В память об ушедшем от нас поэте и писателе-краеведе Ложечко С.М. продолжаем публиковать фрагменты его автобиографической повести «Дети войны, или подранки», в которой мы встречаемся с Унечей 40х-50х гг. прошлого века.
….9-го мая 1945г. вокруг все изменилось. Я помню, как это было.
Я уже лежал в кровати, когда за окном раздался выстрел, потом второй, потом еще и еще. Мама подошла к окну, убрала занавеску и сразу позвала меня:
- Вставай, посмотри ракеты!
Я вскочил, увидел, как в небе над стадионом медленно плыли зеленые и красные огни.
Я вырвался на улицу и побежал на стадион. Со всех сторон туда бежали другие мальчишки и девчонки. И взрослые тоже. Все кричали: «Победа, победа…» Я тоже бежал и кричал: «Победа, победа, победа…». Мне только шесть лет, и я еще не совсем понимал, что случилось, но эти красивые огни в небе могли быть только счастливыми.
Это было восьмого мая. До сих пор не могу понять, как эта новость попала в Унечу. Официальное сообщение было только утром девятого мая.
Буквально на следующий день вокруг все преобразилось. Люди стали улыбаться, сбросили с себя темные платки, оделись в яркие платья и костюмы. Из окон домов стали слышаться песни, правда, мужских голосов пока было маловато.
По Луначарской улице ехали машины, а в кузовах голосистые девушки пели на всю Унечу.
Откуда-то появился небольшой каучуковый мячик, и мы ватагой гоняли его на поляне возле разбитой школы….
…После Победы первый настоящий праздник состоялся в «день железнодорожника». Этот день – любимый праздник Унечи. Любили этот день и мои родители. У нас собирались их гости: сослуживцы, соседи, друзья и подруги. Набиралось человек десять-двенадцать.
В парке клуба было объявлено массовое гуляние. Вход на территорию парка платный, но никто лучше мальчишек не знал все дыры в парковой ограде.
С утра два новых громкоговорителя транслировали Москву, а днем играл духовой оркестр клуба. Просто так играл марши, вальсы и другую музыку. Собралось много людей. Молодежь медленно прохаживалась по аллеям, показывала свои наряды, пропахшие нафталином. Более солидные люди сидели на лавочках, расставленных вокруг включенных в честь праздника фонтанов. Мужчины жались возле буфета, где можно было выпить бочечного пива, или лимонада, и закусить бутербродом с дефицитной колбасой, или с сыром. Рядом продавалась газированная вода. Стакан без сиропа, просто шипучка, которую у нас называли сельтерской водой, стоил одну копейку. Стакан с яблочным сиропом стоил четыре копейки, а с вишневым – пять копеек. Богатеи могли взять газировку с двойным сиропом за двойную плату.
Но самое главное – можно купить мороженое и, даже двух сортов: молочное и «фруктовое» (то же самое молочное, но закрашенное клюквенным соком). Мороженое стоит десять копеек. У меня всего тридцать, но десять из них надо оставить для кино. На детском сеансе сегодня покажут «Чапаева»…
… Но главным очагом культуры в Унече был клуб имени 1-го мая. Здесь хорошо была поставлена кружковая работа. Был драматический коллектив под руководством Полторацкого, оркестр народных инструментов под управлением Есипова, духовой оркестр, танцевальный коллектив и много хороших солистов: Михаил Стожко, Валентина Свиридова, Александр Туманов, Эдуард Мицуль. Зрители знали всех артистов, любили их.
Конечно, ведущим коллективом в клубе был хор под управлением Сотникова. Этот хор, составленный из любителей, гремел по всей Белорусской железной дороге, выступал даже в Москве.
Концертмейстером (аккомпаниатором) хора была жена Сотникова Берта Григорьевна.
Посещали Унечу артисты различных филармоний России и Белоруссии, заезжали театры из Гомеля и Брянска. Однажды приезжала Изабелла Юрьева. Концерт проходил при переполненном зале. Она пела великолепно. Несмотря на возраст, голос звучал красиво и был узнаваемым: точь - в -точь, как на пластинках.
Бывали в Унече и другие знаменитые коллективы. У нас выступал танцевальный ансамбль из Ленинграда, приезжали какие-то циркачи, оставил добрые воспоминания популярный в те годы Вольф Мессинг.
Наши зрители очень активно отзывались на эти гастрольные мероприятия, но самой желанной встречей всегда была встреча со своими артистами. Большие концерты художественной самодеятельности обязательно бывали в день железнодорожника, в празднование годовщины Октября и в день 1-го мая. В зале никогда не было свободных мест, люди теснились в проходах и на балконе...
|