Наша страна всегда была сильна многонациональным разнообразием культур и традиций народов, ее населяющих.
Мы хотим рассказать вам сегодня об истории и традициях народной кухни Унечского района.
В том, что мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада многих поколений наших предков. Но мы частенько не знаем наших исконных блюд и совсем не гордимся русской народной кухней.
Вам что-нибудь говорят такие слова, как ботвинья, сбитень, кулага, кулеш, варенина, драчёна, краснодёр? Скорее всего, нет. А это названия блюд, которые готовили и с удовольствием ели наши далекие и не очень предки.
Конечно, идут годы, меняются поколения, появляются новые продукты, но знать кулинарные традиции своего народа своей местности важно и интересно!
Близость Унечской земли к Белоруссии и Украине наложила отпечаток на нашу традиционную культуру. У нас переплелись традиции всех трех славянских народов.
Итак, что же ели наши предки?
Главный продукт в рационе наших земляков – хлеб. Летом к нему добавлялись свежие овощи, зимой – квашеная капуста и свекла.
Мясо не всегда бывало на столе у местных жителей. К большим праздникам, таким как Рождество и Пасха, резали овец и свиней. В остальное время из мясной пищи употребляли чаще всего свиное сало, и то больше как приправу, иногда домашнюю птицу.
Большим подспорьем для крестьян был картофель, но к нему местный народ привык не сразу.
Что сеяли из зерновых в наших краях? Рожь, пшеница, ячмень, гречиха, овес – самые распространенные зерновые культуры. К ним можно добавить просо, лен, горох, чечевицу, фасоль, бобы, кукурузу (ее называли турецкой пшеницей).
У крестьян были огороды, где они сажали свеклу, морковь, капусту, репу, редьку, тыкву, огурцы, лук и чеснок.
Были сады с плодовыми деревьями и кустарникам, в лесу собирали грибы и ягоды, и все это употреблялось в пищу и заготавливалось впрок. На подворье, в своих хозяйствах, жители разводили уток, гусей, кур, держали коров, овец, свиней. Из всего этого готовились разные блюда.
Покупных продуктов в деревне практически не было, пища отличалась простотой приготовления, ведь хозяйка была занята домашними делами (уход за скотом, работа в поле, ткачество), и готовить разносолы у нее не было времени. Наши предки ели, в основном, щи из капусты и суп картофельный. Пироги пекли по большим праздникам, да и блинами не так часто лакомились. Первые блюда называли «варево». В праздничные дни «варево» было с мясом, еще и каша на молоке, а уж самое желанное блюдо на праздник – это жареная картошка с мясом. Еще варили студень из ног, хвостов и потрохов.
Редко на столе у крестьян появлялся и пшеничный хлеб, чаще всего, это был ржаной и «житный» (из ячменя). Из напитков – колодезная вода и квас.
Режим питания крестьян зависел от времени года и достатка семьи. Жители нашего края питались три раза: завтрак («снедання»), обед, ужин («вечеря»).
На завтрак – картофельный суп или толчёнка (пюре), жарили драники, кулеш.
На обед – борщ, суп, пшенная или ячменная каша, галушки из картошки, кулага (такая каша). Мог быть перекус перед ужином – хлеб, лук, огурец, сало.
На ужин – молочный суп, печеный картофель с луком или кулеш.
Большинство дней в году, до 216 и более, были постными, крестьяне посты соблюдали строго.
Приготовлением пищи занимались женщины (хозяйка, невестка). Нужно было встать до рассвета, затопить печь и приготовить еду для всех, в том числе и для скота, вставать приходилось в 3-4 часа утра.
Обедали и ужинали в строго заведенное время. Семья собиралась за столом, где у каждого было свое место. Хозяин садился первым, крестился, творил молитву, и все приступали к еде.
Жидкие горячие блюда ставили на стол в общей миске или чугунке. Черпали по очереди, хозяин следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других. Гущу или мясо из супа можно было зачерпнуть только после того, как это сделал глава семейства. Нельзя было зачерпнуть суп, не откусив хлеба, нельзя одной ложкой брать два куска мяса.
Мясо, сало, рыбу, блины и оладьи брали руками, вилок тогда не было, персональных тарелок тоже.
Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой по дну посуды, ронять крошки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться.
Хлеба, главного продукта питания, у большинства крестьян не хватало на весь год, у многих хлеб кончался весной, а у некоторых и в середине зимы. В тесто тогда добавляли сырой или вареный картофель, овес, гречиху. По умению печь хлеб определяли, хороша ли хозяйка. Пекли и пироги.
Наши предки верили в святость хлеба. Они считали, что человек, уронив кусок хлеба, должен был поднять его и поцеловать. Согласно другому поверью, если человек выбрасывает хлеб, то он выбрасывает из дома благополучие и достаток.
Хлеб сопровождал человека всегда: с караваем встречали почетных гостей, ходили свататься, женились, хлеб несли и на погребение.
По вкусу хлеб в те времена был очень кислым, пекли его на дрожжах или старом тесте. Очень популярны в наших краях были каши и разные мучные изделия: оладьи, блины, кулеши, бабки и многое другое.
Праздничная пища крестьян отличалась от обычной, будничной, разнообразием блюд, количеством мяса, яиц и масла на столе. Еще на праздники готовили обрядовые блюда: бабкину кашу на крещение, на свадьбу – каравай, на поминки – кутью. Крестильную кашу готовят и в наши дни, блины пекут, поминая умерших родственников.
Невидимыми нитями традиции и уклад наших предков протянулись и в нашу современную жизнь, многие рецепты и даже вкусовые пристрастия передаются из поколения в поколение, обогащая нас и не давая забыть о своих истоках, своих корнях.
И стоит иногда хотя бы из любопытства попробовать приготовить ботвинью, чучики или кулеш и ощутить историю родного края на вкус.