»
15:56
Школа прошлого. Жизнь гимназиста

Как часто мы сталкиваемся с понятием «образованный человек». А задумывались ли вы, какой он, по - настоящему образованный человек? Достаточно ли только лишь получить высшее образование и иметь определенный набор знаний в голове? Или требуется что – то ещё?

Словарь нам отвечает: «Образование – это процесс, состоящий из воспитания  и обучения, которые направлены на формирование новых знаний». (Отметьте, на первое место в определении поставлено слово «воспитание»).

Перелистывая старые музейные альбомы, невольно засматриваешься на фотографии учеников разных временных периодов. Как много в них общего и, как много в них различного. И чем старше фотография, тем эти различия более заметны – больше сдержанности, больше кротости во взгляде... В фотографиях же гимназистов особенно заметны признаки «благородного воспитания».

В фондах Унечского краеведческого музея хранится немало материалов по истории образования в нашем районе. Они представлены в виде архивных справок, документов, фотографий, воспоминаний. Одними из самых старых являются документы жителей нашего района – бывших гимназистов Стародубской гимназии. Это документы особой силы – демонстрирующие нам многие составляющие духовной и культурной жизни царской России.

Что же такое гимназия? Это среднее учебное заведение, в котором учились дети разных сословий, кроме крестьян. Цель гимназии – дать общее образование и достойное воспитание человеку

В 19 – нач.20 века ближайшим учебным заведением для детей определенных сословий были мужская и женская гимназии г. Стародуба. Именно там и получали первичное образование дети дворян, купцов и мещан.

 Полное образование достигалось за 7 лет обучения в учреждении. Перед поступлением в гимназию (нужно держать вступительный экзамен) необходимо было пройти подготовительный класс или освоить надомное обучение. Учебный год в гимназиях начинался 15 августа и заканчивался весной 15 мая. Мальчики и девочки учились отдельно, поэтому гимназии различались на мужские и женские. В мужских гимназиях преподавали в основном мужчины, а в женских – женщины.

В гимназии были строгие порядки в отношении внешнего вида, особенно, девочек. В те времена пренебрежение к своему облику каралось строже, чем незнание предмета. Дамы и господа должны всегда и в любой ситуации выглядеть достойно.

Гимназистки - девочки носили коричневые строгие платья «длиной 35 см от полу». Классная дама – надзирательница могла в любой момент измерить длину платья и наказать, если она не соответствовала норме. В будние дни платья носили с черным фартуком, в праздники – с белым. Ученицы должны были гладко зачесывать волосы назад, никаких бантиков, заколок спереди носить не разрешалось.. Гимназистка, явившаяся на занятия в растрепанном виде, получала выговор и представление родителям. Также девочку отчитывала классная дама или больше — сам директор гимназии.

Гимназисты - мальчики носили форменную одежду: синюю фуражку с белым кантом и посеребренным гербом из скрещенных листьев лавра, а между ними номер гимназии, шинель серого сукна со светлыми пуговицами и синими петлицами, черную тужурку, лакированный ремень, на котором светлая пряжка с номером гимназии, брюки черные. В торжественных случаях – мундир из синего сукна, однобортный, с серебряными галунами по воротнику. Каждый из воспитанников должен был соответствовать величественному виду самой гимназии.

Из воспоминаний одного из гимназистов Стародубской гимназии: «Помню, как мама везет меня в старинный город Стародуб. Стародубская гимназия славилась. Впервые, когда я ее увидел, она мне показалась дворцом, храмом. На невысоком холме высилось белокаменное, вытянувшееся в длину, двухэтажное здание. Главный вход украшен портиком. Высокая тяжелая дубовая дверь. Вестибюль. С одной стороны учительская, с другой – кабинеты директора, инспектора. Пройдя через вестибюль, попадаешь в длинный, широкий, светлый коридор. С одной стороны – окна, с другой – классы. В каждом классе висели иконы и портреты государя императора. Учителя, инспектор, директор, коридорный наставник – в зеленых мундирах с золотыми пуговицами».

В учреждении существовали определенные порядки и правила, которые гимназисты обязаны были строго соблюдать. Вот некоторые их них :

1.Идя в учебное заведение и возвращаясь из него, все ученики обязаны нести ранцы на спине.

2.Во всех общественных местах ученики должны держать себя скромно, прилично и вежливо, никому не причиняя беспокойства.

3.При встрече со старшими ученики отдают им должное почтение.

4.Ученикам гимназии воспрещается посещать маскарады, буфеты, бильярдные и другие увеселительные учреждения.

5.Курение табаку, употребление крепких напитков ученикам строго воспрещается.

Кто эти правила нарушал, того строго наказывали. Наказания были разные, в зависимости от проступка. Вспоминает бывший гимназист А. Рубец: «…было в большом ходу сечение розгами… Взрослых учеников секли особенно жестоко, давали по сто раз в раз. Эта операция совершалась по субботам, поэтому такое мероприятие и называлось субботником. Ученики вызывались по алфавиту…»

Были и другие наказания для провинившихся девочек: их ставили в угол на колени на горох, оставляли без обеда, могли «наказать презрением» и т.д.  Но самое суровое наказание – заключение в карцер  на две недели.

Учебный день в гимназии начинался в 9.00 и длился 8 часов. Был перерыв на обед и небольшие перемены. Урок длился 50 минут. Перед началом первого урока дежурный читал молитву.

 По звонку все гимназисты должны быть в классах. В класс заходил учитель с журналом. Все вставали, приветствуя его. «Добрый день, господа!» - так обращались учителя к учащимся, входя в класс.

Иногородние воспитанники находились на пансионе – обучении с проживанием в спальных корпусах гимназии. Кормили гимназистов скромно, но ученикам запрещалось иметь деньги и покупать себе еду. Следил за порядком надзиратель, он в любое время дня и ночи мог войти в комнаты и провести проверку. Старший надзиратель следил также и за перепиской учеников – вскрывал и читал их письма.

Какие науки приходилось постигать гимназистам?

В гимназии преподавали до 15 разных предметов: грамматику, геометрию, естествознание, арифметику, историю, закон Божий, логику, латинский язык, церковно-славянский язык, хоровое пение, этикет, гимнастику и др. предметы. Девочкам преподавали еще и рукоделие. За хорошую учебу вручали похвальный лист.

В конце каждого учебного года воспитанники держали экзамен по предметам, которые были изучены. По итогам экзаменов можно было уменьшить плату за будущий год обучения, и это тоже играло немаловажную роль, особенно в небогатых семьях.

Стоимость обучения в гимназии в 1878 году : плата за приходящего гимназиста (в год) — 150 руб.; за полупансион — 400 руб., за пансион — 500 руб. За ученика подготовительного класса: приходящего — 100 руб.; полупансион — 350 руб.; пансион – 450 руб.  

С тех пор прошло много лет, Многое поменялось в этом мире. Изменился политический строй, структура образования. Не изменилась лишь мода на воспитанных, образованных,  порядочных людей. Эти качества вне времени!

Просмотров: 643 | Добавил: | Теги: унеча музей | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 Александр  
Цитирую: "Для сравнения: в те годы килограмм картофеля стоил 2 рубля, килограмм говядины — 27 рублей, килограмм сливочного масла — 61 рубль".
Откуда такие сведения? Рубль по тем временам был достаточно весомой денежной единицей. Стоимость перечисленных в статье продуктов за 1 кг была в несколько копеек.

2 unechamuzey  
0
Да, Александр, и Вы абсолютно правы. Цены ошибочны указаны в рублях, а не в копейках, как следовало бы. Очень приятно, что у нас такие внимательные читатели. Спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *: