Главная » 2020 » Апрель » 01

В этом году наша страна отмечает знаменательную дату - 75 лет Победы советского народа над фашистской Германией. Война исковеркала судьбы миллионов людей, оставила без отцов детей, сделала несчастными тысячи матерей. Многие, кто пережил то страшное время, не могут забыть об этом до сих пор.

Самая сильная и цепкая память у детей войны. Они хорошо помнят тяжелые годы оккупации, разруху, облавы и расстрелы, голод, холод, страх и отчаяние.

Война лишила их детства, заставила рано повзрослеть. Их воспоминания – искренний и правдивый рассказ о войне от первого лица. Вот как вспоминает то время Исакович Полина Моисеевна:

«Я родилась 11 марта 1936 года в г.Унеча Брянской области (тогда еще Западной). Отец -  Исакович Моисей Самуилович - был родом из д. Лопазны Мглинского района, мать - Исакович Рива Самуиловна - из Гордеевсого района. В семье было двое детей - я и брат Ефим, который был старше меня на 5 лет.

Отец  до войны работал слесарем –жестянщиком. В городе его знали как ответственного мастера с «золотыми руками». В 1936 году папа был направлен проходить курсы партийной учебы и после их окончания стал начальником отдела кадров паровозного хозяйства г.Унеча. Мама уже до войны не работала, так как после перенесенной тяжелой болезни вынуждена была оставаться дома. Родители всеми силами пытались создать нам достойные условия для проживания и окружить нас теплотой и заботой, что им всегда удавалось. Они построили большой хороший дом и даже успели приступить к внутренней отделке, но…  Въехать в него наша семья так и не успела.

Лето 1941 года . Война. Мне 5 лет. Помню, как бомбили Унечу, горели цистерны на станции, стояло черное облако над городом. Все были напуганы. Глядя на встревоженных взрослых, нам, детям, становилось еще страшнее. Неизвестность. Началась экстренная эвакуация. Семьи железнодорожников (детей, женщин, стариков) посадили в товарные  вагоны (телятники) и отправили в удаленные от фашистов районы. Подчас насильно. Многие относились к эвакуации скептически, расценивая это как бегство. Кто-то не хотел оставлять свои дома и нажитое имущество. В том числе и наши  родственники по материнской линии Ошеровы ехать с нами отказались. Они собрали пожитки и отправились на лошадях в сторону Стародуба, но наткнулись на немцев и были возвращены в Унечу.  Нас же эвакуировали в августе 1941 года, когда немцы были уже на подступах к городу. Вещей взяли с собой очень мало, думая, что война продлится недолго. Почти весь состав эвакуировавшихся состоял из женщин и детей. Спать приходилось на наспех сколоченных полках-нарах. Но и их хватало не всем, поэтому многие располагались прямо на полу. Окон в вагонах не было, лишь наверху маленькое световое окошечко. Ехали в темноте, зажигать спички было нельзя. С наступлением темноты всё делали наощупь. Помню, однажды ночью закричала женщина. Она не обнаружила рядом с собой своего ребенка. Все матери стали в темноте искать своих детей. Мама не обнаружила меня. А я, маленького роста ребенок, перекатилась во сне через нескольких женщин и детей и оказалась возле чужой женщины. Как это произошло, не знаю. Но я тогда очень испугалась и этот эпизод на всю жизнь запомнила.

На станции «Воронежские Грязи» наш состав начали бомбить фашистские самолеты. Все спасались бегством. Мама крепко держала нас с братом за руки. Было темно. Бежали к кустам, прятались в оврагах. Когда окончилась бомбежка, улетели самолеты, мы вернулись в чудом уцелевшие вагоны. Но вернулись не все.

Мы продолжали свой путь и ехали очень долго. В октябре мы прибыли в Башкирию - село Имангул Учалинского района. Местные жители на  русском не разговаривали. Но нас, эвакуированных, встретили доброжелательно. В день приезда для всех накрыли стол, детей угощали конфетами и другими вкусностями. Взрослые и дети постарше (мой брат и двоюродный брат 10 лет) работали в колхозе.

Зима 1941 года была очень холодная, одежды и обуви не было, поэтому мама меня выносила на улицу подышать свежим воздухом. Вскоре мы дождались весточки от папы. Он разыскал нас и сообщил, что скоро приедет  и привезет с собой теплые вещи для нас. Но оказалось, что вещи, которые он нам вез, ночью в вагоне украли. Но это уже было не важно, главное семья была вместе. 

Позже нас всех перевезли в Саратовскую область на станцию Ершово. Папа, как и некоторые железнодорожники Унечи, работал в вагонном депо, стараясь как много больше делать для фронта.

В Ершове я поступала в 1–й класс. Детей было очень много и школа не вмещала всех первоклассников.  Но я все же приступила к учебе, несмотря на свой маленький рост (многие сомневались в том, что мне уже 7 лет).

С освобождением города - 23 сентября 1943 года - отца отозвали в Унечу. Это был долгожданный день для всей семьи. Об освобождении нашего города мы узнали из газеты «Уральский рабочий», где был напечатан приказ И.В.Сталина об освобождении от фашистов «крупного железнодорожного узла Унеча на Гомельском направлении» и салюте в честь этого события...»

Продолжение следует.

Просмотров: 906 | Добавил: unechamuzey | Дата: 01.04.2020 | Комментарии (0)