Главная » Архив материалов
« 1 2 3 4 ... 124 125 »

Двадцать восьмого июля в России отмечается День Крещения Руси. Это событие тысячелетней давности оказало огромное влияние на духовное, культурное и политическое формирование России на многие столетия вперёд. Крестителем Руси стал князь Владимир, внук княгини Ольги и сын князя Святослава.

Владимир-Красно Солнышко, Владимир Святой, Креститель – под такими именами вошёл в историю этот князь.

Самостоятельно править он начал в возрасте 17 лет, а наставником его был родной дядя Добрыня Никитич, прототип богатыря, которого мы знаем по былинам и сказкам.

Юный князь был любителем военных походов и шумных пиров, а также ярым язычником. В 986 году, согласно летописям, к Владимиру пришли иноземные послы и предложили юному правителю выбрать их веру: ислам, иудаизм, католицизм и православие. Князь через своих посланников разузнал о жизни в этих верах. Больше всего посланников поразили Константинополь и патриаршая служба в Царьграде. Они описывали князю красоту Софийского собора и торжественной церемонии, пение хора и говорили, что не поняли, где находились - на небе или на земле. Спустя год князь принял решение крестить Русь «по закону греческому». Кстати, его бабушка, княгиня Ольга, стала христианской за 30 лет до этих событий.

Владимир крестился не сразу. В 988 году после завоевания Корсуни (современный Севастополь) он попросил в жёны византийскую принцессу Анну. Её братья, императоры Василий и Константин, в качестве условия потребовали принять их веру, христианство. Князь согласился. Он и его дружинники приняли крещение, и Владимир обвенчался с Анной. Так что выбор был не только религиозный, но и политический. Русь имела торговые и военные связи с Византией. Принятие христианства укрепляло эти отношения.

Есть легенда, что в Корсуни Владимир ослеп. Но после омовения в святой воде и принятия новой веры зрение к князю вернулось.

Приняв веру, Владимир стал примерным христианином, отказавшись от пиров и языческих обрядов.

А вот киевский народ с трудом принимал новую веру и был крещён насильно. В середине лета 988 года толпы людей пришли на Днепр и приняли таинство крещения. После этого вера пошла и в другие города Руси. В стране стали массово строиться христианские храмы, а языческие идолы уничтожались. Само же крещение растянулось на столетия. Дольше всех новой вере сопротивлялся Муром – там жители крестились только XII веке.

Доподлинно неизвестно, когда произошла канонизация Владимира. Возможно, почитание князя как святого началось после победы князя Александра в Невской битве. Именно после этого пошло упоминание Владимира как святого. В XVII веке начинается почитание мощей князя, а в XIX веке – строительство соборов и памятников князю-крестителю.

В 2010 году День крещения Руси стал государственным праздником и Днём памяти князя.

Просмотров: 138 | Добавил: unechamuzey | Дата: 28.07.2022 | Комментарии (0)

 

26 июля на 92 году ушел из жизни старейший краевед Унечского района, член Союза журналистов РФ, заслуженный работник культуры Российской Федерации Бовтунов Александр Трифонович...
Автор шести книг об истории района и его людях, талантливый журналист, много лет отработавший главным редактором любимой газеты горожан "Ленинское знамя", ныне носящей название "Унечская газета", он пользовался огромным уважением и авторитетом у земляков.
С Унечским краеведческим музеем его связывали многие годы сотрудничества и дружбы. Он неоднократно был участником музейных конференций и круглых столов, гостем встреч и презентаций. Его выступления всегда были яркими, талантливыми и интересными, как и вся его жизнь, посвященная истории и культуре Родины.
Его литературное наследие - книги по истории района - станут важным историческим источником для будущих поколений унечан, а также бесценными экспонатами в фондах музея.
Сотрудники Унечского краеведческого музея глубоко скорбят о кончине Александра Трифоновича и выражают искренние соболезнования его родным и близким. Мы будем помнить ...

Просмотров: 115 | Добавил: unechamuzey | Дата: 27.07.2022 | Комментарии (0)

          В экспозиции старинного крестьянского быта нашего музея заметным экспонатом является прялка-самопрядка. Без неё невозможно представить себе традиционную материальную культуру русского народа.

          Домашнее ткачество и прядение сохранялось в России вплоть до середины XX века. Когда же у мастериц появилась самопрядка?

          Деревянная прялка – обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.

          На Руси прялка появилась в глубокой древности. Она спутница женщины на протяжении всей её жизни. Прядением и ткачеством занимались с сентября по март. Тяжёлый монотонный труд скрашивали посиделками, пели песни, слушали сказания.

          Первую нить, спрядённую девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою.

          Древнерусская прялка – простое устройство, она – предшественница появившейся позднее самопрядки. Они, самопрядки, появились в России в XVII веке и были завезены из Европы. Коротко принцип работы самопрядки таков: пряха вращает большое колесо, а оно основа прялки, ногой с помощью педали. Дальше задействуются в работу катушка и рогулька, которые принимают на себя нить. Рогулька вращается быстрее катушки, благодаря этому нить скручивается и наматывается на катушку. Конструкция русской самопрядки имеет вертикальное расположение, этим она отличается от прялок других народов.

          Прядение вручную – очень трудоёмкий процесс. Даже опытная пряха делает не более 300-т метров пряжи в день. Чтобы нить прялась тонко и ровно, нужно особое мастерство. Девочки начинали учиться этому уже в 8-10 лет.

          Прялка глубоко вошла в культуру русского народа. Русские слова время и веретено происходят от одного древнего глагола, имевшего значение «вращаться по кругу». Из женских же ремёсел в наш язык вошли выражения «нить судьбы» и «красной нитью».

          Удивительно, но древние прялки используются до сих пор. Они популярны среди любителей традиционных ремёсел.

          Вот такая она непростая обычная для наших бабушек прялка – самопрядка.

Просмотров: 96 | Добавил: unechamuzey | Дата: 15.07.2022 | Комментарии (0)

     В начале июля в нашем музее была открыта новая выставка «Алмазная мозаика». Работы, представленные на ней, были выполнены в технике так называемой алмазной вышивки, очень яркие и красочные, и разнообразные по сюжетам. Мы решили познакомиться со всеми, кто предоставил нам свои работы. Было интересно узнать, кто эти люди по профессии, почему выбрали это увлечение для себя. На приглашение откликнулись абсолютно все! Разговор состоялся за чашкой чая в тёплой дружеской обстановке. Вначале участники осмотрели выставку, ведь все они впервые выставляют свои работы, и остались довольные тем, что получилось. Познакомившись друг с другом, разговорились, рассказали о себе. Большинство из них по профессии оказались медработниками, но были среди наших участников и педагоги, и даже электромеханик! У каждого из них оказались свои любимые сюжеты: природа, животные, цветы, городские пейзажи, иконы.
       Мастерицы поделились друг с другом своими технологическими секретами, рассказали, что работы в основном раздаривают родным и друзьям и делают это с удовольствием! А мы с не меньшим удовольствием познакомились со своими увлечёнными землячками. На встречу с участниками выставки были приглашены профессиональные художники Антонина Ивановна Дмитриева и Ирина Николаевна Новикова. Они поприветствовали участниц выставки и поддержали их в стремлении к прекрасному. В конце встречи, на которую, кстати, участницы пришли с группами поддержки (дети, внуки, подруги) все с удовольствием сфотографировались на фоне своих и не только работ. На память об открытии выставки всем участникам были вручены буклеты о музее.
     Большое спасибо Скок Ирине Ивановне, Ковалёвой Ольге Владимировне, Кащаевой Наталье Владимировне, Зосиной Светлане Михайловне, Поповой Татьяне Викторовне, Суворовой Нине Николаевне, Васильцовой Марине Александровне и её сыну Алексею, а также Голик Елене Евтиховне.
         Мы рады, что у музея появились новые друзья!

Просмотров: 74 | Добавил: unechamuzey | Дата: 12.07.2022 | Комментарии (0)

Восьмого июля в России отмечается День семьи, любви и верности. До последнего времени он был народным. Во вторник, 28 июня 2022 года, президент Владимир Владимирович Путин подписал указ о предоставлении ему статуса официального.

В этот день православная церковь вспоминает святых Петра и Февронию Муромских, скончавшихся в 1228 году.

Согласно легенде, за несколько лет до княжения в Муроме Пётр заболел проказой. Ему приснился сон о том, что помочь ему сможет лишь крестьянка Феврония из деревни Ласково Рязанской губернии. В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом на пасеке. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства.

Пётр нашёл Февронию и обратился к ней за помощью. Девушка согласилась, но вместо денег попросила, чтобы князь на ней женился. Пётр дал слово, но не сдержал, и болезнь, уже отступившая, возвратилась снова. Феврония, несмотря ни на что, опять вылечила князя. В знак глубокой благодарности Пётр женился на ней. Народ сначало не принял простолюдинку, но князь не отрёкся от неё.

Пётр и Феврония прожили долгую и счастливую семейную жизнь. В старости они приняли монашество, поселились в разных монастырях недалеко друг от друга. Умерли оба 8 июля – 794 года назад. Мощи Петра и Февронии покоятся в женском монастыре Мурома во Владимирской области. Каждый год в этот день туда приезжают паломники. Они просят святых об обретении пары, счастья в супружестве и здоровья близким.

С каждым годом праздник в России становится всё популярнее. Мужчины в этот день делают предложение руки и сердца своим избранницам, 8 июля пары вступают в законный брак. На День семьи, любви и верности принято дарить любимым белые ромашки – главный символ праздника. Жизнь православных супругов Петра и Февронии – образец христианского брака, идеальных семейных отношений и самоотверженной любви.

 

Просмотров: 75 | Добавил: unechamuzey | Дата: 08.07.2022 | Комментарии (0)

Сегодня, накануне прекрасного праздника Дня семьи, любви и верности в Унечском краеведческом музее открылась выставка «Алмазная мозаика». Выставка собрала любителей этого довольно молодого направления в рукоделии - алмазная живопись или алмазная вышивка.

Алмазная мозаика – это искусство создания картин из страз или декоративных камней. Их выкладывают на холсте, придерживаясь готовой схемы, и фиксируют клеем. Творческий процесс напоминает сборку мозаики. Это универсальное хобби, которое увлекает детей и взрослых. Оно под силу всем возрастам, что и доказывают наши мастера.

На выставке вы сможете увидеть и большие, и маленькие работы, с полной и частичной выкладкой, круглыми и квадратными стразами. Представленные картины разнообразной тематики: цветы, природа, животные, фантазийные и религиозные сюжеты. Завершенная работа переливается блеском за счет огранки страз.

Свои работы представили жители нашего города и района Скок И.И., Ковалева О.В., Кащаева Н.В., Зосина С.В., Голик Е.Е., Попова Т.В., Чичканов А.Д., Прищепо В.П., Суворова Н.Н. Спасибо им огромное за творчество и возможность прикоснуться к прекрасному.

Уважаемые жители и гости нашего города, ждем вас в нашем музее! Надеемся, что выставка заинтересует, и вы сами будете создавать оригинальные картины, которыми можно украсить любой дом.

Просмотров: 76 | Добавил: unechamuzey | Дата: 07.07.2022 | Комментарии (0)

             Этот экспонат за стеклом одной из наших витрин всегда обращает на себя внимание и вызывает удивлённые вопросы: это чайник? или всё-таки самовар? Оказывается, и ни то, и ни другое. Перед нами сбитенник, сосуд, в котором в старину варили всеми любимый тогда напиток сбитень. Сбитенник похож на восточные сосуды, привезённые в Россию кочевниками.

          Принцип работы у сбитенника практически такой же, как и у самовара, вернее, у самовара такой, как у сбитенника. Внутри сосуд разделялся перегородкой на две части, изолированные друг от друга. В одну из них, в резервуар, закладывали душистые травы, мёд и наливали воду. В другую часть насыпали щепки и шишки, которые затем поджигали, чтобы нагреть воду в соседнем отделе. Сбитенник был снабжён трубой и поддувалом для лучшей тяги, ведь это был нагревательный прибор. У него была ручка для переноски с места на место и носик, как у чайника, чтобы удобнее было наливать.

          Сбитенники отливали обычно из меди или латуни, в процессе использования их начищали до блеска. Сбитенник послужил прообразом самоваров, его производство тоже связано с Тулой.

          Сбитень в те далёкие времена был очень популярным напитком, особенно он полюбился старообрядцам. В его состав входили вода, мёд и душистые травы: шалфей, зверобой, душица, чабрец, иван-чай, липовый цвет и другие. В сбитень частенько добавляли хмель, потом привозные корицу и лавровый лист. Иностранцы называли его русским глинтвейном. Горячий сбитень обладал согревающим и противовоспалительным действием, поэтому его чаще употребляли в зимний период. Но и холодный сбитень был любим, он летом хорошо утолял жажду.

          Впервые сбитень был упомянут в летописи в 1128 году, его рецепт можно встретить в «Домострое» XVI века. Сбитень заменял русскому народу чай и кофе вплоть до конца XIX века. Этим ароматным и полезным напитком торговали на всех ярмарках и народных гуляньях. Торговцами обычно были молодые и крепкие мужики, так как нужна была немалая физическая сила, чтобы носить в руке тяжёлый сбитенник, на плечах связки баранок, а вокруг туловища лубяной пояс со стаканами. Они не стояли на месте, а постоянно перемещались, предлагая свой товар: «Ай да сбитень-сбитенёк, кушай девка, паренёк, кушайте и пейте, денег не жалейте!»

Просмотров: 62 | Добавил: unechamuzey | Дата: 06.07.2022 | Комментарии (0)

         Брянский край имеет давнюю, насыщенную событиями историю. Начиналась она с древнеславянских племён в VI-VII веках нашей эры, позднее на берегах Десны был заложен город Брянск, случилось это в 985 году. Тогда же земли нынешней Брянщины вошли в состав Древнерусского государства.  В конце XI века край отошёл к Черниговскому княжеству. После разорения татаро-монголами Брянск попал под власть Великого княжества Литовского, а потом и Речи Посполитой. Лишь в XVI веке край вновь вошёл в состав Московского государства.

               Восемнадцатый век, когда Брянщина входила в состав Орловской губернии, ознаменовался бурным развитием промышленности. Появились стекольные заводы, работавшие на местном песке и лесе, а в конце XVIII-го – начала XIX-го веков были построены металлообрабатывающие заводы. Их продукцию поставляли по всей России.

          После революции в 1920 году на карте Советской России появилась Брянская губерния, которая просуществовала до 1 октября 1929 года, а затем была включена в состав Западной области. С 1937 года территория Брянщины вошла в состав Орловской области.

           В годы Великой отечественной войны Брянщина одной из первых приняла на себя удар фашистской Германии. Оккупация продлилась два года. Борьба против захватчиков приняла всенародный характер. В густых брянских лесах действовали крупнейшие партизанские соединения, насчитывавшие около 60 тысяч партизан.

          Нашему краю войной был нанесён огромный ущерб: были разрушены и сожжены практически все города и сёла, уничтожен весь промышленный потенциал. Восстанавливал Брянщину весь Советский Союз.

          Вскоре после освобождения была образована Брянская область в её теперешних границах. Это произошло 5 июля 1944 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР.

          Сегодня Брянская область – динамично развивающийся регион с развитой промышленностью и успешным сельским хозяйством. Удобное транспортно-географическое положение даёт возможность региону развивать взаимовыгодное сотрудничество с соседними областями и многими зарубежными партнёрами, а памятники истории и культуры привлекают в наши края всё больше туристов. Очередную, 78-ю годовщину своего рождения область встречает с надеждой и оптимизмом.

 

Просмотров: 57 | Добавил: unechamuzey | Дата: 05.07.2022 | Комментарии (0)

          В краеведческом музее можно обнаружить немало любопытных предметов, назначение которых порой непонятно современному человеку. Доказательство этому – деревянная ступа, просим любить и жаловать! Ступа притягивает всеобщее внимание внушительными размерами.

          Итак, ступа – это древнее орудие труда крестьянина-землепашца. Ступа от слова «ступать», то есть переставлять с места на место, переступать. Известна ступа издавна, ею пользовались многие народы, от египтян до наших братьев – славян. Ступа - прообраз современной мельницы. Её использовали, чтобы измельчить зерновые культуры, освободить их от оболочки и шелухи. Толкли в ступе рожь, пшеницу, ячмень, овёс, гречиху. Ступы были в каждом крестьянском доме. Заглянув в русскую избу тех далёких времён, в каждой вы за печкой обнаружите ступу с пестом. Пест, по-другому толкач, пехталь.

          Ступы были тяжёлыми, массивными, устойчивыми. Изготавливали их чаще всего из дубовой колоды, но использовали и берёзу, и осину. Ступу выдалбливали из толстой колоды, придавая ей слегка зауженную книзу форму. Тулово ступы (корпус) опоясывали кольцами. Высота ступы около 80 см, глубина – 50см, в диаметре – 40см. Неизменный спутник ступы – пест - имел высоту около метра. Песты чаще всего двухсторонние с ручкой в центре. Часто ступа имела две ручки, чтобы было удобно переставлять её с места на место, наша ступа ручек не имеет. В работе ступу наполняли зерном не более чем на 5 % от объёма, чтобы было удобно толочь.

          В русской народной традиции носили ярко выраженный эротический характер: ступа – женское начало, пест – мужское. Это выражалось в свадебных обрядах, пословицах и поговорках, которые привести здесь не представляется возможным из-за ненормативной лексики. Образ ступы с пестом прочно вошёл в русский народный фольклор, кто не знает поговорок:

                    - В ступе толкачём не поймаешь!

                    - Воду в ступе толочь.

                    - Дурака хоть в ступе толки – не исправишь!

          А уж образ главной злодейки русских сказок – Бабы Яги – без ступы и представить себе невозможно! И на страницах  русской классической литературы мы тоже встречаемся со ступой, вспомним хотя бы Н.В. Гоголя или А.С. Пушкина: «Там ступа с бабою Ягой идёт – бредёт сама с собой».

          Вот такая она, ступа, незаменимая помощница в крестьянском хозяйстве. Да и на современной кухне у хорошей хозяйки можно обнаружить маленькую ступку. Так что ступа верой и правдой служит людям и в наши дни.

Просмотров: 67 | Добавил: unechamuzey | Дата: 01.07.2022 | Комментарии (0)

29 июня директор Унечского краеведческого музея Голик Наталья Александровна приняла участие в международной научно-практической конференции «Партизанское движение в годы Второй мировой войны», которая прошла в Брянске.

 Конференция была организована Российским военно-историческим обществом и департаментом культуры Брянской области с участием ведущих учреждений культуры региона.

Она проводилась в рамках празднования Дня партизан и подпольщиков и ставила своей целью - сохранение и популяризацию исторической памяти о роли партизанского движения в победе над фашизмом в годы Второй мировой войны, увековечение памяти мирного населения, пострадавшего от нацистов.

Её участниками стали ведущие ученые – историки, краеведы, журналисты, архивисты, педагоги и музейщики из разных городов страны: Москвы, Смоленска, Тулы, Курска, Калининграда, Орла, Ульяновска, Брянска и Брянской области.

Пленарное заседание, модератором которого стала начальник Департамента культуры Кривцова Е.С., прошло в зале заседаний Правительства Брянской области.

После обеда состоялось заседание 4х секций.

Две секционные площадки работали в ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека имени Ф.И. Тютчева». Они назывались: «Человек на войне. Подвиги партизан и подпольщиков» и «Сохранение исторической памяти о партизанском движении как основа патриотического воспитания».

Две секции прошли в ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей».

На одной  секционной площадке были представлены сообщения на тему «Партизанское движение: пути формирования, развитие, операции, взаимодействие с частями регулярной армии».

 Вторая площадка собрала доклады по теме «Геноцид фашистских захватчиков в отношении Советского народа на оккупированных территориях. Фашистский оккупационный режим, карательная политика и коллаборационизм в годы Второй мировой войны».

Именно в этой секции приняла участие директор музея Голик Н.А.

Она сделала сообщение «Трагедия Унечского партизанского отряда», представив  коллегам новые сведения по теме, полученные в результате исследовательской работы музея за последние годы.

Доклад Натальи Александровны вызвал у слушателей большой интерес.

Полный текст сообщения будет опубликован на сайте музея в ближайшее время.

 

Просмотров: 69 | Добавил: unechamuzey | Дата: 30.06.2022 | Комментарии (0)