» » »

Из истории православия в Унечском районе.

Каленькина С.В.,

научный сотрудник

Унечского краеведческого музея

 

Из истории православия в Унечском районе.

 

План:

Вступление.

1. Особенности восприятия православия крестьянами в начале XX века.

2. История православных храмов Унечского района.

  2.1.Действующие церкви района.

  2.2.Свято- Николаевская передвижная церковь в Унече.

  2.3. Церковь и образовательные учреждения при ней.

  2.4. Постройка храма Благовещенья на станции Унеча.

  2.5. Помощь армии со стороны церкви в годы Великой  Отечественной войны.

  2.6. Воскресная школа в городе Унеча.

3. Православные традиции на территории Унечского района (на примере села Старая Гута Унечского района Брянской области).

Заключение.

 Вступление.

 

Святая Русь – имя с двумя заглавными буквами – едино. В «Слове о законе и благодати» Иллариона сказано о наших корнях: «Не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли…»

Князь Владимир смог создать сильное государство, и помогла ему в этом религия – один из основных рычагов правления. Князь тщательно изучал все ветви религии, для чего посылал в разные концы света своих послов. А потом, собравшись на совет, они обсуждали, какая же религия есть самая «глубокая и сильная».

Доклад послов, которые ходили в Грецию, был самым красочным и самым  значительным. Послы говорили, что когда они стояли в Софийском соборе, слушали пение, молитвы, то они не знали, где они стоят на земле или на небе. Конечно, помимо религии был изучен и уклад государственной жизни. И князем было решено принять христианство.

 За Русь Святую было пролито много крови - сражались за землю и за веру. После правления Владимира начались междоусобные брани, после которых  на Русь покушались и поляки, и турки, и монголо-татары (их тяжкое иго растянулось на долгих три столетия)…

 И тут нужно сказать о церкви, о преподобном отце Сергии. Именно к нему часто ездили на молитву московские князья. И именно ему «Господь положил на ум и на сердце» убеждать князей объединиться и встать против общего врага – монголо-татаров. Преподобный Сергий сам ездил по князьям, уговаривал протянуть друг  другу руку с призывом: « За святые Божьи церкви и за веру христианскую, за Отчизну!»

    8 сентября 1380 год. В эти дни, как никогда, ярко проявилась роль церкви не только как духовного наставника, но и воина подвижника.

 В «Житии» преподобного Сергия свидетельствуется, что Радонежский подвижник благословил перед Куликовской битвой великого князя Дмитрия Ивановича, вооружил его молитвой и двумя иконами со словами: «Вот тебе мои войны… твердо сражайтесь за веру Христову и все православное христианство с погаными половцами». Разве слово не оружие? Именно с помощью такого оружия и продолжалось освящение Руси.

    «Православная вера соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила их племенные различия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный русский народ.

 Кто сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди стольких врагов, посягающих на нее? Святая вера православная.

 Она очистила, освятила и укрепила любовь к отечеству. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает нашим воинам непоколебимое мужество в боях и освящает сам бой за Отечество как святой подвиг за веру». Эти слова принадлежат архиепископу Херсонскому. Они были сказаны очень давно, но и поныне отзываются в каждом сердце русского человека.

 

1. Особенности восприятия православия крестьянами в начале XX в.

 

    Глубина веры, степень религиозности – один из самых спорных вопросов, который постоянно обсуждался на страницах духовной и светской печати. Он остается актуальным и в настоящее время.

    После отмены крепостного права происходили существенные изменения в религиозных чувствах людей. Крестьяне массово уходили на сезонные заработки в города и там они, будучи оторванными от своего прихода, легко поддавались «бездуховному влиянию» рабочей среды. Об этом свидетельствуют специальные поучения священников, написанные для уходящих в города прихожан. Ослаблению веры способствовали процессы, наблюдавшиеся в общественной жизни России: распространение атеизма, сектантство, укрепление старообрядчества, пропаганда социалистических и коммунистических идей. В связи с этим усилилась критика церкви и ее служителей; свою «лепту» в охлаждение прихожан церкви внесла сельская интеллигенция: учителя, доктора, фельдшеры, агрономы,  земские и волостные служащие, а также горожане, живущие летом в сельской местности.

    Большинство духовных лиц сходились в том, что крестьяне воспринимают лишь внешнюю обрядовую сторону православия, не вникая в смысл таинств, молитв, обрядов, не понимая, порой искажая смысл. Крестьяне любят посещать церковь, молятся дома и вне дома, не начинают работу без крестного знамения; носят нательный крест, почитают домашнюю божницу, утром, вечером, перед едой и после нее молятся, кто как умеет; проявляют любовь к книгам религиозного содержания, но при всем при этом они не имеют ясного понятия о главнейших истинах православной догматики, не вполне понимают значение обрядов, богослужения и смысл многих даже общеупотребительных молитв. Многие из крестьян затрудняются ответить на вопрос: сколько богов? В ответ называют Иисуса Христа, Божью Матерь, Николая Чудотворца, Вознесение, Преображение и т.д. Иконы тоже зовут «богами». Народ верит, что Бог награждает за добро и карает за зло, однако же, не получая от Бога помощи, крестьянин сразу бежит к колдунам и ворожеям, забыв о вере. Обычно прихожане плохо знают молитвы, но даже знающие их, читая, не обращают внимания на их внутренний смысл и значение и зачастую искажают текст.

    О церковных и нецерковных обычаях говорили: «Не нами это заведено, стало быть, нам нечего толковать, когда наши родители делали это».

 За правило жизни, по свидетельству духовных лиц, сельчане принимали следующие постулаты:

 в большие праздники ходить в церковь и принимать образа в дом;

между Пасхой и Троицей совершать общественное богослужение в поле;

 почитать посты;

 время от времени совершать паломничество к ближним и дальним святыням;

не работать в предпраздничные, праздничные и воскресные дни; принимать таинства, когда требуется по закону;

 почитать старших, а также влиятельных лиц и начальство всех рангов.

    Многие современные исследователи акцентируют свое внимание еще на одной особенности крестьянского православия: на его обрядово-аскетическом характере. Этот аскетизм проявлялся в строгом соблюдении постов (некоторые верующие к тому же налагали на себя посты, отсутствовавшие в церковном уставе), в любви к паломничеству, к почитанию людей верующих, строгий образ жизни монахов и священников подвижников, «черничек», готовность давать разные строгие обеты.

    Таким образом, можно отметить, что крестьяне придавали большое значение обрядовой стороне, глубоко не вникая в догмы. Но, благодаря усвоению внешней формы, религиозная культура становилась важнейшей частью жизни простого человека: от рождения до смерти, наполняя ее смыслом и верой в ее понимании.

 

2. История православных храмов Унечского района.

 

    Церкви, храмы нашего района – это не только атрибут религиозной культуры народа, но, прежде всего, исторические памятники, учащие патриотизму, способствующие патриотическому восприятию.

Забота об этих памятниках – это забота не только о прошлом, но главным образом о будущем, о наших потомках, которым они, безусловно, понадобятся. Многие поколения хранили для нас эти шедевры архитектуры и наша прямая обязанность знакомить будущую смену с этими ценностями.

    Сохранившиеся церкви, часовни, иконостасы, выполненные блестящими мастерами резьбы по дереву, художниками – иконописцами до сих пор поражают воображение. Почти все церкви строились в стиле классицизма, на средства помещиков и казачьей старшины.

К наиболее интересным и значительным памятникам архитектуры относятся храмы Дмитрия Солунского в селе Старое Задубенье (1780 г), Рождества Богородицы в Лыщичах (1814 г), Успения Пресвятой Богородицы в Найтоповичах (1825 г).

 

2.1.Действуюшие церкви района.

 

Церковь Дмитрия Солунского (последняя треть XVII века).

 

    Церковь в селе Старое Задубенье расположена в центре села, таким образом являясь доминантной  в его застройке. Была возведена в 1780 году. Церковь кирпичная и оштукатуренная. Однако со временем она увеличилась, дополнившись северной и южной пристройками. Это сравнительно не большой крестообразный храм в стиле классицизма, отличающийся рядом самобытных форм.

    В композиции выделен основной цилиндрический двусветный объем с пологой кровлей, увенчанный тонким, глухим, также цилиндрическим, барабаном с главой и ажурным крестом. К основному объему примыкают пониженные пристройки различной формы: необычная, почти круглая в плане алтарная апсида и более низкие боковые прямоугольные рукава. На одном из них возвышается восьмерик звона колокольни с купольной кровлей и коротким шпилем.

    Классический декор фасадов строг и лаконичен. Стены алтаря и паперти имеют горизонтальную рустовку с разделкой на клинья у арочных мест паперти; в завершении стен простые карнизы. На стенах основного объема между выступами в прямоугольных филенках помещены арочные окна и ниши с подоконниками.

Над боковыми рукавами, вверху выступов основного объема, - овальные проемы. Они перекликаются с круглыми окнами над арками звона, такой же формы ниши барабана главы, над входом в паперть и над арочными нишами на диагональных гранях колокольни (четыре выступа, которые завершаются фронтонами).

 Центральное помещение храма и алтарь перекрыты купольными сводами, боковые части – коробовыми, паперть – коробовым сводом с распалубками.

Внутренняя отделка довольно простая, со штукатурными карнизами с зубчиками у основания купола.

Среди сохранившегося убранства и утвари храма, относящихся к концу XIX и первой половине XX вв., выделяется простой иконостас, по украинскому обычаю украшенный вышитыми рушниками.

 

Церковь Рождества Богородицы (начало XIX века).

 

    Церковь построена в 1814 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

 В 1909 году была надстроена и расширена трапезная с приделами по сторонам и сооружена новая колокольня. Стены здания кирпичные, оштукатуренные.

 Церковь Рождества Богородицы – оригинальный крестообразный в плане храм в стиле позднего классицизма с пристройками в русском стиле.

    В композиции храма выделяется высотой  основной четверик с крупными сегментальными окнами вверху и поздней четырехскатной кровлей, увенчанной декоративным пятиглавием. К четверику прилегают прямоугольные алтарь и боковые рукава креста в два света, украшенные четырехколонными портиками.

    Повышенная в средней части трапезная с приделами по бокам сильно изменила прежнее строение. Господствующую роль в нем стала играть огромная тяжеловесная пятиярусная колокольня с двумя не жилыми четвериками, объединенными с трапезной, массивными четвериками звона, имеющими срезанные углы, и восьмериком, увенчанным большой главой (ныне утрачена).

    Первоначальный позднеклассицистический декор храма строг и лаконичен: простые тяги и карнизы, упрощенные антаблементы и кортики с фронтонами, большие полукруглые проемы вверху куба и внутри портиков, сочетающиеся с небольшими круглыми окнами второго света в квадратных нишах. Более сухо и дробно выглядит убранство фасадов колокольни и приделов в русском стиле.

    В интерьере центральное помещение, сильно развитое в высоту, перекрыто деревянным восьмигранным сомкнутым сводом с плоскими парусами в углах. Перекрытия остальных частей плоское.

    Иконостасы в основном объеме и приделах характерны для стиля украинского барокко. Иконы утрачены.

 Цокольная часть главного трехъярусного иконостаса декорирована барочными круглыми рамками и филенчатыми пилястрами по сторонам. Нижний ярус объединяет местный и праздничный чин.

 Два верхних яруса, ступенчато повышающиеся в центру, имеют карнизы изломанных очертаний. Иконостас завершается килевидной  формой с крестом в центре. Ярусы отделены один от другого раскрепованными карнизами, а иконы внутри каждого яруса – каннелированными  пилястрами.

 Центр иконостаса выделен во втором ярусе своеобразными кронштейнами. Резьба затейливого рисунка украшает пилястры, фриз нижнего яруса и обрамление икон.

    Царские врата (существовали до 70-х годов) с изысканной ажурной резьбой распетельного характера и овальными иконами, очевидно перенесенные из другого храма, были выполнены в первой половине XVII века, они увенчивались короной – характерным элементом украинского барокко.

    Сходные между собой трехъярусные иконостасы в приделах  сохранились фрагментарно.

Представляют интерес карнизы нижних ярусов с арочными завершениями по осям и обрамления в виде квадрифолия  над царскими вратами (северный придел).

 Киоты русского стиля с тяжелыми формами и суховатой резьбой относятся ко второй половине XIX века.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (первая треть XIX века).

 

    Церковь Успения расположена в середине села Найтоповичи у оврага, над проходящей дорогой.

Построена в 1825 году на средства помещика Якова Чернолузского без всякой техники, освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии, как защитницы всех христиан.

    У жителей села Найтоповичи есть своя легенда о постройке храма. В 1812 году  пана Я. Чернолузского призывают на войну. Уходя на фронт, он дал клятву Богу и попросил сохранить ему жизнь.

 С войны Яков возвратился живым и выполнил свою клятву – начал строить церковь в селе Найтоповичи.

    В строительстве приняли участие и жители окрестных сел. Кирпич для храма выжигали в соседней деревне Куровщина, а оттуда подавали в село по цепочке (3 км). И 28 августа 1825 года состоялось открытие церкви.

 Колокольня была построена значительно позже, в западной части церкви. Кирпич для нее выжигали в урочище Дехановка, а оттуда на лошадях везли к месту стройки. Когда лошади не могли преодолеть крупную гору, кирпич подавали из рук в руки.

Звон колоколов в праздничные дни слышали и жители других деревень.

 В 1930 году колокольня была разобрана.

    Небольшой однокупольный усадебный храм в стиле ампир с хорошо найденными пропорциями и выразительной крестообразной композицией выглядит подчеркнуто монументально и строго.

    Основной массивный кубический объем с короткими прямоугольными в плане и слегка пониженными рукавами креста увенчан цилиндрическим барабаном и арочными проемами, полусферическим куполом и маленькой главкой.

 Боковые рукава-ризолиты и более развитый в длину западный  украшены крупными четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Их колонны поставлены сравнительно далеко от стен и раздвинуты в центре, перед входным проемом.

 Алтарный ризолит заканчивается полукруглой апсидой с четырьмя трехчетвертными колоннами, стоящими по ее периметру, и маленькой главкой.  Из других элементов особенно интересны своеобразные тяги вверху стен. Оконные проемы с выступающими подоконниками лишены обрамлений, и только над входами в центре кортиков размещены сандрики. В завершении объемов – упрощенный антаблемент.

    В интерьере центральная часть храма с барабаном на парусах перекрыта куполом, алтарь – коробовым сводом с конхой, также как и боковые выступы. Стены внутри оштукатурены и окрашены белой краской.

    От росписей, выполненных клеевыми красками в первой трети XIX века, сохранился только один фрагмент с изображением балюстрады в куполе.

Трехъярусный иконостас первой трети XIX века с типично барочной, повышенной и сложно изломанной центральной частью принадлежит к распространенному на Украине в XVIII – XIX вв. типу памятников. Средняя ось акцентирована рамами необычной формы: круглой в восьмиугольнике с каннелированными   колоннами по сторонам, а также в виде трилистников (иконы утрачены).

Неодинаковые по размерам арочные завершения создают определенный ритм композиции иконостаса. В цокольной части справа на доске написан герб Я. Чернолузского. Фон иконостаса серо-голубой, резьба была позолочена.

    Долгие годы церковь была разрушена. Она служила зерноскладом совхоза. Так проходили годы, но желание сельчан сохранить памятник культуры победило все предрассудки.

Таким образом, 28 августа 1995 года состоялась первая служба (после долгого перерыва) в праздник Успения Пресвятой Девы Марии. Службу вел иерей Андрей Пусько, который и был впоследствии закреплен за храмом.

 Колокольня же была построена спустя 11 лепосле восстановления храма. 28 августа 2006 года колокольный звон вновь оповестил сельчан о наступлении престольного праздника. Местные жители считают церковь хранилищем народных традиций.

    Встречаются в наших местах и деревянные храмы, построенные на средства крестьянских общин.

 

Церковь Покрова (конец XIX века).

 

    Церковь стоит на краю села Высокое на высоком берегу реки в окружении деревень.

 Возведена в 1895 году, стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом. Деревянный крестообразный в плане храм типа восьмерик на четверике, архитектура которого во многом следует формам каменных построек позднего классицизма.

    Основной кубический объем, несущий световой восьмерик с куполом и маленькой главкой, значительно возвышается над прямоугольными в плане алтарем, трапезной и боковыми приделами с двускатными кровлями.

 Поставленная над западной частью трапезной (папертью) колокольня состоит из низкого четверика с восьмериком звона и купольного покрытия с главкой. Горизонтальная тесовая обшивка стен замечена вертикальной лишь внизу, над цоколем здания.

    Лаконичный декор фасадов состоит из простых обрамлений прямоугольных проемов, классицистических карнизов с сухариками и треугольными фронтонами над алтарем и боковыми прирубами, а также входных крылец (западного и южного) со столбиками и навесами.

    В интерьере более высокая центральная часть храма с парусами при переходе к восьмерику объединена широкими арочными проемами с боковыми прирубами, алтарем и трапезной. Паперть отделена стеной с проемом.

 

Церковь Всех Святых (середина XIX века).

 

    Находится в центре села Рассуха на высоком холмистом берегу реки. Заменила неоконченный храм 1767 года.

Рубленные без остатка стены обшиты снаружи и внутри тесом, цоколь кирпичный. Нынешние завершения относятся к концу XIX века. Характерный для Брянщины этого периода небольшой деревянный храм, выдержанный в духе позднего классицизма.

    В крестообразной объемной композиции доминирует более крупный основной четверик с более поздним легким завершающим восьмериком, имеющим остроугольные щипцы над гранями и фигурную главку. Его окружают пониженные прямоугольные в плане пристройки с двускатными кровлями. К трапезной примыкает маленькая стройная колокольня из двух четвериков и более позднего восьмерика с щипцами над гранями и шпилем.

    Сдержанный декор фасадов следует классическим формам каменной архитектуры: пилястры из накладных досок (утрачены), карнизы, треугольные фронтоны, декоративные полуциркульные арки над проемами колокольни и простые рамочные обрамления проемов.

    Внутри центральная часть храма перекрыта восьмигранным сводом с плоской серединой, а связанные с ней широкими проемами боковые помещения имеют плоские потоки. Обшивку стен и потолков покрывает краска. Из внутреннего убранства сохранился современный простой иконостас (иконы утрачены).

 

Церковь Николая Чудотворца (середина XIX века).

 

    Расположена в центре села Семешково на берегу реки. Была построена в 1864 году вместо храма 1764 года.

 Сохранившаяся в подполье алтаря металлическая доска сообщала о сооружении здесь помещиком Плешкой еще в 1733 году более ранней церкви.

 Нынешнее здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом ( гвозди кованные), цоколь кирпичный. Своеобразный памятник деревянного зодчества типа восьмерик на четверике, в котором традиционные формы истолкованы в русском стиле.

    Над центром крещатого объема с прямоугольными в плане прирубами, немного возвышается основной четверик, который несет световой восьмерик с шатровым верхом и главкой. Центричность композиции нарушает пристроенная трехъярусная колокольня -  четверик и два восьмерика, верхний с главкой.

    Стилизованный фасадный декор наряду с простыми накладными лопатками на углах и профилированными карнизами включает филенчатые пилястры по краям боковых прирубов с щипцовыми фронтонами и несколько вычурные наличники окон с фронтонами.

    В интерьере центральная часть храма с парусами при переходе к восьмерику объединена широкими арочными проемами с боковыми прирубами, имеющими сложные коробовые своды. Стены окрашены краской.

    На плоском перекрытии барабана в конце XIX века масляными красками на холсту написан Саваоф в окружении ангелов. Двухъярусный иконостас второй половины XVIII века в стиле украшенного барокко, предположительно привезенный из Петербурга,  сохранился фрагментарно. Иконы в деисусном  ярусе (вторая половина XIX века) написаны в позднеакадемической манере с реминисценциями барочной живописи; овальные иконы нижнего яруса (не сохранились) относились к XVIII веку.

 Ярусы, отделенные один от другого изломанными карнизами, динамично повышаются к центру, выделенному большими иконами в рамках ( прямоугольной и с арочным верхом). Иконостас завершается разорванным фронтоном, в законченном резьбой тимпане которого помещена икона в круглой раме. Над фронтоном в резном ажурном обрамлении выполнена сцена «Распятие». Позолоченный резной декор прихотливого рисунка эффектно выделяется на темно-красном фоне иконостаса.

 

2.2.  Свято-Николаевская передвижная церковь в Унече.

 

    Конец XIX века ознаменовался для Унечи этапом массового заселения поселка.

    Возникновение железной дороги, станции, растущие потребности населения вызвали оживление коммерческой деятельности. Одновременно со строительством станции наиболее дальновидные люди (маклеры и скупщики лесоматериалов, пеньки, табака, овощей) спешили обосноваться около нее.

 Заселение поселка проходило одновременно в трех местах. Поселок начинал свое интенсивное развитие.

Поэтому по инициативе начальника дороги инженера А.Ю. Фриде, с разрешения министра путей сообщения и по благословлению Синода, в 1897 году на Полесской железной дороге была создана передвижная церковь. Она была названа Свято-Николаевской.

 Церковь была приписана к Литовской епархии, размещена в приспособленном вагоне третьего класса. Церковь обслуживала более ста станций и разъездов.

Сохранились документальные свидетельства о выделении архиепископом Литовским 1500 рублей на постройку школы на станции Унеча и двухсот рублей на постройку православного храма, который в итоге был построен (Храм Благовещенья), но сгорел во время Великой Отечественной войны.

    Церкви - немые свидетели событий прошедших веков, они были воплощением благолепия и святости для наших далеких предков. В их притворах простой народ находил утешение от рождения до погоста. Церковь была главным учителем народа, а потому земские, церковно – приходские школы открывались на средства или с непосредственным участием ее.

 

2.3. Церковь и образовательные учреждения при ней.

 

    Одной из первых церковно-приходских школ на территории нынешнего Унечского района была школа села Бряновы Кустичи, открытая в 1860 году при Покровской церкви. В ней обучался 31 мальчик, работало два наставника («Черниговские епархиальные известия», №14, 1861 г).

    При проведении Полесской железной дороги вопрос о том, где  и каким образом служащие будут обучать своих детей, не поднимался. И после открытия дороги этот вопрос считался личным делом служащих. И все же в 1893 году руководство дороги вынуждено было взять на себя инициативу по организации школ на дороге.

 Эти низшие образовательные школы делились на две группы: часть их относилась к министерству народного просвещения, часть – к церкви. В церковно-приходских школах упор делался на закон божий, церковно-славянскую грамматику.

    В 1897 году при станции Унеча была открыта школа грамоты, через два года в ней уже обучалось 9 мальчиков и 9 девочек. Преподавал учитель Устин Неклепаев, его зарплата, или как тогда называли, вознаграждение, составляла 180 рублей в год. Здания эта школа не имела, а арендовала частное.

    В 1898 году были созданы попечительские советы при школах, которые возглавлялись двенадцатью выборными членами. Эти советы имели некоторые денежные фонды, которые формировались из членских взносов членов совета, отчислений из жалования служащих, пожертвований, сборов. Расходовались деньги на содержание общежитий, приобретение пособий. Попечителем школы в Унече с 1898 года был начальник депо Н. Соколов.

    В 1903 году школа грамоты на станции была преобразована в одноклассную церковно-приходскую школу. В этом же году около вокзала построили деревянное здание школы.

 В акте особой высшей комиссии, которая по поручению Николая II обследовала Полесскую железную дорогу, записано: «На станции Унеча школа церковно-приходская, в ведении православного исповедования, одноклассная, с трехгодичным обучением, открыта в 1903 году. Вся площадь ее 39,44 квадратных сажени, классная комната  24 квадратных сажени и другие помещения ее 15,44 квадратных сажени. На день проверки обучаются 29 мальчиков и 18 девочек, учителей два».

 В 1917 году школа стала четырехлетней, насчитывала 40 учащихся  и 3 учителей. Школа относилась к Красновичскому приходу. Как свидетельствовал старейший житель Унечи А. Пирютко, который учился в этой школе с 1909 по 1911 годы, в их выпуске было 9 человек. Преподавание вели А. Марцинкевич, Д. Рославец, П. Малявицкий (все они имели церковное образование). С 1913 года школой заведовал священник П. Малявицкий.

 

2.4. Постройка храма Благовещенья на станции Унеча.

 

    Первый храм в Унече был расположен на углу улиц Попова и 23 сентября и носил название храма Благовещенья. Несмотря на волну антирелигии, Унечский храм существовал и имел обширный приход. В церкви совершались христианские обряды – венчание, крещение, отпевание и т.д.

    Разрушен храм Благовещенья был в годы Великой Отечественной войны в 1943 году при бомбежке вражеского эшелона с боеприпасами, который направлялся в город Оршу. Было разбито четыре эшелона, но к сожалению, безвозвратно был утрачен храм.

    Жители города разобрали по домам иконы и церковную утварь для хранения. Вскоре на Бельце, недалеко от кладбища, старый заброшенный дом переоборудовали под церковь, куда и перенесли спасенную утварь. После войны его закрыли, а утварь забрали жители хутора Козлихин (есть сведения, что плащаница до недавнего времени находилась у местного жителя).

    Почти 50 лет в городе не было храма. Местные жители всеми силами пытались возродить церковь в городе. Когда было получено разрешение на строительство храма в Унече, то образованное в нашем городе приходское собрание обратилось с просьбой к правящему епископу Орловскому и Брянскому Паисию направить в Унечу протоиерея Леонида Шпинькова для строительства храма (двое священнослужителей, направленных в Унечу ранее, так и не сумели наладить здесь службу - все упиралось в поиски подходящего помещение и немедленного строительства церкви).

Просьба их была удовлетворена. К тому времени, после возведения в Орле  Архиепископом Глебом в сан священника в 1983 году, Леонид уже шесть лет отслужил настоятелем церкви в селе Великая Топаль Клинцовского района.

 Первое, с чего он начал, - организовал капитальный ремонт церкви, в молельном зале которой летали голуби и свободно гулял ветер.

    Прибыв в Унечу в сентябре 1990 года, отец Леонид арендовал частный домик для совершения служб. Он поставил дело так, что менее чем за год, в апреле 1991, на северо-восточной окраине города, в заброшенном саду, к которому примыкает столвместимостью более тысячи человек.

Но, как говорится, скоро сказка сказывается, а отцу Леониду прежде, чем это строение было возведено, пришлось исходить пешком вдоль и поперек городские окрестности в поисках места под строительство церкви, пооббивать пороги различных организаций и ведомств.

В том же году  отец Леонид начал строительство архитектурного пятикупольного храма с колокольней вместимостью 2 тысячи человек по проекту, выполненному архитектором Московского института реставрации Залыгина.

 Летом 1991 года епископ Паисий освятил фундамент будущего храма. В ходе строительства были приобретены два старинных  колокола  весом 200 и 140 килограммов.

 В 1997 году строительство храма Благовещенья Пресвятой Богородицы было завершено.

    Трудно сдержать восторженное восклицание, едва переступаешь порог ажурного белокаменного сооружения. В просторнейшем молельном зале даже произнесенное негромко слово звучит четко и громогласно. Акустика выполнена на высшем уровне.

    Изумительной красоты люстра сотнями огней освещает двадцатиметровый (высота храма 36 метров) иконостас, обрамленный тонкой резной вязью, выполненной из липы в виде виноградных кистей, листьев, всяких хитроумных узоров и переплетений. Это работа украинского мастера А.И. Куриленко.

    На высоком художественном уровне написаны и все 35 внушительных размеров икон, размещенных на иконостасе.

 Еще шесть ликов святых находятся на ажурных царских вратах. Искусно сработаны и два клироса для певчих – нижний и верхний.

    В апреле 1998 года храм был освящен архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком, и отец Леонид был вознагражден крестом с украшением.

   В ноябре 2015г. в храме появились ещё 9 колоколов. Семь прибыли в Унечу из г.Жуковский Московской области. Колокола весом 4-8-12-18-35-56-80 кг соответственно произведены заводом "Литэкс". А два колокола были изготовлены на заводе Николая Пяткова в г.Каменск-Уральский. Они весят 6 и 15 кг. Все колокола были освящены в апреле 2016г. 

2.5.  Помощь армии со стороны церкви в годы Великой  Отечественной войны.

 

    В суровых испытаниях  мы всегда берем пример с предков. Как иначе? В разное время и какой только масти враги не пытались разорвать нашу Родину. Но в нашем народе всегда жили слова Александра Невского – хранителя земли нашей:» Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет». И эти слова сбылись и в наше время. В Великую Отечественную войну.

    Двадцать второго июня сорок первого года, когда напала на нас новая орда фашистская, Патриарший Местоблюститель Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский Сергий (впоследствии Святейший Патриарх Московский и Всея Руси) за вечерней службой одним из первых обратился к пастырям и пастве Русской православной церкви, ко всему русскому народу.

 Он сказал: «Братья и сестры! Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Ныне наше отечество в опасности. Его надо защитить. Встанем, братья и сестры, грудью против захватчиков. Все, кто погибнет за землю нашу, будут причислены к лику святых».

 Но не только словами, но и делами церковь русская православная помогала защите Отечества.

Разгром такого грозного врага требовал огромного напряжения всех сил. В частности, Красной Армии была необходима мощная броневая техника. По всей стране шли сборы на постройку боевых машин.

30 декабря 1941 года, когда шло сражение под Сталинградом, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам с призывом: «Повторим от лица всей нашей церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Дмитрия Донского». Церковь откликнулась на этот призыв. За короткое время было собрано более восьми миллионов рублей, много золотых и серебряных предметов. На одном из челябинских заводов было построено 40 танков «Т-34». Грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. Формировались они под Тулой, у деревни Горелки.

 

2.6. Воскресная школа в городе Унеча.

 

    Сегодня церковь снова стала не только местом для молитвы, но и местом для духовного просвещения. Все, что делается церковью в области духовного возрождения, имеет большую ценность и, к счастью, поддерживается на самом высоком уровне.

    Традиционное православное население нашего района с одобрением отмечает оживление приходской жизни в Благовещенском храме. Нельзя не заметить, насколько возросло количество посещающих храм, молящихся как по большим праздникам, так и ежедневно. Прекрасными песнопениями украсилась служба благодаря новому хору.

    Но одним из главных достижений последнего времени можно без преувеличения назвать открытие в 2002 году при храме детской православной школы. Весь год дети собираются в ней для воскресных занятий, общаются, изучают Закон Божий.

    Торжественный день открытия школы  свеж в памяти. Дети и их родители пришли с цветами, гости – с подарками. Вначале совместно с духовенством все помолились Богу о предстоящей учебе, затем настоятель прихода протоиерей Александр Гулидов обратился ко всем с приветственным словом. «Утешайте нас и родителей своих похвальным поведением и успехами». Пусть школа для вас станет местом, где вы будете черпать духовные силы для своего жизненного пути», - напутствовал детей настоятель.

    Чуть позже состоялся небольшой концерт православных песнопений в исполнении профессионального хора. После освящения занятий, первого урока, всех пригласили к столу на чаепитие.

    В чем же видится главная задача воскресной школы?

 Прежде всего, объяснить ребенку, что такое Православная вера, заповеди Божие, дать элементарные понятия духовной жизни, воспитать в каждом учащемся любовь к своему дому, Отечеству, привить юному прихожанину интерес к церковным службам и дать им понимание смысла богослужения так, чтобы, приходя в храм, он знал, как себя вести.

    В программу школы входит изучение Закона Божиего, библейской истории Ветхого и Нового Заветов, житий святых, церковных чинопоследований. Дети подробно узнают о христианских праздниках. Занятия проводятся в форме беседы легко и непринужденно.

    Немало времени отводится в программе школы творческим занятиям по интересам – пению, рисованию, экскурсиям. Дети уже сейчас ожидают запланированных на летнее время походов, знакомств со святыми местами. В планах школы – работа на базе храма летнего православного лагеря дневного пребывания.

    Конечно, школа еще только в начале пути и у нее немало трудностей. Одна из них – занятия с разновозрастными детьми в одном классе.  Друга я трудность – организация работы собственной библиотеки, создание прочной учебной базы. Все это требует затрат.

    О том, что изменить мировоззрение ребенка гораздо труднее, чем правильно сформировать его изначально, говорить не приходится. 

 

II. Православные традиции на территории Унечского района (на примере села Старая Гута).

 

    Что же сохранилось от православных традиций в народе? Каково отношение людей к вере сейчас? Какова потребность в духовном совершенствовании? Обратимся к жизни села, где более полувека  не проходили службы. Последнее богослужение было в конце 40-х годов XX века.

    Жизнь в богатом прежде селе пришла в упадок. Покосившиеся хаты, заброшенные дворы, заколоченные окна, незасеянные поля, разобранные и разграбленные хозяйственные постройки, молодежь на заработках.

    Раньше в селе была церковь – святое место, где православные люди находили утешение от своего рождения до смерти. Место, которое испокон веков оберегалось ими как живой источник жизни.

    Старые люди помнят это святое место, которое в былые времена поражало своим благолепием и красотой, звоном колоколов, раздававшимся на всю округу. На том месте стояла  Свято-Николаевская церковь с устремленными ввысь золочеными крестами, построенная в XIX веке на средства церковной общины.

 В селе помнят старосту и тех, кто руководил строительством в 1910 году. Известно место, где заготавливали лес. Местный плотник с восхищением смотрит на сохранившиеся стены и говорит, что он уже не может так срубить, так как имеется какая-то особенность в укладке бревен.

    В Брянском областном архиве сохранились приходские книги. Начальником отдела культуры района был сделан запрос в Государственный архив Черниговской области по этой церкви. Были высланы документы о строительстве новой деревянной церкви, которые датировались 1910 годом.

 Известно, что церковь горела в 1907 году, а потом была восстановлена, стены стоят по настоящее время (сейчас в уцелевшем здании находится клуб). Сохранилась дата постройки первой церкви – 1862 год.

Благочестивые люди сохранили в памяти имена некоторых священнослужителей.  Один из них - отец Сергей Вельмер, которого репрессировали в 30-х годах. Он был посажен в тюрьму, а затем выселен в Казахстан.

    Старые люди показали примерное место захоронения священников, которое находится за алтарной частью храма. В народной памяти осталось событие, когда при большом стечении народа устанавливали кресты на два купола.

    В первую мировую войну церковь служила мишенью, и ее обстреливали. Но по божьей милости она осталась невредима. Только сохранилась вмятина от осколка на Казанской иконе Божьей Матери. Этот образ сумела сохранить одна из жительниц села.

    В Великую Отечественную войну около церкви размещался полицейский участок, и она опять чудным образом уцелела.

 После освобождения села от немцев 23 сентября 1943 года уже с 1944 года в ней возобновляются службы.

 К большому сожалению, это продолжалось не долго – храм отобрали, и с 1948 года здесь поместили зерносклад.

 В начале 50-х годов с церкви сняли купола, кресты, разобрали звонницу, ограду, сожгли иконы. В доме Божьем открыли клуб, который до сих пор размещается в его стенах. В народе также известны имена тех, кто участвовал в разрушении храма. Жители села помнят их поименно и даже с точностью сказали кто, когда, где и при каких обстоятельствах встретил смерть. Чаще это были трагические обстоятельства. Сын одного из участников тех событий сейчас активно помогает возрождению церковной жизни в селе.

    Хотя прошло много лет, но это место является центральным в селе. По сложившейся традиции усопших везут к кладбищу именно мимо него, потому что каждый на селе знает, что раньше в здании клуба была церковь. Многие жители, как правило, выходят из домов, провожая в вечный путь своих сельчан.

    В деревне стремятся как можно быстрее крестить детей. Причем, даже в советское время в основном бабушки несли своих внуков в церковь для крещения. Обычно это происходило летом, когда в деревню приезжало много детей из различных уголков России на отдых.

 Интересные данные по этому вопросу приводит священник Андрей Безбородов в книге «Годы испытаний» (история Православной церкви на калужской земле с 1917 по 2000 годы): «…только по официальным данным, 35% детей области принимали крещение, также совершались венчания и отпевания. В Ульяновском, Людиновском, Сухиничском  и ряде других районов крестилось около 50% от числа родившихся. Следует отметить, что церковная жизнь сходила в подполье, многие требы совершались тайно и поэтому в официальные сводки не попадали». [14, с.37] Все это происходило после состоявшегося в октябре 1961 года XXII съезда КПСС, который поднял антирелигиозное наступление на новую ступень интенсивности и нетерпимости.

    В каждом деревенском доме есть иконы. Как правило, они находятся в углу, раньше такой угол называли красным. Иконы находятся в каждой комнате и покрыты рушниками. Рушники чаще домашней работы, вышиты гладью или крестом. На иконах разные изображения, но чаще встречается образ Николая Чудотворца, образы Божьей Матери и Спасителя. Осталось бережное отношение к иконам. Люди их почитают.

 Иконы были в домах и в советское время. Вообще на селе сохраняется традиция оставлять пустующий дом, если он не заброшен, с иконой. Вообще, жители не представляют, как можно жить в доме без иконы. Часто встречаются и старые иконы, которые переходят по наследству. Когда в селе начались первые службы, то жители села в первую очередь начали приносить священнику иконы. Жители сумели сохранить некоторые образа, которые находились в Свято-Николаевской церкви.

    Раньше была традиция хранить в течение года в одном из домов особо почитаемую икону на селе. На следующий год икону переносили крестным ходом в другой дом, где она должна пребывать последующий год. Таким образом, чтимый образ пребывал в течение года в доме одного из членов христианской общины. Жители говорили, что это был образ святителя Николая.

    Народная память сохранила еще одно событие, которое связано с одним чудотворным образом. Он был перенесен из церкви в соседнее село в дом крестьянина, у которого в семье без видимых причин умирали близкие люди. Образ этот не возвратился в церковь. Возможно, что это событие произошло в период гонений в 30-х годах.

    В селе сохранились некоторые элементы свадебных приготовлений. Остался обряд сватовства, который проходит сейчас уже не так торжественно. От жениха в дом будущей невесты приходят родители договариваться о предстоящей свадьбе. Все это сопровождается совместным ужином и некоторыми обрядовыми прибаутками. В деревне это называется «заручинами». Только после этого обычно подается заявление на регистрацию.

    Перед тем, как ехать в ЗАГС молодых благословляют иконами. Свадьбы сопровождаются различными народными песнями, частушками. Если у кого-то из брачующихся нет в живых отца или матери, то молодые обязательно едут на кладбище на могилу. Деревенская свадьба обычно проходит при большом количестве людей. По традиции справляют свадьбу на два дома (один день – у невесты, второй – у жениха).

    Не смотря на то, что церковь была закрыта долгое время, жизнь у людей текла по церковному календарю. Обычно на селе можно услышат, что такое-то событие было на Илью, на Николу Вешнего, на престольный праздник, на Пасху. Самыми значительными праздниками оставались всегда Пасха, Рождество Христово, Крещение. Пасха в деревне отмечалась всегда, даже в советское время. Обычай красить яйца и христосоваться сохранился.

    Очень много людей собирается на кладбище на Радуницу. Как правило, в это день приезжают родственники усопших с разных концов нашей страны. Кладбище в этот день преображается. Накануне на могилах проводят уборку. На Радуницу могилы покрывают скатертями, на кресты повязывают рушники, приносят цветы. Накрывают не только могилы, на которых стоят кресты, но и просто оставшиеся холмики. В семье память об усопших родственниках передается из поколения в поколение. Вообще, в основном, отношение к могилам  очень благоговейное. На некоторых старых могилах есть иконы.

    В крестьянской среде сохранился такой обычай, как накормить странника, вообще каждого входящего в дом. Поэтому, когда входишь в дом, то сразу приглашают к столу.

    Остались такие понятия, как взаимопомощь, стремление помочь друг другу по хозяйству, делать сложные работы сообща (заготовка сена, дров, посадка картошки или уборка урожая). Т.Е. можно отметить, что основные черты патриархального уклада остались, хотя и многое изменилось и приобрело другие формы. В основном старые обычаи сохраняются среди старшего поколения.

 

III. Заключение.

 

    Духовная жизнь любого народа имеет конкретные национальные формы. Для русского народа такой формой было и остается православие. За тысячу лет своего существования оно определило духовную направленность сознания, характер и миропонимание, тип поведения, политическое и экономическое своеобразие истории. Ведь наша церковь единственный в истории жизнеспособный организм, оставшийся неизменным на протяжении десяти веков. Православие стало национальной особенностью и основой духовной жизни русского народа.  

Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (03.07.2016) | Автор:
Просмотров: 2721 | Комментарии: 1 | Теги: храм, Православие, история, Традиции, унеча | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: