Предлагаем вашему вниманию 3-ю часть юбилейного интервью доктора философских наук, профессора, члена Президиума Академии военных наук, генерала-майора в отставке Юрия Яковлевича Киршина Заслуженному работнику культуры РФ, директору Унечского краеведческого музея Голик Н.А., в котором раскрываются базовые тезисы его книг и статей – плоды многолетней работы по темам, волнующим его в последние годы.
Часть 3. «Космополитизм»
- Что же такое космополитизм?
Космополитизм — расширение идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов, стран как частей одного целого человечества.
Космополитизм включает в себя идеологию и космополитическую практику, деятельность, поведение.
Космополитизм предполагает внедрение идеологии и космополитической практики в мировое сознание, а также усвоение их человеком, народами, государствами и человечества в целом. Космополитизм предполагает не только распространение знаний, но распространение чувств, эмоций, настроений.
О сущности и содержании космополитизма свидетельствуют его цели: обеспечить выживание человечества, ликвидировать войны, установить Вечный мир, создать новую миролюбивую, миротворческую, ненасильственную, искусственную Общность, осуществить Единую Гуманитарную Всемирную и Вселенскую Революцию - Эволюцию человечества, природы и освоения космоса, создать Большое Отечество, как Абсолютное единство человечества, природы и космоса, изменить роль народа во всемирной истории в системе «народ-власти», ликвидировать эксплуатацию человека человеком.
- Каковы ценности космополитизма?
Начну с ключевых понятий. Это благие деяния, общественная польза, душевность, благотворительность, братство, всеобщее гостеприимство, благоговение перед жизнью, расширение радости, счастье.
Добродетели космополитизма: миролюбие, милосердие, солидарность, любовь к жизни, Отечеству, к истине, формирование Вечного мира, борьба добра против зла, света против тьмы, мирное освоение космоса.
Любовь — величайшая ценность космополитизма. Кто любит жизнь, тот самый счастливый человек. Любовь объединяет, является средством моральной чистоты. На любви зиждется социальное бытие. Ненависть может быть уничтожена любовью.
Космополитизм — это осуждение фашизма, расизма, гегемонизма, мирового господства, несправедливых войн. Космополитизм — это осуждение эгоизма, насилия, ненависти, злобы, жестокости, клеветы, деспотизма.
Обеспечение культа Земли - один из важных принципов космополитизма: рациональное использование ресурсов Мирового океана и Суши; бережное отношение к атмосфере и гидросфере Земли; отношение к Земле как к средству производства, как к материальной предпосылке труда; стремление добиться, чтобы на Земле не было войн; достижение на Земле единства человечества с культурным, этническим и религиозным разнообразием; обеспечение безопасности Земли от космических тел; использование ресурсов Земли для проникновения в Космос и установление с ним всесторонних связей.
- В каких же условиях рождался и развивался космополитизм?
Космополитизм рождался и развивался в таких явлениях, процессах, событиях, как становление и гибель локальных цивилизаций, научно-технический прогресс, формирование философских учений, становление мировых религий, рабство, колонизация, инквизиция, войны, кровавые революции, природные и техногенные катастрофы.
- Накопилось ли у человечества информация о космополитизме, есть ли у космополитизма своя история?
Конечно, есть и довольно богатая!
Космополитизм как идеология и деятельность возник в эпоху античности. Мыслители, философы, политики, историки, деятели культуры оставили миру как бесценное наследство космополитические идеи, космополитическую практику, которые сохраняют свое значение и для нынешних и для будущих поколений.
В античные времена возникло главное противоречие человечества — борьба космополитизма и антикосмополитизма, которая ведется в пространстве и во времени, мирными и военными способами, охватывает прошлое, настоящее и будущее. Фронт борьбы проходит по линии добра и зла, света и тьмы, сострадания и равнодушия, правдивости и лжи.
Понятие «космополит» было введено в оборот стоиками, но киники еще раньше стоиков объявили себя «гражданами мира». Они считали, что принадлежат бесконечному космосу, всему миру. Диоген был первым, кто назвал себя «космополитом». Он вышел за границы не только пространства, но и времени.
С начала XVIII века понятия «космополит», «космополитизм» и их синонимы стали употребляться в Германии (в 1701 г.), в Англии (в 1709 г.), во Франции (в 1712 г.). Понятие «космополитизм» в 1721 г. вошло в «Словарь Треву».
Идеи космополитизма развивались и распространялись в Древней Греции, в Древнем Риме, в китайской и японской цивилизациях, в индийской философии, в Новой и Новейшей Европе, в России.
- Какова же роль России в развитии космополитизма?
В России ученые, философы, деятели культуры хорошо знали идею о «гражданине мира».
В центре внимания космополитизма в России всегда был человек, его место в обществе и природе, его назначение, его ценности. Космополиты считали человека высшей ценностью в России и во всем мире, они мечтали о едином, братском, совершенном человечестве.
Космополиты России вышли в сферу общечеловеческого, всемирного, прорвали национальную ограниченность, вышли за границы, за пределы государства, науки, культуры, религии. Человечество нуждается в России.
Космополиты считали, что любую деятельность надо соизмерять с космосом. Русские философы убеждены, что есть связь человеческой жизни с жизнью космического целого, космос присутствует в сознании человечества.
- Не могли бы Вы раскрыть персональный вклад в развитие космополитизма российских философов и писателей?
Конечно, могу.
Русский мыслитель П.Я.Чаадаев (1794-1856) внес существенный вклад в развитие идей космополитизма. Роль России в мире, в Европе Чаадаев видел в том, чтобы быть настоящим совестным судом, трибуналом человеческого духа и человеческого общества.
Чаадаев оценил место и роль России с точки зрения географического фактора, которое позволяет определить её роль в мире, выход за границы государства, объединение людей, единство человечества.
Большой вклад в развитие идеологии космополитизма внес выдающийся русский философ Н.А.Бердяев. Он считал себя гражданином своего отечества и гражданином вселенной. Бердяев выдвинул критерии русского патриота. Человек должен любить свою землю, любить во всех ее противоречиях.
По Бердяеву, человек входит в человечество через национальную индивидуальность и доходит до общечеловечности, возводит национальное до общечеловеческого. Установление общечеловеческого братства народов будет не исчезновением, а утверждением национальных индивидуальностей. Национальность подчинена человечеству и космосу.
Судьба России дороже судьбы классов и партий. Общечеловеческая идеология стоит над политикой. Россия должна быть возведена до общечеловеческого значения. В мировую эпоху Россия должна сказать свое слово миру.
Надо сказать, хотя бы коротко, и о других философах.
Булгаков С.Н. считал, что человек существует в человечестве и в природе, он стремится к абсолютному всеединству.
С.Л.Франк ставил вопросы о гармонии между природой и человеком.
Русский философ Г.П.Федотов тоже был сторонником объединения народов, государств в великое отечество.
А.Ф.Лосев широко понимал содержание отечества, которое не есть только территория, это не только национальность, социальная жизнь. Это жизнь и судьба, это Родина добра и истины.
А.С.Пушкин, национальный русский поэт — носитель многих идей, ценностей космополитизма. Он определил место России в мире как место всеевропейское и всемирное. Мировоззрение Пушкина, его творчество выходило за границы России, он раздвинул границы русского языка.
Существенный вклад в развитие космополитизма внес русский философ, литературный критик В.Г.Белинский. Главная заслуга Белинского в том, что он в понимании патриотизма вышел за рамки России. Что такое любовь к своему без любви к общему? - спрашивал он. - Разве русские сами по себе, а человечество само по себе?
Выдающийся русский писатель Ф.М.Достоевский давал космополитическую оценку русской литературе, которая вплетена в большой внешний мир, утверждал, что центральной ее идеей является общечеловечность, достижение счастья.
Поэзия Тютчева проникнута мировым, вселенским, космическим духом. В ней отражена история эпохи, суть бытия, единение народов. Творчество человека и природы пронизывает его лирику. В природе есть душа, свобода, любовь, в ней есть язык. Тютчев природные явления стремился осмыслить с позицией исторического значения. Он пытался осмыслить историческое значение землетрясения.
- Многие политологи считают, что космополитизм как идеология и как космополитическая практика находятся в состоянии кризиса. Как Вы оцениваете состояние космополитизма сегодня?
Да, космополитизм сегодня во многих государствах переживает глубокий кризис, он действительно охватил и идеологию, и практику.
Понятия «космополитизм», «космополит» до сих пор имеют негативный смысл. Россия также переживает глубокий кризис.
В Советском Союзе некоторые научные открытия, идеологии объявлялись реакционными буржуазными теориями. Так произошло с кибернетикой, генетикой и космополитизмом. Затем кибернетика и генетика были реабилитированы. Космополитизм не был реабилитирован даже в годы горбачевской перестройки.
На кризис космополитизма оказывают влияние многие явления, процессы в человечестве, в природе, в освоении космоса.
Разобщенность человечества охватила все формы жизнедеятельности. Общество разъединено в пространстве и во времени. Войны по-прежнему являются образом жизни человечества. Новые вызовы военной угрозы поставили на повестку дня проблемы выживания человечества, разрушения природы, освоения космоса.
В кризисном состоянии находятся мировые религии и религиозные конфессии, налицо их взаимная неприязнь и разобщенность. Мировые религии, религиозные конфессии испытывают дефицит влиятельных духовных лидеров, способных осуществить религиозные реформы, адекватные новым глобальным, вселенским явлениям и процессам.Космополитизм находится в исторической обороне.
В государствах отсутствует мировое бытие, творческая историческая мысль; элиты поглощены национальными проблемами, а не мировыми задачами. Они не способны определить свои всемирно-исторические задачи.
