» » »

Сазоненко А.В. "Диверсии на железной дороге Брянск – Гомель в 1941 – 1943 гг"

Великая Отечественная война велась с небывалым в истории ожесточением. Наряду с грандиозными битвами на фронте широкое распространение получила борьба в тылу на временно оккупированной территории. Одним из направлений партизанских действий были диверсии на железных дорогах. Высокотехнологичная, маневренная война требовала регулярных поставок материалов. Фронт нуждался ежедневно в сотнях тысяч тонн горючего, боеприпасов, техники и снаряжения. Необходимо было оперативно перебрасывать огромные контингенты войск. Учитывая общее состояние шоссейных дорог в европейской части СССР, эти задачи не могли быть реализованы. Единственным путем оставались железные дороги, имевшие достаточно разветвленную сеть и налаженную инфраструктуру именно в этой части СССР.

Одной из таких магистралей стала железная дорога Брянск – Гомель. Построенная в конце XIX века Полесская железная дорога была выполнена на самом высоком инженерном уровне. Двухколейное полотно, ферменные металлические мосты, развитая инфраструктура и связь, делало ее более чем подходящей для использования. Тем более что стремительное наступление немецких войск в августе – сентябре 1941 года не позволило частям Красной армии серьезно вывести ее из строя.

Диверсии начались сразу же после оккупации территории. Об этом свидетельствуют многочисленные документы и воспоминания. Вот некоторые из них.

20 сентября 1941 года около разъезда Коробоничи группа партизан в 16 человек под командованием Матюхина и при содействии группы железнодорожников во главе с Арефьевым, (житель гор. Унеча, старый партизан) минировала полотно железной дороги, в результате чего сброшен под откос бронепоезд (4 бронеплощадки и 1 бронепаровоз). Убито много немцев (количество не установлено). В ответ на это немцы расстреляли несколько человек мирных жителей дер. Шапочки Унечского района. (1) 

Докладная клинцовского отряда. 9 октября 1941 группа партизан во главе с тов. Мурашко заминировала железную дорогу около разъезда Святец. Пущен под откос эшелон противника.

16 октября 1941 группа диверсантов во главе с тов. Кузиченко на железной дороге Унеча – Жудилово вывела из строя бронепоезд. 28 октября 1941 диверсионная группа тов. Мурашко минировала железную дорогу Святец – Новозыбков. Пущен под откос эшелон. Декабрь 1941 железнодорожники на станции Святец перевели стрелки в результате столкновения два эшелона вышли из строя. (18)

Партизанские действия были настолько дерзкими что о них стал упоминать и противник.

13 декабря 1941 года. Командующий группой армий «Центр» Ф.фон Бок записал в своем дневнике «В Почепе откуда я снял дивизию сил безопасности, чтобы усилить 2 армию, партизаны взорвали железнодорожный мост». (20)

Но в начальный период войны в действиях партизанских отрядов и диверсионных групп различного подчинения не было согласованности. И только с созданием центрального штаба работа по разрушению коммуникаций противника в ближайшем тылу приобрела целенаправленный характер.  С 1942 года операции стали носить массовый характер.

15 марта 1942. В тылу врага в районах Орловской области действуют 65 партизанских отрядов, оставленных в тылу и переброшенных через линию фронта. Действия этих партизан и групп распространяются на все коммуникации врага, проходящих вблизи городов Брянска, Почепа, Клинцов, Новозыбкова. Железная дорога Брянск – Гомель постоянно контролируется партизанами и диверсионными группами. (4)

25 мая 1942. В конце марта боец Навлинского отряда –мастер по диверсиям – тов. Ижукин заминировал ж.-д полотно в районе станции Палужье на глазах у немцев. Мина была самодельной, на вид страшной, и когда подбежали немцы для того, чтобы разминировать, то, увидев чудовище, убежали. Шедший поезд в 47 вагонов пошел под откос. Результат операции: 204 фашиста убито, 400 ранено. (5)

17 июня 1942. В мае месяце были проведены операции на железных дорогах: Брянск – Гомель, Брянск – Льгов. В ночь с 21 на 22 мая было разрушено железнодорожное полотно и нарушена связь между станциями Красный Рог и Выгоничи. В этой операции участвовало 920 человек (из них 200 человек с лопатами, пилами и топорами) семи партизанских отрядов Трубчевского и Выгоничского районов. Итоги операции таковы: было разрушено 7,5 километров железнодорожного полотна, местами взорвана насыпь, маленькие мосты. На расстоянии 4,5 километра разрушена связь (столбы спилили, провода порвали). При выполнении операции был пущен под откос немецкий бронепоезд и убито немецких солдат, и офицеров 51 человек, много раненых. Станция Хмелево была разрушена и были захвачены документы и аппаратура. В результате проведенной операции на перегоне ст. Красный Рог и ст. Хмелево железная дорога в течение 5 дней не работала. Враг был вынужден бросить большие силы и 7 самолетов на борьбу с партизанами, а также мобилизовать местное население, свыше 4 тысяч солдат и 2 ж.-д батальона на восстановление линии. (6)

29 июня 1942. Железная дорога Брянск – Гомель разбита на участки, на которых действуют партизанские отряды. На участке Брянск – станция Палужье действует Выгоничский партизанский отряд. На участке ст. Палужье – Красный Рог действует Почепский партизанский отряд и на участке ст. Красный Рог – ж.-д. будка, что на реке Судость, действует Хомутовский партизанский отряд. Наряду с этим действуют мелкие диверсионные группы на участках Унеча – Почеп, Почеп – Красный Рог.

25 июня 1942 года отряд имени Лазо Выгоничского района в районе ст. Палужье обстрелял поезд, где было выведено из строя большое количество гитлеровцев. По данным разведки движение на магистрали Гомель – Брянск определяется до 14 пар поездов. Согласно указаниям приняты меры по разрушению железнодорожного полотна на магистрали Брянск – Гомель на перегонах Брянск – Пятилетка, Пятилетка – Палужье, Палужье – Выгоничи, Выгоничи – Бородино, Бородино – Пильшино, Пильшино – Красный Рог, Красный Рог – Почеп, Почеп – Жудилово, Жудилово – Унеча. На линию железной дороги направлено 6 партизанских отрядов и более 15 групп. Емлютин. (7)

10 сентября 1942. По указанию командования объединенных партизанских отрядов западных районов Орловской области, партизанские отряды Выгоничского района за первую декаду сентября нанесли чувствительный удар по ж.-д. коммуникациям противника, пустив под откос шесть воинских эшелонов и бронепоезд. При крушении противник понес потери только убитыми 1882 человек убитыми и больше 1000 ранеными. Нанесен материальный ущерб противнику в транспорте и военной технике. (8).

13 октября 1942. Доношу, что посланная мною 27 сентября на диверсии ж.-д. в Почепский район группа минеров под командованием тов. Кондратова в ночь на 3 октября 1942 пустила под откос воинский эшелон противника в районе Почеп – Витовка с живой силой в составе 28 вагонов. Эта же группа в ночь на 4 октября в районе Почеп – Витовка пустила под откос эшелон в составе 38 вагонов. Группа подрывников под командованием тов. Грибачева в ночь на 6 октября в районе Козарезовка – Почеп пустила под откос эшелон из 32 платформы с техникой. Этой же группой в ночь на 7 октября в районе Козарезовка – Почеп пущен под откос эшелон из 46 вагонов. Л.Б. Бляхман. (9)

5 ноября 1942. В ночь на 4 ноября 1942 года группой подрывников партизанского отряда им. Баумана под командованием тов. Ивакина в районе Выгоничи – Брянск на 29 километре пущен под откос воинский эшелон с живой силой, шедший по маршруту Гомель – Брянск. 4 ноября группой подрывников партизанского отряда им. Лазо под командованием тов. Мосина в районе ст. Выгоничи пущен под откос воинский эшелон с живой силой и техникой. 3 ноября группой подрывников партизанского отряда им. Баумана под командованием Каратеева в районе Синего моста (Палужье) пущен под откос воинский эшелон. Тарасов. (10)

На железной дороге Брянск Гомель проводили диверсии не только партизаны Брянщины но и из соседней Украины и Белоруссии.

4 октября 1942. За время пребывания в Клетнянских лесах диверсионными группами соединения на железных дорогах Клинцы, Унеча, Брянск, Белынковичи пущено под откос 3 эшелона, уничтожено два моста. Федоров. (11)

Летом 1942 немцы, обеспокоенные положением на железной дороге Гомель – Брянск, предприняли против брянских партизан карательную экспедицию и партизанский отряд им. Дзержинского, сразу же оказался участником боев с карателями. (22)

До 17 сентября 1942 Иван Петров и остальные ребята из отряда им. Дзержинского занимались диверсионной работой на железной дороге Брянск – Гомель. (23)

На Гомельской дороге заминированной Сарычевым и Долгих 19 августа подорвался эшелон. Разбито 35-40 вагонов. (24) Так действовали партизаны из Тульской области.

1943 год стал переломным в войне и не последнюю роль в этом сыграли партизаны, проводившие грандиозные операции по разрушению тыла противника.

29 января 1943. Молодежь г. Брянска организует диверсии. Насыпает в двигатели песок, замораживает паровозы в депо. За зимние месяцы в Брянске заморожено 14 паровозов. (2)

27 января 1943. Партизанским бригадам под командованием тов. Емлютина дан приказ вывести из строя на длительный период времени железную дорогу Унеча – Брянск. (12)

Для проведения подобных операций требовалось громадное количество взрывчатки и специалистов подрывников. И командование Красной армии знало об этих трудностях и шло на встречу партизанам, наладив регулярные поставки через партизанские аэродромы.

8 февраля 1943. В практике взрыва мостов требуется значительное количество взрывчатки. Так, например для взрыва выгоничских мостов через реку Десна 2 февраля потребовалось 950 кг. тола. Партизаны прибегают к пополнению запасов тола из трофейных снарядов, но это значительного эффекта не дает, т.к. отнимает много времени и дает ограниченное его количество. Противник в районе действия партизан запасов взрывчатки не держит из опасения захвата его партизанами. Рейтер. (13)

В ночь с 20 на 21 февраля между станциями Жудилово – Почеп взорвала 36 стыков рельсов на обоих путях, порвала телефонную связь на протяжении 1 километра. Железнодорожная линия не работала более недели. Отряд им. Ворошилова №1 в ночь на 8 марта 1943 разгромил гарнизон ж.-д станции Кресты (железная дорога Брянск – Почеп). 1 марта бригадой им. Щорса на ж.-д Гомель – Брянск пущен под откос эшелон противника. (14)

Одной из важнейших операций партизан в 1943 году стал взрыв «Голубого моста» 8 марта 1943 г. в период подготовки гитлеровцами операции «Цитадель» на железнодорожной магистрали Гомель – Брянск партизаны бригад им. Щорса, им. Кравцова, «Смерть немецким оккупантам» и отряда им. Ворошилова под общим командованием Героя Советского Союза М.П. Ромашина взорвали «Голубой мост» через реку Десна у станции Выгоничи. (21)  

Взорван двухпутный железнодорожный мост длиной 290 метров через реку Десна на железнодорожной линии Брянск – Гомель. Движение поездов в течение марта месяца было приостановлено. Гарнизон в составе 350 солдат и офицеров был полностью уничтожен. Сейчас немцами восстановлен мост только на одном пути. (15)

14 марта 1943. Партизанская бригада им. Чапаева в ночь с 15 на 16 февраля 1943 на ж.-д линии Брянск – Почеп взорвала 8 стыков рельсов, 10 телефонных столбов. Дорога не работала двое суток.

7 апреля 1943. Докладная записка Мглинского партизанского отряда. За 1942 – 1943 гг. партизанский отряд пустил под откос 21 немецкий эшелон. Кроме этого, отряд сжег и подорвал 3 моста на железной дороге Брянск – Гомель. (16)

Действия партизан не могли остаться без внимания. Со стороны оккупационных властей предпринимались различные меры по предотвращению диверсий. Дорога усиленно охранялась немецкими войсками и подразделениями сателлитов – венграми и итальянцами. Выпиливался лес вдоль железнодорожного полотна. Обочины минировались. В городах издавались следующие распоряжения.

4 августа 1943. Распоряжение бургомистра г. Брянска: «Ходьба по путям по обоим сторонам рельсов на 500 метров запрещена под угрозой немедленного расстрела. Сообщение местным жителям, проживающим в местах около железных дорог, этому запрещению не подлежит. Хождению населения к запрещенным местам и обратно должно препятствоваться вооруженной силой». (3)

Но диверсии продолжались вплоть до освобождения.

4 августа 1943. С 3 на 4 августа бригадой «За Родину», в результате мощного удара по магистрали Брянск – Гомель, на протяжении 12 километров взорвано 1026 рельсов, взорван ж.-д мост на реке Дубне длиной 12 метров, разбита и сожжена станция Жудилово, на которой полностью уничтожены три эшелона с боеприпасами, горючим и техникой. Взорваны все стрелки и семафоры. (17)

28 сентября 1943. Докладная клинцовского отряда

17 мая 1943 диверсант Новиков минировал ж.-д Унеча – Сураж. Уничтожен эшелон. 5 августа 1943 диверсанты Бояков и Братков минировали ж.-д Унеча – Сураж в результате взорван эшелон с боеприпасами. 25 августа 1943 минер Новиков заложил мину на железной дороге Клинцы – Унеча. Уничтожен эшелон с зерном. 4 сентября 1943 взорван эшелон на ж.д Унеча – Сураж. (19)

После освобождения Брянщины железная дорога Брянск – Гомель была восстановлена и стала одной из главных магистралей. Но, увы, разрушения были настолько велики что восстановить ее в прежнем виде не удается до настоящего времени.

 

 

 

Библиография:

  1. Партизаны Брянщины. Сборник документов. Издание второе. Тула 1970.

1 – стр. 65

2 – стр. 97

3 – стр.103

4 – стр. 119 -120

5 – 148

6 – 169 – 170

7 – 181 -182

8 – 226

9 – 245 – 246

10 – 251

11 – 268

12 – 271

13 – 280

14 – 297 -298

15 – 307

16 – 311

17 – 351

18 – 413

19 – 414

  1. Ф. фон Бок. Я стоял у ворот Москвы. Военные дневники 1941 – 1945. Москва. «Яуза». 2006.

20 – стр. 285

  1. Книга Памяти. Том 12. Брянск. 2003.

21 – стр. 241

  1. Ты помнишь товарищ? Сборник воспоминаний. Тула. 1966.

22 – стр. 13

23 – стр. 111

24 – стр. 112

 

 

Категория: Работы коллег | Добавил: unechamuzey (26.06.2023) | Автор:
Просмотров: 174 | Теги: война, партизаны, партизанские отряды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: