12:33 #Нам35! Виртуальный журнал «35 музейных раритетов». Страница 3 «Фонарь обходчика | |
Представляем вам уникальный предмет старины – фонарь путевого обходчика. Эти фонари – целый исчезнувший мир из истории железной дороги. Их было великое множество, разных видов и размеров. Фонари светили язычками керосинок или свечей. С самого начала появления железнодорожного транспорта они использовались в качестве светосигнальных приборов. Своим появлением эти фонари обязаны профессии обходчика. В народе из-за круглой ручки самый распространённый фонарь называли «капелькой». Обход своего участка по шпалам с ручным фонарём – в этом заключался смысл работы путевого обходчика. Он шёл и светил фонарём на железнодорожные рельсы, осматривая их, стараясь не пропустить неисправность. В России первые обходчики появились в XIX веке. Поначалу это была путевая стража. Но затем обязанностью обходчика стала необходимость содержать в исправности шпалы и рельсы. В обычной жизни путеец-обходчик жил как простой крестьянин, но имел ряд существенных привилегий: у него был паспорт, зарплата, бесплатная форма зимняя и летняя, казённое жильё и дрова для его отопления, льготы как у всех железнодорожников и неограниченный покос. Благодаря покосу обходчики содержали домашнее хозяйство. Днём и ночью, в холод и жару, в проливной дождь и засуху шёл на обход пути человек в форменной фуражке путейца. Если обходчик обнаруживал неисправность, он зажигал красный фонарь и бежал с ним навстречу идущему поезду. К концу 60-х годов XX века профессия обходчика, ровесница железнодорожного транспорта, прекратила своё существование, появилась другая – монтёр пути. Прошли те времена, когда на железой дороге звонили колокола при прибытии поезда, когда стрелочники вручную переводили стрелки, а по перегону шёл путевой обходчик, подтягивая ослабшие гайки и подсвечивая себе фонарём – «капелькой». Но фонари не исчезли, они живы, и вторую жизнь им дают музеи и коллекционеры-любители. В экспозиции нашего музея вы можете увидеть несколько экземпляров таких фонарей. Находятся они в зале №1 в разделе «История основания станции Унеча». | |
| |
Всего комментариев: 0 | |