» » »

Культурная и общественная жизнь Унечи на страницах газеты «Ленинское знамя» (60-е годы ХХ века)

Арещенко Т.Н.,

мл.науч. сотрудник Унечского краеведческого музея

 

Культурная и общественная жизнь Унечи

на страницах  газеты  «Ленинское знамя»

(60-е годы ХХ века)

 

       Представить себе  жизнь районного центра в СССР без местной печати невозможно.

       1931 год. Унеча вместе со всей страной живёт и работает по планам первой пятилетки. Ежедневно по сигналу паровозного гудка сотни унечцев отправляются в рейсы, на заводы, стройки, в учреждения. На станции идёт интенсивное строительство: возводятся дома для железнодорожников, клуб корпуса депо, несколько магазинов, площадка под главное здание районной больницы. Посёлок расширяется и благоустраивается.

       Стране нужны грамотные люди, и унечцы активно учатся читать и писать. В этом им помогают ликбезы, созданные повсеместно.

        Именно в это время 24 ноября 1931 года увидел свет первый номер газеты «Ленинское знамя». Главной темой  этого  номера стала работа Унечского железнодорожного узла. Газета писала о поступивших новых паровозах, о набирающем силу стахановском движении среди машинистов, о техническом переоснащении паровозного депо.

        Всё, чем жила тогда страна, что волновало простых людей, освещалось на страницах «Ленинского знамени». Так, в заметке от 28 февраля 1938 года под рубрикой «Ликвидация неграмотности» можно прочитать, что в районе повсеместно открываются школы ликбеза, что в Лизогубовке насчитывается 68 грамотных и 30 малограмотных жителей, что в Красновичах комсомольцы Пивченко, Клименко, Астрахан организовали школу грамоты для взрослых. Газета писала и об организации и становлении колхозов. Перед войной их было уже 99.

        Трудное послевоенное время тоже нашло отражение на страницах местной газеты. Она выходила тогда на двух полосах на грубой обёрточной  бумаге. Заголовки тех лет: «Боевые дела путейцев» (о подготовке коллектива дистанции пути к Сталинскому Дню железнодорожника), «Слово вагонников – крепкое слово» (об инициаторах стахановского движения). Журналисты рассказывали о строящихся маслозаводе, мясокомбинате, крахмало-паточном комбинате, цехе колбасных изделий, о бурном строительстве жилья. «Город растёт, как на дрожжах, где сплошной стеной стоял сосновый лес, выросли целые улицы. Унеча стала важным центром пищевой промышленности» - писали в одном из номеров «Ленинского знамени» 1949 года.

        50-е, 60-е годы по всей стране – это ударные стройки пятилеток и семилеток. В Унече завершено восстановление больничных корпусов, построены новые здания вокзала и отделения дороги, пущены в эксплуатацию 1-й и 2-й генераторы новой электростанции. В домах унечцев появилось электричество. Работали клубы, кинотеатры, стадион. Зимой заливали каток. Это были любимые места отдыха унечцев. Газета «Ленинское знамя» в это время стала выходить на четырёх полосах три раза в неделю. Несмотря на ярко выраженный  идеологический характер материалов, «Ленинка», как любовно называют её унечцы, даёт достаточно широкое представление о жизни Унечи и Унечского района. Образование, культура, спорт, развитие промышленности и сельского хозяйства, благоустройство города, экология и охрана природы, сообщения из зала суда, очерки о морали и нравственности – это далеко не полный перечень освещавшихся газетой темы. Большое место отводит газета и международным новостям. Картина общественной и даже личной жизни жителей Унечи представляется весьма любопытной, особенно с точки зрения современного человека.

        В Унечском краеведческом музее хранятся старые подшивки газеты «Ленинское знамя», начиная с 1962 года. Проанализируем некоторые из них.

        Герои первых страниц газеты – железнодорожники, строители, труженики села. Намолоченные  центнеры, убранные гектары, перевезённые составы, возведенные элеваторы. Тема ударного труда кочует из номера в номер: «Быть отменному урожаю!», «Трудовые победы», «На ферму пришёл коммунист», «Идёт большое молоко» и т.д. На своем месте обязательно передовица: «Боевое оружие партии», «Верный помощник и воспитатель», «На передний план, комсомолия!», «Рационализаторы – в фонд семилетки», «Ленинскому знамени верны!».   

        Вот выдержка из одной такой передовицы:

        «Член партии Иван Андреевич Гулаков долгое время работал в лесничестве. Он не мог спокойно смотреть, как восьмая полеводческая бригада колхоза «Родина» отставала, и решил возглавить эту бригаду. Партийная организация его поддержала. Ивану Андреевичу пришлось много поработать, чтобы сплотить людей в дружную семью…  Но радостно на душе у Гулакова – его бригада считается сейчас передовой… («Ленинское знамя» от 29 апреля 1962г.)

        Ещё одна цитата: «Комсомольцы смело берутся за самые трудные дела. Совсем недавно молодая комсомолка Фрося Максименко пришла в контору сельхозартели «Родина» и попросила направить её на свиноводческую ферму. Желание девушки удовлетворено. Теперь Фрося трудится, не покладая рук, добивается всё лучших результатов. Нет сомнения, что она станет передовой свинаркой». (Там же).

       Но не только передовые будни интересуют газету. Большое место занимает образование, культура, организация быта горожан, вести из зала суда. В номере от 17 мая 1962 года в заметке «Хороший концерт» читаем: «В клубе им. 1 Мая состоялся концерт артистов Ленинградской эстрады. Успешно выступили солист радио Ованесян, жонглёр – манипулятор Рапита, конферансье Изольдов. Номера исполнялись в сопровождении джазансамбля».

       В номере от 22 мая этого же года – заметка «Концерт агитбригады»: «В Рюховском клубе выступала агитбригада районного Дома культуры. Перед началом концерта пропагандист райкома партии прочёл лекцию о международном положении, затем хор исполнил несколько песен, драмкружок поставил сатирическую пьесу, исполнялись сатирические частушки. Помещение клуба было заполнено до отказа».

        В газете от 14 июня 1962 года в рубрике «Наши корреспонденты сообщают» помещена заметка о выступлении артистов балета в городе: «11 июля в клубе им. 1 Мая со спектаклем «Лебединое озеро» выступили артисты Ленинградского театра оперы и балета. Громом аплодисментов наградили зрители балерин, исполнявших танец маленьких лебедей, венгерский, неаполитанский и испанский танцы. Надеемся, что новая встреча с артистами на спектакле «Бахчисарайский фонтан» тоже понравится зрителям».

        Выпуски газеты рассказывают о выступлении в Унече Брянского народного хора, о поездках по району агитбригады Брянской  областной филармонии, гастролях Брянского областного драмтеатра со спектаклем «Третья голова», о работе сельских клубов. В номере от 14 сентября 1962 года в заметке «Зрителей становится больше» читаем: «Жители села Красновичи часто посещают свой сельский клуб. Здесь можно поиграть в домино, шахматы, шашки, почитать свежий номер газеты или журнала, послушать лекцию. Три раза в неделю здесь демонстрируют художественные, сельскохозяйственные и документальные фильмы».

        Много в газете критических материалов на разные темы. В номере от 28 сентября 1962 года в заметке «Хлеб надо беречь» газета пишет: «В последнее время в магазинах города можно часто видеть одних и тех же лиц. Они выносят в сумках по 6-8 буханок чёрного хлеба. У них у всех большие семьи? Отнюдь нет… Ульяна Ивановна Гончарова – свой человек в магазине. Никакие нормы отпуска хлеба для неё не существуют. Надо же накормить корову и двух свиней. А у Анастасии Стремоуховой обнаружены для кормления свиней 3 буханки хлеба, размоченные в воде, да в запасе 13 буханок чёрного хлеба! Пора прекратить растранжиривание хлеба для кормления скота. Наказать виновных!». «Ленинское знамя» от 5 августа 1962 года в заметке «Нарушают правила торговли» пишет: «Ларёк на ст. Рассуха торгует по своим особым правилам. Розничная продажа хлеба фактически прекратилась, его продают ящиками школе, кое-кому отпускают по знакомству. Остальные жители, в том числе и пенсионеры, вынуждены ездить за хлебом в Унечу. До каких пор будет этот беспорядок?!».

        В газете от 5 октября 1962 года в заметке «Три года ждём» читаем: «Клуб в деревне Черныжово строится уже третий год, ещё начали проводить радио и электричество, но уже давно ни радистов, ни электриков не видно. Когда у нас будет свет, когда колхозники смогут слушать голос Москвы – неизвестно». В этом же выпуске в заметке «Негде отдохнуть» газета пишет: «Где провести долгие зимние вечера колхозникам? Клубы есть в каждом крупном селе, но … Сельский клуб в с. Горяны заняли зерном, превращены в склады клубы в Вяльках и в Новом Задубенье, а в клубе деревни Товбозино сначала держали телят, а потом приспособили для сушки хмеля».

       А вот положительный пример работы клуба, только уже в районном центре: «Пьесу «Маты-наймичка» по мотивам поэмы Т.Г. Шевченко показал в Унечском клубе им. 1 Мая приехавший на  гастроли Черниговский областной украинский музыкально-драматический театр им. Т.Г. Шевченко. Спектакль прошёл с большим успехом».

         В следующем номере в подборке «Письма в редакцию» опять о сельском клубе: «Стены голые, запыленные. Есть один портрет, да и тем выбитое окно заставляют. В клубе по вечерам темно – нет керосина. Есть в клубе гармонь, шашки, домино. Но ко всему этому доступ закрыт. Нет распорядка дня и в библиотеке»… Письмо написал учащийся строительного училища д. Батуровка.

        Следующий материал о дефиците мыла в районе: «…Целое лето нет в нашем магазине мыла, нет его и в соседних сёлах, и в самом райцентре»,- жалуется колхозница М. Караваева… Этот товар стал дефицитным» («Ленинское знамя» от 14 дек. 1962г.)

        О пропавшей из продажи соли пишет в газету другой читатель: «Три дня подряд ходил я по магазинам города и пытался купить соль. Днём с огнём её не сыскать. Пусть мне скажут работники торговли, где мне её купить? («Ленинское знамя» от 13 марта 1963г.)

        Но есть и хорошие новости о работе торговли. «Ленинское знамя» от 28 августа 1962 года пишет об открытии первого магазина самообслуживания:

«Покупатель… удивлённо останавливается у порога: на специально изготовленных стеллажах разложены различные продовольственные товары. Покупатели берут корзиночки и идут в торговый зал за покупками. Выбрав нужный товар, люди подходят к кассирше. Она подсчитывает стоимость покупки, выбивает чек… Все покупатели хорошо отзываются об этом прогрессивном методе культурного обслуживания».

        Газета пишет и о росте благосостояния жителей Унечского района: «Колхозники… на своём опыте убедились в выгодности и важности хранения средств в сберкассе. 422 семьи Старосельского и Лизогубовского сельсоветов имеют вкладов на 103 тысячи рублей. За 4-й квартал вклады выросли ещё на 5 тысяч рублей».

        Сдача многоквартирного дома в Унече – целое событие: «Настоящая радость пришла в семьи  унечских железнодорожников. Они получили новые благоустроенные квартиры с ванной, водопроводом, паровым отоплением!.. Четырёхэтажный дом по улице Горького был сдан в эксплуатацию, 32 семьи стали новосёлами». («Ленинское знамя» от 27 мая 1962г.)

        В номере от 23 ноября 1962 года в заметке «50 новоселий» газета «Ленинское знамя» пишет: «50 семей колхозников сельхозартели «Россия» справили новоселье. Во всех новых домах горит лампочка Ильича, слушают голос родной Москвы».

        В заметке «В гости на собственной машине» газета пишет: «Учитель Писаревской школы Николай Макарович Самусенко на свои трудовые сбережения купил легковой автомобиль «Запорожец». Теперь он вместе с семьёй по выходным дням приезжает в Унечу, ездит в гости к родным в другие населённые пункты района». («Ленинское знамя» от 7 апр. 1963г.)

       «Над домом рабочего совхоза «Унечский» Василия Сёмченко высится антенна. Недавно в его доме появился телевизор. Его семья теперь смотрит передачи из Москвы. Нередко у голубого экрана собираются и соседи. Этот телевизор пока первый в деревне Коржовка». («Ленинское знамя» от 7 апр. 1963г.).

        Не обходит вниманием районная газета  и вести из зала суда. В номере от 25 декабря 1962 года в заметке  «Не чиста на руку» читаем: «Мария Синякова … давно прикладывает руку к общественному добру, заглядывая на колхозное свекловичное поле,.. помаленьку наносила 700 кг свёклы. Односельчане видели, как воровала государственное добро Синякова, и не остались к этому равнодушны… Воровку приговорили к шести месяцам лишения свободы условно».

        Вот ещё одно сообщение этой же рубрики: «А.В. Гальков… систематически пьянствовал, устраивал скандалы в семье, разбил швейную машину, убил своего поросёнка. Он начал истязать жену, избивал и выгонял  её из дома. Пьяница – истязатель предстал перед судом» («Ленинское знамя» от 7 июня 1962г.)

        Газета «Ленинское знамя» поднимает на своих страницах и вопросы благоустройства города. В заметке «За цветущий город» читаем: «Пройдёшь по улицам Унечи и лишь кое-где увидишь цветы. Неужели жители не хотят видеть свой город красивым?.. Город наш – нам его и украшать» («Ленинское знамя» от 24 мая 1962г.)

       Вот выдержка из письма в газету неравнодушного читателя: «На поле колхоза «Родина» выросла молодая ольховая рощица. Деревья своими корнями укрепляют овраг. Но что до этого И.К. Слепенко? Он срубил на дрова 186 деревьев. Дрова у него есть, но ему больше хочется! Где же его совесть?» («Ленинское знамя» от 30 ноября 1962г.)

        А в номере от 9 декабря 1962 года в заметке «Без света и радио» газета публикует письмо жителей одной из улиц Унечи: «Мы живём на новой улице имени Фрунзе, но до сих пор у нас нет  электрического света. На наши просьбы начальник коммунальной конторы тов. Костюков отвечает обещаниями, но когда они будут выполнены, неизвестно. А дети делают уроки при керосиновых лампах, у нас нет и радио».

       А вот в письме жителей деревни Песчанка, опубликованном на страницах «Ленинского знамени» от 28 октября 1962 года  - жалобы на работу местных властей: «Наша деревня находится в двух километрах от Унечи, а  электричества у нас до сих пор нет… Лежат готовые столбы, но когда их установят – неизвестно». Но есть и хорошие новости: «Деревня Рюхово, центральная усадьба артели «Победа», давно подключена к городскому радиоузлу, а отдалённые сёла артели не были радиофицированы. На днях хлеборобы села Волкустичи и деревни Черныжово услышали голос родной Москвы. Здесь установили 136 радиоточек. Недавно были радиофицированы деревни Подзоричи и Врянцы. Сейчас в сёлах района работает 5584 радиоточки». («Ленинское знамя» от 18 сентября 1962 года).

        Будоражат жителей Унечи случаи крупных выигрышей по лоторейным билетам, о которых тут же сообщает газета: «Счастливые» билеты предъявила работница Унечского ОРСа…, на которые выпали выигрыши: холодильник «Саратов-2» и электрический утюг.  Пенсионер Малеев К.А. выиграл ручную швейную машинку, работник санэпидстанции – шерстяное одеяло, работник стройуправления – ковёр» («Ленинское знамя». - 1962. – 9 октября).

        В номере от 10 июля 1962 года в заметке «На счастливые билеты» - об этом же: «Особенно многолюдно в Унечской центральной сберкассе. Посетители предъявляют билеты денежно-вещевой лотереи. Выигрыши разные: стиральная машина, пылесос «Чайка», наручные мужские часы «Сатурн», детские велосипеды, ковровые дорожки, электрические утюги, сатиновые одеяла, денежные выигрыши от рубля до десяти».

        Характерной особенностью районных и не только газет в то время были репортажи о выполнении и перевыполнении производственных показателей, о передовых починах. Газеты пестрели такими заголовками: «Сдержим слово, данное трудящимся области!», «Второй хлеб убирают дружно», «Успехи животноводов радуют», «Каждый трудоспособный – на уборку картофеля!», «Честь хлебороба», «Не допустим потерь урожая», «Зерна будет больше», «Думы знатных хлеборобов», «Больше продуктов животноводства государству», «Передовики показывают пример», «Широкую дорогу передовому опыту». Каждый из этих заголовков отражал те или иные реалии тогдашней жизни района, страны. В номере от 30 ноября 1962 года в заметке «Общественные распространители книг» «Ленинское знамя» пишет о советской практике продвижения книг в народ. Общественными распространителями выступали работники Союзпечати, учителя, библиотекари, даже работники вагонного депо.

        Есть в газете рубрика «Кино». Наивными, но довольно категоричными выглядят отзывы о просмотренных кинофильмах. Фильм, герои которого не соответствуют облику строителя коммунизма, пропагандируют иные ценности, клеймятся позором, обвиняются в пошлости и мещанстве. Кстати, любопытный факт. В одной из заметок этой рубрики говорится о новом документальном фильме «Великая битва на Волге», выпущенном к 20-летию битвы под Сталинградом. Нигде в заметке это сражение не называется Сталинградским – Великая битва на Волге и никак иначе. Опубликован анонс о фильме в «Ленинском знамени» от 1 февраля 1963 года.         

        Хлёстко критикует и позорит газета лодырей, тунеядцев, недобросовестных работников разных сфер: «Геннадий Конюшенко не любит труда, бежит от него. Надо на работу устраиваться, хватит бездельничать. Не пора ли заставить Конюшенко честно трудиться?» («Ленинское знамя» от 27 ноября 1962.)

        В заметке «Наша претензия» газета публикует письмо с жалобой на работу почтальона: «Вот уже год работает у нас почтальоном Мария Токунова. Очень плохо она относится к порученному делу. Газеты, журналы и письма М. Токунова иногда приносит через 2-3 дня после их получения почтой. Отдельных номеров подписчики не получают совсем… Бывают случаи, когда почтальон приносит раскрытые письма. Ведь почтальон должен знать, что вскрывать чужие письма не положено («Ленинское знамя» от  17 мая 1962г.)

        В заметке под рубрикой «Из зала суда» читаем: «Иван Таратонов прославился как любитель зелья и нарушитель общественного порядка. Однажды он напился и начал хулиганить в сельском клубе, избил киномеханика и его помощника. Уйти от ответственности ему не удалось. Унечский народный суд приговорил его к четырём годам лишения свободы («Ленинское знамя» от 10 июня1962г.) В номере от 3 июля 1962 года в заметке «Сплетница оштрафована» газета сообщает: «Антонина Кобзарь из села Лыщичи – большая любительница посплетничать от безделья. И кто только не попадался ей на язык! И вот сама она попала под суд общественности. Товарищеский суд задал сплетнице хороший урок и оштрафовал её».

        Героини заметки «Сорняки» в «Ленинском знамени» от 24 августа 1962 года – сёстры Нерович: «Почему вы не работаете в колхозе? – спрашивают их. - Здоровье не позволяет, - отвечают. У них есть большой приусадебный участок, хороший сад. Это приносит им неплохой доход.  А ещё сёстры, объявив себя «святыми» монашками, ходят по сёлам и совершают религиозные обряды.  Их предупреждали, что жить на колхозной земле и не работать в бригаде – преступление перед обществом. На общем собрании колхозники потребовали выселить их из села. Сорную траву – с поля вон!»

       Очень  много в газете материала о работе школ, пионерских и комсомольских делах: «На днях из туристического похода по родному краю возвратилась группа учащихся Мглинской восьмилетней школы. Ребята прошли пешком от города Мглина до станции Рассуха, затем поездом доехали до Брянска. Осмотрев наш областной центр, учащиеся на самолёте возвратились во Мглин». («Ленинское знамя» от 10 августа 1962г.)

       Приобретение редкого ещё в то время телевизора сельской школой – тоже новость, достойная газетной полосы: «Хорошо поработали летом школьники Демьяновской школы. Они вырастили на своём участке хороший урожай овощей и картофеля. За вырученные с продажи урожая деньги школа приобрела телевизор. Ребята с радостью смотрят телепередачи и с нетерпением ожидают, когда в день Октябрьской революции будут смотреть парад на Красной площади в Москве» - сообщает «Ленинка» от 1 ноября 1962 года в заметке «Телевизор в сельской школе.

        Я не ставила своей задачей проанализировать все материалы газеты. Хотелось понять, чем жили город и район в начале шестидесятых годов, что волновало людей, что представляла собой районная журналистика в то время.

       Во многих своих материалах газета категорична, безапелляционна в суждениях, насквозь идеологизирована, непримирима и бескомпромиссна.          Язык полон штампов, канцеляризмов, элементарных стилистических ошибок. При всём этом газета дышит верой в светлое будущее, в то, что коллектив может исправить и воспитать человека – строителя коммунизма, что можно побороть воровство, взяточничество, догнать и перегнать Америку по мясу и кукурузе, и что наступит мир во всём мире. Одним словом, читайте старые газеты, чтобы понять, почему мы такие, какие есть.

 

Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (03.07.2016) | Автор:
Просмотров: 261 | Комментарии: 1 | Теги: ленинское знамя, газета, Жизнь, унеча, культура | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Интересный обзор. Например, отмечу следующее: «На днях из туристического похода по родному краю возвратилась группа учащихся Мглинской восьмилетней школы. Ребята прошли пешком от города Мглина до станции Рассуха, затем поездом доехали до Брянска. Осмотрев наш областной центр, учащиеся на самолёте возвратились во Мглин»
Можно ли сейчас представить, что между Брянском и Мглином существовала авиасообщение? А между тем, так и было. Самолёты летали и перевозили в то время пассажиров даже из Мглина в Унечу и обратно. Отметим, что это был год 1962.
Подшивка районки - это история района.

Имя *:
Email *:
Код *: