В ежегодной акции "Ночь музеев" в 2023 году вновь поучаствует большое количество культурных учреждений по всей России. Унечский краеведческий музей, в связи с проведением капитального ремонта, примет участие в акции лишь виртуально.
Тема акции в этом году очень широка – «История и истории». В рамках этой темы предлагается поговорить о сохранении исторической памяти, о музейных коллекциях и научных открытиях, об интересных фактах и событиях. ... Мы предлагаем вам совершить небольшую виртуальную прогулку по фондам нашего музея:
Подзор
Те, кто когда-то жил в деревне или приезжал туда в гости к бабушкам и дедушкам, проводил там летние каникулы, замечали, что здесь свои традиции, отличные от городских. Одной из таких традиций или привычек можно назвать оформление спального места - кровати. Она всегда красиво и необычно выглядела. Гора подушек, плюшевый или вышитый ковер на стене и неотъемлемая часть убранства – подзор. Что это такое и зачем нужен подзор?
Подзор – это оборка, используемая для украшения спального места, она обрамляет нижний край кровати. В отличие от современных моделей, кровати наших бабушек отличались приличной высотой и могли достигать в высоту до метра. Высокая мебель использовалась не случайно, а чтобы спать как можно выше от пола, где при печном отоплении воздух всегда был значительно холоднее. Таким образом, под кроватью образовывалось вместительное свободное пространство. И хозяйки предпочитали использовать его с пользой для дела – помещали там разнообразные сундуки, короба, ларцы, корзины с домашней утварью. Только это же ведь не эстетично. Своеобразной ширмой, скрывающей все эти принадлежности от посторонних глаз, и служил подзор. То есть назначение подзора было в первую очередь функциональным.
Однако, мастерицы обязательно украшали подзор специальным орнаментом или узорами, чтобы отгонять от спального места всякую нечисть и чужие дурные помыслы. Так незамысловатый кусок ткани превратился в оберег, защищая семейную пару от злых духов.
Мотивы вышивок на подзорах были разнообразны: встречаются геометрические и растительные орнаменты, изображение птиц и животных. Вышивка на подзорах выполнялась в самых различных техниках: крест, тамбурный шов, гладь, роспись. Также часто использовалось кружево ручной работы или вышивка ришелье.
Почему вышивались подзоры, а не простыни? Потому что простыня быстрее грязнится, протирается и приходит в негодность.
В нашем музее хранятся подзоры, выполненные в разной технике – с вышивкой крестом, гладью и ришелье.
Фляжка «Просянкин на охоте»
В наш музей попала обычная жестяная фляга, а история ее создания оказалась довольно интересной.
Ее очень ценят грибники и охотники, а также офицеры за то, что она идеально подходит под размер внутреннего кармана офицерской тужурки, кителя, шинели и пальто.
Изготавливали эту фляжку в г. Северодвинске на заводе «Севмаш». Ее выпуск начался с тех пор, когда директором «Севмаша» (1972-1986гг.) был Григорий Лазаревич Просянкин (советский кораблестроитель, организатор производства, руководитель крупнейших предприятий судостроительной промышленности СССР, один из создателей атомного флота СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер трёх орденов Ленина, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Почётный гражданин Северодвинска, участник Великой Отечественной войны). Он не совсем похож на того бородатого охотника, шагающего с ружьем на плече, который выштампован на фляжке, но в шутливом названии запечатлено уважение к его личности среди рабочих завода.
Сделана она из пищевой нержавейки, с завинчивающейся пробочкой и тиснением особого кристалла. До сих пор эта фляжка – оригинальный подарок на память о городе корабелов. А какое-то время ее «доставали» у севмашевцев только за «шило» – так называют спирт, пригодный к употреблению (отсюда – «шильница»).
Со временем наладилась продажа удобной фляжки и она ушла, как говорится, в массы. Так, в 1990 году «Северный рабочий» писал: «С сотен фляжек, блестя хитрым профилем, глядел на нас мужичок с ружьем. “Просянкины на охоте” готовились для отправки в торговую сеть. Еще совсем недавно эти емкости можно было купить, так сказать, с рук на “черном рынке” – сегодня у нас в области они уже не дефицит».
В одном из интервью космонавт Гречко Георгий Михайлович упомянул флягу с изображением охотника, так что вполне возможно «Просянкин» побывал и в космосе.
Бархатная пудра
На полках нашего хранилища встречаются очень интересные вещи. Например, небольшая круглая коробочка, с изображением красивой девушки и надписью - «ТэЖэ». На первый взгляд, название «ТэЖэ» кажется французским, но все намного проще.
«В каждой квартире, в любом этаже знают достоинства марки ТэЖэ» — это советский рекламный слоган. В 1930-е годы покупатели в московских галантерейных магазинах то и дело спрашивали: "А мыло "ТэЖэ" у вас есть?", "А духи "ТэЖэ"?", "А крем "ТэЖэ"?"
Загадочное ТэЖэ производило все, что нужно для красоты и гигиены — стиральные порошки, мыло, зубные пасты и порошки, а также кое-что поинтересней— пудра, губная помада, духи и одеколоны.
По советскому обычаю в магазинах стояли очереди, ТэЖэ вызвало ажиотаж, и первые советские модницы раздумывали над названием. Аббревиатуру «ТэЖэ» толковали как «Товары для Женщин» или «Тайна Женщины». Но тайна самого названия такова, что у советских маркетологов были основания ее прятать. «ТэЖэ» восходит к названию «Государственный трест высшей парфюмерии жировой и костеобрабатывающей промышленности», или, короче говоря, трест «ЖирКость», которая впоследствии и сократилась до Т»эЖэ». В Советском Союзе были прочно перемешаны пищевая, мыловаренная и косметическая промышленности. И если мыло делали из жиров, то так и говорили.
Красоту в Советском союзе взяло под контроль само государство. Косметика и парфюмерия стали частью планов, пятилеток и масштабного производства. Поклонницы «Красной Москвы» и «Ландыша серебристого» должны добрым словом вспомнить Полину Жемчужину, которая сделала возможным массовое производство косметики и парфюмерии в СССР.
Государственному тресту «ТэЖэ» подчинялись все парфюмерные фабрики, и продукция постепенно попала в разряд почти роскошной. Трест «ТэЖэ», отталкиваясь от западных стандартов роскоши, активно утверждал советский образ жизни. Через «ТэЖэ» подавались ценности культуры и цивилизованности, формировался образ идеального советского гражданина: следящего за красотой и, в то же время, ответственного и серьезного строителя коммунизма.