Главная » 2022 » Апрель » 13

Декада бывших малолетних узников фашистских концлагерей закончилась, но мероприятия, посвященные этой теме, продолжаются. 12 апреля в Унечском краеведческом музее для семиклассников школы №2 прошла лекция с видеопрезентацией «Уцелел я один…»

Темой лекции стала судьба чудом спасшегося от мартовского расстрела 1942 года узника унечского гетто, 14-летнего мальчика Соломона Бажалкина.
Его судьба – это судьба сильного, целеустремленного человека, сделавшего себя, карьеру офицера советской армии, которого не смогли сломить ни трагические обстоятельства, ни несправедливости, ни жизненные невзгоды.
Лектор рассказала о тяжелейшем периоде оккупации нашего края, о страшных местах заключения Унечи: концлагере, тюрьме гестапо и еврейском гетто, о жестокостях фашистов и их приспешников. Как удалось выжить Соломону, как попал он в партизанский отряд, а потом в военное училище, как сложилась его дальнейшая жизнь – обо всём этом было тоже подробно рассказано. Источниками для занятия послужили воспоминания самого Соломона Бениаминовича, его дочери Любови Лезновой, а также фондовые материалы музея.

Ребята очень активно включились в беседу, делились своими впечатлениями, рассказывали о своих родственниках – узниках и ветеранах войны, задавали много разных вопросов по теме.

Выражаем благодарность классному руководителю ребят Дюжей Ирине Анатольевне за их подготовку к занятию.

Просмотров: 223 | Добавил: unechamuzey | Дата: 13.04.2022 | Комментарии (0)

Наш земляк, уроженец Стародуба, позировал знаменитым художникам в образе Владимира Ильича Ленина. 

Подробнее в статье Константина Кудряшова "Ненастоящий Ленин".

Натурщик, с которого рисовали вождя, сколотил себе целое состояние.

  21 января 1924 г. в 18 часов 50 минут в Подмосковной деревне Горки скоропостижно скончался основатель советского государства Владимир Ильич Ленин.

  Вдова Ленина, Надежда Крупская, моментально поняла, какие формы сможет принять излияние народного горя и чем дело может обернуться впоследствии: «Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д. – всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим…»

«Правда смерти».

  Но её мнение мало кого волновало. Через несколько часов впервые прозвучит слово «Мавзолей». В ночь с 21 на 22 января скульптор Сергей Меркуров снимет с покойного посмертную маску. А с 23 по  27 января в Колонном зале Дома союзов будут работать 25 художников и скульпторов – их пригласит Комиссия Президиума ЦИК СССР по организации похорон В.И. Ленина для увековечивания памяти вождя и создания его канонического образа. То, что от этого образа можно будет отойти, в тот момент никому и в голову не могло прийти.

  Тем не менее это всё же произошло. Дело в том, что от советского художника требовалось отражать правду жизни. Особенно это касалось такой политически важной темы, как жизнь и деятельность «самого человечного человека». Однако «Ленинский канон», созданный в январские дни 1924 г., фиксировал скорее «правду смерти». Это никуда не годилось. Хотя бы по той причине, что входило в явное противоречие с чеканной формулировкой Маяковского, ставшей главной и единственно верной пропагандистской установкой: «Ленин и теперь живее всех живых!»

  И вот тут в отечественной истории второй половины 1930-х гг., не особенно балующей нас забавными сценами со счастливым финалом, появляется сюжет, достойный пера Ильфа и Петрова. Сюжет, почти повторяющий приключения «детей лейтенанта Шмидта» в «Золотом телёнке».

Рождение «героя».

  Нечто похожее произошло в реальной Москве. Только речь шла уже о Ленине. Вернее, о тихом и до поры незаметном человеке по имени Иосиф Ариевич Славкин. Родился он в еврейской семье, в городе Стародуб Черниговской губернии в 1885 г. Получил юридическое образование. В начале 1920-х гг. перебрался в Москву, работал в адвокатской конторе. Вместе с женой Вандой Казимировной проживал по адресу: 1-я Мещанская ул., д. 33, кв. 18. Громких дел не вёл, общественной нагрузки не нёс. Разве что участвовал в любительских спектаклях. Вот там-то, в среде актёров-любителей, и обратили внимание на его сходство с покойным вождём…

  Одним из первых его заметил художник Амшей Нюренберг. В молодости Нюренберг учился в Париже, потом сотрудничал с Маяковским в Окнах РОСТА, сблизился с группировкой «Бубновый валет», в 1927 – 1929 гг. снова оказался в Париже – с лекциями о советском искусстве. А вернувшись в Москву, понял, что жизнь дала трещину. Требования к художникам изменились – Нюренберга заклеймили формалистом и припомнили ему многое. Нужно было срочно набирать очки. Тема Ленина представлялась самой перспективной. И натурщик Славкин, похожий на вождя до степени смешения, оказался как нельзя кстати. В 1931 г. появилась картина Нюренберга «Ленин в Люксембургском саду». В 1932 г. – полотно «Ленин у газетного киоска в Париже». В 1935 г. – «Ленин на набережной Сены».

Почти стахановец.

  К тому моменту Славкин уже, что называется, набирал обороты. Он оказался нарасхват, причём его сотрудничество с художниками было взаимовыгодным. Да, в начале своей карьеры он ещё не жадничал и брал за свои услуги 10 -15 руб. в час. К концу 1930-х гг. расценки возросли вчетверо. Но зато у художников и скульпторов появился «живой Ленин». В принципе эту жилу можно было разрабатывать до бесконечности. Однако тут в дело вмешалось сразу несколько факторов.

  Во-первых, жадность Славкина. Адвокатскую контору он забросил и «работал Лениным». Средняя зарплата в СССР тогда составляла 340 руб. Славкин же зашибал по 2-3 тыс. руб. в месяц, что соответствовало зарплате видного учёного, конструктора или стахановца – представителей элиты тогдашнего советского общества. Но и этого ему было мало – со скульптора Василия Адрианова он требовал уже половину авторского гонорара. Да ещё и принялся курировать отношения художников с заказчиками и покупателями – чтобы его, «Ленина», не вздумали обделить.

  А во-вторых, Славкин, как и всякий актёр-любитель, переигрывал. Ему было мало не только денег, но и «жизненной правды». Он настолько отожествлял себя с Лениным, что отважился «поправить» образ вождя и занялся «восполнением недостающих документально-ленинских поз». Получилось это у него гротескно – актёрского мастерства явно не хватало. На этих двух минах всё дело и подорвалось.

Масштабы афёры.

  В январе 1941 г. директор Центрального музея Ленина Степан Беляков пишет секретарю ЦК ВКП(б) Андрею Жданову письмо: «В музей обратился художник Нюренберг с натурщиком Славкиным, предлагая приобрести у них рисунки «В.И. Ленин в период эмиграции». Мы от рисунков отказались, потому что они извращают образ В.И. Ленина. Славкин в повседневной жизни пытается обратить на себя внимание окружающих. Носит одежду, похожую на ленинскую, и грубо подражает походкой, жестами, движениями и манерой говорить. Кроме того, выдаёт себя за человека, который был хорошо знаком с В.И. Лениным, был вместе с ним в эмиграции, работал в Совете труда и обороны, а в настоящее время якобы получает персональную пенсию».

  Жданов отреагировал молниеносно: «Надо немедля прекратить практику хождения портретов Славкина вместо Ленина, а также установить, кто это разрешил, ибо без помощи каких-либо государственных учреждений такие дела обычно не обходятся».

  Уже к марту появились такие подробности, от которых голова шла кругом. Оказывается, Славкин позировал не только «формалисту» Нюренбергу, которого больше интересовал Париж, чем Ленин. В отчёте Оргкомитета союза художников СССР сказано: «Бывший адвокат Славкин позировал: Иогансону Б.В. к картине «Вожди Октября», Налбандяну Д.А. к картине «Приезд Сталина к В.И. Ленину», Котову П.И. – «У больного Ленина», Васильеву П. к серии «Портреты Ленина», Герасимову А. – «Портрет Ленина» и многим другим».

  Обратите внимание на фамилии – это цвет представителей соцреализма, знаковые фигуры, столпы советской живописи. И внезапно на их работах вместо Ильича – актёр-любитель и зарвавшийся проходимец. Это же чудовищный скандал!

Славкин с нами?

  Скандал предпочли потихоньку замять. Поименованные работы сняли с экспозиций. Славкина убедили расстаться с баловством – он устроился юристом в «Мясосбыт», пережил войну и скончался в 1974 г. Художникам же устроили грандиозную взбучку, чтобы в своих «Ленинианах» даже не думали пользоваться услугами натурщиков. Те слово вроде бы сдержали. Но именно что «вроде бы». Тот же Пётр Васильев написал в Музей Ленина письмо, где каялся и отрекался от сотрудничества со Славкиным: «Я сам был грешен в этом несколько лет тому назад, но тов. Крупская, просматривая мои работы, почувствовала это и спросила, не пользуюсь ли я натурщиками. Я сказал – да, есть у меня такой человек. Тов. Крупская постаралась меня разубедить в этом и просила передать другим художникам её совет избегать искажения сходства».

  Но стоит внимательно присмотреться к серии портретов «Владимир Ильич Ленин», за которую Васильев получил Сталинскую премию, или к маркам, созданным по его рисункам. А потом съездить на Новое Донское кладбище, где на могиле Иосифа и Ванды Славкиных стоит памятник с фотографией бывшего «Ленина». И станет понятно, что образ, созданный юристом из Стародуба, по-прежнему с нами.

 

Это единственный портрет Ленина, созданный в дореволюционную эпоху. Автор — известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. 

 

Просмотров: 493 | Добавил: unechamuzey | Дата: 13.04.2022 | Комментарии (0)