28 апреля в Унечском краеведческом музее состоялось открытие новой выставки. "Пусть не будет войны никогда" - так назвали эту выставку сами организаторы – учащиеся Детской художественной школы им. Ю.Саханова. В зале собралось большое количество людей. Это и сами авторы выставки и их преподаватели, их родители и просто случайные гости музея. Но самыми почетными гостями были очевидцы тех событий - малолетние узники фашистских лагерей в лице Корховой Л.П., Утеневой О.О., Голик Е.Е. В ходе презентации звучали стихи и песни о войне в исполнении участников преподавателей и учащихся Детской школы искусств. А танцы хореографического коллектива этой же школы создавали настроение предстоящего праздника Великой Победы. Многих тронуло до слез стихотворение о войне преподавателя ДХШ Е.М. Опариной, прочитанное самим автором. Тема Великой Отечественной войны актуальна и по сей день. Знать и помнить о тех горестных событиях важно каждому человеку. Ведь мирное небо над головой – главное условие существования каждого человека на нашей планете.
|
Под таким названием 28 апреля в Унечском краеведческом музее прошла третья лекция из цикла, подготовленного сотрудниками музея в рамках Всероссийской акции российского общества "Знание" и его партнеров «Поделись своим Знанием». Гостями музея в этот день стали девятиклассники сш№2, а своими знаниями делилась директор музея Голик Наталья Александровна. Она представила ребятам наших известных земляков, составивших не только славу Унечского края, но и славу всей нашей страны. Ребята познакомились с жизнью первого министра народного просвещения П.В. Завадовского и его заслугами перед Россией, открыли для себя имя ученого – пчеловода и общественного деятеля А.И. Покорского-Жоравко, разрабатывавшего Положение об отмене крепостного права в России, с интересом узнали о творчестве писательницы - этнографа и фольклористки М.Н. Косич. Много открытий сделали девятиклассники во время занятия. Оказывается, они хорошо знают, а иногда и используют диалектные слова края, собираемые ещё в сер.19 в.М.Н.Косич. Что многие были на графских развалинах в с.Ляличи, но ничего не знали об их хозяине. Что именно наш земляк А.И. Покорский-Жоравко научил местных крестьян разводить пчел и ухаживать за ними. Мы надеемся, что имена этих великих земляков, ребята будут помнить, даже если уедут со своей малой родины. |
В фойе Унечского краеведческого музея посетителей встречают старинные напольные часы с маятником и боем в деревянном массивном корпусе. В Унечу они попали после войны как трофей, а привезены были из Кёнисберга, ныне Калининграда. Привёз их оттуда Иван Фёдорович Митченко, участник войны, бывший военный комендант этого города. После смерти хозяина благодаря неравнодушным ценителям старины и истории родного города часы заняли своё достойное место в экспозиции музея. Какова же история напольных часов как хронометра и предмета интерьера? «Часовой шкаф» - так называли первые напольные часы. Они были изготовлены в Британии английским часовщиком Уильямом Клементом в 1680 году. Однако есть неподтверждённые факты, что первый хронометр изобрёл всё-таки Галилей в XVI веке. Так или иначе, родиной напольных часов принято считать Англию. Корпус напольных часов представлял собой высокий деревянный шкафчик, сначала скромно украшенный резьбой, а позднее часовые шкафы стали украшать ещё росписью и инкрустацией. В верхней части шкафчика располагался циферблат, а маятник с гирями для завода часов находился внизу и был закрыт дверцей. В XVIII-XIX веках напольные часы стали изготавливать из дорогих сортов дерева с обязательными элементами декора. В основе напольных часов лежал надёжный часовой механизм, хотя первые модели точностью не отличались и могли отставать на 10-15 минут в сутки. Циферблат у часов выполнялся из латуни, имел диаметр 12 дюймов. Маятник выполняли из бронзы и закрывали стеклянной дверцей. Во все времена напольные часы были важной и статусной деталью интерьера, указывали на респектабельность хозяев, символизировали семейные традиции. В Англии напольные часы делились на «дедушкины», «бабушкины» и «внучкины» в зависимости от высоты шкафчика: до 2-х метров – «дедушкины», 150-190 см – «бабушкины» и до 150 см – «внучкины». Производились часы преимущественно в провинции, там был выше спрос. В истории сохранилось несколько имён знаменитых часовщиков, создававших напольные часы и превративших свои изделия в произведения искусства, среди них Даниэль Квэр, Джордж Грэхем, Джон Гаррисон и другие. Часы были историей семьи, бережно хранились, передавались из поколения в поколение. |
С 25 по 29 апреля 2022 года Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Российским обществом «Знание» проводит Всероссийскую акцию «Поделись своим Знанием. Новые горизонты».
|
Сегодня свой 97-й день рождения отмечает участник Великой Отечественной войны Александр Мартынович Брижанин. Александр Мартынович уроженец Алтайского края, но тесно связал свою жизнь с нашим городом. Более 30 лет он проработал в Унечской железнодорожной больнице. Родился Александр Мартынович в далёком алтайском селе Соузга в 1925 году в большой крестьянской семье. В 1934 году пошёл в школу, но доучиться удалось только до 7-го класса, началась война, жестоко вмешавшись в привычное течение жизни. Пришлось пойти работать слесарем на машинно-тракторную станцию, рабочих рук не хватало, шла мобилизация. В 1943 году он был призван Алтайским райвоенкоматом и отправлен на учёбу в пехотное училище. В августе 1943 года Саша Брижанин попал на фронт в ряды матушки – пехоты. Стрелок-автоматчик, входил в состав разведгруппы. Воевал на Орловско-Курской дуге, освобождал Воронеж и Полтавщину на Украине. В октябре 1943 года был тяжело ранен в правую руку и правый глаз, попал в госпиталь. Врачи поставили молодого солдата на ноги, и он отбыл в расположение 36-го гвардейского стрелкового полка 314-й гвардейской стрелковой дивизии. Прошёл с полком пол-Европы, за форсирование Днепра награждён орденом Отечественной войны I-й степени. Освобождал Молдавию, Румынию, Венгрию, участвовал в Ясско-Кишинёвской операции по уничтожению группировки противника под Бухарестом, за что получил благодарность от Сталина. В составе своей разведгруппы добывал немецких «языков» и доставлял в расположение полка. За эту операцию был награждён медалью «За отвагу». Был ещё не раз ранен, контужен, холодной зимой 44-го получил обморожение ног. Но крестьянская неприхотливость и сибирская закалка помогли выдержать все испытания. В апреле 1945 года в Венгрии Александр Мартынович окончил лейтенантские курсы, но был признан годным к нестроевой и в конце победного года демобилизован. Вернувшись на родину, Александр Мартынович первым делом доучился в школе и поступил на фельдшерские курсы. В 1949 году получил диплом фельдшера. В 1951 году, уже будучи женатым человеком, уехал в Баку и поступил в мединститут. Отучившись восемь лет получил диплом врача-терапевта и в 1959 году по распределению был направлен на работу в Унечскую железнодорожную больницу. Был участковым терапевтом, неврологом, психиатром. Человек по характеру спокойный и общительный, он легко вписался в большой дружный коллектив. Рядом все эти годы была жена, с которой прожили душа в душу более 50-ти лет. В 2000 году Александр Мартынович овдовел, но по-прежнему живёт в Унече, любит цветы, особенно розы и тюльпаны, которые с увлечением разводила его жена. Уважаемый Александр Мартынович! Поздравляем Вас с 97-летием со дня рождения и желаем крепкого здоровья и долгих лет жизни! |
Чернобыль… Во всём мире название этого небольшого украинского города вот уже много лет ассоциируется с крупнейшей за всю историю человечества техногенной катастрофой. 26 апреля 1986 года взорвался реактор на Чернобыльской АЭС, по выбросу радионуклидов равноценный 50, сброшенным на Хиросиму атомных бомб. Это нанесло жестокий удар по судьбам миллионов людей. О событиях тех далеких лет и их последствиях было представлено ребятам школ №1 и №2 на лекции «Чернобыль. Мы помним…». Для современных школьников Чернобыль – заброшенный город из одноименного нашумевшего фильма. К сожалению почти никто из них не знал, что произошло 26 апреля 1986 года. В ходе лекции школьникам зачитывались воспоминания очевидцев катастрофы, записи ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, демонстрировались фотоматериалы города до и после взрыва. Особое внимание уделилось одному человеку - нашему земляку Анатолию Кургузу. Он одними из самых первых принял весь удар «взбунтовавшегося» атома на себя. Это он, обжигаемый раскаленным радиоактивным газом закрыл термодверь реактора, сохранив жизни другим сослуживцам. Имя его вошло в летопись Унечского района и достойно того, чтобы о нем знали все. Есть события и люди, о которых нельзя забывать. И неважно сколько лет прошло с того момента – 20, 30 или 100. Мы все должны помнить об этом. |
Иногда простые и привычные для нас вещи имеют давнюю и очень интересную историю. Это в полной мере относится и к нашему сегодняшнему герою - сундуку. Люди использовали сундуки еще с незапамятных времён, египтяне и греки уже пользовались ими. Сундук - от турецкого «сандык». Деревянный сундук – традиционный предмет мебели в старинной русской избе. Владимир Даль в своём словаре называл сундук «коренной русской утварью». Заметное место занимает сундук и в экспозиции нашего музея. Он расположен в первом зале в разделе «Старинный крестьянский быт». В России сундуки получили широкое распространение в средние века, а пришли они с Востока и стали универсальным предметом мебели: в нём хранили вещи, собирали приданое для дочери, на нём сидели, очень часто сундук был и спальным местом. А уж у женщины вся жизнь была связана с сундуком. Если в семье рождалась дочь, тут же приобретался сундук. Пока девочка росла, сундук наполнялся приданым: одеялами, подушками, рубашками и сарафанами, платками, отрезами полотна. Сундук – женская территория. Считалось, что если муж лезет к жене в сундук, то он пропащий человек. Сундук был символом достатка, богатство семьи на Руси измерялось количеством сундуков, их с гордостью демонстрировали гостям и родне. Изготавливались сундуки из дуба, бука, ясеня. Крестьянские сундуки были попроще и поскромнее, купеческие побогаче и добротнее, но и те, и другие делались на совесть. В смысле конструкции сундук – это прямоугольный короб с покатой крышкой. Сундуки украшались росписью, иногда резьбой, внутри на крышку наклеивались репродукции, фотографии, открытки, записывались даты рождения и смерти родных, а иногда и время отёла коровы. В хорошем сундуке была непременная вещь – ящичек вдоль боковой стороны для мелких предметов, в том числе денег и ценностей. В нашем музейном сундуке тоже есть такой отдел. Традиция иметь у себя такой сундук живёт и сейчас во многих деревнях и сёлах Брянщины. Его стараются сберечь, им дорожат и не спешат с ним расстаться. |
Приближается 77-я годовщина Великой Победы. В преддверии этого праздника для учащихся 3 кл. шк. №5 (классный руководитель Ноздря Тамара Ивановна) в военном зале музея была проведена беседа «Воспоминания детей войны о своем убитом детстве». Началась она с рассуждения о самом понятии «дети войны», кто к ним относится, как война отразилась на их судьбе и когда Унеча и Унечский район оказались под немецкой оккупацией. Музеем было собрано немало свидетельств людей, в детстве переживших войну, многие их воспоминания прозвучали в ходе беседы. Здесь и проводы отцов и старших братьев на фронт, и бомбежки станции, и жизнь в землянках в голоде и холоде, и страшные зверства фашистов, свидетелями которых эти люди стали, будучи совсем маленькими детьми. Многие из них прошли вместе с матерями через концлагеря и тюрьмы, многие остались сиротами, не дождавшись с фронта отцов. Такие рассказы своих земляков, по сути дела, своих прадедушек и прабабушек, ребята слушали впервые. Впервые они подержали в руках и лично смогли прочитать фронтовые письма, которые солдаты писали своим детям. В ходе встречи школьники задавали немало вопросов о деталях и подробностях жизни своих ровесников в то далекое и тяжелое время. В заключение ребята еще раз осмотрели экспозицию военного зала, которая послужила иллюстрацией к теме беседы. |
19 апреля гостями Унечского краеведческого музея стали учащиеся техникума им. Героя России А. Рассказа (преподаватель Малышева В.). Будущие программисты приобрели билеты, воспользовавшись Пушкинской картой, и с пользой и удовольствием провели время в музее. Для них была подготовлена специальная программа. Сначала для ребят сотрудники музея провели обзорную экскурсию по залам музея, в ходе которой они познакомились с богатой историей унечского края от древних славян до наших дней. Здесь были рассказы о могильных курганах, об истории старинного города-крепости Россусь, об участии местных казаков в боевых сражениях против шведов и французов, строительстве железной дороги от Брянска до Гомеля в конце 19 века. Рассказ о мужестве и стойкости наших земляков в годы ВОВ, а также в Афганистане и Чечне прозвучал для учащихся в военном зале. Во второй части программы ребятам был предложен исторический квест по одному из залов музея. Разбившись на команды, они прошли по маршруту, состоящему из нескольких этапов. Победителю, который первым преодолел все сложности пути и составил ключевое слово, был вручен памятный буклет музея. |