|
Второй день пребывания в Унече для участников музейной конференции был не менее насыщенным, чем первый. С утра для гостей была организована выездная экскурсия в усадьбу первого министра народного просвещения России графа Петра Васильевича Завадовского в с. Ляличи. Директор музея Голик Н.А. подробно рассказала экскурсантам о судьбе нашего земляка – уроженца с.Красновичи ( ныне Унечского района), его вкладе в создание системы светского образования в России XVIII в. Особенно гости были впечатлены законсервированными развалинами дворца графа и частично восстановленной церковью Святой Екатерины. Вторым этапом экскурсионной программы стала автобусная экскурсия по памятным местам нашего города. Гости посетили места славы и скорби Унечи – могилу неизвестного солдата на центральном кладбище, стелу «Скорбящая мать» и парк им. Уральских добровольцев. Особенно приятно было отметить, что среди гостей были земляки героев- освободителей Унечи из Екатеринбурга и Перми. Завершился экскурсионный день посещением этнокомплекса "Брянское подворье", где гости не только познакомились с животными, но и с огромным интересом узнали всё о процессе изготовления валенок. |
1 октября, накануне Всемирного дня защиты животных, Унечский краеведческий музей посетили воспитанники средней группы №4 МДОУ д/c «Рябинушка» (воспитатель: Шипкова С.П.). |
Как уже писалось выше, участниками научно-практической конференции «Наш край в истории Отчества», которая прошла в Унечском краеведческом музее 21 сентября, стали гости из разных городов Белоруссии и России: Минска, Екатеринбурга, Перми, Москвы, Брянска, Почепа. Чтобы глубже познакомить гостей с историей и достопримечательностями нашего города и района, директор музея Голик Наталья Александровна подготовила для них большую экскурсионную программу. В день конференции её участники побывали в штабе унечского районного поискового отряда «Память» и с интересом послушали командира отряда Фролова Г.В., представившего свой мини-музей, посвященный находкам унечских поисковиков. Потом они с удовольствием познакомились с музеем глиняной игрушки, созданным в Унечской детской художественной школе. Последним пунктом экскурсионного маршрута этого дня стало посещение унечской картинной галереи, где гостям не только представили новые выставки, но и рассказали об унечских международных пленэрах и пополнении фондов галереи работами маститых художников. |
Сегодня, в день большого православного праздника мы поговорим о главном. О Кресте. Крест венчает все наши храмы. Нательный крест носят православные христиане на груди, крестным знамением, то есть знаком Креста, осеняют себя при молитве, да и само по себе осознанное крестное знамение - это безмолвная молитва. Кресту Господню посвящено в церковном году несколько праздников, и главный из них, двунадесятый — праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель Второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену). Как был найден Крест Спасителя. Крест имел исключительное значение в жизни святого равноапостольного царя Константина. В 312 году, перед решающей битвой с правителем Западной части Римской империи, Константин увидел в небе таинственный образ, состоявший из света и лежащего на солнце знамения креста, с надписью: «Сим побеждай». В следующую ночь явился ему и сам Христос с этим знаком, повелев сделать с ним знамя для победы над врагами. После этого Константин разбил вражеское войско и уже в 313 г. издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Так святой равноапостольный Константин стал единодержавным правителем огромной Римской империи и узаконил во всех ее пределах христианскую религию. В 326 г. император послал свою мать, царицу Елену, в Палестину для посещения мест земной жизни Спасителя и поисков Креста Господня. Задача была невероятно сложна. За прошедшие три века римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить всякие воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Во II–III веке гора Голгофа, пещера Гроба Господня и другие святые места Иерусалима были погребены под слоем обломков, оставшихся после разрушения Иерусалимского храма и иных зданий города в 70 году. По указанию императора Адриана с 130 года здесь строились новые здания — в том числе языческие храмы Юпитера и Венеры. Царица Елена была уже стара — ей было не менее 70 лет. До воцарения своего сына она прожила очень непростую, полную лишений и унижений жизнь. И совершенно поразительно, с каким горячим желанием она отправилась в это путешествие, и каким потрясающим организатором, руководителем поисков и раскопок она оказалась! По распоряжению царицы Елены языческие строения Адриана были разобраны, обломки и мусор расчищены. Наконец были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Но как узнать, на котором из них был распят Спаситель? Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Остановив процессию, поочередно возложили на усопшего каждый из найденных крестов. Когда же покойника коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо — умерший ожил. В желании увидеть источник небывалого чуда, вокруг толпилось множество народа, и за скоплением большого количества людей было невозможно разглядеть Крест. Тогда патриарх Макарий, встав на возвышении, высоко поднял его и воздвиг для всеобщего обозрения. Начиная с VI в. празднование Воздвижения Креста 14/27 сентября становится одним главных праздников, которому предшествует предпраздничный великий день. Постепенно сложился торжественный богослужебный чин воздвижения Креста, совершаемый в храмах — с пятикратным воздвижением Креста, на все стороны света, начиная и завершая востоком. . До наших дней сохранились народные приметы на Воздвижение. Одни связаны с символом праздника, другие — с особенностями природы в это время года: крестьяне готовились встречать холода, у них было множество поверий, связанных с наступающей зимой. Что можно делать на Воздвижение Отправиться в церковь. Накануне, в ночь с 26 на 27 сентября, в храмах проводится всенощное бдение, посетить которое стремятся все верующие. - Очистить дом. Крест — главный символ этого дня — на Руси наделялся особыми свойствами. Купленными в церкви свечами крестили углы в доме, читая «Отче наш». Кресты рисовали мелом на дверях и в углах. Самодельные кресты, связанные из двух прутьев, ставили в загоны к скотине. Все потому, что верили — крест, установленный или нарисованный в этот день, защитит дом от невзгод и неприятностей. - Подарить крестик ребенку. По примете, купленный на Воздвиженье золотой или серебряный крестик, будет оберегать своего носителя, даже если тот забудет его дома. - Закончить сезон полевых работ. Воздвижение считалось последним вестником неумолимо приближающейся осени, поэтому к празднику крестьяне заканчивали уборку в огородах и укрывали растения, чтобы те не замерзли зимой. Что нельзя делать на Воздвижение - Есть скоромную пищу. В Воздвижение верующие соблюдают однодневный строгий пост, исключающий употребление любых продуктов животного происхождения: мяса, молока, яиц, сливочного масла. - Начинать новые дела. Согласно этой известной примете, все начинания этого дня обречены на провал, поэтому на них не стоит тратить время. - Давать взаймы. На Руси существовала примета: одолжишь кому-то деньги на Воздвижение — понесешь убытки. Поэтому все денежные вопросы решали в другие дни. - Ходить в лес. К лесу на Руси всегда относились с опаской — видели в нем угрозу, ведь среди деревьев могут таиться неприятности, которые в народном сознании со временем приобрели форму нечистой силы. В некоторые праздничные дни нечисть считалась особенно активной, поэтому гулять в такое время в лесу, да еще и в одиночку — не к добру. Воздвижение было одним из таких дней. Вдобавок, существовало еще одно народное поверье: на Воздвижение лесные змеи готовятся к спячке и начинают уползать под землю. Кто змею за этим делом застанет, того она непременно укусит. - Ссориться, злиться и ругаться. Забудьте про выяснение отношений и посвятите день внутренней работе над собой и своими помыслами. - Шумно отмечать. Даже если вы не поститесь, не стоит чрезмерно радостно праздновать этот день, все же он связан с великой трагедией — распятием Христа. Погодные приметы Северный ветер — к теплому лету в будущем году. На Воздвижение утром пришли заморозки — зима будет ранняя. Вчера было тепло, а на Воздвижение резко похолодало — жди раннюю весну. Тепло в этот день — такая погода сохранится вплоть до Покрова.
|
Несмотря на пасмурную погоду, воспитанники группы №7 детского сада "Солнышко" посетили сегодня наш краеведческий музей. |
Коллектив Унечского краеведческого музея поздравляет воспитателей и всех дошкольных работников с профессиональным праздником! Благодарим вас за многолетнее плодотворное сотрудничество и за то, что ежедневно вы дарите частицу своей души детям. |
Как уже мы писали ранее, накануне Дня освобождения города Унеча и Унечского района от немецко-фашистских захватчиков в Унечском краеведческом музее состоялась традиционная научно-практическая конференция «Наш край в истории Отчества». В этом году она была посвящена 80-летию образования Брянской области. Основными направлениями работы конференции стали новая и новейшая история Брянщины, новые аспекты изучения периода гражданской войны на территории края, страницы истории Великой Отечественной войны и освобождения области от фашистов, послевоенное возрождение района. Первым слово было предоставлено гостю из Минска, столицы Белоруссии, кандидату исторических наук Хроленку Евгению Валерьевичу, корни которого уходят на Брянщину. Его отец родом из соседнего с селом Лыщичи Унечского района села Павличи. Он - автор более 20 научных работ по истории Стародубщины, в том числе одной монографии. Тема его выступления звучала так: КАЗАКИ СЕЛ ЛЫЩИЧИ И НАЙТОПОВИЧИ СТАРОДУБСКОГО УЕЗДА В ИРРЕГУЛЯРНЫХ ЧАСТЯХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ (1784–1864 ГГ.) Докладчик подчеркнул, что с середины XVII в. история Лыщич и Найтопович неразрывно связана с казачеством и подробно остановился на участии наших земляков в ополчении и военных походах 18-19 вв. Следующий доклад, с которым выступил внук бывшего командира 1 Повстанческой Украинской дивизии Николая Григорьевича Крапивянского, краевед из Москвы Крапивянский Евгений Георгиевич, был посвящен теме нейтральной зоны. Это пограничная полоса шириной от 10 до 40 километров с весны 1918г. прошла в том числе по территории нашего района и отделяла оккупированную немцами Украину от Советской России. Сложная тема вызвала дискуссию и живое обсуждение. О снабжении военных формирований Н.А. Щорса в 1918 г. рассказал Сазоненко Андрей Викторович - постоянный участник унечских конференций, краевед из г. Почеп, эксперт Министерства культуры РФ по оружию и снаряжению. Он проиллюстрировал своё сообщение фотографиями богунцев, а также подарил Унечскому музею реконструкцию нашивки на форму бойцов Богунского полка. Всё о русском котелке участники конференции узнали из доклада научного сотрудника Дятьковского краеведческого музея Шемякина Николая Михайловича, который, к сожалению, лично приехать не смог, поэтому озвучил доклад тоже А.В. Сазоненко. По сложившейся традиции конференция проходила накануне дня освобождения Унечского района от немецко-фашистских захватчиков и поэтому многие докладчики делают акцент именно на этой теме. Гостья из Перми, заместитель директора государственного краевого бюджетного учреждения «Пермский государственный архив социально-политической истории», Дагелине Светлана Васильевна поделилась материалами о ходе операции по освобождению Унечского района. Её тема звучала так: «3-й (Молотовский) батальон 30-й мотострелковой бригады (29-й гвардейской Унечской мотострелковой бригады) по документам Пермского государственного архива социально-политической истории». В продолжение темы освободителей участники конференции заслушали сообщение Войдеславер Марины Евгеньевны, главного хранителя музейных предметов Муниципального музея памяти воинов-интернационалистов «Шурави», волонтера Совета ветеранов УДТК, сценариста военных реконструкций и архивиста из Екатеринбурга. Она не смогла приехать, и её сообщение «Уральцы – герои боев за Унечу» озвучила лектор-экскурсовод музея Александра Курпатова. Большой интерес вызвал доклад военного историка Алояна Александра Кярамовича. Он уже в четвертый раз принимает участие в конференции и всякий раз представляет новые исторические факты. На сей раз это были новые факты биографии одного из освободителей Унечи, Героя Советского Союза Саманда Алиевича Сиабандова. Докладчик сопровождал своё сообщение кадрами из документального фильма, снятого в селе, где родился Герой. Завершил программу выступлений ведущий научный сотрудник отдела истории БГКМ Луговой Александр Юрьевич. Он впервые принимал участие в конференции, но среди историков не только Брянщины, но и всей страны широко известны и его публикации, и он сам. Его тема «Юго-западные районы Брянщины в объективе фотографов ТАСС» была проиллюстрирована фотографиями Унечи и соседних городов, сделанными в к. 60 - н.70х гг. фотокором ТАСС И.М.Рабиновичем. В целом, конференция прошла очень продуктивно и результативно, в формате живой дискуссии. По её итогам планируется издать печатный сборник материалов. А в скором времени все сообщения будут опубликованы на сайте Унечского краеведческого музея в разделе «Исследования. Работы коллег». |
26 сентября для воспитанников группы №9 детского сада «Солнышко» была проведена экскурсия «Здравствуй, музей!». |
25 сентября познакомиться с Унечским краеведческим музеем пришли воспитанники группы №3 детского сада "Рябинушка" (воспитатель Евтягина И.А.). Первым делом ребята ознакомились с правилами поведения в музее и только потом приступили к обзорной экскурсии по всем залам. |