»
13:55
Железнодорожные династии - гордость Унечи! (часть 2)

Мы продолжаем рассказывать об  известных железнодорожных династиях Унечи. Сегодня речь пойдет о двух династиях Курашовых.

Идея строительства Полесской железной дороги, 6-ой участок которой соединил два старинных города Брянск и Гомель, на равном удалении от которых расположилась наша станция, возникла в конце XIX века в связи с обострившейся внешнеполитической ситуацией.

Первый камень будущей станции был заложен недалеко от реки Унеча в сентябре 1885 года. Приблизительно в это время и появился в наших краях артельный староста из деревни Робчик Кузьма Курашов. Он вместе со своим братом принял участие в строительстве дороги. Уровень технической оснащенности строителей-железнодорожников того времени был весьма низок, всё делалось практически вручную. Неимоверными усилиями строителей дорога была построена в срок, и 8 августа 1887 года был подписан акт о приеме в эксплуатацию шестого участка Полесских железных дорог.

            Всего на нём было 11 железнодорожных станций, в том числе и станция третьего класса Унеча. Брата Кузьмы Курашова назначили начальником станции Жудилово.

Пять  сыновей Кузьмы: Георгий, Антон, Петр, Демьян, Иван и его дочь стали железнодорожниками, более того, все сыновья были машинистами.

В годы второй пятилетки (1933-37гг.) Унечское депо, где работали братья, не только успешно справляется с постоянно возрастающими перевозками, но и добивается высоких скоростей при вождении поездов, экономии топлива и материальных ресурсов. Паровозные бригады активно включались в кривоносовское движение.

За ударный труд и активное участие в стахановско-кривоносовском движении в 1936 году машинисту Георгию Курашову была вручена правительственная награда. По всей Белорусской дороге, к которой тогда относилось и депо Унеча,  гремела слава о братьях Курашовых.

Летом 1937 года машинист Георгий Курашов, закончивший к этому времени  железнодорожную академию НКПС, уходя на должность начальника депо Унеча, передал свой паровоз СО-17 №601 брату Антону.

Экипажи молодых машинистов Антона, Демьяна и Петра Курашовых были  инициаторами социалистического соревнования в депо, являлись примером во всём.  Тяжеловесные поезда, которые вели братья по кольцу Унеча -Кричев - Хутор-Михайловский -Унеча, прибывали на станции всегда точно по графику.

Все  братья имели прекрасный музыкальный слух, все играли в духовом оркестре при депо, все были трубачами. В годы Великой Отечественной войны все братья работали в эвакуации,  водили поезда с ранеными, боеприпасами, оборудованием. К сожалению, пережить войну смог только один  из легендарных братьев – Демьян Кузьмич.

Он родился в1913 году и прошел путь от кочегара до машиниста.  После войны продолжил работать машинистом в родном депо. За свой самоотверженный труд был удостоен Ордена Ленина и нагрудного знака «Почетному железнодорожнику».

Передать детям в наследство любимую работу - почетно для железнодорожника. Рабочую эстафету от отца приняли сыновья Демьяна Кузьмича - в 1956 году Эдуард (1939-2006 г.), а в 1964 году - Виталий (1945 г.р.).

Виталий Демьянович за трудовую доблесть награждён орденом  «Знак Почета».  Продолжил он и музыкальную традицию семьи – стал играть в духовом оркестре, как его отец и дяди. Общий его стаж на железной дороге составил 33 года. Железнодорожником стал и муж его внучки Насти Павел.

Четвертым поколением железнодорожников Курашовых стал сын Эдуарда Демьяновича - Виталий. После окончания   училища он тоже сел на локомотив, став помощником машиниста.

Удивительным образом сложилось, что в Унече образовалась  еще одна славная династия Курашовых, причем никаким родством с упомянутой выше семьей не связанная. И здесь было пять  братьев. И все тоже железнодорожники.  Их называли Петровичи, чтобы не путать с Кузьмичами.

В 20-е годы прошлого века  братья Курашевы: Михаил (1897 г.р.), Иван (1900г.р.), Алексей (1905г.р.), Илья (1908 г.р.) и  Архип (1912 г.р.). приехали в Унечу из Жирятинского района, узнав, что в депо  Унечи требуются работники.

Самым старшим из братьев и самым заслуженным был Михаил Петрович.

Он  прошел сложный путь от железнодорожного  рабочего до высшей ступени профессионального мастерства  машиниста– инструктора. Был удостоен многих  высоких  правительственных  наград, в т.ч. Ордена  Ленина, Ордена  Почета и высшей награды  Министерства путей сообщения: нагрудного знака  «Почетному железнодорожнику». Прожил он большую, насыщенную жизнь и умер в возрасте 90 лет, окруженный детьми и внуками.

 Из троих его детей: Анны (1933 г.р.), Николая (1936 г.р.), Виталины (1938 г.р.), только сын Николай связал свою жизнь с железной дорогой: закончил БИИЖТ, работал на строительстве мостов и тоннелей в Домодедово, Калининграде. В  Совете Министров РСФСР был  заместителем председателя  по строительству.

Членом династии Курашовых стал  зять Михаила Петровича, муж дочери Виталины Михайловны - Шестаков Анатолий Геннадьевич, 1938 года рождения. Он окончил железнодорожное  училище, долгое время работал машинистом.  Внук по этой же линии Андрей Анатольевич– 1970 года рождения  также окончил железнодорожное училище и перед поступлением в МИИТ поработал машинистом. В  МИИТе получил  специальность инженера по эксплуатации магистральных тепловозов. Работал заместителем генерального  директора ООО «Статусстрой». К сожалению  их уже нет с нами.

Внучка Михаила Петровича Ирина – 1962 года рождения, окончила экономический факультет МИИТа и  работала  главным бухгалтером Могилевского отделения железной дороги.

Её муж – Мартынов Сергей Петрович – заместитель начальника Могилевского отделения Белорусской железной дороги  по локомотивному и вагонному хозяйству.

Их дети, т.е. правнуки Михаила Петровича, Максим и Михаил – оба тоже окончили железнодорожные вузы, один из них работает по специальности в Минском отделении дороги.

Железнодорожная династия Курашовых – Шестаковых - Мартыновых продолжается уже в четвертом поколении!

На улице Горького  в Унече стоит скромный деревянный дом, в котором  сейчас проживает дочь Михаила Петровича Виталина Михайловна. Она хранит память обо всех, кто жил в нём и трудился на благо родного города и Отечества. Сюда часто приезжает дочь Ирина, гостят внуки.

Коротко об остальных братьях Курашовых. Илья погиб на фронте. Остальные братья много лет отработали в локомотивном депо Унеча, Иван - вызывным дежурным по депо,

Алексей и Архип прошли путь от кочегара до машиниста.

Сын Архипа Владимир тоже пошел по стопам отца, стал машинистом.

И внук Архипа Геннадий Ященко, сын его дочери Марии, стал железнодорожником, работает в Москве.

Дочь Ивана Мария всю жизнь до пенсии работала проводницей пригородных поездов.

На сегодняшний день железнодорожная династия Курашовых насчитывает пятнадцать  человек!

Курашовы - гордость Унечи!

 

Просмотров: 90 | Добавил: | Теги: унечские железнодорожники, Железнодорожные династии Унечи, ст.Унеча | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: