. После ее окончания работал осмотрщиком-автоматчиком в вагонном депо станции Унеча. В 1936 году стал мастером по автотормозам. В этом же году его призвали в армию. Службу Ермаков проходил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. После демобилизации вернулся в Унечу и продолжил работать мастером вагонного депо. С началом Великой Отечественной войны продолжал обслуживать шедшие через Унечу поезда. Лишь за несколько дней до оккупации города Ермаков покинул Унечу и вместе с другими эвакуированными добрался до Актюбинска, где также выполнял обязанности поездного вагонного мастера. Через Актюбинск шли составы из Ташкента и Кзыл-Орды в Орск и Оренбург для уральских заводов, а к Ершову и Саратову - эшелоны для фронта, поэтому работы хватало. Весной 1942 года Ермаков был зачислен поездным вагонным мастером в формируемую паровозную колонну № 7 особого резерва Наркомата путей сообщения. Колонну после формирования, как воинское подразделение, сперва направили на Урал. Выполнив задание на Урале, 30 паровозов 7-й колонны с воинскими составами прибыли на станции Валуйки и Лиски как раз в тот момент, когда немцы, окружив часть войск Юго-Западного фронта под Харьковом, рвались к Дону и Волге. В указанном районе 7-я колонна обеспечивала подвоз войск и вооружения для Воронежского и Юго-Западного фронтов. Во время нахождения одного из эшелонов на станции Старый Оскол, начался налет немецких бомбардировщиков. В результате бомбежки загорелись хвостовые вагоны эшелона с боеприпасами, который сопровождала бригада Ермакова. Не обращая внимания на обожженные руки и лицо, горевшую одежду, Ермаков сумел отцепить пылающие вагоны с боезапасом. Затем руками перевел стрелку, для того, чтобы вывести состав на перегон. Когда вернулся к паровозу, обнаружил что в живых из членов локомотивной бригады никого не осталось. Поднявшись в будку, Ермаков привел локомотив в движение и тем самым спас состав от уничтожения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года поездному вагонному мастеру колонны особого резерва П.А. Ермакову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. После войны П.А. Ермаков окончил железнодорожный институт и долгие годы работал на различных должностях по основной специальности, в том числе и в Германской Демократической Республике. В 50-х годах П.А. Ермакова перевели на работу в Горький, где он до конца своих дней трудился сначала начальником вагонного депо, а затем в аппарате Горьковского отделения железной дороги. Скончался П.В. Ермаков 19 марта 1969 года и был похоронен в Горьком (совр. Нижний Новгород). В его память рядом с проходной унечского вагонного депо установлена мемориальная табличка, а на территории самого депо – памятник П.А. Ермакову.

Перед войной на станции Унеча долгие годы работал железнодорожник Емельян Игнатьевич Барыкин. С началом войны он, не успев эвакуироваться на восток, ушел в партизаны. В годы оккупации уроженец Комаричского района Емельян Барыкин работал секретарем Гомельского подпольного горкома партии, был начальником штаба Гомельского партизанского соединения. С августа 1941 года по лето 1942 года партизаны Барыкина разгромили несколько вражеских гарнизонов, подорвали мост через реку Вить, устроили множество засад на шоссейных дорогах, уничтожив десятки автомашин и обозов. 6-7 августа 1942 года Барыкин возглавил налет на гитлеровское «осиное гнездо» - гарнизон в деревне Борщевка. В ходе боя было уничтожено до 150 оккупантов, захвачены большие трофеи. 17 ноября 1943 года Барыкин возглавил одну из партизанских бригад при захвате переправы через реку Березину у деревни Горваль. Гитлеровцы построили паром, навели переправу для отступающих войск. В результате молниеносного штурма нескольких бригад партизаны захватили в Горвале не только паром и переправу, но и технику, собиравшуюся переправиться на западный берег. Гитлеровцы кинули большие силы для того, чтобы вернуть переправу, но партизаны под руководством Барыкина создали крепкую оборону и 3 дня удерживали ее. 20 ноября 1943 года по сохраненной партизанами горвальской переправе на западный берег перебирались уже советские войска. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года полковнику Барыкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны Барыкин жил и работал в Гомеле. Умер 25 марта 1951 года. Похоронен в Гомеле в мемориальном сквере у площади Труда.

С 1935 по 1938 годы в депо на станции Унеча помощником машиниста, а затем машинистом работал уроженец Сновска, Герой Социалистического Труда Константин Никифорович Мышастый (1910-1955), который в годы войны водил локомотивы в составе паровозной колонны особого резерва № 4 Наркомата путей сообщения. В период работы в Унече К.Н. Мышастый одним из первых на Белорусской железной дороге освоил кривоносовские методы скоростного вождения поездов и в 1938 году был переведен в депо станции Жлобин с более интенсивным движением.

В 1920 году в Найтоповичах в семье крестьянина родился Петр Никифорович Дураченко. Окончил 7 классов школы, затем работал в колхозе и стрелочником на станции. В 1940 году был призван в армию. На фронтах Великой Отечественной с июня 1941 года П.Н. Дураченко сражался в артиллерийских войсках. Командир расчета 45-мм орудия 220-го стрелкового полка (4-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт) сержант П.Н. Дураченко, 27 апреля 1944 года в бою за деревню Ставек (в 15 км. юго-западнее города Ковель), ведя прицельный огонь, помог стрелковому подразделению отразить контратаку противника, уничтожил при этом крупнокалиберный пулемет и до 15 гитлеровцев. При отходе подразделения, под вражеским огнем эвакуировал орудие и раненого офицера с поля боя. За этот подвиг 22 мая 1944 года П.Н. Дураченко был награжден орденом Славы 3 степени. 30-31 июля 1944 года расчет П.Н. Дураченко успешно переправился через реку Висла, затем в боях за плацдарм в районе деревни Калишаны (в 4 км. южнее города Солец, Польша) стойко отражал контратаки противника, разбил 3 дзота, похоронив в них более 10 вражеских солдат, и подавил 2 пулемета. 8 октября 1944 года П.Н. Дураченко получил свой второй орден Славы 2 степени. И наконец, 19 апреля 1945 года при штурме высоты 54.2 (левый берег реки Одер в районе Франкфурта) старший сержант Дураченко во главе расчета подавил несколько пулеметных точек и уничтожил более 10 гитлеровцев, что помогло стрелковой роте захватить опорный пункт. В последнем бою прямым попаданием разбил крупнокалиберный пулемет. Свой третий орден Славы 1 степени Дураченко получил 15 мая 1946 года. Помимо этого, П.Н. Дураченко был награжден орденом Отечественной войны 1 и 2 степени, орденом Красной Звезды, различными медалями. В 1946 году П.Н. Дураченко был демобилизован, вернулся в родное село, трудился в колхозе. После обучения в школе машинистов и железнодорожном техникуме работал машинистом тепловоза на станции Унеча. П.Н. Дураченко прожил долгую жизнь и скончался 28 февраля 1988 года.

Дважды лауреатами ордена Славы становились Н.И. Аксененко, Н.К. Головинский, С.И. Куриленко, А.Е. Лукьяненко, Ф.И. Шималин, П.И. Шерстюк. Жители Унечского района И.В. Соколов, П.А. Акимов, Н.Р. Ноздря, Т.А. Рубанов принимали участие в историческом Параде Победы на Красной площади. Житель нашего города Михаил Федорович Фомин, прошедший с боями через Орловско-Курскую дугу, Белоруссию, Польшу и Пруссию, за заслуги в годы Великой Отечественной войны был награжден медалями «За отвагу», орденом Отечественной войны 1-й степени, Орденом Красной Звезды, медалью «За взятие Кенигсберга».

Еще один фронтовик, Григорий Ефимович Ткачев родился в Мглинском районе в крестьянской семье. В 1939 году приехал в Унечу, где поступил в школу ФЗУ. Получил специальность слесаря по ремонту вагонов. В 17 лет уже работал в депо. После начала войны, в августе 1941 года с группой вагонников Ткачев поехал в Москву на строительство окружной железной дороги. Оттуда его направили на Урал осмотрщиком вагонов. В 1942 году был призван в армию, где, после окончания курсов радистов направлен в мотострелковый полк. Участвовал в жестоких боях под Ельцом, где вместе со своей частью выходил из вражеского окружения. В 1943 году принимал непосредственное участие в боях на Курской дуге. Демобилизовался в 1947 году. Вернувшись к мирной жизни, продолжил заниматься любимым делом. До самой пенсии Г.Е. Ткачев работал в Унечском вагонном депо. После ухода на заслуженный отдых был избран председателем совета ветеранов депо.

Уроженец деревни Борознино, Федор Елисеевич Сарокваша, в августе 1941 года был призван в армию в возрасте 18 лет. Прошел всю войну до самого победного конца. В послужном списке Ф.Е. Сарокваши значится участие в Курской и Сталинградской битвах. После войны Ф.Е. Сарокваша жил в Карелии, трудился в органах внутренних дел. Награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Великой Отечественной войны, медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу под Сталинградом», «За Курскую битву», «За Победу над Германией».

Осенью 1943 года фронт застыл на рубеже Орловской и Гомельской областей. Советское командование готовилось к началу Гомельско-Речицкой операции, в связи с чем в район будущих боев стягивались дополнительные силы. В частности, в октябре 1943 года на станции Унеча временно дислоцировалась 172 стрелковая дивизия, входившая в состав 95 стрелкового корпуса 70-й армии. В ноябре 1943 года эта дивизия вступил в бои в рамках Гомельско-Речицкой наступательной операции.

В середине октября 1943 года северо-восточнее Унечи некоторое время базировалась 89-я танковая бригада.

Выход советских войск в восточные районы Белоруссии заставил немцев сосредоточить здесь значительные силы. Для Красной Армии трудность предстоящих боев многократно усиливалась тяжелым рельефом местности, т.к. юго-восток Белоруссии - это сложная система рек, озер и непроходимых болот.

Гомельско-Речицкая операция началась в ноябре 1943 года.

Советские энциклопедии не очень широко освещали осенне-зимние бои 1943-1944 годов в Восточной Белоруссии, предпочитая акцентировать внимание на победоносном этапе лета 1944 года. Объясняется это, видимо тем, что в результате неудачной и неподготовленный операции по освобождению востока Беларуси тысячи и тысячи советских бойцов остались лежать в штабелях братских могил с указанием ряда и порядкового номера. Среди них, как мы уже говорили – огромное количество наших земляков, призванных осенью 1943 года.

В рассматриваемый временной период произошло последнее изменение в административно-территориальном статусе нашего региона. 5 июля 1944 года из состава Орловщины вышла вся ее западная часть, из которой была образована самостоятельная Брянская область, остающаяся с тех пор и по настоящее время в неизменных территориальных границах.

9 мая 1945 года завершилась Великая Отечественная война. Ни до, ни после нее человечество не знало таких страшных и кровопролитных войн…

Самый известный в нашем городе монумент в память о Великой Отечественной войне находится в центре города на улице Октябрьской. Это танк, водруженный на постамент в 1974 году к 30-й годовщине Победы. На танк нанесли номер 30 – тот самый, который был на машине подполковника Воронкова, танкисты которого освобождали Унечу в 1943 году. На закладке первого камня постамента в 1975 году присутствовали командир 197-й стрелковой дивизии Ф.С. Даниловский, старший лейтенант В.В. Пурвинский, Вера Соловьева. У подножия постамента горит вечный огонь в память о погибших защитниках Родины.

Также в Унече имеется братское захоронение 117 советских воинов, расположенное на центральном городском кладбище. Там же – могилы партизанов 4-й Клетнянской бригады «За Родину» В.Г. Серенкова, К.И. Сидоренко, Л.Д, Митина, погибших в 1943 году и подпольщика Е.В. Мосина.

В южной части города, ранее бывшей поселком Белец, расположена братская могила 6 советских воинов, в том же районе – могила воина-зенитчика, лейтенанта Николая Ткаченко.

Множество братских могил разбросано по деревням и селам Унечского района. В селе Староселье – могила командира батальона А. Улезко. На заброшенном и нежилом ныне хуторе Снежинка, что недалеко от Найтопович, находится могила четырех неизвестных солдат 169-го стрелкового полка, погибших здесь в одном из боев в сентябре 1943 года. В Писаревке – братская могила 24 советских воинов. На кладбище деревни Займище имеется захоронение останков неизвестных воинов 11-й армии, погибших в 1941 году. Братская могила 24 советских воинов-танкистов, погибших в августе 1941 года, имеется в селе Рюхово. Среди захороненных в Рюхове, известно лишь одно имя. Это Иван Васильевич Черкасов. Памятник на этой братской могиле был установлен ориентировочно в шестидесятых годах прошлого века.

На кладбище поселка Иванов расположена братская могила четырех неизвестных партизан. На кладбище деревни Коржовка покоятся советские воины Бондаренко Иван Антонович, младший лейтенант Гавриленко Александр Константинович, рядовой Рехтзамер Алексей Семенович, рядовой Соколов Николай Фомич. Братские могилы советских солдат есть также в Лыщичах, Аленовке, Добрике, Нежданове, Брянкустичах, Березино, Василевке, Ельне, Красновичах, Новых Ивайтенках, Найтоповичах, Жудилове, Павловке, Пучковке, Рюхове, Рябовке, Староселье, Шапочке, а также в районе фабрики вторсырья в Унече. В Унече и населенных пунктах района также установлены многочисленные памятники погибшим воинам.

Количество без вести пропавших в годы войны солдат даже сложно себе представить. Огромное множество унечских семей до сих пор ничего не знают о судьбе ушедших на фронт родственников.

Категория: История Унечского района | Добавил: unechamuzey (01.12.2017) | Автор:
Просмотров: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: