Главная » Архив материалов
« 1 2 ... 18 19 20 21 22 ... 165 166 »

17 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея поддержала рекомендацию Всемирной конференции министров по делам молодежи о провозглашении 12 августа Международным днем молодежи.
Целью праздника служит напоминание о роли молодых людей в развитии и построении мира, и повседневных проблемах, которые стоят на их пути.
Сегодня в мире проживает рекордное число молодых людей — половина населения планеты — это люди в возрасте 30 лет и моложе.
По оценкам Всемирного доклада по вопросам молодежи, опубликованного в 2020 году, число молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет составляет 1,21 миллиарда человек, что соответствует 15,5% мирового населения.
Согласно прогнозам, к 2030 году она достигнет 1,29 миллиарда человек (15,1% от общей численности населения Земли).
В России же приживает почти 40 миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет.
С праздником!

Просмотров: 153 | Добавил: unechamuzey | Дата: 11.08.2023 | Комментарии (0)

В День города, 6 августа, директор краеведческого музея Н.А. Голик провела пешеходную экскурсию для делегации руководителей Унечского района и гостей города.
Маршрут начался со сквера кинотеатра «Мир», где играл духовой оркестр, были развернуты выставки мастеров декоративно-прикладного творчества и организована игровая программа и шоу мыльных пузырей для детей. Ознакомившись с работами мастеров, экскурсионная группа продвинулась дальше.
Сделав остановку у краеведческого музея, Наталья Александровна начала рассказ об истории возникновения улицы Октябрьской (бывшей Водоёмной и Водокачечной), а в процессе движения к центральной библиотеке продолжила рассказывать о самых интересных зданиях улицы, появлении площади им. Ленина и т.д.
На площадке около библиотеки была организована библиопанорама «А я люблю края родные». В ней гости могли рассмотреть тематические выставки, принять участие в «Праздничном квилте» и многое другое. Наталья Александровна представила выставку живописных и декоративно-прикладных работ педагогов ДХШ, приняла участие в наполнении «Книжной полки унечцев» и попробовала освоить старинную игру «Городки».
Далее экскурсия продолжилась в городском парке культуры и отдыха им. Уральских добровольцев. Наталья Александровна рассказала об истории создания любимого места отдыха унечцев и этапах его модернизации. 

Просмотров: 150 | Добавил: unechamuzey | Дата: 09.08.2023 | Комментарии (0)

Дорогие жители и гости города Унеча!
Поздравляем вас всех с наступающими праздниками – Днём железнодорожника и Днём города!
В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города. Этот профессиональный праздник работников данной отрасли был учрежден в царской России еще в 1896 году и был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог.
Город Унеча своим рождением обязан строительству шестого участка Полесских железных дорог, соединившему старинные города Гомель и Брянск. Одной из одиннадцати промежуточных станций на этом участке стала станция третьего класса Унеча, получившая своё название по реке Унеча, на берегу которой и располагается. 

  Именно поэтому День железнодорожника стал для нас ещё и Днём города!

 

Просмотров: 238 | Добавил: unechamuzey | Дата: 05.08.2023 | Комментарии (0)

1 августа под председательством главы администрации Унечского района А. М. Кускова состоялось очередное заседание коллегии, в котором приняла участие директор краеведческого музея Н. А. Голик.
          Наталья Александровна выступила с докладом «Роль музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения». Коллегия отметила, что, если раньше музей использовал традиционные формы работы - выставки, лекции, экскурсии, то сейчас популярны инновационные подходы к работе - театрализация, игровые занятия, уроки мужества, мастер-классы и другие.

Особое место в патриотическом воспитании занимает музейная педагогика, которая предусматривает разработку долговременных комплексных программ. Так год за годом, приходя в музей, ребята изучают родной край, его природные ресурсы, исторические и культурные традиции, узнают о людях, принесших ему славу. В ходе работы на занятиях у подростков повышается мотивация к активному усвоению и сохранению народных обычаев и традиций, развивается чувство долга, уважение к историческому наследию, формируется позитивно-социальный опыт, происходит гражданское становление личности, делаются шаги к формированию у них патриотических чувств.

 Оценкой труда коллектива музея стало награждение Государственным военным историко-культурным центром при Правительстве РФ Почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

От имени партнёров музея выступила педагог-организатор школы №5 А.В. Волуева, рассказав о тесном сотрудничестве своего школьного театрального коллектива «Перевоплощение» с краеведческим музеем на протяжении ряда лет. 

Члены коллегии признали работу музея  по патриотическому воспитанию активной и продуктивной и рекомендовали его сотрудникам продолжить её в том же направлении.

 

Просмотров: 182 | Добавил: unechamuzey | Дата: 03.08.2023 | Комментарии (0)

 

День Крещения Руси — государственная памятная дата Российской Федерации, установленная в 2010 году Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Праздник установлен в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году.

 

Датой для праздника было выбрано 28 июля — в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, известного также как Владимир Красное Солнышко. Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере.

Согласно преданию, князь сделал выбор в пользу православия под впечатлением от рассказов своих посланников, которых он отправил в Константинополь и которые вернулись, пораженные великолепием церковной службы.

Разумеется, крещение Руси не могло произойти мгновенно. Первым в новую веру обратился сам князь Владимир — согласно «Повести временных лет», это произошло в Херсонесе в 988 году. В этом же году, по возвращении в Киев, князь крестил всех своих сыновей; позже крестились бояре и другие приближенные к нему люди, а потом произошло массовое крещение горожан — у места впадения в Днепр реки Почайны.

Летописи так описывают это событие: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте...» В других городах процесс крещения произошел позже.

Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Вслед за Киевом православие приняли и другие города. Однако Крещение Руси в действительности затянулось на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не победило языческие верования.

Вместе с принятием христианства, из Византии, на Русь пришла и живописная традиция, согласно которой, все изображаемые образы и сюжеты рассматривались как отражения Мира Горнего - Небесного. То есть, эта живопись не воспринималась как собственно искусство, а являлась объектом религиозного поклонения.

В Византии были выработаны строгие каноны, которые ограничивали круг того, что может быть изображено в картине, регламентировали способы и приёмы живописного изображения, место расположения образов в пространстве храма, а также включали определённую символику, понятную только верующим. Все эти, вместе взятые, правила получили название иконография. Она распространялась на все виды православной живописи: монументальную (мозаика и фреска) и станковую (икона и книжная миниатюра).

Слово «ико́на» переводится с греческого как «о́браз», поэтому на Руси иконы называли ещё образа́́ми.

Икона – это картина религиозного содержания, написанная на досках, натуральными (темперными или минеральными) красками, с соблюдением иконографического канона. Образа́ми украшались интерьеры церквей, и они были непременным атрибутом русского средневекового жилища, от царских палат, до самых бедных изб и хижин. Ими освящали культовые и гражданские постройки, благословляли на новые дела и на брачные союзы, дарили близким людям по особым случаям, их брали с собой на войну бойцы, с ними провожали в последний путь и т.д. Таким образом, вся жизнь русского человека проходила с иконами, которые становились неотъемлемой частью его мышления.

Сегодня мы представляем вашему вниманию небольшой видео-обзор музейной коллекции икон, которые представлены в экспозиции музея и хранятся в наших запасниках.

Просмотров: 132 | Добавил: unechamuzey | Дата: 28.07.2023 | Комментарии (0)

Год назад, 26 июля, на 92 году ушел из жизни старейший краевед Унечского района, член Союза журналистов РФ, заслуженный работник культуры Российской Федерации Бовтунов Александр Трифонович.

 

Автор шести книг об истории района и его людях, талантливый журналист, много лет отработавший главным редактором любимой газеты горожан "Ленинское знамя", ныне носящей название "Унечская газета", он пользовался огромным уважением и авторитетом у земляков.

 

С Унечским краеведческим музеем его связывали многие годы сотрудничества и дружбы. Он неоднократно был участником музейных конференций и круглых столов, гостем встреч и презентаций. Его выступления всегда были яркими, талантливыми и интересными, как и вся его жизнь, посвященная истории и культуре Родины.

Его литературное наследие - книги по истории района - станут важным историческим источником для будущих поколений унечан, а также бесценными экспонатами в фондах музея.

Более подробно можно прочесть в статье:

Голик Н.А. «Летописец Унечской земли. Александр Трифонович Бовтунов»  

Просмотров: 137 | Добавил: unechamuzey | Дата: 26.07.2023 | Комментарии (0)

Сегодня разговор о народных музыкальных инструментах был бы неполным без обращения к традициям нашей страны и к истории появления самобытных русских инструментов. Народное творчество хранит в себе память веков, специфические национальные черты нашего народа. Духовная жизнь, бытовой уклад, эстетические и нравственные устои — всё нашло отражение в музыке и способах её исполнения.

Погрузиться в историю нам помогают «свидетели» того времени: фрески, иконы, миниатюры рукописей, лубочные картинки, археологические находки, легенды, сказки, предания. Благодаря им мы знаем, что практически все крестьяне играли на каких-либо инструментах и сами их делали из подручных материалов. Музыка и обучение игре на инструментах неразрывно связаны с играми и работой в русских деревнях.

Например, на фресках в башне Софийского собора (заложен в 1037 г.) изображены скоморохи, играющие на арфе, трубе и флейте, плясуны, водящие хоровод. Подобные изображения есть и в Дмитриевском соборе во Владимире (XII век), на новгородской иконе «Знамение», в Летописном своде 1205-1206 годов.

В те времена в Древней Руси творчество скоморохов и гусляров осуждалось церковью и признавалось бесовством. Поэтому народные музыкальные инструменты были не в почёте у власти, изымались и уничтожались. Так, в одной из летописей приведён указ, который требует искоренения скоморошества: «...где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовския игры велеть жечь...».

Благо, что эти времена тоже прошли и народ продолжал творить и жить вместе с музыкой. В XIX веке начинают появляться первые пособия по обучению игре на народных инструментах. А к концу века оформляется идея создания первого оркестра русских народных инструментов. Сейчас в оркестр русских инструментов входят группа балалаек, группа домр, баяны, гусли, ударные, духовые.

Сегодня мы расскажем о нескольких музыкальных инструментах: балалайке, гармошке, трещотках и колотушках.

Просмотров: 265 | Добавил: unechamuzey | Дата: 17.07.2023 | Комментарии (0)

Как выглядел костюм крестьянина нашей местности, жившего в позапрошлом веке на территории современного Унечского района. Начнем с того, что Унечского костюма, как такового, в чистом виде не существовало. Он включал в себя элементы костюмов всех трех уездов Черниговской губернии: Суражского, Стародубского и Мглинского. Кроме того, сильное влияние на него оказывали соседние Украина и Белоруссия.

В фондах Унечского краеведческого музея имеются костюмы и отдельные вещи, относящиеся к началу и середине XX в. Большую часть музейной коллекции составляют женские рубахи - главный элемент женского костюма.

Рубахи шились из льняного, или конопляного домашнего холста и по способу пошива чаще всего были составными. Верхняя часть называлась - стан, а нижняя – подстава. По мере изнашивания подставу могли отпороть и заменить новой.

Практически все рубахи, мужские и женские, а также рушники, скатерти, подзоры, боговникн были украшены вышивкой и цветным ткачеством. Эта традиция идет из глубокой древности, когда считалось важным «обезопасить» предметы домашнего обихода, а также все необходимые отверстия в одежде: ворот, подол, рукава. Вышивка была не сколько украшением, сколько оберегом и содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Черно-красной вышивкой украшались воротничок-стоечка, манжеты, низ рубахи и особенно верхняя часть рукава; в некоторых случаях даже швы, соединяющие оплечье с рукавом, были вышиты.

Особой яркостью отличались рубахи молодух - женщин первого года замужества. У девушек рубахи были скромнее, а пожилые крестьянки носили простые белые рубахи почти без вышивки. По обилию украшений различались также праздничные и повседневные рубахи.

