» » »

Голик Н.А. Ремесла и промыслы Унечского района Брянской области

 

 Введение

1.Ремесла и промыслы края в к. XIX в.

а) Общий обзор региона

б) Плотничий промысел

в) Колесный промысел

г) Посудный промысел

д) Бондарный промысел

2.Современное состояние промыслов в Унечском районе

а) Кустари

б) Глиняная свистулька Унечской художественной школы

Заключение

Научно-справочный аппарат

Список использованных источников и литературы

Приложения

Ведение.

Кустарные промыслы в дореволюционной России считались, как писал известный исследователь русской кустарной промышленности Н.В.Пономарев, «наиболее обширной после земледелия отраслью народного хозяйства… Продолжительные зимние досуги, дают населению возможность находить себе подсобные занятия на месте, не отрываясь от дома, от семьи. Поэтому многие русские крестьяне в свободное от полевых работ время, занимаются так называемыми “кустарными” промыслами. Эти занятия доставляют сельскому населению, в общей сложности, довольно значительный заработок, служащий подспорьем, а иногда и главным средством для существования крестьянской семьи»1.

Но с переходом страны к новым социально-экономическим отношениям после отмены крепостного права многие ремесла и промыслы пришли в упадок, кустари испытывали серьезные трудности с приобретением сырья для работы и со сбытом готовой продукции.

В 1872 г. была учреждена Комиссия по исследованию кустарной промышленности в России. Исследования были проведены в 23-х губерниях Европейской России. В результате Комиссия издала труды в 16 томах.  В них содержатся сведения не только о сельских кустарях, но и о городских ремесленниках.

            На основании этих исследований, можно сделать вывод, что и в конце XIX века крестьянские промыслы имели широкое распространение и играли важную роль в жизни страны. Они влияли на все стороны экономики регионов, на их социальную жизнь, на положение и сознание самого крестьянства.       

Эта тема очень полезна и интересна. Ведь без исследования крестьянских промыслов невозможно в полном объеме представить сложную и многообразную социально-экономическую историю крестьянства периода капитализма.                      

 Тема курсовой работы актуальна и сейчас, так как народные промыслы - это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Актуальность исследования обусловлена значимостью проблемы изучения, сохранения и возможного продолжения традиций ремесленников.

Целью работы является выявление особенностей возникновения, развития и существования промыслов в определенном регионе России, а также анализ кустарно-ремесленного производства как явления традиционной материальной культуры.

Объектом исследования является кустарно-ремесленное производство и промыслы части Малороссии - северной Черниговщины, и, в частности, территории современного Унечского района Брянской области.

В ходе реализации названной цели поставлены следующие задачи:

  •  Определить причины возникновения кустарных промыслов.
  • Исследовать основные виды кустарных промыслов региона
  •  Рассмотреть,  каким образом в районе сохраняются ремесленные традиции

При написании реферата были использованы в основном опубликованные архивные документы и книги, изданные в XIX- н.XX вв., и содержащие материалы по истории, географии, этнографии и статистике региона из фонда редких книг Брянской областной библиотеки им. Ф.И.Тютчева,  государственного архива Брянской области.

        В частности, большой интерес для изучения рассматриваемого вопроса вызывают произведения  нашей землячки, уроженки с. Рассуха Унечского р-на, писательницы, собирательницы фольклора сел Стародубского, Мглинского, Почепского, Суражского уездов Марии Николаевны Косич. Результатами ее многолетних исследований стали работы «Литвины-белорусы Черниговской губернии, их быт и песни» и «О постройках белорусского крестьянина Черниговской губернии Мглинского уезда» и т.д., изданные в начале XX века. Эти книги являются настоящей энциклопедией для изучения быта наших предков.

В книге «Черниговская губерния. Описание». (Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Составитель подполковник М.А.Домонтович) описаны особенности бытовой культуры жителей Черниговской губернии, в том числе и ремесленные традиции жителей сел и деревень нашего края.

Интереснейшая фактическая информация по промыслам была взята из Земских сборников Черниговской губернии за 1890 и 1893гг.

Достаточно любопытные выводы по развитию кустарного промысла на всей территории страны делают в своих статьях исследователи экономики России Герценштейн Г. М.,  Исаев А. А., Миклашевский С. Некоторые из них были использованы в данном реферате.

В работе также использованы материалы из фондов районного краеведческого музея, а также воспоминания старожилов, собранные и записанные  работниками сельских учреждений культуры Унечского района.

1. Ремесла и промыслы края в к. XIX в.

а) Общий обзор региона

Унеча – небольшой уютный и зелёный городок Брянщины. Получил своё название по реке Унеча, на берегу которой и располагается.

    Своим рождением город Унеча обязан строительству шестого участка Полесских железных дорог, соединявшему старинные города Гомель и Брянск.

В конце XIX в. современная территория Унечского района являлась частью Малороссии и состояла из населенных пунктов трех уездов Черниговской губернии: Суражского, Стародубского и Мглинского.

Особенности местности, условия жизни с переплетением украинских, белорусских и русских национальных традиций, отличали наших предков от жителей других уголков Малороссии. По типу населения все северные уезды Черниговской губернии, составляют как бы переход от Малороссии к России и населены народом, который по характеру, по наружному виду, одежде отличается как от малоросса, так и  от великоросса.

         Литвины-белорусы - так называла наших предков вышеупомянутая этнограф М.Н.Косич.         Сведения, приведенные М.Косич в её работах, и сегодня представляют несомненный интерес для историков и краеведов. Вот что говорит автор о наших предках.          «Литвин, как называют его соседи, с виду неповоротлив, движения его медлительны, ходит «як пень тирязь калоду», не предприимчив, беспечен, но при нужде трудится много для своего пропитания». 2 А нужда у наших предков была серьёзная: земля уже не могла прокормить крестьянина.

Чтобы хоть как-то восполнить скудный заработок от земледелия на неплодородных почвах, крестьянин должен был обращаться к промыслам. Таким образом, кустарные промыслы возникали преимущественно в тех местностях, где земледелие не обеспечивало крестьянину минимальных средств к существованию.

Но не все ученые имели общее мнение на этот счет.

Главную причину возникновения кустарных промыслов одни видели в крестьянском малоземелье, недостаточном доходе, получаемом крестьянином от занятий сельским хозяйством, другие – в наличии свободного от полевых работ времени у крестьянина.

 «Не плодородие почвы, недостаток наделов, а высокая арендная плата за землю неизбежно вызывала развитие кустарных промыслов», – отмечал Г. М. Герценштейн.3

«Кустарные промыслы, как известно, возникли в тех местностях, где земледелие не приносило крестьянам достаточного дохода», – утверждал Г. В. Плеханов. 4

Напротив А. А. Исаев считал, что «кустарная промышленность была бы в большей части России желательным явлением даже в том случае, если бы доходы от земли удовлетворяли потребности крестьян», потому что кустарные промыслы «наилучшим образом наполняют зимний крестьянский досуг». 5 К такому выводу приходили и некоторые другие исследователи кустарной промышленности.

Как бы там ни было, почти полное  отсутствие в регионе фабрично-заводской промышленности ещё больше увеличивало значение  кустарей в экономической жизни нашего края.

Постепенно, к к .XIXв. кустарничество теряет одну из  своих  наиболее характерных  черт  — роль подсобного промысла при земледелии, так как  кустари здесь по большей части уже перестают вовсе заниматься земледелием

В связи с широким распространением лесов на территории Брянщины с давних времен были развиты промыслы, связанные с обработкой древесины: плотничий, бондарный, посудный, колесный, санный.

 

б) Плотничий промысел

Из архивных источников известно. что плотничий промысел  в нашей местности  был хорошо развит в Х1Х в. в д.Шулаковка Павловской волости Мглинского уезда.

Но существовал он там так давно,  что кустари не могли припомнить, кто положил ему начало. С отменой крепостного права плотничеством стали заниматься еще больше, чем во время крепостной зависимости.

Как свидетельствует «Земский сборник Черниговской губернии за 1893г»: «…промыслом в данном селении из 120 - занималось до 40 дворов. Работали только взрослые, хороших мастеров можно было насчитать человек 50. Сам род промысла требовал соединения нескольких человек плотников в одну артель, потому что поднимать и передвигать строевой лес могли только несколько человек.

Количество членов артели зависело от объема строящихся зданий. Учеников на выучку плотники не брали.

Кустари работали из материала заказчика, причем плата зависела от величины делаемых построек. Кустарями при работе применялись следующие орудия: топор, пилы. долото, сверла, скобля, несколько рубанков разной конструкции, черта , шнур.

Орудия эти покупали в городских лавках или у кузнецов. Они могли служить плотнику до 3 лет. Да и ремонт их стоил недорого.

Самой трудной работой считалось осадить окно, сделать под закрой потолок и навести украшение резьбой; рубить же, пилить и скоблить можно было и без особого навыка. Работали кустари хорошо.

Между членами артели строгого распределения не было, но все же каждый рабочий во время работы стоял на своем определенном месте. Один занимался рубкой углов. другой тесал и т.д.

Плотничать начинали не раньше 18 лет, так что заниматься учением в школе детям кустарей плотничество не мешало.

Работали кустари целый день, отдыхая только во время обеда и завтрака. Работа продолжалась почти круглый год, прекращаясь только во время сенокоса. Кустарю капитал требовался только для покупки инструментов, которые стоили 5 рублей. Вырабатывал же плотник в год до 50 рублей, но все равно, промысел не обеспечивал его продовольствием. Жили кустари также бедно, как и их односельчане.

Плотники кредитовались у местных евреев на короткие сроки за большие проценты – до 50 и более.

Плотники никаких сборов ни казне, ни обществу, ни земству не платили.

К концу Х1Х века плотничий промысел принимал все меньшие размеры вследствие истребления лесов».6

в) Колесный промысел

В деревне Писаревка Павловской волости Мглинского уезда издавна существовал колесный промысел.

Как описано в  «Земском сборнике Черниговской губернии 1893г»:

« …практически в каждом дворе деревни занимались производством простых колес (из 120 дворов – 100).

Кустарный промысел в этой деревне не составлял главное занятие кустарей, а служил скорее только подспорьем в хозяйстве. Занимались промыслом только в свободное от полевых работ время – весной и осенью.

Зимой же из – за отсутствия специально устроенного помещения работы прекращались. Обычно, работая в течение целого дня, около 15 часов, мастер мог сделать одно колесо или, если материал был подготовлен, - пару.

За весь же период рабочего времени он изготавливал 15 станов, а все кустари данного селения – до 1500 станов.

Рынками сбыта служили окрестные торговые пункты – Мглин, Почеп, Стародуб, Погар, Сураж.

Колесный промысел приносил кустарям доход до начала строительства участка железной дороги Брянск-Гомель.

С открытием этого участка кустарям стало труднее приобрести материал для работы. Им пришлось пользоваться остатками «негодного» леса. Качество изделий значительно ухудшилось, вследствие чего и спрос уменьшился. Кроме того, колеса стали оковывать и срок службы их увеличился».7

г) Посудный промысел

В нашей местности выделкой деревянной посуды занимались в с. Белогорщ Павловской волости Мглинского уезда.

Как свидетельствует «Земский сборник Черниговской губернии 1893г»:

« …посудники выделывали корыта, ночевки и жлукта для бучения белья.

Промыслом в селе  занимались только в семи дворах по одному человеку в каждом. Работали только взрослые мужчины. Ни артельного начала, ни найма рабочих, ни обычая брать учеников по выкупу не существовало.

Единственным и достаточным средством к существованию промысел никому из кустарей не служил; все они имели свою собственную землю, которую обрабатывали сами, но все же хлеба кустарям хватало только до Покрова. Бывало даже так, что не хватало зерна на посев.

Кустари перерабатывали свой материал, который они покупали за наличные деньги у владельцев соседних лесов.

Покупали они осиновый лес ценой от 75 копеек до 1 рубля за дерево.

Орудия, которые применялись при работе,   следующие: топор, пила, скобля, тесла, струг.

Ими кустари во время работы пользуются так. Сняв со срубленного дерева кору скоблей , распиливают его на куски и каждый кусок обделывают топором, после чего, некоторое время сушат на песке; затем снаружи обрабатывают стругом, а изнутри выдалбливают теслом.

Самая трудная часть работы – выдалбливать теслом, а остальные не требуют особого навыка.

Изделия кустарей изяществом и чистотой отделки не отличались.

Из приготовленного ранее материала кустарь может сделать за три часа целые ночевки, на приготовление жлукт нужно было затратить весь день.

За год кустари села Белогорщ изготавливали до 1000 ночевок, жлукт и несколько сот корыт.

Кустари сбывали свои изделия чаще в зимнее время в базарные дни и во время ярмарок.

Всех изделий кустари села Белогорщ продавали на 100 рублей, причем, каждый мог получить, в среднем, чистой прибыли – 10 рублей.

Вследствие истребления и удорожания лесов к нач. ХХ в. посудный промысел в с.Белогорщ пришел в упадок». 8

д) Бондарный промысел

В селах Рюхово и Песчанка в Х1Х в. наиболее развитым был бондарный промысел, который существовал там с незапамятных времен. Начало ему положили местные жители, которые издавна занимались выделкой бочек, ушатов, дежек, кадок, ведер, корыт и т.д.

По сведениям, собранным учителем из с.Рюхово Ф.Корольским и учителем из с.Песчанка И.Беляевым:  

 «…в Рюхове промысел привился хорошо, но доходность его с каждым годом падала. В Песчанке же он развивался довольно ровно. И изделия кустарей в этом селе отличались чистотой и красотой работы.

Занимались промыслом только взрослые мужчины. В Песчанке, например, в 50 дворах их насчитывалось - 70 человек, в Рюхове в 11дворах - 20.

Иногда кустари нанимали работников – бедных мастеров из других местностей.

Работа бондарей велась в обыкновенной жилой избе.

Рабочим инструментом являлись:  топор, пилы – поперечная и продольная, циркуль, струг, спуск, рубанок, скобля, затерыч, натяжек обручей, клепок.

Кроме этих инструментов, у кустарей села Рюхово имелся еще верстак, называемый на народном языке «козою». Он служил для выстругивания на нем обручей и клепок.

Дерево, из которого готовился материал, распиливался поперечной пилой на части, соразмерно вышине бочки и ширине дна ее. Распиленные куски раскалывались на клепки и, сначала, тесались топором, а затем обрабатывались стругом на верстаке, что сглаживало неровности после ковки. Далее выструганные клепки шли на просушку. На этом же верстаке и тем же стругом выстругивались и обручи из орешника и молодых дубков.

Далее брался высушенный обруч, связывался окончательно посредством сделанных на обоих концах его зарезов, и начиналась составка из клепок бочки таким образом, чтобы первый обруч был вверху, а последние надевались сверху вниз и так до последнего обруча, который натягивался уже натягачем.

Ручной пилкой обрезалась неровность клепок и вырезалась из сбитых деревянными гвоздями клепок дно.

При изготовлении корыт, лопат, ковшей и других мелких предметов рубился кусок дерева, обчищался  скоблей, выдалбливался теслом и стамеской. Дно зачищалось  начисто. Затем предмет просушивался в тени и пускался в продажу.

Для изделий бондари никакого другого материала, кроме дерева, не применяли.

Во время срочных полевых работ промысел на время приостанавливался. В остальное время он шел безостановочно.

Одно кустарное хозяйство в с. Рюхово за год  могло изготовить 10 бочек, 10 пар ведер, 2000 обручей, 50 дежек.

Бондари с.Рюхово покупали материал для работы у торговцев и сбывали изделия оптом перекупщикам, которые перепродавали их потом в два раза дороже.» 9

2.Современное состояние промыслов в Унечском районе.

а) Кустари.

В настоящее время в Унечском районе совсем немногие поддерживают традиции старых   мастеров – бондарей в с. Рюхово, д. Яблонка и Рохманово.

Плотницкое мастерство сохранилось в немного большем объеме, его продолжают несколько человек в  д. Ивайтенки,  с. Писаревка,  с. Робчик,  с. Брянкустичи,  пос. Рассуха,  с. Найтоповичи,  д. Добрик, д. Коробоничи, с. Староселье.

Изготовлением колес, саней и упряжи для лошадей занимаются несколько мастеров  в с. Старая Гута и  д. Шапочка.

Однако, абсолютное большинство народных промыслов, которое было сосредоточено в сельской местности, в настоящее время утрачено.

Лишь отдельные умельцы занимаются народными ремеслами, которые являются для них увлечением в свободное время, в основном это – резьба и роспись по дереву, лозоплетение, ковроделие и вышивка, кружевоплетение и вязание.

б) Глиняная свистулька Унечской художественной школы

Отрадно отметить, что в последние годы  активно развиваются такие виды народного творчества, как керамика, вышивка, макраме, лаковая миниатюра в детской художественной школе им.Ю.И.Саханова.

Об одном из них – керамике хотелось бы остановиться подробнее. Но, немного истории.

Гончарное мастерство известно на Брянщине с незапамятных времен. Археологи  обнаружили на территории нашего края многочисленные свидетельства этому. Так, в городище Горяны , которое обследовал археолог Е.Л.Шинаков в 1991 году, найдена лепная керамика юхновской культуры ( 6-3 вв. до н.э.), в курганных могильниках Белогорщи обнаружены глиняные сосуды, которые можно датировать 12 в. Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия выполненные руками, без каких- либо  специальных приспособлений. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц. В них ярко отражались древние верования, часто в глиняных  фигурках видели духов, охраняющих человека, его жилище, посевы и т.д. Много свидетельств этому найдено в городище с.Найтоповичи, с.Рассуха.

На протяжении столетий они превратились в глиняные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают  изготавливаться и в наши дни. Такую лепную керамику возрождает Унечская детская художественная школа им. Ю.И. Саханова.

Для унечской игрушки характерны разнообразие размеров, богатство форм, необычный декор. При необходимости в декор игрушки вводится роспись. Каждая игрушка – авторская, творческая работа. Кроме этого, унечская игрушка еще и поет.

А возродилась унечская свистулька благодаря инициативе талантливого педагога, художника, директора ДХШ – Мысливченко Александра Леонидовича. И сейчас, детские игрушки, выполненные руками учащихся детской художественной школы под руководством директора, преподавателей, пользуются большим интересом среди жителей района, его гостей. Высокую оценку унечская глиняная игрушка получила со стороны Министерства культуры РФ. А в 2011 г. Мысливченко А.Л. получил звание «Народный мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Брянской области».

Заключение.

В представленном реферате показано, что, несмотря на развитие капиталистической промышленности, в конце XIX в. кустарные промыслы продолжали играть важное значение в народном хозяйстве нашего края.

         На территории современного Унечского района особое развитие получили деревообрабатывающие и гончарные промыслы.

         В работе были определены закономерности развития этих промыслов, выявлены их самобытные черты, определяющиеся заселением региона особым народом – «литвино-белорусами»,  а также особенностью климатических и ландшафтных зон региона.

В реферате отмечено, что вследствие истребления и удорожания лесов к нач. ХХ в. промыслы, связанные с обработкой древесины, в нашем краю приходят в упадок.  В течение 20 века они были сведены до минимума.    

Тем не менее, традиционная культура, вынужденно сопротивляясь стандартизации и массовизации, продолжает существовать в современном мире. Не вызывает сомнения тот факт, что через практические занятия народными традиционными ремесленными промыслами не произойдёт потеря традиций и будет затруднён процесс отторжения традиционной культуры современным обществом.

Можно только радоваться тому, что в нашем районе детская художественная школа, Центр детского творчества,  сельские дома культуры и клубы, библиотеки, в которых занимаются наши дети, становятся постепенно центрами возрождения некогда утраченных народных промыслов, дают им новую жизнь.

 

Научно-справочный аппарат:

 

1. См.:  Пономарев Н.В. Кустарные промыслы в России: Состоящий под августейшим покровительством ее императорского высочества великой княгини Елисаветы Феодоровны кустарный отдел на Всемирной выставке 1900 года в Париже. М., 1900. С.1.

2. См.: Косич М.Н. Литвины-белорусы Черниговской губернии, их быт и песни.  СПб.,1902.

3. См.:  Герценштейн Г. М. К вопросу об отхожих промыслах // Русская мысль. 1887. Кн. 9. С. 164.

4. См.:  Плеханов Г. В. Против народничества. // Соч. М.; Пг., 1923. Т. 7. С. 232.

5. См.:  Исаев А. А. К вопросу о кустарной промышленности в России // Русская мысль. 1880. Кн. 11. С. 97.

6. См.:  Земский сборник Черниговской губернии.  1893. №11. С.20-21

7. См.:  Земский сборник Черниговской губернии.  1893. №11. С.22

8. См.:  Земский сборник Черниговской губернии 1893. №11. С.23-24

9. См.: Земский сборник Черниговской губернии. 1890.  № 12. С.7-8

 

Список использованных источников и литературы:

 

1. Котлярчук А. Белорусы Брянского края. Этническая история и современность. Минск, 2002.

2. Лазаревский А. Описание старой Малороссии: Материалы для истории землевладения и управления. Киев,1888. Т.1. Полк Стародубский.

3. Миклашевский С. Итоги полувековых толков о помощи кустарю: Краткий обзор мероприятий, проектов, опытов и пр. СПб., 1892.

4. Описание Черниговской губернии. Составлено по поручению Губернского земства членом Императорского Географического общества А.А.Русовым. Т.II. Чернигов, 1899.

5. Семенов П., академик Ламанский В.И. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для Русских людей. Т.7. Издательство: В.И. Давриена, 1903.

6. Тихая моя родина. Сборник историко-краеведческих очерков. Брянск,1997.

 

Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (05.07.2016) | Автор:
Просмотров: 519 | Теги: ремесло, промысел, унеча | Рейтинг: 4.9/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: