В первом зале нашего музея на небольшом подиуме под старинными иконами располагается бронзовый колокол, который в своё время украшал колокольню церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Лыщичи. Первое упоминание об этом храме относится к 1628 году. Принадлежал он тогда Киево-Печерской лавре. В 1814 году в память о победе над Наполеоном вместо деревянного храма был построен каменный, в 1911 году на территории храма появилась и новая колокольня. В 30-е годы XX века церковь была закрыта, такая судьба постигла многие храмы, были уничтожены десятки тысяч колокол, наш из их числа. Он с трещиной, у него утрачен голос.
Что же собой представляют колокола и какова их история? Колокол – это металлический ударный инструмент, состоящий из полого купола, источника звука, и подвешенного внутри купола языка, издающего звук при ударе о купол. В Европе обычно раскачивают колокол, а в России – язык.
Колокола появились очень давно, ещё в глубокой древности, у египтян. Употреблялись они в разных случаях: звон их призывал народ в храмы, извещал о времени, о нападении врага и выступлении войск в поход. В некоторых местах звонили в колокола, когда вели на казнь преступников, случался пожар в городе или смерть царя.
На Руси колокола появились вместе с христианством. О новгородских колоколах упоминается в летописях с XI века. В 1558 году в Новгороде отлили колокол весом 70 пудов (1120 кг). До этого в 1342 году был отлит колокол для Софийского собора в Киеве.
Колокола обычно отливали из так называемой колокольной меди, состоящей из 78% чистой меди и 22% олова. Но бывали примеры, когда колокола делали из чугуна, стекла, глины, дерева и даже серебра. В Китае хранится колокол, отлитый из чугуна в 1403 году.
Колокола у нас существуют многих видов и названий; известны набатные, вечевые, красные, царские, пленные, ссыльные, благовестные, золочёные и лыковые. Кстати, надписи на колоколах читаются справа налево.
Первый из набатных колоколов висел в Москве в Кремле возле Спасских ворот, его ещё называли царским или сторожевым, в него звонили во время нашествия врагов, во время пожаров.
Кроме набатных, были ещё колокола вестовые, они существовали в старину в Сибири и во многих пограничных городах. Эти колокола звонили, когда к городу приближался неприятель.
Вечевые колокола были в Новгороде и Пскове, они звонили и собирали народ на вече – народное собрание.
Красными колоколами называли такие, которые имели звон красный, т.е. красивый, весёлый. В Москве и сейчас есть церковь, которая так и называется «У красных колоколов», её колокола славятся мелодичным звоном.
А еще были пленные колокола – колокола, захваченные у неприятеля (в частности, шведские колокола, польские и литовские) и лыковые – это обычные колокола, разбитые и связанные лыком.