Второй по численности частью коллекции являются сарафаны или, как их называли в нашей местности, саяны.

Зимние сарафаны шили из домотканой шерсти розового и красного цветов, тяжелые и громоздкие. Летние сарафаны - сатиновые, разных цветов. Праздничные – красные, бордовые; будничные - черные, синие. Покрой всех саянов одинаков: широкая юбка со складками пришивалась к облегающему тело лифу. Застежка располагалась спереди на отстроченной планке.

Костюм в нашей местности очень часто дополнялся безрукавкой или, как у нас говорили, корсетом. Корсет украшался красной отстроченной отделкой по горловине, планке, пройме и низу.

Обязательным атрибутом женского костюма нашего края был передник или фартук. Передник повязывался по талии и закрывал переднюю нижнюю часть костюма.

Ну и куда же без головного убора. С начала ХХ в. в нашей местности стали широко использовать фабричные платки, но сохраняются и старые головные уборы: чепцы, повойники. Главная задача повойника - прикрыть волосы хозяйки. В нашей местности его носили без платка, поэтому старались украсить строчками, защипами, рюшками, разноцветными ленточками.

И последний элемент женского костюма - обувь. В нашем крае повсеместно были распространены лапти, сплетенные из коры разных деревьев, чаще - липы и ивы, иногда - березы. Плели лапти также из крапивы и пеньки.

Намного скромнее был мужской костюм. Он состоял всего лишь из рубахи, портов, да пояса – кушака. На праздники мужчины наряжались в рубахи-косоворотки, сшитые из выбеленного тонкого полотна, украшенные вышивкой по горловине и на груди, а в будни одевали практичные рубахи с прямым воротом из грубой ткани. Порты шились из конопляной или льняной материи. Пояс придавал законченный вид костюму и статусность своему владельцу и имел важное функциональное значение – на него можно было повесить ключи, кисет, кошелек. Позже к портам с внутренней стороны стали вшивать потайные мешочки и называть их карманом.

Просмотров: 170 | Добавил: unechamuzey | Дата: 17.07.2023 | Комментарии (0)

        Частушка - неотъемлемая часть духовной жизни нашего народа, жанр русского фольклора. В ней ярко и образно прослеживаются все стороны жизни - и городской, и сельской, все происходящие события - и горестные, и радостные. Как только не называли частушки в народе: коротушки, припевки, пригудки, прибаски, собирушки, прибрешки, ихохошки…

        В 2015 году сотрудниками краеведческого музея была проведена работа по сбору частушек Унечского района. При активном участии местных жителей нам удалось сделать небольшой сборник частушек. Особая благодарность и глубокая признательность Голик Елене Евтиховне, Мельниковой Людмиле Фёдоровне, Мищенко Тамаре Макаровне, Галабурде Виктору Васильевичу за помощь в создании сборника.

        Сборник будет полезен тем, кто увлекается историей и традициями родного края, любит, сохраняет и популяризирует народное творчество.

В видео использован фрагмент аудио записи концерта Шулаковского СДК.

Просмотров: 168 | Добавил: unechamuzey | Дата: 17.07.2023 | Комментарии (0)

В марте 2022 года участники V Всероссийского конгресса фольклористов предложили в Год культурного наследия народов России учредить профессиональный праздник – Единый День фольклора. Отмечать его будут ежегодно 17 июля. Направлен он на сохранение, развитие и популяризацию в обществе фольклорного наследия народов России. Праздники позволит объединить усилия заинтересованных учреждений и ведомств, специалистов и граждан в деле сохранения, изучения и продвижения фольклора.

Фольклор в переводе с английского, «народная мудрость» ‒ это русские народные песни, частушки, танцы, потешки, поговорки, дразнилки – это устное народное творчество.  А народное творчество живет вечно!

Сегодня мы приготовили для вас небольшой экскурс в мир фольклора. Мы расскажем о частушках, народных музыкальных инструментах и, конечно же, об Унечском народном костюме.

 

Просмотров: 201 | Добавил: unechamuzey | Дата: 17.07.2023 | Комментарии (0)