» » »

Славянские племена. В составе Древнерусского государства и Черниговского княжества. Часть 1

Славяне проживают на территории нашего региона с незапамятных времен. Первое проникновение их в наши края принято связывать с миграционными процессами, происходившими примерно с 1 века н.э., когда отдельные группы славянских (праславянских) племен – представителей зарубинецкой культуры - расселялись из района современного Киева вверх по Десне и ее притокам. В качестве одной из причин переселения зарубинецких славян с обжитых ими мест в районе современного Киева, называют регулярные набеги сарматов, населявших Северное Причерноморье.

Название зарубинецкой культуры происходит от села Зарубинцы Киевской области, где в 1899 году киевский археолог В.В. Хвойка сделал первые находки, открывшие науке новую древнюю славянскую культуру. Среди специалистов существует множество различных точек зрения по основным аспектам, связанным с изучением зарубинецкой культуры и прежде всего с ее этническим происхождением. Но большинство историков-археологов сходятся во мнении, что зарубинецкое население было праславянским. Специалисты выделяют пять регионов распространения зарубинецкой культуры: Верхнеднепровский, Среднеднепровский, Припятско-Полесский, Деснинский и Южнобугский. Первый из названных частично охватывает центральную и западную часть современной Брянской области. Наиболее известными зарубинецкими поселениями в нашем регионе являются стоянки Почеп и Синьково на реке Судость (1-2 вв.).

Одной из последних дославянских или праславянских культур, распространившихся в нашем регионе, была колочинская культура, о которой уже упоминалось выше. Временем распространения колочинцев в нашем крае принято считать примерно 5 век. Следует добавить, что археологические исследования дают основания утверждать о существовании колочинских поселений в нашем регионе вплоть до 11 века. Располагались они в междуречье Судости и Ипути, между землями северян и радимичей.

В 6-7 веках славяне уже в более значительных количествах появляются в районе современных Погара и Стародуба. Проникая сюда, славянская культура наслаивалась на древнюю юхновскую культуру балтов. Уже с 8-9 веков славяне стали основным населением нашего региона и являются прямыми предками коренного населения здешних мест.

Земли современной западной Брянщины были заселены двумя крупными славянскими племенами - северян и радимичей.

Крупный восточнославянский племенной союз северян с 8 века расселился на обширной территории в бассейне Десны и Сейма. «Седоша они по Десне, и по Семи, и по Суле, и нарекоша Север» (из летописи Нестора). Существует предположение, что северская этническая группа сформировалась из прикаспийского кочевого племени савиров, пришедших на здешние земли примерно в 7 веке. Северяне упоминаются в исторических летописях до 11 века, однако северская славянская культура навсегда оставила свой след в таких названиях как Северская земля, Северские города, Новгород-Северский, Севск, Северский Донец… Термин Северщина еще очень долгое время широко употреблялся на самых разных уровнях – начиная от бытового общения, заканчивая упоминанием в важных государственных документах. Центрами северской культуры были города Новгород-Северский, Чернигов, Путивль. Исторически в состав Северщины входили и территории на юге и западе современной Брянщины, с центром в Стародубе. Некоторые историки и сегодня еще называют земли Стародубщины Русской Северщиной. Следует отметить, что Северская земля никогда не была обособленным административно-территориальным образованием и не имела формальных границ. Северщина – это историческая и географическая область, отличавшаяся своеобразной этнокультурой и бытом. Исторические документы свидетельствуют, что северскую народность выделяли из прочих жителей Малороссии даже в конце 17 века. Так, например, в письме старосты города Мозырь Халецкого Стародубскому полковнику Семену Самойловичу от 9 августа 1684 года упоминается, что «…у нас люди северские и украинские бывают».

До настоящего времени в пограничье Брянской, Сумской, Черниговской и Гомельской областей проживают люди, в той или иной степени сохранившие некоторые этнографические особенности языка, культуры и быта северской «цивилизации» и называющие себя «севрюками».

По соседству с северянами, в бассейне Сожа и его многочисленных притоков проживало еще одно крупное племенное объединение, известное под названием радимичей. Именно этому племени нами будет уделено наибольшее внимание, поскольку с высокой степенью вероятности мы можем утверждать, что коренное население нашего края ведет свою родословную именно от радимичей.

Точное происхождение названия племени радимичей неизвестно. Образовано оно, вероятно, по патронимическому типу (греч. Patronymia - наименование по отцу), т.е. происходит от имени главы семьи или рода.

Так, в летописных источниках говорится, что в лесах обитали два брата – Вятко и Радим. Первый со своим родом обосновался в районе Оки, а Радим – на реке Сож и именно от него и происходит название племени. В бассейне Сожа радимичи расселились примерно с конца 8 – начала 9 веков.

Точных сведений о происхождении радимичей не имеется – этот вопрос в научной среде до настоящего времени является дискуссионным.

Так, согласно «Повести временных лет», Радим и его брат Вятко были «от рода ляхов». Основываясь на этой летописи, многие ученые полагают, что радимичи происходили из западнославянских племен, возможно, из лужицких сербов. Помимо этого, в научной среде существует особая гипотеза, обосновывающая родство радимичей с современными поляками.

Впрочем, немало исследователей, опираясь на отсутствие археологических подтверждений всех этих теорий, ставят их под сомнение, считая, что радимичи вышли скорее из аланов (асов), прямыми потомками которых сегодня являются осетины.

Причины переселения радимичей в бассейн Сожа неизвестны. В литературе сторонниками европейского происхождения радимичей высказывается мнение, что толчком к их миграции могло послужить массовое перемещение угров (венгров) из междуречья Днепра и Дона на среднее течение Дуная, что заставило племена радимичей искать себе новое место (до этого, по существующей версии, они обитали в верховьях Днестра, где около двух десятков названий рек повторяют гидронимы Посожья). Возможно, в связи с этим, упоминаемое летописью происхождение радимичей и вятичей от ляхов (поляков), объясняется тем, что указанные племена когда-то проживали близ территории расселения «ляхов», а верховья Днестра вполне соответствуют этому признаку.

По другой гипотезе, радимичи были выходцами из племени венедов (древнейшее наименование западных славян, встречающееся в античных источниках), живших по Висле и побережью Балтики. Главным богатством земли венедов был янтарь, которым они с древних времени торговали с Востоком. Торговый янтарный путь венедов шел по рекам Двине, Днепру, Десне, Угре и далее по Оке и Волге. Предполагается, что именно по этой дороге и двинулся в путь на восток Радим со своим родом, решив по пути осесть на землях в бассейне Сожа. В рамках озвученной гипотезы высказывается мнение, что этноним «радимичи» тоже имеет балтское происхождение. Так, наиболее близкими к названию племени являются литовские слова «radimas» (нахождение) и «radimviete» (местонахождение).

Итак, к 9 веку радимичи, предположительно шедшие с запада, добрались до бассейна Сожа и одного из его притоков – Ипути, где и расселились. Таким образом, можно вполне определенно говорить о том, что как минимум с 9 века и до второй половины 11 века земли современного Унечского района относились к территории славянского племени радимичей и не исключено, частично к территории северян (юго-восток района).

Племенная территория радимичей, как и любого славянского племени, не имела четко обозначенных границ. На территории современной Брянской области радимичи расселились в бассейнах Беседи и Ипути, по правым притокам Снова, в верхнем и среднем течении Судости и на правом берегу Десны, примерно до Трубчевска. Но, так или иначе, весь наш регион, т.е., запад современной Брянщины, можно без ошибки отнести к территории порубежья двух древних славянских культур - радимичей и северян. Последние на территории нашей области занимали земли по реке Снов и ее левым притокам, в нижнем течении Судости и по ее притоку Вабле, а также по Десне ниже Трубчевска.

До настоящего времени в районах расселения радимичей мы можем встретить множество географических названий с корнем «рад». В связи с этим отметим, что похожие названия встречаются и в странах Восточной Европы, что служит дополнительным аргументом для сторонников версии о том, что радимичи вышли «из ляхов». Так, в Польше есть город с названием Радом, а около польской же Лодзи и вовсе имеется посад Радогощ, название которого полностью созвучно с древним наименованием Погара.

На землях к востоку от Десны (район Брянска, бассейны рек Болвы, Снежети, Навли, Неруссы) обосновались вятичи. На севере с радимичами соседствовало племя кривичей, главным городом которых был Смоленск.

На определенном этапе своей истории радимичи обладали довольно высокой степенью политической самостоятельности, даже несмотря на то, что в середине 9 века платили дань Хазарскому каганату. В литературе высказывается предположение, что, начиная с 8 века, хазары имели весьма сильное влияние на племена полян, северян и радимичей. Влияние это сводилось не только к данническим отношениям. Предполагается, что восточные славяне имели с хазарами тесные торговые и культурные связи. Что касается выплачиваемой дани, то существует мнение, что эта дань носила нерегулярный характер и, возможно, выплачивалась радимичами и северянами с целью обеспечить своим купцам торговые привилегии и безопасность на рынках Хазарии. Иначе говоря, вероятнее всего, хазарское иго не было для славян слишком обременительным.

Что касается взаимоотношений с соседними славянскими племенами, то из летописных источников нам известно, что в целом древние славяне «живяху в мире».

В конце 9 века радимичи были обложены данью со стороны древнерусского князя Олега (?-912) и впоследствии платили дань киевским князьям еще очень долго. По крайней мере, еще в 12 веке летописец отмечал, что везут радимичи дань «до сих пор». Помимо радимичей, дань Олегу платили и северяне. Процедура сбора дани называлась полюдьем и происходила зимой, примерно с ноября по апрель. Киевский князь со своей дружиной сначала поднимался по льду рек до Смоленска, откуда возвращался обратно, по пути собирая дань. Предполагается, что в нашем регионе часть маршрута полюдья проходила по Судости (от ее верховий до устья Вабли), затем вдоль Вабли, Бабинца, с выходом на Титву и Сновь и уже по Снови дружины спускались в Десну и далее в Днепр.

Помимо речных путей, через наш регион в древние времена проходила сухопутная дорога из Киева в Смоленск. В древних источниках упоминается также ведущий на юго-запад от Брянска тракт, который в районе современного Почепа разветвлялся на Попову Гору (совр. Красная Гора) и на Стародуб. А спустя некоторое время через здешние места пролег крупный торговый путь из Киевской Руси в землю вятичей (верхнее и среднее течение Оки) и Волжскую Булгарию (Среднее Поволжье и Прикамье).

Из Повести временных лет известно, что радимичи и северяне жили в лесных районах:

«Радимичи, Вятичи и Север один обычай имяху живяху в лесе...».

В этом же источнике мы может встретить и не совсем лестные отзывы о нравах радимичей и северян:

«…Якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословье в них пред отци и пред снохами…».

Впрочем, по этому поводу в научной среде высказывается предположение, что летописец Нестор, рисуя образ жизни радимичей и вятичей, намеренно попытался принизить их уровень развития в угоду политическим интересам восхваляемого им Киевского княжества. Вдобавок к этому, на автора летописи, очевидно, влияли также факторы религиозного характера, поскольку, будучи представителем христианского общества, Нестор, вероятно, старался подать в неприглядном виде все языческие традиции, называя их «нечистыми» и «срамными».

Говоря о социально-экономической составляющей жизни радимичей, следует сказать, что уровень их развития в целом был типичным для восточнославянских племен того времени, хотя в исторической науке бытует мнение, что радимичи в этом плане несколько отставали от своих соседей, поскольку были изолированным «лесным» племенем, без тесных торгово-культурных связей с римскими городами Причерноморья, каковые, например, имели поляне.

«По сравнению с «мудрыми и смыслеными» полянами их лесные соседи, древляне и радимичи, действительно производили впечатление малокультурных племен, «живущих скотьскы» - цитата из книги академика Б.А. Рыбакова «Язычество Древней Руси».

Впрочем, вопреки подобным утверждениям, археологические данные не дают нам серьезных оснований полагать, что уровень экономического, социального и культурного развития радимичей коренным образом отличался от их соседей.

Общественная организация у радимичей была типичной для племен того времени и представляла собой общинно-родовой строй. Управлялись радимичи, предположительно, племенными вождями.

Радимичи занимались пашенным земледелием, скотоводством, ремеслами, охотой, рыболовством, бортничеством. Имели свою военную организацию.

Какой из населенных пунктов региона выполнял функции «столицы» радимичей, достоверно неизвестно. Наиболее вероятным представляется, что центральным городом Земли Радимичей был Гомий (Гомель), который, как предполагается, был хорошо укрепленной крепостью, обнесенной рвом. Среди прочих городов, в Земле Радимичей известны Чичерск (совр. Чечерск Гомельской области), Ропейск (совр. Славгород Могилевской области), Кричев, Рогачев, Стародуб.

Антропологические исследования останков, обнаруженных в захоронениях радимичей, позволили сделать вывод о том, что представители этого племени были среднего роста (выше 165 см).

Археологические раскопки позволили установить, что характерным этническим признаком радимичей были своеобразные семилучевые височные украшения из бронзы или серебра, очень плотно сконцентрированные именно в местах расселения радимичей. Это открытие стало одним из главных научных обоснований более-менее точного определения границ Земли Радимичей.

Внешне радимичские кольца напоминали звезду. Среди ученых существует мнение, что такой тип колец пришел в Землю Радимичей из района Волги и Дона. Весьма близкие по форме семилопастные височные кольца существовали и у вятичей, что указывает на возможные тесные связи этих двух племен. Впрочем, типичным этноопределяющим радимичским украшением принято считать именно семилучевые кольца, т.к. ареал их распространения в Восточной Европе практически не выходит за пределы бассейна реки Сож.

Семилучевые украшения предположительно носили по одному или по нескольку на каждом виске, прикрепляя к головному убору.

Археологами было подмечено, что более ранние височные кольца радимичей (9-10 века) были орнаментированы богаче, нежели аналогичные украшения 11-12 веков, которые уже почти не имели узоров. С чем это было связано, мы можем только догадываться.

В радимичских курганах находили также интересные подвески в виде двух пересекающихся букв «О», одна из которых была расположена горизонтально. Оба овала были покрыты выпуклыми точками. Подобные знаки также находили и в вятичских захоронениях, а также они известны у балтийских славян. Существует предположение, что это был один из символов плодородия. Еще один обнаруженный тип радимичских подвесок был изготовлен в виде змеи и также покрыт точками-каплями, вероятно, символизирующими дождь.

Наиболее необычными подвесками, найденными в Земле Радимичей, были украшения с головой быка. Впервые их обнаружили у берегов Ипути, недалеко от Суража. Ободок такой подвески по всему кругу украшен уже упомянутыми точками-каплями, а в середине круга расположена большая голова быка с рогами, с четко выраженным профилем. На лбу быка двойной треугольный знак углом книзу. При этом, вокруг головы быка расположено 7 женских фигурок, три из которых помещены между рогов. Эта символика, вероятнее всего была связана с какими-то ритуальными языческими игрищами в честь быка или тура, которого приносили в жертву богам. Академик Б.А. Рыбаков полагал, что эти подвески отражали древний славянский обряд «турицы», близкий к греческим таврокатапсиям, т.е., ритуальным боям с быком. Предполагается, что в святочной игре «в быка» участвовал парень, наряженный быком, и группа девушек, увертывавшихся от его рогов. Не исключено, что тур (бык) был племенным тотемом радимичей. Археологи отмечают, что радимичские подвески с головой быка весьма сходны с изображением древнеегипетского Аписа - мифологического священного быка, почитавшегося египтянами как земное воплощение бога Пта. Подмеченное сходство дает ученым пищу для размышлений на тему связи славян с культурами древних цивилизаций, населявших Северную Африку. Как известно, история хранит в себе множество удивительных секретов. И кто знает, возможно, когда нибудь стараниями ученых часть их будет раскрыта…

Также известно, что радимичи имели обычай носить гривны (нагрудные украшения в виде обруча) из бронзы. У их соседей северян гривны были серебряными. Также гривны имели распространение и у вятичей. Ближайшие и многочисленные аналогии таких украшений археологи находили в Латвии и Литве. В то же время, у таких славянских племен, как волыняне, поляне, древляне и дреговичи, шейные гривны, обычно не встречаются. В связи с эти следует отметить, что в целом, в археологической культуре радимичей, как отмечают ученые, в значительной степени проявляются балтские черты.

Женщины племени радимичей украшали себя стеклянными бусами различной окраски, нередко посеребренными или позолоченными. Также в Земле Радимичей археологи находили бронзовые и серебряные браслеты, перстни. Нередко попадались железные ножи, пряжки, глиняные сосуды.

Из деталей одежды племени радимичей известна понева - несшитый кусок клетчатой шерстяной или полушерстяной ткани, который носили на вздержке, завязанной так, что края расходились спереди (чтобы был виден подол). Преобладающим цветом поневы, которую носили радимичи, был красный.

В завершение нашего краткого обзора имеющихся археологических сведений о радимичах, отметим, что до настоящего времени древние памятники этого племени исследованы еще довольно слабо.

Со второй половины 9 века в Среднем Поднепровье начинает складываться новое крупное государство славян – Киевская Русь с центром в Киеве. Расширяясь, Киевская Русь постепенно подчиняла себе новые земли и населявшие их народы.

Во второй половине 9 века и в 10 веке Киевская Русь проводила политику последовательного подчинения славянских племен, живших в бассейне Среднего Поднепровья. Так, в 883-885 годах Киевский князь Олег покорил земли древлян, северян, радимичей, обложил их данью и запретил впредь платить ее хазарам. Принято считать, что радимичи перешли в подданство Олега добровольно, т.е. без войны.

Из летописи известно, что Олег послал спросить радимичей: «кому дань даете?». Те отвечали: «хазарам». «Не давайте хазарам, а давайте мне» — велел сказать им Олег, и радимичи стали платить ему небольшую дань по два шеляга с рала, как раньше платили хазарам (шеляг – денежная единица, предположительно серебряная монета; рало - земледельческое орудие, близкое по типу к примитивному плугу).

Из летописи Нестора известно, что поход на земли славян, живущих к северу и северо-западу от Киева, Олег начал уже спустя год, после того, как взял власть в Киеве, вероломно убив Аскольда и Дира в 882 году. В последующие годы Олег покорил племена вятичей, дулебов (славянский племенной союз на территории Западной Волыни) и тиверцев (славянский племенной союз в бассейне Днестра). После покорения восточнославянских племен, Олег в 907 году осадил столицу великой Византийской империи Царьград (Константинополь), а затем за снятие осады получил от византийского императора большой выкуп. В походе Олега принимали участие представители многих из покоренных им славянских племен, в том числе и северяне с радимичами. Если верить летописцу, то подошедшая с моря армия Олега насчитывала две тысячи кораблей, в каждом из которых было по сорок человек – неслыханное по тем временам войско. Впрочем, современные историки полагают, что автор летописи, описывая поход Олега на Царьград, существенно преувеличил масштабы этого действа.

Согласно легенде, Олег скончался в 912 году от укуса змеи.

Следующим Киевским великим князем стал Игорь Рюрикович (?-945). Игорь, продолжая политику своего предшественника Олега, в годы своего правления подчинил Киеву восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. В период правления Игоря радимичи, вероятно, продолжали находиться в определенной зависимости от Киева, платя великому князю дань. Впрочем, в русских летописях, описывающих события 944 года, когда Игорь организовал большой поход на Византию, сообщается, что «…Игорь совокупи воя многи, варяг, русь, поляны и словены, и кривичи, и вятичи, и тиверицы, и печенеги…и поиде на греки в лодьях, и на конех…». Как мы видим, об участии в этом походе радимичей в летописях не упоминается. Это может указывать на то, что радимичи в середине 10 века все-таки на определенное время могли выйти из-под влияния Киева. Косвенным подтверждением этой версии служат и некоторые другие факты. Так, в документе середины 10 века - труде византийского императора Константина Багрянородного (905-959), перечисляются подвластные Киеву племена, однако, радимичи среди них также не упоминаются. Кроме того мы знаем, что спустя 40 лет внук Игоря - князь Владимир ходил в военный поход на радимичей и в качестве одной из вероятных причин этого похода называется то, что радимичи перестали платить Киевскому князю дань.

В целом, в исторической научной среде бытует мнение, что на первоначальном этапе становления Киевской Руси взаимоотношения между Киевом и «покоренными» им восточнославянскими племенами заключались лишь в несистематическом сборе дани и участии славян в военных походах князя. А в целом славянские племена тогда еще не были в достаточной степени консолидированы с Киевской Русью и власть на соответствующих территориях сохранялась за местной племенной знатью. Но это всего лишь предположения.

В 945 году князь Игорь был убит во время сбора дани восставшими древлянами. По свидетельству византийского историка Льва Диакона, его привязали к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, а потом отпустили их, разорвав тело князя.

После Игоря на Руси княжила его жена Ольга (ок. 860-969), а затем их общий сын Святослав (?-972). Период княжения Ольги известен жестоким подавлением восстания древлян, организацией местных административных центров – погостов, принятием великой княгиней христианства, осадой печенегами Киева. Сын Ольги, Святослав почти всю жизнь провел в военных походах. В 964-966 годах он подчинил Киеву вятичей, потом воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат. В 972 году Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.

После Святослава Киевской Русью правили его сыновья: с 972 года - Ярополк Святославич (умер в 980 году), а с 980 года - один из самых известных древнерусских князей - Владимир I Святославич (?-1015) по прозвищу Красное Солнышко, вошедший в историю как креститель Руси. На период правления Владимира приходится расцвет Древнерусского государства, поскольку именно в годы его княжения произошло окончательное объединение всех восточных славян в одно огромное государство - Киевскую Русь с политическим центром в Киеве.

В годы правления Владимира наступил конец относительной независимости радимичей. Это произошло в 984 году на реке Пищане (Песчане), где радимичи были разбиты войском Владимира, который путем покорения свободных славянских племен укреплял положение Киевской Руси. Из летописных источников известно, что непосредственное руководство походом военной дружины на радимичей осуществлял княжеский воевода Владимир Волчий Хвост. По одной из версий военный поход Владимира в земли радимичей был связан с тем, что последние прекратили выплачивать дань Киеву.

Достоверных сведений о месте, в котором произошла Пищанская битва, не имеется, однако, большинство исследователей полагают, что это случилось на берегах небольшого притока Сожа, близ города Славгород в Могилевской области. Впрочем, у этой версии есть немало критиков. Развенчивая ее, скептики указывают, что данное место находилось ближе к северо-западной окраине Земли Радимичей, соответственно, киевские отряды, при движении к нему должны были пройти по всей основной территории племени и миновать главную крепость Гомий, не встретив сопротивления, что представляется нелогичным.

По другой версии, Пищанское сражение произошло у впадения небольшой речки в Десну, южнее поселка Выгоничи. Примерно в этом районе проходила восточная граница Земли Радимичей. Сторонники этой версии полагают, что киевский отряд мог двигаться вверх по Десне, где близ устья Пищани и был встречен радимичским войском, которое пыталось не допустить непрошеных гостей вглубь своей территории.

Сторонники следующей версии убеждены, что битва 984 года состоялась где-то между современными селениями Хуторянка и Песочная Буда Гомельской области, в 30 километрах к юго-востоку от Гомеля, где течет речка Песошенька, которая еще 200 лет назад именовалась Песочанкой.

И наконец, предполагается даже, что Пищанское сражение состоялось в районе современной деревни Песчанка Унечского района. Примерно в этой местности располагались юго-восточные рубежи племенного союза радимичей и именно через территорию современного Унечского района пролегал один из кратчайших путей в их земли со стороны Киева и Чернигова.

Вторая часть работы

Категория: История Унечского района | Добавил: unechamuzey (16.06.2017) | Автор:
Просмотров: 11791 | Комментарии: 8 | Теги: славяне, радимичи, Курган | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: