Главная » Статьи » Исследования » Работы коллег |
Снабжение партизан вооружением, снаряжением и продуктами, посредством парашютных сбросов, по материалам архивов и поисков на местах базирования Дятьковской и Бытошской партизанских бригад. Основным, если не самым важным элементом партизанского движения во время Великой Отечественной войны, стоял вопрос снабжения партизанских отрядов. В Дятьковском районе и ему смежных – Брянском, Жуковском, Дубровском, Рогнединском, Людиновском и Жиздринском в годы Великой отечественной войны действовало множество партизанских отрядов, состав их был довольно разношёрстен – отряды сформированные из местных жителей, бывшие истребительные батальоны, воинские группы из попавших в окружение бойцов и командиров Красной армии и Отряды Особого Назначения Западного Фронта, специально переброшенные в партизанские районы. В связи с тем, что первоначально отряды были довольно раздроблены, находились на удалении друг от друга, и подчинялись различным структурам (обкомам партии, армейскому или фронтовому командованию, органам НКВД), наладить их снабжение на первом этапе было довольно проблематично. Снабжение таких отрядов было довольно эпизодично и в основном организовывалось высылкой самолётов на посадку (Дятьковский район в его нынешних границах был фактически освобождён партизанами от оккупантов с 16 февраля по 6 июня 1942 года, и проблем с посадкой и площадками не возникало). Кардинально все изменилось с 6 июня 1942 года, после проведения немецкими частями операции «Птичье пение», район был повторно оккупирован, отряды были вынуждены уйти в леса и до октября 1942 года вели активное передвижение, не задерживаясь на долго на одном месте. Уже к этому времени была налажена устойчивая радиосвязь и распределены обязанности на снабжении отрядов. В этой связи самым удобным способом снабжения стали парашютные сбросы. Сброс снаряжения в основном производился в специально для этого приспособленных парашютно-десантных мягких мешках конструкции Гроховского Павла Игнатьевича (ПД-ММ) и удлинённых парашютно-десантных мягких мешках (УПД-ММ), последние применялись для сброса негабаритных грузов, таких как противотанковые ружья (ПТРД и ПТРС – оба типа ружей входили в состав вооружения ДПБр и БПБр, использовались в основном для стрельбы по паровозам и подвижному составу). Детали указанных мешков в изрядном количестве попадаются в лагере ДПБр на р.Теребень, а также в других лагерях и местах нахождения партизанских аэродромов. Что же из себя представляли указанные мешки? Вот как их описание даётся в книге «Парашютная подготовка» 1949 года: «Парашютно-десантный мягкий мешок ПД-ММ – предназначается для укладки в него и парашютного сбрасывания боеприпасов, стрелкового вооружения, продовольствия и других различных грузов, соответствующих по своим размерам габаритам этого мешка. Состоит из мешка, комплекта досок жёсткости и крепления со стягивающими лямочными ремнями, парашюта ПДК-42. Изготавливается из ткани авизент в два слоя, с прокладкой между ними равномерного слоя ваты и после заполнения грузом имеет форму цилиндра, оканчивающегося с одной стороны сферической амортизирующей подушкой (предназначена для смягчения удара при приземлении груза, набивается древесной стружкой с примесью ваты, для набивки сделано специальное отверстие), а с другой – парашютной камерой. Вокруг всего мешка, исключая амортизатор, пришита лямка, пропущенная концами в парашютную камеру. Один из концов этой лямки заканчивается двумя прямоугольными специальными пряжками, служащими для соединения концов лямки с парашютом.» (Здесь и далее – рисунки из книги «Парашютная подготовка» Военное издательство Министерства вооружённых сил Союза ССР. 1949 год). Для загрузки в мешке имеется продольный разрез с откидным бортиком, имеющим 15 колец, при помощи которых производится затяжка мешка после упаковки. Между амортизатором и основанием цилиндра мешка вшито мягкое днище, изготовленное из двух авизентовых кругов с прокладкой между ними равномерного слоя ваты. С противоположной стороны мешка, к его основанию, пришита авизентовая парашютная камера, служащая для укладки в неё грузового парашюта. Дном парашютной камеры служит фанерная прокладка, находящаяся между двумя авизентовыми оболочками, пришитыми к основанию мешка. С двух диаметрально противоположных сторон прокладки и оболочки имеются окна для прохода концов лямки в парашютную камеру. Комплект досок жёсткости и крепления со стягивающими лямочными ремнями служит для придания мешку цилиндрической формы и жёсткости после его загрузки, предохраняющий груз от перемешивания в грузовой камере, а также для крепления мешка к бомбовой балке самолёта. В комплект досок и ремней входят: три доски жёсткости, одна доска крепления и четыре стягивающих лямочных ремня, пропущенных через металлические скобочки на досках. Доска крепления имеет утопающий в тело доски держатель, четыре гофрированные пластины для упора контровых болтов бомбодержателя и восемь скобочек, привёрнутых попарно одна против другой и служащих для фиксации стягивающих лямочных ремней. Доски жёсткости имеют тоже по четыре скобочки для тех же целей, что и доска крепления. Лямочные ремни изготавливаются из полульняной 44-мм тесьмы. В один конец лямочных ремней зашиты шлёвка и стандартная армейская пряжка. Противоположный конец ремня, усиленный льняной 43-мм тесьмой, имеет пять отверстий для фиксации ремня в затянутом положении при помощи стержня на пряжке. Для выброски грузов в ПД-ММ применяется грузовой парашют типа ПДК-42. Этот парашют состоит из купола со стропами и парашютного мешка с вытяжным фалом. Купол парашюта изготовляется из хлопчатобумажной ткани майя или перкаль. По своей конструкции он ничем не отличается от купола десантного парашюта ПДТ-1. Разница лишь в том, что у грузового парашюта все стропы сведены в одну общую петлю, называемую коушем, предназначенную для крепления парашюта к ПД-ММ. Парашютный мешок, предназначенный для укладки в него купола и строп, изготавливается из авизента. С внешней стороны мешка для прочности нашито крест-накрест две тесьмы, образующие при пересечении петлю, к которой прикрепляется вытяжной фал. По краям мешка пришито 12 колец, в которые пропускается шпагат для затяжки мешка после укладки в него купола и строп. Основные данные ПД-ММ: Длина мешка с уложенным грузом и парашютом – 1900-2000 мм Длина доски-подвески и досок жёсткости – 1600 мм Длина внутренней части грузовой камеры – 1500 мм Диаметр внутренней части грузовой камеры – 450 мм Высота парашютной камеры без парашюта – 315 мм Высота амортизатора – 225 мм Общий вес пустого ПД-ММ – 27-28 кг Вес ПД-ММ без парашюта, досок жёсткости, доски-подвески и лямочных ремней – 10-10,5 кг Вес досок жёсткости, доски-подвески и лямочных ремней – 9 кг Вес парашюта – 8,5 кг Максимальный вес загруженного ПД-ММ – 130 кг Максимальная полезная загрузка – 100 кг Площадь купола – 57,3 и 64,9 м2 Размер сторон квадрата купола – 7,55х8,25 и 8,23х8,23 мм Длина строп от нижней кромки купола до коуша – 6-7 м Длина вытяжного фала – 3,5 – 4 м Шпагат для затягивания парашютной камеры диаметром, равным 1,5/2 мм, с разрывным усилием – 10-12 кг Для сбрасывания на парашютах крупнокалиберного стрелкового вооружения, как, например, зенитного пулемёта ДШК, противотанковых ружей и других грузов, не помещающихся в ПД-ММ, применяется удлинённый парашютно-десантный мягкий мешок УПД-ММ. По своей конструкции УПД-ММ аналогичен ПД-ММ и отличается от него только размерами, парашютом и конструкцией доски-подвески. Для сбрасывания грузов в УПД-ММ применяется грузовой парашют типа Г-12. Этот парашют изготовляется из перкаля, а круглый купол его имеет сходство с куполом людского парашюта ПД-6. Доска-подвеска имеет два откидных ушка, служащих для крепления УПД-ММ под самолёт на замок Дер-19. В задней (по линии полёта) части доска-подвеска имеет металлическую скобу, которая упирается в хвостовик, установленный на самолёте. Хвостовик предохраняет УПД-ММ от разворота в полёте. Доска-подвеска и доски жёсткости после установки их на УПД-ММ стягиваются шестью лямочными ремнями. Основные данные УПД-ММ: Длина мешка с уложенным грузом и парашютом – 3200-3250 мм Длина доски-подвески и досок жёсткости – 2300 мм Длина внутренней части грузовой камеры – 2300 мм Диаметр внутренней части грузовой камеры – 450 мм Высота парашютной камеры без парашюта – 650 мм Высота амортизатора – 300 мм Общий вес пустого ПД-ММ – 33 кг Вес ПД-ММ без парашюта, досок жёсткости, доски-подвески и лямочных ремней – 14 кг Вес досок жёсткости, доски-подвески и лямочных ремней – 19 кг Вес парашюта – 17,5 кг Максимальный вес загруженного ПД-ММ – 270 кг Максимальная полезная загрузка – 210 кг Площадь купола – 115 м2 Диаметр купола – 12 м Число строп - 34 Длина строп – 15 м Длина вытяжного фала – 3,5 – 4 м Верёвка для затягивания парашютной камеры и мешка (шпагат диаметром, равным 1,5-2,0 мм или шестижильная льняная нитка в два сложения) с разрывным усилием – 25-30 кг Скорость снижения груза на парашюте Г-12 – 6 м/сек Диаметр полюсного отверстия – 595 мм После укладки, мешки подвешивались к бомбодержателям самолёта, в основном к партизанам летали Р-5, У-2 и ПС-84. Далее, с отдельным отрядом, группой, бригадой по радиосвязи устанавливалось время, точка сброса, условные знаки и сигналы. Самолёты вылетали в ночное время, пересекали линию фронта, обнаружив условные сигналы уточняли их правильность и производили сброс груза. При сходе с бомбодержателя, вытяжной фал выдёргивал парашют, который раскрывался и груз с небольшой скоростью опускался. Далее мешки следовало найти и доставить в лагерь, где груз распределялся. Кратко нужно коснуться ассортимента грузов, снабжали практически всем, продуктами, одеждой и обувью, оружием и боеприпасами, взрывчатыми веществами и средствами взрывания, но самое сложное было, это координация всего этого снабжения. Зачастую посылали не те грузы. Например, просили продуктов, которых не было у партизан от слова совсем, а присылали взрывчатку, но забывая о средствах взрывания, таких как детонаторы и взрыватели. После сбрасывания мешков и их распределения, снабженцы требовали их обратного возврата для повторного использования, но сдавать уже было нечего. Мешки разбирались на запчасти – парашютный перкаль использовался для пошива одежды, обтяжки землянок, хознужды, печати документов, строны уходили для так называемых «удочек», посредством их взрывали поезда, привязывая их к взрывателю и дёргая когда поезд оказывался на мине, из самих мешков шили штаны, куртки, в общем всё уходило в дело.
| |
Просмотров: 143 | | |
Всего комментариев: 0 | |