» » »

Мищенко Т. А., Куст М. М. "Неприметный возраст: как взрослели подростки военной поры (по материалам "устных историй")"

Аннотация

Статья посвящена исследованию экстремальной повседневности детей и подростков в условиях военного времени в годы Великой Отечественной войны. Исследование проведено на основе анализа собранных в 2013-2022 гг. студентами новозыбковского филиала БГУ воспоминаний сельских и городских жителей юго-запада Брянщины и востока Гомельщины. Исследуются особенности становления личности подростка, его переход из детства в иное состояние, предшествующее статусу молодого человека в условиях Второй мировой войны и переходного типа общества. В статье отражены проблемы военного детства и положения подростков в военный и послевоенный период. Раскрыта повседневная трудовая жизнь детей и подростков по их воспоминаниям.

            История изучения военного детства в российской  гуманитарной науке насчитывает несколько десятилетий. Обращение к теме военного детства связано с появлением нового фокуса внимания на очевидцах событий, в судьбе которых война определила их будущее, оказалась определяющим фактором выживания и преодоления в рамках экстремальной повседневности.

Дети и подростки лишились привычной семейной атмосферы тепла, заботы и уюта. Они буквально перешагнули через детство, юность и столкнулись с проблемами, которые, подчас, даже взрослым сложно было решить. Изучать военное детство и отрочество — значит понять, как формировалась личность ребенка и подростка в условиях войны, масштабной и ни с чем не сопоставимой по жертвам и трагедиям. Советское общество 1940-х гг. представляло из себя переходный тип с множеством черт традиционализма, смешанных с чертами нового индустриального общества. Для  традиционных культур подростковый период жизни человека часто остается скрытым, допускается наличие детей, молодежи и взрослых, а подростки остаются на периферии научного исторического знания. При этом нужно помнить, что это поколение и составило развитое советское общество второй половины XXв., оно определило целую эпоху в истории нашего общества.

Таким образом, феномен военного детства продолжает быть актуальным для изучения в рамках российских гуманитарных наук. Цель нашего исследования - определить особенности становления личности подростка, его переход из детства в иное состояние, предшествующее статусу молодого человека в условиях Второй мировой войны и переходного типа общества.

Многие исследователи посвятили свои работы изучению повседневной жизни подростков военной поры и подростков переходного общества от традиционного к индустриальному. Парамонов В.Н. исследовал вопросы социального положения рабочей молодежи на промышленных предприятиях РСФСР в период Великой Отечественной войны. В рассматриваемый период происходила ускоренная социализация юношей и девушек, поскольку в условиях дефицита рабочей силы подростки и молодежь стали одним из основных источников пополнения рабочих кадров промышленных предприятий [14]. Пермский историк Ромашова М.В. в своем научном труде «Трудовое взросление в СССР в1940-х гг.» освещает аспекты государственной политики детства, связанные с трудовым воспитанием и взрослением подрастающего поколения в послевоенные годы [16].

 Шалаумова А.В. занимается изучением тыловой повседневности детей и подростков в условиях военного времени в годы Великой Отечественной войны на основе анализа архивных материалов и периодической печати материалов Бондюжского района ТАССР.  В научном труде исследуются особенности военной повседневности детей и подростков, анализируется их трудовая деятельность [19]. Хисамутдинова Р.Р. пишет об использовании труда подростков и детей в сельскохозяйственном производстве уральского села в годы Великой Отечественной войны [18]. В научном труде                        Кононова Н.Г., Величко А.В. «Сельская молодежь Курской области в 1941 - 1942 гг.»  затрагиваются вопросы участия подростков и молодежи в проведении сельскохозяйственных работ [11].

Размышляя о повседневных аспектах в экстремальных условиях,                И.В. Реброва рассмотрела мир детской повседневности в условиях оккупации Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Автор подчеркивает парадоксальность детской военной повседневности в том, что «она не слишком разительно отличалась от мирного времени. Менялись игры, сокращалось время, проведенное на улице без присмотра взрослых, появлялись чувство заботы о членах семьи и некоторая «взрослость» при поисках пищи и средств к существованию» [15, с. 82].

Однако следует отметить отсутствие исторических научных публикаций по региону пограничья Брянщины и Гомельщины, объектом которых были бы подростки военной поры. Более представленным выглядит культурно-антропологическое направление исследований. Так, работа  Т.А. Мищенко и др. «Девичество как «непроявленный» элемент традиционной культуры (по материалам записей традиционного фольклора Восточного Полесья)», рассматривает девичество 1940-х- начала 1950-х гг. как особый возраст, где его главным предназначеньем было - смотреть, учиться, подражать, усваивать, чтобы перейти в возраст «девушки на выданье» и вступить в брак [13].

В качестве источников используются устные свидетельства детей войны, перенёсших наряду со взрослыми тяготы военного времени, которые представляют отдельный научный интерес. Фурсина Н.О. выделяет преимущества устной истории, которые состоят в том, что «…она передает «дух времени», который очень трудно порой уловить из официальных документов; это живая история, которая способствует преодолению обезличенности как конкретной темы, так и исторического процесса в целом; восполняет отсутствующую информацию» [17, с. 280].

Мы используем собранные в 2013-2022 гг. студентами новозыбковского филиала БГУ воспоминания сельских и городских жителей юго-запада Брянщины и востока Гомельщины, которые в детстве и раннем подростковом возрасте пережили период оккупации и освобождения края в 1941-1943 гг. Среди опрашиваемых преобладают женщины, что отражает объективную ситуацию с разной продолжительностью жизни людей в нашей стране и сопредельных государствах. Сейчас это пожилые люди, которые много лет прожили в своих родных местах, возродили мирную жизнь в послевоенный период, создали семьи и обеспечили последующим поколениям устойчивый мир, поддержку и развитие. Интервью собирались по созданному опроснику. Устные воспоминания о военном детстве наполнены описаниями взаимоотношений с членами семьи, а также с соседями, сверстниками, друзьями и врагами. Но в отличие от мирного времени, когда основные бытовые заботы лежали на плечах взрослых, теперь детям часто приходилось самим заботиться  о себе и своих близких. Из данных воспоминаний создан цифровой архив из аудиозаписей и их расшифровок, в нем хранится 26 записей.

Опубликованные воспоминания детей являются очень важным источником, так как в них запечатлены не только исторические события, но и эмоции, связанные с отношением к этим событиям. В нашей статье использовались воспоминания о военном детстве жителя г. Унечи Сергея Ложечко, которые опубликованы в виде книги под названием «Дети войны, или подранки»  в 2021 гг. Автор пишет про военное детство, про трудные, совсем не детские испытания в военные и послевоенные годы [12]. В работе были использованы и неопубликованные воспоминания Дмитрия Гержедовича, жителя Новозыбкова и Федора Даленкина, ученика 9 класса средней школы имени М.И. Калинина,  характеризующие повседневную жизнь мирного населения в период немецкой оккупации Новозыбкова, которые хранятся в фондах Новозыбковского краеведческого музея.

В условиях начавшейся Великой Отечественной войны у детей и подростков существенно изменилась повседневность. Произошло резкое сокращение трудоспособного населения в селах и городах  в связи с массовой мобилизацией на фронт мужчин. Основная тяжесть военных невзгод легла не только на хрупкие женские плечи, но и на неокрепшие плечи подростков и детей. Игры, как часть повседневности, не могли исчезнуть из жизни детей, однако в их игровом пространстве явно не хватало игрушек и свободного времени. Так как, большую часть дня несовершеннолетние проводили в труде, а разница между городским и деревенским детством практически исчезла.

Великая Отечественная война ускорила процесс индустриализации, которая была переориентирована на развитие  военной оборонной промышленности. У предприятий возникли сложности с кадровым обеспечением заводов и фабрик. Заменить ушедших на фронт мужчин пришлось женщинам и подросткам.  Подростковый труд был уже не просто средством социализации, а активно использовался в промышленности и сельском хозяйстве, на транспорте из-за постоянной нехватки людских ресурсов. Парамонов В.Н. подчеркивает тот факт, что  количество работающих подростков за годы войны увеличивалось, и это значительно компенсировало недостаток рабочих рук на заводах и фабриках: «В 1942 г. среди молодежи в возрасте до 18 лет, трудившейся в промышленности и строительстве, четвертую часть составляли 16-летние подростки. В 1944 г. среди рабочего класса страны насчитывалось 2,5 млн чел. в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков» [14, с. 152 ] Ромашова М.В. обращает внимание на то, что в военное время дети начинали трудится на производстве с 12 лет. «Для них труд был стратегией выживания, а для советских властей - частичным решением проблемы с рабочей силой и материальным обеспечением иждивенцев» [16, с. 189 ].

Как видим, дети и подростки выполняли как полевые, сельскохозяйственные работы, так и домашние. Такой труд забирал все силы и энергию, порой был непосильным и даже опасным. Например,  труд детей подросткового возраста широко использовался на Бондюжском химическом заводе. «Продолжительность рабочего дня подростков 1928 года рождения была установлена не более 8-ми часов. Подростки, не достигшие 16-ти лет, работали по 6 часов. Сверхурочные работы указанным выше подросткам запрещались» [19, с. 321]. Однако не стоит забывать о том, что нет никакой гарантии, что вышеперечисленные постановления соблюдались повсеместно.

Подростки в военное время составляли треть рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, выполняли от 60 до 80% всех прополочных работ. «Во время уборочной страды подростки скирдовали, вязали и перекидывали снопы, перелопачивали зерно, сгребали и копнили рожь, окучивали картофель, возили зерно на элеватор и т.д. Работали в любую погоду, чтобы в срок закончить посевную или уборочную» [18, с. 2].  Кроме этого, подростки оказывали посильную помощь в ремонте техники, постройке зданий, пахали землю. Рабочий день для подростков определялся в 6-8 ч.

В воспоминаниях детей юго-запада Брянщины и востока Гомельщины фигурируют два вида труда: помощь семье и труд по принуждению по распоряжению оккупационных властей. Последнее подростки-девочки вспоминали как мучение и оскорбление. Их отправляли на тяжелые и опасные работы, как взрослых. Зачастую инициатива принадлежала полицаям и старостам.

«Когда началась война, мне было 13 лет…. До войны я окончила четыре класса, а когда уже началась война, когда нас забрали немцы, мы уже выходили работать, нас гоняли чистить шлях. Во время оккупации шлях манюковский считался еще замишевскими… заставляли, гоняли чистить его, чтобы туда и оттуда могли проехать немецкие машины, а зима крепко снежная была, снега было много, и каждое утро полицай ходили по дворам и выгоняли всех чистить дорогу, а горы уже высокие понакидали, что я даже не докидывала до этой кучи» [8].

«В зимнее время гоняли на снег…расчищать дороги…все это было бесплатно. В двенадцать годов немцы нас уже считали трудоспособными. Кто не пойдет – полицаи плетками били» [2].

Дети войны и подростки, вспоминая самый тяжёлый период в их жизни, рассказывают о том, каким образом проходили их трудовые будни: работа на огороде, уход за домашними животными,  сбор грибов и ягод в лесу, заготовка дров, воды, угля. С.М. Ложечко в своей книге «Дети войны, или подранки» связывает свою помощь семье с работой на огороде:  «Утром я получал от  бабушки «наряд», что надо сделать мне за день. Я старался все сделать по раньше, чтобы осталось время погулять» [12, с. 79]. «С интересом копался в огороде, вытаскивал тоненькие морковочки и, вытерев о штаны, с удовольствием их ел» [12, с. 10]. Бондарева М. В рассказывает о том, какие виды работ она выполняла: «Нам гулять некогда было, ми носили дрови, траву с поля, дрови из леса, чтобы протопить печь. А якая тама игра могла быть еще? Понимаешь? И к вечеру надо принести шишки, чтоб грубу протопить, да у махотки бульбин скольки сварить» [3]. Жительница с. Чуровичи (Климовский район)  Родичева В.П. тоже, как и многие дети помогала по дому и на огороде: «…я помогала. Работа была. Мама уходит, тебя отмеряет: «Это тебе вот участок, выполоть просто» [9].

В колхозах детей привлекали к работе очень рано, почти в 6-7 лет. В принципе, это можно было бы назвать, с некоторой натяжкой, нормальной практикой - ведь в обычных, не колхозных, крестьянских семьях детей тоже учат работать рано - давали работу по силам. Сергей Ложечко затрагивает вопрос о деревенском труде подростков в колхозе. При этом, автор подчеркивает, что данные работы были как принудительными, так и бесплатными: «В качестве оплаты за труд им засчитывались, так называемые, «трудодни», которые только осенью должны превратиться в зерно, или картошку, в зависимости от того, что уродилось в данном колхозе» [12, с. 53].

Мастюгина Е.Ф. рассказала нам о том, что дети были задействованы в тяжелых, порой непосильных работах на фермах с 5-6 лет и при этом бесплатно: «А тада как война, так работали…уууу…бесплатно…ничего не копейки. Вот, отработала - писался трудодень. Вот таких брали…Вот, тут город быв: помидоры, огурцы. Городняя бригада. Там такие как Ван наш…пять годов ему. А можа какому шесть будет. А трошки семь, восемь…годов со школы идеть на ферму дають ему коня. Маленький береть ведеть, а этой распашка…Такие уже помогали работать» [7]. Детские воспоминания Родичевой Валентины Петровны тоже связаны с работой в колхозе, когда девочка ходила за маму в колхоз, где трудилась наравне со взрослыми: « Я уже стала подрастать, так я за маму в колхоз ходила. Вот тут сельсовет, тут вот эти еще сараи стоят и зерно почему-то в этом сарае. И в сарае стояли веялки, но женщины все делали…Я уже малая, но наравне с ними…это самое…и крутила ж этот барабан-веяло» [9].

Оболонина Т.И. с девяти лет стала помогать матери на работе в колхозе, а иногда и вовсе замещала ее: «У колхози отработала, а на мать трудодни писали. Нас было пятеро…мы еще несовершеннолетние были» [10]. На вопрос «Вы считали себя большой или маленькой?» Оболонина Т.И. ответила: «Больше всех! То, картошку помогала матери копать и в свободное время ходила в колхоз…я даже пальцы поотрезала себе» [10]. После войны дети и подростки по-прежнему трудились в колхозах: «…после четвертого класса уже трудовая книга есть. Книжка была. Мы работали лето. Как наступало лето…где картошку пололи, где распахивали, поправляли. Вообщем вот так вот…Только вечером могли поиграть. Вот, где-то на скамеечке…последние сводки собираются, рассказывают… После седьмого класса уже на болото ходили в лаптях, грести сено» [6].

В дневниковых записях жителя г. Новозыбкова Дмитрия Гержедовича помимо домашних дел, чтение и рисование стало неотъемлемой частью практически каждого дня мальчика-подростка. В записи за 15 января 1942 года читаем: «Я начал рисовать картину «Золотая осень»)». Запись за 3 января: «Рисую картину. Читаю книгу Петр I». Дмитрий в годы оккупации работал сначала рабочим при комендатуре: «Работали немного дольше обычного. Пилили и кололи дрова». Будни подростков  в военное  время отличались от обыденности мирного периода. Так, Дмитрий отмечает, что свободного времени  практически не было (14 апреля 1942 г.): «Придя с работы, я тоже копал. Времени свободного очень мало. В обед ½ часа и после работы 2 часа. Это время я уделяю изучению живописи (теории)». Мальчик-подросток также как и все подрастающее поколение помогал по дому. В записи за 16 мая 1942 г. читаем: «После работы я с мамой ходил на поле на наш участок». С 14 июня 1942 года подросток начал работать в учебных мастерских  в художественном цехе. «Там я раскрашиваю игрушки, рисую картины, пишу вывески и т.д. Работаю 8 часов, с 6 до 3».  Федор Даленкин в своем дневнике также указывает: «Поступил на работу 4/ VII- 1942 года в учебные мастерские Городской управы в игрушечный цех по изготовлению игрушек из дерева».

Неубывающая потребность германской экономики в рабочей силе привела к тому, что с территории СССР в Германию на работы вывозились подростки в  возрасте 14-18 лет. Жительница г. Новозыбкова Аккуратнова З.А. 1935 г.р. поделилась горьким воспоминанием о том, как младшую сестру матери хотели забрать в Германию на принудительные работы: «У нас еще большое горе было. Мамину младшую сестру ей было 16 лет…ее забирали в Германию. А все, кого они собирали сидели в банке…в здании. Вот, мама носила туда поесть все. Бабушка заболела. Сказали, что завтра будет отправка в 9 часов утра…А охранял наш знакомый. Мама пошла и уговорила его: «Пусти попрощаться с родителями». Мы рассчитывали, что она уже не вернется оттуда. А он и говорит: «У меня в 7 часов проверка, если не будет меня расстреляют». И мама дала слово, что она ее приведет. Отпустили… Утром рано мама встала и готовила там, что можно и побежала туда через весь город, чтобы ее пустили сюда на проверку. А тут говорят: «Вот, погнали их на вокзал». Понимаете? Без всякой проверки оправили раньше всех». Однако то, что девочка-подросток находилась некоторое время взаперти не могло пройти бесследно: «А когда они сидели в банке она сошла с ума… И она осталась дома…Намучились мы с ней» [1].

Мастюгина Е.Ф. тоже упоминает случай принудительного угона подростков и молодежи в Германию: «Гульни тут були уже взрослыми и девочки и мальчики. Вот, приехали с города… я не видала, шо приехали, все були пешком с автоматами. Собралась молодежь…девочек…таких уже взрослых, наверное, по восемнадцать, а я не годилась еще. Малая була. И погнали у Геманию…брали. Погнали на город пешком, разутые. И загнали около базара – банк стоить…его не могли разбить, не разбомбили. Бомбу кинули, а не попали, попали за базар, а он остался целым. И вот тады, как у Германию брали сестру. Загнали туда… у этот…соломы настелили и там жили неделю, две или три пока приедет оттудова покупатель…это ихний. А тада уже забирали. Один паренек убегав…побег сделав. Так, били…так он дурачком сделался. И его не взяли…Погиб» [7].

В то нелегкое время детишки лишились привычных детских радостей. Война смешала привычные возрастные планки. Ребята уже не играли в куклы и мячики - из-за экстремальности ситуации дети взрослели намного раньше и включались в общественно-экономическую жизнь страны наравне со взрослыми. Труд сыграл в этом процессе не последнюю роль. Труд был не только частью концепции воспитания советского общества, для большинства советских семей это была стратегия выживания, а для государства в целом частичным решением проблемы с нехваткой людских ресурсов.

В 9-10 лет дети не чувствовали себя детьми, не называли себя подростками, а использовали разные самоопределения: помощница, девчата, старший и старшая. «Дети войны» описывают помощь семье как важный этап их взросления. Оболонина Татьяна Ивановна 1935 г.р. на вопрос «Считали ли вы себя ребенком в годы войны, помните ли эти годы как детство?» отвечает так: «Помощницей!» [10]. Самая старшая из наших собеседниц Мастюгина Евгения Фоковна 1928 г.р. упоминает повседневные обязанности девочки-подростка: «Помощницей была! Помогали так: мать идеть на работу у колхоз, а нам корзину травы; тряпки повымыть, пополоскать у речки; задание- чтоб полы…» [7]. Ковалев Н.С. связывает свою помощь семье с присмотром за младшими братом и сестрой: « Мы уже подрастали…Гришку смотрев и Шурку…» [5].

Неслучайно книга жителя г. Унечи С. М. Ложечко носит название «Дети войны, или подранки» [12]. Возвращаясь к своему детству, автор говорит, что он должен был осуществлять работы «до каменных мозолей»: «После первого сентября я стал считать себя взрослым. Интересно, что так считали все. Часто говорили: «Ты уже взрослый, делай…» И поясняли, что я должен  теперь делать. А дел у меня неожиданно прибавилось. Если я раньше ходил в магазин, работал на огороде, носил воду, дрова, уголь, то после первого числа на меня навалились все работы в погребе, которые раньше нам помогал делать Леня Романов, ремонтировал многочисленны потолки, делал закутки для картошки, морковки, готовил к засолке капусты и огурцов бочки» [12, с. 79].

 Подростки и дети были охвачены единым порывом поскорее улучшить жизнь: собирали металлолом и макулатуру, помогали убирать урожай в колхозах, шефствовали над престарелыми людьми, младшими братьями и сестрами. Летом отправлялись в лес, но не для того, чтобы погулять, а, опять же, для работы. Так, жительница д. Рудня-Цата (Климовский район) упоминает занятия подрастающего поколения военных лет, которые сводились к тому, чтобы обеспечить себя и свою семью каким-либо пропитанием: «Да пойду на речку ходила вот…ены мужчины ловили рыбу, такие щуки большенные ловилися…а мы малыши маленькую пособираем рибку…у такие маленькие платочки…а они нас и  не прогоняли…не чапали…собираешь и собирай рыбку. Тогда понесу бабе тую рыбку, отдам. А баба уже сваря супу с той рыбки. А потом шли ми …с бабой по щавель. Ох, я любила по щавель ходить» [5].

Обеспечение минимальным пропитанием членов семьи становилось едва ли не главным занятием детей и подростков в период оккупации. Евгения Фоковна вспоминает, что в военное и послевоенное время была настоящая «голодовля»: «Жили… сами себе. Безвластие. Сами сеяли, сами ячмень толкли. Матка задагаить по очереди…крупы делали. Надо було сходить чеманов собрать – бульбачка на поле, в колхозах копаная…она сгнила, а там такая оставалась не выкопалася. И вот ходишь собираешь…ее. Она уже высохла, а так очистка отходить. А там и червяки и пекли с их перепечки-лепешки. А я ела, ем…у так…зажмурюсь и укусю… Клеверу нарвем, посушим. А тада потрем и перепечку спечем. Было голодовля…» [7].                    С.М. Ложечко отмечает, что девочки-подростки  «с лопатами ходили по домам и дворам и предлагали всем помощь в перекопке огорода. Не за деньги, а за то, чтобы их покормили» [12, с. 39].

В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях детей и подростков, способах проведения ими своего свободного времени. Сергей Ложечко вместе со своими друзьями старались самостоятельно заработать деньги на кино, собирая металлолом, которого после войны было достаточно: «Но жизнь такая трудная, что в доме каждая копейка на счету, поэтому от родителей брать деньги нельзя. Их надо заработать самим. Для этого есть металлолом» [12, с. 58]. Однако домашние дела по-прежнему были на плечах подрастающего поколения. Родичева В.П. рассказывает о том, что, будучи уже в подростковом возрасте хотелось разнообразить повседневность походом в кино: «Кино было, это я ж уже подросла. Было, что бабушка даст пять копеек на кино. А мама: «Нет-нет, Валя, никакого кино! У нас работа» [9].

В праздничные дни девочки особо любили принарядится, особенно ценны были такие праздники как: Пасха, Новый год, Масленица.                      Мастюгина Е.Ф. с радостью вспоминает свои платьица и сандалики, которые шились и покупались специально к Пасхе: «Мы тогда ходили разутые: ни носков, ни сандалией. Купляли тока к Пасхи: платьице шили и сандалики. На первый день Пасхи надеть и по деревне, по яички…собирать» [7]. Память Евгении Фоковны хранит моменты, связанные с празднованием Масленицы, но уже после войны: «Праздники…как запрягуть два коня, как привяжуть ленты на масляной…на сани понасядяца усе…кто как…А тама где дома стоять, там была большая горка. И там жил человек и сани були, вывезуть сани по пятнадцать на головы. А какие праздники устаривали…Какие гульни устаривали…Такие же були маевки, такая дружба була…Сейчас время…люди чуть совершенно не тые, другие люди уже. А тогда були как одна семья. Сейчас соберутся свое родные, тока свое…» [7].

Чаще дети военных лет не видели елок в своем доме. Причина кроется в нехватке места в жилище и отсутствии елочных украшений. «Нет. Да, мы не ставили. Не было игрушек, это раз. Во-вторых, я когда-то еще там в этом…жили в комнатушке, печка, одна коечка и столик. И я помню с Шершневой туда ходили и вырубили елочку-ель такую. Я принесла домой: «Мам, я так хочу елочку поставить». Она: «Ну, куда ты поставишь…а где есть? Пить? Негде же». Так, что нет, не ставили…» [9]. В одном из рассказов все же елка была не в школе, а в доме: «Это редкость если у кого-то есть знакомый…кто…вот, ездили мужчины в лес на…разрабатывали…и мог привезти. Только вот кому-то знакомым. Все дети собирались с улицы посмотреть эти игрушки.  А так резали значить что? Брали и складывали вот бумагу…колбух называли…колбух. И туда ложили еще луковицу, чтобы он раскрылся же и вешали на елку. И снежинки, конечно, вырезали вот. Цветочки если кто-то мог. У нас даже была…бумаги это если из-под конфет тоже редкость была. Вот, из этих фантиков делали цветочки разные тоже.  Это украшение можно считать для нас было, потому что, конфеты мы ели только горошек, подушечку» [6].

Делясь воспоминаниями, наши респонденты подчеркивают групповой характер игр, которые объединяли мальчишек и девчонок. Самая младшая наша собеседница Лузик Л.И. 1945 г.р. поделилась воспоминаниями о первых послевоенных игрушках и играх: «Нашли одежду…пиджачок или что там, сворачивали. Наш платок, покрывали, делали как бы лицо. И это у нас были куклы такие. Из нашей же одежды» [6].

«Мяч делали…Или резина вот какая-то сырая была…вырезали. Из шерсти лошадиной валяли, но я уж этого не делала. Обычно это ребята делали- мальчишки, или так кто-то из взрослых. Валяли вот мяч этот» [6].

«Играли на улице значить. У нас назывался «крётс», но это «чиж». Палочка и зачиняная как карандашик с обоих сторон…вторая. Вот мы бьем и поддеваем. Значить это…классики, мяч. В «перебеганочку» играли с мячом.

Делятся команда…две команды. Одна становится в поле как назывались, другая бьет. То есть, одна команда бьет мячик, а другие пока не поймают его…мячик этот… они стоят там и ловят, бить им нельзя значит. Или поймают или тебя застукают…Значит бьет из этой команды, вот он ударил по мячу и должен бежать на определенное расстояние, там от меряется какое расстояние. Если тебе…пока бежишь до этого назначенного места из той команды, которая в поле засалят, то есть стукнут мячом этого, который бежит в поле. Значить меняется команда и так же бьет, а эта идет в поле» [6].

Для территории брянско­-гомельского пограничья характерны не только общепринятые, но и специфические, компоненты традиционной обрядности в формах общения подрастающего поколения. Так, в своем научном труде Т.А. Мищенко «Девичество как «непроявленный» элемент традиционной культуры (по материалам записей традиционного фольклора Восточного Полесья)» отмечает: «Проведенные опросы показали, что на территории брянско­-гомельского пограничья девочки-подростки и юные девушки также присутствовали на различных собраниях молодежи (посиделках, вечорках, игрищах), при этом между ними соблюдалась своеобразная иерар­хия: «На пасиденках было десять девак, можэ тринадцать. У кауохарошый уолас — песни пають, у кауо плахой — взад вставай. Ну куту си­дели пастаршые, а мы [младшие] вже были… [за спинами]. А по­рой старшие брали в свой коллектив младших ради увеличения его чис­ленности, так как хозяева старались сдавать квартиру для посиделок группе с большим количеством девушек» [13].  То есть, вечорки, посиделки— это форма общения сельской молодёжи на территории брянско­-гомельского пограничья, которая проводилась в виде вечерних сборищ, собраний. Для такой формы общения было характерно совместное времяпровождение молодых парней и девушек.

Оболонина Т.И. рассказывает о вечорках, которые проходили в вечернее время. Такие собрания могли включать в себя разные формы совместной коммуникации, такие как игры, танцы, песни: «Играли у шпионов…это игры были детские. На гармошке – это вечера уже были. Так, это расческа или гребень, что пряли…газету поставять и тырдым. И знаете, у нас одна так хорошо играла через эту вот гребенку». На таких вечерах наблюдались и первые попытки установить отношения с противоположным полом, например, игра в поцелуи: «Вот, и игры у нас были. Скамейку поставять и в целованья гуляли: если ты не туда перевернешься, а он туда, а если умести, то значит целуйся. Вот это такое было» [10].

Мастюгина Е.Ф. упоминает о таком моменте возрастного перехода, когда вместо игр и игрушек девочке хочется украсить себя: «А как хотели уже подрастали… так хотели и каблучков. Так как война пробыла фабрику разбили, а там були каблучки, так мы бегали туды за каблучками. Их сажали у сапог, а мы привязывали на шнурок…сюды и сюды…и зашнуровывали. И так на каблучках ходили девчатками. *смех*» [7]

          Сергей Ложечко в своей книге «Дети войны, или подранки» обращает внимание на смену привычных взаимоотношений девочек и мальчиков в период взросления: «Когда мы пошли в школу, то оказалось, что мы совсем разные, что девчонки – это одно, а мальчишки – совсем другое. И первыми это стали замечать девочки, кто из мальчиков красивее, кто сильнее, кто глупее. Девочки выбирали себе лидеров и старались сдружиться с ними, хотя, порой, эти «лидеры» ничего не понимали в такой дружбе» [12, с. 82].  Автор отмечает момент связанный с так называемой детской «дразнилкой», которую говорят (кричат), если мальчик и девочка дружат или идут вместе. Эта «дразнилка» вызывает чувство обиды, стыда у тех, к кому она обращена: «Но подошло время, когда уже стали дразнить «женихом и невестой» друживших между собой девочек и мальчиков, хотя не все еще до конца осознавали, что это значит. Стало вдруг стыдно сидеть за одной партой девочке и мальчику, хотя многим это нравилось» [12, с. 83].

Изучение устных свидетельств юго-запада Брянщины и востока Гомельщины даёт яркое представление об особенностях становления личности подростка, его переход из детства в иное состояние, предшествующее статусу молодого человека в условиях военного времени. Это особый период в жизни человека, который подростки военной поры как-то пытаются для себя самоопределить, показать свое место в семейных взаимоотношениях, преодолении трудностей и лишений военной поры. Они в основном приверженцы коллектива, любят свою малую Родину, хотя и пережили вместе с ней такую огромную трагедию.

Список литературы

  1.  Записано от Аккуратновой Зинаиды Андреевны, 1938 г.р., г. Новозыбков Брянской обл.
  2. Записано от Алешкиной П.Н. 1929 г.р., с. Новое Место Новозыбковского района Брянской области.
  3. Записано от Бондаревой Маргариты Васильевны, 25.09.1935 г.р., с. Каменский Хутор Климовского района Брянской области.
  4. Записано от Ковалева Николая Сергеевича, 15.12.1938 г.р., Брянская область, Климовский район, д. Рудня-Цата.
  5.  Записано от Ковалевой Нины Яковлевны (девичья фамилия - Прядко), 30.09.1940 г.р., Брянская область, Климовский район, д. Рудня-Цата.
  6. Записано от Лузик Л.И. 1945 г.р., с. Верещаки Новозыбковского района Брянской области.
  7. Записано от Мастюгиной Евгении Фоковны, 1928 г.р., с. Шеломы Новозыбковского района Брянской области.
  8. Записано от Пилютко Анастасии Ильиничны, 1928 г.р., с. Замишево Новозыбковского района Брянской области.
  9. Записано от Родичевой Валентины Петровны,  15 сентября 1938 г. с. Чуровичи Климовского района Брянской области.
  10. Записано от Сороковой (Оболониной) Татьяны Ивановны, 1935 г.р. п. Калиновка Внуковичского сельсовета Новозыбковского района Брянской области.
  11. Кононов Н. Г. Сельская молодежь Курской области в 1941-1942 гг /               Н. Г. Кононов, А. В. Величко // Нам этот мир завещано беречь: проблемы сохранения исторической памяти о событиях и героях первого периода Великой Отечественной войны : сборник научных статей, Курск, 21–22 мая 2016 года. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2016.
  12. Ложечко С.М. Дети войны, или Подранки / С.М. Ложечко – Брянск: Полиграм-Плюс, 2021. – 224 c.
  13. Мищенко Т. А. Девичество как "непроявленный" элемент традиционной культуры (по материалам записей традиционного фольклора Восточного Полесья) / Т. А. Мищенко, О. В. Белугина, С. П. Куркина // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». - 2015.
  14. Парамонов В.Н.  Социальное положение рабочей молодежи на предприятиях РСФСР в 1941-1945 годах. / В.Н. Парамонов // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2015. - №4.
  15. Реброва И. В. Мир детской повседневности в условиях оккупации Северного Кавказа / И.В. Реброва // Вестник Пермского университета. Сер. История. - 2014.  - №2 (25).
  16. Ромашова М.В. Трудовое взросление в СССР во второй половине 1940-х гг. / М.В. Ромашова // Власть. -  2012. -  №10.
  17. Фурсина Н.О. Практика устной истории: детские воспоминания о Великой Отечественной войне / Н.О. Фурсина // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. -  2016. - №1.
  18. Хисамутдинова, Р. Р. Трудовой подвиг детей и подростков уральского села в годы Великой Отечественной войны / Р. Р. Хисамутдинова // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность (региональный аспект) : Сборник материалов международной научной конференции, Санкт-Петербург, 17–19 марта 2016 года / Под общей редакцией В.А. Веременко; С.В. Степанов (отв. ред.). – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 362-371. – EDN VYGQZR.
  19. Шалаумова А. В. Дети и подростки в условиях военной повседневности 1941-1945 годов: на материалах Бондюжского района ТАССР /                         А. В. Шалаумова // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории : Сборник научных статей, Екатеринбург, 13 марта 2020 года / Уральский государственный педагогический университет; под общей редакцией С.А. Минюровой, Ю.И. Биктуганова, М.В. Богинского. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020.
Категория: Работы коллег | Добавил: unechamuzey (29.09.2022) | Автор:
Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: