12:33 Иконопись - есть такая светлая живопись | |
24 мая, в День памяти Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечается церковно-государственный праздник - День славянской письменности и культуры. Этот праздник был возрожден в нашей стране в 1986 году. В этом году мероприятия пройдут в дистанционном формате. Главной темой является духовное единство, консолидация славянских народов и сохранение культурного наследия. Унечский краеведческий музей присоединяется к праздничным мероприятиям и предлагает вам познакомиться с коллекцией икон из своих фондов. Но вначале немного истории. По церковному преданию первая икона Христа появилась во время его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях 6 в. рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл свое лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его замуровали в стене, в 6 в. открыли, и, к удивлению присутствующих, помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. Образ Спаса Нерукотворного стал самой чтимой святыней христианского Востока. Иконой в православной традиции называют изображение персонажей, событий из Священной или церковной истории, написанное в соответствии с догматами церкви и строгим каноном. Процесс изготовления иконы начинается с приготовления доски из выдержанного сухого дерева, укрепленной с тыльной стороны или по торцам врезными планками (шпонками). С лицевой стороны в доске делается углубление (ковчег), благодаря чему получаются возвышенные края (поля). Доска целиком или частично (по краям, по стыкам досок) проклеивается полотном (поволокой), на который кладут несколько слоев мелового с клеевым связующим грунта (левкас). На высушенный заглаженный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбы (или покрывают их золотом), одежды и изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног; делают надписи (инициалы имен Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, названия сюжетных композиций). После просушки живопись покрывают олифой. На территории Брянской области широкое распространение получила так называемая «народная» икона, написанная в традициях Черниговской школы канона 19 века. Понятие «народная» подразумевает иконописное творчество, которое осуществлялось не профессиональными иконописцами, а простыми монахами в монастырях или одиночными мастерами в деревнях и селах, и предназначалось в основном для малоимущих людей. Чтобы удешевить изготовление иконы, иконописцам приходилось использовать для этого недорогие материалы: основой для её изготовления служило дерево, но не липа, а преимущественно сосна, отсутствовал ковчег, не использовалась позолота даже на нимбах. Обработка досок для образов не всегда отличалась тщательностью, нередко встречаются экземпляры с ярко выраженными дефектами. Масляная живопись осуществлялась преимущественно прямо по доске, без использования паволоки и на очень тонком слое грунта. Уровень исполнения таких икон полностью зависел от таланта и вкусов автора, что придавало им оригинальность и неповторимость. Наивность, граничащая с примитивизмом, не совсем умелое владение рисунком, небольшая вариативность красочной палитры говорит о том, что подобные образа писались не профессиональными художниками. Нередко такой промысел становился дополнительным источником получения доходов для монастыря или автора-богомаза. Также, существенное отличие народной иконы в том, что иконописец украшал поле иконы стилизованным изображением роз и пионов, как символическое изображения райских кущей, так как золото было очень дорого. Представляем вашему вниманию небольшой видео-обзор музейной коллекции икон, которые представлены в экспозиции музея и хранятся в наших запасниках. | |
| |
Всего комментариев: 0 | |