» » »

Голик Н.А. Спорные факты из брянского периода службы Валерия Чкалова.

Валерий Павлович Чкалов - талантливый лётчик, инструктор и испытатель, рекордсмен-авиатор, комбриг, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва, Герой Советского Союза - личность яркая, противоречивая и до сих пор вызывающая споры и дискуссии. Мнения его биографов иногда диаметрально противоположны. От «Любимец страны, обладавший исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой» до «Это была неординарная малообразованная и малокультурная личность, вступавшая в противоречие с законами авиации, «написанными» кровью».

Не вызывает сомнений, что Чкалов – это образ, во многом созданный советской пропагандистской машиной. Но бесспорно и то, что основания для создания легендарного образа были очень серьёзными.

Но я сегодня хотела бы говорить не о личности Чкалова, и даже не о его заслугах или промахах, а о возможном факте его пребывания в Унече. И, несмотря на то, что пребывание это было весьма недолгим, а повод его довольно печальным, сей факт кажется достойным нашего внимания.

Итак, немного предыстории.

В апреле 1928 года Валерий Чкалов в должности командира звена был переведен в Брянск в недавно сформированную 15-ю истребительную авиабригаду. Этот перевод был трудным для Валерия, ему пришлось оставить в Ленинграде молодую жену с совсем недавно родившимся сыном. Условия жизни в Брянске были некомфортными, и Валерий Павлович боялся срывать жену с работы, надеясь, что сам здесь долго не задержится. И тоскуя без семьи, писал супруге:

«…Ты дала мне то, чем я живу сейчас, и моя жизнь стала какой-то хорошей и дорогой. Ты и сын — вот моя жизнь, мой воздух и свет. Сын — это связующее звено в нашей жизни. Ты друг, товарищ, который не бросит меня в тяжелую минуту, и рядом с которым я отдохну и морально и физически».

Возможно, это состояние одиночества, а иногда и просто депрессии сопровождало его и в полетах.

И, несмотря на повышение мастерства и значительно возросшую техническую грамотность летчика, аварийность у Чкалова не снижалась.

Летом их часть вылетела в лагеря под Гомель. Первое летное происшествие Чкалова во время службы в Белоруссии произошло 28 июля 1928 года. При посадке на точность на аэродроме в Гомеле Валерий Павлович задел хвостом своего истребителя "И-2" край оврага. Этот самолет, построенный в 1926 году и принятый заказчиком только 18 января 1928 года, к счастью, не сильно пострадал, требовал лишь малого ремонта.

Вот как эту неудачу оценивал сам виновник в письме к жене: «Вчера подломал самолет. Страшно неприятно, хотя и пустяки сломал, но все-таки… За шесть лет не было поломок, а тут вот появились. Объясняю плохим душевным состоянием…»

То, что произошло с Чкаловым, по современным меркам - поломка, подлежащая ремонту. В те же годы это летное происшествие классифицировалось как авария. И требовало серьёзного расследования, которое и было произведено.

Из приказа ВВС Белорусского военного округа №167/59 от 2/12 сентября 1928 года :

"Авария произошла вследствие грубой ошибки в расчете летчиком, основанной на излишней самоуверенности, а посему:

1) в целях пресечения дальнейших попыток со стороны Чкалова к развязанности приказываю арестовать его на трое суток с содержанием на гауптвахте и предупреждением об отстранении от полетов за проявление подобных поступков.

2) командиру эскадрильи и командиру отряда принять меры воспитательного порядка".

Т.о. вопросы профилактики лётной аварийности решались в то время довольно жестко, но, как показывала практика, не очень результативно.
И причины этого крылись не только в просчетах или «самоуверенности» летчиков, но и в состоянии самолётов того времени.

Так, в одном из писем из Гомеля Валерий писал: «Летаю мало и не хочу. Какая-то апатия. Машины очень плохо сделаны, и приходится летать с опаской. Так что никакого удовлетворения не получаешь, а только расстраиваешься… Довольно, не хочу писать о службе и о самолетах, на которых летать нельзя. Здесь контрреволюцией пахнет».

Как следует из материалов специалистов авиации, к 1927 г. старые "фоккеры", построенные почти десять лет назад, были уже сильно изношены. В формулярах машин имелись записи "Срок службы вышел", в направлениях на ремонт писали "по ветхости". Неоднократно перетягивали полотно на плоскостях, меняли моторы. Импорт последних уже прекратили, и оставалось рассчитывать только на многократную переборку. Аварии из-за отказов двигателей следовали одна за другой. Только за июль - сентябрь 1928 г. в 50-м отряде произошли восемь аварий: лопались камеры колёс, открывались в полете панели капота, текли радиаторы, обрывались тяги...

Вот на таком самолете "Фоккер D.VII", выпущенном аж в 1918 году, 15 августа 1928 года, Валерий Чкалов снова потерпел аварию.

В составе звена, Чкалов, выполняя перелёт по маршруту Гомель - Брянск, снизился на малую высоту. Поперек маршрута показалась телеграфная линия. Запутавшись в провисших проводах, самолет Чкалова с высоты 8 метров упал на землю. При этом пилот получил лишь легкие ссадины и ушиб левого колена. У самолёта был поврежден воздушный винт, нижнее крыло, шасси и фюзеляж.

Вот о месте этой аварии хотелось бы подробнее. В разных источниках о нем говорится по- разному.

По мнению автора книги «Чкалов. Взлет и падение великого пилота» Н. В. Якубовича авария случилась «у разъезда Журбинка вблизи станции Сураж в 140 км от Брянского аэродрома в 5 часов 30 минут». Это же мнение тиражируется в разных материалах интернет-источников, как-то связанных с именем Чкалова, в т.ч. на сайте «Брянский край». Даже у таких авторитетных авторов как Георгий Филиппович Байдуков(коллега Чкалова, летчик-испытатель, Герой Советского Союза) и Ольга Эразмовна Чкалова (жена Валерия Павловича) встречаются неточности.

По нашему же мнению, более убедительным является предположение, что эта авария случилась как раз на подлёте к городу Унеча, в районе пересечений железнодорожных путей Гомель-Брянск и Унеча-Сураж.

Оттуда, очевидно, вдоль полотна Чкалов дошёл до ж/д станции, чтобы позвонить на аэродром, и там фельдшер станции оказал ему первую помощь.

Попробую обосновать свою версию. Комментировать документы буду по ходу их представления.

Из опроса старшего летчика 15-й авиаэскадрильи В.П. Чкалова:

"14 августа 1928 г. командир отряда тов. Козырев отдал "часов в 12 дня" указание о вылете 15 августа 1928 г. в 4 часа утра в г. Брянск на самолете Фоккер D.7. В 4 часа 15 августа собрался летный состав в составе: командир отряда т. Козырев, командиры звеньев - Пилипец и Мошкин и ст. летчик Чкалов В.П. После пробы мотора Козырев отдал приказание лететь бреющим полетом. "Точная высота указана не была, а было сказано: смотреть за ведущим".

Заместителем Козырев назначил Пилипца. "Полет был "гусиным строем". Я шел слева за ведущим. За мной шел т. Мошкин. Шли в сомкнутом строю на дистанции и интервалах в 40-50 м. Все на одной высоте". Высота в зависимости от местных предметов менялась от 10 до 100 м.

Перед вылетом Козырев указал, что "полет будет произведен по прямой Гомель – Брянск". Ф.9

Первый комментарий: разъезда Журбинка в Суражском районе не существует. Есть разъезд Журбин уже в Могилевской области, на расстоянии 18 км от Суража в сторону Костюкович. Никаким образом этот населенный пункт не мог оказаться на пути по прямой Гомель-Брянск, это практически перпендикуляр в сторону. Но в этом месте действительно случилась авария, но с другим летчиком. Об этом позже.

Чкалов: "Подлетая к железной дороге Унеча - Орша у меня забарахлил мотор: сбавил обороты. Впереди строго против линии полета стоял столб с телефонными и телеграфными проводами (при подходе к железной дороге высота звена была 15-20 метров). Перескочить столб я не мог, чуть-чуть развернувшись влево, решил планировать промеж столбов; перед самой проволокой выключил контакт, что совпало с моментом удара в проволоку".

Самолет упал на пахоту. При ударе о землю Чкалов левой стороной лица ударился о перекладину пулеметной установки и чашечкой левой ноги о доску приборов.

