Среди многочисленных любителей истории считается, что именно 25 февраля 1946 года Красную Армию переименовали в Советскую. Но на самом деле, ни закона, ни указа, ни постановления высшего органа власти о таком переименовании – нет. Впрочем, фактом является и то, что начиная с марта 1946-го название «Красная Армия», действительно, употребляется всё реже и реже. И 1946 год оно не переживёт. Однако Красная Армия вовсе не сразу становится Советской. Сначала – «Вооружёнными Силами СССР» (или «Союза ССР».) Именно этот термин сменяет в марте – июне 1946 года «Красную Армию» в названиях учреждений военного ведомства и родов войск. В приказе министра Вооружённых Сил И.В. Сталина от 1 мая 1946 года уже нигде не фигурирует название «Красная Армия» - только «Вооружённые Силы»… В то же время с конца июля 1946-го – опять-таки постепенно, начинает внедряться и термин «Советская Армия». Впервые термин, по-видимому, появился в Уставе внутренней службы Вооружённых Сил Союза ССР – введенном в действие приказом министра Вооружённых Сил СССР от 24июля 1946 года. В разделе «Общие положения» устава значилось, что он определяет «общие и должностные обязанности военнослужащих Советской Армии». Таким образом, в феврале 1946-го Красная Армия Советской ещё не стала. На протяжении марта – июля 1946-го она постепенно сменила своё название на «Вооружённые Силы СССР», и только с конца июля, наряду с этим последним, стало всё чаще использоваться название «Советская Армия». Окончательно оно закрепилось лишь в начале 1947-го. Как и полный синоним названия «Вооружённые Силы СССР» - «Советская Армия и Военно-Морской Флот». И все эти изменения произошли без каких-либо постановлений. Явочным порядком, исподволь. Ничего удивительного тут нет. Точно так же, явочным порядком, осенью 1939 года Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА) стали именовать просто Красной Армией. Никаких указов на этот счёт не было, но начиная с октября 1939-го вместо аббревиатуры «РККА» стали употреблять термин «Красная Армия» и аббревиатуру «КА». И после 26 июля 1940 года название «Рабоче-Крестьянская Красная Армия» осталось только в тексте военной присяги, просуществовавшем, кстати, аж до 10 июня 1947-го. Причины же переименовании Красной Армии в Советскую вполне очевидны. Переименование стало завершением начавшегося в 1934 году отказа руководства ВКП (б) от идеи установления «земшарной республики Советов» в пользу идеи укрепления отдельного государства. «Красная» армия – это армия интернациональная. Защищающая интересы «пролетариев всех стран», интересы классовые – а не национальные. А вот «Советская» армия – это армия государства СССР. Имеющего свои, особые, национальные интересы. Именно их – а не интересы «пролетариев всех стран» – защищает Советская Армия. В том же ряду – переименование 15 марта 1946 года народных комиссариатов (наркоматов) в министерства. И переименование в июле 1946-го красноармейцев и краснофлотцев в солдат и матросов. Чтобы было – как во всех государствах. Где слово «солдат» обозначает защитника Родины. По материалам Андрея Смирнова, кандидата исторических наук.
|
18 февраля в военном зале Унечского краеведческого музея для учащихся 2 класса сш №3 была проведена развлекательная интерактивная программа "Защитники Родины", приуроченная к приближающемуся празднику - Дню Защитника Отечества. Ee7guQuZxKs.jpg © unotkult.iMGSRC.RU HbjtdJ0GX6Q.jpg © unotkult.iMGSRC.RU D0tuprCc6iA.jpg © unotkult.iMGSRC.RU bq4hQIc-Z64.jpg © unotkult.iMGSRC.RU as_8xUkIvjE.jpg © unotkult.iMGSRC.RU |
В снаряжении солдата нет ничего лишнего или ненужного. Среди оружия и подсумков с боеприпасами есть один предмет, который сложно отнести к предметам вооружения, но без которого бывает очень сложно выжить. Это водоносная фляга. Сосуды для воды всегда присутствовали в экипировке, но однообразными они стали только с появлением регулярных армий. Особенно это стало заметно во второй половине 18 века. Законодателями моды были британцы и немцы. Британская империя, раскинувшаяся по всему миру, поражала строгостью формы своей армии. Не уступала ей на континенте и армия Фридриха Прусского, где муштра и порядок в форме были возведены в культ. И хотя и та, и другая армии были всегда биты в серьезных сражениях, мода на их снаряжение копировалась во многих странах. Таким образом фляги Германии, Франции, Бельгии, Австрии, России в 19 веке были очень похожи. Изготавливались из луженой жести, имели два или четыре ушка для крепления к солдатскому ранцу. Но они были непрактичны в быту, часто сминались, лопались по паяному шву, да и в производстве были дороги. Были попытки упростить фляги. Их делали из дерева, по итальянскому образцу, или из стекла, оплетенного лозой или обтянутого кожей. Но и это было неудобно. Дерево рассыхалось, а стекло было очень хрупким. И наконец, в 1893 году в Германии принимается на вооружение алюминиевая фляга, которая на долгие годы стала предметом для подражания почти во всех странах Европы. Фляга представляла собой алюминиевую бутыль овальной формы, выпуклую с одной стороны и вогнутую с другой. Фляга имела вытянутое горлышко с фланцем и закупоривалась корковой пробкой. На фланце горлышка наносилось клеймо производителя и выбивался шифр подразделения, которому она принадлежала. Фляга помещалась в фетровый чехол на шнуровке и крепилась при помощи специального крючка на ремешке к сухарной сумке сзади ниже ремня. В России эта фляга была принята в 1897 году, с той лишь разницей, что клеймо было не на фланце, а на самом горлышке, а чехол был из сукна и носился на ремне через плечо. Фляжки, изготовленные по немецкому образцу, были приняты на вооружение во многих странах Европы и отличались лишь вариантами чехла и способом переноски. Так, способы ношения можно разделить на три: ношение на чересплечном ремне, ношение на снаряжении и ношение внутри снаряжения. В русской армии преобладал способ ношения через плечо на кожаном или матерчатом ремне. В немецкой, бельгийской, греческой - фляга пристегивалась к снаряжению, например, к ремню, специальным крючком. В турецкой армии переносилась внутри вещмешка. Нельзя сказать, что немецкая модель преобладала в армиях мира. В некоторых странах были сильны собственные традиции изготовления военного снаряжения. Особенно это было заметно в начале 20 века. По внешнему виду обычной фляжки можно было сказать, какой армии она принадлежит, либо под чьим влиянием находится страна, принявшая похожий аналог. Например, в Великобритании была принята жестяная эмалированная фляга емкостью 2 пинты (чуть более литра). Точно такие же фляги были во всех странах британского содружества – Канаде, Индии, ЮАС, Новой Зеландии, Австралии. А также до 1910 года в США. Наглядная иллюстрация военной моды и политического влияния. Французские фляги образца 1877 года, очень оригинальной «двугорлой» конструкции, были распространены в Алжире, Марокко, Вьетнаме. Разница была лишь емкости, если во Франции это 1 литр, то в колониях - 2 литра. В Европе была еще одна страна - законодательница военной моды, это Австро-Венгрия. Австро-венгерская модель была самой малой по емкости - 0.5 литра, но весьма популярной среди соседей. До распада Австро-Венгерской империи эти фляги были в армиях Румынии, Болгарии. А после распада - в армиях Чехословакии, Австрии, Польши, Югославии. Но вернемся к истории фляжки в русской армии. Как сказано выше, основу составляла алюминиевая колба емкостью 0,75 – 0.8 литра в зависимости от года производства (6 чарок или 4 стакана). Чехол изготавливался из сукна и застегивался либо шнуровкой, либо на металлические крючки. Была у чехла и функциональная особенность, если его намочить, он охлаждал воду внутри фляги. Фляги переносились через плечо на ремне. В 1909 году на вооружение принимается комбинированное снаряжение, включавшее флягу в чехле с пристегнутой к донной части кружкой и медного котелка со сковородкой. Но эта модель недолго находилась в войсках. Слишком сложная и затратная оказалась в производстве. С началом 1 мировой войны потребовалось огромное количество посуды для обеспечения армии. Алюминия для производства не хватало и с 1915 года фляжки стали изготавливать из стекла, луженой жести, латуни. Упростился и чехол, теперь его изготавливали из хлопчатобумажной ткани со шнурком-затяжкой у горловины. Кстати говоря, подобное упрощение нельзя поставить в упрек русской промышленности. По этому же пути пошли и в Германии, Австро-Венгрии, Франции – то же стекло и жесть. В 1932 году, уже в Советском союзе, флягу модернизировали. Корковая пробка была непрактична и ее заменили алюминиевой резьбовой с резиновым уплотнителем. Кто имел дело с фляжкой, наверняка знает, что вода в ней приобретает привкус резины. Емкость осталась прежней, хотя существовал и литровый вариант для санитаров. Изменился и способ ношения. Теперь фляга пристегивалась к ремню карабинчиком- застежкой. В 1941 году чехол изменился, теперь он пристегивался к ремню двойной петлей и фиксировался пуговицей. С началом Великой Отечественной войны снова потребовалось большое количество посуды. И снова в войска пошли фляжки из стекла и жести. Интересно, что жестяные фляжки изготавливались даже не «по образу и подобию», а произвольной формы, например, на основе круглого бачка от керогаза, или фильтра от противогаза. После войны вернулись к производству алюминиевой фляги, и в таком виде она проходит службу до сих пор, уже в Российской армии. Ну а что же в Европе? Межвоенный период был расцветом «фляжечной» мысли. Одной из самых сложных и интересных была немецкая фляга 1931 года. Она получила винтовую пробку, алюминиевую кружку - манерку с двойной ручкой и очень сложный фетровый чехол на кнопках с кожаным подвесом. Фляги выпускались 0,8 литра – для всех родов войск, флота и авиации, 1 литр – для горных частей и 1,5 литра для санитаров. Разнообразны были чехлы. Фетровые быстро изнашивались и их пытались заменить на фенольно-шпоновое покрытие, а после опыта «русской зимы» на резиновое, но безуспешно. Добротные же немецкие фляжки были желанным трофеем красноармейца. В польской и румынской армиях, после долгого блуждания меж европейских образцов, обратились к более рациональному варианту. У фляги максимально расширили горловину, так что в нее можно было не только налить воду, но и навалить каши, простокваши. В горловину прекрасно проходила ложка. Британские изменения заключались в том, что к горловине приварили маленькое колечко к которому привязывался шнурок от пробки. Французы отказались от одного горлышка. А в основном, в армиях 30 годов, фляжки отличались большим разнообразием, хотя и с едва заметным следом прежнего влияния. После 2 Мировой войны — это разнообразие исчезло. Стандартной стала фляга США. Даже для стран, не входящих в НАТО. Таким образом, самым интересным периодом истории обычной фляжки стала первая половина 20 века. История обычной вещи может быть большой и разнообразной. Даже если это ничем не примечательная фляжка, которой не придают большого значения. Но это в «миру», а в экстремальных условиях войны бывает, что и один глоток возвращает к жизни. А. Сазоненко, краевед, г.Почеп Фото фляжек из частной коллекции А.В.Сазоненко.
|
Друзья! Проверьте себя на знание "Науки побеждать"
перейдя по ссылке на нашу музейную страницу Вконтакте: https://vk.com/app7385430#forms/30358
|
Ещё одно интерактивное занятие под таким названием прошло в музее 16 февраля. На этот раз его участниками стали учащиеся 3-в класса школы №3. По традиции ребят поклоном встретила бабушка Настя. Музейный педагог в игровой форме рассказала ребятам о сокровищах, которые хранит для последующих поколений бабушкин сундук. Школьники не только смогли увидеть и подержать в руках рушники и скатерти, рубашки и сарафаны, пояса и ленты, которые носили их предки, но также узнали старинные секреты при выборе невесты, поучаствовали в обряде сватовства, побывали в купеческой лавке, выбирая подарок невесте - платок, примерили свадебные одежды. Прекрасной иллюстрацией для занятия стала удивительная выставка Народного мастера России Королёвой Т.И., на которой представлены свадебные куклы разных регионов России, кукольная композиция «Свадебный поезд» и великолепные панно и костюмы. Экскурсия по выставке закрепила полученные ребятами знания о свадебном обряде края. Яркое театрализованное занятие прошло на одном дыхании и оставило у ребят очень хорошее впечатление. |
15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Эта памятная дата установлена в честь воинов - интернационалистов, которые выполняли свой боевой долг за пределами границ своей родной страны. Именно в этот день - 15 февраля 1989 года в 10 часов 30 минут командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним из воинов Ограниченного контингента советских войск перешел мост через Аму-Дарью, разделявшую СССР и Афганистан. Жертвами этой необъявленной войны стали около 15 тысяч советских солдат и офицеров и не менее 100 тысяч афганцев. Инвалидами стали десятки тысяч людей с обеих сторон. 274 человека до сих пор числятся пропавшими без вести. Военную службу в составе Ограниченного контингента всего прошли свыше 600 тысяч военнослужащих и около 21 тысячи рабочих и служащих, которые трудились в Афганистане на гражданских должностях. За успешное выполнение заданий военного командования, с января 1980 года по февраль 1989 года, 205 тысяч 863 человека были награждены государственными наградами, 73 военнослужащим присвоено звание Героя Советского Союза. Более половины награжденных – солдаты и сержанты. "Афганцы", ветераны боевых действий в ДРА, считаются самой массовой категорией воинов - интернационалистов. Но, разумеется, советские, а затем и российские военнослужащие, сотрудники спецслужб и органов внутренних дел принимали участие не только в боевых действиях в Афганистане, но и в целом ряде вооруженных конфликтов в других странах. Китай и Корея, Ангола и Мозамбик, Египет и Эфиопия, Йемен и Сирия, Ливан и Алжир, Вьетнам и Лаос, Камбоджа и Бангладеш - вот далеко не полный перечень стран, где в свое время побывали советские воины-интернационалисты. В этот день в Унече, также как и в других городах нашей страны, возлагают цветы и венки к обелискам и памятникам, установленных в честь памяти погибшим воинам, В Унече памятные мероприятия пройдут в центре города на Аллее Героев. Навсегда останутся в памяти земляков имена погибших в Афганистане соотечественников – А. Куриленко, А. Казеко, Г. Титенок, В. Усов, М. Юрченко, А. Хомченко. Навсегда их «лица в граните» будут напоминать современникам о силе духа, безграничной воле, отваге и доблести русских солдат. Нельзя забывать о ветеранах и инвалидах войны, солдатских вдовах, детях героев. Ведь они являются главными хранителями светлой памяти о погибших, не понаслышке и не из книг знают достоверную картину событий. Память - это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем. Можно восстановить города, поднять из руин страну, но никто не воскресит тысячи людей, так и не успевших построить свой дом и воспитать своих детей. Мы этого никогда не забудем и не позволим забыть никому. Честь и слава вам, воины-интернационалисты!
|
Ежегодно, начиная с 2012 года, 14 февраля отмечается Международный день дарения книги, который объединяет всех, кто дарит книги друг другу и прививает любовь к чтению. День дарения книг – праздник, который стал международным не только по причине своей глобальной сути, но и потому, что корнями своими он вышел из народа, то есть инициатива его появления принадлежит одному обычному человеку – американке Эмми Бродмур, матери троих детей. Именно вопрос одного из сыновей, который спросил однажды у мамы – почему нет такого дня в году, когда люди дарят друг другу книги просто так, и стал толчком к появлению на свет нового значимого праздника. На сегодняшний день идейные вдохновители продвижения и популяризации книги и праздника добились своей цели: книга по-прежнему любима, а праздник носит международный характер. В России к празднованию Международного дня дарения книги помимо рядовых граждан подключились многие библиотеки и музеи. Так и Унечский краеведческий музей в очередной раз с радостью присоединился к этому дню. Сотрудниками музея была собрана немалое количество книг из личных библиотек. И в назначенный день они были переданы в фонд Унечской межпоселенческой централизованной библиотеки. Мы уверены – каждая книга понравится и полюбится всем читателям! |
Новая выставка в нашем музее нашла невероятный отклик в сердцах и душах наших земляков. Наверное потому, что жива еще во многих нас память о бесследно ускользающих традициях русской деревни. И мы со щемящей болью в сердце частенько вспоминаем светлые , добрые, радостные мгновения своей юности и детства. Особенно памятны и дороги эти воспоминания для старшего поколения, которые не только видели и слышали подобные обряды, но и сами были полноценными их участниками. Для посетителей центра дневного пребывания пенсионеров этот поход в музей стал неким погружением в «дела давно минувших лет». Гости слушали информацию, собранную автором выставки Т. Королевой о традициях празднования свадеб в с. Камень Стародубского района и не уставали комментировать услышанное. Опыт у наших гостей колоссальный в подобного рода делах. Поэтому наша встреча скорее напоминала заседание круглого стола с полагающимися в этом случае выступлениями и прениями. Итогом которого, стал некий сравнительно-сопоставительный анализ обрядов соседних районов. Для нашего музея это очень ценная информация, которая была тут же записана и направлена на дальнейшее изучение и доработку. Вот так полезно проводить время вместе!.
. |
Унечский музей не перестает радовать своих посетителей интересными занятиями. Так для учеников 2 класса школы №3( рук. Куриленко. Р.А.) было проведено интерактивное занятие «Честным пирком, да за свадебку!», посвященное традиционному свадебному обряду нашего края. Занятие проходило в форме театрализованного представления, где актерами стали сами школьники. Ребята узнали много нового и интересного про традиционные крестьянские костюмы и свадебные обряды нашей местности. Также познакомились со старинными секретами выбора невесты, поучаствовали в обряде сватовства, побывали в купеческой лавке, выбирая подарок невесте - платок, примерили свадебные одежды. С большим удовольствием ребята слушали про давно забытые традиции, про приданное и свадебные угощения. Ребята остались довольны тем как провели время и пообещали с удовольствием прийти скоро опять.
|
10 февраля учащиеся школы №5 ( рук. Мисникова М.А.) посетили новую музейную выставку «Но сердце верит в чудеса». Специально для наших гостей сотрудниками музея была подготовлена интерактивная программа, знакомящая детей с особенностями давно забытых русских обрядов. Придерживаясь тематики выставки, нашими юными посетителями была разыграна миниатюра «Сватовство Егора». Ребята получили свои роли – жених, невеста, дружки жениха и подружки невесты, сваха и др. Под чутким руководством сотрудника музея, начинающие актеры смогли в мельчайших подробностях воссоздать один из интереснейших обрядов из цикла «Свадебные традиции» - сватовство. Для ребят это оказалось очень увлекательным и познавательным делом. Ведь они не только весело провели время, но и познакомились со многими событиями из жизни русского народа, ставшими неотъемлемой его частью. Школьники узнали много новых для себя слов – дружка, приданное, свадебный поезд, сваха и многое другое. Отдельным бонусом для участников программы стала фотосессия в старинных русских костюмах, чему они были несказанно рады.
|