Главная » 2022 » Август » 05

2022 год для нашего города юбилейный – Унече исполняется 135 лет. Для города возраст совсем небольшой, но сколько эти годы вместили в себя важных и значимых событий, сколько перемен принесли в жизнь страны, края и каждого человека в отдельности! Время меняет не только людей, но и города, в которых они живут, и перемены эти бывают весьма впечатляющими. Наш город – прекрасная тому иллюстрация. Его история и развитие накрепко связаны с железной дорогой. Возникнув как станция в 1887 году после сдачи в эксплуатацию шестого участка Полесских железных дорог, Унеча из маленького пристанционного поселка выросла не только в крупный железнодорожный узел со множеством подразделений, но и превратилась в современный город, обладающий промышленным и человеческим потенциалом.

Самая уважаемая профессия в городе – железнодорожники. Именно их трудом расширялась и крепла станция и рос город. Многие семьи поколениями трудились на железной дороге, сформировались целые династии, чьи фамилии стали символом верности профессии, раз и навсегда выбранному пути: Курашовы (две династии, не связанные друг с другом родством), Автушенко – Гореловы - Рачковы, Соломахо – Мороз, Нищаковы – Глазкрицкие. Если сложить годы работы на железной дороге всех этих династий, то получится больше тысячи лет. А о династиях Курашовых стоит сказать особо. Так получилось, что на железной дороге сложилось две династии с такой фамилией, обе многочисленные (до 15 человек в каждой), обе насчитывают по несколько поколений. И в каждой семье основой стали 5 братьев. Первые Курашовы были Кузьмичами, все пятеро – машинисты, а другие – Петровичами – машинисты и ремонтники, так их и различали.

Обе династии своим трудом прославили станцию Унеча на всю дорогу, сначала Белорусскую, а затем Московскую.

Каждая из династий насчитывает по 3-4 поколения железнодорожников, начиная со строительства дороги в конце 19 века, и заканчивая нашими днями. Общий трудовой стаж двух династий насчитывает не одну сотню лет!

Вот с такими замечательными людьми, продолжателями железнодорожных традиций, встречает станция Унеча свой 135-й день рождения, встречает по-прежнему под стук колес и гудки тепловозов. Счастливого пути!

Подробный рассказ о железнодорожных династиях смотрите в ранее опубликованных статьях по ссылке:

https://museum-unecha.ucoz.net/news/zheleznodorozhnye_dinastii_gordost_unechi/2021-07-28-994

https://museum-unecha.ucoz.net/news/zheleznodorozhnye_dinastii_gordost_unechi_chast_2/2021-07-29-996

https://museum-unecha.ucoz.net/news/zheleznodorozhnye_dinastii_gordost_unechi_chast_3/2021-07-30-997

https://museum-unecha.ucoz.net/news/zheleznodorozhnye_dinastii_gordost_unechi_chast_4/2021-07-31-998

 

Просмотров: 237 | Добавил: unechamuzey | Дата: 05.08.2022 | Комментарии (0)

Наши далёкие предки были земледельцами. Для работы на земле они изобрели немало инструментов, помогавших им обрабатывать почву и готовить её под посевы. Главным помощником для землепашцев была соха, история возникновения которой уходит глубоко-глубоко в прошлое. Соха – один из самых древних на Руси инструментов для обработки земли. В отличие от плуга, соха не переворачивала пласт, а дробила его. Это тягловое ручное пахотное орудие, распространённое преимущественно у славянских народов в Восточной Европе и России.

Следы сохи находили при раскопках в Великом Новгороде где-то VII-VIII вв. по времени. Своё название она получила от праславянского «сук с развилкой», который тоже назывался сохой.

Возникновение сохи связано с формированием подсечно-огневого земледелия, когда было достаточно простого рыхления почвы без переворачивания.

Соха упоминается в летописи в XIII-XIV веках, а археологи находили сошники, относящиеся к VII-VIII векам. Сохой пользовались вплоть до конца XIX века, когда появился плуг. В отдельных регионах соха задержалась и до середины двадцатых годов.

Соха изготавливалась вручную, это штучное изделие, каждый крестьянин изготавливал соху для себя на собственном дворе. Была пословица «Соха на соху, пашня на пашню, лошадь на лошадь, лето на лето не похожи».  Основная часть сохи – рассоха, доска, раздвоенная на конце, на которую крепились сошники – железные наконечники сохи. Работа с сохой требовала больших физических усилий пахаря.

Глубина обработки – 12 см. Соха была достаточно дешёва по сравнению с плугом, но быстро разбалтывалась и отсыревала, приходила в негодность.

Соха была орудием универсальным, использовалась для разных полевых работ. Ею проводили первую вспашку, запахивали семена, пропахивали картофель и т. д. Ею можно было пахать не только сухую, но и влажную почву, на неё не налипала земля. Соха была удобна для крестьянской семьи тем, что свободно работала на узких и небольших наделах, имела небольшой вес (около 16 кг), её можно было ремонтировать прямо в поле.

Тем не менее пахать сохой было довольно сложно, особенно для неопытного пахаря. «Пашню пашут – руками не машут» - говорит пословица. Пахарь при работе держал её за рукоятки и постоянно следил за ходом. Если сошники сильно зарывались в почву, её приходилось приподнимать. В конце борозды пахарь поворачивал соху, предварительно вынув её из земли и держа на весу. Чтобы пахать было легче, нужна была здоровая, сильная, послушная лошадь.

Можно с уверенностью сказать, что для мелкого крестьянского хозяйства соха была оптимальным вариантом. Крестьяне ласково называли соху «матушка-кормилица», «бабушка Андреевна», приговаривали: «Держись за сошеньку, за кривую ноженьку».

Просмотров: 278 | Добавил: unechamuzey | Дата: 05.08.2022 | Комментарии (0)