» » »

Виртуальная экскурсия по утраченным усадьбам юго-западной Брянщины.

Голик Н.А.,

директор Унечского краеведческого музея

 

Виртуальная экскурсия по утраченным усадьбам юго-западной Брянщины. Ф.1

 

Я предлагаю вашему вниманию виртуальную экскурсию по интересным усадьбам юго-западной Брянщины. Многие из них совсем утрачены, но я остановлюсь на любопытных местах, которые достойны внимания туристов.

Первая усадьба, о которой мне очень хочется рассказать, находится в Клинцовском районе в селе Великая Топаль Ф.2

Старинное село Великая Топаль известно с 1620 года. В разные времена им владели многие польские, украинские и русские земельные магнаты, в том числе и такие известные в нашей истории деятели, как полководец П.А.Румянцев.

От Румянцевых Топаль перешла к княгине B.C. Голицыной, которая в 1820 г. возвела ныне существующий каменный дом с флигелем. При ней в усадьбе была построена отдельно стоящая каменная колокольня, а в 1850 г. - теплая каменная церковь Николая Чудотворца (к сожалению, обе не сохранились).

Затем усадьбой владел ее сын, князь П.П. Голицын, Ф.3 а с 1882 г. до самой смерти в 1914г. дочь последнего - княгиня М.П. Долгорукова.

Комплекс усадьбы состоит из Ф.4 барского дома с флигелем, парка с прилегающими фруктовыми садами и церкви Преображения.

Ф.5 Каменный дом с мезонином, украшенный непременным шестиколонным портиком, является хорошим образцом брянского усадебного дома в стиле ампир. Первоначальная планировка изменена после 1917 г. в связи с приспособлением под школу.

За домом - парк, Ф.6 с трех сторон окруженный фруктовым садом. Парк невелик, но уютен. Он занимает территорию около 3,5 гектаров. Пять продольных аллей, идущих от дома, в пересечении с тремя поперечными образуют простой геометрический узор. Регулярная планировка парка, по-видимому, сохранилась первоначальной, то есть середины XVIII века. Это подтверждают сохранившиеся в аллеях колоссальные липы - живые свидетели долгой истории усадьбы и ее парка.

Перед домом, - "парадный двор". Впереди и несколько в стороне - каменная церковь Преображения Ф.7 - выдающийся памятник архитектуры второй половины XVIII века, один из лучших образцов культовой архитектуры Брянщины, выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для региона псевдоготическом стиле.

Ф.8 Преображенский храм был построен в 1780 году по заказу П.А. Румянцева-Задунайского, вместо прежнего деревянного храма. Хорошо сохранился до настоящего времени. Действует.

Ф.9 Очень выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом, украшенный кессонами со звездочками на темно-синем фоне; в четырех круглых медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й пол. 18 в.

На территории храма ранее располагался некрополь, от которого уцелели два надгробия: князя Голицына Павла Павловича (4.I.1828-10.IV.1882г.г.) и княжны Голицыной (урожд. графини Симонич) Елены Ивановны (11.IV.1837-2.ХI.1860г.г.).

Следующая наша остановка – усадьба Вьюнки, Ф.10 расположенная в пригороде Клинцов, на берегу пруда. Построена в 1910-12 гг. для клинцовского фабриканта Д. Сапожкова по проекту итальянского архитектора. Пострадала в 1941-43 гг., восстановлена в послевоенный период.

На сегодняшний день является единственным в Брянской обл. загородным усадебным комплексом, архитектура которого целиком выдержана в духе подражания готике.

Комплекс занимает свыше 6 га на северном берегу большого пруда с земляной плотиной. В усадебный комплекс входят: дом,  здание машинного отделения электростанции, конюшня и ледник.

Дом. Ф.11 Композиционный центр всего комплекса. Его своеобразная романтическая архитектура в стиле неоготики подражает замкам средневековья. Двухэтажное кирпичное здание с оштукатуренными стенами поставлено на высокий цоколь, в котором размещены хозяйственные помещения.

Конюшня с голубятней. Ф.12 Двухэтажное кирпичное здание со штукатурной отделкой деталей. Пристройки и перестройки значительно изменили его облик; сохранились лишь южный и частично восточный фасады. Интерьер здания полностью изменен. Сейчас там столовая санатория.

Ледник. Ф.13  Интересный пример усадебной хозяйственной постройки этого времени, стилизованной под готику. Прямоугольное в плане сооружение типа полуземлянки с наземным входом. Внутри два помещения: тамбур с лестницей и собственно ледник. Стены и пол кирпичные, перекрытия сводчатые.

Здание машинного отделения электростанции.  Ф.14

Здание одноэтажное, служило машинным отделением тепловой электростанции. Редкий образец небольшой производственной усадебной постройки, стилизованной под готику.

Парк Вьюнки ландшафтный Ф.15

В парке произрастают свыше восьми десятков видов деревьев и кустарников. Больше, чем в любом другом парке области. Здесь можно встретить экзотическую темно-зеленую горную сосну, густые и раскидистые сибирские кедры и светло-зеленые веймутовы сосны.

Ещё одна интереснейшая остановка - усадьба Дуниных-Борковских в с. Новая Романовка. Ф.16

Это село расположено в десяти километрах от Мглина на речке Воронусе. Первоначальный облик усадьбы неизвестен. Современный вид ее начал складываться в начале XIX века - постройкой самого замечательного сооружения комплекса - церкви Покрова Богородицы (1811 г.).

В настоящее время усадьба состоит из барского дома, церкви и парка.

Ансамбль искажают поздние постройки, особенно здание школы, сооруженное в 1970-72 гг. между усадебным домом и парком. Но, несмотря на это, усадьба является одним из интереснейших усадебных ансамблей Брянской обл. периода позднего классицизма - начала стилизаторства. Усадьба занимает территорию в 26 гектаров.

Ф.17 Дом – оригинальный образец усадебного строительства сер. 19 в., выполненный в духе подражания загородным вилам итальянского Возрождения в 1853 году по проекту петербургского архитектора Д.Е.Ефимова. Большое одноэтажное здание (двухэтажное в северной части) с подвалом, надстройками и бельведером сооружено из кирпича и оштукатурено. Композиция его подчеркнуто асимметрична и слагается из ряда объемов.

Ф.18 Покровская церковь - это красивая восьмигранная башня. Возведенная в стиле ампир - русском классицизме начала XIX века - ее архитектура прекрасно сочетается с природой, являясь как бы естественной частью парка, она поистине жемчужина ансамбля.

Ф.19 С этим памятником связано имя выдающегося русского художника Владимира Лукича Боровиковского, кисти которого принадлежало 26 икон, украшавших оригинальный иконостас Покровской церкви. Церковь и иконы были созданы по заказу помещика Степана Лашкевича.

Ф.20 Храмовая икона «Покров» имела надпись: «В сем храме иконы написаны Императорской Академии художеств советником Владимиром Лукичем Боровиковским в С.П. Бурге 1815 г.».

Иконостас был выполнен в виде триумфальной арки, увенчанной фигурой Христа во славе, окруженного сиянием. По дуге арки располагались парные изображения апостолов, ниже шел местный ряд.

От двадцати шести икон Боровиковского, исполненных маслом на холсте, сохранились пять из местного ряда: «Богоматерь с младенцем»«Спаситель»«Архангел Михаил» (с северной двери иконостаса) — ныне в ГТГ, «Архангел Гавриил» (с южной двери иконостаса) — в Казахской государственной художественной галерее в Алма-Ате и «Святая Юлиания и мученик Василий Пресвитер» — в Брянском областном художественном музейно-выставочном центре.

Недавно обнаруженный архивный документ свидетельствует о том, что икона «София, Вера, Надежда и Любовь» в 1925 году проходила реставрацию в Государственной Третьяковской галерее: «В Третьяковскую Галерею. Прошу выдать сотруднику Главмузея В.В.Ушакову икону св. Софии, Веры, Надежды и Любови кисти Боровиковского, законченную реставрацией, для возвращения ея в ц. Покрова при с. Романовка. 15/VII–21 г. Москва. Анисимов. Прошу выдать. Игорь Грабарь». И на обороте: «Расписка. Означенную икону работы художника Боровиковского, изображающую Св. Софию, Веру, Надежду и Любовь, принял из Третьяковской Галереи для передачи группе верующих с Романовки Мглинского уезда Гомельской губернии ученый сотрудник Главмузея В.В.Ушаков 28/VII — 21 г.». Приведенный документ ценен тем, что открывает еще одну страницу бытования иконы, местонахождение которой в настоящее время неизвестно.

Помимо икон в Новоромановской церкви более 100 лет хранилась достопамятная запись С.А.Лашкевича, в которой сообщается, что 7 сентября 1825 года он в своей деревне Лукавице на почтовой станции встречал императора Александра I и в знак гостеприимства подносил ему хлеб.

А 13 сентября, сообщается далее, во Мглин прибыла его жена Елизавета Алексеевна, ночевала в доме Мглинского дворянина Косача и 14 числа слушала торжественное богослужение в храме Воскресения Христова. Торжественная встреча царя в Лукавице и царицы во Мглине  «для любопытства будущим временем» была записана в Романовской церкви белилами на массивной двери. Эта дверь в настоящее время  хранится  в городе Мглине, в районном краеведческом музее.  

Буквально в нескольких километрах от усадьбы Борковских село Разрытое.  Ф.21

Человек, стремящийся видеть чуть дальше «видимого очами», не может равнодушно пройти мимо святынь Разрытого. Хотя дорога, отделяющая село от внешнего мира, может считаться туристическим маршрутом  только для любителей экстрима.

Лучше всего историю любого места молчаливо рассказывают сохранившиеся достопримечательности. Всё, что дошло до наших дней, — это расположенные в двух километрах от селения курганы и руины (увы!) Ф.22 каменного храма во имя архангела Михаила, построенного в центре села на месте одноименной деревянной церкви в 1834 году. Даже разрушенный он не утратил своей красоты и величия и производит неизгладимое впечатление на всех, кто посещает Разрытое.

В селе было имение графа Василия Гудовича. Ф.23 Имение располагалось на возвышенной местности, было окружено вековым сосновым бором. На севере — обширное озеро, на западе — фруктовый сад, с южной стороны — парк с искусственно выращенными деревьями разных пород, со множеством живописных аллей и дорожек.

Имение по наследству досталось дочери графа княгине Александре Васильевне, вышедшей замуж за князя Михаила Павловича Голицына.

Она-то и основала в июле 1900 года женскую общину — Свято-Троицкую Покровскую. Ф.24 Священником и духовником обители стал Дмитрий Красногорский – духовный сын самого Иоанна Кронштадского.

В 1904 году по решению Синода Разрытовская община стала женским монастырём. К 1907 году здесь насчитывалось до 80 инокинь, существовала школа-приют для девочек-сирот, богадельня, куда помещались не только постаревшие и больные монахини, но и беспризорные немощные старушки.

С декабря 1917 обитель планомерно уничтожается.

В 1921 года было принято постановление о ликвидации монастыря. Всё имущество обители было конфисковано и частично использовано для оборудования партклуба.

Только духовная жизнь в местах, избранных Богом, не угасает навсегда. Приходит время — и возрождается…

Ф.25 С приходом в Разрытое старца Василия Яцкова в монастырском доме снова стали молиться.  На месте бывшей монастырской церкви поставил старец часовенку — там, где предположительно находился алтарь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Позже один из местных жителей принёс и оставил в часовне подалтарную плиту с выбитыми на ней словами.

Сейчас в Разрытом живет и молится маленькая женская община. Ф.26

Это намоленное, дивное место.

И последняя остановка нашей виртуальной экскурсии - Ляличи - усадьба первого министра народного просвещения России П.В.Завадовского. Ф.27

Граф Завадовский был одной из знаковых фигур своего времени. Ф.28

Начав со скромной должности чиновника Малороссийской коллегии, стал фаворитом Екатерины II, первым министром народного просвещения России.

Постройка Ляличского дворца началась еще в  период фавора Завадовского.

Проектировщиком усадьбы стал Джакомо Кваренги, Ф.29 ведущий петербургский архитектор той поры,

Огромный усадебный комплекс включал в себя Ф.30 дворец с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные постройки, Екатерининскую церковь и большой пейзажный парк с летним дворцом, всевозможными «затеями» и колоннадой-храмом.

Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец Ф.31  с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (позднее южный превращен в конюшню) Ф.32, а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре.

За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него – фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с открытой беседкой –ротондой, Ф.33 т.н. «Храм благодарности», в которой стояла бронзовая статуя фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского - покровителя Завадовского – работы французского скульптора Ж.Д. Рашета.  На поляне в глубине парка находился двухэтажный каменный летний дворец, Ф.34 известный под названием «Зала беспечности»

У южного конца широкой липовой аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена пятикупольная церковь Екатерины. Ф.35 Композиция ее не имела себе подобных в русской архитектуре. Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма. Ф.36 Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов.

Великолепные постройки Ляличей утопали в зелени прекрасного пейзажного парка, в котором насчитывалось около ста пород деревьев. Ф.37 Парк занимал территорию в 150 га. Его окружала каменная стена общей протяженностью около 10 километров. Состоял парк из двух контрастных (регулярной и пейзажной) частей. Цепочка каскадных прудов отделяла одну часть от другой. Аллеи украшали более пятидесяти мраморных статуй.

Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. К сожалению, эта настоящая сокровищница искусства разделили судьбу многих тысяч русских усадеб. Ф.38

Сегодня в Ляличах сохраняются остатки главного дома, полуразрушенные флигели, небольшая часть ограды, корпус оранжереи (перестроенный в конюшню) и восстанавливаемая Екатерининская церковь.

Источники:

  1. Великая Топаль, местечко Новозыбковского уезда. - Чернигов, 1900.
  2. Лазаревский А. Описание старой Малороссии: Материалы для истории заселения, землевладения и управления. Т. 1. Полк Стародубский. - Киев: Тип. К.Н. Милевского, 1888.
  3. Посканный И.М. Великая Топаль: Очерки о селе и его людях; Сказание о Василии Клинцове: Поэма. - Клинцы, 1998.
  4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996.
  5. Страницы из Брянской летописи: Спец. вып. "Блокнота агитатора". - Брянск, 1968.
  6. Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873.
  7. Зубова Е. Великой Топалью владели шляхтичи, графы, княгини и… колхозники//Брян. газ. - 1997. - Нояб. (№46).
  8. "Действующие храмы Брянской епархии" /"Брянский Православный Календарь. 2007 год от Рождества Христова"  - Издание Брянского Епархиального Управления, 2007.
  9. Городков В. По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983.
  10. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996.
  11. Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972.
  12. Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 вв.- М., 1975. - С. 14, 368-369.
  13. Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга/ Культурные сокровища России, Вып. 8. Т-во "Образование". - М., 1914. .
  14. Кизимова С.П. Романовский иконостас В.Л. Боровиковского//Брянский краевед. - Брянск, 1974. - Вып. 4.
  15. Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1970.
  16. Дмитровский А. Благородство и красота необыкновенные//Брянский рабочий. - 1966. - 2 окт.
  17. Наталия Преснова. Усадебный Боровиковский// "Наше Наследие". 2010. № 93-94.
Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (03.07.2016) | Автор:
Просмотров: 214 | Теги: Дворец, виртуальная экскурсия, брянщина, дом, усадьба | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: