»
13:52
#Нам35! Виртуальный журнал «35 музейных раритетов». Страница 9 «Жезлообмениватель»

История Унечи неразрывно связана с историей железнодорожного транспорта. Поэтому довольно многочисленными экспонатами в залах Унечского музея являются предметы, рассказывающие об устройстве станции и профессии железнодорожника.

Самый заметный и загадочный в этом ряду – жезлообмениватель, а если точнее - электрический жезловый аппарат с сигнальными жезлами. Что же такое жезлообмениватель и для чего он нужен?

Главное в работе железной дороги – безопасность. Об этом думали с самого зарождения железнодорожного транспорта, особенно на однопутных участках железных дорог. Старейшая сигнализация на железных дорогах – это семафоры. Однако одного семафора для регулирования движения поездов было недостаточно, даже во времена паровозов. Необходимо было такое устройство, которое гарантировало бы невозможность отправить поезд на занятый перегон. И был изобретён жезлообмениватель. Жезловая система обеспечивала безопасность движения, исключала одновременное пребывание на перегоне более одного поезда. Проще говоря, предотвращала лобовое столкновение поездов. На каждой из станций в начале и в конце перегона стояли вот такие жезловые аппараты, в которые вложены специальные металлические жезлы по 20 - 40 штук в каждом, обязательно чётное число. Жезл – это разрешение на въезд на перегон. Машинист локомотива получает жезл от дежурного по станции отправления и обязан отдать дежурному по станции прибытия. Извлечь из аппарата более одного жезла невозможно. За отправление со станции без жезла или провоз жезла дальше следующей станции машиниста ждало очень серьёзное наказание.

На железных дорогах России с конца XIX века применялась английская жезловая система Томсона, аппараты были громоздкие и ненадёжные. В 20-х годах XX века на наших дорогах появились аппараты изобретателя Д.С. Трегера, именно такой представлен в нашей экспозиции. Работу над своим изобретением Даниил Трегер закончил в 1919 году, сидя в Челябинской белогвардейской тюрьме и ожидая казни через повешение. Но в город вошли красноармейцы, Трегера освободили. Правдами и неправдами он попал со своими чертежами на приём к наркому путей сообщения. Тогда это был Дзержинский. Внедрив систему Трегера, наркомат сэкономил 5 миллионов рублей золотом. Первый аппарат был подарен Ленину. Производство аппаратов Трегера продолжалось до 60-х годов XX века, и даже сейчас Правила технической эксплуатации допускают их использование.

Просмотров: 270 | Добавил: | Теги: #Нам35! Унеча Музей юбилей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: