»
15:36
Малый город – большая история. К 80-летию получения Унечей статуса города.

16 августа этого года наша любимая Унеча отмечает ещё один замечательный юбилей. Ровно 80 лет назад она получила статус города.

    Возникнув как промежуточная станция шестого участка Полесских железных дорог, она стала быстро расти и развиваться. Рядом со станцией рос и посёлок. Вот лишь некоторые факты из его истории.

В 1919 г. сдается в эксплуатацию участок железной дороги Унеча – Сураж.    Летом 1924 года Унеча стала волостным центром.

В январе 1926 началось строительство нового большого паровозного депо (современное локомотивное депо). В 1927 году депо обрело статус участкового.

1927 г. – строительство ширококолейки до Стародуба.

В 1927-28 годах идет возведение клуба имени 1 Мая, который стал одним из самых красивых зданий в городе.

24 октября 1927 года изменился статус Унечи – в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК она теперь стала рабочим поселком.

1929 г. – создание Унечского района. Поселок Унеча становится районным центром.

В этом же году  в Унече создаётся служба пожарной охраны, на улице Первомайской строится первый трехэтажный дом с водяным отоплением,  появляется отделения связи.

К 1930 году Унеча становится полноценной узловой станцией, пропускавшей через себя грузопотоки брянского, гомельского, оршинского и хутор-михайловского направлений.

         Ещё в конце 20-х годов в Унече была заложена база для последующего получения статуса города. В частности, была обведена городская черта вокруг станции, при этом в нее включили участки многих крестьян, чем вызвали их недовольство. Население Унечи того времени составляло уже более 3 тысяч человек.

Пропорционально росту числа жителей, разрасталась и территория поселка. Так, началась активная застройка в залинейной части города, получившей название Белец. Изначально на Бельце селились в основном железнодорожники с семьями, а также отдельные крестьяне, не желавшие вступать в колхоз. Впоследствии Белец получил статус отдельного поселка, а  25 января 1938 года Постановлением оргкомитета ВЦИК по Орловской области был присоединен к рабочему поселку Унеча.

Тридцатые годы дали мощный положительный импульс развитию не только железнодорожного хозяйства станции Унеча, но и промышленности поселка. В это время в Унече появились первые корпуса маслозавода, крахмалопаточного завода (находился в районе современного АТП) и птицекомбината, по всему поселку активно строились жилые дома, школы. Так, в 1936 г.  была открыта ж/д средняя школа №41, а в 1939 - средняя школа №1.

В сосновом бору на улице Октябрьской в 1937 г. было построено большое трехэтажное здание железнодорожной больницы с водяным отоплением и канализацией.

Произошедшие в жизни Унечи преобразования 30-х годов привели к пересмотру административного статуса поселка. 16 августа 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Унеча была преобразована в город, в котором к этому времени проживало около 15 тысяч человек. Удивительно, но факт – за тридцатые годы население Унечи увеличилось в семь раз. Всего же в Унечском районе по переписи 1939 года проживало 59772 человека, из которых в селах и деревнях – 45814.

Давайте же совершим путешествие в прошлое и перенесемся в Унечу к.30-х годов? А помогут нам в этом воспоминания наших земляков.

     Из воспоминаний  Киселева Германа Петровича, 1934г.р.

«В 1938 году я приехал вместе с матерью Киселевой Александрой Ивановной в Унечу,  где жил наш дальний родственник и поселились на улице Крестьянской. Меня сразу определили в детский сад, который располагался  на улице Октябрьской, мама стала работать в швейной мастерской.

     Унеча в ту пору была малонаселенным городом, с населением, я думаю, не более 10 тысяч человек. Наиболее оживленными местами были улица Октябрьская и бульвар, который протянулся от нынешней пекарни до улицы Октябрьская. На этом месте сейчас рынок с его постройками и Аллея Героев. Тогда это были  аллеи деревьев, которые прерывались против вокзала, где был рынок. Вдоль аллей были установлены скамейки для отдыха, продавалась газированная вода и мороженое. Мороженое продавалось в специальных будках, установленных на ось с двумя велосипедными колесами, поэтому  продавец обычно  в белой куртке мог перемещаться со своим товаром по своему усмотрению. В этих будках мороженое находилось во фляге, обложенной льдом. Продавец брал мороженое из фляги железной ложкой и накладывал его в специальный невысокий цилиндрический стакан, предварительно положив на его дно вафлю. Положив мороженое и накрыв его сверху вторым куском вафли, специальным толкателем снизу стакана, мороженое выталкивалось и переходило в руки покупателя.

      Со стороны железной дороги бульвар ограничивался дорогой, покрытой булыжником, по которой двигался гужевой транспорт. Эта дорога и сейчас находиться на этом же месте.

     На этой же стороне размещался большой магазин культурных и промышленных товаров, часть его сохранилась до сих пор, но только часть. В те же годы это был магазин с хорошо оформленными витринами,  вдоль которых были установлены круглые медные перила, всегда начищенные, на которых вечно крутились ребятишки.

    Дальше по этой же стороне, только в конце, располагалась железнодорожная баня, которую мы посещали и угощались пирожками в буфете напротив. Здание бани сохранилась.

    С противоположной стороны бульвара, начиная от Октябрьской улицы, располагался кинотеатр «Пионер», сберкасса, почта, книжный магазин, фотография и в конце, ближе к улице Володарского  швейная мастерская, где работала моя мама. Вдоль этих зданий был проложен дощатый  тротуар. Такой же тротуар был на Октябрьской улице и в других местах.

    Октябрьская улица вся была застроена деревянными домами. Каменными были только банк (теперь там краеведческий музей),  одноэтажная  городская и в несколько этажей железнодорожная больницы и два или три дома за ними. У многих жилых домов летом в окнах между рамами стояли банки и бутылки, наполненные вишней и засыпанные сверху сахаром – готовились наливки. На проезжей части улицы никакого покрытия не было».

Вспоминает Владимир Михайлович Башмаков, 1935 г.р.:

«Осенью 1938 года наша семья переехала в город. Родители, в основном мама, выбрали место для дома на окраине, по улице Брянской: тяга к земле оказалась сильней цивилизации. Хотя и города, как такового, тогда еще не было, но об этом я узнал намного позже, когда уже в послевоенное время заглянул в энциклопедию.

С этих пор и началось мое знакомство с моей малой Родиной.

Все было для меня необычно и грандиозно: деревянные дощатые тротуары, мощеная булыжником улица (как потом оказалось – единственная в городе, и называлась она Линейная, так как шла параллельно железнодорожной линии), большие деревянные дома с большими окнами,  2-хэтажный клуб железнодорожников им.1 Мая, а за клубом 3-хэтажные дома из красного кирпича, невиданные мною раньше. Отец говорил, что скоро в городе будет много таких домов. Рядом с клубом был стадион «Локомотив», на котором проводились демонстрации на 1 Мая и даже парады местных пожарников, милиции и неведомо откуда взявшееся небольшое воинское подразделение.

Недалеко от привокзальной площади был большой, по моим представлениям,  универмаг с двумя огромными окнами-витринами,  в одной из которых были выставлены красивые игрушки.  

А до клуба им.1 Мая и куда-то дальше тянулась большущая железнодорожная станция, на которой все время гудели маневровые поезда, лязгали буфера и шипели паровозы. Вот в этом хозяйстве где-то и работал мой отец.

У меня было любимое место -  витрина универмага. Я устраивался на подоконник, и, насмотревшись на игрушки, шел на привокзальную площадь к мороженому. Мороженое тогда продавалось с таких интересных тележек на велосипедных колесах с тентом. Порции были небольшие грамм по 30 – 50 и выдавливались из таких круглых формочек, но и на эту роскошь у меня денег не было. А ещё на вокзале на столбе висел такой прямоугольный раструб – репродуктор, из которого мы узнавали важные новости. В единственной в городе Фотографии (так в городе называлось фотоателье) работал Наум».

Воспоминания Михалева Дмитрия Карловича, бывшего работника железнодорожной больницы:

«Отслужив военную службу, я приехал в Унечу. Здесь в 1932 году осенью начали копать котлован для строительства главного корпуса больницы. Больница строилась долго – 5 лет, потому что техники тогда не было никакой, все делалось вручную, доски пилили сами, раствор мешали ногами и лопатами. Кирпич возили на лошадях из д. Рюхово, где был открыт кирпичный завод. В то время все перевозки осуществлялись на лошадях, кирпич подавали наверх с помощью носилок. Архитектурный вид тогдашней больницы был иным, чем сейчас. Главный вход был там, где сейчас расположен санпропускник, окна тоже были другими – широкие, большие, карнизов не было. По мере строительства больницы мы развивали подсобное хозяйство. Был посажен фруктовый сад, завели пчел. В итоге, мы к концу строительства больницы способны были обеспечить больных всеми видами продуктов, кроме масла и крупяных изделий.

 В 1937 году закончилось строительство больницы. И в ноябре месяце больница была открыта.

Вскоре мы укомплектовали весь штат, но недолго мы проработали в новой, хорошо оснащенной больнице – пришлось эвакуироваться - Гитлер начал войну…»

Из воспоминаний Метельского Георгия Васильевича, 1911г.р.:

….Довоенная Унеча – подслеповатые деревянные хибары, узкие деревянные тротуары и маленькие деревянные лавчонки. В войну все это немцы спалили, но минуло несколько лет, и, раздвигая развалины плечами, поднялся новый, незнакомый город железнодорожников…».

Вместе со страной Унеча прошла все исторические этапы своего развития и роста. Сегодня Унеча – это маленький, но очень уютный, зеленый и благоустроенный городок со славными традициями и богатым историческим прошлым.

Несмотря на объективные экономические трудности, город и район живут и строят планы на будущее.

Мы любим тебя, родной город! Мы гордимся твоей историей, своими славными земляками! Мы желаем тебе дальнейшего процветания!

Просмотров: 495 | Добавил: | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: