Сказки любят и взрослые, и дети. Мы все знаем Машеньку и медведей, Емелю и курочку Рябу, Царевну-Лягушку и Крошечку-Хаврошечку. Часто сказочные персонажи делают добрые дела, но есть среди них и такие, которые поступают неправильно, всё как в жизни. Предлагаем вам проверить свои знания и пройти нашу викторину. Кстати, это прекрасная возможность занять ребят - отдыхающих школьных лагерей. |
Ежегодно Унечский краеведческий музей проводит фестивали детского творчества ко Дню защиты детей. В этом году районный фестиваль на тему "Город, в котором живу!" проходил в непривычном формате - виртуальном, но это не помешало вам принять в нем самое активное участие. В каждом рисунке или поделке чувствовалась ярко выраженная любовь к своей малой родине. |
Дорогие мальчишки и девчонки, а также их родители! К сожалению, нам по-прежнему пока ещё нельзя встретиться в музее. Но ведь праздник никто не отменял! Мы предлагаем вам всем вместе принять участие в наших праздничных мероприятиях, но в онлайн-режиме. Вас ждут выставки и фестивали, викторины и экскурсии. Смотрите, участвуйте, развивайтесь! |
«Солдат на фронте без ложки - голодный солдат, а голодный солдат – не боец», - гласит народная пословица. Сами же бойцы говорили, что у солдата при себе всегда должно быть «оружие для беды и оружие для еды», то есть автомат и ложка. Солдатская ложка. Что в ней особенного? Да в том, что она тоже помогала солдатам воевать. Находясь на фронте от звонка до звонка и практически не вылезая с передовой, ни одного дня солдат не был голодным. Отступали ли, наступали, а полевая кухня работала исправно – только котелки подставляй, да ложкой работай. Как вы думаете, что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паёк. В основном в него входили: хлеб ржаной и пшеничный, супы с мясом, рыбой или овощные, каши и макаронные изделия. Во время наступления выдавали сухой паёк, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Таковы были нормы… Но часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или невозможности их доставки. На фронте почти у каждого солдата имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома на память о семье. Но выдавались и уставные алюминиевые ложки выпуска завода «Красный выборжец», которые солдаты всегда держали при себе за голенищем сапога или за поясом Чтобы как-то отличать одинаковые предметы снаряжения, в ход шла фантазия, кто на что горазд – кто-то рисовал узоры на ложках, кто-то её просто несколько раз перекручивал, некоторые помечали свои ложки инициалами или писали фамилию. Таким образом, солдат не только обозначал личный предмет, здесь большую роль играли солдатские суеверия. Бытовало поверье – если заполнишь вкладыш смертного медальона, то в ближайшем бою погибнешь. Солдаты охотнее подписывали личные вещи - котелки, кружки, саперные лопатки, ремни, пилотки, портсигары. Может быть, верили они, потом по этим инициалам их смогут опознать. Мы часто слышим, что сейчас поисковые отряды находят на местах захоронений немало таких ложек, и благодаря этому безымянные останки обретают имя. На фронте солдат использовал любые ложки, какие мог достать: деревянные, оловянные, латунные, алюминиевые. Если не было возможности найти потерявшуюся заводскую, то ложку делали из подручных материалов. Проще всего было вырезать из дерева, но часто солдаты изготавливали их из алюминия или олова, применяя литьё. Форму подготовить было просто: в глине делали оттиск имевшейся в наличии ложки, на костре плавили металл и заливали в форму. И такие ложки, кустарного производства, встречались на фронте гораздо чаще «уставных». Несколько таких ложек бережно хранятся и в фондах нашего Унечского краеведческого музея. Некоторые из них были переданы поисковыми отрядами в ходе работы «Вахты Памяти», а некоторые отданы на хранение местными жителями. Теперь эти уникальные «свидетели далеких, грозных лет» демонстрируют посетителям реалии солдатских будней. Обыкновенная алюминиевая ложка накормила не одну роту солдат. Легкая и практичная, она прошла самые суровые полевые испытания и условия. Всю войну прошагала она с солдатом бок о бок, став ему верным и надежным спутником. |
Мы продолжаем знакомить наших виртуальных читателей с последними изысканиями музея. Сегодня в раздел «Исследования» на сайте Унечского краеведческого музея загружена статья А.С.Курпатовой «Ушла в море». В ней вы можете узнать о жизни и судьбе нашей землячки Анны Вороницкой, которая в военные годы, будучи 16-летней девчонкой, сбежала служить на ледокол «Георгий Седов». На тот самый «Седов», известный героическим дрейфом, начатым в 1937 году. Интересно, что участником 812-дневной "борьбы за жизнь" стал другой наш земляк - Гаманков Е.И., удостоенный за этот подвиг почетного звания Героя Советского Союза. Полная статья по ссылке: https://museum-unecha.ucoz.net/publ/issledovanija/issledovanija/kurpatova_a_s_ushla_v_more/2-1-0-133 |
Как часто мы сталкиваемся с понятием «образованный человек». А задумывались ли вы, какой он, по - настоящему образованный человек? Достаточно ли только лишь получить высшее образование и иметь определенный набор знаний в голове? Или требуется что – то ещё? Словарь нам отвечает: «Образование – это процесс, состоящий из воспитания и обучения, которые направлены на формирование новых знаний». (Отметьте, на первое место в определении поставлено слово «воспитание»). Перелистывая старые музейные альбомы, невольно засматриваешься на фотографии учеников разных временных периодов. Как много в них общего и, как много в них различного. И чем старше фотография, тем эти различия более заметны – больше сдержанности, больше кротости во взгляде... В фотографиях же гимназистов особенно заметны признаки «благородного воспитания». В фондах Унечского краеведческого музея хранится немало материалов по истории образования в нашем районе. Они представлены в виде архивных справок, документов, фотографий, воспоминаний. Одними из самых старых являются документы жителей нашего района – бывших гимназистов Стародубской гимназии. Это документы особой силы – демонстрирующие нам многие составляющие духовной и культурной жизни царской России. Что же такое гимназия? Это среднее учебное заведение, в котором учились дети разных сословий, кроме крестьян. Цель гимназии – дать общее образование и достойное воспитание человеку В 19 – нач.20 века ближайшим учебным заведением для детей определенных сословий были мужская и женская гимназии г. Стародуба. Именно там и получали первичное образование дети дворян, купцов и мещан. Полное образование достигалось за 7 лет обучения в учреждении. Перед поступлением в гимназию (нужно держать вступительный экзамен) необходимо было пройти подготовительный класс или освоить надомное обучение. Учебный год в гимназиях начинался 15 августа и заканчивался весной 15 мая. Мальчики и девочки учились отдельно, поэтому гимназии различались на мужские и женские. В мужских гимназиях преподавали в основном мужчины, а в женских – женщины. В гимназии были строгие порядки в отношении внешнего вида, особенно, девочек. В те времена пренебрежение к своему облику каралось строже, чем незнание предмета. Дамы и господа должны всегда и в любой ситуации выглядеть достойно. Гимназистки - девочки носили коричневые строгие платья «длиной 35 см от полу». Классная дама – надзирательница могла в любой момент измерить длину платья и наказать, если она не соответствовала норме. В будние дни платья носили с черным фартуком, в праздники – с белым. Ученицы должны были гладко зачесывать волосы назад, никаких бантиков, заколок спереди носить не разрешалось.. Гимназистка, явившаяся на занятия в растрепанном виде, получала выговор и представление родителям. Также девочку отчитывала классная дама или больше — сам директор гимназии. Гимназисты - мальчики носили форменную одежду: синюю фуражку с белым кантом и посеребренным гербом из скрещенных листьев лавра, а между ними номер гимназии, шинель серого сукна со светлыми пуговицами и синими петлицами, черную тужурку, лакированный ремень, на котором светлая пряжка с номером гимназии, брюки черные. В торжественных случаях – мундир из синего сукна, однобортный, с серебряными галунами по воротнику. Каждый из воспитанников должен был соответствовать величественному виду самой гимназии. Из воспоминаний одного из гимназистов Стародубской гимназии: «Помню, как мама везет меня в старинный город Стародуб. Стародубская гимназия славилась. Впервые, когда я ее увидел, она мне показалась дворцом, храмом. На невысоком холме высилось белокаменное, вытянувшееся в длину, двухэтажное здание. Главный вход украшен портиком. Высокая тяжелая дубовая дверь. Вестибюль. С одной стороны учительская, с другой – кабинеты директора, инспектора. Пройдя через вестибюль, попадаешь в длинный, широкий, светлый коридор. С одной стороны – окна, с другой – классы. В каждом классе висели иконы и портреты государя императора. Учителя, инспектор, директор, коридорный наставник – в зеленых мундирах с золотыми пуговицами». В учреждении существовали определенные порядки и правила, которые гимназисты обязаны были строго соблюдать. Вот некоторые их них : 1.Идя в учебное заведение и возвращаясь из него, все ученики обязаны нести ранцы на спине. 2.Во всех общественных местах ученики должны держать себя скромно, прилично и вежливо, никому не причиняя беспокойства. 3.При встрече со старшими ученики отдают им должное почтение. 4.Ученикам гимназии воспрещается посещать маскарады, буфеты, бильярдные и другие увеселительные учреждения. 5.Курение табаку, употребление крепких напитков ученикам строго воспрещается. Кто эти правила нарушал, того строго наказывали. Наказания были разные, в зависимости от проступка. Вспоминает бывший гимназист А. Рубец: «…было в большом ходу сечение розгами… Взрослых учеников секли особенно жестоко, давали по сто раз в раз. Эта операция совершалась по субботам, поэтому такое мероприятие и называлось субботником. Ученики вызывались по алфавиту…» Были и другие наказания для провинившихся девочек: их ставили в угол на колени на горох, оставляли без обеда, могли «наказать презрением» и т.д. Но самое суровое наказание – заключение в карцер на две недели. Учебный день в гимназии начинался в 9.00 и длился 8 часов. Был перерыв на обед и небольшие перемены. Урок длился 50 минут. Перед началом первого урока дежурный читал молитву. По звонку все гимназисты должны быть в классах. В класс заходил учитель с журналом. Все вставали, приветствуя его. «Добрый день, господа!» - так обращались учителя к учащимся, входя в класс. Иногородние воспитанники находились на пансионе – обучении с проживанием в спальных корпусах гимназии. Кормили гимназистов скромно, но ученикам запрещалось иметь деньги и покупать себе еду. Следил за порядком надзиратель, он в любое время дня и ночи мог войти в комнаты и провести проверку. Старший надзиратель следил также и за перепиской учеников – вскрывал и читал их письма. Какие науки приходилось постигать гимназистам? В гимназии преподавали до 15 разных предметов: грамматику, геометрию, естествознание, арифметику, историю, закон Божий, логику, латинский язык, церковно-славянский язык, хоровое пение, этикет, гимнастику и др. предметы. Девочкам преподавали еще и рукоделие. За хорошую учебу вручали похвальный лист. В конце каждого учебного года воспитанники держали экзамен по предметам, которые были изучены. По итогам экзаменов можно было уменьшить плату за будущий год обучения, и это тоже играло немаловажную роль, особенно в небогатых семьях. Стоимость обучения в гимназии в 1878 году : плата за приходящего гимназиста (в год) — 150 руб.; за полупансион — 400 руб., за пансион — 500 руб. За ученика подготовительного класса: приходящего — 100 руб.; полупансион — 350 руб.; пансион – 450 руб. С тех пор прошло много лет, Многое поменялось в этом мире. Изменился политический строй, структура образования. Не изменилась лишь мода на воспитанных, образованных, порядочных людей. Эти качества вне времени! |
|
24 мая, в День памяти Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечается церковно-государственный праздник - День славянской письменности и культуры. Этот праздник был возрожден в нашей стране в 1986 году. В этом году мероприятия пройдут в дистанционном формате. Главной темой является духовное единство, консолидация славянских народов и сохранение культурного наследия. Унечский краеведческий музей присоединяется к праздничным мероприятиям и предлагает вам познакомиться с коллекцией икон из своих фондов. Но вначале немного истории. По церковному преданию первая икона Христа появилась во время его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях 6 в. рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл свое лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его замуровали в стене, в 6 в. открыли, и, к удивлению присутствующих, помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. Образ Спаса Нерукотворного стал самой чтимой святыней христианского Востока. Иконой в православной традиции называют изображение персонажей, событий из Священной или церковной истории, написанное в соответствии с догматами церкви и строгим каноном. Процесс изготовления иконы начинается с приготовления доски из выдержанного сухого дерева, укрепленной с тыльной стороны или по торцам врезными планками (шпонками). С лицевой стороны в доске делается углубление (ковчег), благодаря чему получаются возвышенные края (поля). Доска целиком или частично (по краям, по стыкам досок) проклеивается полотном (поволокой), на который кладут несколько слоев мелового с клеевым связующим грунта (левкас). На высушенный заглаженный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбы (или покрывают их золотом), одежды и изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног; делают надписи (инициалы имен Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, названия сюжетных композиций). После просушки живопись покрывают олифой. На территории Брянской области широкое распространение получила так называемая «народная» икона, написанная в традициях Черниговской школы канона 19 века. Понятие «народная» подразумевает иконописное творчество, которое осуществлялось не профессиональными иконописцами, а простыми монахами в монастырях или одиночными мастерами в деревнях и селах, и предназначалось в основном для малоимущих людей. Чтобы удешевить изготовление иконы, иконописцам приходилось использовать для этого недорогие материалы: основой для её изготовления служило дерево, но не липа, а преимущественно сосна, отсутствовал ковчег, не использовалась позолота даже на нимбах. Обработка досок для образов не всегда отличалась тщательностью, нередко встречаются экземпляры с ярко выраженными дефектами. Масляная живопись осуществлялась преимущественно прямо по доске, без использования паволоки и на очень тонком слое грунта. Уровень исполнения таких икон полностью зависел от таланта и вкусов автора, что придавало им оригинальность и неповторимость. Наивность, граничащая с примитивизмом, не совсем умелое владение рисунком, небольшая вариативность красочной палитры говорит о том, что подобные образа писались не профессиональными художниками. Нередко такой промысел становился дополнительным источником получения доходов для монастыря или автора-богомаза. Также, существенное отличие народной иконы в том, что иконописец украшал поле иконы стилизованным изображением роз и пионов, как символическое изображения райских кущей, так как золото было очень дорого. Представляем вашему вниманию небольшой видео-обзор музейной коллекции икон, которые представлены в экспозиции музея и хранятся в наших запасниках. |
Унечский краеведческий музей приглашает вас принять участие в фестивале детского творчества, приуроченного ко Дню защиты детей. |
Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали люди и солдаты в то нелёгкое время. Как жил солдат на фронте? В каких условиях воевал? Как был одет, что ел и без каких предметов в своем быту не мог существовать. Об этом и многом другом Вы узнаете из материалов нашего нового проекта «Простые вещи солдатских будней». Но так ли они были просты - эти вещи? Без многих, казалось бы, простых и обыденных вещей жизнь на фронте, в походно-полевых условиях была невозможна. Убедимся в этом на примере первого предмета. Шинель. Шёл солдат дорогой краткой направлением на цель, Сверток, перекинутый через плечо – это один из самых узнаваемых атрибутов солдата Советского Союза времен Второй мировой войны. Без этого загадочного предмета почти невозможно представить себе пехотинца тех времен и что еще важнее, без него солдату пришлось бы очень туго. Что же это такое? На самом деле все очень просто – это свернутая особенным образом шинель. Военная шинель стала неактуальной при смене концепции ведения боевых действий. Во времена плотных пехотных каре, сплошных линий фронта, миллионных армий – это дешевая, универсальная, в общем–то незаменимая одежда. Но также тяжелая, неудобная, путающаяся в ногах – во время маневренного боя в современной «войны моторов». Уже по итогам боевых действий в Афганистане стало ясно, что обмундирование советской армии устарело и нуждается в приведении его к современным реалиям. В связи с развалом СССР процесс перехода на новое обмундирование затянулся, только в 1994г приказом президента Российской федерации шинель сменили на парадное пальто (т.е. без складки и хлястика) и куртки и бушлаты. Сейчас шинель – это уже история, но, наверное, вспоминать ее будут еще очень долго.
|