Главная » 2023 » Февраль » 18

Ярким украшением нашей экспозиции в разделе «Старинный крестьянский быт» стали три графические картины в стиле «народный лубок». Они были подарены музею бывшим директором Московского музея народного лубка Пензиным Виктором Петровичем.

Что же такое – народный лубок? Лубок – это графическое произведение искусства в виде отпечатанного на бумаге оттиска, а затем раскрашенного вручную. Термин «лубок» наш, славянский: так называется внутренняя часть коры деревьев. Лубок появился в эпоху Петра I. Листы с яркими забавными картинками печатались сотнями тысяч и стоили очень дешево. Это были картинки сатирического, патриотического и бытового содержания, в России их одно время называли немецкими потешными листами. Но русские мастера быстро научились сами изготавливать печатные формы в технике ксилографии и офорта. Одно время церковь запрещала хождение таких картинок, считая их богохульством. Позднее и государство ввело запрет на изображение на лубке царствующих особ. Но эти запреты имели обратный эффект. Народные мастера-кустари стали подпольно делать лубочные листки и распространять их среди населения. Пришлось создать специальную палату, которая выдавала разрешения на изготовление лубка. Ну а потом появились печатные фабрики, и началась другая жизнь лубка. И вплоть до конца 19 века лубок оставался единственным широкодоступным видом изобразительного искусства в России. Еще не раз государство пыталось регулировать изготовление печатных картинок, вводилась даже полицейская цензура.

В Отечественную войну 1812 года, в годы Первой Мировой войны и не только лубок использовался в качестве политического плаката в России. Но после революции и гражданской войны лубок сдает свои позиции под натиском новых печатных технологий.

Русский лубок насчитывает более 250 лет истории. Традиционный русский лубок имеет свои характерные особенности, к ним относятся:

- яркая раскраска контурных изображений

- грубая прорисовка деталей

- ограниченные размеры формы

- наличие на печатном листе помимо изображения поясняющей надписи мелким шрифтом.

           Выделяют несколько типов или жанров русского лубка:

- духовный – жизнеописание святых, притчи из священных книг.

- философский -  поучительная информация и высмеивание человеческих пороков.

- исторический – отражение событий из жизни народа, описание старинных летописей и сказаний.

- сказочный – вымышленный сюжет с воспитательным смыслом.

- политический – отражение государственной политики и пропаганды.

- сатирический – ярко высмеивающий недостатки общества, жестко преследовался властями.

           И сейчас, в наше время, потеряв свою популярность и злободневность, многочисленные произведения народного лубка находят своих благодарных зрителей в музеях и на выставках.

Просмотров: 97 | Добавил: unechamuzey | Дата: 18.02.2023 | Комментарии (0)

В преддверии Дня защитника Отечества предлагаем вам статью эксперта Министерства культуры по вооружению и обмундированию противоборствующих сторон Первой мировой и Великой Отечественной войн Андрея Сазоненко (г. Почеп)

Символы Русской армии

По-настоящему регулярная армия появилась в России при императоре Петре I. Отличиями подразделений были знамена и цвет мундиров. Никаких индивидуальных знаков различия солдаты и офицеры не имели. Исключение, возможно, составляла форма гвардейских Преображенского и Семеновского полков, мундиры которых имели пуговицы с изображением государственного герба.

Точно такая же ситуация наблюдалась и в европейских армиях. В России в 1761 году в виде отличительного знака солдат и офицеров вводится кокарда – розетка из чередующихся желтых и черных лент, то есть лента ордена Святого Георгия, которая пришивалась к шляпе.

В 1815 году император Александр I добавляет к розетке внешнюю белую ленту. Таким образом получается трехцветная кокарда из чередующихся полос белой-желтой-черной-желтой и черной середины. В таком цветовом сочетании кокарды были знаками отличия Русской императорской армии вплоть до 1917 года.

В 1844 году кокарды стали изготавливать из металла в виде овального значка. Офицерские имели зубчатое основание и внутреннюю вставку желто-черного цвета.  Солдатские были гладкие тех же цветов. Кокард полагалась две. Одна для повседневной формы, вторая для парадной. Изготавливались кокарды из металла, серебра, латуни, мельхиора, алюминия. Но были варианты из плотного картона или фарфора.


Кокарда образца 1881 г.

До 1917 года вид кокард не изменялся, изменялся только их размер, что было связано с изменениями в форме.

Кроме кокарды на головные уборы в начале XIX века были установлены знаки по родам войск. Гвардия – имела эмблему в виде государственного герба. Артиллерия – эмблему в виде государственного герба, наложенного на перекрещенные пушки. Саперные части – в виде государственного герба, наложенного на перекрещенные секиры. Пехоте и драгунам же досталось скромное изображение «пламенеющей гренады», то есть гранаты. Причем у пехотных подразделений граната была с одним огнем, а у гренадерских – с тремя.


Эмблема пехоты 1812 г.

Тогда же появился знак для добровольцев (ополчения) в виде креста. В центре находился вензель царствующего императора, а по лучам девиз «За Веру, Царя и Отечество». Интересно, что для добровольцев нехристиан знак изготавливался не в виде креста, а в виде восьмиугольной кокарды, «дабы не ущемлять чувства верующих».


Знак добровольца (ополченца) 1914 г.

Но настоящий расцвет армейской эмблематики пришелся на правление императора Николая I. В 1829 году эмблемы родов войск стали изображать на пуговицах. Каждый пехотный полк имел пуговицы с индивидуальным номером. Имел значение и цвет металла для пуговиц. В Русской армии их было два – белый и желтый. Так, мундиры с одинаковым номером пуговиц, но разных цветов принадлежали разным полкам.

Но менялась форма, менялись и эмблемы. К началу XX века в Русской армии кокарда оставалась прежней. Номера подразделений наносились на погоны. Солдатские погоны были двусторонние, с одной стороны цветные (цвета полка) - парадные, с другой стороны защитные – полевые. У солдат номера наносились на погоны краской, у офицеров были металлическими.

Эмблемы родов войск находились так же на поясных пряжках. У пехоты и кавалерии – изображение государственного герба. У артиллерии – герба на пушках, у саперов- герба на секирах, у гренадеров – изображение гранаты об одном огне.

В начале XX века кроме обычных родов войск стали появляться совершенно новые. В 1910 году появились автомобильные батальоны и их эмблема – крылатые колеса. В 1912 году военная авиация с эмблемой – крылья с пропеллером. А также подразделения связи, бронечастей и т.д.

В феврале 1917 года в Петрограде произошла революция. Императорская армия начала распадаться, и солдатам было уже не до символов, а офицеры снимали погоны. Но, однако, символ революции все же был, это обычный красный бант.

В 1918 году начала создаваться новая Рабоче-Крестьянская Красная армия. Тогда же появился и новый символ. Красная пятиконечная звезда с перекрещенными в центре плугом и молотом. Новая власть отрекалась от старых символов. Но и в звезде не было ничего необычного. Пентаграмма, всего навсего, языческий символ земли, перекрещенные плуг и молот символизировали союз рабочих и крестьян, трудящихся на земле.

Форма одежды периода Гражданской войны была довольно пестрой и регламентированных эмблем было немного, и они были редки. Стоит упомянуть о том, что в Красной армии был отменен институт офицеров, она состояла из красноармейцев, командиров (военное руководство) и комиссаров (политическое руководство). Иерархия военного руководства обозначалась не званиями, а должностями в подразделениях, от командира отделения до командующего армией. Для их различия были приняты тканевые нашивки на рукава.

Однако существовал и знак «Красного командира» - красная звезда внутри лаврового венка. Его носили на груди в обрамлении красной розетки.

После окончания Гражданской войны произошла очередная реформа в армии. Коснулось это и формы, в том числе и эмблем. Во-первых, изменилась кокарда. В 1922 году на красной звезде плуг заменили на серп, чтобы привести символ в соответствие с гербом СССР.

Кокарда образца 1922 г.

Во-вторых, к новой форме были введены петлицы, а к ним металлические эмблемы родов войск и подразделений. Разновидностей было очень много более 40. Кроме пехоты, кавалерии, артиллерии свои эмблемы получили такие подразделения как телеграфные в виде перекрещенных молний, военно-ветеринарные в виде чаши с перекрещенными факелами и т.д. Только у бронечастей было шесть разных эмблем.

Кроме этого имел значение и цвет петлиц и даже цвет фуражек. Так в кавалерийском полку каждый эскадрон имел фуражку своего цвета. Конечно, это было очень сложно, да и экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить армию таким разнообразием. Хотя, стоит признать, что эмблемы 1922 года выглядят очень красиво. Для их производства часто привлекали ювелирные артели. В 1924 году, после очередной реформы, количество эмблем резко сократилось до 24.

К примеру эмблему пехоты в виде двух винтовок на лавровом венке отменили. Но тогда же были введены металлические знаки различия командного состава. Для младшего командного состава – красные эмалевые треугольники, для среднего командного – эмалевые квадраты, для старшего – эмалевые прямоугольники и для высшего – эмалевые ромбы.

 Следующая кардинальная реформа в Красной армии произошла в 1935 году. Очень сильно изменилась форма и снаряжение. Изменились и эмблемы, их количество сократилось до 17. Так, танковые части получили единую эмблему в виде профиля танка БТ. А химические части - эмблему в виде перекрещенных баллонов и противогаза. Эмблемы по-прежнему располагались на петлицах.

В 1940 году были внесены некоторые изменения в знаки различия. Вновь появилась эмблема пехоты в виде перекрещенных винтовок, наложенных на эмалевую мишень. Для младшего командного состава, от ефрейтора до старшины, были установлены дополнительные знаки различия в виде металлического треугольника в углу петлицы. С такими знаками различия Красная армия встретила Великую Отечественную войну.  

Во время войны роль символов очень сократилась. Подчас их просто не было. Красные звезды кокард окрашивали просто защитной краской. Но в 1943 году советским правительством было принято решение вернуть в армию погоны. Изменилась форма изменились и знаки отличия. Младший командный состав носил на погонах полоски из красного галуна, офицерам на погоны вернулись звездочки. Красная армия стала Советской. В такой форме Советская армия встретила Победу. Стоит сказать, что для Парада Победы в Москве была создана особая форма, соответствующая торжественному моменту. В послевоенное время форма менялась в 1949 и в 1955 годах. Для офицеров была принята новая кокарда в виде овального значка с рифленым основанием и красной звездой внутри. К парадным головным уборам эта кокарда накладывалась на металлический лавровый венок. Изменилась эмблема танковых частей, вместо профиля танка БТ стали изображать профиль Т-34.

 Но самой масштабной стала реформа 1969 года. Изменилась форма, изменились знаки отличия. Кокарды солдат теперь представляли собой лавровый венок с помещенной в центре красной звездой. На погоны рядовых были нанесены литеры С А – Советская армия. Эмблемы родов войск располагались на петлицах. Пехота теперь называлась Мотострелковыми частями и имела собственную эмблему – золотая звезда на лавровом венке.  Появились эмблемы новых родов войск. Воздушно –десантных, инженерных, войск связи даже трубопроводных. Такую форму носила Советская армия до середины 90 годов.

   А затем началась новая история уже Российской армии. В 1994 году принимается новая кокарда в виде овального значка, в середине рифленого основания чередуются полосы желтого и черного цвета поверх которых наложена золотая звезда. То есть получилось сочетание кокарды Русской императорской и Советской армий.


Кокарда образца 1994 г.

В 2006 году золотая звезда с кокарды была удалена, но в 2010 году кокарда была восстановлена по образцу 1994 года.

Просмотров: 100 | Добавил: unechamuzey | Дата: 18.02.2023 | Комментарии (0)