Космополитизм не стал всемирным. В государствах нет всемирного центра по управлению космополитизмом.
Между идеологией космополитизма и космополитической практикой образовался пространственный и временной разрыв.
Назрела необходимость не только в реабилитации космополитизма в государствах, но и в формировании нового космополитизма, который соответствует новым вызовам и угрозам.
- Как же реабилитировать космополитизм? Как выйти из кризиса?
Человечество, природа, освоение космоса нуждаются в новом космополитизме как в идеологии, так и на практике.
Космополитизм приобретет новые ценности, связанные с созданием новой искусственной, миролюбивой, миротворческой Общности, с осуществлением Единой ненасильственной Гуманитарной Революции — Эволюции, с формированием Большого Отечества — Единства человечества, природы и освоения космоса.
Назову ценности, принципы, черты и задачи нового космополитизма:
- существование космополитизма в вековом времени во вселенском пространстве;
- право человечества на жизнь в космосе;
- вселенский характер космополитизма;
- человек одновременно существо земное и космическое;
- освоение космоса — потребность и функция всего человечества;
- освоение космоса — фактор обеспечения выживания человечества;
- право человечества на Вечную жизнь;
- человеческая личность приведена к созданию мирового исторического призвания;
- возможность человека после смерти сохранить бессмертие;
- формирование новых субъектов добра и света;
- ответственность человека за сохранение природы;
- ликвидация несовершенностей человечества;
- соответствие ритмов развития человечества и природы;
- создание космополитических государств.
Новый космополитизм обновит ценности космополитизма, дополнит его новыми ценностями.
Новые космополиты верят в будущее, которое наступит в ближайшие века.
Демократия нового космополитизма охватит все субъекты и объекты космополитизма: человека, взаимосвязь человека и природы; отношения людей в государствах, религиях; демографические процессы; защиту от природных и техногенных катастроф, освоение космоса.
Космополитическая демократия позволит обеспечить более широкое участие граждан в политическом процессе; расширит публичную сферу. Демократические ценности будут внедрены в культуру, науку, медицину, в силовые структуры, в религиозные организации.
При формировании космополитической демократии будет осуществляться мониторинг, контроль и проверка всех управленческих решений государственных и общественных структур. Демократическое самоуправление охватит внутригосударственные и международные отношения. Между государствами будут реализовываться концепции глобального демократического самоуправления. Космополитическая демократия позволит органически соединить власти с гуманитарными, моральными и правовыми ценностями.
Произойдет демократизация международных отношений, всемирных организаций. Ценностями космополитической демократии будут проникнуты вселенские проекты при освоении космоса.
При новом космополитизме будут созданы новые модели демократий, которые будут учитывать культурологические, этнические и религиозные факторы.
Новый космополитизм не допустит насилия во всех сферах жизнедеятельности, будет вести борьбу с фальсификаторами истории, добьется гармонии прошлого, настоящего и будущего, светского и религиозного, науки и веры, предотвратит кровавые революции.
- Кто же такой новый космополит? Каким он будет?
Новый космополит — это гражданин мира, творец, созидатель, искатель, волонтер, пионер.
Космополит — мужественный защитник и патриот своего Отечества и Большого Отечества; покоритель космоса; активный участник борьбы за ликвидацию войн как образа жизни человечества, за установление Вечного мира; активный участник борьбы против гегемонизма; гуманист, носитель нового статуса человека; революционер Единой ненасильственной Всемирной и Вселенской Революции — Эволюции человечества, природы и освоения космоса; интернационалист, готовый оказать всестороннюю миролюбивую, миротворческую помощь силам в любой точке земного шара; защитник природы; автор научных знаний о человеке, человечестве, природе, об освоении космоса.
Каждый гражданин планеты будет давать Клятву Жизни, которая будет включать: цель жизни, отношение человека к себе, родственникам, к человечеству, к природе, к освоению космоса, к Большому Отечеству, к предкам и потомкам.
- Заканчивая нашу беседу, хочу спросить Вас, что Вы думаете о будущем?
Попытаюсь высказать свое мнение. Наше будущее – это создание новой миролюбивой, миротворческой Общности, ликвидация войн как образа жизни человечества, формирование Вечного человечества, освоение космоса, контакты с другими планетами, изменение роли народа во всемирной истории, ликвидация эксплуатации человека человеком. Создание Большого Отечества потребует нового вселенского летоисчисления человечества, природы и освоение космоса.
- Дорогой Юрий Яковлевич! Огромное спасибо Вам за четкие и исчерпывающие ответы на все вопросы! Надеюсь, что Ваши мысли будут интересны нашим читателям, а Ваши идеи найдут своих сторонников и последователей. Доброго Вам здоровья и сил для реализации всех творческих замыслов!
P.s. С трудами Ю.Я.Киршина можно познакомиться в Унечском краеведческом музее.