Дорогие земляки и гости нашего города! Сотрудники Унечского краеведческого музея поздравляют вас с наступающими Новым годом и Рождеством! От всей души желаем вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья, благополучия и процветания! Ждем всех на наших музейных мероприятиях!
|
Дорогие гости и жители города Унеча! Новый год – это всегда самый веселый и незабываемый праздник! Накануне этого праздника каждый из нас верит в сказку, волшебство и конечно ждет исполнения самых заветных желаний. Традиционно его отмечают в кругу семьи или же в кругу друзей. Но как бы Вы не провели этот праздник каждому непременно хочется оставить на память об этом дне самые яркие и волшебные фотоснимки. И в этом вам поможет тематическая праздничная новогодняя фотозона, которую вы можете использовать для создания незабываемых фотографий. Новогодняя фотосессия — отличный вариант сохранить в памяти сказочную атмосферу праздников. Яркие креативные фото, не только поднимут Вам настроение, но и украсят Ваш фотоальбом и странички социальных сетей! Загляните в музей по адресу ул. Октябрьская, 17 вместе с друзьями и близкими и сфотографируйтесь, почувствуйте волшебную атмосферу Нового года!
|
«Доктор Айболит». В Вильнюсе можно увидеть интересную скульптуру: пожилой мужчина в шляпе с тросточкой улыбается девочке, которая держит на руках котенка. Рядом с фигурами надпись: «Гражданину города Вильнюса доктору Цемаху Шабаду, прототипу доброго доктора Айболита». Здесь, в старом еврейском квартале, жил знаменитый врач, которого знали и любили все. Тимофей Осипович, как его звали русские коллеги и знакомые, родился в столице Литвы в 1865-м. Получив высшее медицинское образование в Москве, он работал в Астраханской области, где в это время бушевала холера, а затем – в Европе. В Первую мировую войну Цемах служил в российском армии военным врачом, а после 1917-го вернулся на родину. Именно в Вильнюсе с Тимофеем Осиповичем и познакомился Корней Чуковский. Советский поэт-сказочник не раз останавливался дома у врача, когда приезжал в Литву. Робин Гуд Как минимум четыре самые распространенные версии в равной степени доказывают существование Робина, да только спорят по поводу прототипов. Так, например, родившийся в 1290 году Роберт Гоуд (он же Гуд или Ход) жил во времена правления английского короля Эдуарда II. В 1322 году Роберт стал слугой графа Ланкастерского. Граф поднял восстание против короля и был, казнен, владения его перешли в государственную казну, а участники восстания объявлены вне закона. И тогда Роберт скрылся в Шервудском лесу, организовав преступную группировку с миссией выбивать деньги из богачей – дворян и королевских угодников. Другая несколько похожая по хронологии событий легенда гласит, что Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля – об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г., найденном в Лондонском общественном архиве. В документе также прописано, что шериф Йорка завладел имуществом сбежавшего «Робин Гуда», однако в казну деньги не передал, а через год объявил в розыск, называя его «преступником и злодеем нашей земли». Чуть позже разбойника нашли и казнили. В еще одной распространенной версии о загадочном Робин Гуде подчеркивается, что тот был из сословия йоменов (свободный ремесленник) из деревни Локсли, одержимый жаждой справедливости и склонный к различным незаурядным играм. И, наконец, по четвертой современной версии считается, что Робин Гуд жил во времена Ричарда I, Иоанна I и Генриха III, т.е. в конце XII — середине XIII веков. Поскольку герой долгое время находился вне закона и очень прославился своими подвигами, вскоре каждого пятого разбойника стали нарицать «Робин Гудом». Дела всех Робин Гудов суммировались, из чего складывались баллады и легенды. Граф Дракула Влад Цепеш был правителем Трансильвании (области, находящейся на северо-западе Румынии) с 1448 по 1476 год. Его любимым занятием были садистские пытки врагов и мирных жителей, среди которых и одно из ужасных - прокалывание ануса. За то что Влад Цепеш любил сажать на кол живых людей, его прозвали Владом-Прокалывателем. Однако его самое жестокое зверство заключалось в другом: как-то румынский воевода пригласил в свой замок на званый ужин большое количество нищих. Когда бедняги мирно трапезничали, граф Дракула запер их в комнате и поджёг. Кроме того, в летописи описан случай, когда этот садист приказал своим слугам прибить гвоздями к головам турецких послов их головные уборы только потому, что те отказались снять их перед правителем. Синяя Борода. «Синяя Борода» и не думал убивать никого из своих жен. Прототипом этой сказки был французский маршал Жиль де Рэ, и его единственная жена намного его пережила. А нехорошая слава маршала была связана с его алхимическими опытами и не вполне нормальными ритуалами с принесением жертв. Золота де Рэ так и не получил, залез в долги и всем ужасно надоел. На него донесли соседи (и кредиторы), и по приговору инквизиции он был казнен. Отелло. Еще один известный душегуб, Отелло. Реально существовал итальянец Маурицио Отелло, командовавший отрядом венецианских наемников во время войны на Балканах в XVI веке. Шекспир ошибочно интерпретировал его сокращенное имя как принадлежность к народу и превратил Маурицио в мавра. Дуремар. В 1895 году в Москве был очень популярен французский доктор Жак Булемард. Эта экзотическая личность была в свое время любимым поводом для шуток и анекдотов. Доктор был страстным поклонником метода лечения пиявками и показывал опыты на себе. Пиявок он ловил сам, и поэтому одевался в длинный балахон (от комаров). Дуремаром его дразнили русские дети, коверкая французскую фамилию. Барон Мюнхгаузен Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен Годы жизни; 11 мая 1720, Боденвердер — 22 февраля 1797. Немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж. барон Мюнхгаузен прослужил больше десяти лет в России, бывал в Киеве и Варшаве, став во многом жертвой многочисленных политических заговоров как в России, так в Германии и Англии, причём как при жизни, так и после смерти. Пиноккио. Родился в 1760 год, в небогатой семье Санчесов во Флоренции. В подростковом возрасте обнаружилось, что мальчикстрадает особеннойболезнью.Если бы Пиноккио был нашим современником, то врачи бы давно поставили пациенту диагноз – нанизм. Это, как пишут в медицинских справочниках, – патологическое состояние, характеризующееся аномальной низкорослостью. У мужчин – ниже 130 сантиметров. Несмотря на маленький рост, попал на войну. С нее Пиноккио вернулся без конечностей и так и провел бы всю оставшуюся жизнь, если бы не встретил великого Карло Бестульджи, изготовившего для маленького солдата деревянные протезы рук и ног. Карлик с деревянными конечностями напоминал больше живую куклу-марионетку и пользовался бешеным успехом на ярмарочных представлениях. Балаганный театр стал для Пиноккио и домом, и могилой: Исполняя один из трюков, Пиноккио Санчес получил смертельную черепно-мозговую травму.
|
Через несколько дней наступит новый 2022 год. Новый год - один из самых любимых и радостных праздников с самого детства для многих людей.Он всегда вселяет в нас надежду на лучшее. И 80 лет назад жители нашей родины с надеждой ждали наступление Нового года. Советская страна, вступившая 22 июня 1941 года в Великую Отечественную войну, встречала Новый – 1942-ой год в ситуации, когда сплошная линия фронта протянулась от Северных морей до Чёрного моря. И, тем не менее, у советских людей и на фронте, и в тылу в декабре 1941 года были весомые основания для радостной встречи Нового года. К этому моменту ими было сделано главное — удалось отстоять Москву. Разгром гитлеровских войск под Москвой прозвучал на весь мир как предвестник грядущей победы. Немецкий генерал Вестфаль писал тогда: «Немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась под Москвой на грани уничтожения…» В Новый, 1942-ой год Советская страна входила с гордым пониманием того, что переломный момент в войне уже наступил. В Москве понемногу восстанавливалась мирная жизнь. Вновь открывались учреждения. Одним из первых начала работу в конце декабря Сельскохозяйственная академия Тимирязева. Студенты заняли свои места в аудиториях на факультетах агрохимии и почвоведения, экономики и зоотехники. Заработало движение трамваев. Открылись кинотеатры и цирк, а в газетах стали появляться объявления о продаже елочных украшений. Торговлю новогодними елками организовали на Трубной площади, у Никитских ворот и в других районах столицы. Елка высотой до 1 метра стоила 3 рубля. За трехметровую лесную красавицу пришлось бы выложить 15 целковых. 31 декабря 1941 года глава советского государства Михаил Калинин впервые в истории обратился с новогодним радиообращением ко всему советскому народу (после его смерти в 1946 году новогодние обращения были прерваны до 1953 года). Сегодня мы знаем, что желаниям о скорейшем завершении войны не суждено было сбыться и еще не один Новый год нашим защитникам пришлось встречать в блиндажах и окопах. Но каждый год они верили в нашу Победу! |
1.Мы привыкли говорить, что сказка «Гадкий утенок» о внешней и внутренней красоте, призванная пробудить в читателях милосердие и сострадание. Но Г.Х.Андерсен объяснял смысл своего «Гадкого утенка» совершенно иначе. Он сравнивал птенца лебедя с настоящим аристократом, который случайно оказался среди простолюдинов. Главного героя этой сказки писатель списал с самого себя: он искренне считал своим отцом короля Кристиана VIII. А обижавшие юного Андерсена «утки и куры» получили именно то, что им полагалось по происхождению: «навсегда погрязли в быте и не совершили ничего достойного упоминания». Сказочник считал, что люди, которые окружали его в детстве и отрочестве, не могли стать великими, ведь они не были рождены от знатных родителей. 2. Кот в сапогах вряд ли был рыжим. Сомневаетесь? Тогда перечитайте сказку: в ней нигде не указывается его окрас. Рыжий цвет — фантазия иллюстраторов и мультипликаторов, которые хотели получить яркого персонажа на киноэкранах и обложках книг. Да и особой порядочностью Кот явно не отличался. Сперва он потребовал от сельских жителей сказать королю, что земля, на которой они работают, принадлежит лжемаркизу Карабасу. Затем обманом отобрал замок у людоеда и вынудил короля отдать дочь за поддельного аристократа. Впрочем, во времена создания сказки подобное поведение никого не смущало — это называли настоящей деловой хваткой. 3. История про Аладдина входит в цикл знаменитых сказок Шахерезады. В первом европейском переводе «Тысячи и одной ночи», сделанном в начале XVIII в. французом Антуаном Галланом, Аладдин живет «в одном из городов Китая». Эта же версия сохраняется и в популярном английском переводе Ричарда Бертона 1885 года. Действие начинает смещаться в Аравию и на Ближний Восток только в начале XX века. Все экранизации сказки только укрепляют нас в этом мнении. И еще одно отличие от фильмов студии Диснея в том, что Аладдин вовсе не сирота. Это был ленивый юноша, сын портного, который жил вместе с овдовевшей матерью. Его наивностью решил воспользоваться дервиш из Магриба для того, чтобы добыть волшебную лампу. Колдун представился дядей Аладдина и заманил его в таинственное подземелье у подножья горы. 4. Самый старый из всех сюжетов о сироте, потерявшей туфельку и вышедшей замуж за правителя, — это история о девушке из Египта. Античный ученый Страбон в своем труде «География», написанном примерно между 7 годом до н. э. и 24 годом н. э. упоминает о некой Родопис («Розоволикой»). Когда она купалась, орел похитил одну из ее сандалий, принес в Мемфис и бросил на колени фараону. Правитель пришел в восторг от прекрасной формы сандалии и решил, что само небо посылает ему суженую. Он послал слуг на поиски девушки, которая носила эту обувь. Родопис обнаружили в городе Навкратисе и привезли в Мемфис. История завершилась свадьбой, после которой египетская Золушка и ее супруг жили долго и счастливо. Эту же легенду пересказывает римский автор Клавдий Элиан, живший в II–III веках н. э. Он даже указывает вероятное имя фараона — Псамметих. |
23 и 24 декабря для участников программы «Введение в краеведение» - четвероклассников школы №3 – была проведена лекция с демонстрационными элементами «Знаменитые усадьбы Брянщины». Музейный педагог рассказала ребятам о четырех дворянских имениях края и их известных всей России владельцах. Школьники любовались старинными и современными фотографиями красивых зданий, парков, церквей в Ивайтенках, Овстуге, Красном Рогу и Ляличах, с интересом слушали рассказ о судьбах великих земляков И.В.Гудовича, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого и П.В. Завадовского. Чтение стихов знаменитых поэтов, рассматривание интерьеров усадеб, кирпичей из ограды имений позволило ребятам ещё больше погрузиться в атмосферу дворянского быта. В конце занятия школьники приняли решение совершить в конце учебного года поездку в одно из самых интересных мест области – в усадьбу графа Завадовского «Ляличи». |
Часто в основе сказки или другого литературного произведения лежит реальная история, а под литературными персонажами скрываются реальные люди, жившие давно или не очень давно и послужившие прототипом для описания персонажа. Илья Муромец Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец». По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) — самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году. Б. М. Соколов писал, что существенным фактом крестьянской переработки былин явилось превращение Ильи Муравленина из Муровийска и города Карачева на Черниговщине в крестьянского сына Илью Муромца и село Карачарово под Муромом Добрыня Никитич Прототипом богатыря в историческом плане можно смело называть воеводу Добрыню, который приходился родным дядей и воеводой князя Владимира, брата матери Малуши. Добрыня исполняет личные поручения, используя не только силу, храбрость, но и дипломатические способности, что говорит о его образованности и уме. Алеша Попович Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. Иван Царевич Кто же был прототипом данного сказочного героя? Не так уж много Иванов было в нашей истории. Князей с таким именем можно не рассматривать, поскольку сказано ясно - Иван - ЦАРЕВИЧ. Царев сын. Царь на Руси - это был всегда верховный правитель. Был только один известный мне Иван, который вполне заслуживал такой всенародной любви. (Вдобавок все упомянутые монеты отчеканены в Твери при жизни и сразу после гибели этого Ивана.) Это - Иван Иванович Молодой, сын царя Ивана III и тверской княжны Марии, внук тверского князя Бориса Александровича и потомок великих Литовских князей Кейстута и Гедимина. Заметим, что "Молодой" - это не фамилия, а определение, чтобы отличать его от его отца, царя Ивана III. Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана Царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого : по сказкам 1. У Ивана имеется два брата-злодея - Василий и Дмитрий. 2. В царской казне начинают таинственно пропадать некие золотые раритеты. Братья Ивана закрывают на это глаза и Иван - единственный, кто смог поймать таинственного казнокрада за руку. 3. Царь боится отпускать Ивана из царства - "...неприятель под наши области подступит, а управлять войсками будет некому." 4. Женился Иван на королевне Елене Прекрасной (или Премудрой), которую привез домой из-за тридевять земель, из тридесятого государства. 5. Ивана коварно убили собственные братья. 6. Царь осерчал на Ивановых братьев и посадил их в темницу. Прототип 1.У Ивана есть братья (по мачехе) Василий (III) и Дмитрий (Жилка). 2. Софья Палеолог тайно расхищала царскую сокровищницу. Видимо не без инициативы Ивана возникла ситуация с "подвесками королевы" и расхитительница была уличена. 3. Иван Молодой командовал русскими войсками при стоянии на Угре, проявив себя как смелый и решительный полководец. Во время стояния царь Иван III было дрогнул и попытался отозвать войска домой, но Иван Молодой не послушал венценосного отца и дело окончилось триумфом. 4. Женился Иван на Елене - дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олелькович. Елена переехала из Молдавии в Москву. 5. Иван был отравлен своей мачехой, византийской принцессой Софьей, чтобы расчистить дорогу к престолу ее сыновьям. 6. Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и была посажена вместе с сыном Василием в тюрьму. Елена Премудрая Жена Ивана Елена, Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги. Что интересно, в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами:"Вы б тогда были добрые рыцари, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?" Сама эта реплика говорит о том, что Елена безусловно происходила из европейской страны с рыцарскими кодексами чести. Молдавия вполне относилась к таким странам. Елена была весьма образована и в Москве образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли ("самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности. Тугарин Змей Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея". Кощей Бессмертный. Кощей Бессмертный, злодей легендарный, обладающий сверхчеловеческой, сверхъестественной силой и магическими умениями. Чародей. В общем, самый сказочный. Но в истории нашли след возможного прототипа Кощея. Фольклорист-историк Виктор Болдак, в результате своих изысканий считает, что в сказке о Кощее Бессмертном и Василисе Премудрой отражены реально происходившие события. Время и место - южные рубежи Руси, 4 век нашей эры. Кощей бессмертный был королем древних готов и согласно историческим хроникам, выдающимся полководцем. Племена готов, плыли на кораблях, переправляясь из Скандинавии по Оке, Дону, Западной Двине через места, где проживали россы. Плыли по направлению к Азовскому морю. Тогда-то и случались кровопролитные войны, о которых много рассказывалось в русском фольклоре. Предания говорили о Кощее Бессмерном. В разных источниках он имеет разные имена. Столетний Германарих, Вострогот. Современники пишут о нем, как о человеке-злодее, смерти в мужском обличье. Кощей взял в плен, а потом казнил жену князя россов. Через некоторое время ее братья убили Кощея. Летописец Готов записал, что войска были побеждены в 375 году и это же было датой его смерти. Указывалось, что на тот момент ему было 110 лет. «Баба Яга». На границе между царством живых и мертвых стоит избушка, в которой живет Баба-яга — этакий Харон на русский лад. Задача героя, добравшегося сюда, — назвать магическое слово или принести жертвоприношение, чтобы избушка повернулась к нему «передом, а к лесу задом». Когда же персонаж попадает внутрь, первое, что он слышит: По одной из версий само имя героини произошло от тюркского Бабай –Ага, что в переводе означает «злой господин» ( в нашем случае «госпожа»). Змей Горыныч. Змей Горыныч — это символ страшных лесных пожаров. Отчество персонажа — Горыныч — происходит от слова «гора», однако в прошлом под горой понимали также и лес. Поэтому прозвище героя можно перевести как «лесной». Вероятно, в сознании древних славян Змей был воплощением лесных пожаров, которые вызывали молнии. Косвенным доказательством является описание появления Змея:«поднимается буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу клонится — летит трехголовый Змей». |
«Если вы не так уж боитесь Кощея…» - фраза из известной песенки, которую знает и может повторить любой человек старше 25 лет. И сразу нахлынули приятные воспоминания о беззаботном детстве, каком-то удивительном тепле, новогодней елке, горящей огоньками, детвора в ожидании передачи «В гостях у сказки»…Не правда ли, дорогие воспоминания? К экранам телевизора в новогодние выходные собиралась не только детвора, но и взрослые. Сказки – они ведь без возрастных ограничений, их любят все! Многие долгими зимними вечерами вечерам читали детям сказки вслух. Пусть и «ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» - говорил классик. А задумывались ли вы как появились сказки и для чего они нужны? Наш музей подобрал для вас любопытную информацию из разных источников, которая понравится всем обязательно! Итак, мы открываем сказочную предновогоднюю рубрику.«История русской сказки. Неожиданные факты» 1 часть. «Репка». В первоначальном варианте сказки «Репка» были отец и мать «Колобок». Сказка о Колобке не что иное, как урок по астрономии По одной из версий, Колобок в изначальном варианте не что иное, как Луна. А сам текст сказки представляет собой лунный цикл. «Василиса Прекрасная» Василиса в юном возрасте лишается матери и приобретает магический артефакт — куклу: ее можно покормить, а она даст хороший совет. Исследователи считают, что кукла является типичным магическим атрибутом ведьмы, а поцелуй дочери и матери на смертном одре не просто передает девочке родительское благословение, но еще и магическое наследие. Однако полноценной колдуньей от этого Василиса не становится, и впереди ее ждут испытания, которые сравнимы с древними обрядами инициации для ведьм: «Курочка Ряба» Сказка о Курочке Рябе на самом деле рассказывает нам о страхе перед смертью и реинкарнации «Царевна Лягушка». Иван-царевич сжигает шкурку Царевны-лягушки, потому что обладает типичными мужскими качествами, которые не годятся для создания крепкой семьи Царевна пребывает в образе лягушки не по собственному желанию, а из-за колдовства. Чтобы прекратить эти превращения, героине требуется помощь извне. Спасителем выступает, конечно, суженый. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Девица, которая живет в доме с богатырями… Девица попадает в дом богатырей двумя способами: или приходит добровольно (выгнала мачеха, заблудилась и т. д.), или ее похитили и привели. Героиня пользуется почетом и ведет хозяйство в доме, где живут несколько братьев, — раньше это называлось мужским домом. Эти детали отражают историческую действительность. Третья деталь — что живет девица с ними как сестра — не исторична. Нам удалось открыть для вас мир русских сказок с новой стороны? Если вы слышали о других интересных смыслах, которые лежат в основе сказочных текстов, расскажите нам о них.
|
В далеком 1910 году из села Сарыкамыш, на границе с Османской империей, кто-то отправил в село Попова Гора (ныне пгт Красная Гора) письмо на имя Евгения Петровича Бельченко. Этот уникальный документ выложил в своем видеоролике турецкий краевед Эрдал Гюль. Видеоролик полностью смонтирован на турецком языке, но увидев русские буквы и знакомый адрес, меня охватило волнение… Покой местных христиан Здравствуйте, уважаемые жители Брянщины! Прежде чем заговорить о письме, позвольте рассказать Вам о том, откуда его прислали. Во времена Древнего мира на месте села Сарыкамыш стоял древний армянский город Егегник. Через него проходила важная транспортная магистраль из глубин Ближнего Востока на Кавказ. В 1514 году город завоевали турки-османы и переименовали в Сарыкамыш. В XIX веке он находился в эпицентре четырех русско-турецких войн – 1807-й, 1828 – 1829, 1853 – 1856, 1877 – 1878. В 1829 году через него проехал из Петербурга в Арзрум Александр Сергеевич Пушкин. А в 1877-м, освобожденный от турецкого ига Сарыкамыш, вошел в состав новообразованной Карсской области со статусом села. До 1917 года это была самая отдаленная окраина русского Закавказья. Село делилось на Верхний и Нижний Сарыкамыш. В Верхнем, в основном, жили осетины-мусульмане, а вот Нижний был интернациональным по составу. В нем находились административные органы и воинские части. Близость грозного соседа – Османской империи – вносили в жизнь села особый дух. Российская императорская армия надежно оберегла покой местных христиан – армян, греков, русских поселенцев. Шло время. В село ехали служить чиновники и военные, семейные и холостые со всей необъятной Российской Империи. За это им предоставляли льготы. Село хорошело. Построили полковую церковь Михаила Архангела, мосты, лесопилку, отремонтировали старую дорогу. А в 1913-м произошло знаковое событие – из города-крепости Карс в село проложили железную дорогу, возвели красивое здание вокзала. Теперь каждый желающий, с пересадками через Тифлис и Баку, мог доехать до Москвы и Санкт-Петербурга. Село приобрело русские черты. Утром его оглашали крики петухов, женщины на коромыслах носили воду, по округе разносился колокольный звон, за околицей паслись коровы, зимой сани с бубенцами, детвора играла в снежки, каталась на санках. В часы отдыха офицеры играли на местном корте в теннис, совершали конные прогулки, охотились в округе на волков. По данным на 1914 год в Нижнем Сарыкамыше проживало 3 тыс. 98 человек. Ожесточенные бои В 1910 году некто, живший в Сарыкамыше, отправил в село Попова Гора открытое письмо Евгению Петровичу Бельченко. Письмо прекрасно сохранилось. Заверено двумя черными, круглыми печатями, в верхнем правом углу – почтовая марка. В одной из печатей четко видны буквы «Сарыкамышъ». Письмо состоит из двух частей – слева текст, справа адресат: «Попова Гора Черниговской губ. Евгенiю Петровичу Бельченко». Текст написан перьевой ручкой, черными чернилами. Люди старшего поколения хорошо помнят, что такими пользовались в отделениях почты и в советское время. Вот полный текст письма: «Почему Ты на такое короткое время ездилъ въ Богоспасаемые Шишаки! Разве безъ отпуска ездил? Пиши, кланяйся и целуй, жив и здоров. Прощай Е Бельченко. С. Сарыкамышъ 30-го Сентября 1910 г.». Увы, турецкий краевед Эрдал Гюль не сообщает откуда у него это письмо (это еще мне предстоит выяснить). Увы, нет в письме данных и о его авторе. За скупыми строчками не все понятно. Но сам факт интересный! Письму 111 лет! Шло от снежных вершин Кавказа к бескрайним полям Черниговщины (ныне Брянщины). По моей версии автор письма человек военный. Обратите внимание! Текст лаконичный, речь идет об отпуске, а еще используется шуточное выражение «Богоспасаемые Шишаки!». Слово «шишак» означает разновидность воинского шлема. Его носили воины Востока, а потом и на Руси. Герои боев на Брянщине Как сложилась судьба автора письма и его адресата? В какой земле упокоились они? Где сейчас живут их потомки? В 1910-м еще никто не знал, что в декабре 1914 года Сарыкамыш окажется в эпицентре великой Сарыкамышской битвы на Кавказском фронте. На подступах к селу, а потом и на его улицах шли ожесточенные бои. Вся Россия с тревогой и надеждой следила за ходом битвы. А в январе 1915-го в газетах грянуло сообщение – Победа! Части Кавказской действующей армии, в тяжелейших условиях зимней стужи, численно уступая, наголову разбили грозную 3-ю турецкую армию. По улицам Сарыкамыша еще долго потом возили на санях к братским могилам трупы русских и турецких солдат. А еще через четыре года – в апреле 1918-го – Русская армия навсегда уйдет из Сарыкамыша. И вместе с ней на север потянутся колонны беженцев. Бросали все – дома, поля, могилы родных. Брали только самое необходимое. Для меня эта тема глубоко личная. В числе карсских беженцев был мой дед Таё Лавандович Алоян. Он родился и жил на другом конце Карсской области, в селе Козлуджа, в 95 верстах к востоку от Сарыкамыша. В 1921 году большевики передали Карсскую область кемалистской Турции. Сарыкамыш вошел в состав провинции Карс. Для памяти о русском периоде села наступили черные дни: могилы русских воинов уничтожили, православный храм обезглавили и превратили в мечеть. Карсских беженцев судьба раскидала по всему миру. Боль за утрату малой Родины переполняла их сердцах всю жизнь. В годы Великая Отечественная война среди них были герои боев на Брянщине. Вот яркие примеры! В 1-й Клетнянской партизанской бригаде имени Чапаева воевал уроженец села Берна, славный сын армянского народа Корюн Рубенович Торосян, а Брянск, Почепский, Унечский, Мглинский и Красногорский районы, в составе 217-й стрелковой дивизии, освобождал уроженец поселка Гасанджан, Герой Советского Союза, славный сын курдского народа Саманд Алиевич Сиабандов. Эпилог Ныне городок Сарыкамыш известен в Турции как горнолыжный курорт. Его площадь небольшая всего 1732 км². Для сравнения, площадь Красной Горы 8400 км². В 2009 году мне удалось в нем побывать. Красивый и суровый край. Город расположен в котловине на высоте 2100 метров в окружение гор покрытых густыми сосновыми лесами. Лето здесь короткое, зимы суровые. Несмотря на давность лет в городе сохранились здания русского периода. Это вызывает душевное волнение. Местная воинская часть дислоцируется за колючим забором в бывших русских казармах, а рядом с вокзалом стоят полуразрушенные бывшие пристанционные армейские склады. Но это еще не все! Одной из главных достопримечательностей города является одноэтажное деревянно-каменное строение. Точных сведений о нем нет. Но турки его называют красиво: «Katerina Köşkü» («Особняк Екатерины»). Туристы из России в Сарыкамыше редкие гости. А вот посмотреть на особняк едут со всей Турции. P.S. Возможно, сегодня в поселке Красная Гора живут родственники Евгения Петровича Бельченко. Если кто-то располагает о нем какой-либо информацией, пожалуйста, сообщите в Унечский краеведческий музей. А вдруг повезет?! Александр Алоян, Член Союза журналистов России, военный историк, автор книги «Пароль «Арарат». Видеоролик турецкого краеведа Эрдала Гюля состоит из серии старых фотографий Сарыкамыша. Его можно посмотреть в YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=55rH0D5nfdo Письмо Евгению Бельченко представлено на 6 мин. 51 с. Тем кто хочет больше узнать о русском Сарыкамыше и Сарыкамышской битве прочтите мемуары русского офицера Валентина Людвиговича Левицкого «На Кавказском фронте Первой мировой». Текст полностью выложен в Интернете. Дореволюционное фото западной части села Нижний Сарыкамыш. Слева видна церковь Михаила Архангела 156-го пехотного Елисаветпольского генерала князя Цицианова полка. |
В 2021г. Брянский государственный краеведческий музей отмечает свой 100-летний юбилей. Это уникальное научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение с интереснейшей историей и славными традициями. |