» » »

Инновации в сфере просвещения России в к.18-н.19 в., и роль П.В.Завадовского в создании системы народного образования.

 Голик Н.А.,

директор Унечского краеведческого музея

 

Инновации в сфере просвещения  России в к.18-н.19 в., и роль П.В.Завадовского в создании системы народного образования.

 

 Век Екатерины дал России выдающихся полководцев и государственных деятелей, дипломатов и поэтов, писателей и архитекторов, художников и скульпторов, инженеров и ученых, просветителей и меценатов. Среди них достойное место по праву занимает Петр Васильевич Завадовский — первый министр народного просвещения, человек, внесший значительный вклад в совершенствование российской государственности и образования.

Граф Завадовский был одной из знаковых фигур своего времени

Подробно о биографии этого замечательного человека мы говорили на прошлой конференции, а сегодня я бы хотела остановиться на инновационном опыте и  заслугах  Завадовского на ниве просвещения и образования в России.

 Проводя политику "просвещенного абсолютизма", Екатерина II настойчиво защищала идею, согласно которой все беды и тяготы народа связаны с его невежеством. Она утверждала, что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы". Но были и более веские государственные причины... Экономика требовала грамотных и образованных, выражаясь словами екатерининского "Наказа", "людей третьего чина". Подготовить их в системе закрытых сословных воспитательных заведений было невозможно, да и обходилось это дорого. Поэтому в конце 70-х — начале 80-х гг. Екатерина приступила практически к созданию общеобразовательных школ. Однако дальше столицы дело поначалу не пошло. Проблема широкого развития общеобразовательных школ оставалась нерешенной.
В 1782 г. была создана Комиссия об учреждении училищ, руководить которой был назначен П.В.Завадовский. В это дело он вложил всю свою душу.

В комиссию вошли также П.И.Пастухов, А.В.Храповицкий, академик Ф.Эпинус и известный сербский педагог Ф.И.Янкович де Миреево, сыгравший видную роль в осуществлении школьной реформы в Австрии. Эта комиссия должна была открыть народные училища, "предписать способы учения, издать полезнейшие для них книги, содержащие в себе главные, нужные человеку сведения, которые возбуждают охоту к дальнейшим успехам, служат ему ступенью к высшим знаниям и сами собою достаточны уже для гражданской жизни народа, выходящего из мрака невежества".
Под руководством П.В.Завадовского комиссия разработала "План к установлению народных училищ в Российской империи", по которому в губернских городах учреждались четырехклассные народные училища, а в уездных — двухклассные малые народные училища. Формально эти школы были всесословными и содержались за счет государства.
Значение этой реформы было очень велико —впервые в российской истории  речь шла о создании общероссийской системы общеобразовательной школы.

 В 1783 г. Комиссия открыла в Петербурге Главное народное училище, основной задачей которого стала подготовка учителей для главных и малых училищ всей страны. Для преподавания в нем были приглашены ученые из Академии наук; при Главном народном училище были созданы научные и учебные кабинеты, библиотека. Сама Екатерина часто посещала училище, слушала лекции, осматривала комнаты и всегда удостаивала благодарностью П.В.Завадовского и его сотрудников.
Однако опыт показал невозможность совмещения задачи обычного столичного общеобразовательного училища с задачами общерусского центра по подготовке квалифицированных учителей. Поэтому в 1786 г. из его состава была выделена Учительская семинария, просуществовавшая до 1802 г.
В 1786 г. Екатерина II утвердила "Устав народных училищ". В соответствии с ним комиссия П.В.Завадовского разработала и издала "Правила для учащихся народных училищ" и "Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи". Принципиально важным было то, что эти документы фиксировали создание единой системы светской школы — от малого народного училища до университета — с единой методикой преподавания и учебными планами.

Малое училище соответствовало двум первым классам главного училища, и окончившие его могли продолжать учебу в старших классах главного. Ученики главного училища, желавшие продолжить свое образование в университете, дополнительно изучали латинский и один из современных европейских языков, необходимые для поступления в университет.
Комиссия уделяла большое внимание изданию учебных пособий по всем предметам, изучавшимся в народных школах. В этих пособиях важное место отводилось использованию различных форм и методов преподавания.
Создание системы главных и малых общеобразовательных школ оказалось очень трудным делом, особенно в финансовом отношении и оплаты труда преподавателей.
И все же, за два-три года главные народные училища были открыты в 25 губернских городах. Это составляет одно из крупных культурных событий царствования Екатерины. Императрица щедро наградила всех участвовавших в этом "великом деле": П.В.Завадовский получил орден Св.Владимира 1-го класса и 6000 душ крестьян в Малороссии.
Почти одновременно с открытием народных училищ комиссия П.В.Завадовского создала еще один тип общеобразовательной, но сословной, привилегированной школы — дворянский Благородный пансион. Перекликавшийся по своему характеру с Обществами благородных девиц, он следовал традиции русского дворянского воспитания в закрытых учебных заведениях

5 февраля 1785 г. своим рескриптом Екатерина приказала П.В.Завадовскому изучить систему преподавания в Пажеском корпусе, выяснить ее достоинства и недостатки. Рескрипт предписывал П.В.Завадовскому осуществить такую же работу и в прочих школах ведомства придворной конторы, дворцовой и обер-егермейстерской канцеляриях и "ввести порядок, который должен быть присвоен и всем вообще Российским училищам". За три недели поручение было выполнено. П.В.Завадовский составил учебный план, в который Екатерина II, одобрив его в целом, признала необходимым добавить преподавание латыни и греческого языка.

Тогда же Екатерина II назначила П.В.Завадовского управляющим Медико-хирургической школой.
Для организации подготовки медиков европейского уровня в России П.В.Завадовский подробно изучил систему медицинского образования за границей. "Теперь, — пишет П.В.Завадовский, — в Вене похваляется новозаведенное хирургическое училище, во Франции — сия наука процветает, английские же госпитали общее мнение почитает первыми на свете", поэтому он предложил послать молодых русских врачей в Вену, Париж и Лондон, чтобы они на практике ознакомились с постановкой медицинского образования и устройством европейских медико- хирургических училищ и клиник.
Занимаясь вопросами постановки высшего медицинского образования, П.В.Завадовский пришел к выводу о необходимости преобразования медицинской школы в академию. Совместно с докторами Вейкартом, И.З.Кельхеном и М.М.Тереховским он разработал устав Хирургической академии. П.В.Завадовский полагал, что,"когда необходимое строение и у нас поспеет, то можно взять из духовных семинарий и малороссийских школ 150 студентов в ученики на казенное содержание, как в Главном народном училище, и обучать всему, что предписано".

 Указывая на острую потребность во врачах, П.В.Завадовский предлагает умножить число учеников. "Если людей сей науки умножится и более чем нужно, то обратившиеся в священство не меньше пользы принесут, наипаче в деревнях, соединяя в должности духовное врачевание и телесное.

26 февраля 1785 г. Екатерина II одобрила доклад П.В.Завадовского на тему высшего медицинского образования. В том же году ему было отпущено 10 тыс. рублей на осуществление этих преобразований. Наряду с этим на П.В.Завадовского возлагалась обязанность снабжения армии и флота лекарями и подлекарями.
Комиссия занималась и организацией университетского образования.

В 1787 г. ею был выработан план университетского устройства, по которому предполагалось открыть университеты в Пензе, Чернигове и Пскове. Определялся статус университетов и положение преподавателей. По плану этой комиссии, профессора "не подвергаются принуждению ни в рассуждении правил науки, ни в рассуждении книг учебных: свобода мыслей способствует вообще знаниям, но при такой науке, в коей ежедневно являются новые разрешения и новые открытия, нужна она особливо".
Успешная деятельность П.В.Завадовского по решению вопросов образования побудила Екатерину II не ранее 1788 г. назначить своего любимца на должность главного директора народных училищ.
Помимо вопросов образования Екатерина II поручает П.В.Завадовскому решение и других важных проблем.

 Так, в 1784 г. он был назначен председателем комиссии по строительству Исаакиевского собора. За 12 лет он довел здание собора до карнизов.

В 1786 г. он назначается членом комиссии о дорогах в государстве, и становится членом Совета при высочайшем дворе. При этом он ни на день не перестает заниматься вопросами народного образования.

После смерти Екатерины, Павел в первые же часы воцарения , к удивлению многих, поинтересовался о Завадовском. В день своей коронации 5 апреля 1797 г. Павел пожаловал П.В.Завадовскому графское достоинство Российской Империи, а также орден Св. Андрея Первозванного и орден Анны 1-ой степени.
Граф П.В.Завадовский продолжал заседать в Совете при Высочайшем дворе, Сенате и в Воспитательном обществе, управлять Заемным банком.
 

В начале ХIХ в. народное образование в России было той сферой, заботу о которой совсем недавно взяло на себя государство. Система управления этим молодым организмом страдала общими недостатками — "болезнью роста". Государство не успело даже создать специальных центральных органов для руководства просвещением. Достаточно сказать, что во главе школьного дела стояло случайное учреждение — уже упомянутая Комиссия об учреждении училищ, вызванная к жизни специальным поручением Екатерины II — открыть новые средние школы. Необходимо было создать систему Министерства народного просвещения.
8 сентября 1802 г. после долгих обсуждений и споров новый император Александр подписал указ о правах и обязанностях Сената и манифест об учреждении министерств.

В тот же день П.В.Завадовский занял пост министра народного просвещения.
Молодежь в лице Н.Н.Новосильцева, А.А.Чарторыжского и других была приставлена к П.В.Завадовскому на правах товарищей, но, вероятно, и ради учения. Уж чего-чего, а опыта и знаний у стариков было предостаточно.

По свидетельству современников, П.В.Завадовский, будучи чужд всякого тщеславия, "держался в службе, доколе не изменяет благоволение" и готов был "охотно сдать книги" тому, кто захочет посягнуть на его место, "да еще с поклоном благодарным".

П.В.Завадовский понимал, что проводимые преобразования — это первый этап министерской реформы. Он видел, что новая структура управления народным образованием еще не сформировалась.

 Существовавшая ранее Комиссия об учреждении училищ не была ликвидирована, а включена в министерство, сохранив организационную самостоятельность

(25 января 1803 г. Комиссия была преобразована в Главное правление училищ — своего рода департамент).

 В ведение министерства входили Академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, издание периодических сочинений, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний.

 27 июня 1803 г. по предложению П.В.Завадовского при Главном правлении училищ учрежден Комитет для рассмотрения изданных бывшей Комиссией народных училищ учебных книг и подготовке новых.

П.В.Завадовский по должности был членом Комитета министров и Государственного совета (с 1810 г.), а также должен был присутствовать в Сенате. Помимо императора, согласно Манифесту 8 сентября 1802 г., министерство было подведомственно Сенату и Комитету министров, но их взаимоотношения не были четко определены.
Товарищем (заместителем) министра народного просвещения (1803-1807 гг.) был известный писатель, попечитель Московского учебного округа, наставник Александра I в русском языке, словесности и нравственности Михаил Николаевич Муравьев, отец двух будущих декабристов. Членами Главного правления училищ стали ближайшие друзья Александра I — князь А.А.Чарторыжский, граф П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, занявшие посты товарищей министра народного просвещения и попечителей учебных округов.

Получив таких помощников, П.В.Завадовский замечает: "По моей части я предоволен Государем, и с ним дело иметь весьма приятно: и внимателен, и подвижен, как нельзя больше, к общему благу. По преклонности моего века не предполагаю, как только устроить основание возложенному на меня. Довершить здание и произвести плоды останется цветущим молодостью".
Между тем главой нового министерства довольны были далеко не все.

Действительно, не следует забывать, что Завадовский в ту пору был уже стар и после долгой и исполненной разных треволнений жизни, едва ли был способен к деятельности, требовавшей свежих сил; сам он часто жаловался на расстроенное здоровье, ослабление памяти и внимания.
И все же в министерстве удалось создать атмосферу "любви к просвещению", в условиях которой свободно высказывались мысли, велись благожелательные споры и предлагались конкретные пути практического осуществления реформ.

Несмотря на общий хаос преобразований, в короткий срок Комиссии министерства удалось достичь первых успехов. 25 января 1803 г. в доме П.В.Завадовского состоялось первое заседание Главного правления училищ, на котором были прочитаны "Предварительные правила народного просвещения", которые  были составлены под влиянием французских образцов времени революции.

 Первый параграф "Правил" гласил, что "народное просвещение в Российской империи составляет особую государственную часть, вверенную министру сего отделения и под его ведением распоряжаемую Главным училищ Правлением". Дальнейшие параграфы правил устанавливали и все последующие ступени учебной иерархии.

Шестеро из членов Главного правления училищ назначались вместе с тем и "попечителями" шести "полос" России — учебных округов, на которые делилась вся империя.

Попечитель был представителем интересов своего округа в Петербурге.

 На месте во главе округа стоял университет.

 В трех учебных округах университеты уже существовали (Московском, Виленском и Дерптском); в трех других их следовало создать

Таким образом, каждый из губернских городов теперь имел свое "губернское училище или гимназию", находившиеся под контролем университета, получавшие полную автономию и права цензуры.

Директор гимназии был вместе с тем и директором уездных училищ, которых предполагалось, по меньшей мере, по одному в каждом уездном и губернском городе. Наконец, смотритель уездного училища был, в свою очередь, начальником приходских училищ своего уезда. Кроме городов, приходские училища создавались также во "всяком церковном приходе или двух приходах вместе". В помещичьих имениях они поступали под наблюдение помещика, в казенных селениях — под наблюдение священника и "одного из почетнейших жителей". Обучение было бесплатным и доступным для всех сословий.
5 ноября 18О4 г. был утвержден "Устав учебных заведений, подведомственных университетам", по которому создавалась сеть средних и низших учебных заведений.

 Между приходскими, уездными училищами и гимназиями, а также университетами установилась преемственность.

Учебное и административное устройство университетов основывалось на положениях устава 18О4 г., проект которого был предложен В.Н.Каразиным. Важнейшим принципиальным отличием этого устава являлась университетская автономия (независимость его от государства), предполагавшая выборность ректоров, проректоров, профессоров при тайном голосовании, право университета утверждать в ученых степенях, открывать кафедры и т.п.
В соответствии с уставом университет определялся как "высшее учебное сословие", в котором "приготовляется юношество для вступления в различные звания государственной службы".
Во главе университета стоял Совет профессоров, причем при выборе в Совет "природные россияне, нужные знания и качества имеющие", были "предпочтены чужестранцам". Совет избирал из своей среды сроком на один год ректора, который утверждался высочайшей властью и являлся председателем Совета и высшим представителем университета.

Учебными делами факультетов ведали собрания факультетов с деканом во главе, их решения утверждал Совет университета.
Исполнительным органом университета являлось Правление, состоявшее из ректора, деканов и особого непременного заседателя, назначаемого попечителем из среды ординарных и экстраординарных профессоров. Правление ведало всей хозяйственной, административной и финансовой стороной деятельности университета.
Университету вменялось в обязанность вести научную деятельность и распространять научные знания; он должен был ежемесячно созывать собрания Совета, на которых профессора "рассуждают о сочинениях, новых открытиях, опытах, наблюдениях и исследованиях".

В университетах должны быть основаны научные и литературные общества, организовываться конкурсы, устанавливаться премии.
Согласно уставу университет состоял из четырех факультетов или отделений: нравственных и политических наук; физических и математических наук; медицинских наук; словесных наук.
"Академическое сословие" университета составляли: ординарные и экстраординарные профессора, магистры, адьюнкты, студенты и " учителя языков, приятных искусств и гимнастических упражнений".

Обязанности профессоров — "преподавать курсы лучшим и понятнейшим образом и соединять теорию с практикой во всех науках, в которых сие нужно;... пополнять свои курсы новыми открытиями, учиненными в других странах Европы".

 Ректоры, деканы, профессора и адьюнкты утверждались министром просвещения. Ректора университета утверждал император.
Составители устава рассматривали положение адьюнктов и магистров как ближайшую ступень к получению "профессорского звания". В уставе подчеркивалось: магистры университета и старшие учителя гимназии, прослужившие по крайней мере три года, производятся в адьюнкты, т.е помощники профессоров, под руководством которых они призваны достигнуть большей степени совершенства.
В уставе 18О4 г. отразились наиболее передовые черты современных ему западноевропейских университетов и традиции ломоносовской эпохи (автономия, свобода преподавания, научной и просветительской деятельности), вместе с тем отражена узкоутилитарная точка зрения на высшее образование, которой придерживались правительственные круги времен Александра I: "Подготовление для государства чиновников по разного рода службам".
Университетские уставы делали университеты и центрами управления всеми учебными заведениями округа.

Этим преследовались цели: сочетать административную структуру университетов с организацией среднего образования, сделать их центрами подготовки преподавательских сил для средних учебных заведений. В соответствии с этим при каждом университете должен был быть учрежден педагогический институт для подготовки учителей и "училищный комитет" для управления гимназиями, уездными и гражданскими училищами.

 Министерство народного просвещения видело свою задачу не только в увеличении числа высших учебных заведений, но и в заботе о качестве готовившихся в них специалистов. С целью привлечения внимания к этому вопросу императора в 1807г. Александр I был приглашен на экзамены студентов Главного педагогического института, подготовкой которых он остался доволен.

А в мае 1808 г. П.В.Завадовский вошел к императору с докладом о направлении для стажировки за границу на три года двенадцати лучших выпускников Педагогического института с тем, чтобы они по возвращении заняли места профессоров и адъюнктов в будущем С-Петербургском университете.
Новое министерство всеми мерами стремилось также оградить складывающуюся систему образования от всевозможных поборов и налогов.

 Так с 1806 г. по настоянию министра был принят указ императора, по которому было запрещено взимать пошлины при совершении купчих на покупаемые на счет казны дома и землю для учебных заведений и "Высочайшее повеление о невзимании пошлин с книг в переплете, выписываемых для учебных заведений".
Предметом особой заботы министра было приобретение помещений для учебных заведений.

Пристальное внимание к вопросам образования, которое проявляло государство и сам император, произвело сильное впечатление на российское общество. Стали появляться меценаты, делавшие значительные пожертования на нужды просвещения.

 Особое впечатление произвели тогда крупные пожертвования П.Г.Демидова на нужды Московского университета и для основания новых высших учебных заведений, в частности, в Ярославле (Демидовский лицей). В письме к П.В.Завадовскому П.Г.Демидов объяснял, что "живое стремление быть полезным для отечественного просвещения явилось у него от глубокого удовольствия, с каким он читал план общественного образования в России".
Восьмилетнее министерство П.В.Завадовского ознаменовалось появлением в обществе просветительских организаций.

 Открылся ряд новых литературных и филантропических обществ.

 Кроме "Русской беседы" А.С.Шишкова, следует упомянуть про "Общество любителей российской словесности", основанное Д.Языковым при Московском университете; "Общество любителей математики", основанное М.Муравьевым, тогда 15-летним студентом, потом превратившееся, под руководством его отца, Н.Н.Муравьева, в вольное учебное заведение для "колонновожатых", которое послужило колыбелью русского Генерального штаба и имело также большое значение в истории тайных обществ 20-х гг. При Московском же университете в 1804 г. было открыто Х.А.Чеботаревым "Общество истории и древностей российских", занимавшееся публикацией источников по древней истории.

 Затем в 1804 г. тоже при Московском университете А.К.Разумовским было основано "Общество испытателей природы", изучавшее природные богатства и содействовавшее успехам естественных наук в России.

 В 1805 г. — "Общество соревнования медицинских и физических наук", распространявшее в России полезные сведения в области физики и медицины.

 Даже в провинции основывались такие же общества. Так, в Казани в 1806 г. было открыто "Общество любителей российской словесности".
В этот период под влиянием просвещенческих идей был разработан либеральный Устав о цензуре книг, утвержденный 9 июля 1804 г.

Цензура поручалась Министерству народного просвещения, ее рабочими органами стали цензурные комитеты при университетах, подчиненные Главному правлению училищ.
В 1809 г дряхлый физически, хотя еще бодрый умом, П.В.Завадовский, стал поговаривать об отставке. Он часто болел, силы покидали его.

Император, несмотря ни на что, выражал графу свое благоволение. П.В.Завадовский получил алмазные знаки ордена Андрея Первозванного, графиня, его жена, пожалована кавалерственной дамой Св.Екатерины.
11 апреля 1810 г. на пост министра народного просвещения был назначен граф А.К.Разумовский, служивший до этого попечителем Московского учебного округа.
Изменение фигуры министра народного просвещения было связано с началом работы 1 января 1810  Государственного совета, председателем которого считался сам император;

Государственный совет делился на четыре департамента: военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Во главе департамента законов был поставлен семидесятидвухлетний граф П.В.Завадовский.

 В этой должности он оставался до конца своей жизни.

Завадовский умер 10 января 1812 г. в возрасте 73 лет.

 С надгробным словом выступил митрополит Филарет. По его словам, "почивший, несмотря на свое благородство, не гнушался низшими ступенями общественных должностей, и его способности привели его потом к подножию престола".

 Указав на заслуги П.В.Завадовского в разработке законов и в сфере народного образования, проповедник заключил: "Сколько за сими знаменитыми подвигами сына Отечества скрывается скромных добродетелей человека, на которые, будучи ближе к сердцу, ручаются за чистоту деяний блистательных. Кротость и чадолюбие в семействе, твердость в дружбе, для которой он забывал себя, снисходительность в домочадстве, умеренность во власти, справедливость без строгости, милость без пристрастия."
Разбирая после смерти П.В.Завадовского труды и записки по управлению Министерством народного просвещения, один из первых его биографов записал: "Все эти установления проникнуты целью нравственного возвышения человека, связаны одними правилами, разделяющимися, подобно отросткам и сходящимися, как к одному корню, к власти министерской, дающей всей этой машине движение, поддерживающей ее жизнь, рост и зрелость"...
По мнению известного историка русского просвещения, академика М.И.Сухомлинова: "Памятником заслуг Завадовского в деле народного образования служит последовательный ряд зрело обдуманных и благотворных для народной жизни действий училищной комиссии и Главного правления училищ. Время управления министерством народного просвещения Завадовским останется навсегда блестящей эпохой в истории народного просвещения в России".

 

Библиография:

 

1. Материалы   государственного архива Брянской обл.

  • ф. 330, оп.1, д.7, лл. 1-2;
  • ф.549,оп.2, д.23 (ревизские сказки);
  • ф.1016, оп.1, д.457,лл.190,209;
  • «Календарь Черниговской губернии на 1892 г.». Издание Черниговской губернии Статистического комитета. Чернигов, 1891г., с. 160-170;

      2. И.С. Листовский. Граф Петр Васильевич Завадовский. Биография. «Русский  архив»,1883г.

3. Архив краеведа с. Ляличи М.Р.Лежнева.

4. Архив краеведа с.Ляличи Г.К.Бадусева.

5. В.Хотеенков, В.Чернета. Министр просвещения граф П.В.Завадовский.

6. Н.Ф.Заболотный. Из истории развития образования на Брянщине. Областной педагогический вестник. №3, Брянск,2002.

 

Категория: Музейные исследования | Добавил: unechamuzey (03.07.2016) | Автор:
Просмотров: 112 | Теги: просвещение, инновации, образование, завадовский | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: