Главная » Архив материалов
« 1 2 ... 61 62 63 64 65 ... 165 166 »

25 ноября в Брянской областной научной универсальной библиотеке им. Ф.И. Тютчева прошла краеведческая научно-практическая конференция «VIII Тихановские чтения». В ней приняли участие историки, краеведы, музейные, архивные и библиотечные работники, педагоги, представители СМИ.
Участие было возможно в двух форматах: "вживую" и в режиме онлайн на платформе ZOOM.  
Директор Унечского краеведческого музея Голик Наталья Александровна выступила с сообщением "Юрий Яковлевич Киршин. Страницы жизни", которое было посвящено нашему известному земляку , генералу-майору в отставке, доктору философских наук, профессору, ученому и писателю. Выступление сопровождалось слайдами с фото из личного архива юбиляра.

Просмотров: 216 | Добавил: unechamuzey | Дата: 26.11.2021 | Комментарии (0)

24 ноября Унечский краеведческий музей провел обзорную экскурсию для воспитанников старшей группы д/с «Рябинушка» (воспитатель Прудникова Л.В.). Для ребят это было первое знакомство с музеем.

Экспозиция музея произвела на них неизгладимое впечатление. Это и диорама о жизни древнего человека, где можно было увидеть каменный топор и копье с каменным наконечником, и макет древнерусского города, и кольчуга русского воина.

В разделе «Старинный крестьянский быт» воспитанники познакомились с рубелем и скалкой, узнали, как ими пользовались, подержали в руках угольный утюг и деревянное веретено сельской мастерицы, рассмотрели самовары и сбитенники.

Не оторвать их было от макета ст. Унеча и коллекции старинных паровозов. А потом еще была артиллерийская пушка, авиационная бомба времен Великой Отечественной войны, столетний чугунный колокол, висевший когда-то на здании вокзала. Под его удары ребята перешли в зал природы, где мир животных и птиц окончательно их покорил.

Довольные и уставшие от впечатлений, ребята обещали приходить в музей почаще. Для них будет разработана специальная программа и сотрудничество с группой продолжится.

Просмотров: 140 | Добавил: unechamuzey | Дата: 25.11.2021 | Комментарии (0)

18 и 19 ноября для учащихся 4–х классов школы №3 (рук. Гуенкова Н.П. и Козлова Т.М.) Унечским музеем были проведены лекции "Святые источники Брянщины" из цикла занятий «Час православной культуры».

На занятии учащиеся познакомились с наиболее известными родниками и святыми источниками Брянского края, узнали легенды и предания, связанные с их появлением, а также с их целебными свойствами. Рассказ музейного педагога сопровождался видеопрезентацией, что позволяло ребятам иметь более полное представление о святынях нашего края.

В ходе занятия все делились собственными впечатлениями от посещения таких источников. Находя теперь удивительным, что многое задуманное уже исполнилось, не оставалось сомнений – это все сила целебных, чудодейственных источников!

Просмотров: 214 | Добавил: unechamuzey | Дата: 19.11.2021 | Комментарии (0)

19 ноября в рамках музейно-педагогической программы для ребят старшей группы детского сада «Звездочка» (воспитатель Мондраева Л.С.) была проведена экскурсия «Здравствуй, музей!». Воспитанники детского сада обзорно познакомились с основной экспозицией всех залов музея, послушали рассказ о самых интересных экспонатах и событиях истории края.

В дальнейшем ребят ждут увлекательные интерактивные занятия и беседы, которые запланированы по музейной программе на этот учебный год.

Просмотров: 169 | Добавил: unechamuzey | Дата: 19.11.2021 | Комментарии (0)

18 ноября Унечский музей принимал у себя маленьких посетителей из средней группы д/с «Рябинушка» (воспитатель Косюкова Н.П.). Для малышей было проведено интерактивное занятие «В лес по загадки». Для ребят это было первое посещение музея. Им было все интересно, экспозиция зала «Природа» привела их в восторг. Для своих 4-5 лет дет неплохо ориентировались в растениях, животных, временах года. С уверенностью маленькие посетители узнавали обитателей наших лесов, животных и птиц, отгадывали загадки про грибы и ягоды. Любимым героем экспозиции для них стал бобр, они узнали про бобровые хатки, про строительство плотин и другие факты из жизни бобра.

Первое посещение музея для воспитанников детского сада стало успешным и продуктивным. Растут будущие добрые друзья музея. С воспитателем была составлена музейно-педагогическая программа сотрудничества на 2021-2022 учебный год.

Просмотров: 186 | Добавил: unechamuzey | Дата: 18.11.2021 | Комментарии (0)

Ноябрь… Пролетела осень, осыпав нас ворохами золотисто-жёлтых и багрово-красных листьев. И вот мы уже ждём зиму... Скучаем по белым пушистым сугробам, по тихо падающему снегу и хрустящему морозу.  Пришло время утепляться, ведь впереди нас ждет зимушка-зима.

Предлагаем вам краткую историю традиционной зимней обуви наших предков – валенок. Как только не называют обувь из овечьей шерсти в России - валены, катанки, самокатки, чесанки, валенухи, валежки.

На Руси валенки стали популярны в 8 веке. Их носили не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки тогда были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой.

Более привычны нам облик валенки приобрели в 17-18 веках. Голенище валяли отдельно, а затем пришивали к коротким чуням или пимам — так называли в Сибири короткие шерстяные ботиночки. Цельную обувь научились мастерить в Семеновском уезде Нижегородской губернии в 18 веке.

Изготовленные вручную валенки были достаточно дорогой обувью. Они считались предметом роскоши и в крестьянских семьях их носили «в очередь», давали в приданное невестам и даже передавали по наследству из поколения в поколение.

Очень любили валенки и представители высших сословий. Так Петр I требовал зимой после бани и купания в проруби «щи да валенки», Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги, а императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.

Для изготовления валенок берут овечью шерсть, чистят, расчесывают - протягивают через специальные гребенки. После чего шерсть выкладывают и начинают катать – отсюда и название «катанки». Выкройку будущего валенка оборачивают шерстью и катают– это называется «сухой этап». После этого валенок отпаривается и стирается в горячей воде, волоски скрепляются, валенок уменьшается в 3–4 раза, становится плотнее. Для валяния валенок использовали различные инструменты: рубель, раскатка, деревянная колодка, деревянная колотушка и другие. Это очень трудоемкий процесс, поэтому валянием валенок занимались в основном мужчины.

Лишь в конце 19 века в России появились первые валяльно-катальные фабрики, и обувь стала более популярной и доступной. В 1900 году на сапоговаляльных фабриках России было произведено 1,4 млн. пар валенок на сумму 2,1 млн. рублей. В 1900 году пара валенок стоила 1,5 рубля, в 1912 году – 2 рубля, в конце 1916 года спекулятивная цена доходила до 12–18 рублей за пару.

Валенки стали известны всей Европе. Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции — в 1919 году в Париже.

В годы Великой Отечественной войны валенки спасали наших солдат от лютых русских морозов. Для фронта было изготовлено около 100 миллионов пар валенок. Немцы считали валенки лучшим трофеем и готовы были обменять их на любую ценность, даже на золотые часы. Партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

С легкой руки Вячеслава Зайцева традиционная обувь прочно закрепились на модных подиумах. Впервые к своей коллекции он добавил их еще в 1963 году, когда руководил экспериментальной группой швейной фабрики Мособлсовнархоза.

После этого обувь еще не раз появлялась на модных подиумах. Дефиле в валенках устраивали российские спортсмены на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года и студенты на универсиаде в Китае в 2009 году.

В России открыты четыре музея валенок: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово. Здесь есть и офицерские валенки бурки, которые носили сто лет назад военные милиционеры, и солдатские валенки времен Великой Отечественной войны. На валенках карельских партизан расположены специальные крючки для лыж, а на гусарской теплой обуви из музея Мышкина — шпоры.

В нашем музее хранится небольшая коллекция валенок, переданных нам в дар Тимощенко В.М. Это не просто валенки, а произведение искусства - с вышивкой, с росписью.

А есть у нас волшебный валенок, опустив руку в который вы получите предсказание на следующий год.  

Даже в нашем небольшом Унечском районе есть памятник русскому валенку. Он был открыт летом 2018 года на территории этнокомплекса «Брянское подворье» в с. Белогорщь.

Сегодня эта русская обувь будто обретает второе дыхание, и снова входит в моду. Выполненные по традиционным технологиям, украшенные рисунками и бисером, валенки можно встретить на ножках российских модниц.

А согласно древней русской традиции, в каждом доме должна быть хоть одна пара валенок, пусть даже сувенирных. Чтобы жизнь была счастливой, а дом полной чашей, в один необходимо положить монетку, а в другой конфетку.

Просмотров: 354 | Добавил: unechamuzey | Дата: 14.11.2021 | Комментарии (0)

Уважаемые посетители нашего музея!
С 15 ноября 2021 года доступ в музей будет осуществляться при условии наличия QR кода, сертификата, либо справки о вакцинации,о перенесённой коронавирусной инфекции, либо отрицательного ПЦР-теста (за исключением лиц, не достигших 18-летнего возраста)

https://museum-unecha.ucoz.net/index/uslugi/0-24

 

Просмотров: 304 | Добавил: unechamuzey | Дата: 13.11.2021 | Комментарии (0)

Неделю назад, 7 ноября в России отмечался День Октябрьской революции 1917 года. Раньше это был большой праздник, проходивший с праздничными демонстрациями на площадях городов. Даже в ноябре 1941 года, когда гитлеровские войска были на подступах к столице нашей Родины, было решено провести торжественный парад.

Сейчас, в память о нем 7 ноября, утратившее статус государственного праздника в новой России, уже четверть века почитается Днем воинской славы.

Предлагаем вашему вниманию материалы из статьи, опубликованной в журнале «Родина» №11 за 2021 г.

"Двенадцать парадов 1941 года"

80 лет назад, в тяжелейшие осенние месяцы 1941 года, руководство страны приняло на первый взгляд отчаянное решение: с размахом отпраздновать 24-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Беспрецедентным стал военный парад на Красной площади, с которого бойцы отправлялись прямо на фронт, пролегавший в 100 километрах западнее Москвы.

В тени легендарного московского парада остались еще одиннадцать. И сотни гражданских демонстраций, прошедших в тот день по всей стране. Их цель была понятна всем: показать противникам и союзникам, что ресурсы Советского Союза неисчерпаемы, а вера в победу несокрушима. Планирование и организация торжественных мероприятий проходили в условиях строжайшей секретности.

Из доклада-справки, составленной комендантом Москвы генерал-майором К.Р. Синиловым, рассекреченной в прошлом году архивом Минобороны, следует, что столичный парад в целях конспирации обозначался в документах как "операция войск московского гарнизона". Практически все распоряжения давались устно, поэтому об этой "операции", как и о парадах рангом ниже, сохранилось не так много документов. По воспоминаниям участников, военнослужащие подразделений, стянутых с фронта на репетицию парада, до последнего не предполагали, что им 7 ноября предстоит торжественным маршем пройти по главной площади страны; командиры частей узнали об этом поздно вечером накануне праздника.

Во многом такая секретность была вызвана опасениями, что ситуация на фронте в последний момент не позволит провести парад в Москве. Поэтому в Куйбышеве готовился "запасной": в случае налета немецкой авиации, трансляцию празднования предполагалось вести из временной столицы, куда были стянуты значительные резервы и где в тот момент находились учреждения советского правительства, в том числе Наркомат обороны, иностранные посольства и дипмиссии, а также редакции центральных газет. В конце концов московский парад решено был начать в 8:00, на два часа раньше куйбышевского - не в последнюю очередь для того, чтобы в непредвиденной ситуации в радиоэфир можно было пустить трансляцию парада-дублера.

Но парад в Москве все-таки состоялся и в 8.10 весь мир услышал историческую речь Сталина:

"... Товарищи! В тяжёлых условиях приходится праздновать сегодня 24-ю годовщину Октябрьской революции. Вероломное нападение немецких разбойников и навязанная нам война создали угрозу для нашей страны. Мы потеряли временно ряд областей, враг очутился у ворот Ленинграда и Москвы. Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался...".

Мимо Мавзолея проследовали 28,5 тысячи военнослужащих, конница, боевая техника, чтобы через несколько часов оказаться на передовой. Разыгравшаяся пурга не дала подняться в небо над Кремлем советской авиации, но защитила древнюю столицу от налетов противника. Речь Верховного главнокомандующего доносилась из репродукторов несколько часов кряду, предваряя каждое торжественное мероприятие, проходившее в стране.

 

Два часа спустя представитель Ставки Верховного Главнокомандования по формированию войск маршал К. Е. Ворошилов на боевом коне объехал войска, выстроившиеся на центральной площади Куйбышева, поднялся на трибуну и обратился к присутствующим с речью.

 

В обстановке строжайшей секретности готовился парад и в прифронтовом Воронеже - вермахт остановился в 200 км от города. И 7 ноября в 11 утра парад прошел на площади 20-летия Октября перед строем войск.

Известия о парадах под руководством высших военачальников несколько дней не покидали передовиц центральных газет. Речи Сталина, Ворошилова и Тимошенко были напечатаны без купюр, страницы пестрели фотографиями танковых колонн и марширующих бойцов. Но кроме этих трех парадов "высшего уровня" 7 ноября прошли девять военных парадов. К сожалению, все они совершенно забыты сегодня.

В Иваново, Свердловске (Екатеринбург), Барнауле, Тбилиси, Ереване, Сталинабаде (Душанбе), Ташкенте, Алма-Ате и Фрунзе (Бишкек) по главным площадям промаршировали военнослужащие гарнизонов, курсанты, вооруженные отряды всевобуча, бойцы санитарных дружин, а за ними шествовали десятки тысяч демонстрантов. А гражданские демонстрации прошли в этот день едва ли не в каждом крупном городе, более-менее отдаленном от линии фронта. Не только героические защитники Москвы, но миллионы людей по всей стране, вышедшие на улицы под праздничными лозунгами, ковали в этот день веру в Победу.

 

Полную статью вы можете прочесть перейдя по ссылке: https://rg.ru/2021/11/07/dvenadcat-paradov-1941-goda-kak-gotovilis-otmechat-7-noiabria-v-moskve-i-drugih-gorodah-sssr.html 

 

Просмотров: 205 | Добавил: unechamuzey | Дата: 13.11.2021 | Комментарии (0)

Сегодня люди совсем не пишут письма друг другу. Нет, не электронные и не «эсэмэски», а обычные бумажные письма в конверте. Они в наше время доживают свои последние дни, безвозвратно уходят в прошлое. Еще лет 30 назад в каждый дом на праздники приходили открытки, письма с поздравлениями и обычные письма от родных и близких. А сегодня фраза «Танцуй, тебе письмо!» - вызовет у современного человека недоумение.

Чтобы возродить традицию писать письма и был придуман День бумажного письма. Письма на протяжении веков были для людей единственным средством связи. В древности письма писали на камне, на глиняных черепках, на пергаменте и восковых табличках, мы знаем новгородские берестяные послания: «От Гостяты к Васильви» - сразу обозначен и автор, и адресат. Это, кстати, образец первого частного письма Древней Руси. Первые письма отправлялись только в военных целях помощью пеших и конных гонцов, мы бы сейчас назвали их курьерами.

Первую регулярную почту создал в Древнем Риме Юлий Цезарь. Была организована доставка с помощью крупных и мелких почтовых станций. Дальнейшему развитию почты способствовали монахи, носители просвещения и грамоты в Средние века. Они вели между собой активную переписку, доставляла которую монастырская почта при помощи странствующих монахов. Позднее появились другие виды переписки – коммерческая, в том числе купеческая. Возникла городская почта, когда письма горожан забирали в определенное время и за небольшую плату. И только в 16-17 веках во Франции, Англии, Швеции возникли настоящие почтовые учреждения. Они были и государственными, и частными. Прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно письма стали доступными и любимым средством связи.

Люди к письмам относились серьезно, сначала писали черновик, а потом переписывали набело. Правила написания писем изучались в школах. Письма называли особым жанром литературы – эпистолярным.

Стоимость письма в прошлом зависела от его веса, поэтому люди экономили на бумаге. Очень часто написав письмо, человек поворачивал лист на 90ᵒ и продолжал писать поперек текста.

Перед отправкой письмо тщательно запечатывали. Но желающие читать чужие письма всегда находились. Этим грешили, например, Александр Македонский, Наполеон.

С адресами на письмах тоже очень долг были большие проблемы. Письма «на деревню дедушке» встречались сплошь и рядом. Вот пример такого адреса: «Отдати си грамотку на Москве на Новгородском подворье Сафеского дому стряпчему Богдану Неёлову, а ему пожаловать отдать не задержав и не по рукам Федоту Тихановичу».

Приведем несколько интересных фактов, связанных с письмами. Например, самое большое количество писем в современном мире получает Папа римский – несколько тысяч каждую неделю. Вторым по количству получаемых писем является…Дед Мороз!

Самое известное письмо – это отчет Колумба королеве Испании о своих открытиях. В 1992 г. это письмо было переведено на 500 языков мира – в честь 500-летия открытия Америки.

Особый интерес – письма с фронта, знаменитые солдатские треугольники, появившиеся в 1941 году из-за нехватки бумаги. В годы Великой Отечественной войны с фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллиона писем.

Ну и самое длинное письмо написал англичанин Элан Форман своей жене. В письме было целых 1 402 344 слова. Это было признание в любви.

Бумажные письма – это кладезь информации для историков о прошлом, ведь многие факты из жизни людей можно узнать только из их переписки. Хочется надеяться, что история бумажного письма все-таки не закончится, и люди будут помнить ощущение радости и счастья, которое появляется, когда держишь в руках долгожданный конверт.

 

Просмотров: 229 | Добавил: unechamuzey | Дата: 13.11.2021 | Комментарии (0)

Предлагаем вашему вниманию 3-ю часть юбилейного интервью доктора философских наук, профессора, члена Президиума Академии военных наук,  генерала-майора в отставке Юрия Яковлевича Киршина Заслуженному работнику культуры РФ, директору Унечского краеведческого музея Голик Н.А., в котором раскрываются базовые тезисы его книг и статей –  плоды многолетней работы по темам, волнующим его в последние годы.

       Часть 3. «Космополитизм»

- Что же такое космополитизм?

         Космополитизм — расширение идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов,  стран как частей одного целого человечества.

         Космополитизм включает в себя идеологию и космополитическую практику, деятельность, поведение.

         Космополитизм предполагает внедрение идеологии и  космополитической практики в мировое сознание, а также усвоение их человеком, народами, государствами и человечества в целом. Космополитизм предполагает не только распространение знаний, но  распространение чувств, эмоций, настроений.

         О сущности и содержании космополитизма свидетельствуют его цели: обеспечить выживание человечества, ликвидировать войны, установить Вечный мир, создать новую миролюбивую, миротворческую, ненасильственную, искусственную Общность, осуществить Единую Гуманитарную Всемирную и Вселенскую Революцию - Эволюцию человечества, природы и освоения космоса, создать Большое Отечество, как Абсолютное единство человечества, природы и космоса, изменить роль народа во всемирной истории в системе «народ-власти»,  ликвидировать эксплуатацию человека человеком.

- Каковы ценности космополитизма?

         Начну с ключевых понятий. Это благие деяния, общественная польза, душевность, благотворительность, братство, всеобщее гостеприимство, благоговение перед жизнью, расширение радости, счастье.

         Добродетели космополитизма: миролюбие, милосердие, солидарность, любовь к жизни, Отечеству, к истине, формирование Вечного мира, борьба добра против зла, света против тьмы, мирное освоение космоса.

         Любовь — величайшая ценность космополитизма. Кто любит жизнь, тот самый счастливый человек. Любовь объединяет, является средством моральной чистоты. На любви  зиждется социальное бытие. Ненависть может быть уничтожена любовью.

         Космополитизм — это осуждение фашизма, расизма, гегемонизма, мирового господства, несправедливых войн. Космополитизм — это осуждение эгоизма, насилия, ненависти, злобы, жестокости, клеветы, деспотизма.

         Обеспечение культа Земли -  один из важных принципов космополитизма: рациональное использование ресурсов Мирового океана и Суши; бережное отношение к атмосфере и гидросфере  Земли; отношение к Земле как  к средству производства, как к материальной предпосылке труда; стремление добиться, чтобы на Земле не было войн; достижение на Земле единства человечества с культурным, этническим и религиозным разнообразием; обеспечение безопасности Земли от космических тел;  использование ресурсов Земли для проникновения в Космос и установление с ним всесторонних связей.

         - В каких же условиях рождался и развивался космополитизм?

         Космополитизм рождался и развивался в таких явлениях, процессах, событиях, как становление и гибель локальных цивилизаций, научно-технический прогресс, формирование философских учений, становление мировых религий, рабство, колонизация, инквизиция,  войны, кровавые революции, природные и техногенные катастрофы.

- Накопилось ли у человечества информация о космополитизме, есть ли у  космополитизма своя история?

         Конечно, есть и довольно богатая!

         Космополитизм как идеология и деятельность возник в эпоху античности.  Мыслители, философы, политики, историки, деятели культуры оставили миру как бесценное наследство космополитические идеи, космополитическую практику, которые сохраняют свое значение и для нынешних и для будущих поколений.

         В античные времена возникло главное противоречие человечества — борьба космополитизма и антикосмополитизма, которая ведется в пространстве и во времени, мирными и военными способами, охватывает прошлое, настоящее и будущее. Фронт борьбы проходит по линии добра и зла, света и тьмы, сострадания и равнодушия, правдивости и лжи.

         Понятие «космополит» было введено в оборот стоиками, но киники еще раньше стоиков объявили себя «гражданами мира». Они считали, что принадлежат бесконечному космосу, всему миру. Диоген был первым, кто назвал себя «космополитом». Он вышел за границы не только пространства, но и времени.

         С начала XVIII века понятия «космополит», «космополитизм» и их синонимы стали употребляться в Германии (в 1701 г.), в Англии (в 1709 г.), во Франции (в 1712 г.). Понятие «космополитизм» в 1721 г. вошло в «Словарь Треву».

         Идеи космополитизма развивались и распространялись в Древней Греции, в Древнем Риме, в китайской и японской цивилизациях, в индийской философии, в Новой и Новейшей Европе, в России.

- Какова же роль России в развитии космополитизма?

         В России ученые, философы, деятели культуры хорошо знали идею о «гражданине мира».

         В центре внимания космополитизма в России всегда был человек, его место в обществе и природе, его назначение, его ценности. Космополиты считали человека высшей ценностью в России и во всем мире, они мечтали о едином, братском, совершенном человечестве.

         Космополиты России вышли в сферу общечеловеческого, всемирного, прорвали национальную ограниченность, вышли за границы, за пределы государства, науки, культуры, религии. Человечество нуждается в России.

         Космополиты считали, что любую деятельность надо соизмерять с космосом. Русские философы убеждены, что есть связь человеческой жизни с жизнью космического целого, космос присутствует в сознании человечества.

         - Не могли бы Вы раскрыть персональный вклад в развитие космополитизма российских философов и писателей?

         Конечно, могу. 

         Русский мыслитель П.Я.Чаадаев (1794-1856) внес существенный вклад в развитие идей космополитизма. Роль России в мире, в Европе Чаадаев видел в том, чтобы быть настоящим совестным судом, трибуналом человеческого духа и человеческого общества.

         Чаадаев оценил место и роль России с точки зрения географического фактора, которое позволяет определить её роль в мире, выход за границы государства, объединение людей, единство человечества.

         Большой вклад в развитие идеологии космополитизма внес выдающийся русский философ Н.А.Бердяев. Он считал себя гражданином своего отечества и гражданином вселенной. Бердяев выдвинул критерии русского патриота. Человек должен любить свою землю, любить во всех ее противоречиях.

         По Бердяеву,  человек входит в человечество через национальную индивидуальность и доходит до общечеловечности, возводит национальное до общечеловеческого. Установление общечеловеческого братства народов будет не исчезновением, а утверждением национальных индивидуальностей. Национальность  подчинена человечеству и космосу.

         Судьба России  дороже судьбы классов и партий. Общечеловеческая идеология стоит над политикой. Россия должна быть возведена до общечеловеческого значения. В мировую эпоху Россия должна сказать свое слово миру.

         Надо сказать, хотя бы коротко, и о других философах.

         Булгаков С.Н. считал, что человек существует в человечестве и в природе, он стремится к абсолютному всеединству.

         С.Л.Франк ставил вопросы о гармонии между природой и человеком.

         Русский философ Г.П.Федотов тоже был сторонником объединения народов, государств в великое отечество.

         А.Ф.Лосев широко понимал содержание отечества, которое не есть только территория, это не только национальность, социальная жизнь. Это жизнь и судьба, это Родина добра и истины.

         А.С.Пушкин, национальный русский поэт — носитель многих идей, ценностей космополитизма. Он определил место России в мире как место всеевропейское и всемирное. Мировоззрение Пушкина, его творчество выходило за границы России, он раздвинул границы русского языка.

         Существенный вклад в развитие космополитизма внес русский философ, литературный критик В.Г.Белинский.  Главная заслуга Белинского в том, что он в понимании патриотизма вышел за рамки России. Что такое любовь к своему без любви к общему? - спрашивал он. - Разве русские сами по себе, а человечество само по себе?

         Выдающийся русский писатель Ф.М.Достоевский давал космополитическую оценку русской литературе, которая вплетена в большой внешний мир, утверждал, что центральной ее идеей является общечеловечность, достижение счастья.

         Поэзия Тютчева проникнута мировым, вселенским, космическим духом. В ней отражена история эпохи, суть бытия, единение народов. Творчество человека и природы пронизывает  его лирику.  В природе есть душа,  свобода, любовь, в ней есть язык.  Тютчев природные явления стремился осмыслить с позицией исторического значения. Он пытался осмыслить историческое значение землетрясения.

        - Многие политологи считают, что космополитизм как идеология и как космополитическая практика находятся в состоянии кризиса. Как Вы оцениваете состояние космополитизма сегодня?

         Да, космополитизм сегодня во многих государствах переживает глубокий кризис, он действительно охватил и идеологию, и практику.

         Понятия «космополитизм», «космополит» до сих пор имеют негативный смысл. Россия также переживает глубокий кризис.

         В Советском Союзе некоторые научные открытия, идеологии объявлялись реакционными буржуазными теориями. Так произошло с кибернетикой,  генетикой и космополитизмом. Затем кибернетика и генетика были реабилитированы. Космополитизм не был реабилитирован даже в годы горбачевской перестройки.

         На кризис космополитизма оказывают влияние многие явления, процессы в человечестве, в природе, в освоении космоса.

         Разобщенность человечества охватила все формы жизнедеятельности. Общество  разъединено в пространстве и во времени. Войны по-прежнему являются образом жизни человечества. Новые вызовы военной угрозы поставили на повестку дня проблемы выживания человечества, разрушения природы, освоения космоса.

В  кризисном состоянии находятся мировые религии и религиозные конфессии, налицо их взаимная неприязнь и разобщенность. Мировые религии, религиозные конфессии испытывают дефицит влиятельных духовных лидеров, способных осуществить религиозные реформы,  адекватные новым глобальным, вселенским явлениям и процессам.Космополитизм находится в исторической обороне.

         В государствах отсутствует мировое бытие, творческая историческая мысль; элиты поглощены национальными проблемами, а не мировыми задачами. Они не способны определить свои всемирно-исторические задачи.

         Космополитизм не стал всемирным. В  государствах нет всемирного  центра по управлению  космополитизмом.

         Между идеологией космополитизма и космополитической практикой образовался  пространственный и временной  разрыв.

         Назрела необходимость не только в реабилитации космополитизма в  государствах, но и  в формировании нового космополитизма, который соответствует новым вызовам и угрозам.

       -  Как же реабилитировать космополитизм? Как выйти из кризиса?

         Человечество, природа, освоение космоса нуждаются в новом космополитизме как в идеологии, так и на практике.

            Космополитизм приобретет новые  ценности, связанные с созданием новой искусственной, миролюбивой, миротворческой Общности, с осуществлением Единой ненасильственной Гуманитарной Революции — Эволюции, с формированием Большого Отечества — Единства человечества, природы и освоения космоса.

         Назову ценности, принципы, черты и задачи нового космополитизма:

  • существование космополитизма в вековом времени во вселенском пространстве;
  • право человечества  на жизнь в космосе;
  • вселенский характер  космополитизма;
  • человек одновременно существо земное и космическое;
  • освоение космоса — потребность и  функция всего человечества;
  • освоение космоса — фактор обеспечения выживания человечества;
  • право человечества на Вечную жизнь;
  • человеческая личность приведена к созданию мирового исторического призвания;
  • возможность человека после смерти сохранить бессмертие;
  • формирование новых субъектов добра и света;
  • ответственность человека за сохранение природы;
  • ликвидация несовершенностей человечества;
  • соответствие ритмов развития человечества и природы;
  • создание  космополитических государств.

         Новый космополитизм обновит ценности космополитизма, дополнит его новыми ценностями.

         Новые космополиты верят в будущее, которое  наступит в ближайшие века.

         Демократия  нового космополитизма охватит все субъекты и объекты космополитизма: человека, взаимосвязь человека и природы; отношения людей в государствах, религиях; демографические процессы; защиту от природных и техногенных катастроф,  освоение космоса.

         Космополитическая демократия позволит обеспечить более широкое участие  граждан в политическом процессе; расширит публичную сферу. Демократические ценности будут внедрены в культуру, науку, медицину, в силовые структуры, в религиозные организации.

         При формировании космополитической демократии  будет  осуществляться мониторинг, контроль и проверка всех управленческих решений государственных и общественных структур. Демократическое самоуправление охватит внутригосударственные и международные отношения. Между государствами будут реализовываться  концепции глобального демократического самоуправления. Космополитическая демократия  позволит органически соединить  власти с гуманитарными, моральными и правовыми ценностями.

         Произойдет демократизация международных отношений, всемирных  организаций. Ценностями космополитической демократии  будут проникнуты вселенские  проекты при освоении космоса.

         При новом космополитизме будут созданы новые модели демократий, которые будут  учитывать  культурологические, этнические и религиозные факторы.

         Новый  космополитизм не допустит насилия во всех сферах жизнедеятельности, будет вести  борьбу с фальсификаторами истории, добьется гармонии прошлого, настоящего и будущего, светского и религиозного, науки и веры, предотвратит кровавые революции.

        -  Кто же такой новый космополит? Каким он будет?

         Новый космополит — это  гражданин мира,  творец, созидатель, искатель, волонтер, пионер.

         Космополит — мужественный защитник и  патриот своего Отечества и Большого Отечества; покоритель космоса; активный участник борьбы за  ликвидацию войн как образа жизни человечества, за установление Вечного мира;  активный участник борьбы  против гегемонизма; гуманист, носитель нового статуса человека; революционер Единой ненасильственной  Всемирной и Вселенской Революции — Эволюции человечества,  природы и освоения космоса; интернационалист, готовый оказать всестороннюю миролюбивую,  миротворческую помощь силам в любой  точке земного шара; защитник  природы; автор научных знаний о человеке, человечестве, природе, об освоении космоса.

         Каждый гражданин планеты будет давать Клятву Жизни,  которая будет  включать: цель  жизни, отношение человека к себе, родственникам,  к человечеству, к природе, к освоению космоса, к Большому Отечеству, к предкам и потомкам.

        - Заканчивая нашу беседу, хочу  спросить Вас, что Вы думаете о будущем?

         Попытаюсь высказать свое мнение. Наше будущее – это создание новой миролюбивой, миротворческой Общности, ликвидация войн как образа жизни человечества, формирование Вечного человечества, освоение космоса, контакты с другими планетами, изменение роли народа во всемирной  истории, ликвидация эксплуатации человека человеком.  Создание Большого Отечества потребует нового вселенского летоисчисления человечества, природы и освоение космоса.

- Дорогой Юрий Яковлевич! Огромное спасибо Вам за четкие и исчерпывающие ответы на все вопросы! Надеюсь, что Ваши мысли будут интересны нашим читателям, а Ваши идеи найдут своих сторонников и последователей. Доброго Вам здоровья и сил для реализации всех творческих замыслов!

P.s.  С трудами Ю.Я.Киршина можно познакомиться в Унечском краеведческом музее.

Просмотров: 508 | Добавил: unechamuzey | Дата: 11.11.2021 | Комментарии (0)