Главная » 2020 » Апрель » 05

 Война отгремела давно, но события тех героических лет не забыть и не вычеркнуть из памяти. В каждой семье есть свой герой, и судьбы многих наших земляков заслуживают внимания.

Хочется рассказать биографию человека, фамилию которого знает практически каждый житель нашего города - штурмана Михаила Алексеевича Лосицкого, участника обороны Сталинграда и битвы на Орловско - Курской дуге, самоотверженно сражавшегося на Брянском и Белорусских фронтах, насмерть стоявшего за освобождение Польши.

Родился Михаил в бедной крестьянской семье 26 мая 1919 года, в селе Галибисово Стародубского района, но вся его зрелая жизнь впоследствии будет связана с Унечей, небольшим городом на Брянщине.

Отец Михаила - Алексей Терентьевич - был малограмотным, мать – Марфа Степановна - неграмотной. Работали они на строительстве железной дороги Унеча - Хутор Михайловский и там познакомились. Единственное, что могли дать своему ребенку родители — это не по годам тяжелый труд. Михаил пас овец, а когда подрос - коров и лошадей. Но отец, на своем горьком опыте зная, что «ученье - свет, а не ученье - тьма», приложил все усилия, чтобы сын все-таки получил образование.

 Окончив 7 классов, в 1934 году Михаил поступил в Стародубское педучилище, которое закончил в 1937 году и был направлен учителем начальных классов в Воловскую семилетнюю школу Куровского района Калужской области. Проработав год, в 1938 году переехал в Унечский район, стал учителем начальных классов в Лыщичской школе.

В ноябре 1939 года Михаила Алексеевича призвали в армию, направили в 323 стрелковый полк в город Жмеринка на Украине.

С детства Михаила манило небо. Когда он, деревенский пастушок, впервые попал на Стародубский аэродром и увидел там стремительную краснознаменную машину, исподволь появилась робкая мечта - летать. Поэтому, узнав о наборе в Харьковское высшее военное авиационное училище, Михаил одним из первых написал рапорт о допуске к вступительным экзаменам. Успешно сдав их в августе 1940 года, он стал курсантом Харьковского авиационного училища, где увлеченно учился и постигал летное мастерство. К сожалению, учеба длилась недолго - началась война, на Харьков участились налеты немецких бомбардировщиков.

Хмурый ноябрьский день 1941 года запомнился Михаилу на всю жизнь. Его и еще 14 курсантов направили на фронт. Уроки летного мастерства молодому штурману пришлось получить на самой настоящей войне.

Его первый боевой вылет состоялся 20 ноября 1941 года в направлении Гжатск – Вязьма. А всего за годы войны в качестве штурмана Михаил Алексеевич совершил 727 боевых вылетов. А ведь каждый полет - это жестокий спор жизни со смертью. Нужно было проявлять мужество, храбрость при выполнении тяжелейших заданий. Ведь это и бомбардировки сильнозащищенных железнодорожных станций, складов, скоплений войск, и посадки в тылу врага. Каждый полет мог стать последним.

С ноября 1941 по октябрь 1942 Лосицкий воевал на Западном фронте стрелком бомбардировщика. Затем в качестве штурмана звена громил врага с октября 1942 года по декабрь 1942 года на Донском фронте. 17 декабря 1942 года его экипаж получил задание: проверить наличие самолетов и состояние летного поля на аэродроме немцев Большого Россишка. В тот далекий декабрьский день, совершив над аэродромом несколько кругов и сделав его схему, экипажу осталось сбросить бомбы на укрытия для стоянки самолетов. Для этого самолет снижается до высоты 1000 метров и оказывается изрешеченным осколками снарядов и пуль. Но экипажу удается дотянуть до линии фронта и плюхнуться в снег, т. к. шасси самолета были перебиты. Пехотинцы вытаскивают раненого Лосицкого из самолета, несут в палаточный госпиталь, где ему делают четыре операции и отправляют в Саратов.

После шестимесячного лечения в госпитале старший лейтенант Лосицкий вернулся в родной авиаполк, к тому времени уже переименованный в 45-й гвардейский. С декабря 1942 года по октябрь 1943 – Михаил на Центральном фронте и снова - сложные и опасные полеты. 

В 1943 году штурман Лосицкий участвовал в освобождении своей Брянщины. И здесь случилась история, достойная экранизации. Михаил летел на задание, а по курсу – родное село Галибисово. Сердце зашлось от боли. И тогда он быстренько написал в кабине самолета записку своим родным и попросил пилота сделать пару кругов над селом. Вложил листок в патрон ракетницы, привязал к нему красную ленту для лучшей видимости.  А над Галибисовом как назло – сплошной туман.  Но все же, над каким - то селом он выбросил патрон за борт машущим ему руками людям. Позднее мать ему рассказала, что воздушное письмо сына ей доставили из Гриденок, что в пяти километрах от родного села. Это письмо Лосицкий хранил потом всю жизнь как реликвию.

С октября 1943 года по май 1945 – Михаил Алексеевич на Первом Белорусском фронте. Через его судьбу прошли Сталинград, Курск, Берлин.

«Было страшно, - вспоминал ветеран, - но никогда не возникало мысли отступить, спрятать свою шкуру. Перед каждым стояла боевая задача, и ее нужно было выполнить». Со своей боевой задачей Михаил Алексеевич справился. Начав боевой путь под Москвой, Михаил Алексеевич дошел до Берлина.

За проявленные героизм и отвагу во время Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич был награжден 23 государственными наградами. В их числе: два ордена Боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I и II степеней, орден Красной Звезды, боевые медали «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За Победу над Германией».

Умер Михаил Алексеевич Лосицкий 2 января 2009 года, но память о нем, Почетном гражданине Унечского района, настоящем герое, навсегда останется в памяти жителей нашего города.

 

 

Просмотров: 1050 | Добавил: unechamuzey | Дата: 05.04.2020 | Комментарии (1)

Правильный ответ на загадку №2 (опубликованную 3 апреля) - МОТОВИЛО
Мотовило - приспособление для сматывания нити с веретена в мотки и первоначального подсчета количества нити для получения ткани нужной длины и ширины.
Мотки требовались для хранения пряжи, ее отбеливания и окраски.
Мотовило рассчитано таким образом, что полный круг нити вокруг мотовила равен одной стене (приблизительно 5–6 м), а число кругов — определенной ширине ткани.
Единицей счета нити были чисменки и пасмы. Чисменка обычно состояла из трех кругов, а пасма включала в себя 10 чисменок(т.е 30 кругов).

Просмотров: 368 | Добавил: unechamuzey | Дата: 05.04.2020 | Комментарии (0)