Из протокола допроса свидетеля - фельдшера станции Унеча Георгия Алексеевича Карпа, оказавшего Чкалову первую медицинскую помощь:
"При дальнейшем разговоре он мне сказал, что во время полета мотор что-то начал работать неисправно ... Направление ему было пересечь линию железной дороги, почему он решил пролететь под проволокой, потом набрать высоту, перелететь через полотно и сделать посадку".

Комментарий второй: если предположить местом аварии неизвестную Журбинку, откуда вблизи станции Сураж оказался унечский фельдшер? В Сураже не оказалось никакого медицинского персонала, вызывали фельдшера из Унечи? На чем он добирался, сколько его могли ждать? И много других вопросов. Наличие документальных свидетельских показаний Карпа Г.А. тоже подтверждает нашу версию о месте аварии у станции Унеча.

Ремонту самолет уже не подлежал, его списали, но разбирательство в отношении пилотов продолжалось два месяца.

К сожалению, даже некоторые близкие люди Чкалова считали его виновным в произошедшей аварии, так, упомянутый уже, Г. Ф. Байдуков пишет об этом происшествии: «Перелетая из Гомеля в Брянск и ведя за собой звено истребителей, он по свой инициативе снизился на малую высоту, пытаясь натренировать своих подчиненных для выполнения важного тактического приема — бреющего полета. Все шло хорошо. Впереди была видна идущая поперек маршрута полета телеграфная линия. Чкалов по изоляторам на столбах оценил, что провода должны идти высоко над землей, однако он не заметил недопустимого провисания их, и самолеты врезались в провода, потерпев аварию». На самом деле, всё было совсем не так.

Чтобы лучше разобраться с причинами, приведшими к этой аварии, следует познакомиться с полным текстом Приказа начальника ВВС Белорусского военного округа №191/69 от 19 октября 1928 года:
«15 августа 1928 г. сводное звено самолетов "Фоккер D.7" 15-й и 17-й авиаэскадрильи в составе: ведущего звено командира неотдельного отряда 15 авиаэскадрильи ст. летчика Козырева, командиров звеньев 17 авиаэскадрильи Пилепеца и Мошкина и ст. летчика 15-й авиаэскадрильи Чкалова вылетело с Гомельского аэродрома для перелета к месту зимней стоянки в г. Брянск.
Согласно указаний ведущего, звено шло бреющим полетом на минимальной высоте, меняя ее в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров, причем самолет ведущего не имел ни компаса, ни исправных часов.
При подлете к железной дороге Унеча - Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. Звено, сделав круг над ним, полетело дальше, но не на Брянск, а на Кричев, т.е. приняв железную дорогу Унеча - Орша за железную дорогу Гомель - Брянск. Полет продолжался на той же высоте. В результате чего на линии Сураж - Кричев ведущий звено Козырев сам налетает на провода, срывает болт правой стойки левой плоскости и продолжает полет с повисшей в воздухе стойкой». Комментарий третий: вот именно у разъезда Журбин, скорее всего, и случился этот эпизод. А место аварии ошибочно было приписано Чкалову.
«При подходе к Кричеву Козырев убеждается в неправильности взятого курса, меняет его и идет по Рославльскому шоссе на Рославль. В 2 км от него Мошкин, не предупреждая ведущего, совершает вынужденную посадку из-за боязни нехватки горючего.
Ближе к городу по той же причине садится Пилипец и, недалеко от него, садится Козырев.
Из предоставленного аварийного материала усматривается ряд безобразных нарушений и упущений со стороны всего состава сводного отряда:
1) Совершенно не обоснованное решение лететь на высоте 5-10 м. принял ведущий звено Козырев. Кроме того, он "не предупредил о серьезности и внимательности отношения к полету недисциплинированного и не спавшего целую ночь Чкалова".
2) Решение лететь на такой высоте, ориентируясь исключительно по железной дороге, где телеграфные столбы имеют высоту, превышающую полет (8 метров) при отсутствии компаса и исправных часов, является явным преступным.
Данная авария, как и весь полет, служит ярким примером недисциплинированности целого звена, три четверти состава которого - командиры частей эскадрильи. ...". Заметьте, Чкалов из них самый низший по должности.

Кстати, у командира была веская причина не допускать Чкалова в этот перелёт. Его должны были отстранить от него за "несоблюдение предполётного режима", он всю ночь до трех часов искал свои пропавшие из комнаты вещи, а в четыре часа уже должен был явиться на аэродром. Из допроса Чкалова: "О том, что не спал всю ночь, доложил утром Козыреву, добавив, что чувствую себя хорошо и готов лететь. Спиртное не пил. Утром выпил бутылку боржоми".

Несмотря на то, что исходя из вышеприведенных материалов, явно можно сделать вывод, что основным виновником той аварии был ведущий звена Козырев И.И., но серьезно наказали Чкалова...

Командование эскадрильи квалифицировало это происшествие как воздушное хулиганство, и дело попало в суд.

Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года он был осужден по статье 17 пункт "а" Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы и уволен из Красной Армии."

С молчаливого согласия надзирателей, которые сочувствовали положению Чкалова, ему удалось передать жене письмо о помиловании, адресованное ЦИК СССР.

Из письма Чкалова к жене Ольге: "Вчера был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы ... Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия..."
В тюрьме летчик пробыл не год, а 16 дней. Кстати, в тюрьме Чкалов вел дневник, фотокопии которого теперь хранятся в Брянском СИЗО №1, камере № 12, превращенной в музей.

По ходатайству заместителя начальника ВВС Я.И. Алксниса и наркома К.Е. Ворошилова наказание заменили условным, освободив Чкалова из заключения. Но в ряды Красной Армии его не вернули.

К тому времени у него резко ухудшилось зрение. Более того, врачи констатировали наличие «незначительного шизоидного статуса, выражавшегося в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности». В итоге комиссия при Брянском военном госпитале признала Чкалова негодным к летной службе, но годным к военной службе. Но это уже тема другого разговора.

Сегодня трудно найти человека, не знающего о подвигах Чкалова, ведь его именем названы поселки, железнодорожные станции, заводы и школы, корабли и самолеты. По стране установлено немало бюстов и памятников национальному герою.

В Унече, как и во многих городах нашей страны, тоже есть улица имени Чкалова. Располагается она практически в центре города. И нам очень приятно осознавать, что это не просто дань моде, что великий летчик действительно имел некоторое отношение не только к Брянску, но и к Унече.

Кстати, в унечской поселковой газете "Ленинское знамя" за 15 декабря 1939 г. вышла статья к годовщине со дня гибели летчика, написанная его коллегой, Героем Советского Союза комбригом А.Беляковым.

Источники:

РГБА, ф. 29, оп. 28, Д. 78

Байдуков Г. Ф. Чкалов. [Электронный ресурс]. - Издательство "Молодая гвардия", 1977 г. – Режим доступа: https://royallib.com/read/baydukov_georgiy/chkalov.html#143360

Истребитель Fokker D.VII. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/inostrannye-samolety/inostrannye-samolety-vvs-sssr/import-1920-h-1930-h-gg/istrebitel-fokker-d-vii/

Памятный мемориал «Героям-лётчикам земли Брянской» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kamozin100.ucoz.net/publ/stati-a-p-romanova/brigada_profsojuzov_ili_istorija_brjanskogo_aehrodroma/1-1-0-1

Сайт "Брянский край". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kray32.ru/stat20_01.html

Сигаев В. А. Валерий Павлович Чкалов. Биография. [Электронный ресурс]. - Сайт выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков им. В.П. Чкалова. - Режим доступа: http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?t=1594

Якубович Н. В. ЧКАЛОВ. Взлет и падение великого пилота. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-libra.ru/read/369064-chkalov-vzlet-i-padenie-velikogo-pilota.html

Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (06.03.2019) | Автор:
Просмотров: 2208 | Комментарии: 4 | Теги: чкалов, унеча, авария | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 sivash-81  
Интересная биографическая подробность о В.П. Чкалове.
http://www.archiv.nnov.ru/?id=11379

1 sivash-81  
Спасибо, очень интересная и познавательная статья.

2 unechamuzey  
0
Спасибо за отзыв))

Имя *:
Email *:
Код *: