Главная » Архив материалов
« 1 2 ... 59 60 61 62 63 ... 165 166 »

Дорогие земляки и гости нашего города!

Сотрудники Унечского краеведческого музея поздравляют вас с

наступающими Новым годом и Рождеством!

От всей души желаем вам и вашим близким крепкого здоровья,

счастья, благополучия и процветания!

Ждем всех на наших музейных мероприятиях!

 

Просмотров: 269 | Добавил: unechamuzey | Дата: 27.12.2021 | Комментарии (0)

Дорогие гости и жители города Унеча! Новый год – это всегда самый веселый и незабываемый праздник! Накануне этого праздника каждый из нас верит в сказку, волшебство и конечно ждет исполнения самых заветных желаний. Традиционно его отмечают в кругу семьи или же в кругу друзей. Но как бы Вы не провели этот праздник каждому непременно хочется оставить на память об этом дне самые яркие и волшебные фотоснимки. И в этом вам поможет тематическая праздничная новогодняя фотозона, которую вы можете использовать для создания незабываемых фотографий.

Новогодняя фотосессия — отличный вариант сохранить в памяти сказочную атмосферу праздников. Яркие креативные фото, не только поднимут Вам настроение, но и украсят Ваш фотоальбом и странички социальных сетей!

Загляните в музей по адресу ул. Октябрьская, 17 вместе с друзьями и близкими и сфотографируйтесь, почувствуйте волшебную атмосферу Нового года!



 

 

Просмотров: 180 | Добавил: unechamuzey | Дата: 26.12.2021 | Комментарии (0)

«Доктор Айболит».

 В Вильнюсе можно увидеть интересную скульптуру: пожилой мужчина в шляпе с тросточкой улыбается девочке, которая держит на руках котенка. Рядом с фигурами надпись: «Гражданину города Вильнюса доктору Цемаху Шабаду, прототипу доброго доктора Айболита».

Здесь, в старом еврейском квартале, жил знаменитый врач, которого знали и любили все. Тимофей Осипович, как его звали русские коллеги и знакомые, родился в столице Литвы в 1865-м. Получив высшее медицинское образование в Москве, он работал в Астраханской области, где в это время бушевала холера, а затем – в Европе. В Первую мировую войну Цемах служил в российском армии военным врачом, а после 1917-го вернулся на родину.

Именно в Вильнюсе с Тимофеем Осиповичем и познакомился Корней Чуковский. Советский поэт-сказочник не раз останавливался дома у врача, когда приезжал в Литву.

Литовский доктор всю свою жизнь выступал за права бедных. Он вел активную общественную деятельность, организовывая бесплатное питание для бедняков, был автором идеи выдавать молочные продукты для молодых матерей, инициировал открытие детских приютов, издавал памятки по гигиене и, конечно же, выступал за доступность медицины для малообеспеченных горожан.

Робин Гуд 

Как минимум четыре самые распространенные версии в равной степени доказывают существование Робина, да только спорят по поводу прототипов. Так, например, родившийся в 1290 году Роберт Гоуд (он же Гуд или Ход) жил во времена правления английского короля Эдуарда II. В 1322 году Роберт стал слугой графа Ланкастерского. Граф поднял восстание против короля и был, казнен, владения его перешли в государственную казну, а участники восстания объявлены вне закона. И тогда Роберт скрылся в Шервудском лесу, организовав преступную группировку с миссией выбивать деньги из богачей – дворян и королевских угодников. Другая несколько похожая по хронологии событий легенда гласит, что Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля – об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г., найденном в Лондонском общественном архиве. В документе также прописано, что шериф Йорка завладел имуществом сбежавшего «Робин Гуда», однако в казну деньги не передал, а через год объявил в розыск, называя его «преступником и злодеем нашей земли». Чуть позже разбойника нашли и казнили. В еще одной распространенной версии о загадочном Робин Гуде подчеркивается, что тот был из сословия йоменов (свободный ремесленник) из деревни Локсли, одержимый жаждой справедливости и склонный к различным незаурядным играм. И, наконец, по четвертой современной версии считается, что Робин Гуд жил во времена Ричарда I, Иоанна I и Генриха III, т.е. в конце XII — середине XIII веков. Поскольку герой долгое время находился вне закона и очень прославился своими подвигами, вскоре каждого пятого разбойника стали нарицать «Робин Гудом». Дела всех Робин Гудов суммировались, из чего складывались баллады и легенды.

Граф Дракула

Влад Цепеш был правителем Трансильвании (области, находящейся на северо-западе Румынии) с 1448 по 1476 год. Его любимым занятием были садистские пытки врагов и мирных жителей, среди которых и одно из ужасных - прокалывание ануса. За то что Влад Цепеш любил сажать на кол живых людей, его прозвали Владом-Прокалывателем. Однако его самое жестокое зверство заключалось в другом: как-то румынский воевода пригласил в свой замок на званый ужин большое количество нищих. Когда бедняги мирно трапезничали, граф Дракула запер их в комнате и поджёг. Кроме того, в летописи описан случай, когда этот садист приказал своим слугам прибить гвоздями к головам турецких послов их головные уборы только потому, что те отказались снять их перед правителем.

Синяя Борода.

«Синяя Борода» и не думал убивать никого из своих жен. Прототипом этой сказки был французский маршал Жиль де Рэ, и его единственная жена намного его пережила. А нехорошая слава маршала была связана с его алхимическими опытами и не вполне нормальными ритуалами с принесением жертв. Золота де Рэ так и не получил, залез в долги и всем ужасно надоел. На него донесли соседи (и кредиторы), и по приговору инквизиции он был казнен.

Отелло.

 Еще один известный душегуб, Отелло. Реально существовал итальянец Маурицио Отелло, командовавший отрядом венецианских наемников во время войны на Балканах в XVI веке. Шекспир ошибочно интерпретировал его сокращенное имя как принадлежность к народу и превратил Маурицио в мавра.

Дуремар.

 В 1895 году в Москве был очень популярен французский доктор Жак Булемард. Эта экзотическая личность была в свое время любимым поводом для шуток и анекдотов. Доктор был страстным поклонником метода лечения пиявками и показывал опыты на себе. Пиявок он ловил сам, и поэтому одевался в длинный балахон (от комаров). Дуремаром его дразнили русские дети, коверкая французскую фамилию. Барон Мюнхгаузен

Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен Годы жизни; 11 мая 1720, Боденвердер — 22 февраля 1797. Немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж. барон Мюнхгаузен прослужил больше десяти лет в России, бывал в Киеве и Варшаве, став во многом жертвой многочисленных политических заговоров как в России, так в Германии и Англии, причём как при жизни, так и после смерти.
Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории, в большей части о жизни в России. То поведает о коне, которого он, увязнув в русских снегах, привязал к шпилю колокольни, то расскажет, будто в России водятся зайцы, за которыми не может угнаться даже самая быстрая гончая, потому что у этих ушаcтых есть четыре запасные лапы на спине.

Пиноккио.

Родился в 1760 год, в небогатой семье Санчесов во Флоренции. В подростковом возрасте обнаружилось, что мальчикстрадает особеннойболезнью.Если бы Пиноккио был нашим современником, то врачи бы давно поставили пациенту диагноз – нанизм. Это, как пишут в медицинских справочниках, – патологическое состояние, характеризующееся аномальной низкорослостью. У мужчин – ниже 130 сантиметров. Несмотря на маленький рост, попал на войну. С нее Пиноккио вернулся без конечностей и так и провел бы всю оставшуюся жизнь, если бы не встретил великого Карло Бестульджи, изготовившего для маленького солдата деревянные протезы рук и ног. Карлик с деревянными конечностями напоминал больше живую куклу-марионетку и пользовался бешеным успехом на ярмарочных представлениях. Балаганный театр стал для Пиноккио и домом, и могилой: Исполняя один из трюков, Пиноккио Санчес получил смертельную черепно-мозговую травму.

 

Просмотров: 182 | Добавил: unechamuzey | Дата: 26.12.2021 | Комментарии (0)

Через несколько дней наступит новый 2022 год. Новый год - один из самых любимых и радостных праздников с самого детства для многих людей.Он всегда вселяет в нас надежду на лучшее. И 80 лет назад жители нашей родины с надеждой ждали наступление Нового года.

Советская страна, вступившая 22 июня 1941 года в Великую Отечественную войну, встречала Новый – 1942-ой год в ситуации, когда сплошная линия фронта протянулась от Северных морей до Чёрного моря.

И, тем не менее, у советских людей и на фронте, и в тылу в декабре 1941 года были весомые основания для радостной встречи Нового года. К этому моменту ими было сделано главное — удалось отстоять Москву. Разгром гитлеровских войск под Москвой прозвучал на весь мир как предвестник грядущей победы. Немецкий генерал Вестфаль писал тогда: «Немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась под Москвой на грани уничтожения…» В Новый, 1942-ой год Советская страна входила с гордым пониманием того, что переломный момент в войне уже наступил.

В Москве понемногу восстанавливалась мирная жизнь. Вновь открывались учреждения. Одним из первых начала работу в конце декабря Сельскохозяйственная академия Тимирязева. Студенты заняли свои места в аудиториях на факультетах агрохимии и почвоведения, экономики и зоотехники. Заработало движение трамваев.

Открылись кинотеатры и цирк, а в газетах стали появляться объявления о продаже елочных украшений. Торговлю новогодними елками организовали на Трубной площади, у Никитских ворот и в других районах столицы. Елка высотой до 1 метра стоила 3 рубля. За трехметровую лесную красавицу пришлось бы выложить 15 целковых.

31 декабря 1941 года глава советского государства Михаил Калинин впервые в истории обратился с новогодним радиообращением ко всему советскому народу (после его смерти в 1946 году новогодние обращения были прерваны до 1953 года).

Сегодня мы знаем, что желаниям о скорейшем завершении войны не суждено было сбыться и еще не один Новый год нашим защитникам пришлось встречать в блиндажах и окопах. Но каждый год они верили в нашу Победу!

Просмотров: 212 | Добавил: unechamuzey | Дата: 25.12.2021 | Комментарии (0)

1.Мы привыкли говорить, что сказка «Гадкий утенок» о внешней и внутренней красоте, призванная пробудить в читателях милосердие и сострадание. Но Г.Х.Андерсен объяснял смысл своего «Гадкого утенка» совершенно иначе. Он сравнивал птенца лебедя с настоящим аристократом, который случайно оказался среди простолюдинов.

Главного героя этой сказки писатель списал с самого себя: он искренне считал своим отцом короля Кристиана VIII. А обижавшие юного Андерсена «утки и куры» получили именно то, что им полагалось по происхождению: «навсегда погрязли в быте и не совершили ничего достойного упоминания». Сказочник считал, что люди, которые окружали его в детстве и отрочестве, не могли стать великими, ведь они не были рождены от знатных родителей.

2. Кот в сапогах вряд ли был рыжим. Сомневаетесь? Тогда перечитайте сказку: в ней нигде не указывается его окрас. Рыжий цвет — фантазия иллюстраторов и мультипликаторов, которые хотели получить яркого персонажа на киноэкранах и обложках книг.

Да и особой порядочностью Кот явно не отличался. Сперва он потребовал от сельских жителей сказать королю, что земля, на которой они работают, принадлежит лжемаркизу Карабасу. Затем обманом отобрал замок у людоеда и вынудил короля отдать дочь за поддельного аристократа. Впрочем, во времена создания сказки подобное поведение никого не смущало — это называли настоящей деловой хваткой.

3. История про Аладдина входит в цикл знаменитых сказок Шахерезады. В первом европейском переводе «Тысячи и одной ночи», сделанном в начале XVIII в. французом Антуаном Галланом, Аладдин живет «в одном из городов Китая». Эта же версия сохраняется и в популярном английском переводе Ричарда Бертона 1885 года.

Действие начинает смещаться в Аравию и на Ближний Восток только в начале XX века. Все экранизации сказки только укрепляют нас в этом мнении. И еще одно отличие от фильмов студии Диснея в том, что Аладдин вовсе не сирота. Это был ленивый юноша, сын портного, который жил вместе с овдовевшей матерью. Его наивностью решил воспользоваться дервиш из Магриба для того, чтобы добыть волшебную лампу. Колдун представился дядей Аладдина и заманил его в таинственное подземелье у подножья горы.

4. Самый старый из всех сюжетов о сироте, потерявшей туфельку и вышедшей замуж за правителя, — это история о девушке из Египта.

Античный ученый Страбон в своем труде «География», написанном примерно между 7 годом до н. э. и 24 годом н. э. упоминает о некой Родопис («Розоволикой»). Когда она купалась, орел похитил одну из ее сандалий, принес в Мемфис и бросил на колени фараону.

Правитель пришел в восторг от прекрасной формы сандалии и решил, что само небо посылает ему суженую. Он послал слуг на поиски девушки, которая носила эту обувь. Родопис обнаружили в городе Навкратисе и привезли в Мемфис. История завершилась свадьбой, после которой египетская Золушка и ее супруг жили долго и счастливо.

Эту же легенду пересказывает римский автор Клавдий Элиан, живший в II–III веках н. э. Он даже указывает вероятное имя фараона — Псамметих.

Просмотров: 279 | Добавил: unechamuzey | Дата: 25.12.2021 | Комментарии (0)

23 и 24 декабря для участников программы «Введение в краеведение» - четвероклассников школы №3 – была проведена лекция с демонстрационными элементами «Знаменитые усадьбы Брянщины».

Музейный педагог рассказала ребятам о четырех дворянских имениях края и их известных всей России владельцах.

Школьники любовались старинными и современными фотографиями красивых зданий, парков, церквей  в Ивайтенках, Овстуге, Красном Рогу и Ляличах,  с интересом слушали рассказ о судьбах великих земляков И.В.Гудовича, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого и П.В. Завадовского.

Чтение стихов знаменитых поэтов, рассматривание интерьеров усадеб, кирпичей из ограды имений позволило ребятам ещё больше погрузиться в атмосферу дворянского быта.

В конце занятия школьники приняли решение совершить в конце учебного года поездку в одно из самых интересных мест области – в усадьбу графа Завадовского «Ляличи».

Просмотров: 160 | Добавил: unechamuzey | Дата: 24.12.2021 | Комментарии (0)

Часто в основе сказки или другого литературного произведения лежит реальная история, а под литературными персонажами скрываются реальные люди, жившие давно или не очень давно и послужившие прототипом для описания персонажа.

Илья Муромец

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец». По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) — самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году. Б. М. Соколов писал, что существенным фактом крестьянской переработки былин явилось превращение Ильи Муравленина из Муровийска и города Карачева на Черниговщине в крестьянского сына Илью Муромца и село Карачарово под Муромом

Добрыня Никитич  

Прототипом богатыря в историческом плане можно смело называть воеводу Добрыню, который приходился родным дядей и воеводой князя Владимира, брата матери Малуши. Добрыня исполняет личные поручения, используя не только силу, храбрость, но и дипломатические способности, что говорит о его образованности и уме.

Алеша Попович

 Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

 Иван Царевич

 Кто же был прототипом данного сказочного героя? Не так уж много Иванов было в нашей истории. Князей с таким именем можно не рассматривать, поскольку сказано ясно - Иван - ЦАРЕВИЧ. Царев сын. Царь на Руси - это был всегда верховный правитель. Был только один известный мне Иван, который вполне заслуживал такой всенародной любви. (Вдобавок все упомянутые монеты отчеканены в Твери при жизни и сразу после гибели этого Ивана.) Это - Иван Иванович Молодой, сын царя Ивана III и тверской княжны Марии, внук тверского князя Бориса Александровича и потомок великих Литовских князей Кейстута и Гедимина. Заметим, что "Молодой" - это не фамилия, а определение, чтобы отличать его от его отца, царя Ивана III. Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана Царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого : по сказкам

1. У Ивана имеется два брата-злодея - Василий и Дмитрий.

2. В царской казне начинают таинственно пропадать некие золотые раритеты. Братья Ивана закрывают на это глаза и Иван - единственный, кто смог поймать таинственного казнокрада за руку.

3. Царь боится отпускать Ивана из царства - "...неприятель под наши области подступит, а управлять войсками будет некому."

4. Женился Иван на королевне Елене Прекрасной (или Премудрой), которую привез домой из-за тридевять земель, из тридесятого государства.

 5. Ивана коварно убили собственные братья. 6. Царь осерчал на Ивановых братьев и посадил их в темницу.

Прототип

1.У Ивана есть братья (по мачехе) Василий (III) и Дмитрий (Жилка).

2. Софья Палеолог тайно расхищала царскую сокровищницу. Видимо не без инициативы Ивана возникла ситуация с "подвесками королевы" и расхитительница была уличена.

3. Иван Молодой командовал русскими войсками при стоянии на Угре, проявив себя как смелый и решительный полководец. Во время стояния царь Иван III было дрогнул и попытался отозвать войска домой, но Иван Молодой не послушал венценосного отца и дело окончилось триумфом.

4. Женился Иван на Елене - дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олелькович. Елена переехала из Молдавии в Москву.

 5. Иван был отравлен своей мачехой, византийской принцессой Софьей, чтобы расчистить дорогу к престолу ее сыновьям.

6. Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и была посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.

Елена Премудрая

Жена Ивана Елена, Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги. Что интересно, в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами:"Вы б тогда были добрые рыцари, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?" Сама эта реплика говорит о том, что Елена безусловно происходила из европейской страны с рыцарскими кодексами чести. Молдавия вполне относилась к таким странам. Елена была весьма образована и в Москве образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли ("самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности.

Тугарин Змей

Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".

Кощей Бессмертный.

Кощей Бессмертный, злодей легендарный, обладающий сверхчеловеческой, сверхъестественной силой и магическими умениями. Чародей. В общем, самый сказочный.

Но в истории нашли след возможного прототипа Кощея.

Фольклорист-историк Виктор Болдак, в результате своих изысканий считает, что в сказке о Кощее Бессмертном и Василисе Премудрой отражены реально происходившие события. Время и место - южные рубежи Руси, 4 век нашей эры. Кощей бессмертный был королем древних готов и согласно историческим хроникам, выдающимся полководцем.

Племена готов, плыли на кораблях, переправляясь из Скандинавии по Оке, Дону, Западной Двине через места, где проживали россы. Плыли по направлению к Азовскому морю.

Тогда-то и случались кровопролитные войны, о которых много рассказывалось в русском фольклоре. Предания говорили о Кощее Бессмерном. В разных источниках он имеет разные имена. Столетний Германарих, Вострогот. Современники пишут о нем, как о человеке-злодее, смерти в мужском обличье.

Кощей взял в плен, а потом казнил жену князя россов. Через некоторое время ее братья убили Кощея. Летописец Готов записал, что войска были побеждены в 375 году и это же было датой его смерти. Указывалось, что на тот момент ему было 110 лет.

«Баба Яга».

На границе между царством живых и мертвых стоит избушка, в которой живет Баба-яга — этакий Харон на русский лад. Задача героя, добравшегося сюда, — назвать магическое слово или принести жертвоприношение, чтобы избушка повернулась к нему «передом, а к лесу задом». Когда же персонаж попадает внутрь, первое, что он слышит:
«Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится!». На самом деле в изначальных вариантах сказки слова «русский» здесь не было. Вместо этого Баба-яга говорила «живым пахнет». Чтобы избавиться от этого аромата, герой должен был поесть местной пищи, и тогда другие мертвецы признали бы его за своего. Эта деталь тесно связана с таким обрядом, как поминки. Персонаж как бы устраивает поминки по самому себе и прощается со своей живой половиной, превращаясь в мертвеца.

По одной из версий само имя героини произошло от тюркского Бабай –Ага, что в переводе означает «злой господин» ( в нашем случае «госпожа»).
Вообще исследователи выделяют три типа Яги: дарительница (дает Иванушке волшебный клубок, волшебного коня и т. п.), похитительница (крадет детей и пытается изжарить их в печке) и воительница (нападает на героев и вырезает из их кожи ремни). С царством мертвых может быть связана любая из них.
Иногда Баба-яга — буквально теща героя. В некоторых случаях сказка о Бабе-яге восходит к обряду посвящения перед свадьбой. Известно, что древнейшая традиция предполагала, что обряд должен проводить непосредственный родственник невесты, часто мама или тетя. Перед заключением брака она подвергала зятя различным испытаниям.
Интересно, что традиция восходит к матриархальному прошлому, когда главенствующим был род жены, а не мужа. Иногда обряд немного трансформировался: посвящаемому жениху приходилось наряжаться женщиной и некоторое время выполнять типично «женскую» работу. Свадьба могла состояться, только если жених достойно справлялся со своей задачей.

Змей Горыныч.

Змей Горыныч — это символ страшных лесных пожаров.  Отчество персонажа — Горыныч — происходит от слова «гора», однако в прошлом под горой понимали также и лес. Поэтому прозвище героя можно перевести как «лесной». Вероятно, в сознании древних славян Змей был воплощением лесных пожаров, которые вызывали молнии. Косвенным доказательством является описание появления Змея:«поднимается буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу клонится — летит трехголовый Змей».
На те же мысли фольклористов наталкивает небольшая деталь в сказке «Иван Быкович»: главный герой запрещает своим побратимам спать перед встречей со Змеем. Возможно, это отголоски памяти предков, которые не должны были засыпать у костра.

Просмотров: 213 | Добавил: unechamuzey | Дата: 24.12.2021 | Комментарии (0)

«Если вы не так уж боитесь Кощея…» - фраза из известной песенки, которую знает и может повторить любой человек старше 25 лет. И сразу нахлынули приятные воспоминания о беззаботном детстве, каком-то удивительном тепле, новогодней елке, горящей огоньками, детвора в ожидании передачи «В гостях у сказки»…Не правда ли, дорогие воспоминания?

К экранам телевизора в новогодние выходные собиралась не только детвора, но и взрослые. Сказки – они ведь без возрастных ограничений, их любят все! Многие долгими зимними вечерами вечерам читали детям сказки вслух. Пусть и «ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» - говорил классик. А задумывались ли вы как появились сказки и для чего они нужны? Наш музей подобрал для вас любопытную информацию из разных источников, которая понравится всем обязательно!

Итак, мы открываем сказочную предновогоднюю рубрику.«История русской сказки. Неожиданные факты» 1 часть.

«Репка».

В первоначальном варианте сказки «Репка» были отец и мать
Смысл этой сказки заключается в правильном взаимоотношений поколений. В изначальном варианте текста присутствовали отец и мать, которые символизировали защиту и заботу соответственно. Есть два возможных объяснения, почему этих персонажей изъяли из сказки:
С приходом христианства цифра 7 стала сакральной, а до этого времени особый почет был у числа 9. Без матери и отца в сказке оказывается ровно 7 персонажей, что соответствует новой символике. У христиан традиционно отцовскую защиту и опору представляет церковь, а материнскую заботу — Иисус Христос. Поэтому необходимость включать в сказку мать и отца сама собой отпала.

«Колобок».

Сказка о Колобке не что иное, как урок по астрономии  По одной из версий, Колобок в изначальном варианте не что иное, как Луна. А сам текст сказки представляет собой лунный цикл.
Приготовление Колобка — это полнолуние. Потом месяц идет на убыль, и каждый из зверей, которых повстречал главный герой, откусывает от него кусочек. Лиса съедает Колобка, и месяц на небе скрывается полностью. Начинается новый цикл.

«Василиса Прекрасная»

Василиса в юном возрасте лишается матери и приобретает магический артефакт — куклу: ее можно покормить, а она даст хороший совет. Исследователи считают, что кукла является типичным магическим атрибутом ведьмы, а поцелуй дочери и матери на смертном одре не просто передает девочке родительское благословение, но еще и магическое наследие. Однако полноценной колдуньей от этого Василиса не становится, и впереди ее ждут испытания, которые сравнимы с древними обрядами инициации для ведьм:
Физическое отделение от родителей — после гибели матери главная героиня отправляется жить к злой мачехе. Активация «тайной» жизни — Василиса с помощью куклы справляется со всеми мачехиными приказами и чувствует себя чужой этому миру, но постепенно приобщается к миру магическому. Испытание — героиня попадает в домик Бабы-яги и успешно выполняет все ее задания. Доведение ведьминых навыков до высшего уровня — сотканное Василисой полотно случайным образом попадает к царю, за чем непременно следует свадьба.

«Курочка Ряба»

Сказка о Курочке Рябе на самом деле рассказывает нам о страхе перед смертью и реинкарнации
Считается, что в основе сюжета этой сказки лежит древний мотив мирового яйца, из которого произошла жизнь и весь наш мир. Золотое яйцо, снесенное курочкой, символизирует грядущую смерть, поэтому дед и бабка плачут. Обещание курочки снести обычное яйцо — это обещание грядущего перерождения, то есть новой жизни. Мышка в сюжете считается представителем преисподней, или, говоря проще, самой смертью.

«Царевна Лягушка».

Иван-царевич сжигает шкурку Царевны-лягушки, потому что обладает типичными мужскими качествами, которые не годятся для создания крепкой семьи Царевна пребывает в образе лягушки не по собственному желанию, а из-за колдовства. Чтобы прекратить эти превращения, героине требуется помощь извне. Спасителем выступает, конечно, суженый.
С житейской точки зрения Иван-царевич, женившийся на лягушке, не испытывает никаких неудобств: жена печет хлеб, ткет ковры и на балу выглядит лучше всех. Однако царевич сжигает шкурку лягушки, несмотря на запрет это делать. Считается, что героем в этом случае движет обыкновенная мужская прямолинейность.
Как следствие, Ивана наказывают: он вынужден идти за царевной за тридевять земель. Этот путь символичен в социальном смысле: герой должен вырасти духовно, отказаться от мужской твердолобости и голой рациональности. Только в этом случае возможен счастливый брак.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Девица, которая живет в доме с богатырями…

Девица попадает в дом богатырей двумя способами: или приходит добровольно (выгнала мачеха, заблудилась и т. д.), или ее похитили и привели. Героиня пользуется почетом и ведет хозяйство в доме, где живут несколько братьев, — раньше это называлось мужским домом. Эти детали отражают историческую действительность. Третья деталь — что живет девица с ними как сестра — не исторична.
В реальности в мужском доме всегда присутствовала девушка или несколько девушек. Они занимались хозяйством и одновременно были женами всем членам общины. Как правило, для девиц это была «временная работа». Родители часто сами отправляли дочерей прислуживать в мужские дома, потому что это считалось почетным. Самые известные романтичные вариации этой традиции — русская сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» и европейская «Белоснежка».

Нам удалось открыть для вас мир русских сказок с новой стороны? Если вы слышали о других интересных смыслах, которые лежат в основе сказочных текстов, расскажите нам о них.

 

Просмотров: 194 | Добавил: unechamuzey | Дата: 23.12.2021 | Комментарии (0)

В далеком 1910 году из села Сарыкамыш, на границе с Османской империей, кто-то отправил в село Попова Гора (ныне пгт Красная Гора) письмо на имя Евгения Петровича Бельченко. Этот уникальный документ выложил в своем видеоролике турецкий краевед Эрдал Гюль. Видеоролик полностью смонтирован на турецком языке, но увидев русские буквы и знакомый адрес, меня охватило волнение…

Покой местных христиан

Здравствуйте, уважаемые жители Брянщины! Прежде чем заговорить о письме, позвольте рассказать Вам о том, откуда его прислали. Во времена Древнего мира на месте села Сарыкамыш стоял древний армянский город Егегник. Через него проходила важная транспортная магистраль из глубин Ближнего Востока на Кавказ. В 1514 году город завоевали турки-османы и переименовали в Сарыкамыш. В XIX веке он находился в эпицентре четырех русско-турецких войн – 1807-й, 1828 – 1829, 1853 – 1856, 1877 – 1878. В 1829 году через него проехал из Петербурга в Арзрум Александр Сергеевич Пушкин. А в 1877-м, освобожденный от турецкого ига Сарыкамыш, вошел в состав новообразованной Карсской области со статусом села.

До 1917 года это была самая отдаленная окраина русского Закавказья. Село делилось на Верхний и Нижний Сарыкамыш. В Верхнем, в основном, жили осетины-мусульмане, а вот Нижний был интернациональным по составу. В нем находились административные органы и воинские части. Близость грозного соседа – Османской империи – вносили в жизнь села особый дух. Российская императорская армия надежно оберегла покой местных христиан – армян, греков, русских поселенцев. Шло время. В село ехали служить чиновники и военные, семейные и холостые со всей необъятной Российской Империи. За это им предоставляли льготы.

Село хорошело. Построили полковую церковь Михаила Архангела, мосты, лесопилку, отремонтировали старую дорогу. А в 1913-м произошло знаковое событие – из города-крепости Карс в село проложили железную дорогу, возвели красивое здание вокзала. Теперь каждый желающий, с пересадками через Тифлис и Баку, мог доехать до Москвы и Санкт-Петербурга.

Село приобрело русские черты. Утром его оглашали крики петухов, женщины на коромыслах носили воду, по округе разносился колокольный звон, за околицей паслись коровы, зимой сани с бубенцами, детвора играла в снежки, каталась на санках. В часы отдыха офицеры играли на местном корте в теннис, совершали конные прогулки, охотились в округе на волков.

По данным на 1914 год в Нижнем Сарыкамыше проживало 3 тыс. 98 человек. 

Ожесточенные бои

В 1910 году некто, живший в Сарыкамыше, отправил в село Попова Гора открытое письмо Евгению Петровичу Бельченко. Письмо прекрасно сохранилось. Заверено двумя черными, круглыми печатями, в верхнем правом углу – почтовая марка. В одной из печатей четко видны буквы «Сарыкамышъ». Письмо состоит из двух частей – слева текст, справа адресат: «Попова Гора Черниговской губ. Евгенiю Петровичу Бельченко».

Текст написан перьевой ручкой, черными чернилами. Люди старшего поколения хорошо помнят, что такими пользовались в отделениях почты и в советское время.

Вот полный текст письма: «Почему Ты на такое короткое время ездилъ въ Богоспасаемые Шишаки! Разве безъ отпуска ездил? Пиши, кланяйся и целуй, жив и здоров. Прощай Е Бельченко. С. Сарыкамышъ 30-го Сентября 1910 г.».

Увы, турецкий краевед Эрдал Гюль не сообщает откуда у него это письмо (это еще мне предстоит выяснить). Увы, нет в письме данных и о его авторе. За скупыми строчками не все понятно. Но сам факт интересный! Письму 111 лет! Шло от снежных вершин Кавказа к бескрайним полям Черниговщины (ныне Брянщины).

По моей версии автор письма человек военный. Обратите внимание! Текст лаконичный, речь идет об отпуске, а еще используется шуточное выражение «Богоспасаемые Шишаки!». Слово «шишак» означает разновидность воинского шлема. Его носили воины Востока, а потом и на Руси.

Герои боев на Брянщине

Как сложилась судьба автора письма и его адресата? В какой земле упокоились они? Где сейчас живут их потомки? В 1910-м еще никто не знал, что в декабре 1914 года Сарыкамыш окажется в эпицентре великой Сарыкамышской битвы на Кавказском фронте. На подступах к селу, а потом и на его улицах шли ожесточенные бои. Вся Россия с тревогой и надеждой следила за ходом битвы. А в январе 1915-го в газетах грянуло сообщение – Победа! Части Кавказской действующей армии, в тяжелейших условиях зимней стужи, численно уступая, наголову разбили грозную 3-ю турецкую армию.

По улицам Сарыкамыша еще долго потом возили на санях к братским могилам трупы русских и турецких солдат. А еще через четыре года – в апреле 1918-го – Русская армия навсегда уйдет из Сарыкамыша. И вместе с ней на север потянутся колонны беженцев. Бросали все – дома, поля, могилы родных. Брали только самое необходимое. Для меня эта тема глубоко личная. В числе карсских беженцев был мой дед Таё Лавандович Алоян. Он родился и жил на другом конце Карсской области, в селе Козлуджа, в 95 верстах к востоку от Сарыкамыша.

В 1921 году большевики передали Карсскую область кемалистской Турции. Сарыкамыш вошел в состав провинции Карс. Для памяти о русском периоде села наступили черные дни: могилы русских воинов уничтожили, православный храм обезглавили и превратили в мечеть.

Карсских беженцев судьба раскидала по всему миру. Боль за утрату малой Родины переполняла их сердцах всю жизнь. В годы Великая Отечественная война среди них были герои боев на Брянщине. Вот яркие примеры! В 1-й Клетнянской партизанской бригаде имени Чапаева воевал уроженец села Берна, славный сын армянского народа Корюн Рубенович Торосян, а Брянск, Почепский, Унечский, Мглинский и Красногорский районы, в составе 217-й стрелковой дивизии, освобождал уроженец поселка Гасанджан, Герой Советского Союза, славный сын курдского народа Саманд Алиевич Сиабандов.

Эпилог

Ныне городок Сарыкамыш известен в Турции как горнолыжный курорт. Его площадь небольшая всего 1732 км². Для сравнения, площадь Красной Горы 8400 км². В 2009 году мне удалось в нем побывать. Красивый и суровый край. Город расположен в котловине на высоте 2100 метров в окружение гор покрытых густыми сосновыми лесами. Лето здесь короткое, зимы суровые. Несмотря на давность лет в городе сохранились здания русского периода. Это вызывает душевное волнение. Местная воинская часть дислоцируется за колючим забором в бывших русских казармах, а рядом с вокзалом стоят полуразрушенные бывшие пристанционные армейские склады. Но это еще не все! Одной из главных достопримечательностей города является одноэтажное деревянно-каменное строение. Точных сведений о нем нет. Но турки его называют красиво: «Katerina Köşkü» («Особняк Екатерины»). Туристы из России в Сарыкамыше редкие гости. А вот посмотреть на особняк едут со всей Турции.

P.S. Возможно, сегодня в поселке Красная Гора живут родственники Евгения Петровича Бельченко. Если кто-то располагает о нем какой-либо информацией, пожалуйста, сообщите в Унечский краеведческий музей. А вдруг повезет?!

Александр Алоян, Член Союза журналистов России, военный историк, автор книги «Пароль «Арарат».

Видеоролик турецкого краеведа Эрдала Гюля состоит из серии старых фотографий Сарыкамыша. Его можно посмотреть в YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=55rH0D5nfdo

Письмо Евгению Бельченко представлено на 6 мин. 51 с.

Тем кто хочет больше узнать о русском Сарыкамыше и Сарыкамышской битве прочтите мемуары русского офицера Валентина Людвиговича Левицкого «На Кавказском фронте Первой мировой». Текст полностью выложен в Интернете. 

Дореволюционное фото западной части села Нижний Сарыкамыш. Слева видна церковь Михаила Архангела 156-го пехотного Елисаветпольского генерала князя Цицианова полка.

Просмотров: 283 | Добавил: unechamuzey | Дата: 21.12.2021 | Комментарии (0)

В 2021г. Брянский государственный краеведческий музей отмечает свой 100-летний юбилей.

Это уникальное научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение с интереснейшей историей и славными традициями.
Музей был создан в сложные для страны времена, прошел долгий путь в своем развитии, но никакие потрясения XX века не смогли прервать его путь. Музей сберег богатейшую историю города Брянска и спустя 100 лет стал учреждением культуры, широко известным не только в нашей области, но и далеко за её пределами.
Сегодня Брянский краеведческий музей является поистине сокровищницей исторического наследия края.
Торжественное мероприятие, посвященное этому знаменательному для всей научной и культурной общественности области событию, прошло в областном центре 16 декабря.
Поздравить музей с юбилеем собрались руководители области и города Брянска, учреждений культуры и организаций-партнеров, музейщики и библиотекари, художники и поисковики.
В торжествах приняла участие и директор Унечского краеведческого музея Голик Н.А., которая 23 года отработала в Брянском краеведческом музее, будучи заведующей его Унечским филиалом.
#БГКМ #Культура32 #КультураРФ #100летБГКМ #УнечскийМузей #юбилей

Просмотров: 249 | Добавил: unechamuzey | Дата: 17.12.2021 | Комментарии (0)