» » »

Голик Н.А. Театральная жизнь Унечи начала 20 века.

Моя работа построена на воспоминаниях жителей Унечи начала века, архивных документах  этого периода,  а также анализе музейной коллекции театральных афиш с 1908 по 1929гг, которая составляет около 80 штук.

Конечно, работа  не претендует на исчерпывающее исследование по данной теме, т.к. сохранившиеся афиши Унечского театра однозначно являются лишь частью существовавших  в этот период программ.

Для начала посмотрим, что же представляла собой Унеча в начале 20 века.

По воспоминаниям жителя Унечи  Евсея Гурвича, 1885г.р., к началу века на Унече было два предприятия, где было занято 12 человек, железнодорожное депо, товарный двор «пакгауз» и пассажирский вокзал. Был в Унече также фельдшерский пункт, почта.

Основными занятиями унечцев, кроме работы на железной дороге, были обслуживание товарных потоков, извоз, экспедиторство, содержание гостиниц…

Была в Унече маленькая деревянная синагога, влачившая жалкое существование. При синагоге работала духовная школа для детей-евреев (хедер). В то время в Унече было около двух сотен жителей.

Жили бедно. У кого был огород, тот кормился картошкой, капустой.

Промышленность в Унече представляли стружечный завод Блантера, мельница и маслобойня Осмоловского, пенькотрепальня Попова.

Из воспоминаний Гурвича Е.А.: «Постепенно вокруг станционных зданий стал разрастаться маленький поселок,  и к началу революции здесь было около 100 домов и 700 человек жителей. Население Унечи значительно увеличилось за счет беженцев из Зап. Белоруссии».

А вот что вспоминает житель Унечи  Л.Г. Кокотов: «В годы моего детства это был убогий поселок со своими не просыхающими лужами, с кривобокими домишками, с огромной грязной базарной площадью, на которой горбатились подслеповатые лавчонки, от которых разносился неистребимый запах дегтя, керосина, ржавой селедки.

В моей памяти удержались больше всего черты нищеты и убожества моего родного поселка».

И вот в этом убогом в бытовом отношении поселке возник театр!

Создателем театра,  его многолетним  руководителем был  Николай Георгиевич Соколов.

Из архивной справки: «… Николай Георгиевич Соколов. Начальник депо, коллежский секретарь, православный, 1864 г.р., дворянин, образование техническое, ж\д училище, в должности с 1 августа 1897 г.,  в чине с 3 января 1899г…»

К сожалению,  хорошего образования детям в Унече дать было нельзя. т.к. существовала только трехгодичная ж\д школа, поэтому более обеспеченные жители станции отдавали своих детей на учебу в Стародубскую гимназию, которая имела славные культурные традиции. Дети Соколова как раз и обучались в этой гимназии.

В 1908 году там силами учащихся был поставлен спектакль по комедии Гоголя «Женитьба», где в т.ч. был задействован ученик 6 класса Борис Соколов. Т.к. при приеме в классическую гимназию  существовали ограничения в  возрасте,  «в  первый  класс  поступали  дети  не моложе 10 лет», можно сделать вывод, что на момент участия в спектакле артисту было около 16 лет.

В 1909 г. первый спектакль ставится уже в Унече. Первыми артистами его являются как стародубские гимназисты, так и жители Унечи. Примечательно, что эта постановка имела 2 состава актеров. Именно с этого года и ведет свою историю Унечский театр.

Его название неоднократно менялось. Начинался он как кружок любителей драматического искусства, во время революционного 1917 года был культурно-просветительным железнодорожным кружком, и, наконец, с января 18 года на долгие годы закрепилось название -  Унечский народный театр.

В первые годы  существования театра его режиссером и распорядителем спектаклей был сам Николай Георгиевич Соколов. С 1912 года бессменным режиссером, за исключением нескольких спектаклей, становится его сын Борис Николаевич Соколов, взявший позже сценический псевдоним Аблов.

Талантливый актер и режиссер, Борис Аблов кроме того писал неплохие пьесы для своего театра, которые пользовались большим успехом у зрителей.

Здесь следует сказать о шикарной  библиотеке, которая была у семьи Соколовых. Кроме традиционной русской и иностранной классики, в библиотеке было собрано огромное количество пьес  самых разных авторов. Долгие годы Соколовы выписывали все театральные новинки из Москвы. Многие из них были изданы Соколовой Марией Александровной — известной владелицей театральной библиотеки в Москве. К сожалению, мне не удалось установить родственных связей между этими Соколовыми.

Большинство из  книжиц в библиотеке исчерканы и обписаны, видно, что это были рабочие материалы для режиссера, что ещё раз убеждает нас  в том, что в музее хранится лишь небольшая часть афиш Унечского театра. Среди сценариев, кроме книг, изданных типографским способом, значительное место занимают пьесы,  переписанные от руки очень красивым, почти каллиграфическим почерком, есть и напечатанные на машинке. На каждой книге стоит штемпель личной библиотеки или Николая Георгиевича, или Бориса Николаевича Соколовых, а также обязательный штамп цензуры «К представлению дозволено безусловно.Правительственный вестник №… за …год».

Разнообразный репертуар унечского театрального коллектива складывали не только пьесы развлекательного характера, но и лучшие произведения всемирной и отечественной драматургической классики. Неизменным успехом пользовались произведения Н.В. Гоголя, Ж.-Б. Мольера, К. Гольдони, Б. Шоу, Л. Н. Толстого и др. драматургов.

Часто в один вечер игрались сразу две, а то и три пьесы.

По обычаю, перенятому у столичных театров, театральное представление любителей часто  заканчивалось водевилем. Прочно закрепляются в репертуаре  театра  классические русские водевили П.С. Федорова, Н.И. Куликова, Д.Т.Ленского. Актерам-любителям водевили «с переодеванием», куплетами и танцами позволяли проявить мастерство перевоплощения, вокальное и танцевальное искусство. Зрителей они завоевывали веселостью, ловко построенным сюжетом. Можно долго перечислять названия самых популярных на унечской сцене водевилей: «Случайно случившийся случай», «Баронесса Фекла», «Тетушка из Глухова» и др.

Часто ставились на унечской сцене оперетты, а также одноактные пьесы собственного сочинения, чаще всего Бориса Аблова.

Интересным фактом является постановка спектаклей на других языках. Например, на украинском языке были представлены пьеса «На Украйне» и комедия с песнями и танцами «Панська хвористь». Оба спектакля пользовались явным успехом, т.к. ставились по нескольку раз в разных городах. На польском языке был поставлен водевиль Пржебыльского «Наперекор». Судя по фамилиям артистов, большинство из них были польского происхождения.

Откликом на февральскую буржуазную революцию стала  живая картина (короткое по времени исполнения драматическое представление)  «Освобожденная Россия», представленная 5 апреля 17 года, где хор исполнил Гимн Свободе и Новый русский Гимн.

Революционные события 1917 года, превратив Российскую империю в Советскую Россию, не могли не коснуться любительского театра. Новое государство строит новую идеологию. Поэтому власти Унечи не запрещают театр, а пытаются приспособить его к своей политике.

Из воспоминаний председателя совдепа 1917г. Туманова В.Д. 1891г.р.: «Кучка  богатеев Унечи изрядно испугалась советской власти и подчинилась нам во всем. А купцы Лейбович и Железняков  даже поставили спектакль для казаков армии Временного правительства с той целью, чтобы привлечь их на сторону Советской власти.  В главном нашем штабе в Брянске командиром Западного фронта был Кудинский, который дал нам указание уговорить донских казаков покинуть добровольно Унечу.    Через три дня после спектакля отряд донских казаков покинул пределы Унечи, остался их командир Карцев и тот уехал в Брянск и больше не возвращался. Казаки в качестве трофеев оставили нам 105 винтовок, 2 станковых пулемета, 2 пишущих машинки « Ундервуд » и много другого снаряжения и патронов». Вот она, великая сила искусства!

Главная цель любительского театра теперь, по мнению советских властей, - нести в массы новую, революционно-пролетарскую культуру.

Этому стал соответствовать и репертуар, и даже само название театра. Так, в 1917 г., как я уже говорила, он становится культурно-просветительным железнодорожным кружком, а  с января 18 года  -  Унечским народным театром.

Новые «хозяева жизни», мелкие частные торговцы и ремесленники, были порой безграмотны, до высоких сфер музыкальных и драматических исполнений они не могли подняться, а под искусством понимали веселые легкие песни, многие из которых были откровенно пошлы.

Поэтому в этот смутный период театр ищет для постановки пьесы более легких жанров: сказки и комедии.

Так, например, четыре раза с успехом в Унече и Стародубе только за 1917г. прошла комедия «Вова - революционер».

Все же Унечскому любительскому театру очень повезло. Его руководителями были интеллигентные, талантливые и очень умные люди, которые не только смогли  сохранить в этих условиях  сам театр, но и не опустить его до уровня кабаре. Уже с 1919 г. мы видим по афишам, что  репертуар театра восстанавливается практически до уровня дореволюционного. Снова в программах преобладает драматургическая классика.

Теперь об артистах нашего театра. Состав труппы   театра  был разнообразен, но всё же его ядро составляли люди достаточно образованные для своего времени. Это были, прежде всего: служащие станции, представители местной интеллигенции – учителя, фельдшеры и многие другие. На небольшие второстепенные роли приглашались пожилые люди и подростки.

Первыми актерами Унечского театра стали члены семьи Соколова, обучающаяся в Стародубской гимназии молодежь, интеллигенция поселка. Постепенно круг артистов расширяется. В некоторых спектаклях число актеров доходило до 40 человек. Иногда в трупе театра работало даже  два актерских состава.

Николай Георгиевич Соколов не только сам увлекся театром. Эту его страсть разделили и все домашние: жена, дети, невестка. То же происходило и в других унечских семьях. Тяга к сценическому искусству  у местного общества была так сильна, что на  любительской  сцене Унечи уже складывались целые театральные династии.

Можно назвать несколько театральных фамилий Унечи: Соколовы – 9 человек, Бельцовы – 7 человек, Закржевские – 4 человека, Кошутские – 3 человека и др.

Они принимали участие в постановках не только как актеры, но и как костюмеры, художники-декораторы. 

Многие годы одним из кумиров унечской публики был Борис Аблов. Афиши говорят, что редкие спектакли проходили без его участия как актера и режиссёра. Федор Протасов в «Живом трупе» Л.Толстого, профессор Хиггинс в «Пигмалионе» Б.Шоу, слуга в «Лекаре поневоле» Мольера, Незнамов в «Без вины виноватые» Островского. Уже по этому перечню можно судить о широком творческом диапазоне Бориса Николаевича. С равным успехом он выступал и в водевилях и комедиях, в драмах и трагедиях. В одной из афиш за 18 г. спектакль значится бенефисом режиссёра Аблова. Точно сказать, были ли средства от него переданы Борису Николаевичу, мы не можем, скорее всего, это был просто вечер в честь Аблова, в честь признания заслуг талантливого актёра или режиссёра.

Многие фамилии унечских жителей можно увидеть в афишах на протяжении целого ряда лет. Кроме уже упомянутых династий, это И. Пирютко, В. Василенко, Н. Троицкий, В.Петушинская, Д.Попов, Л.Ржепецкий, П.Онегин, Г.Кумельский, Ивановская, Соловьева и мн. др.

Иногда на афишах  встречаются не совсем обычные для Унечи фамилии: Паньяс, Цеге, Ренэ, Мен, Деман. Думаю, это были какие-то временно пребывающие на станции люди. А в одном из спектаклей принимал участие даже француз Жорж Дуклау.

Местная молодежь тоже с удовольствием участвовала в постановках. В театральных афишах того времени находим фамилии не только учеников Стародубской гимназии, но и учащихся Унечского высшего начального училища.

С 1918 г частыми на афишах становятся фамилии унечских купцов и лавочников: Блантеры, Кайдановы, Резниковы, Наймарки, Наумчики. Думаю, это был вынужденный для них шаг, для того,  чтобы с лучшей стороны зарекомендовать себя в глазах новой власти.

После спектакля обычно были танцы (иногда до 3-4 часов утра), летучая почта, моментальное фото, бой конфетти и серпантина. Особенно впечатлила афиша 1913 г. следующего содержания: «После спектакля танцы с разнохарактерным котильоном, дирижировать коим будет Б.Н. Соколов. Танцующих кавалеров просят быть в белых перчатках». Вот вам и ж\д поселок из сотни домов! Кстати, котильон был довольно сложным танцем, и представлял собой танец-игру, включавший фигуры из разных танцев (вальса, мазурки, польки, кадрили), в к-ром танцующие повторяют движения вслед за первой парой.

Собственного оркестра, кроме хора балалаечников под управлением Ржепецкого, в Унече не было. Поэтому на танцы  приглашались оркестры из соседних городов. Чаще всего это был оркестр Г. Ривкина из Стародуба, иногда оркестр военной музыки из Клинцов.

Практически актеры играли безвозмездно, отдавая театру свою любовь и свободное время. Но обычно спектакли были платными. Цены значились на  афишах «обыкновенные от 30 коп до 1.5 рублей». Иногда на программах была приписка «Бенефиции принимаются с благодарностью». В 1918 г мы уже встречаем на афишах более высокие цены «от 5 до 1р.»

Вырученные средства шли в основном на благотворительные цели. Например, в 1913г. деньги зрителей шли в пользу общества вспомоществования вдовам и сиротам служащих Полесских ж\д, в 1915 – на противогазы и подарки в действующую армию, в 1916 г. артисты собирали деньги в пользу томящихся в немецком плену русских солдат,  в 1917 г. средства от нескольких спектаклей были переданы в пользу неимущих сирот – воспитанников Унечского ж\д общежития.

В 1918г жизнь тихого ж\д поселка резко меняется.

Из воспоминаний жителя Унечи Л.Г. Кокотова.

«Унеча просто бурлила. Обычно сонная, тихая Унеча не видела такого количества чужих людей, никогда здесь не было такой кипящей политической жизни.  Унечей тогда управлял Ревком, интенсивно работало ЧК. Здесь формировал свой Богунский полк Щорс.

Сюда хлынула армада спекулянтов, мешочников. Поезда приходили битком набитые. Из глубины Советской страны приезжали люди с мешками, полными всякой тканью, одеждой, домашней рухлядью, и все это менялось у спекулянтов, привозивших из-за демаркационной линии сахар, ландрин, муку, сало. В Унече появились ловкие люди, сумевшие привозить целые обозы продовольственных товаров. У них были свои люди среди немецких офицеров, солдат, которые за взятки закрывали глаза, когда обозы проходили на сторону красных. В другую сторону вывозились промышленные товары, в которых терпела нужду Украина.

Проходил через Унечу и поток буржуазии, стремившейся бежать из красной России».

С окончательным установлением в поселке советской власти вся культурная жизнь  Унечи  берется под строгий контроль властей. В Унечской организации РКП(б) создаётся культурно-просветительная комиссия, которая ведает воспитанием нового советского человека.

Особое внимание уделялось организации новых праздников: годовщины революции, Дню Парижской Коммуны и т.д.

Из протокола общего собрания Унечской организации РКП(б) от 3.10.18г.

«…Церемониал празднования таков: шествия начинаются с 9ти часов утра 7го на площади, митинг, где для этой цели сооружается трибуна для ораторов, с площади манифестанты отправляются на кладбище для почтения памяти погибших борцов. В 6 вечера митинг в театре, в 8 ч. – спектакль.

8го парад воинским властям и прибытие из Брянска роскошно декорированного праздничного поезда с оркестром и хором, который пройдет до демаркационной линии. Вечером митинг-концерт».

Из протокола от 27 октября 18г.:

«…С технической стороны  к празднованию все готово. Установлено где должны быть построены арки, трибуны и различные украшения. Организуется хор, оркестр и труппа артистов. Подобраны и соответствующие пьесы...»

Т.о. видно, что работа театра тоже взята под жесткий контроль властей.

В 1919 г. на организацию спектаклей иногда даже выделяются деньги. В Брянском партийном архиве сохранилось обращение в Унечскую организацию компартии Украины от комитета рабочей молодежи «Интернационал» пос. Унеча с просьбой выдать деньги на устройство благотворительного спектакля в пользу голодающих детей гг. Петрограда и Москвы. На документе стоит резолюция: «отпущено 1500 рублей».

Становится заметной активизация театральной жизни.

 В протоколе собрания комячейки от 28 октября 1919г. читаем:

«С 9 августа по 15 октября при совместной работе с поселковым Унечским НАРОБРАЗОМ, профессиональными и любительскими силами поставлено в летнем ж\д клубе : платных спектаклей - 9, безплатных -11, для служащих, мастеровых и рабочих, и 3 митинга-концерта…» Т.е. за 3 месяца поставлено 20 спектаклей! Конечно, это  просто титанический труд, если учесть, что многие артисты днем трудились ещё на своей основной работе.

К сожалению, долгое время никакого собственного помещения для постановок театр не имел. Первые спектакли в 1909г. ставились в Стародубе на сцене мужской гимназии,  в зале общественного собрания, летнем городском театре.

Из воспоминания известного актера Юрского С.Ю. (настоящая фамилия Жихарев): «…Тут ведь когда-то был театр. Приезжали труппы из Унечи, из Чернигова... И сами играли...

Все было: гимназист Юра Жихарев, местный любительский театр, премьеры каждый месяц, Юра — и главный актер, и режиссер тоже...»

В Унече приютом на долгие годы для артистов стала железнодорожная школа, находившаяся в залинейной части напротив вокзала. Попечителем этой школы был начальник депо Н.Г.Соколов, поэтому артистов здесь привечали с уважением. В благодарность за пристанище средства от многих спектаклей, как я уже говорила раньше, шли на помощь неимущим учащимся этой школы.

С появлением в поселке земской школы на улице Суражской театр на некоторое время переместился туда.

Несколько послереволюционных лет там, где сейчас контора дистанции зданий и сооружений, существовал  железнодорожный барак, заменяющий и клуб, и театр, и танцевальный зал. В нем был сделан зал на 90-100 человек, открыта первая общественная библиотека с оплачиваемым работником за счет государства.

Этот клуб был предусмотрен главным образом для проведения партийных, комсомольских, профсоюзных и других собраний, лекций и докладов.

В нем же проходили новые по форме проведения мероприятия советской власти: митинги-концерты, вечера-митинги, концерты- вечера.

Частенько здесь выступали Н.И. Иванов, Н.А. Щорс перед населением и богунцами. Здесь же до 1928 года проводились репетиции художественной самодеятельности.

Вот, например, как выглядела программа вечера 1го Брянского Советского полка от 30 мая 1918г.:

1 часть. Современная комедия в 2х действиях «Вова-революционер».

2 часть. Хор под управлением Д. Ржепецкого.

3 часть. Декламация. Выступят Васильев и Вольский.

4 часть. Музыкальная картина «Цыганский табор».

Именно в этом бараке, кстати, выступала проезжавшая через пограничную Унечу в 18 г. известная писательница Тэффи, которая оставила свои воспоминания о пребывании в Унече и о своей памятной встрече с унечской чекисткой Хайкиной. По воспоминаниям Л.Г.Кокотова, Теффи по просьбе властей поселка выступала  со своими рассказами. Один из них, о бедной девушке-бесприданнице особенно понравился унечцам, автору даже стали предлагать деньги для героини рассказа, просили переписать рассказ, дать ему благополучную концовку.

Но вернемся к клубу. Он был летним, т.е. неотапливаемым, на зимнее время работа в нем прекращалась. Конечно, необходимо было собственное теплое здание клуба.

Это понимали и власти. Неоднократно на собраниях поднимался вопрос о его создании. Из протокола собрания от 28.10.19.:

«Постановили: Просить ДОРПОЛИТОТДЕЛ о скорейшей высылке требуемого количества материала и средств для оборудования под зимнее помещение летний ж\д клуб, дабы возобновить культурно-просветительную работу, т.к. в Унече другого помещения абсолютно не имеется, где мог бы пролетариат получить нужное для него духовное и партийное воспитание, без чего  свободное время проходит в праздном шатании или же прячась играют в азартные игры и в карты…»

И, наконец, на собрании  от 9.12.19г. было решено: «Открыть клуб имени Розы Люксембург в помещении, выбранном политотделом ст. Унеча….»

Это помещение оказалось в залинейной части города, немного не доходя нынешнего кондукторского резерва, в небольшом одноэтажном бараке, рассчитанном  на 250-300 мест исключительно для проведения культурно-массовых мероприятий, спектаклей, художественной самодеятельности.

В начале 20г. энтузиасты и любители художественной самодеятельности с большим воодушевлением взялись за переоборудование помещения. Утеплили стены, настлали полы, оборудовали сцену с гримеркой и местом для оркестра ( здесь же был организован духовой оркестр на 13 инструментов), балкон и кинобудку. В этом же клубе, кстати, в 1921г. впервые в Унече демонстрировали «немой» фильм. Этот клуб просуществовал до 1927г.

Кстати сказать, ни одной афиши, на которой было бы указано, что спектакль Унечского театра проходит в клубе им.Розы Люксембург, у нас нет. То ли у народа просто не прижилось это название клуба, то ли помещение для  постановок было совершенно другое. В программах оно значится как народный театр, иногда, ж\д театр. Было ли это одно и то же здание, пока выяснить мне не удалось. Но версию о разных помещениях подтверждает наличие афиш театра и в зимние месяцы 18 и 19 гг., когда летний клуб не работал.

Кстати, примерно в 1922 году в Унече был открыт ещё один клуб - имени Томского - в национализированном дому Додина, бывшем Йоффе. В нем была открыта вторая небольшая общественная библиотека, проводились лекции, доклады, собрания профсоюзные и комсомольские, пионерские сборы.

Унечский театр выступал не только в Унече, но и выезжал на гастроли в другие города. Жители Стародуба, Клинцов, Калинковичей, Гомеля, Брянска аплодировали актерам Унечского народного театра.

Этот театр пережил 2 войны: первую мировую и гражданскую, две революции, и прекратил своё существование в конце 20-х годов. Во всяком случае, афиши более позднего времени уже не встречаются в нашей коллекции.

Афиша от 13 сентября 1926 г. заявлена как прощальный спектакль Б. Н. Аблова. Это была драма Г.Ге «Казнь».

Следующий по времени документ – это заявка от 7 мая 1927г. на проведение спектакля «Гибель надежды» в ж\д клубе г. Гомеля от представителя 4ой ж\д школы Гомеля Б.Н.Соколова.

И последняя афиша за 12 января 1929г. – программа концерта – вечера, устраиваемого комсодомом 1ой ж\д школы в зале ж\д техникума неизвестно какого города, где Б.Н. Соколов значится просто артистом.

Дальше следы прекрасного актера и режиссера теряются. К сожалению, о судьбе других членов этой талантливой семьи тоже ничего выяснить не удалось. Известно лишь, что после ухода с должности начальника депо, Николай Георгиевич Соколов ещё долгие годы работал садовником. Именно он обустроил вокруг строящегося в 1927г клуба им.1 мая прекрасный парк с клумбами и фонтанами. Он же продолжал участвовать в художественной самодеятельности клуба в духовом оркестре.

Трудно переоценить роль и значение театра в культурной жизни Унечи нач.20в. Он объединил лучших представителей поселковой интеллигенции, которой было предназначено «сеять разумное, доброе, вечное».

Значительная часть жителей поселка познакомилась с образцами русской и зарубежной классической драматургии на сцене этого театра. Став общедоступным, театр сыграл важную роль в приобщении молодежи к драматическому искусству, как в качестве зрителей, так и в качестве актеров.

Источники:

  • Материалы ГАБО: ф.6, оп.1, д.6

Фондовые материалы Унечского краеведческого музея:

  • Воспоминания  Пирютко И.И.
  • Воспоминания Сиротенко об Унече 1917-27гг.
  • Воспоминания  Туманова  В.Д.  История гражданской войны в Унече и  построение Советской власти.
  • Кокотов Л.Г. Моим детям, внукам, правнукам (воспоминания).
  • Коллекция афиш и пьес народного театра.
  • Переписка Е.А.Гурвича с краеведом С.Г. Кнорозом.
Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (28.09.2016) | Автор:
Просмотров: 2167 | Комментарии: 3 | Теги: афиша, Жизнь, Театр, унеча, воспоминания, артист | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: