Главная » Архив материалов
« 1 2 ... 73 74 75 76 77 ... 166 167 »

Уже в течение нескольких месяцев на территории нашего региона реализуется проект «Традиционный народный костюм Брянской области конца ХIX-начала ХХ веков». Работа организована в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Проект реализуется Брянским центром казачьей культуры при финансовой поддержке Российского фонда культуры. Описать сходства и различия одежды разных районов, показать разнообразие и красоту брянского костюма, интересно рассказать о нем широкой аудитории, особенно молодежи – такие цели ставят перед собой участники проекта. По их задумке, съемки девушек, одетых в традиционный народный костюм и занимающихся повседневными домашними делами, будут вестись в настоящих деревенских домах на фоне подлинных предметов крестьянского быта в сопровождении аутентичных песен края. Такая подача материала будет очень интересной для зрителей и полезной для изучения и популяризации традиционной народной культуры.
А результатом работы должны стать видеоцикл из 9 роликов, описывающих различные варианты женских комплексов нашего региона, и сборник с фотоиллюстрациями костюмов и их подробным описанием.
14-15 июля работы по проекту ведутся на территории Унечского района. Уже сегодня съемки прошли в деревне Буда Вовницкая и в селе Старое Задубенье. А завтра продолжатся в других селах района.
Комплекты женских костюмов - праздничного и будничного, а также некоторые предметы крестьянского быта для съемочной группы были предоставлены Унечским краеведческим музеем. Им же будет подготовлен научно-исследовательский материал, посвященный унечскому традиционному костюму для публикации в вышеупомянутом сборнике.

 

Просмотров: 292 | Добавил: unechamuzey | Дата: 15.07.2021 | Комментарии (0)

Лето – пора путешествий и прогулок по интересным местам. Приезжая в незнакомый город, хочется узнать его историю, а лучшее место для этого – краеведческий музей.

Вот и гости нашего города из далекой Казани решили узнать историю Унечи и Унечского района в нашем музее. Для них была проведена экскурсия с подробным рассказом о возникновении города, известных личностях – уроженцах города и района, о знаковых событиях, происходивших на территории нашего края.

Хочется отметить, что в жаркие летние дни здание музея, как оазис среди пустыни с температурой, на несколько градусов меньше, чем на улице.  Приходите в музей за знаниями и глотком свежего воздуха!

 

Просмотров: 166 | Добавил: unechamuzey | Дата: 13.07.2021 | Комментарии (0)

8 июля в День памяти Православных святых, супругов Петра и Февронии Муромских, празднуют День семьи, любви и верности. В год 80-летия начала Великой Отечественной войны этот праздник обретает новый смысл: именно поддержка семьи, любовь к родным и близким помогали выдержать все испытания войны, находить силы для борьбы с врагом.
В канун праздника, мы хотим поделиться с вами трогательной историей фронтовой любви наших земляков Карасевых Леонида Алексеевича и его жены Анны Васильевны. Эта влюбленная друг в друга пара поженилась 18 июня 1941 года.
Война, начавшаяся через четыре дня после свадьбы, разбросала молодоженов в разные стороны. Леонида Алексеевича отправили работать в Ярославскую область, Анна Васильевна эвакуировалась в Орел, но вскоре вернулась в Унечу. Пережила оккупацию. Она не знала, что с августа 1943 года муж находился на фронте. Первое письмо от него пришло только в 1944 году. Хотя все эти годы от него не было никаких известий, Анна Васильевна верила, что Леонид жив и вернется к ней и дождалась. В нашем краеведческом музее хранится много фронтовых писем, которые отправлял Леонид Алексеевич своей молодой жене. В его письмах любовь, нежность, страсть и невыразимая тоска, желание быть рядом с любимой: «Любимая! Вернулся из штаба, устал, ночь шел пешком. Но как увидел на столе твое письмо, вся усталость прошла и злость тоже, а когда я вскрыл конверт и нашел твою карточку, то расцеловал ее, но ведь это бумага, а не ты живая… Теперь твоя карточка приколота у меня у изголовья моей кровати, теперь имею возможность нет-нет, да и взглянуть на тебя…» (от 18 декабря 1944 года). А в другом письме просто крик души: «Дорогая, сижу сейчас в землянке, курю махорочку – вспомнил кое-что, и такая тоска, вернее зло берет на все на это… Почему мне так не везет, ведь люди получают возможность увидеться со своими родными и любимыми, а мне все не везет… Дорогая, поверь, надоела мне вся эта писанина и бумага… ты понимаешь, я хочу тебя видеть, хочу быть с тобой вместе хоть часок, а все остальное к чертям, понимаешь, к чертям, я хочу тебя – вот и все… Вся жизнь мне эта надоела в ожидании и неизвестности… У меня сейчас один исход…я приеду к тебе самовольно, а потом пойду в штрафную роту, иначе я не дождусь встречи с тобой!.. Если бы была водка, сейчас бы напился пьяным…» (от 30 августа 1944 года).
Стоит отметить, что Анна Васильевна работала в здании нынешнего краеведческого музея, в котором в то время находился Госбанк, именно поэтому, письма Леонида Алексеевича приходили на наш адрес: г.Унеча, ул.Октябрьская, 14.
Ещё одним интересным фактом является то, что родился Леонид Алексеевич 8 июля 1913 года, как раз в День семьи, любви и верности. Возможно, это сыграло какую- то роль в его судьбе и личной жизни.
Часто говорят, хорошо то, что хорошо заканчивается. Вот и их история любви имела счастливый конец. Они счастливо прожили вместе более 50 лет и отметили золотую свадьбу.

 

Просмотров: 233 | Добавил: unechamuzey | Дата: 07.07.2021 | Комментарии (0)

Иван Купала или Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда (Зарина, Заря-Зареница) красная девица. (Однако православная церковь в этот же день ― 7 июля, празднует рождение святого Иоанна Крестителя ― Предтечи).

Купальские обряды, совершаемые в канун праздника, составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, сжигание чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, и, конечно, поиски сокровищ.
Главными традициями праздника считаются омовение водой и очищение огнем. Для тех, кто хочет омолодить душу и тело, а также повеселиться от души, существует множество разнообразных купальских обрядов. В это время также принято гадать, а самое популярное гадание – на венках.  

 Магическая вода.

Существует мнение, что начиная со дня Ивана Купалы и до Ильина дня, вся нечисть покидает воды озер, рек и водоемов. Купание в водоемах считается самым главным обрядом праздника, так как в эту ночь вода обладает целебными свойствами. А уже на рассвете принято умываться росой, которая также на этот праздник обладает особенными свойствами.

 В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Поэтому после купания азжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем. 

Существует еще один обычай - собирать травы в ночь Ивана Купала. Травы, которые собраны до восхода солнца, считаются магическими и обладают мистической силой. Эти травы необходимо засушить, а затем целебными отварами поить больных людей и изгонять злых духов, а также привлекать удачу и достаток в дом. Одними из самых популярных трав, которые собирали в эту ночь, были крапива, мать-мачеха, душица, багульник и полынь.

Tpaвы в нoчь нa Ивaнa Kyпaлy oбpeтaют вoлшeбнyю cилy: cтaнoвятcя ocoбeннo цeлeбными, дaют здopoвьe и жизнeннyю энepгию, зaщищaют oт нeчиcти. 

Ивaнoвcкиe тpaвы coбиpaли нoчью или нa paccвeтe пo poce, cyшили и пoльзoвaлиcь ими вecь гoд. 

Oдин из cимвoлoв Ивaнoвa дня – цвeтoк Ивaн-дa-Mapья. Пo cтapиннoмy пoвepью, coк, выжaтый из этoгo pacтeния, вoзвpaщaeт cлyx и пoтepянный yм. Coбpaнныe в кyпaльcкyю нoчь цвeтыИвaн-дa-Mapьи, клaли в yглы кoмнaт для тoгo, чтoбы вopы нe вxoдили в дoм. 

Бoльшoй cилoй для зaщиты oт нeчиcти oблaдaлa пoлынь: ee cyшили и paзвeшивaли в дoмe, вплeтaли в вeнки и нocили нa пoяce. Для oтпyгивaния вeдьм, кoтopыe cтaнoвилиcь ocoбooпacными в Ивaнoвy нoчь, pacклaдывaли нa пopoгe и пoдoкoнникax дoма кpaпивy.  

Волшебный папоротник

Считается, что тот, кто найдет цветок папоротника в ночь на Ивана Купала обретет удачу, богатство, славу и найдет свою любовь. По легенде, искать цветок, который расцветает ровно в полночь необходимо в одиночестве – только так удастся его найти. Никто доподлинно не знает, как выглядит цветок папоротника, так как его еще не находили ни разу. Однако известно одно — цвет папоротника светится.

Пo лeгeндe, в нoчь нaкaнyнe Ивaнa Kyпaлы pacцвeтaeт пaпopoтник: из цeнтpa кycтa пoкaзывaeтcя цвeтoчнaя cтpeлкa c бyтoнoм, пoxoжим нa гopячий yгoль, a poвнo в пoлнoчь нa мгнoвeниeпoкaзывaeтcя oгнeнный цвeтoк.  Ecли eгo copвaть – мoжнo пpиoбpecти cпocoбнocть видeть клaды, зapытыe в зeмлe, пoнимaть язык живoтныx, oткpывaть вce зaмки, пpocтo пpилoжив к ним цвeтoк, oбpecти дap пpeдвидeния, пpинимaть любoй oблик и cтaнoвитьcя нeвидимым. 

Oxoтникy зa цвeткoм cлeдyeт oчepтить вoкpyг ceбя ocвящeнным нoжoм кpyг и дoжидaтьcя пoлyнoчи. Copвaть цвeтoк пaпopoтникa тpyднo, тaк кaк лecнaя нeчиcть этoмy вcячecки пpeпятcтвyeт: oкликaeт, зoвeт знaкoмым гoлocoм, шyмит. Oтзывaтьcя или пoвopaчивaтьcя ни в кoeм cлyчae нeльзя – мoжнo лишитьcя жизни. Дoбыв цвeтoк, нyжнo cпpятaть eгo зa пaзyxy и бeжaть, нeoглядывaяcь нaзaд. 

Защитные обряды на Ивана Купала

А еще считали, что в купальскую ночь по земле ходит счастье, но вместе с ним и нечистая сила. Поэтому для защиты своего счастья за день до праздника под крышу дома клали сорванные лопухи.

Ежегодно в ночь на Ивана Купала на берегу озера с. Ляличи проводится зрелищный этнопраздник, посвященный этому важному славянскому празднику. Не исключением стал и этот год! Сегодня, 6 июля в 20.00 в указанном месте все желающие смогут принять участие в волшебных обрядах и ритуалах наших предков. Принять участие может любой желающий, разумеется, соблюдая все меры предосторожности.

 

 

Просмотров: 240 | Добавил: unechamuzey | Дата: 06.07.2021 | Комментарии (0)

6 июля ветерану Великой Отечественной войны, почетному гражданину Унечского района Ивану Прокофьевичу Осначу исполняется 96 лет! Жизнь этого замечательного человека наполнена примерами мужества, самоотверженности и трудолюбия. Многочисленные награды, заслуженные в военное и мирное время, являются ярким тому подтверждением.
Несмотря на солидный возраст, он остается активным участником жизни районной ветеранской организации, исполняя обязанности заместителя председателя совета ветеранов войны и труда. В течение многих лет он является постоянным участником патриотических мероприятий нашего краеведческого музея, на которых с большим удовольствием делится с присутствующими своими воспоминаниями.
Унечский краеведческий музей поздравляет Ивана Прокофьевича с днём рождения и желает ему крепкого здоровья, бодрости духа, неиссякаемого оптимизма и благополучия.

Просмотров: 199 | Добавил: unechamuzey | Дата: 06.07.2021 | Комментарии (0)

1 июля в Унечском краеведческом музее состоялось совещание оргкомитета по созданию проекта памятного комплекса, посвященного священнослужителям Унечского района, репрессированным в годы советской власти, в т.ч. священнику храма Покрова Пресвятой Богородицы в с.Белогорщь Андрею Лобановскому.
Случаев репрессий в отношении священнослужителей нашего района известно достаточно много. Так, в 1937 году были арестованы Амос Янкевич - священник церкви Михаила Архангела села Горяны, Заболоцкий Прокопий Никитович, священник храма во имя Великомученика Димитрия Солунского в с. Старое Задубенье, бывший протоиерей Иоанн Томашевский, долгие годы служивший в разных храмах Орловщины и Черниговщины, в последнее время трудившийся в Унече бухгалтером в леспромхозе.
Среди расстрелянных в 1937 году служителей культа из нашего района известны также священник села Красновичи отец Климентий Шутов, отец Иоанн Болхаревский из Высокого и отец Кондратий Корольский из Лыщич и другие.
Памятный знак по благословению епископа Клинцовского и Трубчевского Владимира планируется установить на территории Покровского храма с. Белогорщь.
В совещании приняли участие художники района и инициатор проекта, Почетный гражданин Унечского района, ктитор храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Белогорщь В.М.Тимощенко.

 

Просмотров: 625 | Добавил: unechamuzey | Дата: 02.07.2021 | Комментарии (4)

Среди памятных дат России есть особая – 29 июня – День партизан и подпольщиков. В знак памяти, самоотверженной борьбы в тылу врага партизанских отрядов и подпольных организаций в этот день проводятся торжественные митинги, возлагаются цветы к мемориалам, проходят мероприятия, вечера истории, концерты.

Но особенно значим этот праздник для нашей партизанской Брянщины.

Начало войны пришлось на территорию нашей области, граничащей с Беларусью, куда фашисты нанесли первые удары. Поэтому именно здесь и были созданы первые партизанские отряды. Они вели беспощадную войну с врагами Родины, срывали их стратегические мероприятия, взрывали склады с боеприпасами и эшелонами. Брянщина стала сосредоточием партизанских действий в суровые военные годы.

По историческим данным, партизанское движение и действия диверсионных групп внесли огромный вклад в успешное завершение Великой Отечественной войны. В глубоком тылу врага более миллиона партизан рисковали своей жизнью во имя общей победы. В состав многих партизанских отрядов входили мужчины, старики, женщины, подростки.

Много славных имен сохранила история как доказательства героического подвига россиян. Мы, жители Унечи, знаем и помним имена своих героев-земляков - Ж. Мосина, И. Мацейчука, В. Соловьевой, сестер Кравченко и мн.др.

Многие партизаны и диверсанты, действующие в тылу врага, награждены орденами медали за беспримерное мужество и отвагу. Но самой большой наградой для погибших и ныне живущих участников партизанского движения является память об их подвиге в сердцах благодарных потомков.

В этот памятный день в нашем городе в сквере памяти унечских партизан и подпольщиков состоялось памятное мероприятие. Почтить память патриотов, сражавшихся с фашистами на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны, пришли руководители Унечского района, ветераны труда, бывшие малолетние узники, представители трудовых коллективов предприятий и организаций, общественных объединений, молодёжь. В мероприятии  приняла участие также директор Унечского краеведческого музея Голик Н.А.

 

Просмотров: 181 | Добавил: unechamuzey | Дата: 29.06.2021 | Комментарии (0)

29 июня в День памяти о партизанах и подпольщиках, сражавшихся с фашистами в годы Великой Отечественной войны в Унечском краеведческом музее открылась выставка-инсталляция «Партизанский блиндаж». .

Вклад партизан и подпольщиков в противостояние фашистам, в освобождение Брянщины от захватчиков невозможно переоценить. Они вели подрывную работу на железнодорожных путях, дорогах и мостах, создавая помехи движению эшелонов, танков, орудий и транспорта противника, совершали диверсии на складах боеприпасов и в пунктах размещения вражеских войск. Помогали фронту всеми возможными способами, в тяжелейших условиях, не жалея сил, не жалея жизни!

Просмотров: 214 | Добавил: unechamuzey | Дата: 29.06.2021 | Комментарии (0)

День памяти и скорби 22 июня 2021 года – это 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день летом 1941 года началась самая кровопролитная и страшная война в истории нашей страны, явившаяся основной частью Второй мировой войны 1939-1945 годов.

В этот день в России припускают флаги, возлагают венки к могилам погибших солдат и проводят памятные мероприятия.

В этот памятный в Унечском краеведческом музее состоялся ряд мероприятий, посвященных этой дате. Участниками четырех мероприятий стали ребята летних лагерей школ №5 и №3.

Для каждой группы было составлено своё мероприятие в соответствии с пожеланиями руководителя, но конечно же, в каждом«красной нитью» проходило слово «война»! Слово, которое оставляет холод и ужас в каждом сердце! Слово, принесшее нескончаемую боль в каждый дом, в каждую семью! Нет ничего ужаснее её – войны, пусть даже она будет блестяще выигранной!

Мы будем вечно помнить подвиги людей, которые на фронте и в тылу вынесли все тяготы войны и подарили нам возможность жить под мирным небом!

 

Просмотров: 179 | Добавил: unechamuzey | Дата: 23.06.2021 | Комментарии (0)

Петр Павлович родился в с. Лыщичи Унечского района. В 1934 году вместе с семьей переехал в г. Унечу на ул. Кирова.

«…Радио в нашем доме не было, электричества тоже не было, да тогда и проводки электрической не было на нашей улице. Мы жили ещё как в деревне, не совсем обустроенные, освещались керосиновой лампой. Иногда я ходил к друзьям к 12 часам дня слушать у них последние известия, там передавали тревожные вести. В Европе уже шла война. Германия угрожала всем европейским государствам и вела уже с некоторыми войну.

И вот, 22 июня 1941 года воскресенье, был тёплый солнечный день. Мы дети остались дома, а наши родители ушли в город на рынок за покупками. Около часу дня идут наши родители c соседями и слышится их тревожный разговор, упоминается слово -  война. Потом отец сообщил, что началась война с Германией. Она напала на нашу страну, грубо нарушив Мирный договор о ненападении. В душе у меня стало как-то тревожно и жутковато. Мне тогда было 13,5 лет, брату Ивану 11,5 лет, а сестричке Ольге 3,5 года, все дети осенние.

Настали тревожные дни. От военных властей города поступали распоряжения соблюдать светомаскировку, оклеивать стёкла окон полосками бумаги, чтобы они не вылетали, если полопаются от взрывов, копать траншеи и строить укрытия от бомбёжки. Была объявлена всеобщая мобилизация в армию годных людей, лошадей из колхозов, автомобилей, тракторов, мотоциклов и даже радиоприёмников. Люди собирались кучками около какого-либо дома и обсуждали новости с фронтов. А новости были неутешительные. По радио передавали сводки с фронта о потерях противника в технике и живой силе, но наша армия отступала, то один город оставили, то другой. Начали появляться над Унечей немецкие самолёты. В июле днём первый самолёт сбросил бомбы на железно дорожную станцию, но бомбы взорвались на лугу за станцией. Повреждений никаких не было. Однажды ночью мы проснулись от странного грохота. Мы сильно перепугались. Оказалось, что накануне вечером, зенитные орудия были быстро установлены недалеко от нас, на поле в кустах, и они ночью открыли огонь по самолёту противника. Бомбёжки не было. Эта зенитная батарея простояла на этом месте до вступления немцев в Унечу до конца августа 1941 года.

Отец мой в это время уже работал на режимном предприятии (мы его называли «военный городок») бойцом или охранником, сейчас спросить уже не у кого. «Городок» - это склады стратегического запаса зерна и продовольствия для армии. Каждую неделю в субботу вечером в этом городке для сотрудников, свободных от дежурства, около проходной показывали кинофильм. Мы дети часто туда бегали смотреть. С приближением фронта кино отменили и сотрудников перевели на усиленный режим. Отец уже редко приходил домой.

Однажды вечером мать собрала отцу  ужин и велела мне отнести. Я подошёл к проходной и через дежурного вызвал отца. Отец пришёл, взял ужин и пошёл кушать. Я стал ждать посуду, пошёл и сел на брёвна, которые лежали поодаль от проходной. На них уже сидели мужики с котомками – призывники в армию. Среди них я узнал своего дядю Тимофея Дорофеевича, брата моей матери. Он тоже был призван в армию из деревни. Я подошёл, поздоровался и сел около него. Было уже около 8-ми часов вечера. Небо чистое, воздух прозрачный и тёплый. Вдруг слышим гул самолёта. Глянули вверх на небо. Вот она троица летит в боевом порядке прямо на нас и довольно низковато, впереди ведущий, по бокам ведомые. Некоторые стали говорить, что это наши самолёты, так как летят низко. Вдруг орудийный залп по самолётам со всех концов города. Все, кто находился здесь, бросились врассыпную, кто куда. Я не помню, куда побежал мой дядя, а я побежал навстречу самолётам по направлению к дому и оказался на другой стороне железнодорожных путей. Самолёты сходу забросали городок зажигательными бомбами и развернувшись, начали бомбить фугасными и осколочными бомбами. Городок загорелся. Когда я перебежал железнодорожному пути, я услышал над головой сильный вой летящей большой бомбы. Рядом было картофельное поле. Я шлёпнулся в борозду и стал ждать взрыва, поглядывая на самолёт. Вой бомбы был такой жуткий, что сильно прижимал к земле. Вдруг земля задрожала, и оглушительный взрыв потряс воздух. Я чуть приподнял голову и взглянул в сторону взрыва. Там я увидел большой столб пыли и в этой пыли бревно, которое уже летело вниз и упало недалеко от меня метров 150. Как потом рассказывали очевидцы этого взрыва, что немецкий лётчик, якобы по сигналу с земли, ракетой целился в небольшой сосновый лесок, расположенный около железнодорожной станции, где был временно расположен лазарет раненых солдат. Однако бомба попала в дом напротив этого лазарета, где в подвале прятались люди от бомбёжки. На месте этого дома образовалась большая воронка. Я не знаю, что с этим лазаретом было дальше, убрали его за ночь или его разбомбили, но рано утром бомбёжка возобновилась уже по железнодорожной станции.

После взрыва этой большой бомбы я не побежал к своему дому, так как там были тоже взрывы, но небольшие. Около меня пробежали военные мужчины и женщины, и я увязался за ними. Спрятались мы в бетонной трубе, проложенной через дорогу, но там сидеть невозможно – когда зенитки стреляют, то оглушает резонанс. Потом как будто чуть стихло и по дороге быстро поехали подводы, привозившие из деревни призывников. Я выскочил из этой трубы, вскочил на подводу и поехал куда довезут. Сидя на подводе, я видел, как много горящих зажигательных бомб было на дороге и в кустах по обе ее стороны. Хорошо, что лошадь не наступила на горящую бомбу, она в земле выжигала небольшую воронку и горела белым пламенем. Мужик, сидевший на подводе, стал спрашивать меня кто я и куда еду. Я рассказал всё как было и куда мне надо. Как раз подъехали к первой деревне от города – «Козлихин хутор». На улице было много народа. Мужик на подводе сказал мне: «Сойди здесь, переночуй, а утром доберёшься до дому». Он попросил людей приютить меня на ночь. Один добрый мужик согласился, и я остался в этом хуторе. Я рассказал этому хозяину как получилось и сильно сокрушался, что отец остался в городке, который бомбили.

Всё стало тихо, и мы улеглись спать. Рано утром нас разбудил гул самолётов и стрельба зениток. Мы встали и вышли во двор, стали наблюдать за сражением. Вот прожектор поймал самолёт противника, а с хвоста его по прожектору трассирующими пулями из пулемёта и прожектор потух. Много стреляли и бомбили, но ни одного самолёта так и не сбили, хотя и летали они не очень высоко. Дождавшись светлого утра, я поблагодарил хозяина и пошёл домой. Дорожка моя проходила через сосновый молодой лес. Только я в него вошёл, как слышу: «Стой! Кто идёт?» Я остановился. Через несколько секунд подходит ко мне вооружённый солдат и стал спрашивать: «Кто я и куда иду». Я всё ему рассказал. Он подошёл к своему потайному месту и позвонил куда надо. Через некоторое время пришёл другой солдат и провёл меня через этот военный объект до железнодорожного переезда. И я пошёл домой. Ещё из дали я увидел, что около нашего дома стоит гружёная подвода и на ней сидят дети. Мать, увидев меня, обрадовалась и сказала, что очень переживала за меня и за отца. Они уже собрались с соседкой Ковалёвой, у которой была лошадь, ехать в деревню, Ковалёва в Найтоповичи, а мы в свою деревню Лыщичи, но ждали меня. Ехать через город побоялись, что может дорога будет не проезжая после бомбёжки и поехали в объезд вокруг города. Ехали почти целый день с небольшим отдыхом и к вечеру мы добрались до своей деревни. Остановились в доме брата Тимофея. Через несколько дней вечером в деревню пришёл отец, переночевал и рано утром, простившись с нами, ушёл в город на службу. Мы его больше не видели вплоть до 1946 года.

Немцы Унечу бомбили ещё раза два – три, нам это было хорошо видно из деревни.  И в последних числах августа 1941 года немцы вошли в город. Узнав об этом, мать решила на следующий день пойти в Унечу и посмотреть уцелел ли наш дом. Рано утром она взяла с собой Ивана, и они ушли. Меня оставили с Ольгой в деревне. В этот день в нашу деревню по просёлочной дороге вошёл большой военный обоз Красной Армии, попавший в окружение. В нём было два танка, несколько тяжёлых орудий на конной тяге и много повозок с имуществом и снарядами. Отдохнув в деревне, отряд двинулся дальше на восток, оставив около церкви один танк из-за отсутствия топлива. На этот танк набросились мальчишки и начали тщательно его «обследовать». Они открыли люк орудийной башни и начали там всё крутить и вертеть, и случайно произвели выстрел, так как в орудии был заложен снаряд. Все, кто сидел на стволе пушки и был впереди на броне, упали на землю от страха и грохота. Напугались и в деревне, подумали, что начался обстрел. Военный отряд дошёл до 9-го километра от Унечи по южному направлению и там был бой. Прорвались ли наши красноармейцы или погибли, я не знаю. После я на месте боя побывал с соседским парнем, ходили искать военных лошадей, но не нашли, нас прогнали немцы, это хорошо, что не подстрелили…»

Просмотров: 188 | Добавил: unechamuzey | Дата: 20.06.2021 | Комментарии (0)