Главная » Архив материалов
« 1 2 ... 72 73 74 75 76 ... 166 167 »

Музеем Победы дан старт Международному конкурсу видеороликов «Раритеты Великой Победы», приуроченному к 76-летию окончания Второй мировой войны.

Конкурс проводится в рамках реализации Международного проекта «Территория Победы» совместно с Всероссийской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны и труда при поддержке Российского информационного агентства «Победа РФ» и Онлайн ТВ Музея Победы.

Целью конкурса является сохранение и популяризация музейных коллекций, связанных с боевым и трудовым подвигом советского народа в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Унечский краеведческий музей принял участие в конкурсе с работой "Любовь и верность в фронтовой переписке".

Участие могут принять музеи, расположенные на территории всего мира.

Конкурс проводится в четыре этапа:

  • 1 этап «Прием работ» − с 5 мая по 5 августа 2021 года;
  • 2 этап «Онлайн-голосование» на официальном сайте Музея Победы − с 3 сентября по 15 октября 2021 года;
  • 3 этап «Подведение итогов. Объявление победителей» − 20 октября 2021 года.
  • 4 этап «Торжественное награждение» − торжественную церемонию награждения победителей планируется провести в рамках работы Санкт-Петербургского международного культурного форума (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2021 года).

С подробной информацией о конкурсе вы можете ознакомиться: https://victorymuseum.ru/online-programs/competition/mezhdunarodnyy-konkurs-videorolikov-raritety-velikoy-pobedy/

Е-mail для связи с организаторами: expert@cmvov.ru, телефон: +7 (499) 449-81-17, +7 (499) 449-81-59.

 

Просмотров: 166 | Добавил: unechamuzey | Дата: 03.08.2021 | Комментарии (0)

День города – это не только праздничные концерты, гуляния и салюты. Это возможность проверить: а знаешь ли ты историю своего родного города и вообще, знаешь ли хоть что-нибудь))

Предлагаем вашему вниманию интеллектуальное шоу «UnMusQuiz» - квиз-игру для интеллектуалов, любителей каверзных вопросов, людей думающих и интересующихся. У вас есть прекрасная возможность собрать семейную команду и поиграть вместе. А можно пригласить в соперники своих друзей или уединиться от всех и проверить лично себя.

Играйте и выигрывайте в «UnMusQuiz»!

Просмотров: 232 | Добавил: unechamuzey | Дата: 31.07.2021 | Комментарии (0)

В первое воскресенье августа вся страна отмечает день железнодорожника, а жители Унечи – еще и День города. И это совсем не случайно, ведь наш город обязан своим появлением именно железной дороге. В конце XIX века по приказу Александра III было начато строительство 6 участка Полесских железных дорог, который соединил два старинных города – Гомель и Брянск. Одной из 11 станций, открытых на этом участке, стала Унеча. Станция получила свое название по имени реки и хутора.

В этом году Унеча празднует свой 134 день рождения. Время не стоит на месте, город живет и меняется. Зеленеют улицы нашего города, расцветают клумбы и парки, благоустраивается центр. Увидеть всю красоту города можно лишь, обернувшись назад. Для этого мы подготовили видео-обзор фотографий периода середины 20 в. - начала 21в. Приятного путешествия!

Просмотров: 252 | Добавил: unechamuzey | Дата: 31.07.2021 | Комментарии (0)

Заканчиваем свой цикл статьёй ещё о двух уважаемых в Унече  железнодорожных семьях. И в этом случае сложилось так, что эти семьи соединились в одной, семье Инны Анатольевны и Виктора Михайловича Нищаковых. Их отцы: Глазкрицкий Анатолий Федорович и Нищаков Михаил Яковлевич более 30 лет каждый проработали в локомотивном депо машинистом и помощником машиниста. А в семье Нищаковых еще и мама Байда Анна Афанасьевна посвятила жизнь ж/дороге. Виктор Михайлович Нищаков продолжил дело родителей и всю жизнь проработал на ст. Унеча машинистом и машинистом – инструктором.

Чуть подробнее о каждом из них.

С юных лет Анатолий Глазкрицкий считал, что водить  через всю страну большие составы по стальным магистралям  и есть самое большое счастье.

В 1953 г после  окончания Брянского железнодорожного училища в должности помощника машиниста его отправили на работу в Конотопское отделение Московско – Киевской железной  дороги.

Через год он был откомандирован  на Карагандинскую железную дорогу и осваивал Туркестано- Сибирскую железную магистраль.

- Невозможно описать, что я испытывал в те минуты, когда давался гудок, и состав отправлялся в путь,- вспоминает он,  –Из окна кабины я любовался красотой земли, стальной лентой ТуркСиба, при этом, конечно, не забывая об ответственности за перевозку того или иного груза или людей.

 Период службы в армии  (1955-1959 г. ) нельзя назвать временем отрыва от производства. Анатолий Фёдорович  попал в железнодорожные войска на строительство Уланбаторской железной дороги.  Прослужив год в Монголии, был направлен в школу военных машинистов в г. Ленинград.

После службы в 1959 году его в должности машиниста тепловоза перевели в город Семипалатинск и поручили доставлять гружёные составы на ядерный полигон.  Работа была строго засекреченной и к тому же совсем небезопасной.         

1963 год - переезд в Унечу, работа в локомотивном депо в должности машиниста грузового, а затем пассажирского движения.   В 1987 году Анатолий Фёдорович  ушёл на заслуженный отдых.                                                                                                                                                                                                  

Его сват, Михаил Яковлевич Нищаков, начал постигать профессию железнодорожника в локомотивном депо Унеча ещё в далёком 1952 году. А после учёбы в школе машинистов в городе Калуга с 1969 по 1986 год работал помощником машиниста тепловоза грузового и пассажирского движения.

Его жена Байдо Анна Афанасьевна тоже связала свою жизнь с железной дорогой. С 1940 года работала дежурной в доме отдыха локомотивных бригад на ст. Унеча. В 1941 году была откомандирована в Ленинград, где её застала Великая Отечественная война. До 1945 года Анна Афанасьевна проработала в Ленинграде  на восстановлении транспорта, являясь при этом участником блокады. В конце  1946 года вернулась в Унечу и продолжила свою трудовую деятельность на том же месте.

Надёжный машинист – гарантия безопасного движения поездов, чёткого ритма транспортного конвейера. Эту прописную истину  прочно освоил сын Михаила Яковлевича и Анны Афанасьевны - Нищаков Виктор Михайлович, который пришёл в локомотивное депо ст. Унеча после окончания Московского государственного техникума железнодорожного транспорта.

Виктор Михайлович добросовестно трудился машинистом пассажирского движения, управлял дизель- поездом, справлялся с нелёгкими и ответственными обязанностями инструктора колонны грузового и пассажирского движения. В последнее время работал дежурным по депо Брянск- 2.

Если суммировать всё количество отработанных лет на железной дороге этой семьи, то получится  152 года.

А если сложить годы работы на железной дороге всех вышеназванных в наших статьях династий, то получится больше тысячи лет.

И это не просто число. Это люди. Это их биографии. Это их труд. И не беда, что практически всю свою жизнь железнодорожники проводят в пути под стук колес. Свой выбор они сделали сами.

А наше дело:  знать эти имена, эти судьбы, гордиться ими, сохранять о них память.

Просмотров: 296 | Добавил: unechamuzey | Дата: 31.07.2021 | Комментарии (0)

Мы продолжаем рассказывать об  известных железнодорожных династиях Унечи.

Еще одна большая железнодорожная семья Унечи образовалась при соединении двух любящих людей: Соломахо - Мороз.

Основатель династии Соломахо – Иван Васильевич - 21.03.1907г.р. -был в Унече кочегаром. В годы войны активно помогал партизанам, за что вся семья его (жена и трое сыновей) по доносу полицая была арестована  и отправлена в Унечский концлагерь. Детям пришлось испытать весь  ужас фашистских застенков, стать малолетними узниками.

После войны уже четверо братьев Соломахо, закончив  унечское ж/д училище, стали железнодорожниками.

Иван Иванович – 1929г.р. -  после освобождения Унечи поступил в депо учеником токаря, вместе с земляками возрождал депо из руин. Закончив техникум, стал мастером экипировочных устройств, активным новатором. Много лет был начальником топливной базы локомотивного депо.

Вслед за Иваном один за другим направились в депо его братья.

Евгений Иванович – 1933 г.р. и Станислав Иванович – 1937г.р. прошли весь трудный путь от кочегара до машиниста.

Петр Иванович – 1946 г.р. – начав свой трудовой путь помощником машиниста, дорос до главного инженера локомотивного депо, ушел на пенсию приемщиком локомотивов.

Рассказы в их семьях о беспокойной, но мужественной профессии сделали своё дело. Железнодорожниками решили стать их дети.

 Дочь Ивана Ивановича Людмила- 1959г.р.- после окончания БИТМа 29лет отработала в восстановительном поезде Унечи.

Ее сын Андрей – и сейчас работает монтажником мостостроительного поезда. Там же начальником участка трудится сын Ивана Ивановича Сергей - 1963г.р.

Сын Станислава Ивановича – Алексей – после окончания унечского училища стал помощником машиниста (к сожалению, рано умер).

     Дочь - Наталья – закончила МИИТ, по специальности «Мосты и тоннели», работает в  г.Москве.

Сын Евгения Ивановича – Владимир –1958г.р. - после окончания БИИЖТа вернулся в Унечу. Работал помощником машиниста,  мастером, инженером-технологом, приемщиком локомотивов, ведущим технологом, а затем более 11 лет начальником производственно-технического отдела локомотивного депо. С 2009 г. перешел работать в вагонное депо сначала на должность главного механика, а с 2015 г. – инженера- метролога.

Именно он и стал связующим звеном для объединения двух железнодорожных семей. Его жена – Ольга Сергеевна (в девичестве Мороз) – также является потомственной железнодорожницей. Она до сих пор работает в локомотивном депо зам. по кадрам.

А её отец – Мороз Сергей Николаевич и её брат – Мороз Игорь Сергеевич – тоже были прославленными унечскими машинистами.

Эта замечательная династия состоит из 14 железнодорожников!

Просмотров: 318 | Добавил: unechamuzey | Дата: 30.07.2021 | Комментарии (0)

Мы продолжаем рассказывать об  известных железнодорожных династиях Унечи. Сегодня речь пойдет о двух династиях Курашовых.

Идея строительства Полесской железной дороги, 6-ой участок которой соединил два старинных города Брянск и Гомель, на равном удалении от которых расположилась наша станция, возникла в конце XIX века в связи с обострившейся внешнеполитической ситуацией.

Первый камень будущей станции был заложен недалеко от реки Унеча в сентябре 1885 года. Приблизительно в это время и появился в наших краях артельный староста из деревни Робчик Кузьма Курашов. Он вместе со своим братом принял участие в строительстве дороги. Уровень технической оснащенности строителей-железнодорожников того времени был весьма низок, всё делалось практически вручную. Неимоверными усилиями строителей дорога была построена в срок, и 8 августа 1887 года был подписан акт о приеме в эксплуатацию шестого участка Полесских железных дорог.

            Всего на нём было 11 железнодорожных станций, в том числе и станция третьего класса Унеча. Брата Кузьмы Курашова назначили начальником станции Жудилово.

Пять  сыновей Кузьмы: Георгий, Антон, Петр, Демьян, Иван и его дочь стали железнодорожниками, более того, все сыновья были машинистами.

В годы второй пятилетки (1933-37гг.) Унечское депо, где работали братья, не только успешно справляется с постоянно возрастающими перевозками, но и добивается высоких скоростей при вождении поездов, экономии топлива и материальных ресурсов. Паровозные бригады активно включались в кривоносовское движение.

За ударный труд и активное участие в стахановско-кривоносовском движении в 1936 году машинисту Георгию Курашову была вручена правительственная награда. По всей Белорусской дороге, к которой тогда относилось и депо Унеча,  гремела слава о братьях Курашовых.

Летом 1937 года машинист Георгий Курашов, закончивший к этому времени  железнодорожную академию НКПС, уходя на должность начальника депо Унеча, передал свой паровоз СО-17 №601 брату Антону.

Экипажи молодых машинистов Антона, Демьяна и Петра Курашовых были  инициаторами социалистического соревнования в депо, являлись примером во всём.  Тяжеловесные поезда, которые вели братья по кольцу Унеча -Кричев - Хутор-Михайловский -Унеча, прибывали на станции всегда точно по графику.

Все  братья имели прекрасный музыкальный слух, все играли в духовом оркестре при депо, все были трубачами. В годы Великой Отечественной войны все братья работали в эвакуации,  водили поезда с ранеными, боеприпасами, оборудованием. К сожалению, пережить войну смог только один  из легендарных братьев – Демьян Кузьмич.

Он родился в1913 году и прошел путь от кочегара до машиниста.  После войны продолжил работать машинистом в родном депо. За свой самоотверженный труд был удостоен Ордена Ленина и нагрудного знака «Почетному железнодорожнику».

Передать детям в наследство любимую работу - почетно для железнодорожника. Рабочую эстафету от отца приняли сыновья Демьяна Кузьмича - в 1956 году Эдуард (1939-2006 г.), а в 1964 году - Виталий (1945 г.р.).

Виталий Демьянович за трудовую доблесть награждён орденом  «Знак Почета».  Продолжил он и музыкальную традицию семьи – стал играть в духовом оркестре, как его отец и дяди. Общий его стаж на железной дороге составил 33 года. Железнодорожником стал и муж его внучки Насти Павел.

Четвертым поколением железнодорожников Курашовых стал сын Эдуарда Демьяновича - Виталий. После окончания   училища он тоже сел на локомотив, став помощником машиниста.

Удивительным образом сложилось, что в Унече образовалась  еще одна славная династия Курашовых, причем никаким родством с упомянутой выше семьей не связанная. И здесь было пять  братьев. И все тоже железнодорожники.  Их называли Петровичи, чтобы не путать с Кузьмичами.

В 20-е годы прошлого века  братья Курашевы: Михаил (1897 г.р.), Иван (1900г.р.), Алексей (1905г.р.), Илья (1908 г.р.) и  Архип (1912 г.р.). приехали в Унечу из Жирятинского района, узнав, что в депо  Унечи требуются работники.

Самым старшим из братьев и самым заслуженным был Михаил Петрович.

Он  прошел сложный путь от железнодорожного  рабочего до высшей ступени профессионального мастерства  машиниста– инструктора. Был удостоен многих  высоких  правительственных  наград, в т.ч. Ордена  Ленина, Ордена  Почета и высшей награды  Министерства путей сообщения: нагрудного знака  «Почетному железнодорожнику». Прожил он большую, насыщенную жизнь и умер в возрасте 90 лет, окруженный детьми и внуками.

 Из троих его детей: Анны (1933 г.р.), Николая (1936 г.р.), Виталины (1938 г.р.), только сын Николай связал свою жизнь с железной дорогой: закончил БИИЖТ, работал на строительстве мостов и тоннелей в Домодедово, Калининграде. В  Совете Министров РСФСР был  заместителем председателя  по строительству.

Членом династии Курашовых стал  зять Михаила Петровича, муж дочери Виталины Михайловны - Шестаков Анатолий Геннадьевич, 1938 года рождения. Он окончил железнодорожное  училище, долгое время работал машинистом.  Внук по этой же линии Андрей Анатольевич– 1970 года рождения  также окончил железнодорожное училище и перед поступлением в МИИТ поработал машинистом. В  МИИТе получил  специальность инженера по эксплуатации магистральных тепловозов. Работал заместителем генерального  директора ООО «Статусстрой». К сожалению  их уже нет с нами.

Внучка Михаила Петровича Ирина – 1962 года рождения, окончила экономический факультет МИИТа и  работала  главным бухгалтером Могилевского отделения железной дороги.

Её муж – Мартынов Сергей Петрович – заместитель начальника Могилевского отделения Белорусской железной дороги  по локомотивному и вагонному хозяйству.

Их дети, т.е. правнуки Михаила Петровича, Максим и Михаил – оба тоже окончили железнодорожные вузы, один из них работает по специальности в Минском отделении дороги.

Железнодорожная династия Курашовых – Шестаковых - Мартыновых продолжается уже в четвертом поколении!

На улице Горького  в Унече стоит скромный деревянный дом, в котором  сейчас проживает дочь Михаила Петровича Виталина Михайловна. Она хранит память обо всех, кто жил в нём и трудился на благо родного города и Отечества. Сюда часто приезжает дочь Ирина, гостят внуки.

Коротко об остальных братьях Курашовых. Илья погиб на фронте. Остальные братья много лет отработали в локомотивном депо Унеча, Иван - вызывным дежурным по депо,

Алексей и Архип прошли путь от кочегара до машиниста.

Сын Архипа Владимир тоже пошел по стопам отца, стал машинистом.

И внук Архипа Геннадий Ященко, сын его дочери Марии, стал железнодорожником, работает в Москве.

Дочь Ивана Мария всю жизнь до пенсии работала проводницей пригородных поездов.

На сегодняшний день железнодорожная династия Курашовых насчитывает пятнадцать  человек!

Курашовы - гордость Унечи!

 

Просмотров: 313 | Добавил: unechamuzey | Дата: 29.07.2021 | Комментарии (0)

Приближается наш любимый праздник –

День города, который традиционно проводится в День железнодорожника!

1 августа Унечский краеведческий музей

подготовил для своих посетителей праздничную программу

«Тобой горжусь, любимый город!».

Мероприятия пройдут как вживую, так и в онлайн-режиме.

Предлагаем вашему вниманию расписание наших мероприятий.

 

Просмотров: 200 | Добавил: unechamuzey | Дата: 28.07.2021 | Комментарии (0)

В нашей стране немало городов и поселков, вся жизнь которых связана с ж/дорогой. Унеча как раз из таких городов. Изначально возникнув как станция, она и сейчас является крупным железнодорожным объектом с многочисленными подразделениями. И железнодорожники – главная и одна из самых уважаемых профессия в городе.

Накануне любимого для Унечи праздника – Дня железнодорожника, ставшего нашим Днем города, мы публикуем цикл статей, посвященных железнодорожным династиям – людям, чьи семьи в нескольких поколениях посвятили себя работе на ж/дороге, чьи фамилии стали символом профессии, верности раз и навсегда выбранному пути.

Конечно, рассказать обо всех ж/д династиях Унечи невозможно. И даже их перечисление займет достаточно много времени. Но мы в нашем музее стараемся собирать максимально полный материал о них. И по возможности представлять его широкой общественности.

Первая статья из цикла посвящена одной из старейших железнодорожных династий Унечи - семье Автушенко-Гореловых-Рачковых.  В их семье 19 железнодорожников!

 

Е.Н.Горелова. Судьбы моей простое полотно…

(из истории рабочей династии железнодорожников Автушенко – Гореловых – Рачковых)

История моей семьи на протяжении нескольких поколений связана с железной дорогой. «Железка», словно живое существо, дала жизнь нашему городу - Унече, подарила работу многим его жителям, в том числе мне и моим близким.

Сегодня Унеча – вторая по величине железнодорожная станция в области после Брянска. А в конце XIX века здесь стеной стоял непроходимый лес, перемежавшийся топкими болотами. В сентябре 1885 года на трассе от Брянска до Гомеля начались работы по строительству железной дороги. Из разных мест сюда потянулись люди, в основном крестьяне, не так давно получившие свободу. Среди них был и мой дед - Автушенко Федос Григорьевич. Жить и работать приходилось в тяжелых условиях. Все делалось практически вручную.

Спустя два года, 8 (20) августа 1887 года был подписан акт о приеме в эксплуатацию шестого участка Полесских железных дорог. Этот день и считается официальной датой основания города Унечи.

К моменту пуска станции в Унече насчитывалось не более двух десятков дворов, а к 1917 году здесь проживало уже не менее 700 человек. Сегодня унечское население составляет более 25 тысяч.

Таким образом, роль железной дороги в развитии нашего города переоценить трудно. Думаю, что если бы не строительство железнодорожной магистрали, то мелкое поселение Унеча к настоящему времени уже прекратило бы свое существование, как это произошло с многими мелкими деревнями, сёлами и хуторами России. Поэтому всей своей историей Унеча обязана именно железной дороге

Нужно ли говорить, что основным занятием большинства унечцев на протяжении многих лет была работа на железной дороге. Не зря же Унечу называют городом железнодорожников.

Стал железнодорожником и мой дед. По окончании строительства в родную деревню он не вернулся, а начал трудиться путевым обходчиком на станции Коробоничи. Его жена - Автушенко Анастасия Ивановна (моя бабушка) - работала сторожем на переезде.

Это истоки нашей железнодорожной династии, насчитывающей 24 человека, общий стаж работы которых на стальных магистралях Родины составляет 508 лет!

Помню из детства рассказы деда о том, как жители Унечи ходили (как на праздник!) встречать и провожать поезда. Как медленно двигались поезда, состоящие из трёх-четырёх словно игрушечных вагончиков, которые тащил такой же маленький паровозик. На остановках поезд стоял очень долго: паровозику надо было отдохнуть. Озорные мальчишки соскакивали на ходу, шли рядом с поездом, рвали цветы для своих девушек и легко догоняли ушедший вперед состав. Как стали приезжать в Унечу, Рассуху и другие поселения люди из разных мест, среди которых было немало предприимчивых и трудолюбивых евреев-мастеровых, торговцев. С ними семья Автушенко всегда была в самых добрых, соседских отношениях (хотя антисемитизм существовал, дело доходило даже до погромов). Как в период Первой мировой войны и Революций 1917 года на станциях появились раненые, эвакуированные, возвращавшиеся из Германии и Австрии пленные. Это было страшное зрелище. А ещё хлынули «мешочники» с сахаром, мукой, ландрином. Процветали спекуляция, бандитизм…

Дедушка со всей семьёй до 1918 года жил в железнодорожной будке недалеко от станции Коробоничи, а дети за несколько километров пешком ходили в школу в Павловку. Дед и его сыновья были работящими и экономными, что позволило накопить денег на строительство дома в Рассухе. Дом у деда был хороший, просторный. Рядом с домом - гумно, овин, где сушили зерно. В хозяйстве были лошадь, корова, овцы, птица. У дедушки была большая колода для пчёл, таких я больше не видела ни у кого. А ещё у него было много голубей, несколько сотен. И, конечно, земля: не пустовал ни один, даже самый маленький, кусочек. Работали все от зари до зари. И нашлись завистники. Жаль, что это были люди, которым дед доверял. Он сдавал комнату рабочим завода, который существовал в Рассухе ещё с дореволюционных времён. А заводчане жили беднее, чем работники железной дороги, их зарплаты были существенно ниже. Да и, видимо, не очень уж трудолюбивыми оказались квартиранты деда. Зато очень завистливыми. Нажаловались властям – кулак, мол, наш хозяин. И раскулачили деда: забрали лошадь, корову, зерно. Многие были возмущены: «Какой же ты кулак?! Работаешь, не покладая рук! Людям помогаешь! Надо жаловаться!» Земляки уважали деда за грамотность, рассудительность, трудолюбие, доброту. И поехал он в волость, в Клинцы. И разобрались ведь, по справедливости! Семье вернули корову, лошадь и зерно, остальное уже растащили. Надо сказать, что дед никогда не держал зла на советскую власть. Говорил, время было такое, трудное, ошибок не избежать…

У моего дедушки была большая семья: шесть сыновей и дочь Евдокия Федосеевна Автушенко (по мужу Коношенко). Все сыновья Федоса Григорьевича и зять Коношенко работали на железной дороге. Скажу несколько слов о сыновьях моего деда, родных братьях моего отца.

Автушенко Иван Федосеевич (мой дядя) в 1913 году окончил Гомельское железнодорожное училище. Начал работать на железнодорожном транспорте в качестве техника дистанции пути с 11 апреля 1918 года. Трудился в Унече, Сураже, Брянске.

Несмотря на войны и революции, станция Унеча активно развивалась. Грузопоток увеличивался. Начали работать новые корпуса депо и мастерские. Было построено новое помещение станции, водокачка паровозного депо. В 1940 году Унеча получает статус города – население достигло 15 тысяч человек. Решающую роль в этом сыграла железная дорога.

В годы Великой Отечественной войны Иван Автушенко был на фронте - начальник путевой колонны «ГАРЕМ 15», которая занималась восстановлением железных дорог после налётов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов противника. Ему было присвоено звание инженер-лейтенанта пути и строительства. Был награждён медалью «За Победу над Германией», нагрудными знаками «Отличный восстановитель», «Отличный строитель». Но самая большая гордость всей нашей железнодорожной династии это высшая награда Родины – орден Ленина, которым был удостоен дядя в 1951 году! После войны он вернулся в Унечу на прежнее место работы, а перед пенсией работал мастером на станции Рассуха.

Автушенко Михаил Федосеевич (мой дядя) по окончании гимназии работал на разных должностях. В 1917 году был телеграфистом и принимал телеграммы, в том числе от самого вождя пролетарской революции В.И. Ленина, чем гордился всю жизнь. Потом был дежурным по станции, начальником станции. Помню, как ребёнком бегала на станцию к своему дяде-дежурному, смотрела, как тот поднимал то красный, то жёлтый флажки, отдавал различные распоряжения. Медленно опускалось крыло семафора. А я мечтала так же стоять и смотреть вслед убегающему поезду…

В 1937 году дядя был репрессирован, но после ареста Ежова его реабилитировали. В годы Великой Отечественной войны он служил начальником подъездной ветки в Архангельске.

Автушенко Пётр Федосеевич (мой дядя) работал маневровым диспетчером.

Автушенко Алексей Федосеевич (мой дядя) работал дежурным по станции.

Автушенко Григорий Федосеевич (мой дядя) в юности тоже работал на железной дороге, но потом стал кадровым офицером. Ушел в отставку в звании полковника.

Конечно, главная заслуга в том, что я связала свою жизнь с железной дорогой, принадлежит моему любимому отцу - Автушенко Никите Федосеевичу. Папа родился в 1901 году, открывавшем новый XX век, что всегда считал символичным. Работать он начал рано - в 13 лет. Это случилось в 1914 году, когда началась Первая мировая война. А ушёл на пенсию в 1961 году, открывшем эру полётов человека в космос. Всю свою жизнь он проработал в Унече, без малого полвека! Для него вся Вселенная заключалась в его родном городе, на родной «железке».

Папа женился в 1923 году. Вместе с молодой женой он жил в железнодорожной будке, в которой когда-то жил и его отец. В этом маленьком, не приспособленном для жизни, помещении родились все мы, дети Никиты Автушенко: Фёдор, 1925 г., я, Елизавета, 1926 г., Павел, 1928 г. и Анастасия, 1929 г. Лишь в 1929 году семья переехала сначала на станцию Коробоничи, где отец наконец построил дом, а потом в Рассуху, куда этот дом перенесли, так в Коробоничи не было школы и нам надо было ходить в Павловку.

За добросовестный, самоотверженный труд у  папы было много разных наград: нагрудные знаки, грамоты, благодарности. Но особо он гордился именными часами, вручёнными ему лично наркомом путей сообщения Л.М. Кагановичем. Это случилось в 1937 году. Папа работал составителем поездов. Он перегонял маневровый паровоз и увидел, как пассажирский поезд принимают на занятый путь. Казалось, крушение было неизбежно. Но отец, рискуя жизнью, на ходу соскочил со своего паровоза, бросился навстречу приближающемуся поезду и чудом успел перевести ручные стрелки, направив пассажирский на свободный путь. За проявленную бдительность, личную смелость, точные действия, предотвратившие крушение пассажирского поезда, Каганович и премировал его именными наркомовскими часами и деньгами в размере 300 рублей – очень приличная сумма по тем временам!

Когда началась война, папа по-прежнему работал составителем поездов. После вражеских бомбежёк дорогу быстро восстанавливали и отправляли поезда на станцию Брянск. Работали днём и ночью. Но вскоре путь на Брянск был отрезан. Последний поезд перед приходом захватчиков формировал мой отец, но отправили его уже не на Брянск, а на станцию Хутор-Михайловский. Сам отец уехать не успел и остался в оккупации.

С августа 1941-го по сентябрь 1943-го гг. наша родная Брянщина находилась под немецко-фашистской оккупацией. Мой отец работал на пути от станции Рассуха до станции Жудилово. Там был густой лес, который немцы, боясь партизан, вырезали, но всё равно почти каждый день были взрывы на железной дороге. Однажды, придя на перегон, бригада отца нашла неразорвавшуюся партизанскую мину. Им удалось незаметно от немцев спрятать её в балласте, а потом взорвать. Ещё один немецкий эшелон был пущен под откос. После этого фашисты ужесточили контроль за работой путейцев, водили их на работу под конвоем, ночевали на сенобазе в Унече. Но взрывы на железной дороге продолжались…

Я, Горелова (ур. Автушенко) Елизавета Никитична, 1926 г.р.,  помню войну так, как будто это было вчера. Весь этот ужас «нового немецкого порядка». До войны я окончила 7 классов. Никогда не забуду, как нас, 15-летних девчонок, схватили прямо на улице полицаи и заперли в каком-то тёмном помещении без окон. Мы просидели всю ночь, а утром нас повели на допрос. Но у нас был хороший староста, он нас выручил, что едва не стоило ему жизни. После этого мы практически не выходили из дому на улицу.

Мы жили рядом со станцией и видели, как наших военнопленных зимой возили на открытых платформах в лагеря Польши и Германии. Много солдат погибало в пути, их тела на ходу сбрасывали с платформ. Несмотря на голод, мы часто бросали пленным хлеб на платформы прямо на ходу, а сами прятались под откос.

Наш дом был крайним в посёлке. С одной стороны – железная дорога, с другой – болото. К нам часто заходили и знакомые, и незнакомые люди, мы знали, что делается в округе. Приходили к нам и партизаны. Мои братья рассказывали им все новости. Немцы очень боялись партизан, и каждый день проверяли железнодорожное полотно. Часто немцы заходили к нам в дом отдохнуть и дождаться другой бригады, которая придёт им на смену. Партизаны знали об этом, и в то время, когда немцы были в доме, подкладывали мины на рельсы. 

На нашей станции Рассуха было пять путей, на каждом стояли поезда. Наши самолёты регулярно их бомбили. 18 апреля 1943 года, во время очередной бомбёжки немецких эшелонов советской авиацией, бомба попала в наш дом, всё сгорело: дом, сарай с курами, коровник. Правда, корова-кормилица спаслась. Остался только погреб, в котором мы и жили, часто ночевали в деревне Водвина. По одному бревну возили из леса для строительства дома. Было очень тяжело…

Приближался фронт, наше освобождение. Мы ушли в лес, чтобы спастись в период боёв. Когда немцы отступали, они ничего не оставляли, всё уничтожали: подожгли завод, взорвали все рельсы железнодорожного пути, сожгли станцию и жилые дома. В лесу мы переходили с одного места в другое: боялись нарваться на фашистов. В одном месте всё же наткнулись на них, но на наше счастье вдоль дороги рос высокий кустарник, в котором мы и притаились, а когда немцы прошли, спрятались в лесу, где и заночевали. А на утро пришли мародеры и под предлогом, что мы партизаны, забрали всё, что у кого было, сняли обувь. Мне удалось спрятать кусочек хлеба и баночку масла. Моя младшая сестра часто вспоминает, что я не давала ей есть в лесу. Но я понимала: неизвестно, сколько мы пробудем в лесу, и поэтому делила хлеб по 50 граммов на день.

В лесу мы пробыли четыре дня, пока не услышали, что взрывы уходят всё дальше и дальше. Советские войска освободили станцию Рассуха и продвигались к Унече. Наша семья собралась дома, мы вернулись в Рассуху вместе с освободителями. Станция встретила нас трупами и пожарищами. Всё сгорело: вокзал, завод, дома, почта. Стояли обугленные трубы, убитые горем люди бродили по пепелищу…

Мы все пошли работать на восстановление разрушенного. Я работала на расчистке завода: разгребали сгоревшее и наводили порядок. Часто, по просьбе военных, помогали грузить снаряды в вагоны, но никто ни разу не отказался идти, хотя было тяжело и опасно.

Меня пригласили работать в банк и учиться, но, когда я пришла оформляться, мне отказали, т.к. я не была комсомолкой. Тогда я решила идти в 8 класс учиться, но отучилась всего 3 месяца. Мне исполнилось 18 лет, и в феврале 1945 года я устроилась весовщицей на железную дорогу, где проработала в разных должностях до выхода на пенсию в 1986 году.

После войны жили трудно и бедно: носить было совершенно нечего. Даже от парней прятались, т.к. стыдно было. Но железная дорога нас не оставила в беде: нам выдали шинели, которые мы берегли и носили только на выход. По талонам стали давать одежду, появился материал: крепдешин, маркиз и другие виды тканей. Мы стали шить красивые платья. В 1947 году был большой голод, мы выжили только благодаря карточкам на хлеб, которые нам выдавала железная дорога.

В 1954 году я поехала на год учиться на дежурного по станции в Киев. Это было самое хорошее время в моей жизни. Мы учились, ходили в театр, кино, музеи, гуляли по Крещатику, ездили работать в колхоз. После учебы я вернулась на станцию Унеча. Коллектив встретил радушно. Люди у нас замечательные – добрые, отзывчивые, трудолюбивые, добросовестные. Стала дежурной по станции. Возможно, и до выхода нпенсию трудилась бы я в должности дежурной по станции, но однажды производственная необходимость заставила временно перейти на операторскую работу. Поначалу не соглашалась на уговоры, не хотела оставлять полюбившуюся профессию. Но выручать коллектив тоже надо было. И я согласилась. Да так и осталась на операторском месте.

41 год проработала я на железной дороге, была наставником молодёжи. Старалась работать хорошо. Была передовиком производства, ударником коммунистического труда, победителем соцсоревнования, отличником соцсоревнования на железной дороге, имею более 50 благодарностей, нагрудный знак «Отличный движенец», награждена ленинской юбилейной медалью «За доблестный труд», медалью «Ветеран труда». Товарищи по работе оказали мне честь, избрав депутатом горсовета.

Мои братья, Автушенко Фёдор Никитович (на фото), Автушенко Павел Никитович, сестра Автушенко (Мищенко) Анастасия Никитична, её муж, Мищенко Григорий Васильевич, тоже связали свои судьбы с железной дорогой.

Надо ли говорить, что и мой любимый, к сожалению, ныне покойный муж, Горелов Михаил Лукич, трудился на железной дороге ровно полвека, с 1944 по 1994 гг. Будучи слесарем – ремонтником, неоднократно премировался за рационализаторские предложения, первые места в соцсоревновании. Награжден медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» и «Ветеран труда».

Вопроса с выбором профессии у наших дочерей, естественно, не было никогда. Рачкова (ур. Горелова) Людмила Михайловна, окончив железнодорожный техникум в Брянске, вернулась в родной город Унеча, где работала дежурной по станции с 1981-го по 1998-й гг., а потом - до выхода на пенсию - в техконторе. Долгие годы она возглавляла профсоюзный комитет станции Унеча. Её муж, Рачков Анатолий Николаевич, до сих пор работает помощником машиниста.

Вторая дочь, Горелова Анна Михайловна, окончила институт железнодорожного транспорта и работает в городе Воронеже.

Думаю, вы уже догадались, чем занимаются мои внуки. Правильно! Они тоже железнодорожники! Оба работают на Московской железной дороге.

Внучка, Рачкова (Матушайтис) Анастасия Анатольевна, по окончании Московского института инженеров транспорта работает инженером по обучению кадров ПЧ-51 Брянской дистанции пути. Её муж, Матушайтис Дмитрий Александрович, трудится вместе с ней.

Мой внук, Рачков Михаил Анатольевич, получив высшее образование в Московском институте инженеров транспорта, работает инженером сетевой путеобследовательской станции №025, осуществляет контроль качественной оценки пути по регионам России.

Они очень гордятся своей потомственной железнодорожной профессией и стараются не уронить чести семейной династии Автушенко – Гореловых – Рачковых. Очень высокая ответственность - быть представителем такой РАБОЧЕЙ ДИНАСТИИ!

… Не так часто, как хотелось бы, но наша большая семья собирается в моём доме в Унече. Бывает, до двадцати человек родственников съезжается – и все железнодорожники! То-то разговоров, обмена впечатлениями, новостями! Просто какой-то железнодорожный конгресс!

Да, крепкие корни дал роду потомственных железнодорожников мой дед Федос Григорьевич Автушенко, настоящую династию взрастил! Уверена, что она продолжится в моих любимых правнуках Александре и Данииле, в их детях, внуках и правнуках!

Просмотров: 345 | Добавил: unechamuzey | Дата: 28.07.2021 | Комментарии (0)

В этом году исполнилось 80-лет со дня начала самой кровопролитной войны в истории нашей родины. Более двух лет длилась оккупация нашего района (с 17 августа 1941г. по 23 сентября 1943г.).

Станция Унеча была важным стратегическим пунктом и в годы войны подвергалась ожесточенным бомбежкам, как со стороны немцев, так и после их оккупации станции, нашими войсками. Один из полетов - с целью разбомбить находящиеся на станции немецкие составы - описывает в своих воспоминаниях знаменитый боевой летчик Молодчий Александр Игнатьевич.

Предлагаем вашему вниманию видеоролик, снятый по воспоминаниям Александра Игнатьевича о бомбардировке станции Унеча поздней осенью 1941г.:

Из биографии летчика-героя.

Александр Игнатьевич родился в Луганске 27 июня 1920 г. и уже в 1941 г. в возрасте 21 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза, а в декабре 1942 г.– дважды Героя СССР.

На самолётах Ер-2, Ил-4 и В-25 он совершил 311 боевых вылетов (в том числе 287 ночных). Участвовал во многих бомбардировках крупных военных объектов врага. Налетал в общей сложности 600 000 километров, в том числе около 190 000 километров — над территорией врага, сбросил более 200 тонн бомб на различные военные и промышленные объекты.

После войны окончил Академию Генерального штаба и служил на ответственных должностях в ВВС СССР. В 1962 году ему присвоено воинское звание «Генерал-лейтенант авиации». С 1965 года — в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Чернигов (Украина). Умер 9 июня 2002 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями, иностранным орденом.

Стратегический ракетоносец ТУ-160, поступивший на вооружение Российских ВВС в мае 2001 года, носит имя А. А. Молодчего.

В родном Луганске установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Молодчего.

В городе Чернигове его именем названа улица, на одном из домов и на доме где он жил установлены мемориальные доски.

(по материалам интернет-источников)

Просмотров: 188 | Добавил: unechamuzey | Дата: 20.07.2021 | Комментарии (0)

Из истории кладбища в районе Нового Быта

22 июня 2021 года исполнилось 80 лет со дня начала Великой отечественной войны. Она оставила свой неизгладимый, порой жестокий след в каждой российской семье. Не стал исключением и наш город, переживший немецкую оккупацию и дождавшийся долгожданного освобождения в сентябре 1943 года. Война уносила не только жизни солдат на фронте, гибли мирные жители: женщины, дети, старики. С трагической гибелью двух унечских семей в 1943 году связано появление в нашем городе кладбища в районе Нового Быта (ул. Твардовского).

До войны в этом месте среди многочисленных болот находилось небольшое возвышение, поросшее березняком. Во время войны станция Унеча подвергалась страшным бомбардировкам, сначала это были фашистские самолеты, а затем, с наступлением наших войск, и советская авиация пыталась выбить немцев со станции.

Многие семьи из окрестных домов, по воспоминаниям Денисовой (в девичестве Ухаревой) Ольги Павловны, 1937г.р., прятались от налетов в этом березняке со всем своим скарбом. В одну из таких бомбардировок зимой 1943 г. две семьи – Ковалевых, с ул. Кирова и Кочановских с ул. Володарского, погрузили вещи и детей на телегу и схоронились в этом березняке. В семье Ковалевых было четверо детей, в семье Кочановских трое. При очередном авианалете бомба попала аккурат в этот березняк. Семья Ковалевых погибла почти вся, кроме отца семейства Петра, в семье Кочановских остались в живых мать Клементина и самый младший из детей Валерий полутора лет от роду. Погибших членов этих двух семей захоронили здесь же, в березняке. Эти могилы и дали начало кладбищу. Рядом с ними стали хоронить и других жителей.

Вскоре после войны эти две семьи объединились и стали жить вместе, Петр Илларионович Ковалев стал отцом маленькому Валере Кочановскому и мужем Клементине Николаевне Кочаногвской.

По воспоминаниям местных жителей примерно в то же время на этом кладбище появились 2 могилы бойцов-красноармейцев. Один из них - боец Куликов, о смерти которого ничего не известно. Второй - парашютист по имени Алексей, которого немцы расстреляли в том же районе. По рассказам старожилов он был заброшен на оккупированную территорию, но его выдали полицаям…

Вот из таких, на первый взгляд, не очень важных, незначительных по масштабу событий и складывается история любого города, в том числе и нашей Унечи. Их помнят еще живые свидетели того времени, многие знают эти истории по рассказам родных и близких. Нужно, чтобы об этих трагических эпизодах знали наши современники. В этом можете помочь нам вы, дорогие наши земляки. Приносите свои воспоминания, и мы будем писать историю родной Унечи вместе. Чтобы помнили…

Просмотров: 194 | Добавил: unechamuzey | Дата: 16.07.2021 | Комментарии (0)