Главная » Архив материалов
« 1 2 ... 21 22 23 24 25 ... 165 166 »

У Сергея Михайловича Ложечко были удивительное чувство юмора, ирония и самоирония. И в повести «Дети войны, или подранки» этот юмор тоже присутствует. Предлагаем вам фрагменты из книги.

          «Майер – бессменный контролер в клубе на всех мероприятиях. Его знала вся Унеча. Когда он стоял на контроле у входа в зал, возле него собирались малыши, любители кино, но не имевшие средств в размере десяти копеек, чтоб купить билет.

Казалось, никоим образом нельзя проникнуть в зал, но неожиданно  уже перед самым началом демонстрации фильма, Майер покидал свой пост и отлучался за дверь соседнего фойе, стоял там минуту и выходил, а у входа в зал уже никого не было. Все быстро вбегали в зал и рассыпались там по свободным местам, боясь, что «грозный» Майер найдет и выгонит. Но «грозный» Майер только разводил руками и улыбался.

Среди мальчишек эта отработанная операция называлась «прорыв»».

 «И клуб, и парк, и библиотека, и ДСО «Локомотив» были в структуре Райпрофсожа.

В обязанности мамы входили расчет и выплата зарплаты, работающим в этих организациях. Майеров любил прийти, когда уже никого не было, протирал очки и тщательно расписывался.

Однажды Майер спросил маму:

- Почему ваши дети не хотят ходить в кино бесплатно? Директор сказал, что своим работникам можно. Сейчас так дорого…

- Вы же не знаете моих детей.

- Людмила Ёсифовна, - так он звал маму. – Пусть они назовут фамилию и все. Я же знаю вашу фамилию.

Поборов робость, я попробовал вариант Майера, назвал фамилию и он пропустил меня в зал.

Прошло несколько дней. Майер спрашивает у мамы:

- Людмила Ёсифовна, сколько у вас детей?

- Двое. А что?

- Сегодня у меня прошло одиннадцать Ложечек».

         «Руководителем школьного драмкружка приглашен Полторацкий, который уже несколько лет успешно ставил спектакли на клубной сцене. И вот он у нас. Он сразу замахнулся на классику, решил поставить «Цыганы» по Пушкину. Самое неожиданное в этой постановке было то, что исполнять роль Алеко предложили мне.

Вообще-то моя артистическая карьера началась давно. Ещё в детском саду мне доверяли изображать волка. Я так старался, что однажды укусил Красную Шапочку.         

Играл я роль Вани в «Аттестате зрелости».  Правда, я произносил там всего одну фразу, но, зато, какую! Я обращался к больному учителю: «Примите уверения в совершеннейшем к вам почтении, любви и уважении». Вот, и весь мой текст.

Содержание этой трагической пьесы («Цыганы» А.С. Пушкина ) всем известно, поэтому только несколько слов об актерском составе. Земфиру играла Тамара Балакирева, старика – Лёня Хомченко. Я старался, как мог, а вернее, как учил Полторацкий.

Когда я начинал свои монологи, в зале происходило оживление. «Принимают, как Игоря Ильинского», - думалось мне. А когда Земфира укачивала в кроватке ребёнка и пела: «Старый муж, грозный муж», в зале стоял уже хохот. Лёня Хомченко так вошел в роль старика, что сидя у костра, сооруженного из лампочки и газет, закурил самокрутку. Потом он увидел в первом ряду директора школы, спрятал самокрутку в рукав и сказал, обращаясь прямо к директору:

- Иван Васильевич! Я не в затяжку. Так велено.

Хохот продолжался в течение всего спектакля.

В финальной сцене, где мне пришлось убивать кинжалом любовника Земфиры, случился казус – сломался картонный кинжал. Я повертел его и выбросил. Я мне ещё убивать Земфиру. Чем? И я решил убить её просто кулаком. Она упала на пол. Зал сначала молчал, потом в тишине кто-то крикнул:

- Правильно! Так ей и надо.

После этого аплодисменты долго не смолкали.

Потом Тамара-Земфира вспомнила, что она не сказала свою последнюю фразу, встала во весь рост и молвила:

- Умру, любя!

И рухнула на пол.

Что ту началось: аплодисменты, хохот, свист. То ли жалели Земфиру, то ли одобряли мой поступок.

Уже потом мне одноклассники говорили:

- Молодцы! Уморили со смеху.

Вот такой у Пушкина сюжет, и мы Пушкина не подвели».

Просмотров: 120 | Добавил: unechamuzey | Дата: 26.05.2023 | Комментарии (0)

В память об ушедшем от нас поэте и писателе-краеведе Ложечко С.М. продолжаем публиковать фрагменты его автобиографической повести «Дети войны, или подранки», в которой мы встречаемся с Унечей 40х-50х гг. прошлого века.
….9-го мая 1945г. вокруг все изменилось. Я помню, как это было.
Я уже лежал в кровати, когда за окном раздался выстрел, потом второй, потом еще и еще. Мама подошла к окну, убрала занавеску и сразу позвала меня:
- Вставай, посмотри ракеты!
Я вскочил, увидел, как в небе над стадионом медленно плыли зеленые и красные огни.
Я вырвался на улицу и побежал на стадион. Со всех сторон туда бежали другие мальчишки и девчонки. И взрослые тоже. Все кричали: «Победа, победа…» Я тоже бежал и кричал: «Победа, победа, победа…». Мне только шесть лет, и я еще не совсем понимал, что случилось, но эти красивые огни в небе могли быть только счастливыми.
Это было восьмого мая. До сих пор не могу понять, как эта новость попала в Унечу. Официальное сообщение было только утром девятого мая.
Буквально на следующий день вокруг все преобразилось. Люди стали улыбаться, сбросили с себя темные платки, оделись в яркие платья и костюмы. Из окон домов стали слышаться песни, правда, мужских голосов пока было маловато.
По Луначарской улице ехали машины, а в кузовах голосистые девушки пели на всю Унечу.
Откуда-то появился небольшой каучуковый мячик, и мы ватагой гоняли его на поляне возле разбитой школы….
…После Победы первый настоящий праздник состоялся в «день железнодорожника». Этот день – любимый праздник Унечи. Любили этот день и мои родители. У нас собирались их гости: сослуживцы, соседи, друзья и подруги. Набиралось человек десять-двенадцать.
В парке клуба было объявлено массовое гуляние. Вход на территорию парка платный, но никто лучше мальчишек не знал все дыры в парковой ограде.
С утра два новых громкоговорителя транслировали Москву, а днем играл духовой оркестр клуба. Просто так играл марши, вальсы и другую музыку. Собралось много людей. Молодежь медленно прохаживалась по аллеям, показывала свои наряды, пропахшие нафталином. Более солидные люди сидели на лавочках, расставленных вокруг включенных в честь праздника фонтанов. Мужчины жались возле буфета, где можно было выпить бочечного пива, или лимонада, и закусить бутербродом с дефицитной колбасой, или с сыром. Рядом продавалась газированная вода. Стакан без сиропа, просто шипучка, которую у нас называли сельтерской водой, стоил одну копейку. Стакан с яблочным сиропом стоил четыре копейки, а с вишневым – пять копеек. Богатеи могли взять газировку с двойным сиропом за двойную плату.
Но самое главное – можно купить мороженое и, даже двух сортов: молочное и «фруктовое» (то же самое молочное, но закрашенное клюквенным соком). Мороженое стоит десять копеек. У меня всего тридцать, но десять из них надо оставить для кино. На детском сеансе сегодня покажут «Чапаева»…
… Но главным очагом культуры в Унече был клуб имени 1-го мая. Здесь хорошо была поставлена кружковая работа. Был драматический коллектив под руководством Полторацкого, оркестр народных инструментов под управлением Есипова, духовой оркестр, танцевальный коллектив и много хороших солистов: Михаил Стожко, Валентина Свиридова, Александр Туманов, Эдуард Мицуль. Зрители знали всех артистов, любили их.
Конечно, ведущим коллективом в клубе был хор под управлением Сотникова. Этот хор, составленный из любителей, гремел по всей Белорусской железной дороге, выступал даже в Москве.
Концертмейстером (аккомпаниатором) хора была жена Сотникова Берта Григорьевна.
Посещали Унечу артисты различных филармоний России и Белоруссии, заезжали театры из Гомеля и Брянска. Однажды приезжала Изабелла Юрьева. Концерт проходил при переполненном зале. Она пела великолепно. Несмотря на возраст, голос звучал красиво и был узнаваемым: точь - в -точь, как на пластинках.
Бывали в Унече и другие знаменитые коллективы. У нас выступал танцевальный ансамбль из Ленинграда, приезжали какие-то циркачи, оставил добрые воспоминания популярный в те годы Вольф Мессинг.
Наши зрители очень активно отзывались на эти гастрольные мероприятия, но самой желанной встречей всегда была встреча со своими артистами. Большие концерты художественной самодеятельности обязательно бывали в день железнодорожника, в празднование годовщины Октября и в день 1-го мая. В зале никогда не было свободных мест, люди теснились в проходах и на балконе...

Просмотров: 154 | Добавил: unechamuzey | Дата: 25.05.2023 | Комментарии (0)

Для нашего музея стало доброй традицией организовывать совместные семинары для студентов-историков Новозыбковского филиала Брянского государственного университета. Студенты этого факультета изучают такой предмет, как музееведение (преп. Мищенко Е.А.). Их интересует работа современной модели музея, новые формы работы с посетителями, новые концепции интерактивных и игровых занятий. И очень лестно, что для таких семинаров приглашают именно наш музей.
Обычно принимающей стороной был наш музей – студенты приезжали к нам сами. Но в этом году, учитывая ситуацию с нашим ремонтом, сотрудники музея решили организовать семинар на базе самого университета.
Для будущих преподавателей истории (а возможно и музейных работников) была прочитана лекция «Использование средств музейной педагогики в культурно-образовательной деятельности Унечского музея», а также проведен мастер-класс одного из интерактивных мероприятий из цикла «Гордость нашего края», посвященный нашей землячке, этнографу, собирательнице местного фольклора М.Н.Косич.
Сотрудники музея поделились своим опытом: рассказали об особенностях проведения такого плана мероприятий, заострили внимание на нюансах работы с разновозрастной аудиторией, поделились своими наработками и секретами.
Для ребят было достаточно любопытно узнать о судьбе известной фольклористки, жившей некогда «по-соседству». Также они отметили, что никогда не бывали ранее на музейных мероприятиях такого плана. И это было особенно приятно слышать. Они задавали вопросы, интересовались новыми для себя фактами, анализировали информацию, делая определенные выводы. В целом, семинар прошел в теплой, дружественной обстановке, оставив о себе хорошие воспоминания.
Мы с нетерпением ждем продолжения нашего многолетнего сотрудничества!

 

Просмотров: 86 | Добавил: unechamuzey | Дата: 25.05.2023 | Комментарии (0)

Благодаря автобиографической повести Ложечко С.М «Дети войны, или подранки» мы встречаемся с Унечей 40х-50х гг. прошлого века.

Некоторые из вас, уважаемые подписчики, её такой не помнят, некоторые не знают и не могут знать, потому что родились значительно позже, но для некоторых это будет погружение в своё детство и юность.

          И предваряя мысли, которые могут возникнуть у некоторых наших читателей, вначале цитата автора: « Каждый, кто пережил военные и послевоенные годы, может многое добавить к моим запискам, многое опротестовать, остаться недовольным, потому что не у всех память устроена одинаково. Кто-то из прошлого вспоминает всё плохое, что случилось с ним, а кто-то среди плохого выискивает события и дни, оставившие в памяти хорошие, радостные воспоминания.

Я хотел оградить читателей от переживаний по поводу военного лихолетья, поэтому в этих записках вспоминаются не только наши страдания, но и наши надежды, что впредь всё будет хорошо».

          Вот такой книга и получилась: светлой, жизнеутверждающей, доброй и позитивной.

А для нас, сотрудников музея, она  – ещё и кладезь краеведческой информации. О людях, живших в то время, об укладе быта земляков, о городе середины 20 века.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из книги «Дети войны, или подранки». И вначале несколько детских воспоминаний автора:

 «В нашем доме на Стальной очень много детворы. Приходят к нам и соседние мальчишки и девчонки, но наши сборища проходят  очень тихо. И игры у нас какие-то тихие. Война научила нас не шуметь. У многих отцы воюют.

Девочки возятся больше с самодельными тряпичными куклами, а мы строим себе машинки на деревянных катушках из-под ниток.

Иногда играем в войну, приспособив палки под автоматы, и всегда побеждаем своих врагов. Гитлера то вешаем, то расстреливаем, и часто тот, кто в игре изображает немцев, уходит с побитым носом. И никогда не плачет, понимает, что так и надо этим фашистам. Конечно, никто не хочет изображать, например, Гитлера, и мы делаем это по очереди».

 «Да, мы жили по карточкам. Их получали на месяц. Все были прикреплены к определенным магазинам, и все, что было необходимо человеку, выдавалось только при наличии карточек, но и, естественно, денег. Без карточек можно было купить только «ржавую» бочечную селедку. Откуда такие залежи морепродуктов в Унече, не знал никто.

Хорошо только, что исправно работала пекарня, и карточки на хлеб отоваривались регулярно.

Какой чудесный ржаной черный хлеб! На разрез он дырчатый, как сыр, и эти дырочки блестели и вызывали аппетит. Буханки большие, двухкилограммовые , пахли вкусно, а если попадалась хрустящая горбушка, то это приводило за столом к розыгрышу по жребию. И еще, если отрезать маленький кусочек черного хлеба, капнуть на него несколько капель подсолнечного масла и посыпать солью, то получается деликатес, равного которому я не кушал никогда. Главным пекарем в пекарне был Осман Карамемешев, настоящий турок, неизвестно какими путями попавший в Унечу, гордый и независимый старик. Унеча уважала его за его искусство».

«Были свои трудности и у детей. Не было учебников. Школа выделяла бесплатные учебники, но только один на троих-пятерых школьников.

Не хватало тетрадей. Их по вечерам мы изготавливали сами. Чернила в школу надо приносить с собой. Чернильницы, или просто какой-нибудь пузырек от лекарств носили в маленьких мешочках, называемых почему-то кисетами. В морозные дни по дороге в школу чернила успевают замерзнуть, и перед первым уроком их надо было руками отогреть, чтобы можно было писать».

 

 

Просмотров: 133 | Добавил: unechamuzey | Дата: 24.05.2023 | Комментарии (0)

С глубоким прискорбием сообщаем, что 21 мая на 85-м году ушел из жизни наш земляк, поэт и писатель-краевед, близкий друг музея Сергей Михайлович Ложечко.
Сергей Михайлович родился в Унече, учился в школе №18 (потом она долгие годы была школой №41, ныне - №5). И несмотря на то, что он многие годы жил в Брянске, его хорошо знали и любили в Унече.
Сергей Михайлович был замечательным человеком с очень интересной судьбой. Он объездил полмира, но очень любил свой родной город и при любой малейшей возможности стремился и приезжал сюда. Часто просто бродил по родным улицам, подзаряжаясь здесь энергией.
Как говорил Сергей Михайлович, вся жизнь человека делится на три составляющих: работу, семью и творчество. Во всех трех областях он преуспел.
Половину своей жизни он связал с нефтепроводом «Дружба», пройдя путь от простого инженера до главного инженера управления. Он стоял у истоков становления предприятия "Транснефть - Дружба", лично вводил в строй первые нефтеперекачивающие станции на Брянщине и в других регионах страны. Работать на предприятие Сергей Михайлович пришел 25-летним молодым инженером по автоматике и телемеханике. Его взяли в только что созданную комплексную лабораторию. Именно ее сотрудники занимались освоением новой техники, наладкой и пуском оборудования на нефтеперекачивающих станциях и нефтепроводах. В 1967 году во многом благодаря усилиям инженеров комплексной лаборатории «Дружбы» удалось полностью автоматизировать первую очередь нефтепровода. Предприятие стало передовиком отрасли в СССР и 37 кварталов подряд (!) получало переходящее Красное знамя и высокое звание лидера советского нефтепрома.
Об этом и многих других фактах из истории предприятия Сергеем Михайловичем на протяжении всех лет работы удалось собрать огромный фактический материал, что послужило основой для написания очень важной не только для его коллег, но и вообще для истории Брянской области и истории промышленности страны, двухтомной документальной книги "Мой нефтепровод "Дружба".
Но вторая составляющая жизни – творчество - у Сергея Михайловича этой книгой не ограничилось. Он был очень талантливым поэтом, автором двух сборников стихов "Сапоги дорогу помнят" и «Я заблудился не в лесу». Его стихи – простые, бесхитростные, но очень искренние, трогательные, наполнены любовью к малой родине, к друзьям, вообще к жизни. Как отозвался о его поэзии литературовед Владимир Парыгин: «В стихах он не спорит, не полемизирует, а просто сообщает своё мнение и уходит в сторону». А каждый читающий сам решает для себя, согласиться с автором или нет.
Ещё одно знаковое для всех жителей Унечи произведение Ложечко - автобиографическая повесть «Дети войны, или подранки». В ней 13 глав, каждая из которых построена на личных впечатлениях и переживаниях. Книга о детстве в Унече, о тяжелых, совсем не детских воспоминаниях о войне и непростых послевоенных годах.
На важнейшем месте для Сергея Михайловича была и семья. Со своей любимой женой Валентиной Григорьевной они прожили долгую и счастливую жизнь, отпраздновав бриллиантовую свадьбу.
Сергей Михайлович был очень светлым человеком. И даже будучи в довольно зрелом возрасте, Сергей Михайлович оставался молод душой, а его чувству юмора и - что важнее - самоиронии можно было только позавидовать. Он умел дружить и со многими своими однокашниками пронес искреннюю и трогательную дружбу через десятилетия. Сохраняя интерес к жизни, умел удивляться жизни и восхищаться окружающему. Он имел прекрасный голос и душевно пел любимые песни, был галантным кавалером в танце.
В Унечском краеведческом музее он был частым и дорогим гостем. Вместе с ним было проведено очень много разных встреч и вечеров. Именно здесь он провел презентацию своего первого сборника стихов "Сапоги дорогу помнят".
Именно с просьбы директора музея Голик Н.А. записать свои воспоминания о юности возникла его идея написать книгу, которая и была воплощена в замечательную автобиографическую повесть «Дети войны или подранки», на сегодня ставшую уже, несмотря на второе переиздание, библиографической редкостью. И первое представление этой книги жителям Унечи тоже прошло именно в музее.
Доброжелательный и приветливый, ироничный и остроумный, талантливый и скромный – таким он останется в нашей памяти…
В течение 9 дней мы будем публиковать отрывки из книги Ложечко С.М. "Дети войны или подранки".

Просмотров: 209 | Добавил: unechamuzey | Дата: 24.05.2023 | Комментарии (0)

Сегодня , 22 мая, на 98 году ушёл из жизни ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин Унечского района, общественник, человек широкой души и большого сердца Оснач Иван Прокофьевич.
Жизнь этого удивительного человека действительно была наполнена примерами мужества, верности долгу, трудолюбия и самоотверженности. Многочисленные награды, заслуженные в военное и мирное время, являются ярким тому свидетельством.
Человек беспокойной души, он всегда был среди людей, активно участвуя в жизни районной ветеранской организации, много лет исполнял обязанности заместителя председателя совета ветеранов войны и труда. За доброе сердце, простоту, желание прийти на помощь его очень любили родные и земляки.
Унечский краеведческий музей не являлся исключением. С Иваном Прокофьевичем нас связывали многие годы дружбы и сотрудничества. Мы очень ценили и уважали его и всегда с нетерпением ждали каждой встречи с этим уникальным человеком. В течение многих лет он являлся постоянным участником наших патриотических мероприятий: встреч поколений, дней призывника, научных конференций и т.д. И на них Иван Прокофьевич всегда с удовольствием делился с присутствующими своими воспоминаниями, в каждом слове которых сквозили мудрость и неиссякаемый оптимизм.
Хотя жизнь Ивана Прокофьевича складывалась непросто. Родился он в 1925г. в деревне Камень Стародубского района. С малых лет он помогал родителям по дому, опекал младших ребятишек.
Окончив семилетнюю школу в 1940 году, поступил в Брянское железнодорожное училище. Получив хорошую специальность, устроился в Унечское вагонное депо слесарем-автоматчиком. Но началась война…
«На войне все страшно, - вспоминал Иван Прокофьевич. Бывали такие моменты, что землю грызешь, врыться в нее хочешь, чтобы спрятаться подальше от огня и взрывов».
После освобождения района в 1943 г. 18-летнего Ивана призвали в действующую армию и направили в 27 артиллерийский полк во взвод связи. Вместе с однополчанами Иван Прокофьевич освобождал Прибалтику, Польшу, участвовал в Берлинской операции.
Не раз приходилось под свистом пуль и грохотом разрывающихся рядом бомб, прокладывать кабель связи. Но судьба была благосклонна к нему.
Вспоминая военное время, Иван Прокофьевич часто рассказывал о встрече с отцом. Прокофия Ивановича забрали на фронт в том же 43-м. Однажды Ивана позвали к телефону. «Я сначала не поверил, но это был действительно он. Оказалось, наши ребята были в его роте, и кто-то назвал отца по фамилии. «А у нас тоже Оснач есть…» - сказал мой однополчанин. Оказалось, мы с отцом уже несколько месяцев воевали рядом: он в саперной роте, а я в артиллерии. Встретились, поговорили». К большому сожалению, эта встреча была последней. При освобождении города Ружан на востоке Польши в ноябре 1944 г. Прокофий Иванович ушел в разведку и не вернулся…
За бесстрашие и отвагу, проявленные в боях с врагами, Иван Прокофьевич Оснач имеет множество наград: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной воны II степени, медали «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией в 1941-1945гг» и другие.
После войны он вернулся в родное Унечское вагонное депо слесарем. После окончания железнодорожного техникума в 1965 году начал продвигаться по служебной лестнице – был назначен мастером, а затем старшим приемщиком.
40 лет он отдал работе на предприятии, которое стало ему родным. За это время Иван Прокофьевич получил 73 поощрения.
Мы глубоко скорбим об уходе из жизни Ивана Прокофьевича и выражаем искренние соболезнования его родным и близким…
Память о замечательном земляке навсегда сохранится не только в нашей памяти, но и в истории Унечского района.

Просмотров: 153 | Добавил: unechamuzey | Дата: 22.05.2023 | Комментарии (0)

18 мая в Унече работала съемочная группа «Брянской губернии». Темой снимаемого телевизионного выпуска станет рейтинговое голосование за благоустройство общественных территорий нашего города.
Во Всероссийском онлайн-голосовании в Унече в этом году представлены 2 объекта: сквер Суворова в залинейной части города и сквер Щорса, расположенный напротив привокзальной площади.
Только один из них будет отремонтирован в следующем году в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
Директор музея Голик Наталья Александровна призвала земляков проголосовать за благоустройство сквера им.Щорса. Конечно же, прежде всего. Потому что имя Николая Щорса – знаковое для нашего города. Ведь именно Унеча стала стартовой площадкой для головокружительной карьеры молодого командира, ставшего символом послереволюционной эпохи. Ведь именно в Унече Щорс создал знаменитый Богунский полк, освобождавший наш край от немецкой оккупации в годы 1 мировой войны.
И наша задача – сохранить память о легендарном начдиве. И благоустройство сквера его имени будет значительным вкладом в сохранении памяти о Щорсе.
Кроме того, этот сквер находится в центре города, рядом с самыми многолюдными местами Унечи – рынком и вокзалами. И все гости получают первое впечатление от города именно здесь.
Важно, чтобы оно было приятным. Тем более, что рядом расположен благоустроенный ранее сквер памяти партизан и подпольщиков. Вместе эти два сквера создадут яркую, цельную, гармоничную картинку хоть и небольшого, но современного благоустроенного города, бережно хранящего свою историю.
Дорогие земляки. Проголосовать за выбранный вами объект благоустройства можно по ссылке: https://32.gorodsreda.ru/  

Просмотров: 188 | Добавил: unechamuzey | Дата: 19.05.2023 | Комментарии (0)

17 мая директор Унечского краеведческого музея Голик Н.А. приняла участие в краеведческой научно-практической конференции «IX Тихановские чтения», организованной Брянской областной научной универсальной библиотекой им. Ф.И. Тютчева.
В конференции в очно-заочном формате приняли участие историки, краеведы, музейные, архивные и библиотечные работники, студенты и педагоги Брянской области, Орла, Москвы, Рязани, Калуги и Сахалинской области.
На пленарном заседании выступили кандидат филологических наук Н.Н. Нифагина (сообщение «Малая Родина Великих людей»), доктор филологических наук А. И. Кондратенко (г. Орел) (сообщение «Карачевские страницы в биографии историка Л. М. Савёлова», кандидат биологических наук М. В. Леонов (г. Москва) (сообщение «Базы данных по студентам Императорского Московского университета 1912/13 г. (брянские страницы)», а также кандидат исторических наук В. В. Крашенинников (сообщение «Русско-украинские отношения и история Брянского края»).
В рамках конференции работали две секции: «Брянщина в истории России» и «Культура, образование Брянского края».
Наталья Александровна выступила в первой секции с сообщением «Летописец Унечской земли Бовтунов А.Т.». В начале своего выступления она рассказала о патриархах унечского краеведения Кнорозе С.Г, Плышевском П.В., Аксененко Н.И., Чубко П.Н., обозначила имена современных исследователей истории края Алексея Гавриченко, Александра Обыночного, Ирины Рухлядко, а потом подробно остановилась на судьбе и творческой деятельности, в том числе и в области краеведения, Александра Трифоновича Бовтунова – старейшего журналиста Унечского района, Члена Союза журналистов России, многолетнего редактора районной газеты, краеведа, заслуженного работника культуры Российской Федерации.
Статью Голик Н.А. можно прочитать по ссылке: https://museum-unecha.ucoz.net/publ/issledovanija/iss..

Просмотров: 174 | Добавил: unechamuzey | Дата: 19.05.2023 | Комментарии (0)

В этом году наш музей не может принять участие в акции «Ночь в музее» по определенным причинам – у нас ремонт… Но так не хочется нарушать традиции! Мы знаем, наши любимые посетители ждут новых интересных музейных встреч – мы их сами к этому приучили и поэтому не вправе их этого лишать! Подумали мы и… отправились на такую встречу сами. Как говориться, если вы не можете к нам прийти – тогда мы идем к вам!

Унечский техникум им.героя А. Рассказа радушно распахнул перед нами двери, а студенты с удовольствием захотели принять участие в ежегодной акции.

Для них – молодого поколения, готовых впитывать любые новые и интересные знания – сотрудники подготовили интерактивную программу «Один день из жизни крестьян». Участники встречи узнали много интересных фактов из жизни наших предков – как был устроен их день, какую одежду носили, какие блюда готовили, как проводили свободное время и какие обряды-ритуалы считали необходимыми для благополучия в доме. Но особенно понравилась ребятам (выражаясь их языком «зашла») викторина «Пойми меня». В ней ребята должны были подобрать литературное слово нашему местному диалектному. За каждый правильный ответ участнику выдавался небольшой вкусный «балл-поощрение». Нужно признать, что многие из них с легкостью угадывали такие слова, как «пуня»,«кокот»,«глек»,«киёк»,«кузик»,«вередовать», «скрынка», «берема» и мн. др.

Также ребята с удовольствие примеряли на себя модную одежду, которую носили девушки и парни 150 лет назад.

В общем, программа получилась веселой, познавательной, занимательной и, самое главное, ребята остались в восторге! Впрочем, как и мы от них! С нетерпением ждем встречи!

Просмотров: 127 | Добавил: unechamuzey | Дата: 19.05.2023 | Комментарии (0)

«Ночь музеев» — ежегодная всероссийская акция. Она объединяет тех, кто причастен к миру музея и интересуется культурной жизнью. В этом году Унечский краеведческий музей не сможет принять своих посетителей «вживую», но мы готовы провести этот день с вами вместе и порадовать Вас новыми интересными фактами из мира музеев и искусства.

Итак, предлагаем вашему вниманию подборку самых необычных музеев России, которые обязательно нужно посетить.

Россия – страна разнообразных ландшафтов, четырех климатических поясов, одиннадцати часовых зон и множества достопримечательностей. На такой огромной территории в 17 млн кв километров находится более 1000 городов, главное культурное достояние которых – музеи. Сколько их в России – никто не знает, только государственных 2700 плюс примерно столько или больше – частных, созданных добровольцами и фанатами своего дела. Исторические, краеведческие и археологические действуют повсеместно. Но есть уникальные музеи – необычные, интересные, ломающие все стереотипы о представлении музея в общем. В представлении современного человека, музей — это уже давно не академические «кости и черепа». Это место, где люди удивляются, открывают для себя совершенно неожиданные факты и, конечно, получают удовольствие.

Культура изменяется и трансформируется, как живой организм, с течением времени и развитием нашей жизни. Теперь многое из того, что казалось интересным в начале прошлого века, кажется скучным. Наоборот, людей привлекают совершенно сумасшедшие вещи и явления. В наше время народ хочет удивляться.

Поэтому мы предлагаем вам вместе с нами посмотреть на самые необычные музеи нашей страны, которые нужно обязательно посетить, если представится возможность.

«Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге

Если любите играть в The Sims, не ходите в новый питерский музей «Гранд Макет Россия» — вас оттуда потом за уши не вытащишь. На площади размером в три теннисных корта воссоздана карта России от Калининграда до Дальнего Востока — не обобщенная, а состоящая из ярких, хорошо проработанных образов. Поезда и машины ездят, фонари горят, каждые 13 минут происходит смена дня и ночи. Повсюду любопытные сценки: рабочие в спецовках строят дом, на ферме пасутся коровы, женщины ухаживают за грядками, дети катаются на коньках вокруг новогодней елки, полицейские загружают проштрафившееся авто в эвакуатор. Есть даже митинг с требованием не ломать макет. Чтобы все рассмотреть, нужно как минимум два часа, а лучше все четыре.

Самый большой макет в России, который создавали в течение пяти лет более ста специалистов. Работа над макетом идет до сих пор.

Музей янтаря в Калининграде

Представляет предметы культуры и археологии, интересные инклюзы и украшения, предметы живописи и современного искусства, выполненные из янтаря. В Калининграде находится крупнейшее месторождение янтаря. Интересно происхождение камня – спрессованная смола хвойных деревьев, которая хранилась несколько миллионов лет в леднике, а затем была вымыта на поверхность.

Находится в историческом здании – башне фортификационного сооружения, на берегу оз.Верхнее, примечателен тем, что вся экспозиция посвящена одному камню.

«Этномир» в Калуге

Самобытный и не похожий на другие, самый крупный (140 га) в стране парк-музей. Кроме того, музей является интерактивным, а его афиша пестрит фестивалями и культурными мероприятиями.

Парк предоставляет возможность своим посетителям попробовать себя в ремесленных мастерских, приобрести сувениры, опробовать блюда кухонь народов мира в национальных ресторанах (индийском, японском, турецком или итальянском), провести ночь в любом из 11 тематических отелях. Ведь комплекс Этномира так огромен и увлекателен, что одного дня для просмотра может быть мало.

Музей озера Байкал в Листвянке

Единственный музей, посвящённый озеру. Хотя он является научным центром РАН, будет интересен и обывателю. Изначально был создан для исследований и изучений вод Байкала – самого большого пресноводного озера на планете.

Основная экспозиция музея рассказывает о происхождении озера, растительном и животном мире, даже микрообитателях. Самым интересным является возможность погрузиться на дно озера в импровизированном батискафе и понаблюдать за двумя нерпами – коренными жителями Байкала.

Посещение озера и музея нужно обязательно совместить с гастрономическом шопингом и попробовать местного копченого омуля.

Музей утюга

Древний Переславль – идеальное место для туристов, которые хотят узнать Россию. В Переславле родился Александр Невский. Сюда приезжают художники и скульпторы, они питаются русским духом на берегах реки Трубеж и Плещеева озера. Музей утюга расположился в маленьком двухэтажном аккуратном домике. Занимается музейным делом Андрей Воробьев, как он говорит «за счет моего наивного восприятия жизни». В собрании его насчитывается более 200 утюгов. Все он собирал лично по вологодским деревням и московским вернисажам. Самый старинный утюг – это деревянная палка с зазубринами, которой гладили одежду, и называли – «рубель». Старейшему утюгу в коллекции около 300 лет. Это чугунный утюг нагревательного типа в форме льва. Самому юному, который выполнен в форме дельфина, около 40 лет. Есть в коллекции самый маленький – 10 грамм, он умещается на мизинце. Самый тяжелый – весом 10 кг. Им пользовались исключительно мужчины – военные: гладили плащи, шинели и даже голенища сапог.

Музей тюремного искусства «Запретная зона» в Угличе

В 2004 году был открыт единственный в своем роде музей тюремной культуры. Спустя 10 лет он попал в список самых необычных музеев России. Расположен он, правда, не в тюрьме, а в купеческом особняке. Музей небольшой, демонстрирует предметы быта и культуры, сувениры, выполненные заключенными. Изначально эта инсталляция задумывалась как социальный проект для воспитания трудных подростков, но в итоге вылилось в формат музея.

Весь музей – это две небольшие комнаты, экскурсия по которым длится от силы двадцать минут. При этом разглядывать представленные экспонаты можно гораздо дольше. Отдельный интерес представляет сувенирный лоток, в котором можно найти такие небанальные вещи, как русско-тюремный словарь или сборник стихов, переведенных на феню. Кстати, говорят, можно заказать и экскурсию на жаргоне.
Экспонаты действительно интересные, зачастую достойные восхищения. Особенно учитывая то, в каких условиях они делаются. Например, портрет дочери, нарисованный одним заключенным на тюремной простыне, гитара из папье-маше, реально издающая музыкальные звуки (струны сделаны из неких кордовых нитей), вырезанные и склеенные из газет карты. Отдельный жанр – это поделки из хлеба. В хлеб тюремные скульпторы добавляют соль, или сахар, а также слюну и табачный пепел. Эта смесь и есть залог успеха. Уже потом фигурки обжигают и раскрашивают.

Технарей наверняка приведет в восторг витрина, в которой представлены всевозможные инструменты, выполненные из подручных средств: машинки для набивки татуировок, кипятильники, тройники и прочее. Есть даже настоящий радиоприемник – говорят, страшно шипит, но работает

Главная же изюминка музея – его второй зал, а точнее маленькая комнатка, превращенная в тюремную камеру. Обстановка максимально приближена к реальной -  даже дверь, ведущая в эту комнату  не обычная, а вполне себе тюремная -  с замками, засовами и глазком (шушерой на тюремном жаргоне).

Помимо нар и стола в камере есть, конечно, умывальник и знаменитое место, которое заключенные уважительно называют Прасковьей Федоровной.

По мнению посетителей, экскурсия на «фене» производит незабываемое впечатление!!!

Музей самовара в Городце

Небольшой, но древнейший русский город на Волге, основанный в 12 веке, через который ходил за три моря Афанасий Никитин. Сегодня Городец – город-музей, который готовы включить в маршрут Золотого кольца России. Некогда центр промысловой росписи и резьбы по дереву, город сохранил свой купеческий облик и по сей день в историческом центре – ныне музейном квартале. Помимо галереи Добра и детского музея, классического краеведческого, есть музей пряника. Интересный Музей русского самовара в усадьбе Гришаева (памятник архитектуру), чья коллекция включает более 300 самоваров и соревнуется только со знаменитым тульским музеем.

 Музей мировой культуры погребения в Новосибирске

Является уникальным музеем, единственным в своем роде в нашей стране. В экспозиции музея – предметы, отражающие похоронные и поминальные традиции разных народов мира, которые разместились в трех павильонах: общей информации (мемораблы, посмертные фото и др.), гробов и катафалков, отдельно над крематорием – похоронных платьев. Крематорий, кстати, действующий, как и колумбарий. Тут есть и бриллиант из праха человека и посмертные фотографии «оживленных» людей, а ещё коллекция катафалков и многое другое.

Но, посвящённый скорбным ритуалам музей нельзя назвать грустным. Приподнятое настроение ещё на входе у кассы создаёт скелет с табличкой: «Заплати! И я за тобой не приду». Экспозиция музея насчитывает около 30 тыс. экспонатов и рассказывает о погребальной культуре в России на протяжении более чем двух веков. Значительная часть витрин посвящена ритуальной культуре народов мира. Коллекция музея продолжает расти, привлекая многих путешественников.

Музей «Старая Тульская аптека»

Музей «Старая тульская аптека» находится в здании XVIII века. Еще до 2011 года в этих стенах работала настоящая аптека, а сейчас это единственный в России аптечный музей. в нем воссоздана обстановка середины XIX столетия, когда коллежский советник, провизор Фердинанд Георгиевич Белявский впервые открыл в Туле аптеку. В залах царит по-настоящему винтажная обстановка: стулья в белых чехлах, витрины, склянки и живые пиявки. На стенах висят засушенные лекарственные травы, в витринах — мухоморы. В XIX веке травы сушили на чердаке аптеки, выращивали прямо во дворе. А сейчас их из летних отпусков привозят сотрудники музея. Стены и витрины уставлены штангласами — сосудами, в которых хранились лекарственные вещества. Керамические, стеклянные и фарфоровые баночки по-прежнему находят при разборе складов и чердаков здания. Так что экспонаты абсолютно реальные и были в обиходе тульской аптеки. В ярких штангласах хранили яды — чтобы не путать с безопасными веществами.
Рассматривать склянки — занятие увлекательное. Каждый символ на них имеет значение.

В ярких баночках хранились яды, в сосудах с красной надписью на белом фоне — сильнодействующие концентрированные вещества. Среди штангласов баночки для кокаина и морфия. Раньше эти вещества считались лекарственными средствами, а не наркотическими, и свободно продавались в аптеке. Поражают и медицинские приборы. В коллекции Старой тульской аптеки есть скарификатор — прибор для кровопускания. 12 железных пластин для прокалывания кожи вызывают ужас у современных людей, но прибор был популярен у всех врачей позапрошлого столетия, а кровопускание считалось лучшим средством от всех болезней.

Интереснее всего посетить музей в составе экскурсии, где Вам предложат изготовить свою композицию на мастер-классе «Тайны парфюмерии».

Музеи русских суеверий

Музеев с таким названием в России два. В Угличе и Янтарном, Калининградской области. Удивительные традиционные музеи. В первом силен этнографический дух, представлено много исконной утвари русского народа, а также популярные персонажи сказок: Баба-Яга, вурдалак, бес. Большинство выполнены собственно автором музея Дарьей Чужой. Кроме этого, в стенах музея собрана масса талисманов и оберегов, редких гаданий и заговоров – все того, чем прежде русский люд пытался оградить себя от всевозможных бед.

Экспонаты второго музея – это персонажи, населявшие русскую мифологию. Добродушные и плутоватые, сердитые и озорные – разношерстный сказочный народец. Домовые, лешие, банники – знакомые сущности, но есть и необычные. Например, Жердяй – дух бессмысленный и бесполезный, олицетворение неприкаянности. Слоняется по всему свету, заглядывает ночной порой в чужие дома, греет руки над печными трубами. Не делает никому ни добра, ни зла. Его почему-то особенно жалеют и любят женщины. Каждая сущность связана с каким-то ритуалом: того накорми, от того защитись. Весь пласт суеверий был подлажен под быт русского народа. Хотите, чтобы домовому хорошо и комфортно было – в доме должны быть чистота и порядок, уют, все предметы на своих местах. Не бросайте ключи со стуком на стол – это к ссоре, не оставляйте продукты на ночь – это к голоду

Музей счастья

С 2009 года супруги-музыканты Ирина Некрасова и Юрий Дрёмин представляют свою экспозицию, посвящённую счастью. Сначала выставка ездила с артистами в чемодане, а с 2013 года счастья стало так много, что у него появилось своё здание – особняк начала XX века.

 В музее можно посмотреть на атрибуты, содействующие счастью – амулеты, обереги, талисманы, ангелы-хранители. Из многих стран мира сюда доставлены символы счастья.  Небольшое помещение уставлено и увешано различными экспонатами – волшебный чемоданчик с лампой Аладдина, часы без стрелок с надписью «Счастливые часов не наблюдают», игрушки из далекого прошлого, коллекция счастливых билетиков… Большая часть экспонатов музея (а их свыше тысячи) – это подарки, которые Юрий и Ирина получали в разных городах и странах. Слон из Таиланда, фигурка «Нищий под мостом» из Германии, а в одном из уголков России прикупили крохотную куколку с длинной косой. Говорят, если потереть косу – все мечты сбудутся! Еще один любопытный экспонат – красный зонт, расшитый разномастными пуговицами. Их пришивают многочисленные посетители музея, загадывая свои желания.

Арткоммуналка. Ерофеев и другие

В доме, где грузчиком в магазине поработал Веничка Ерофеев, на 2 этаже открылся музей-резиденция.  Посетители музея попадают в коммунальную квартиру 60-х годов прошлого века, населённую интересными персонажами. Их ждёт театрализованный квест с погружением в ту эпоху, заканчивающийся дегустацией блюд времён хрущёвской оттепели.

Музей вечной мерзлоты

Первая необычность музея – то, что он находится за Полярным кругом. И совсем невероятно то, что его посещение предполагает спуск на 14 м в глубину вечной мерзлоты. Музей делится на надземную и подземную части. В первой располагаются природная и историческая экспозиции, а также экспонаты, посвящённые строительству дороги Салехард-Игарка, которое велось силами заключённых ГУЛАГа. Однако, самое интересное в музее находится под землёй. Можно спуститься глубоко под землю, чтобы посмотреть, как выглядит вечная мерзлота изнутри, и узнать, что в природе существует несколько видов льда. А ещё здесь расположен подземный каток!

 Большую часть года в шахте можно погреться, ведь когда наверху свирепствует арктический мороз, в подземелье температура только слегка холодит – здесь всегда -4о С. В экспозиции уникальные образцы вмороженных в лёд растений, а также кристаллы льда, образовавшиеся десятки тысяч лет назад.

Музей греха

Не совсем того греха, о котором можно было подумать сначала. Экспозицию собирал местный патологоанатом. И по своей сути он очень схож с Кунсткамерой. Догадываетесь, какого рода зрелище ждет в этом музее? Особо впечатлительным и лицам не стоит посещать это заведение. Все представленные экспонаты — «плоды» вредных привычек человека. Здесь эмбрионы в банках от мам-наркоманок, обожжённые руки сгоревших в пожаре от непотушенной сигареты, оторванные ноги пьяных байкеров и кусочки кожи с татуировками от мёртвых заключённых.

Музей – подпольная типография.

Один из самых необычных музеев Перми разместился в небольшом деревянном доме в старой части города. Почти 110 лет назад, в 1906 году, здесь была оборудована сама настоящая подпольная типография. От нее до ближайшего полицейского участка в то время был всего квартал, но подпольщиков не могли вычислить довольно долго. Владелец дома – пароходный машинист Тиунов – дома бывал редко. Чтобы помещение зря не пустовало, он и сдал его квартирантам. Конечно, Тиунов и не догадывался, что в его доме развернулась конспиративная типография! Оборудовал типографию Пермский комитет РСДРП, который в тот момент возглавлял Яков Свердлов.

Сегодня все желающие могут увидеть, как печатали сотни листовок в начале XX века. И даже попробовать напечатать такую листовку! В музее представлены типографский станок, шрифты, валики, уголок для набора шрифта и подлинные листовки. Тут же – шахматный столик с тайником для хранения листовок, который изготовил один из членов Пермского комитета РСДРП. Есть в экспозиции и другие материалы о подпольщиках. Например, вещдоки «дела о взрыве в квартире Худяковой». Благодаря им можно узнать, что в 1905 году в Перми была оборудована подпольная химическая лаборатория по производству бомб.

Музей наперстков в Челябинске.

В Копейске, городе-спутнике Челябинска, в мае 2012 года открылся музей наперстков. Первый такой в России появился благодаря Владимиру Малиновскому – энтузиасту, коллекционеру, директору швейной фабрики.

Музей работает на территории фабрики. Когда он открылся, в нем было 300 наперстков, а через три года, в мае 2015-го,– уже 1000. Музейные наперстки сделаны из металла, дерева, фарфора, резины, кожи и даже из бивня мамонта. И практически о каждом Владимир Станиславович может рассказать историю. Наперсток, на котором изображены материки и красной линией отмечен путь, я привез из Германии, из музея наперстков. Подобные музеи, к слову, есть также в Голландии и Австрии. Так вот этот, посвященный путешествию Жюля Верна, я купил за 65 евро. На нем есть надпись: «За 80 дней вокруг света». Коллекцию помогали пополнять и единомышленники – друзья из Московского клуба коллекционеров. Благодаря им количество наперстков увеличилось сразу на 62 штуки. Например, подарок москвичей – это наперстки с изображением Beatles и очень тонкий, из костного фарфора, – принцессы Дианы.

Это всего лишь небольшая подборка самых необычных музеев нашей необъятной родины. А в каких музеях бывали Вы? 

Просмотров: 168 | Добавил: unechamuzey | Дата: 18.05.2023 | Комментарии (0)