История Крыма с древнейших времен Многочисленные исторические артефакты, найденные археологами здесь, позволяют утверждать, что предки современного человека начали обживать благодатные земли почти 100 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует обнаруженная в пещере КиикКоба стоянка неандертальцев, остатки палеолитической и мезолитической культур в Фатьма-Коба и Мурзак-Коба. В начале XII столетия до н. э. на п-ове появились племена индоевропейских кочевников киммерийцев, которых античные историки считали первым народом,пытавшимся создать здесь зачатки некоего подобия государственности. На заре Бронзового века они были вытеснены из степных районов воинственными скифами, переместившись ближе к морскому побережью. Предгорные районы и южный берег тогда заселяли тавры, по некоторым данным, пришедшие с Кавказа, а на северо-западе уникального региона закрепились славянские племена, мигрировавшие из современного Приднестровья. Как свидетельствует история Крыма, в конце VII в. до н. э. его стали активно осваивать эллины. Выходцы из греческих городов создавали колонии, которые со временем начинали процветать. Плодородная земля дарила прекрасные урожаи ячменя и пшеницы, а наличие удобных гаваней способствовало развитию морской торговли. Активно развивались ремесла, совершенствовалось судоходство. Портовые полисы росли и богатели, объединившись со временем в союз, ставший базисом для создания могущественного Боспорского царства со столицей в Пантикапее, или нынешней Керчи. Расцвет экономически развитого государства, обладавшего сильной армией и прекрасным флотом, относится к III-II вв. до н. э. Тогда был заключен важный союз с Афинами, половину потребности которых в хлебе обеспечивали боспорцы, в их царство входят земли черноморского побережья за Керченским проливом, расцветают Феодосия, Херсонес, Неаполь Скифский, Киммерик, Керкинитида, Нимфей. Но период благоденствия продолжался недолго. Неразумная политика ряда царей привела к истощению казны, сокращению военнослужащих. Ситуацией воспользовались кочевники, начавшие разорять страну. Боспор сначала был вынужден войти в Понтийское царство, потом стал протекторатом Рима, а затем – и Византии. Последующие нашествия варваров, среди которых стоит выделить сарматов и готов, еще более ослабили его. Из некогда великолепных поселений не разрушенными остались только Херсонес Таврический, римские крепости в Судаке и Гурзуфе. Из истории Крыма видно, что с IV по XII вв. своим присутствием тут отметились болгары и тюрки, венгры, печенеги и хазары. Русский князь Владимир, взяв приступом Херсонес, принимает здесь крещение в 988 г. Грозный властитель Великого княжества литовского Витаутас вторгается на Тавриду в 1397 г., завершив поход в Кафе. Часть земель входит в гос-во Феодоро, основанное готами. К середине XIII столетия степные районы контролируются Золотой Ордой. В следующем веке некоторые территории выкупаются генуэзцами, а остальные покоряются войскам хана Мамая. Распад Золотой Орды ознаменовал создание тут в 1441 г. Крымского ханства, самостоятельно просуществовавшего 36 лет. В 1475 г. сюда вторглись османы, которым хан присягнул на верность. Они изгнали генуэзцев из колоний, взяли приступом столицу государства Феодоро – город Мангуп, истребив практических всех готов. Ханство с административным центром в Бахчисарае называлось эялетом Кафа в Османской империи. Тогда окончательно формируется этнический состав населения. Татары переходят от кочевого образа жизни к оседлому. Начинает развиваться не только скотоводство, но и земледелие, садоводство, появляются небольшие плантации табака. Османы, находящиеся на пике могущества, заканчивают расширение. Ханство становится аванпостом для проведения набегов на приграничные территории России и Речи Посполитой. Награбленные драгоценности исправно пополняют казну, а взятые в плен славяне продаются в рабство. С XIV по XVII вв. русские цари предпринимают несколько походов на Крым через Дикое поле. Однако ни один из них не приводит к усмирению неспокойного соседа. Важный этап в истории Крыма – присоединение к Руси. К началу XVIII в. он становится одной из главных стратегических ее целей. Обладание им позволит не только обезопасить сухопутную границу с юга и сделать Азовское море внутренним. Полуострову уготована участь стать колыбелью Черноморского флота, который обеспечит выход к средиземноморским торговым путям. Однако существенных успехов в достижении данной цели удалось достигнуть только в последней трети столетия – при царствовании Екатерины Великой. Армия под предводительством генерал-аншефа Долгорукова овладела Тавридой в 1771 г. Крымское ханство было объявлено независимым, а на его престол был возведен хан Гирей, являвшийся ставленником российской короны. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. подорвала могущество Турции. Сочетая военную силу с хитроумной дипломатией, Екатерина II добилась того, что в 1783 г. крымская знать присягнула ей на верность. После этого инфраструктура и экономика края начинает развиваться впечатляющими темпами. Тут оседают отставные русские солдаты. Сюда в массовом порядке приезжают греки, немцы и болгары. В 1784 г. закладывается военная крепость Севастополь, которой суждено сыграть яркую роль в истории Крыма и России в целом. Повсюду прокладываются дороги. Активное разведение винограда способствует развитию виноделия. Южное побережье становится все более популярным в дворянской среде. Ялта превращается в курортный город. За сто лет население Крымского полуострова увеличивается почти в 10 раз, изменяется его этнический тип. В 1874 г. 45% крымчан являлись великороссами и малороссами, примерно 35% крымскими татарами. Господство россиян на Черном море всерьез обеспокоило ряд европейских стран. Коалиция из слабеющей Османской империи, Великобритании, Австрии, Сардинии и Франции развязала Крымскую войну 1853-1856 г. Ошибки командования, ставшие причиной поражения в битве на Альме, отставание в техническом оснащении армии привели к тому, что несмотря на беспримерный героизм защитников, проявленный во время годичной осады, союзниками был взят Севастополь. После окончания конфликта город был возвращен в Россию в обмен на ряд уступок. При Гражданской войне в Крыму произошло немало трагических событий, отразившихся в истории. С весны 1918 г. тут действовали германский и французский экспедиционные корпуса, которых поддержали татары. Военная власть принадлежала Деникину и Врангелю. Только в ноябре 1920 г войскам Красной Армии удалось взять под контроль полуостров. Советский период в историческом прошлом В октябре 1921 г. было объявлено о создании из районов бывшей Таврической губернии Автономной Крымской Советской Социалистической республики в РСФСР, переименованной в 1946 г. в Крымскую область. Новая власть уделяла ей большое внимание. Политика индустриализации привела к появлению Камыш-Бурунского судоремонтного завода и порта, там же был построен Горно-обогатительный комбинат, а в Керчи – металлургический завод. Дальнейшему оснащению помешала Великая Отечественная война. Уже в августе 1941 г. отсюда депортировано около 60 тыс. этнических немцев, проживавших на постоянной основе, а в ноябре Крым оставлен силами РККА. На полуострове осталось лишь два очага сопротивления фашистам – Севастопольский укрепрайон и Аджимушкайские каменоломни, но и они пали к осени 1942 г. После отступления советских войск тут начали активно действовать партизанские отряды. Оккупационные власти проводили политику геноцида по отношению к «неполноценным» расам. В результате этого к моменту освобождения от фашистов население Тавриды уменьшилось почти втрое. Оккупанты были изгнаны отсюда весной 1944 г. После этого вскрылись факты массового сотрудничества с фашистами крымских татар и представителей некоторых других национальных меньшинств. По решению правительства СССР более 183 тыс. лиц крымско-татарского происхождения, значительное количество болгар, греков и армян было насильственно депортировано в отдаленные регионы страны. В 1954 г. область включена в состав УССР по предложению Н.С. Хрущева. Новейшая история Крыма и наши дни После распада СССР в 1991 г. Крым остался в Украине, получив автономию с правом иметь собственную конституцию и президента. После длительных согласований основной закон республики был утвержден Верховной Радой. Впоследствии отношения между официальным Киевом и Симферополем обострились. Украинский парламент принял в 1995 г. решение об упразднении президентства на полуострове. Внутренние противоречия в 2013 г. раскололи общество. Одна часть жителей Крыма выступала за возвращение в РФ, другая – за то, чтобы остаться в Украине. И 16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе был проведен общенародный референдум, по итогам которого 18 марта в Москве подписан договор о вхождении в состав РФ двух новых субъектов Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Большинство крымчан, принявших участие в голосовании, отдали голоса за воссоединение с Россией. Еще во времена СССР на Тавриде, считавшейся всесоюзной здравницей, было построено множество пансионатов и санаториев. Детский лагерь «Артек» вообще не имел аналогов в мире. Развитие региона как курорта продолжалось и в украинский период истории Крыма, и в российский. Несмотря на все межгосударственные противоречия, он по-прежнему остается излюбленным местом отдыха как для россиян, так и для украинцев. Край этот бесконечно прекрасен!
|
15 марта - скорбный день в истории нашего города и района. 79 лет тому назад именно в этот день фашисты со своими приспешниками из местного населения расстреляли 342 мирных жителя еврейской и цыганской национальности из Унечи и окрестных сел, которые до этого несколько месяцев в нечеловеческих условиях содержались в гетто на территории птицекомбината. Именно 15 марта вот уже несколько лет традиционно организуется районная акция «Марш живых». В этом году она проводится уже четвертый раз. И посвящена она всем нашим землякам - жертвам фашистской оккупации: замученным в неволе, расстрелянным, умершим от голода, холода и болезней. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране, при её организации были предприняты ограничительные мероприятия - на акцию этого года не были приглашены ветераны и бывшие малолетние узники, в ней приняла участие лишь молодежь: педагоги и старшеклассники города, поисковики района, руководители района, депутаты районного совета. Традиционно участники Марша собрались у обелиска на территории бывшего птицекомбината, где располагались сразу несколько мест заключения: концлагерь для коммунистов, партийных работников и членов их семей, тюрьма гестапо и еврейское гетто. На небольшом митинге, проведенном директором Унечского краеведческого музея Голик Н.А., выступили глава Унечского района Шатоба Максим Андреевич и командир Унечского поискового отряда «Память» Фролов Геннадий. Они отметили важность этой акции для сохранения памяти жителей нашего города об ужасах нацизма, ведь забвение – это путь к повторению. После возложения цветов к обелиску памяти замученным землякам Марш живых отправился по улице Калинина, по той дороге, которой вели на расстрел сотни ни в чем не повинных людей. Возглавили колонну юнармейцы школ города и поисковики района. А конечным пунктом марша стала западная окраина Унечи, район бывшей сенной базы, одно из самых скорбных мест нашего города. Здесь расположена братская могила, где похоронено более 900 человек, погибших от рук фашистов в годы оккупации района с 1941 по 1943 гг. Среди них 342 еврея и цыгана, а также около 600 человек - членов семей коммунистов, партийных и советских работников, партизан и всех, заподозренных немцами в связях с ними. Участники Марша почтили их память минутой молчания, а также возложили цветы к памятному обелиску братской могилы. Несмотря на немногочисленность участников Марша этого года, искреннее эмоциональное соучастие в нём всех присутствовавших доказывает важность и значимость подобных акций для молодежи. |
Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Этот праздник длится целую неделю и сопровождается хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны. История праздника На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — языческого бога солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю. До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после. С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Отменить Масленицу и запретить развлечения церковь не решилась, несмотря на все развеселые и не очень-то соответствующие религиозным правилам традиции: уж слишком значимым был этот праздник для народа. Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. За неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины. Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытыми и не страдать от отсутствия мясной пищи. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Но в православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями. Масленица: почему так называется? Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей». По другой версии это название появилось уже после принятия христианства. Ведь нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда будто бы и пошло название, связанное с масляными блинами. Еще эту неделю называли мясопустной — из-за того, что происходит воздержание от мяса, и сырной – потому что на этой неделе едят много сыра. А еще называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». Традиции и обычаи Наши предки почитали солнце, как Бога, ведь оно давало жизнь всему. Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Также в Древней Руси блины считались поминальным яством и готовили их в память об ушедших родственниках. Блины стали и символом погребения Зимы. Блинов на Масленицу нужно было печь и есть как можно больше. Подавали их со всевозможными начинками: рыбой, капустой, медом, ну и, конечно, с маслом и сметаной. Выпекание блинов стало своего рода ритуалом привлечения солнца, благоденствия, достатка, благополучия. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна, тем лучше будет урожай. Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга, ведь солнце — круглое. Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу. Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Символизировал солнце и огонь: парни зажигали деревянные колеса и скатывали с пригорка. Кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, того ожидали в текущем году счастье, удача и достаток. Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы. Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Позднее в городах показывали на площади и живого медведя. Медведь стал одним из символов Масленицы и наступления весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла. Ну и, конечно, символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Кстати, в языческие времена на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. Масленичная неделя Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины. Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом. Итак, дни масленичной недели: Понедельник — «Встреча». Первый день масленичной недели называется «Встреча» — это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимся людям, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставляли на пороге в дань уважения к своим предкам. В понедельник занимались организационными вопросами, касающимися гуляний. В этот день завершались работы по подготовке к празднику: достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки для торговли.. И именно в этот день делали чучело Масленицы из соломы и других подручных материалов, наряжали в старую одежду, разные лохмотья, заодно избавляясь от старья. Затем чучело насаживали на кол и возили в санях по улицам, и, наконец, выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресенья. Вторник — «Заигрыши». Вторник традиционно был днем гуляний, игр и забав. В этот день с утра начиналось веселье, катались на санях, ледяных горках, каруселях. По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек. В этот день звали родных и знакомых на блины. Заигрыш был днем, когда можно было присмотреть себе будущую жену, или мужа. Молодые люди украдкой приглядывались друг к другу, гадали, кто же из них первым пошлет сватов. И родители присматривались к будущим родственникам и в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем торжестве. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы сразу после Великого поста сыграть свадьбу. Среда — «Лакомка». В среду по традиции зять приходил к тёще на блины, которые она готовила специально для него. Теща должна была вдоволь накормить зятя и всячески демонстрировала расположение мужу своей дочери. От этого обычая пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Зятьев могло быть несколько, приглашали и других гостей, родных, соседей, и столы ломились от угощений. Зятья славили своих тещ и пели им хвалебные песни и разыгрывали веселые сценки с переодеваниями. Женщины и девушки собирались вместе, катались на санях по деревням и также распевали веселые песни и частушки. Четверг — «Разгул». С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам. Люди катались с горок, на качелях и каруселях, устраивали веселые катания на лошадях, в санях, играли в снежки, шумно пировали, все это сопровождалось веселыми хороводами и песнопениями. Катание на санках (салазках, чунках) было любимым детским занятием и не только в масленицу. Из толстых широких досок для детей делали специальные кореги (корежки). Опасности упасть с такой корежки и перевернуться практически не было. Корежки таскали на веревочках самые маленькие. Корега с беседкой называлась козлом. Если днище кореги облить водой и наморозить на нем слой льда, то такая корега особенно стремительно неслась с горы. Забавой для взрослой холостой и женатой молодежи служили так называемые слеги, на которых катались стоя, парами, держась друг за друга. Длинные, хорошо обтесанные слеги (нечто среднее между бревном и жердиной) клали на гору, обваливали снегом и обливали водой. Всю масленую неделю катались на слегах, визжали и падали, кричали и ухали, проносились по слегам и с песнями. Устоявшая на ногах пара катилась далеко за реку или за деревню. В этот день обычно проходили кулачные бои и игры «стенка на стенку», где молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Участвовать в боях и соревноваться могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах. Причем к бою готовились очень серьезно: парились в бане, сытно ели, чтобы набраться сил, и даже обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу. Одной из любимых традиционных потех был штурм и захват ледяной крепости. Парни строили городок из льда и снега с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись, как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки. Смысл этих игрищ, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми. Пятница — «Тещины вечерки». В этот день зять приглашал тещу к себе на блины. Теща приходила с ответным визитом, да еще и со своими родственниками и подругами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Семейные посиделки скрепляли отношения между родными, а общее веселье напоминало о скором приближении долгожданной весны и тепла. Суббота — «Золовкины посиделки». В этот день невестка с почетом приглашала родственников мужа в дом на блины. Если золовки, сестры мужей, были незамужними, невестка приглашала своих незамужних подруг на общие посиделки. Если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная по обычаю готовила подарки своим золовкам и одаривала каждую. Воскресенье — «Проводы Масленицы». Прощеное воскресенье. Завершает масленичную неделю Прощеное воскресенье. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане — друг у друга, и кланялись, прося о прощении. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Также в Прощёное воскресенье было принято ходить на кладбище и поминать усопших родственников. Как и много лет назад, так и сегодня кульминацией всей Масленицы считается сжигание чучела в воскресенье. Это действие символизирует проводы зимы и наступление весны. В этот день люди устраивали ярмарки, чаепития с бубликами, калачами и блинами, играли в игры, водили хороводы вокруг чучела Масленицы, пели и танцевали, и, наконец, сжигали чучело, мечтая, чтобы вместе с ним сгорело все плохое, что было в жизни, а пепел рассыпали по полям. Большие костры тоже были значимой традицией, их жгли специально, чтобы растопить остатки снега и поскорей позвать в гости красавицу весну. В костры кидали старые ненужные вещи, избавляясь таким образом от всего, что мешало жить. Вокруг костров водили хороводы, а одной из любимых забав были прыжки через пылающий костер. В этот день забывались все старые обиды и конфликты, и говорили: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Масленичные приметы. С Масленицей связано много примет. Считается, что чем больше напечь блинов, тем больше удачи, денег и здоровья будет в семье в этом году. Если же поскупиться на угощение и напечь мало блинов, то с финансами будет неважно. Если блины получались плохо пропеченными или некрасивыми, это означало, что не за горами трудные времена, болезни и неприятности. В процессе приготовления блинов надо было обязательно находиться в хорошем настроении, думать о благих делах и желать каждому, кто угостится блинчиком, добра и счастья. У каждой хозяйки были свои личные рецепты блинов на Масленицу, и они не всегда раскрывали свои секреты. Кроме привычных для всех нас яиц, муки и молока, они добавляли в тесто картофель, яблоки, гречиху, орехи, кукурузу. Еще наши предки верили, что холодная и ненастная погода перед началом Масленицы — к хорошему урожаю и благополучию. А девушки, которые хотели выйти замуж, должны были допьяна поить всех встречных — знакомых и незнакомых — мужчин, ведь встреча с подвыпившим человеком на Масленицу – это тоже добрая примета, обещающая счастливый и долгий брак. Традиции празднования Масленицы уходят корнями вглубь нашей истории. И в былые времена, и сейчас этот праздник отмечается с размахом, с разнообразными развлечениями и, разумеется, с блинами. Многие масленичные традиции сохранились до наших дней. Недаром масленица является одним из самых веселых народных гуляний! Веселой вам Масленицы, вкусных блинов и благополучия!
|
9 марта в Унечском краеведческом музее состоялась презентация юбилейной выставки местного талантливого художника Владимира Михайловича Косовцева, которому 8 марта исполнилось 80 лет. Косовцев - постоянный участник всех сборных выставок, пленэров, проводимых в нашем городе и районе, деятельный член Ассоциации унечских художников «Родники». Начальник Отдела культуры Нужнова М.В. со словами благодарности за многолетний труд по патриотическому и эстетическому воспитанию молодежи, за активное участие в культурной жизни района вручила юбиляру Почетные грамоты от администрации Унечского района и Унечского районного Совета народных депутатов. |
10 марта ежегодно в России отмечается День архивов. Пока это лишь неофициальный профессиональный праздник работников архивов, поскольку он был учрежден только Решением коллегии Федеральной архивной службы РФ 5 марта 2003 года, и не прошел полную официальную процедуру учреждения российских профессиональных праздников.
|
Дорогие, милые женщины - наши коллеги, партнёры, посетительницы! Коллектив Унечского краеведческого музея поздравляет вас с самым красивым и светлым весенним праздником — днем 8 Марта! Мы желаем вам замечательного праздничного настроения, женского счастья, благополучия, здоровья вам и вашим близким! Будьте всегда обаятельными, женственными и любимыми! С праздником!
|
7 марта, накануне замечательного весеннего праздника - Международного женского дня, в Унечском краеведческом музее с успехом прошла акция "Приведи девушку в музей!".
|
Необычная акция нашего краеведческого музея привлекла внимание региональных СМИ. Вчера, 3 марта, на сайте БрянскНовости.RU была опубликована заметка из газеты "Брянский регион".
О том, как Унечским парням накануне 8 Марта предложили привести любимых в «бабий кут» читайте по ссылке: https://bryansknovosti.ru/%d0%bf%d0%b0%d1%80%d0%bd%d1%8f%d0%bc-%d1%83%d0%bd%d0%b5%d1%87%d0%b8-%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d1%83%d0%bd%d0%b5-8-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bb%d0%be%d0%b6%d0%b8/
|
8 марта исполняется 80 лет нашему земляку, талантливому самобытному художнику Косовцеву Владимиру Михайловичу. Презентация юбилейной выставки художника пройдет в Унечском краеведческом музее 9 марта в 16-00. Несмотря на то, что Владимир Михайлович – технарь по образованию: закончил механико-технологическом факультет Омского политехнического института, став инженером-сварщиком, он любил живопись с рождения. Еще в детстве ходил на кружок к известному в Унече педагогу, основателю унечской детской художественной школы Ю.И. Саханову. Позже, живя в Омске, участвовал в двух сборных выставках на родном предприятии. Посетителями этих выставок были члены Союза художников, которые очень рекомендовали продолжить занятия творчеством. И его сложная профессиональная биография: работа в тяжелейших условиях на строительстве нефте- и трубопроводов в Сибири и Ираке ещё больше способствовала накоплению впечатлений и мудрости, без которых нельзя стать настоящим художником. И после возвращения в Унечу у него произошла знаковая встреча с художником Н.И. Холощаком, который «призвал» нынешнего юбиляра к серьёзному занятию творчеством, к развитию и самосовершенствованию и очень многому научил. С тех пор Владимир Михайлович - постоянный участник всех сборных выставок в городе, всех пленэров, проводимых в нашем районе, активный член Ассоциации Унечских художников «Родники». На презентации можно будет не только познакомиться с работами художника, но и многое узнать о жизни автора, об этапах его творческой биографии, послушать мнение о его живописи от коллег по цеху – унечских художников и прикладников. Музыкальными подарками для юбиляра и всех зрителей станут песни в исполнении друзей художника: Натальи Лихенко, Светланы Каленькиной, Егора Гранько, Дмитрия Кабанова. Приглашаем всех любителей живописи! Вход на презентацию свободный.
|
3 марта 1799 года русская эскадра Федора Ушакова взяла крепость Корфу в Средиземном море. Решительные действия великого флотоводца позволили овладеть неприступной крепостью с минимальными потерями. Суворов писал Ушакову: «Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!» ПРЕДЫСТОРИЯ Революционные войны Франции в конце XVIII века привели к тому, что на Средиземном море многие ключевые пункты в том числе Ионические острова, контроль над которыми позволял распространять своё влияние на Балканы, оказались захваченными французами. Черноморской эскадре Федора Фёдоровича Ушакова при поддержке небольшой турецкой флотилии во главе с Кадыр-беем было поручено взять под контроль Ионические острова, которые удалось захватить уже к началу ноября 1798 года. Оставалось взять только хорошо укреплённый о. Корфу. ПОЛОЖЕНИЕ И ПЛАНЫ СТОРОН Французы прикрывали о. Корфу с о. Видо и рассчитывали после затяжных артиллерийских дуэлей принудить русско-турецкий флот уйти в открытое море. Всего на о. Видо было около 800 солдат и 5 артиллерийских батарей под командованием бригадного генерала Пиврона, на о. Корфу в Старой и Новой крепостях размещалось 3 000 солдат при 650 орудиях под началом генерала Жабо. Ушаков планировал взять о. Видо, а затем, расположив на нём артиллерийские батареи, начать обстрел о. Корфу, сконцентрировав картечный огонь против расположения артиллеристов неприятеля. Во флотилии Ушакова было 12 линейных кораблей и 11 фрегатов, команда морских гренадёров 1700 человек, турецкие солдаты 4250 человек, а также 2000 греческих патриотов. Более того, русским матросам удалось к 26 января 1799 года построить на о. Корфу две батареи - напротив форта «Сан-Сальвадор» и Старой крепости, а также восстановить батарею на м. «Св. Пантелеймона». Именно с этих позиций будет наступать десант на о. Корфу. ХОД ШТУРМА 18 февраля в 7 часов утра Ушаков начинает штурм Корфу. Корабли «Казанская Богоматерь» и «Херим-Капитана» начали обстреливать картечью батарею №1 на о. Видо. Немного позже к обстрелу подключились все корабли, блокировавшие Видо. После 4-часового обстрела все батареи были подавлены, и на острове высадился десант в 2160 человек. На помощь к осаждённым пытались прийти два французских фрегата «Леандер» и «Ла Брюн», которые, однако получили существенные повреждения под огнём линейного корабля «Благословление Господне» и вынуждены были отступить. После 2 часового боя 200 защитников Видо были убиты, 420 французских солдат, а вместе с ними 20 офицеров и комендант острова ген. Пиврон взяты в плен. Около 150 человек сумели перебраться на Корфу вплавь. Русские потеряли 31 человека убитыми и 100 ранеными, потери турок и албанцев составили 180 человек убитыми и ранеными. Одновременно со штурмом и взятием о. Видо русские корабли вели обстрел укреплений Старой и Новой крепости на о. Корфу. Около 14.00 албанцы попытались захватить бастион «Св. Рока», но были отбиты. Уже следующая русско-турецкая совместная атака вынудила французов отступить в крепость. Штурм Старой и Новой крепости был назначен на 19 февраля, но вечером французы сдались на почётных условиях. ИТОГИ На Корфу в плен сдались 2931 человек (в том числе 4 генерала). Военными трофеями победителей стали: 114 мортир, 21 гаубица, 500 пушек, 5500 ружей, 37 394 бомбы, 137 тысяч ядер и т. д. В порту Корфу были захвачены линейный корабль «Леандр», фрегат «Брюне», бомбардирское судно, 2 галеры, 4 полугалеры, 3 купеческих судна и несколько других кораблей. Потери союзников составили около 298 человек убитыми и ранеными, из которых 130 русских и 168 турок и албанцев. Взятие Корфу поставило точку в претензиях Франции на Средиземноморское господство, а на Ионических островах была образована Республика Ионических островов, которая некоторое время была базой русского черноморского флота. КОРФУ Французская революция взорвала непрочный европейский мир. С 1792 г. континент погрузился в пучину войн, продолжавшихся более двух десятилетий. За это время политическая карта Европы претерпела существенные изменения. Это коснулось и средиземноморского региона, где в самом конце XVIII века завязывался сложных клубок противоречий. Успехи армии Наполеона в Италии, захват им у бессильной Венеции в 1797 г. Ионических островов вызвал серьезную тревогу не только среди европейских правительств и России, но и в Константинополе, где опасались высадки французского десанта в Греции. С другой стороны, после заключения Ясского мира, к концу XVIII века, благодаря дипломатическому искусству М.И. Кутузова российско-османские претерпели серьезные улучшения. Именно этот фактор, а также нападение в начале 1798 г. Наполеона на Египет, заставили турецкое правительство пойти на дальнейшее сближение с Россией – единственным, готовым прийти на помощь своему южному соседу, государством с мощным флотом. Впервые в истории взаимоотношений этих стран, между ними в 1799 г. был заключен оборонительный союз. Но еще раньше, 23 августа (2 сентября) 1798 г., эскадра под флагом адмирала Ф.Ф. Ушакова прибыла на Босфор. Сам султан Селим III инкогнито посетил флагманский корабль, а эскадра получила санкцию на свободный проход через Дарданеллы. Спустя неделю Османская империя разорвала дипломатические отношения с Францией. Во главе объединенной русско-турецкой эскадры был поставлен Ушаков, ему в помощь был дан патрон-бей (контр-адмирал) Абдул Кадыр, опытный и смелый моряк. 29 сентября (9 октября) эскадра подошла к острову Цериго. Французский гарнизон сопротивлялся храбро, но всего три дня. Ушаков проявил себя не только как искусный флотоводец, но и как тонкий дипломат: пленным сохранили знамена и оружие и отпустили их «под честное слово» - не воевать против России. Жителям острова адмирал объявил, что вводит здесь местное самоуправление. 14 (25) октября та же участь постигла крепость на острове Занте. Причем здесь пленных французов пришлось защищать от озлобленных греков, возмущенных грабительскими нравами оккупантов. Вскоре были захвачены острова Келафония, Итака, Святая Мавра. В ноябре 1798 г. над всеми Ионическими островами, кроме Корфу, развевались русские и турецкие флаги. 20 ноября эскадра Ушакова и Кадыр-бея подошла к Корфу. Изгнать с него французов было делом стратегической важности, так как остров находился непосредственно вблизи османских владений, и обладание им обеспечивало бы безопасность западной части Румелии. Ушаков, несмотря на противодействие английского адмирала Нельсона, стремившегося отвлечь русскую эскадру от взятия этой опорной базы Франции в Средиземноморье, сумел подготовить и осуществить одну из самых блестящих операций в истории русского флота. 3 марта 1799 г. четырехтысячный французский гарнизон этой первоклассной крепости капитулировал. Чтобы избежать больших потерь при штурме, Ушаков решил предварительно взять небольшой гористый островок Видо, высоты которого господствовали над окружающей местностью. Был высажен десант и после двухчасового боя остров был взят. После падения Видо ключ к Корфу был в руках Ушакова. Расположившиеся на захваченном острове русские батареи открыли огонь по укреплениям крепостей Корфу. К 3 марта комендант крепости, считая дальнейшее сопротивление бесполезным, сложил оружие. В плен, причем на почетных условиях сдачи (французам разрешалось покинуть остров с обещанием не участвовать в боевых действиях в течение 18 месяцев), попало 2931 человек, в том числе 4 генерала. Военными трофеями победителей стали 114 мортир, 21 гаубица, 500 пушек, 5500 ружей, 37 394 бомбы, 137 тысяч ядер и т. д. В порту Корфу были захвачены линейный корабль «Леандр», фрегат «Брюне», бомбардирское судно, 2 галеры, 4 полугалеры, 3 купеческих судна и несколько других кораблей. Потери союзников составили около 298 человек убитыми и ранеными, из которых 130 русских и 168 турок и албанцев. За этот штурм император Павел произвел Ушакова в адмиралы и наградил бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского, неаполитанский король - орденом святого Януария 1-й степени, османский султан - челенком, вышей наградой Турции. В ходе штурма крепости было опровергнуто устойчивое мнение современников - военных теоретиков, что приморские крепости берут только с суши, а флот обеспечивает тесную их блокаду. Ф.Ф. Ушаков предложил блестяще осуществленное новое решение: мощный обстрел укреплений корабельной артиллерией, подавление береговых батарей и высадка гренадерского десанта. Не зря великий полководец А.В. Суворов в своем поздравлении писал: «Ура! Русскому флоту… Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом». Архипелагская эпопея на этом завершилась. На освобожденных островах под временным протекторатом России и Турции была создана республика Республики Семи Соединенных Островов, в течение нескольких лет служившая опорной базой для русской средиземноморской эскадры А на самом Средиземном море Ушаков продолжал свою победоносную кампании, несмотря на то что у него не сложились отношения с командующим английским флотом Нельсоном. Тот считал русскую эскадру вспомогательной силой, призванной обслуживать британские интересы, настаивая на ее отправке к египетским берегам. Не случайно английский адмирал, понимая важность для британской империи занятия господствующих позиций в Средиземноморье, так и не дал Ушакову двинуться к стратегическому острову Мальта. Адмиралу пришлось отправится к берегам Неаполя и восстанавливать там власть короля Фердинанда. Однако успехи русского флота, равно как и блестяще проведенные в ходе этой кампании сухопутные операции А.В. Суворова, не принесли дипломатических выгод. Император Павел совершил резкий поворот в политике, разорвав союз с Англией и Австрией и начал переговоры о союзе с Наполеоном Бонапартом. Очередной поворот в русской политике произошел в ночь на 12 марта 1801 года. Великий князь Александр Павлович вышел к охранявшим Михайловский замок солдатам Семеновского полка и сказал, что его отец скончался от апоплексического удара. (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/shturm-ostrova-korfu)
|