Главная » Архив материалов
« 1 2 ... 60 61 62 63 64 ... 162 163 »

Наша страна всегда была сильна многонациональным разнообразием культур и традиций народов, ее населяющих.

Мы хотим рассказать вам сегодня об истории и традициях народной кухни Унечского района.

В том, что мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада многих поколений наших предков. Но мы частенько не знаем наших исконных блюд и совсем не гордимся русской народной кухней.

Вам что-нибудь говорят такие слова, как ботвинья, сбитень, кулага, кулеш, варенина, драчёна, краснодёр? Скорее всего, нет. А это названия блюд, которые готовили и с удовольствием ели наши далекие и не очень предки.

Конечно, идут годы, меняются поколения, появляются новые продукты, но знать кулинарные традиции своего народа своей местности важно и интересно!

Близость Унечской земли к Белоруссии и Украине наложила отпечаток на нашу традиционную культуру. У нас переплелись традиции всех трех славянских народов.

Итак, что же ели наши предки?

Главный продукт в рационе наших земляков – хлеб. Летом к нему добавлялись свежие овощи, зимой – квашеная капуста и свекла.

Мясо не всегда бывало на столе у местных жителей. К большим праздникам, таким как Рождество и Пасха, резали овец и свиней. В остальное время из мясной пищи употребляли чаще всего свиное сало, и то больше как приправу, иногда домашнюю птицу.

Большим подспорьем для крестьян был картофель, но к нему местный народ привык не сразу.

Что сеяли из зерновых в наших краях? Рожь, пшеница, ячмень, гречиха, овес – самые распространенные зерновые культуры. К ним можно добавить просо, лен, горох, чечевицу, фасоль, бобы, кукурузу (ее называли турецкой пшеницей).

У крестьян были огороды, где они сажали свеклу, морковь, капусту, репу, редьку, тыкву, огурцы, лук и чеснок.

Были сады с плодовыми деревьями и кустарникам, в лесу собирали грибы и ягоды, и все это употреблялось в пищу и заготавливалось впрок. На подворье, в своих хозяйствах, жители разводили уток, гусей, кур, держали коров, овец, свиней. Из всего этого готовились разные блюда.

Покупных продуктов в деревне практически не было, пища отличалась простотой приготовления, ведь хозяйка была занята домашними делами (уход за скотом, работа в поле, ткачество), и готовить разносолы у нее не было времени. Наши предки ели, в основном, щи из капусты и суп картофельный. Пироги пекли по большим праздникам, да и блинами не так часто лакомились. Первые блюда называли «варево». В праздничные дни «варево» было с мясом, еще и каша на молоке, а уж самое желанное блюдо на праздник – это жареная картошка с мясом. Еще варили студень из ног, хвостов и потрохов.

Редко на столе у крестьян появлялся и пшеничный хлеб, чаще всего, это был ржаной и «житный» (из ячменя). Из напитков – колодезная вода и квас.

Режим питания крестьян зависел от времени года и достатка семьи. Жители нашего края питались три раза: завтрак («снедання»), обед, ужин («вечеря»).

На завтрак – картофельный суп или толчёнка (пюре), жарили драники, кулеш.

На обед – борщ, суп, пшенная или ячменная каша, галушки из картошки, кулага (такая каша). Мог быть перекус перед ужином – хлеб, лук, огурец, сало.

На ужин – молочный суп, печеный картофель с луком или кулеш.

Большинство дней в году, до 216 и более, были постными, крестьяне посты соблюдали строго.

Приготовлением пищи занимались женщины (хозяйка, невестка). Нужно было встать до рассвета, затопить печь и приготовить еду для всех, в том числе и для скота, вставать приходилось в 3-4 часа утра.

Обедали и ужинали в строго заведенное время. Семья собиралась за столом, где у каждого было свое место. Хозяин садился первым, крестился, творил молитву, и все приступали к еде.

Жидкие горячие блюда ставили на стол в общей миске или чугунке. Черпали по очереди, хозяин следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других. Гущу или мясо из супа можно было зачерпнуть только после того, как это сделал глава семейства. Нельзя было зачерпнуть суп, не откусив хлеба, нельзя одной ложкой брать два куска мяса.

Мясо, сало, рыбу, блины и оладьи брали руками, вилок тогда не было, персональных тарелок тоже.

Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой по дну посуды, ронять крошки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться.

Хлеба, главного продукта питания, у большинства крестьян не хватало на весь год, у многих хлеб кончался весной, а у некоторых и в середине зимы. В тесто тогда добавляли сырой или вареный картофель, овес, гречиху. По умению печь хлеб определяли, хороша ли хозяйка. Пекли и пироги.

Наши предки верили в святость хлеба. Они считали, что человек, уронив кусок хлеба, должен был поднять его и поцеловать. Согласно другому поверью, если человек выбрасывает хлеб, то он выбрасывает из дома благополучие и достаток.

Хлеб сопровождал человека всегда: с караваем встречали почетных гостей, ходили свататься, женились, хлеб несли и на погребение.

По вкусу хлеб в те времена был очень кислым, пекли его на дрожжах или старом тесте. Очень популярны в наших краях были каши и разные мучные изделия: оладьи, блины, кулеши, бабки и многое другое.

Праздничная пища крестьян отличалась от обычной, будничной, разнообразием блюд, количеством мяса, яиц и масла на столе. Еще на праздники готовили обрядовые блюда: бабкину кашу на крещение, на свадьбу – каравай, на поминки – кутью. Крестильную кашу готовят и в наши дни, блины пекут, поминая умерших родственников.

Невидимыми нитями традиции и уклад наших предков протянулись и в нашу современную жизнь, многие рецепты и даже вкусовые пристрастия передаются из поколения в поколение, обогащая нас и не давая забыть о своих истоках, своих корнях.

И стоит иногда хотя бы из любопытства попробовать приготовить ботвинью, чучики или кулеш и ощутить историю родного края на вкус.


 

Просмотров: 172 | Добавил: unechamuzey | Дата: 04.11.2021 | Комментарии (0)

В продолжение праздничной программы предлагаем вашему вниманию виртуальный вернисаж выставки фотографий членов ассоциации унечских художников "Родники" "Персональная реальность".
Куратор проекта Михаил Абаринов кратко расскажет: о чем выставка, для кого она будет интересна, почему ее нужно обязательно посетить.


Выставка экспонируется в выставочном зале Унечского краеведческого музея. Познакомиться с ней вы сможете, когда закончатся вынужденные выходные. Ждем Вас!

#МыВместе #МыЕдины #РоссияОбъединяет #НочьИскусств #УнечскийМузей #ДеньНародногоЕдинства

Просмотров: 286 | Добавил: unechamuzey | Дата: 04.11.2021 | Комментарии (0)

Продолжаем наш информационный журнал. И наша следующая рубрика - «Интересные факты из мира художественной культуры»

Возможно, чего-то из этого вы и не знали. Загляните в топик, надеюсь читать будет интересно и неутомительно.

Факт №1 Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Царевича Ивана И.Репин писал с Всеволода Гаршина (с детства был нервного и впечатлительного). Во время войны с турками Гаршин пошел служить в армию добровольцем,а после ранения занялся литературной деятельностью. Все мы помним его сказку «Лягушка путешественница». Репин считал, что лучшего кандидата на роль убиенного Ивана ему не найти: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть ». Вскоре, после окончания работы над полотном и всеобщего признания Гаршин покончил с собой - спрыгнул с пятого этажа в пролет лестницы…
Факт №2 Картина «Девочка в маковом венке».

На картине О.Кипренского «Девочка в маковом венке» («Мариучча») изображена десятилетняя Анна-Мария Фалькуччи, дочка натурщицы с которой художник часто работал. Девочка часто приходила с матерью и художник сильно привязался к ней. У Анны-Марии было слабое здоровье, росла она в крайней бедности. После смерти её матери, художник взялся опекать девочку, устроил её в школу при монастыре, где девочка выросла, получив прекрасное образование. Через много лет Кипренский вернулся в Италию, принял католичество и тайно обвенчался с Мариуччей. Но прожили вместе они недолго. Через четыре месяца после венчания Орест Кипренский умер, а еще через несколько месяцев Мариучча родила дочь - Клотильду Кипренскую, чей след, к сожалению, безнадежно затерялся…
Факт №3 Картина «Офелия».

Для своей картины «Офелия» Джон Миллес уговорил позировать лежа в ванне Элизабет Сиддал, возлюбленную другого художника – Росетти. В мастерской было очень холодно, поэтому вода в ванне подогревалась с помощью свечей, стоящих под ее днищем. Элизабет приходилось лежать в воде часами. Вода быстро остывала и к концу сессии становилась ледяной. Девушка от переохлаждения заболела воспалением легких, из-за чего позже у нее развился туберкулез, начались сильнейшие боли. От страданий она спасалась только опием, от его передозировки она и умерла в 32 года.
Факт №4 Картина «Черный квадрат».

«Черный квадрат» был впервые показан на футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Холст висел в «красном углу» - под потолком, там, где в русских домах обычно вешали иконы. Шла Первая мировая война и многие увидели в «Квадрате» зловещий символ будущей катастрофы. Сначала Малевич и сам не знал, как относиться к своему «произведению». Когда ему рассказали о значении квадрата в буддизме (символ бесконечности), он лишь широко раскрыл глаза. И тут началась интенсивная накачка квадрата символическим подтекстом…
А потом даже похороны художника были превращены в фарс - тело художника с раскинутыми руками везли на платформе грузовика в гробу в виде креста, на капоте в качестве траурного знака был укреплен «Черный квадрат».

Факт №5 Фреска «Тайная вечеря».

Возможно это легенда, но когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец, ему удалось найти образ Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Пока однажды он не наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он еще пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Факт №6 Картина «Осенний день».
Талантливый художник не обязательно талантлив во всем. У Левитана, к примеру, получались великолепные пейзажи, а с изображением людей приходилось нелегко. Вот художник Николай Чехов и помог другу – нарисовал на его «Осеннем дне» даму в черном.
Факт №7 Картина «Утро в сосновом бору».
 Мишки на знаменитой картине Шишкина принадлежат не кисти автора, а художнику К. Савицкому – другу художника, впоследствии бывшему. После выхода в свет, картина произвела фурор. Третьяковская галерея приобрела её у Шишкина за 4 тысячи рублей. Узнав о столь внушительной сумме, Савицкий, у которого было семеро по лавкам, явился к Шишкину за своей долей. Автор предложил тому тысячу рублей. Савицкий не на шутку обиделся. Самолюбие художника было задето - как так, его работу оценили в четверть от стоимости картины! Савицкий даже заявил в сердцах, что главное в картине - медведи, которых он и придумал, и воплотил на холсте, а Шишкин лишь нарисовал фон.
Теперь уже обиделся сам автор, считавший картину и без медведей вполне самостоятельным произведением. И кроме того, эскизы медвежьей семьи Шишкин нарисовал сам. Чем дело закончилось доподлинно не известно, но больше совместных картин друзья не писали.
Факт №8. Картина «Avida Dollars»
Сальвадор Дали создал логотип Чупа Чупс.
А прозвищем его было «Avida Dollars», что в переводе означает «страстно любящий доллары».


 

 
Просмотров: 172 | Добавил: unechamuzey | Дата: 04.11.2021 | Комментарии (0)

Ночь искусств - 2021". "UnMusQuiz".
"Ночь искусств"- это не только яркое культурное событие, но и площадка для интеллектуального развития. Предлагаем вашему вниманию "UnMusQuiz#3" - квиз-игру для любителей каверзных вопросов, людей думающих и интересующихся. Сегодня девиз игры - "Искусство объединяет! " Всё вопросы будут связаны с разными видами искусства: литературой, живописью, кино, музыкой... Собирайте свою команду и играйте вместе с нами! Удачи и приятных впечатлений! https://www.youtube.com/watch?v=qEDJeedNO6s
#УнечскийМузей #НочьИскусств #МыВместе #РоссияОбъединяет #ДеньНародногоЕдинства #UnMusQuiz #КвизИгра

Просмотров: 171 | Добавил: unechamuzey | Дата: 04.11.2021 | Комментарии (0)

Ежегодно в начале ноября во всех учреждениях культуры нашего государства проводится Всероссийская акция “Ночь искусств», присоединиться к которой желает каждый! В этот раз она совпадает с празднованием Дня народного единства и проводится 4 ноября. Традиционно акция проходит под девизом «Искусство объединяет». На этот раз музеи и театры, выставочные и концертные залы, библиотеки и культурные клубы проведут тематические мероприятия в онлайн-формате.

Унечский краеведческий музей подготовил для своих виртуальных посетителей интересную программу, которая без сомнения заинтересует любого зрителя.

И так, мы открываем «Ночь искусств - 2021»!!!

Виртуальный журнал «Интересные факты из мира культуры разных народов».

Культура народов России одна из самых многообразных в мире. На ее территории проживает более 190 народов, каждый из которых по отдельности обладает своей неповторимостью, и чем больше численность, тем заметнее вклад этого народа в культуру целой страны.

В нашей подборке - самые необычные, забавные и пугающие традиции. Сложно поверить, что настолько необычные верования все еще практикуются на территории нашей страны. 

 1.Купание младенцев в соленой воде у народов Северного Кавказа.

У ногайцев и карагашей первые сорок дней после рожденя считались важным этапом в жизни человека. Чтобы младенец скорее стал крепче и сильнее, нужно каждый день купать его в подсоленной воде. По древнему поверью, это помогает телу ребенка «затвердеть». У народов Северного Кавказа было даже особое название для младенца, которому больше сорока дней — «из сорока вышедший ребенок». Кроме купания, важно обязательно дать имя новорожденному, одеть его в рубашку, со специальным ритуалом уложить в колыбель, а также сбрить утробные волосы.

2.Свадебные гуляния кубанских казаков.

У кубанских казаков принято пышно праздновать свадьбу и устраивать гуляния на три дня. Одна из забавных традиций этого праздника - переодевание друзей молодоженов в «ряженых». 

Из числа гостей выбирают самых веселых и задорных - парень переодевается в девушку, а девушка - в парня, и они изображают жениха с невестой. В таком виде молодежь едет в центр города или села, посещает достопримечательности, заходит на рынок, чтобы купить подарки родителям новобрачных. 

Затем «молодожены» возвращаются к родителям, одаривают их подарками, сажают в украшенную тележку и катают по улицам. Где-нибудь в середине путешествия тележка обязательно переворачивается, чтобы гостям было смешнее.

  3.Ритуалы строительства у пермских народов

У традиционных народов Пермской области - удмуртов, коми-зырян, коми-пермяков — строительство нового дома было окружено циклом ритуалов, начиная с выбора места для постройки. 

Место для будущего жилища многие народы этого региона доверяли выбрать только колдуну. Коми-зыряне же наловчились выбирать место для дома самостоятельно — с помощью муравьев. Последних вместе с мусором из муравейника помещали в коробочку из бересты и оставляли на всю ночь на предполагаемом месте будущего дома. 

Считалось, что на пригодной для строительства земле муравьи оставались в коробочке и приносили в нее веточки и палочки. Если муравьи покидали коробку и уносили с собой весь мусор, место признавали непригодным для жительства.

 4.«Веселение» покойника у северных народов России.

У вепсов, живущих на территории Карелии, и многих других коренных северных народов, существовала необычная традиция «веселения покойника». Похороны у этих народов можно было легко спутать с праздником: люди наряжались в свои лучшие одежды, пели веселые песни и танцевали. В давние времена считалось, что такой обряд погребения полагается тем, кто умер в молодом возрасте, не успел вступить в брак и «отгулять свое» при жизни. 

 5.Проводы весны в Воронежской области

Карнавальное шествие в следующее воскресенье после православного праздника Троицы, устраивают до настоящего времени в с. Оськино Воронежской области. Фигуру коня-русалки, сделанную из жердей и конопляного волокна и украшенную разноцветными лентами, участники шествия проводят по улицам и собирают подаяние со всех дворов, прохожих и проезжающих машин. 

Ряженый конь-русалка символизирует окончание весны и наступление лета, а подарки нужны, чтобы его задобрить и обеспечить благополучие и хороший урожай. Во время шествия поют традиционные народные песни, а в конце праздника русалку выводят за пределы села и разбирают, после этого жители собираются на праздничную трапезу.

6.Ритуал для укрепления здоровья младенцев у славян

В русских сказках часто встречается сюжет, где Баба Яга собирается посадить в печь Иванушку. А у многих славянских народов действительно существовал обычай «допекания» или «перепекания» младенцев - обычно тех, кто родился раньше срока или был слабым и болезненным. Считалось, что причина слабого здоровья может быть в том, что ребенок «недозрел» в утробе матери. Поэтому знахарка обмазывала младенца тестом с головы до ног и со специальными приговорами сажала его в печь - разумеется, уже не горячую, а еле-еле теплую. После такого ритуала новорожденный должен был стать бодрее и здоровее.

Просмотров: 391 | Добавил: unechamuzey | Дата: 04.11.2021 | Комментарии (0)

 

Просмотров: 132 | Добавил: unechamuzey | Дата: 04.11.2021 | Комментарии (0)

                           4 ноября 1612 года наши предки отстояли свою независимость.                            И сегодня это событие мы отмечаем праздником.

От всей души поздравляем вас с Днем народного единства!

Знайте и помните историю России! Любите Родину, как любили и ценили ее наши предки! Желаем Вам удачи во всём, успехов в трудовой деятельности, крепкого здоровья, мира!

С праздником!

 

Просмотров: 204 | Добавил: unechamuzey | Дата: 04.11.2021 | Комментарии (0)

Как мы уже ранее писали,  в течение нескольких месяцев на  территории нашего региона автономной некоммерческой организацией «Брянский центр казачьей культуры»  при финансовой поддержке Российского фонда культуры реализовывался интереснейший проект «Традиционный народный костюм Брянской области конца ХIX-начала ХХ веков».

Описать сходство и различия одежды разных районов, показать разнообразие и красоту брянского костюма, интересно рассказать о нем широкой аудитории, особенно молодежи – такие цели ставили перед собой участники проекта. И этих целей они достигли. Это доказала презентация результатов уникального этнографического проекта «Потоканка. Лоскутное одеяло памяти», которая  прошла в преддверии Дня народного единства во Дворце культуры БМЗ Брянского областного методического центра «Народное творчество».

Талантливейшая команда проекта представила на суд зрителей все 9 видеороликов, объединенные общей концепцией, сквозной линией через которую проходят философские размышления о крестьянской жизни.

Представляем вашему вниманию 6 часть проекта, в которой представлен традиционный костюм сел нынешнего Унечского района.

Напоминаем, что съемки прошли в деревне Буда Вовницкая и селе Старое Задубенье.

Комплекты женских костюмов - праздничного и будничного, а также некоторые предметы крестьянского быта для съемочной группы были предоставлены Унечским краеведческим музеем. Директором музея Голик Н.А. был подготовлен также научно-исследовательский материал, посвященный унечскому традиционному костюму для озвучки видеоролика и публикации материала в сборнике проекта.

https://vk.com/ntvorchestvo?w=wall-76532335_2437

Просмотров: 205 | Добавил: unechamuzey | Дата: 02.11.2021 | Комментарии (0)

 

Просмотров: 141 | Добавил: unechamuzey | Дата: 02.11.2021 | Комментарии (0)

29 октября в Брянском областном методическом центре «Народное творчество» состоялось подведение итогов смотра-конкурса «Живая старина».

На протяжении всего года участники проекта «Живая старина» (районные музеи, дома культуры, этнографические комнаты и школьные музеи нашей области) собирали материалы об особенностях культуры, традиций своей местности. Весь собранный материал участники представляли в виде интерактивного проекта, который должны были защитить перед принимающей стороной – методистами центра. По результатам конкурса научный сотрудник Унечского краеведческого музея Каленькина Светлана Владимировна была награждена Дипломом 1 степени.

Итог данного проекта – масштабная областная выставка с одноименным названием, на которой собраны уникальные предметы этнографии из всех уголков нашей Брянщины. Каждый из них самобытный, передающий особенности быта и культуры каждого района. Из Унечи на выставке представлены 15 экспонатов Унечского музея.

Просмотров: 229 | Добавил: unechamuzey | Дата: 30.10.2021 | Комментарии (0)