350 лет назад, 9 июня 1672 года родился Пётр I, прозванный Великим, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, выдающийся государственный деятель-реформатор, определивший направление развития России в XVIII веке. Масштабные преобразования Петра I коснулись всех сфер жизни: государь заложил основы современного государственного устройства России, создал армию и флот, учредил новую систему образования. Именно при нем открылись первые культурные учреждения: музей «Кунсткамера», общедоступная библиотека и Академия наук.
Петр I совершил грандиозный прорыв в области воспитания и образования. При нем в России были введены гражданский шрифт и арабские цифры, открыты светские школы для всех городских сословий; заработали типографии, напечатавшие только при жизни Петра Алексеевича больше 600 наименований. Среди них – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», о котором и пойдет речь далее.
В феврале 1717 года в России по указанию Петра вышло пособие по воспитанию и обучению юношей из дворянского сословия. Учебник получил название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». До сих пор неизвестны все источники, лежавшие в основе первого в России учебника «этикета». Без сомнений, что наставления юношеству были собраны из разных переводных западноевропейских книг, среди них – труды Эразма Роттердамского. Не известен до сих пор и создатель сборника. Не исключено, что над «Зерцалом» по приказу Петра работали несколько авторов и редакторов. Но то, что сам Пётр приложил руку к пособию, сомневаться не приходится.
По сути «Зерцало» представляло собой первый светский букварь. В начале пособия помещалась новая гражданская азбука и слоги, арабские цифры и краткие нравоучения из св. Писания, а во второй части – новый этикет для юношей и девушек. Так что вместе с грамотой дети постигали правила поведения в семье, на улице, в церкви, на светских приёмах. «Зерцало» стало одним из самых успешных произведений петровского времени, настоящим бестселлером: только при жизни императора его переиздавали трижды, и вплоть до революции интерес к нему не ослабевал.
Пособие состояло из двух частей. В первой части – обучение гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр. А вот вторая часть – это собственно правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Они учились не кичиться знатностью и богатством, а гордиться делами. Знание иностранных языков, умение ездить верхом, танцевать и фехтовать, почитать родителей, избегать праздности, достойно вести себя в обществе и много других наставлений содержит эта книга. Давайте перечитаем некоторые из них.
Об отношении к родителям.
В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать.
У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
О ведении беседы.
Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца или с задору говорить, не яко бы сумасброды.
Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно есть. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать.
О поведении за столом и в обществе.
Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь свои ногти, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не жри как свинья.
Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай.
Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать, и ниже шею и плеча якобы из повадки трясти, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить.
Об отношении к службе и к людям.
Ещё же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с охотою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастье себе получает.
Не учись, как бы тебе людей обманывать, ибо сие зло богу противно, и тяжкой имаши за то дати ответ: не презирай старых и увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злее порока в отроке, яко ложь, а от лжи рождается кража, а от кражи приходит веревка на шею.
Таким образом, Петру I как воспитателю есть что сказать потомкам-педагогам. Его требования к подрастающему поколению не утратили своей актуальности и в современной школе.
(по материалам статьи из журнала "Родина" №5 май 2022г.)