Главная » Статьи » Исследования » Музейные исследования |
Статья посвящена теме сохранения памяти посредством создания именно местных памятников и мемориалов, на примере Унечского района. Надо сказать, что этапы «мемориализации» были характерны для всей страны, памятники устанавливались в массовом порядке и имели практически повсюду стандартное оформление, но, в отличие от центральных, «официальных» мемориалов, местные памятники лучше отражали реальную социальную ситуацию, поскольку часто инициировались «снизу». Это доказывают и памятники Унечского района. Итак, первый этап «мемориализации» - послевоенные годы - 1940-50е гг. Сутью этого этапа была первичность личной памяти. Память о Великой Отечественной войне в эти годы в СССР еще нельзя назвать «исторической памятью», война ещё жила в повседневном опыте. Сразу после войны, с середины 1940-х годов в большинстве сел и деревень страны, в т.ч. и в Унечском районе, появляются простые и дешевые бетонные или даже деревянные стелы со списками имен ушедших из этого населенного пункта на войну. Это так называемые кенотафы — пустые могилы, с перечислением имен погибших, но без реального их погребения. Обыкновенно они были пирамидальной или прямоугольной формы, с красной звездой на вершине или на гранях. В большинстве случаев власть практически не участвовала в их финансировании. Эти стелы заказывались на деньги, собранные местными жителями, по их же инициативе. Наверное, поэтому на одном из памятников этого периода в маленькой деревне Буде Вовницкой смогла появиться пирамидка с крестом. Здесь важнее был не внешний вид памятника, а точность списка всех имен погибших земляков или солдат – защитников и освободителей. В более крупных и богатых населенных пунктах в эти же годы устанавливали скульптурные памятники, на которых был изображен, как правило, солдат с винтовкой и в плаще. В Унечском районе таких было немного. Нашелся только один такой памятник в с. Новые Ивайтенки. 1960-70-е гг.: для этого этапа характерна монументальность памяти. В 1960-е годы поколение участников войны начало сменяться следующим поколением. И на мемориализации это не могло не отразиться. К этому времени мирная жизнь приглушает воспоминания очевидцев событий войны, из памяти людей постепенно стирается реальность военного опыта, он мифологизируется и фиксируется по-новому. Создание памятников стало, в большинстве случаев, централизованным. В этот период у памятников появляются несколько иные функции и смысл. Поскольку их устанавливала уже не местная общественность, а администрация, то и направлены они были как бы «вовне», они переставали быть личными по содержанию и приобретали государственный, идеологический характер. Но в связи с проводившейся в этот же период в стране политикой ликвидации «неперспективных» сел и деревень, получилось, что памятники в этих вымирающих населенных пунктах остаются старыми, необновлёнными. Или переносятся на центральную усадьбу. Как, например, это сделали в унечской Рассухе. Там на главном памятнике размещены списки погибших из 8 окрестных сел. Иногда из-за этого возникает путаница. Особенно, когда недобросовестные сотрудники сельской администрации неправильно переносят ФИО солдата. Так у нас районе оказались захороненными два капитана Шаля Дмитрия, только один Иванович, похороненный в д.Куровщина , а второй Васильевич – в с. Лыщичи. Скорее всего, что это один и тот же человек. Именно в этот период складывается советский официальный ритуал, связанный с освоением и трансляцией идеологических смыслов войны и победы, с оправданием жертвы и установками на дальнейшее мирное развитие. Возникают визуальные образы, которые повсеместно сопровождают военную тему. Это, во-первых, архитектурные композиции, подчеркивающие торжественность места и значимость события - гранитные или бетонные стелы, стены; во-вторых, скульптура — солдаты (образ мужественного воина-защитника), женщины (образ женщины-матери, иногда с ребенком), партизаны, журавли (после появления знаменитой песни Френкеля и Гамзатова), наконец, Вечный огонь или изображение факела. Во многих местах в это время памятниками становятся танки, орудия, боевые машины. Так, в Унече танк Т-34 был установлен в 1974г. В Фокинском районе города Брянск Танк Т-34-85 установлен у моста через реку Десна на Московском проспекте в 1967г.В других городах Брянщины это произошло позже: в Новозыбкове в 1981г., а в Стародубе в 1984г. Вообще, надо отметить, что на местах, в глубинке, процесс мемориализации был более гибким, где-то обновление памятников шло быстрее, где-то медленнее, где-то периодически возникали инициативы местного сообщества: так, например, у нас в районе ещё в 1973г. по инициативе коллектива железнодорожной школы №41 и фактически на средства выпускников этой школы был создан обелиск памяти погибших учителей, выпускников и учеников. Но вид его уже соответствовал образу монументальных обелисков. В 1980-1990-е: память внуков поколения 1940-х В конце 1980-х и начале 1990-х начинается новый тип мемориальной деятельности. Памятники, созданные на двадцать лет раньше, обновляются, к ним часто пристраиваются новые элементы. Или по заказу сельсовета или председателей колхозов создаются новые. Возникают целые мемориальные комплексы. Все меньше в них монументальности и статичности. Появляются памятники более динамичные и драматичные: скорбящая мать, часто с ребенком, солдаты в бою, либо умирающие после боя. Так, в д.Слобода –Селецкая был установлен комплекс с фигурами двух солдат. В Новых Ивайтенках фигура скорбящего воина была заменена новой фигурой солдата, олицетворяющего собой радость победы. В Унече в 1995г. к 50-летию Победы был создан мемориальный комплекс памяти погибших воинов-земляков «Скорбящая мать». Интересной стала серия памятников в разных селах района, созданных в 1980г. молодым художником В.Барановым, по инициативе его матери Логиновой И.Г. – занимавшей должность ответственного секретаря Унечского отделения общества охраны памятников. Военные мемориалы сегодня. В настоящее время ответственность за установку, охрану и содержание памятника несут в основном главы администраций местных муниципальных образований. В частности в Унечском районе за каждым памятником и мемориалом закреплены организации и учреждения района, которые ухаживают за ним. Не менее двух раз в год там собирается общественность, чтобы возложить цветы и провести митинги. Периодически снизу возникают инициативы. Так в 2007г. совету ветеранов, музею и общественности удалось добиться создания целого сквера памяти партизан и подпольщиков Унечи, который с тех пор уже несколько раз благоустраивался и сегодня представляет собой целый комплекс. Особенно активизируется забота о мемориалах к юбилеям Победы. Так, в 2005 году к 60-летию Победы скульптура солдата на центральном мемориале Унечи была заменена, а памятная плита была заменена на гранитную. Тогда же на могиле начали закрепляться таблички об обнаруженных и перезахороненных в результате восьми Вахт Памяти с 2001 по 2018 г. останков 13 солдат, имя одного из которых было установлено. В юбилейном 2020 году начались работы по реконструкции и благоустройству этого комплекса. О результатах большой поисковой работы музея по уточнению и дополнению имен на памятных плитах уже рассказывалось на страницах газеты. Напомню, что нам с хранителем музейных фондов Федорищенко Еленой на разных сайтах, в разных поисковых группах соцсетей удалось к 52 уже выбитым именам найти ещё 83 новых имени воинов, защищавших и освобождавших наш город, но не значившихся на памятной плите. В 2021 г работы по реконструкции мемориала были продолжены и итогом стало создание прекрасного современного памятного комплекса . Ещё одна инициатива по созданию памятного места успешно реализована в Унече в этом году. В далеком 1965 г. на окраине города Унеча в сосновом бору был создан парк культуры и отдыха. А уже в Парк был назван именем Уральских добровольцев, в честь бойцов 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса, первыми вступивших в освобождаемый от немецко-фашистских захватчиков город в сентябре И вот, наконец, в этом году эта проблема была решена. В парке создан мемориал «Памяти Уральских добровольцев», который выполняет не только патриотическую задачу – сохранение памяти об освободителях города, но и играет важную информативную роль. На больших досках дана краткая информация об Уральском добровольческом корпусе и его заслуге в освобождении Унечи. Теперь все желающие жители и гости города смогут узнать, почему парк носит такое название. Торжественное открытие мемориала планируется на 23 сентября - день освобождения Унечи с участием гостей из Екатеринбурга. Сегодня тема войны снова становится актуальной. И государственная политика этому всячески способствует. И уже можно заметить устойчивую тенденцию к возрождению советской военно-мемориальной традиции и системы патриотического воспитания. И видно, что и в некоторых современных ритуалах празднования Дня Победы, и в новых памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, намечается попытка передачи «личной», локальной, а не государственной, идеологизированной памяти. Снова на первое место выходит конкретный человек, а не весь народ, жертва, а не только героизм, и тяжелый быт, а не только подвиг. И устанавливаются памятники мирным жителям. Такой памятник, кстати, в 2010г. был открыт и в Унече – жертвам фашизма, замученным в годы оккупации в Унечском районе. Кстати, он тоже был создан по инициативе снизу, от общественности. Думаю, никого не нужно убеждать, насколько важно и значимо сохранение военных мемориалов. Это сильнейший инструмент так называемой исторической политики. Являясь национальным местом исторической памяти, они способны служить сплочению общества, способствуют культурно-исторической самоидентификации, воспитанию молодежи на боевых традициях старших поколений. Сохранение военных мемориалов – важное направление обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России; средство пропаганды российских культурных ценностей и истории; ресурс для дальнейшего развития страны.
Источники:
https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/geroi-i-zhertvy-memorialy-velikoj-otechestvennoj.html
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40763/1/dais-2016-16-20.pdf
| |
Просмотров: 371 | | |
Всего комментариев: 0 | |