» »

Трудовая биография Лосицкого Михаила Алексеевича.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К МИРНОЙ ЖИЗНИ.

ВСТРЕЧА С РОДНЫМИ.

После мытарств с переездом из Германии в Россию, приезжаю в город Стародуб. Начались поиски земляков из деревни Голибисово, чтобы добраться до дома. Толкаясь среди массы людей на базаре, встречаю друга детства Караваева Ивана, который на лошадке привозил на рынок продукты своего огорода.

 Когда дела были закончены, мы отправились домой.     Сообщить матери и жене о времени моего приезда было невозможно, так как никто не знал, когда эшелон с демобилизованными может быть на станции Унеча. Потому встреча была неожиданной. Мы с возницей подъезжали к дому, я соскакиваю с повозки и иду домой. И вдруг, открывается дверь, со слезами на глазах выбегает Фаина, бросается от радости мне на шею, и с криком: «Мама, Миша приехал!», - обнимаемся, целуемся, смотрим друг на друга.

 Узнаю радостное, но изможденное лицо матери и сияющие глаза Фаины, которая рвется в дом, чтобы показать моего первенца – Славу, ему уже 4 месяца. Слух в деревне распространяется со скоростью ветра. Не прошло и десяти минут, как один за другим начали приходить соседи. Поздравляют с прибытием, смотрят, похлопывают по плечу, радуются вместе с нами. И вопросы, вопросы, вопросы!

 Я первый военный летчик в деревне. Все с жадностью хотят узнать: не страшно  ли было летать?

 А видна ли земля с высоты?

  А много ли убил немцев?

  А за что получил так много наград?

И рассказы,  как жили при немецкой оккупации, как живут сейчас, в 1946 году. Завязывается оживленная беседа, а мама с Фаиной уже готовят праздничный стол. Праздничный стол 1946 года. Как он беден!

Несмотря на мои денежные переводы, жизнь матери и жены была крайне скудна. Да откуда ей быть хорошей. На рынке  пуд  ржаной  муки  стоил  1000 руб., кило соли – 1000 руб.,  сельдь – 250 руб. Однако гости пришли и надо их угощать. Появилось откуда-то копченое мясо, хотя у матери его не было, свиное сало, свежий лук, яичница, и, конечно же, хлебная самогонка. В те времена самогон получали не из сахара, как сейчас, а из ржаной муки и картофеля.

Первый тост, первые пожелания, и слезы, слезы, слезы радости за встречу, за возвращение домой, слезы по невернувшимся сыновьям и мужьям моих соседей. Ведь так долго пришлось маме меня ждать, с ноября 1939 года по июнь 1946 года. Застолье продолжалось  до самого позднего вечера, одни уходили, другие, услышав, что я приехал, приходили узнать обо мне, о своих.    Но как плохое, так и хорошее уходит, и приходят реальные будни. Будни, в которых ты должен освоиться и начать дальнейшую жизнь. Теперь товарищ Лосицкий, ты уже не летчик, где отвечал за свою собственную жизнь, ты уже глава семейства и должен подумать, как жить дальше?

ПОИСК И УСТРОЙСТВО НА РАБОТУ

Оставаться жить в деревне Голибисово, где никакой работы нет, кроме колхозного производства, мне нельзя. Ведь я совершенно не знаю сельского хозяйства, а начать работать простым рабочим при отсутствии элементарных навыков колхозного труда – бессмысленно.

Еду в Стародуб, чтобы стать на учет во всех организациях: военкомате, милиции и вместе с тем попытаться найти работу. Свободных мест много. Предлагают торговлю, финансы, но ведь я совершенно не разбираюсь в формах и методах их работы. Я ведь учитель. Имею стаж, образование. Знакомлюсь в РОНО с вакантными должностями учителя географии. В районе они есть, но все далеко от деревни Голибисово, где моя жена, ребенок и мать. Как прожить на новом месте с мизерной зарплатой и карточной системой.

 Все это не подходит, переезжать из родного дома, при наличии высоких цен на продукты питания и практическом голоде в стране нельзя.

Я останавливаюсь на должности зам. директора Новосельской семилетней школы по военно-физическому воспитанию, которая располагалась в пяти км от моего дома. Необходимо каждый день и зимой и летом, при любой погоде, идти 5 км в школу и 5 км обратно. Но другого выхода нет. Я соглашаюсь. Летом ездил на велосипеде, зимой на лыжах. Зимой, несколько раз в снежные бури, терял ориентировку и возвращался обратно в Новое село.

Так прошли учебный 1946-1947 и 1947-1948 годы. Чтобы работать в школе и расти в должности, необходимо было заканчивать институт, а я имел только три курса Смоленского пединститута, законченных до войны. В 1948 году еду в Новозыбковский пединститут для зачисления на заочное отделение.

В институте меня ждало разочарование. Согласно приказу министра образования, меня зачисляют не на 4 курс института, а на первый, с правом сдачи всех экзаменов. Но другого выбора нет. И я начинаю учиться и сдавать, сдавать один экзамен за другим. В течение летней сессии 1948 года, я сдал за 2 курса института и часть экзаменов за третий курс.

 Но Новозыбков меня и обрадовал.

Я встретился с зав. Унечским РОНО Карпиленко Валентином, с которым в 1939 году мы работали в Лыщичской семилетней школе. И он предлагает мне переехать в село Лыщичи, завучем школы с предоставлением школьной квартиры.

Это меня устраивало во многом: во-первых, выше заработная плата, во-вторых – бесплатное жилье, рядом со школой. Так была решена  моя дальнейшая судьба.

ПЕРЕЕЗД В С. ЛЫЩИЧИ

Итак, в августе 1948 года, переезжаем в Лыщичи. Обустраиваем квартиру, знакомлюсь с коллективом школы. Чувствую поддержку учителей. Постепенной знакомлюсь с условиями работы завуча, стараюсь работать так, чтобы и сплотить коллектив, выявить наиболее опытных и работоспособных и на их основе стараться поднимать уровень образования и воспитания.

 Моя активная разносторонняя работа не только в школе, но и в колхозе, была замечена и РК КПСС предлагает мне принять в 1950 году Лизогубовскую семилетнюю школу в качестве директора школы. Там сложились неприязненные отношения между директором и завучем и группами учителей, поддерживающих  их.

Меня направляют для укрепления школы, и я, используя опыт двух лет работы в Лыщичской семилетней школе завучем, без боязни взялся за руководство школой. Пришлось много работать, чтобы сплотить коллектив, освободиться от тех, кто мешал работать. Дела в школе налаживались, налаживались отношения с руководством колхоза им. Чапаева, с Брежковским лесничеством. Все это пригодилось, когда мне пришлось готовиться к строительству нового здания школы, так как старое здание было приспособленным и не отвечало задачам школы. Я добился, чтобы строительство было включено в план. Но осуществить строительство не успел. Школа постепенно стала выделяться успехами в учебно-воспитательном процессе, развивалась художественная самодеятельность, рос авторитет школы, как среди родителей, так и в работе РОНО. Так прошло три годы с 1950 по 1953 гг. За это время в Лыщичской семилетней школе произошли события, которые требовали вмешательства со стороны. Развернулась борьба между вновь назначенным директором Лесковым Иваном и завучем школы Кобзарем Василием. Эта словесная борьба вылилась в применение физической силы. Возникла необходимость изменять положение.

СНОВА СЕЛО ЛЫЩИЧИ

В 1953году меня вновь направляют в Лыщичскую семилетнюю школу, для укрепления школы, с правом решения кадровых вопросов. Снова пришлось с отдельными товарищами расстаться, а с остальными выправлять сложившееся в результате конфликта в руководстве школы положение. Требовалась напряженная работа по сплочению коллектива, который я уже знал, опирался на тех, кому доверял.

Усилил требования к коллективу по подготовке к урокам, дисциплине самих учителей и учащихся, ответственности каждого учителя и техработника, за порученное дело. Нужно было поднять авторитет школы, сплотить коллектив через участие всех в художественной самодеятельности. Так был создан коллектив художественной самодеятельности, который вовлек в свою деятельность весь коллектив школы и подавляющее количество учащихся.Успехи на сцене объединяли, поднимали авторитет.

 Так был создан коллектив художественной самодеятельности, который вовлек в свою деятельность весь коллектив школы и подавляющее количество учащихся. На районном смотре художественной самодеятельности Лыщичская школа заняла 2-е место и была отмечена похвальной грамотой. Частые выступления на колхозной сцене оказывали положительное влияние и на дисциплину и на обучение учащихся.

 Работа директора многогранна. Выполняя основную задачу обучения и воспитания, необходимо было решить вопросы капитального ремонта школы, что в те годы, 1953 -56-е, было не так просто. Лесоматериал выписан, завезен, но нет кирпича, нет гвоздей, нет стекла, краски. Так как за наличный расчет приобретать запрещено, а по перечислению они не предусмотрены сметой. Так как керосин продавали за наличный расчет, то вместо керосина брали все что необходимо, а записывали на керосин. В школе проведен капитальный ремонт. Все эти усилия не пропали даром. Школа выправляла положение, стала заметна в РОНО, РК КПСС и райисполкоме. В мае 1956 года  меня переводят зав. Унечским РОНО.

ГОРОД УНЕЧА. РОНО.

Итак, приказ – переезд в Унечу. Жалко расставаться с налаженной жизнью, с людьми, с которыми сработался, с населением, которое тебя уважает. Но мы переезжаем в Унечу, в предоставленную нам квартиру – это дом по ул. Коммунистической, 35, где ранее было помещение РОНО.

Привозим корову, свиней, кур, чтобы как-то выжить при моей зарплате зав. отделом Райисполкома в 83 руб. в месяц.

Дети малые: одному 10, другому 7 лет. Жена не работает. Нужно растить детей и ухаживать за хозяйством, так как зарплаты явно не хватает. Приходится работать очень много.

С 9 до 18 часов в отделе, в вечерние часы даю уроки в школе №2. Необходимо хотя бы рублей 30-40 подработать. Часто приходится по распоряжению РК КПСС выезжать в село, для проведения различных мероприятий.

В какую только дыру нас тогда не загоняли: следить за дойкой коров, заготавливать молоко, яйца, шерсть и т.д.; быть представителем на весеннем севе, прополках, уборках, заготовках и еще черт знает чем. Основная работа тоже требовала времени – нужно было посещать школы, проводить семинары, совещания директоров, заслушивать отчеты, направлять работу инспекторов. Много времени отнимала массово-политическая работа: выступления с лекциями и докладами в колхозах, на предприятиях в дни юбилейных праздников, а также знаменательных дат. Кроме всего прочего, мне пришлось быть председателем «Общества знания» и возглавлять работу лекторских групп. А это большой участок работы.

Работа была напряженная, объемная, многогранная, а зарплата оставалась малой, материальное положение оставалось тяжелым. Проработав 5 лет в РОНО, я начал просить исполком райсовета освободить меня от занимаемой должности и послать на работу в школу, где я мог больше заработать. Два моих заявления о переводе отклонились.  И тогда я решил пойти на личную беседу с секретарем РК Голубевым. Объяснив свое положение и причину ухода, он учел их и при возможности обещал предоставить место в школе. И снова, уже в 3-й раз, мне пришлось идти в школу, где педагогический коллектив был разобщен из-за неприязни нового директора – Кнороза Сергея Григорьевича и бывшего -  Кожевца Василия.

 РК  КПСС снова посылает меня для укрепления положения в школе. Так с августа 1960 года я становлюсь директором железнодорожной школы № 39 на пос. Решающем.

ШКОЛА № 39

А в школе № 39 сложились такие же нестерпимые условия для нормальной работы, как в предыдущих двух, где мне пришлось поправлять положение. Может быть, исходя из этого, учитывая мой опыт работы в предыдущих школах, РК партии и направил меня работать в 39-ю школу. А здесь шла скрытая, непримиримая, выливающаяся иногда в открытые оскорбления между директором школы Кнороз Сергеем Григорьевичем и бывшим директором этой школы Кожевцом Василием.

Кнороз С.Г. злоупотреблял спиртным, допуская выпивку непосредственно в школе, во время уроков. Это возбуждало его, и он допускал грубые выходки против учителей, особенно против Кожевца. Коллектив раскололся на два лагеря, одни поддерживали Кожевца, с которым они долго работали, поддерживали дисциплину и порядок, а другие, которые противились порядку и были довольны малой требовательностью нового директора.

Коль дал согласие работать с таким коллективом, необходимо начинать со сплочения коллектива. На первом же педсовете, где шло знакомство с коллективом учителей и с техработниками, объявил: «Никаких доносов друг на друга мне не представлять, буду знакомиться с работой каждого и буду оценивать его деловые качества».

В школе обучается 1020 человек, работает 56 учителей, 12 тех. работников, завхоз, 4 истопника, пионервожатая, библиотекарь, медработник.

Учебно-воспитательным процессом руководят три завуча – по старшим классам – Батюшков Трофим Сысоевич, по 1-4 классам – Зуева Галина Александровна, по трудовому обучению – Шатов Леонид Сергеевич.

 Занятия проходят в 2,5 смены. Занимаем помещение бывшей казармы, недалеко от ж/д.  узла связи. Здесь занимаются начальные классы в две смены. Работать в таких условиях - при отсутствии спортзала, столовой, лаборатории, большой скученности учащихся - крайне тяжело.

Начинаем поднимать вопрос перед Управлением школ Московской железной дороги о пристройке к школе хотя бы 8 классных комнат и спортзала. Начались беспрерывные поездки в Москву на согласование проектных работ, самого проекта, подрядчика для выполнения работ.

 1960 и 1961гг. уходят на подготовку к строительству.

В 1962 г. начались земляные работы, заготовка блоков для фундамента. Планируемые сроки выполнения работ подрядчиком СУ – 685 еженедельно срываются. Почти каждую неделю с начальником СУ Саяпиным Владимиром Ивановичем идет согласование объекта работ, обещания, но на стройку приходит половина рабочих, запланированных при согласовании. Приходится выбивать каждого человека, подключаем к работе учителей и учащихся.

 Мы стремимся подготовить классы к новому учебному году. Со скрипом, медленно, но строительство идет. К сентябрю 1962 года отделочные работы в 8 классных комнатах в основном закончены. Идет устранение недостатков, которых оказалось очень много.

 Руководство СУ и представитель министерства строительства Московской ж/д требует принять школу, но мы понимаем, что, приняв, они вообще не устранят имеющиеся недостатки. Идет бесконечное уговаривание. И хотя с 1 сентября начать занятия в новых классных комнатах не удалось, а занятия начались в середине ноября, но мы добились, сдать классы в полной готовности. Коллектив учителей и учащихся вздохнули свободно. Получили возможность закрыть 3-ю смену, перейти на кабинетную систему.

Но стройка, это только часть работы директора. Несмотря на большую занятость со стройкой, нужно было решать главную задачу – сплотить коллектив и поднять уровень учебно-воспитательного процесса. По опыту работы в предыдущих школах, я понял - сплотить коллектив можно через общее участие всех в выполнении одной работы.

Такой работой была художественная самодеятельность.

 Руководителем  её стала Мороз Мария, инициативный, влюбленный в дело  библиотекарь. Начались поиски баяниста. Он нашелся  – Ковзин Михаил, рабочий комбината хлебопродуктов. Начался процесс формирования танцевального коллектива, участников хора.

 Учителя русского языка и литературы были подключены для подбора декламаторов, чтецов, подготовкой материалов для выступления на сцене: частушки, басни, анекдоты. Все больше учителей привлекалось к участию в хоре, репетициях, советах. Сглаживалась неприязнь между учителями. Ежедневные планерки с администрацией школы: завучами, завхозом, пионервожатой с привлечением родителей, членов родительского комитета, старшей пионервожатой Яськовой Зинаидой Сергеевной, секретарем комсомольской организации давали возможность намечать планы на будущее и рассматривать допущенные недостатки в работе за прошлую неделю.

Предоставили больше самостоятельности учебной пионерской организации, комсомольской, учкому. На них была возложена ответственность не только по организации дежурства, наведения порядка, но и ответственность за обучение учащихся.

Завучи усилили работу по посещению уроков учителей, налаживали методическую работу, увеличили число открытых уроков, стремились улучшить опыт учителей, передать другим. Так постепенно повышалась требовательность к проведению уроков, к его подготовке, а вместе с этим повышался уровень знаний учащихся.

Школа начала по результатам обучения и воспитания входить в пятерку лучших школ района. Большее внимание было обращено на физическое воспитание учащихся, организацию спортивных секций. Учителя физкультуры Карасев Леонид Иванович и Магомедов Магомед Магомедович умело, организуя работу с учащимися на уроках и в секциях, добились первых мест в районе по многим видам спорта.

Ввод в строй спортзала позволил вовлечь в спортивную работу тех учащихся, которые нарушали дисциплину, были подвижны, полны энергией. Улучшалась дисциплина в школе.

Практически 80-90% учащихся были вовлечены в кружковую работу, художественную самодеятельность, спортивные секции. Коллектив художественной самодеятельности занял 1-е место в районе. Появилась возможность самим заработать на приобретение костюмов, музыкальных инструментов путем платных концертов.

С этой целью были даны платные концерты художественной самодеятельности  школой на сцене клуба «1-го Мая»  в г. Унеча, а также в г. Стародубе.

 Успехи художественной самодеятельности заинтересовали руководство отделения дороги, и они преподнесли нам подарок – костюмы для хора и музыкальные инструменты для оркестра.

Сложно описать более подробно события работы тех лет, но основные этапы освещены.

Закончилась моя работа в школе №39 в 1967 году, в связи с тем, что мне была сделана операция на почке, и ходить в школу через мост не имел возможности, а автобусы тогда ходили от случая к  случаю. В связи с этим я обратился в РК партии и отдел учебных заведений с просьбой освободить меня от обязанностей директора школы по болезни.

Просьба была удовлетворена, и мне предоставили работу завучем по заочному обучению в вечерней школе №10, которая располагалась на улице Коммунистической, рядом с домом, где я жил.

РАБОТА В ШКОЛЕ №10.

Конечно, после напряженной работы в школе №39, где приходилось начинать работу с 7³° и заканчивать зачастую в 22 часа, без выходных, так как после уроков шла кружковая работа, а в выходные спортивные соревнования и другие мероприятия, работа в вечерней школе для меня была передышкой, отдыхом.

 Работал в основном только вечером. День свободен.

Работа завуча в вечерней школе, где обучались рабочие предприятий и учащиеся ГПТУ-6 и ГПТУ-17, имела свои особенности, но мой педагогический опыт позволил мне быстро ознакомиться с условиями работы и включиться в выполнение почетной задачи – вовлечь рабочих в учебу и добиться, чтобы они окончили школу и получили среднее образование.

С этой задачей, я считаю, справился и в 1979 году ушел на пенсию, проработав в школах района – 33 года, в том числе директором школы 15 лет и 6 лет зав. РОНО.

НО ОТДЫХ МНЕ ТОЛЬКО СНИЛСЯ

Еще работая, зав. РОНО, я включился в массово-политическую работу председателем районного общества «Знание». И хотя ушел в школу, работать председателем не стал, а вот лектором международником я оставался до 2000 года.

Лекции я читал практически во всех предприятиях города и колхозов района. По поручению Брянского обкома почитал неделю лекции в Мглинском районе и в Стародубском в составе агитбригады.

За активное участие в районном обществе «Знание» был премирован именными часами, библиотекой и путевкой на курорт, а также почетными грамотами.

Находясь на пенсии, я включился в работу районного совета ветеранов войны и труда с начала его образования с 1988 года. Был членом совета, секретарем, зам. председателя, членом президиума и сейчас участвую в его работе.

 А также более десяти лет работал в комитете народного контроля, а когда его закрыли, в рабочем контроле.

Вся моя жизнь прошла в служении Родине, в воспитании подрастающего поколения достойными сынами Родины, а в трудовых коллективах разъяснял политику партии и правительства, знакомил с международной жизнью и жизнью страны.

Мой труд оценен:

  1. Двумя благодарностями Совета министров за проведение переписи населения, где я руководил переписью района.
  2. Благодарственной грамотой министерства просвещения.
  3. Медалью «За успехи в труде».
  4. Грамотой ЦК ДОСААФ.
  5. 3-мя грамотами обкома и облисполкома.
  6. 4-мя грамотами РК КПСС и райисполкома.
  7. 3-мя грамотами областного общества «Знание».
  8. 2-мя грамотами общества «Знание» района.
  9. 2-мя грамотами комитета народного контроля.
  10. Именными часами, серией книг и бесплатной путевкой на курорт от областного общества «Знание».
  11. Решением райсовета от 29/07/03г присвоено звание «Почетного гражданина Унечи»

Сентябрь 2003 года. Заканчиваю краткое изложение событий из жизни. Но жизнь еще продолжается. Когда меня не станет, кто-либо поставит последнюю дату.

                                                           Лосицкий М.А.

Категория: Биографии | Добавил: unechamuzey (15.04.2021) | Автор:
Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: